Курдское кино
Курдское кино фокусируется на курдском народе и культуре. Судьба курдов как народа без государства сформировала их кинематограф. Курдские фильмы часто показывают социальные обиды, угнетение , пытки , нарушения прав человека и жизнь чужого человека. Курдское кино имеет большое значение для курдов, поскольку оно дает возможность художественно привлечь внимание к их собственной ситуации. Однако из-за государственных репрессий большинство фильмов снимается в изгнании . Лучшим примером этого является Турция , где курдам не разрешалось говорить на своем родном языке до 1991 года, что затрудняло разработку их фильмов. [1]
История
Первым документально подтвержденным курдским фильмом, снятым в Советской Армении, был немой фильм 1927 года под названием «Заре» , снятый Амо Бекназаряном . В фильме, действие которого происходит в 1915 году, рассказывается о романе между молодой парой езидов , пастухом Сайдо и титулованным Заре. В соответствии с идеологией 1920-х годов фильм показывает, как царская администрация использовала невежество курдов, чтобы эксплуатировать их с помощью религиозных священнослужителей и лидеров. «Крдер-эзиднер» («Курды-езиды») , еще один эпохальный черно-белый немой фильм о курдах-езидах в Советской Армении, был выпущен в 1933 году. Режиссер Амаси Мартиросян , он показывал создание колхоза в курдской деревне. [2]
Одним из отцов-основателей курдского кино является Йылмаз Гюней , которым курдские кинематографисты восхищаются за его способность изображать курдские культуры в своих фильмах, особенно «Сюрю» и «Йол» , несмотря на ограничения, наложенные на него турецким правительством . [3] Гюней начал снимать фильмы в 1950-х годах. Он получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм 1982 года «Йол – Дорога» . [4] [5]
В 1990-е годы курдская кинокультура получила поддержку со стороны недавно основанного Месопотаминского культурного центра (МКМ). МКМ создал отдел кино, в котором несколько курдских режиссеров сняли свои первые фильмы. [6] В 1995 году стамбульский филиал МКМ организовал киномастерскую. [6]
Йылмаз Гюней , Джано Розебиани , Бахман Кубади , Шавкат Амин Корки, Мано Халил , Хишам Заман , Сахим Омар Калифа и Юксель Явуз являются одними из наиболее известных курдских режиссеров. Некоторые курдские режиссеры, такие как Хинер Салим, живут и работают за пределами Курдистана . [7]
курдский фильм сценариста и режиссера Низаметтина Арича «Песня для Беко» В 1991 году немецко-армянской постановкой был снят . В 1992 году режиссер Юмит Эльчи снял фильм «Мем у Зин» турецкого производства. Фильм «Сиябенд и Шече» вышел в 1993 году и также был снят в Турции. Количество курдских фильмов, снятых в Иране, постепенно растет. Бахман Кубади , например, получил специальное упоминание молодежного жюри за свой фильм на Берлинале «Черепахи умеют летать» . [8]
Фильм Мираза Безара «Мин Дит: Дети Диярбакыра» получил награды на кинофестивалях в Сан-Себастьяне, Гамбурге и Генте. Это был первый фильм на курдском языке на турецком кинофестивале. Его показали на кинофестивале «Золотой апельсин» в Анталье, где он получил специальный приз жюри. [9] За последние пару лет в Германии и Швейцарии курдские кинематографисты в изгнании, которые получают государственное финансирование от государств, в которых они живут, например, NEWA Film Berlin [10] или Frame Film GmbH Bern, например, создали кинокомпании. [11]
В 2000-е и 2010-е годы по всему Курдистану был снят приток документальных фильмов. Курдские кинематографисты использовали документальные фильмы как инструмент обучения преимущественно западных зрителей. Они демонстрировали свои фильмы на кинофестивалях и в социальных сетях, чтобы привлечь внимание к прошлым и текущим событиям, которые происходили и происходят в Курдистане. [12] Многие из этих документальных фильмов сняты в стиле киноправды с небольшим бюджетом и небольшой съемочной группой. В фильме «Баназ: история любви» , режиссером и продюсером которого выступила Дия Хан , рассказывается о Баназ Махмод , 20-летней курдке из Митчема, южный Лондон, которая была убита в 2006 году в результате убийства, организованного ее отцом, дядей и двоюродными братьями. . [13] В 2013 году он получил премию «Эмми» как лучший фильм о международных событиях. [14]
Фильмы
Список известных фильмов
![]() |
- Бывший , 2012 г.
- Чаплин в горах , 2013
- Приди на мой голос , 2013
- Дэвид и Лейла , 2006 г.
