Антон Шмид
Антон Шмид | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 13 апреля 1942 г. Стефанская тюрьма, Вильнюс , Рейхскомиссариат Остланд | (42 года)
Причина смерти | Расстрел |
Занятие | Электрик |
Известный | Спасение евреев во время Холокоста |
Супруг | Стефани Шмид |
Дети | Герта Шмид |
Награды | Праведник народов мира |
Военная карьера | |
Ветвь | ![]() ![]() |
Лет службы | 1918 1939–1942 |
Классифицировать | сержант |
Единица | государственной армии 898-й батальон Полевое командование 814 |
Битвы/войны | Первая мировая война Вторая мировая война |
Праведный Среди народов |
---|
![]() |
По стране |
Антон Шмид (9 января 1900 — 13 апреля 1942) — австрийский новобранец Вермахта , спасавший евреев во время Холокоста в Литве . Набожный, но аполитичный католик и электрик по профессии, Шмид был призван в австро-венгерскую армию во время Первой мировой войны , а затем в Вермахт во время Второй мировой войны .
Назначенный в конце августа 1941 года руководителем отдела по возвращению застрявших немецких солдат в свои части, он начал помогать евреям после того, как к нему подошли двое с просьбой о заступничестве. Шмид прятал евреев в своей квартире, получал разрешения на работу, чтобы спасти евреев от резни в Понарах , перевозил евреев на грузовиках Вермахта в более безопасные места и помогал подполью Виленского гетто . По оценкам, до своего ареста в январе 1942 года он спас около 300 евреев. Шмид предстал перед военным трибуналом за активную защиту евреев, приговорен к смертной казни и расстрелян 13 апреля 1942 года.
признал Шмида « Праведником народов мира» После войны Яд Вашем за его усилия по оказанию помощи евреям и считал его символом немногих немцев, которые бросили вызов программе истребления своего правительства. Его прием был более противоречивым в Германии и Австрии, где его все еще считали предателем на протяжении десятилетий. Первое официальное поминовение его в Германии состоялось только в 2000 году, но теперь его называют примером гражданского мужества , которому Бундесвера должны следовать солдаты .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Антон Шмид родился в Вене , тогдашней Австро-Венгрии , 9 января 1900 года. Его отец был пекарем, а оба его родителя были набожными католиками из Никольсбурга , Моравия (ныне Микулов, Чехия ). Они крестили Шмида и дали ему образование в католической начальной школе. После окончания института пошел учиться на электрика. [1]
Шмид был призван в австро-венгерскую армию в 1918 году. [1] и пережил напряженные бои при отступлении из Италии в последние месяцы Первой мировой войны . Он стал электриком и открыл небольшой радиомагазин на Клостернойбургерштрассе. [ из ; к ] , Бригиттенау , Вена, где он нанял двух евреев. Якобы в молодости он был влюблен в еврейскую девушку. [2] [3] Шмид, который был женат и имел дочь, [4] не принадлежал ни к каким организациям, кроме католической церкви . [2]
О жизни Шмида до Второй мировой войны мало что известно . [1] После аннексии Австрии Германией в 1938 году Шмид произвел гражданский арест человека, который разбил окно соседа-еврея и помог нескольким друзьям-евреям бежать в соседнюю Чехословакию . [2] [3] После начала войны после вторжения Германии в Польшу в сентябре 1939 года его призвали в немецкую армию , но из-за возраста не предполагалось, что он будет служить на передовой. По словам немецкого историка Вольфрама Ветте , он был «штатским человеком в военной форме», не соответствующим военной культуре. [5] [6]
Ветте описывает его как неидеологического гуманиста , чья оппозиция нацизму проистекала исключительно из его уважения к человеческой жизни. По словам Германа Адлера , один из евреев, которых спас Шмид, он был «простым сержантом» и «социально неуклюжим человеком в мыслях и речи», не читавшим ни газет, ни книг.
