Кино Камбоджи
Кино Камбоджи | |
---|---|
![]() | |
Количество экранов | 12 (2011) [1] |
• На душу населения | 0,1 на 100 000 (2011 г.) [1] |
Основные дистрибьюторы | Реасмей Пеанмеас 35,0% Вестек Медиа 30,0% Воскресенье 11,0% [2] |
Продюсировал художественные фильмы (2005-2009). [3] | |
Общий | 38 (в среднем) |
![]() |
Часть серии о |
Культура Камбоджи |
---|
Общество |
Темы |
Символы |
Кино в Камбодже зародилось в 1950-х годах, и к 1960-м годам, которые считаются «золотым веком», многие фильмы демонстрировались в кинотеатрах по всей стране. После почти полного исчезновения во времена режима красных кхмеров конкуренция со стороны видео и телевидения привела к тому, что камбоджийская киноиндустрия стала небольшой.
История
[ редактировать ]Первые годы
[ редактировать ]Еще в 1899 году короткометражные документальные фильмы в Камбодже иностранными кинематографистами снимались . К 1930-м годам король Нородом Сианук страстно желал сниматься в кино и мечтал о славе, прежде чем французы выбрали его королем. Даже после своего выбора он держал в уме идею актерского мастерства или режиссуры. Первые фильмы камбоджийского производства были сняты в 1950-х годах кинематографистами, получившими образование за границей. В их число входили Роум Софон , Иеу Паннакар и Сунь Бун Ли . проводила Информационная служба США В то время учебные семинары и предоставляла оборудование. Одним из фильмов этого времени был «Дан Преан Лбас Прич» ( «Следы охотника »), снятый камбоджийскими военными, находящимися вне службы, с использованием американского оборудования и содержащий кадры камбоджийских горных племен.
Первым фильмом Сунь Бун Ли стал «Кар Груша Прумджарей Срей Дуракут» ( «Защити девственность »). Он также основал первую частную продюсерскую компанию Ponleu Neak Poan Kampuchea. Его успех вдохновил других, таких как Ли Бун Йим , попробовать свои силы. [4]
Золотой век
[ редактировать ]В 1960-х годах было открыто несколько продюсерских компаний и построено больше кинотеатров по всей стране. Это был «золотой век» камбоджийского кино, когда было снято более 300 фильмов. [5] Билеты в кино были относительно доступными, а фильмы камбоджийского производства пользовались популярностью среди всех классов населения Камбоджи. Любителям кино больше всего понравились фильмы, в которых рассказывается о традиционных камбоджийских легендах. В то время около двух третей выпущенных фильмов составляли бораны (фильмы-легенды). Среди классических фильмов этого периода — Леа Хэй Дуонг Дара ( «Прощай, Дуонг Дара ») и Пос Кенг Кан ( «Жена короля змей ») Теа Лим Куна . Затем последовали другие фильмы, такие как «Человек-крокодил» , «Жена короля змей, часть 2» , «Девушка-змея» и «Моя мать — Арб» . Эти фильмы нашли успех как в Камбодже, так и за рубежом.
Во время Золотого века некоторые камбоджийские фильмы выходили за границу. и в 1970-е годы они были хорошо приняты на международном уровне. [6] Пос Кенг Канг , период кхмерского ужаса. [ нужны разъяснения ] имел большой успех в Таиланде , а «Человек-крокодил» (1974) был успешно показан в Гонконге. Такие успехи открыли путь к зарубежным показам таких кхмерских фильмов, как Путисианский «Нанг Конг Рей» и «Девушка-змея» . Среди звезд той эпохи была актриса Вичара Дэни , которая снялась в сотнях фильмов, но погибла во время режима красных кхмеров. [4]
Звезда сериала «Пос Кенг Канг» , актриса Ди Савет , сбежала из Камбоджи во время правления красных кхмеров. Она вернулась, чтобы сниматься в кино и преподавать в Королевском университете Пномпеня . Ведущим человеком той эпохи была звезда боевиков Чеа Ютон, а его любовницей Саом Вансодани была известная актриса шестидесятых и семидесятых годов. Их сын Торн Тарит снял автобиографическую драму «Чхеам Аната» ( «Кровь сироты ») о семейных трудностях во времена красных кхмеров. Конг Сэм Оёрн и Ван Ванак - другие известные ведущие актеры той эпохи. Считается, что они погибли при коммунистическом режиме.
Сианук (тогда принц) также снимал фильмы, которые сам писал, режиссировал и продюсировал. В основном это были романтические мелодрамы с социальным посланием. Поклонник кино со студенческих лет в Сайгоне в 1930-х годах, он выпустил свой первый полнометражный фильм «Апсара » 8 августа 1966 года. В течение следующих трех лет он снял еще восемь фильмов, выступая в качестве продюсера, режиссера, сценариста, композитора и звезды. Среди других его фильмов этого периода — «Омбре-сюр-Ангкор» (1967), «Роза Бокора» , « » Сумерки (1969) и «Радость жизни» . [4] Его фильм 1967 года «Зачарованный лес» был представлен на V Московском международном кинофестивале . [7] [8]
Красные кхмеры и коммунистическая эпоха
[ редактировать ]В годы, предшествовавшие захвату власти красными кхмерами , беженцы заполонили города, а походы в кино оставались чрезвычайно популярными. Среди фильмов этого времени были любовно-треугольные мелодрамы «На срейе» и «Время плакать» . В обоих фильмах прозвучала музыка популярной камбоджийской певицы Синн Сисамут .