- Конец будет впечатляющим , 2019
- Жизнь , 2002
- Брошенный в Ираке , 2002 г.
- Мин Дит: Дети Диярбакыра , 2009 г.
- Моя земля сладкого перца , 2013
- Одна свеча, две свечи , 2014
- Ресеба: Темный ветер , 2016
- Время пьяных лошадей , 2000
- Черепахи умеют летать , 2004
- Водка Лимонная , 2004 г.
- Стена , 1983
- Дорога , 1982
- Нить , 1926 год.
- Что , 2017
Список известных документальных фильмов
![]() |
- 1001 яблоко , 2013, Таха Карими [15]
- AMED – Память города , 2017, Юксель Явуз
- Бакур , 2015, автор: Чайан Демирель и Эртугрул Мавиоглу [16]
- Баназ: История любви , 2012, Дия Хан
- Курдистан крупным планом , 2008 год, автор Юксель Явуз.
- Дер Имкер , 2013, автор Мано Халил
- Дил Лейла , 2016, автор: Асли Озарслан
- Надежда – Хеви , 2013, Юксель Явуз
Директора

- Зюли Аладаг
- Низаметтин Арик
- Бахман Гобади
- Йылмаз Гюней
- Сахим Омар Калифа
- Мано Халил
- Shawkat Amin Korki
- Казим Оз
- Айше Полат
- Яно Розебиани
- Нурай Шахин
- Хинер Салим
- Ешим Устаоглу
- Юксель Явуз
- Юсуф Есилоз
- Хишам Заман
См. также
Ссылки
- ^ «Домашняя страница KurdishCinema» . kurdishcinema.com . Архивировано из оригинала 22 марта 2020 года . Проверено 30 мая 2019 г.
- ^ Бозарслан, Хамит; Гюнеш, Ченгиз; Ядирги, Вели, ред. (22 апреля 2021 г.). Кембриджская история курдов (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108623711 . ISBN 978-1-108-62371-1 .
- ^ Бисвас, Прадип (1999). Йылмаз Гюней: Кинематографист . США: Издательство Мичиганского университета . п. 10.
- ^ «Йылмаз Гюней» . IMDB . Проверено 22 августа 2019 г.
- ^ Арсланбензер, Хакан (28 мая 2021 г.). «Нури Бильге Джейлан: Создание европейских фильмов в турецком контексте» . Ежедневный Сабах . Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Кочер, Сунчем (2014). «Курдское кино как жанр транснационального дискурса: кинематографическая видимость, культурная устойчивость и политическая активность» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 46 (3): 473–488. дои : 10.1017/S0020743814000555 . ISSN 0020-7438 . JSTOR 43303181 .
- ^ Коксал, Озлем (2016). Эстетика перемещения: Турция и ее меньшинства на экране . США: Издательство Блумсбери . п. 123. ИСБН 9781501306495 .
- ^ «Призы и награды 2005» . www.berlinale.de . Проверено 13 ноября 2020 г.
- ^ «Рецензия на фильм «Мин Дит - Дети Диярбакыра - фильм в формате epd»» . www.epd-film.de . Проверено 30 мая 2019 г.
- ^ «НЕВА ФИЛМ-» . Проверено 30 мая 2019 г.
- ^ Компания «Фрейм Фильм ГмбХ» . Проверено 30 мая 2019 г.
- ^ Кардулло, Берт (2012). Мировые режиссеры и их фильмы: очерки африканского, азиатского, латиноамериканского и ближневосточного кино . Пугало Пресс . п. 210. ИСБН 978-0810885240 .
- ^ «Баназ Махмод «честь» убийство двоюродных братьев, приговоренных к пожизненному заключению» . Новости Би-би-си . 10 ноября 2010 г. Проверено 20 апреля 2015 г.
- ^ КОМАНДА СРОКА (14 августа 2013 г.). «Международная Эмми: текущие события, новости, объявлены номинанты» . Срок.com . Проверено 17 августа 2013 г.
- ^ Хилл, Джессика (11 декабря 2013 г.). «1001 яблоко несет пронзительное послание» . TheNational . Проверено 11 декабря 2013 г.
- ^ Летч, Констанца. «Кинематографисты покидают стамбульский фестиваль в знак протеста против цензуры» . TheGuardianWeb. Хранитель . Проверено 13 апреля 2015 г.
Источники
- Кардулло, Берт (2012). Мировые режиссеры и их фильмы: очерки африканского, азиатского, латиноамериканского и ближневосточного кино. Пугало Пресс. п. 210. ISBN 0810885247 .