Спасательные акции в Вильнюсе
[ редактировать ]
Сначала он дислоцировался в Польше и Белоруссии. [7] В конце августа 1941 года, после вторжения в Советский Союз , он был переведен в 898-й батальон Ландесвера в Вильнюсе , входившем тогда в немецкую оккупационную зону Рейхскомиссариата Остланд . Шмида перевели в отделение под названием Feldkommandantur 814, персоналу которого было поручено собирать немецких солдат, которые были отделены от своих частей, и перераспределять их. [8] [9] [7] Хотя сержант. Шмид строго допрашивал солдат, сочувствовал им (многие на самом деле страдали от боевой усталости ) и избегал предъявления им обвинений в правонарушениях по немецкому военному законодательству, таких как дезертирство или трусость перед лицом врага, которые привели бы к военному трибуналу и смертная казнь . [10]
Только за первую неделю сентября 1941 года 3700 евреев Вильнюса были схвачены и убиты, большинство из них - в ямах смерти Понары за пределами города. Шмид мог видеть пункт сбора за окном и был свидетелем сцен невероятной жестокости. Первым евреем, которому он помог, был Макс Сэлинджер, польский еврей из Бельско-Бяла, свободно владевший польским и немецким языками; скорее всего, Сэлинджер обратился к Шмиду. Шмид дал Сэлинджеру расчетную книжку рядового Макса Юпперта, Вермахта убитого солдата , и нанял его машинисткой в контору. Сэлинджер пережил войну. [11] [8]
Вторым евреем, которого спас Шмид, была 23-летняя литовская еврейка по имени Луиза Эмайтисайте. Эмайтисайте однажды удалось избежать облав, но ее поймали за пределами гетто после комендантского часа, за который грозила смертная казнь. Спрятавшись в дверном проеме, она увидела проходившего мимо Шмида и попросила его о помощи. Шмид временно спрятал ее в своей квартире, а позже нанял в офис, где пригодились ее знания нескольких языков и стенографии. Разрешение на работу защитило ее, и она также пережила войну. [10] Эти примеры показывают, что Шмид не собирался помогать евреям, а вместо этого его действия по спасению были вызваны их призывами о помощи. [9]
Я хочу рассказать вам, как все это произошло. Литовские военные согнали многих евреев на луг за городом и расстреляли их, каждый раз по две-три тысячи человек. По дороге они убивали детей, швыряя их об деревья и т. д., можете себе представить.
Антон Шмид в письме семье, 9 апреля 1942 г. [а]
В рамках политики вермахта по экономической эксплуатации завоеванных территорий был добавлен участок столярных и обивочных работ, которым руководил Шмид. Из-за нехватки желающих и квалифицированных литовских рабочих было трудоустроено много евреев. [8] [13] В октябре 1941 года многие разрешения были аннулированы с целью убийства многих евреев в гетто.
Офису Шмида, в котором на тот момент работало 150 евреев, было выделено всего 15 разрешений, которые охватывали 60 евреев, включая владельцев и членов семей. [14] Евреи называли эти сертификаты «документами об освобождении от смерти», потому что они обычно не позволяли полиции и СС арестовывать и убивать владельцев. [8]
Остальные 90 евреев умоляли Шмида отвезти их на грузовиках Вермахта в соседний город Лида , Беларусь, где, по их мнению, они будут в большей безопасности. Шмид так и сделал, временно спасая их от смерти в Понарах, и совершил несколько поездок в Лиду вместе с другими евреями. [14] Позже Шмиду удалось получить больше этих жизненно важных разрешений и в конечном итоге нанять 103 еврея на различные работы. [8] [15] По показаниям, Шмид обращался со своими работниками — как евреями, так и советскими военнопленными. [16] — гуманно и даже сумел спасти некоторых из тех, кто был доставлен в Лукишкскую тюрьму для казни. [8]
С ноября 1941 года до своего ареста в январе Шмид скрывал Германа Адлера, родившегося в Братиславе члена еврейского сопротивления, и его жену Аниту под фальшивыми документами в квартире Шмида в Вильнюсе. [17] [18] [14] Адлер познакомил Шмида с ключевыми фигурами движения сопротивления Виленского гетто, включая Мордехая Тененбаума , лидера восстания в Белостокском гетто 1943 года , и Чайку Гроссман . Квартира Шмида использовалась как место встреч еврейских партизан; во время встречи в канун Нового 1941 года Тененбаум сделал Шмида почетным членом Виленской сионистской организации.
Шмид, Адлер и Тененбаум разработали план по спасению евреев из Виленского гетто путем их перевозки в Белосток , Лиду и Гродно , которые считались более безопасными. Под предлогом того, что он переправляет необходимых еврейских рабочих в места, где они больше всего нужны, он вывез из Вильно около 300 евреев. Хотя Шмид действительно помогал еврейскому движению сопротивления, где мог, у партизан Виленского гетто в то время не было оружия, поэтому Шмид не помогал вооруженным еврейским повстанцам. [19] [20]
Мы все должны умереть. Но если я могу выбирать, умереть ли мне убийцей или помощником, я выбираю смерть как помощника.
Антон Шмид в заявлении Герману Адлеру [21]
За помощь еврейскому движению сопротивления Шмид был арестован в конце января 1942 года и заключен в Стефанскую тюрьму в Вильнюсе. [22] [23] Он был приговорен к смертной казни 25 февраля и казнен 13 апреля. Протокол судебного заседания не сохранился, поэтому исследователи не уверены, кто его обвинил и в каких именно преступлениях его обвинили. [8] [23] [24] В своем последнем письме семье Шмид написал: «Я просто действовал как человек и не хотел никому причинять вред». [12] Он был одним из трех солдат Вермахта , казненных за помощь евреям. [25] К лету 1942 года в его офисе больше не работали евреи. [8] Неизвестно, сколько евреев ему удалось спасти. [8] но это число по разным оценкам составляет 250 [26] или 300. [1]
Память и наследие
[ редактировать ]Австрия
[ редактировать ]По словам вдовы Шмида, многие соседи назвали ее покойного мужа предателем и кто-то разбил ей окна. [27] [28] Австрия не признавала Шмида жертвой нацизма до конца 1950-х годов, что лишило его вдову и дочь финансовой поддержки, на которую они в противном случае имели бы право. [28] Однако после войны Сэлинджер поехал в Вену и рассказал Стефани Шмид о том, что сделал ее муж, и попытался поддержать ее материально. [3]
В 1965 году Симон Визенталь получил адрес Стефани Шмид от друга в Тель-Авиве. Центр Симона Визенталя организовал поездку Шмид в Вильнюс с дочерью и зятем, несмотря на коммунистические ограничения на поездки, и профинансировал строительство нового надгробия с надписью «Здесь покоится человек, который считал, что важнее помочь своему ближнему, чем Жить". [27] 11 декабря 1990 года возле его дома в Вене была установлена мемориальная доска, которую открыл мэр Гельмут Зилк . В марте 2003 года его именем была названа улица в Вене. [29] и Курьер назвал его «австрийским Оскаром Шиндлером ». [3]
В январе 2020 года казармы Россауэра были переименованы в Бернардис -Шмид-Казерн. [30]
Израиль
[ редактировать ]За те несколько минут, которые потребовались Ковнеру, чтобы рассказать о помощи, пришедшей от немецкого сержанта, в зале суда воцарилась тишина; как будто толпа спонтанно решила соблюсти обычные две минуты молчания в честь человека по имени Антон Шмид. И в эти две минуты, похожие на внезапную вспышку света среди непроглядной, непостижимой тьмы, ясно, неопровержимо, вне всякого сомнения, выступила одна мысль – насколько все было бы сегодня по-другому в этом зале суда, в Израиле, в Германии, во всей Европе и, возможно, во всех странах мира, если бы можно было рассказать больше таких историй.
Отчет о новогодней встрече Шмида с участниками еврейского сопротивления был доставлен еврейским курьером Лонкой Козебродской в Варшавское гетто и сохранен в архиве Рингельблюма . Уже Шмид был описан как один из חֲסִידֵי אֻמּוֹת הָעוֹלָם (хасидей умот хаолам, « Праведник народов мира »). [32]
Первый опубликованный отчет о спасении Шмида был в прозе Gesänge aus der Stadt des Todes («Песни из города смерти»), опубликованной в 1945 году в Швейцарии Германом Адлером, посвятившим восьмую главу Шмиду. Адлер заявил, что евреи в гетто читали Кадиш за Шмида. По словам Шёпса, Адлер описывает спасательную деятельность Шмида «в духе святой легенды». [17] [29] Свидетельства о нем Тененбаум и Ицхака Цукермана вошли в « Свитки огня» . [33]
Абба Ковнер , бывший участник сопротивления Виленского гетто, давал показания о Шмиде на суде над нацистским военным преступником Адольфом Эйхманом . Именно от Шмида Ковнер впервые услышал об Эйхмане; Шмид рассказал Ковнеру, что до него дошел слух, что «есть один пес по имени Эйхман, и он все устраивает». Ковнер подчеркнул, что Шмид предложил свою помощь бескорыстно, не приняв никакой оплаты. [29] В 1964 году Яд Вашем , официальный израильский мемориал Холокоста, наградил Шмида признанием Праведника народов мира за его усилия по спасению жизней евреев во время Холокоста. [34] Его вдова поехала в Иерусалим на церемонию и посадила дерево в Саду Праведников . [35] [32] Шмид был одним из первых немцев и австрийцев, удостоенных этой чести. [36] Многие евреи, в том числе Симон Визенталь , называли Шмида «подобным святому». [36]
Германия
[ редактировать ]Рендсбурге Первое официальное мероприятие , посвященное памяти немецкого солдата, который рисковал своей жизнью ради спасения евреев во время Холокоста, было организовано Бундесвером 8 мая 2000 года, когда он переименовал военную базу в в « Фельдфебель-Шмид-Казерн » в честь его храбрость. Имя Шмида заменило имя генерала Гюнтера Рюделя , немецкого офицера, который участвовал в обеих мировых войнах и был почетным судьей в нацистских народных судах , которые выносили суммарные приговоры, предписывающие казнить тысячи людей после заговора 20 июля с целью убийства Адольфа Гитлера . [37] [38] [35] Однако более позднее исследование показало, что Рюдель наблюдал только за одним судебным процессом и выступал за оправдание. [39] Переименование ознаменовало радикальное изменение отношения Германии к Вермахта роли в войне, которое совпало с открытием скандальной выставки, посвященной Вермахта преступности . [37] [38] [35]
По приглашению федерального министра обороны Германии Рудольфа Шарпинга президент Хайнц Фишер присутствовал на церемонии присвоения имени казармам в качестве президента Национального совета Австрии в Рендсбурге. Шарпинг высоко оценил «храбрость и отвагу» Шмида и заявил, что он является новым примером для сегодняшнего немецкого солдата. Отмечая, что неповиновение нацистским властям по-прежнему остается деликатной темой в Германии, он добавил: «Мы не свободны выбирать нашу историю, но мы можем выбирать примеры, которые мы извлекаем из этой истории». Командир выразил протест против удаления имени Рюделя и отказался присутствовать. [38] [27] Американский историк Фриц Штерн писал, что почитание Шмида «укрепляет наш демократический дух» и является отказом от послевоенных взглядов, в которых немецкое сопротивление было табу. [40] Казарму закрыли в 2010 году. [41] казармы Бундесвера в Бланкенбурге (Гарц) . 22 июня 2016 года имени Шмида были присвоены [42]
По словам Шёпса, Шмид «вероятно, самый замечательный» из всех спасателей Вермахта в Вильнюсе, поскольку он не только помогал еврейским беженцам, но и способствовал еврейскому сопротивлению. Другие спасатели Вермахта , такие как майор Карл Плагге , работали внутри системы, спасая евреев. [2] Вольфрам Ветте описал Шмида как «одну из золотых крупинок, спрятанных под кучей обломков». [б] в истории нацистской Германии, поскольку немцев, готовых рисковать своей жизнью, чтобы помочь евреям, было очень мало. По словам Ветте, Шмид несет «послание мужественного человечества». [с] это может послужить руководством для настоящего и будущего Германии. [23] Шмид был представлен в публикации кантона Люцерн , посвященной людям, проявившим гражданское мужество . [1]
- Памятники Антону Шмиду
- Дерево в саду праведников
- Распись на мемориальном мероприятии в Австрии в 2011 году.
- Кольцевая развязка в Хайфе , Израиль.
- Фельдфебель-Шмид-Казерн, Рендсбург , Германия
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ По словам Шёпса, Шмид не мог сказать, что немцы несут ответственность за массовые убийства из-за военной цензуры. [12] Полный текст письма напечатан у Бартропа (2016 , стр. 352) и Ветте (2014 , стр. 79).
- ^ Немецкий : принадлежит золотым крупинкам под большой кучей обломков.
- ^ Немецкий : Послание мужественного человечества
Цитаты
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Закон 2014 , с. 74.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Шопс 2008 , с. 501.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Курьер 2013 .
- ^ Жанрон 2013 , с. 1.
- ^ Шопс 2008 , стр. 501–502.
- ^ Бартроп 2016 , стр. 246–247.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б В среднем за 2008 год , с. 391.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Шопс 2008 , с. 502.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Закон 2014 , с. 75.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Закон 2014 , с. 76.
- ^ Закон 2014 , стр. 75–76.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шопс 2008 , с. 503.
- ^ Примель 2008 , стр. 391–392.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Закон 2014 , с. 77.
- ^ Примель 2008 , стр. 392–393.
- ^ Закон 2014 , стр. 76–77.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Закон 2007 , с. 281.
- ^ Шопс 2008 , стр. 503–504.
- ^ Закон 2014 , стр. 77–78.
- ^ Шопс 2008 , стр. 502–503.
- ^ Шопс 2008 , с. 507.
- ^ Смешнее 2000 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Закон 2014 , с. 78.
- ^ Примель 2008 , с. 402.
- ^ Тимм 2015 .
- ^ Бартроп 2016 , с. 247.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шопс 2008 , с. 505.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Жанрон 2013 , с. 3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шопс 2008 , с. 504.
- ^ «Казарма для двух храбрецов» . 29 января 2020 г.
- ^ Закон 2007 , стр. 279–280.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Обещание. «Золотая звезда Давида» | Вехи | Дань уважения Праведникам народов мира» . Яд Вашем . Проверено 20 октября 2018 г.
- ^ «Антон Шмид в описании лидеров еврейского сопротивления» . Яд Вашем . Проверено 17 октября 2018 г.
- ^ «Антон Шмид» . Яд Вашем . Проверено 17 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бартроп 2016 , с. 248.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Жанрон 2013 , с. 4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Torgovnick 2008 , p. 159.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Коэн 2000 .
- ^ Закон 2007 , с. 279.
- ^ Шопс 2008 , стр. 505–506.
- ^ «Поиск улик/Казармы фельдфебеля Шмида» . Открытый канал Шлезвиг-Гольштейн (на немецком языке) . Проверено 20 октября 2018 г.
- ^ Шайдль 2016 .
Источники печати
- Бартроп, Пол Р. (2016). Сопротивление Холокосту: сторонники, партизаны и выжившие . АВС-КЛИО . ISBN 9781610698788 .
- Примель, Ким К. (сентябрь 2008 г.). «В серую зону: очевидцы Вермахта, политика Германии на рынке труда и Холокост». Журнал исследований геноцида . 10 (3): 389–411. дои : 10.1080/14623520802305743 . S2CID 144427695 .
- Шопс, Карл-Хайнц (2008). «Холокост и Сопротивление в Вильнюсе: Спасатели в форме «Вермахта». Обзор немецких исследований . 31 (3): 489–512. JSTOR 27668589 .
- Торговник, Марианна (2008). Военный комплекс: Вторая мировая война в наше время . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226808796 .
- Ветте, Вольфрам (2007). Вермахт: история, миф, реальность . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674025776 .
- Бет, Вольфрам (2014). «Еврей-Крысолов из Вермахта. Сержант Антон Шмид (1900–1942)» [Спасатель евреев из Вермахта. Сержант Антон Шмид (1900–1942)] (PDF) . В Мюллере, Джулия (ред.). Люди с моральным мужеством. Мужество, стойкость и ответственные действия в истории и современности [ Люди с гражданским мужеством. Мужество, сопротивление и ответственные действия в прошлом и настоящем ] (на немецком языке). Люцерн: Кантон Люцерн . стр. 74–82.
Веб-источники
- Коэн, Роджер (9 мая 2000 г.). «Новая модель для солдат в Германии» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 октября 2018 г.
- Жанрон, Вернер (20 октября 2013 г.). «Некоторые современные святые? Антон Шмид (1900–42)» (PDF) . Тринити-колледж, Кембридж .
- «Österreichs «Оскар Шиндлер» » [Австрийский Оскар Шиндлер]. Курьер (на немецком языке). 31 августа 2013 года . Проверено 20 октября 2018 г.
- Люстигер, Арно (3 июня 2000 г.). «Фельдфебель Антон Шмид» . www.rsw.hd.bw.schule.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 24 мая 2011 года . Проверено 20 октября 2018 г.
- Шайдль, Ханс Вернер (10 июня 2016 г.). «Праведник: сержант Шмид назван покровителем». Пресса (на немецком языке) . Проверено 19 октября 2018 г.
- Тимм, Сильвия (4 мая 2015 г.). «Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия историку Вольфраму Ветте» [Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия историку Вольфраму Ветте»). Баденская газета . Проверено 22 декабря 2016 г.
- Деггерих, Маркус (28 января 2009 г.). «Последнее табу: реабилитирует ли Германия наконец «предателей» нацистской эпохи?» . Шпигель онлайн . Проверено 20 октября 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Бет, Вольфрам (2013). Антон Шмид: Герой человечества ( Сержант на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: С. Фишер. ISBN 978-3-10-091209-1 .
- Винингер, Манфред (2014). добра: сержант Антон Шмид ( Банальность на немецком языке) (1-е изд.). Общество Теодора Крамера. ISBN 978-3-901602-56-6 .
- 1900 рождений
- 1942 смертей
- Австро-венгерские военнослужащие Первой мировой войны
- Австрийские военнослужащие погибли во Второй мировой войне
- Австрийские Праведники народов мира
- Военные из Вены
- Казненные члены немецкого Сопротивления
- Австрийцы казнены нацистской Германией
- Электрики
- Австрийские католики
- Католики в немецком Сопротивлении
- Католические праведники народов мира
- Австрийцы моравско-немецкого происхождения
- Солдаты немецкой армии Второй мировой войны
- Военнослужащие немецкой армии погибли во Второй мировой войне
- Люди из Бригиттенау
- Военнослужащие, представшие перед военным трибуналом
- Люди казнены за измену нацистской Германии
- Люди, расстрелянные нацистской Германией
- Похороны на кладбище Антакальнис.
- Немецкие чиновники нацистской эпохи, сопротивлявшиеся Холокосту
- Люди, казненные нацистской Германией за помощь евреям
- Люди, спасавшие евреев во время Холокоста