Упадок отрасли начался в конце 1974 года, когда падение Пномпеня под властью красных кхмеров было неизбежным. После захвата власти красными кхмерами города опустели, а киноаудитория сократилась. Сами красные кхмеры сняли несколько пропагандистских фильмов для показа на коллективных встречах, а дипломатические визиты были записаны на пленку.
После вторжения Вьетнама в Камбоджу, падения красных кхмеров и прихода к власти правительства Народной Республики Кампучия , поддерживаемого Вьетнамом , кинотеатры в Пномпене были вновь открыты, но отечественной киноиндустрии не было, потому что многие кинематографисты и актеры 1960-х и 1970-х годов были убиты «красными кхмерами» или бежали из страны. Негативы и распечатки многих пленок были уничтожены, украдены или пропали без вести. Многие из сохранившихся фильмов находятся в плохом состоянии, поскольку не было предпринято никаких усилий по их сохранению.
Кино в Камбодже в это время состояло из фильмов Вьетнама , Советского Союза , Восточной Европы социалистических стран и фильмов на хинди из Индии ; фильмы других стран, такие как гонконгские боевики , были запрещены. Зрители вскоре устали от социалистического реализма и классовой борьбы, изображенных в фильмах.
Киноиндустрия Камбоджи начала медленное возвращение, начиная с фильма «Моя мать - Арб» (или «Мама Красуэ» ), фильма ужасов, основанного на кхмерском фольклоре , и первого фильма, снятого в Камбодже после эпохи красных кхмеров. Камбоджийские продюсерские компании начали вновь появляться и идти по тонкой грани создания фильмов, которые развлекали бы людей, не вызывая при этом гнева правительства. В фильмах этого периода, таких как «Чет Чорнг Чам» ( «Напоминание о разуме» ) и «Норук Прамбоун Чаон» ( «Девять уровней ада» ), рассказывались истории о страданиях, перенесенных при «красных кхмерах», или о жизни при режиме, поддерживаемом Вьетнамом. Вскоре более 200 продюсерских компаний, снимавших фильмы, боролись за показ в 30 кинотеатрах Пномпеня.
Однако бум кинопроизводства был ограничен появлением видеомагнитофонов , видеокамер и импортом записанных на пленку иностранных телевизионных программ, включая тайские мыльные оперы. [4]
Медленное возвращение
[ редактировать ]С 1990 по 1994 год ежегодно выходили сотни местных камбоджийских фильмов. Большинство фильмов, выпущенных в то время, были сняты в 1993 году, во времена Временного органа ООН в Камбодже (ЮНТАК). Период изобилия закончился в 1994 году из-за того, что правительство потребовало, чтобы камбоджийские фильмы были несопоставимы с иностранными фильмами. [ нужны разъяснения ] В 1995 году большая часть камбоджийского производства обратилась к караоке, а к 1996 году камеры HD стали широко доступны в Камбодже. С начала 1990-х годов местная промышленность начала медленно восстанавливаться.
Одним из признаков прогресса является карьера режиссера, получившего образование во Франции, Рити Паня , который сбежал из Камбоджи после того, как увидел, как его семья погибла под властью красных кхмеров. Его фильмы посвящены последствиям красных кхмеров. Одним из них является документальная драма « Люди риса» (1994), которая участвовала в конкурсе на Каннском кинофестивале 1994 года и была представлена на 67-й церемонии вручения премии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке . Впервые камбоджийский фильм был представлен на «Оскар».
В отличие от других кинематографистов диаспоры, камбоджийский режиссер и продюсер Чхай Бора живет и работает полный рабочий день в Камбодже. Его недавняя драма « Потерянная любовь» была представлена на премию «Оскар» 2013 года как лучший фильм на иностранном языке.
В 2001 году Фай Сэм Анг снял Kon pous keng kang ( «Дитя короля змей» ), ремейк классического камбоджийского фильма 1960-х годов. Хотя это был совместный тайский фильм с тайским исполнителем главной роли Винаем Крайбутром , он был признан первым камбоджийским фильмом, выпущенным еще до эпохи красных кхмеров. В то время в Пномпене еще не было жизнеспособных коммерческих кинотеатров, поэтому фильм был показан во Французском культурном центре в Пномпене и на открытых показах, а также в широкомасштабном коммерческом прокате в кинотеатрах Таиланда .
Беспорядки в Пномпене в 2003 году , вызванные газетной статьей, в которой ложно цитировались слова тайской актрисы Суванант Конгинг о том, что Камбоджа украла Ангкор , привели к запрету всех тайских фильмов и телевизионных программ. Чтобы заполнить большой пробел в программировании, началось возрождение камбоджийского кино- и телепроизводства.
Последние события
[ редактировать ]В ноябре 2005 года был проведен национальный кинофестиваль. Многие из показанных фильмов были малобюджетными фильмами ужасов местного производства, такими как «Леди Вампир» , в которой изображена красуэ , призрачная летающая женская голова с свисающими под ней внутренними органами. «Леди Вампир» и «Призрак бананового дерева» стали популярными фильмами ужасов с момента возрождения камбоджийской киноиндустрии. Приз за лучший фильм достался «Крокодилу» , рассказу о героизме человека, который убил зверя, ответственного за смерть нескольких человек в его деревне. [9] В нем снимались камбоджийский поп-певец Приап Соват и актриса-ветеран Ди Савет. Второй приз достался легендарному кхмерскому фантастическому фильму « Моранак Мида» , а третий — жизненной драме « Благодарность» .
Другие недавние фильмы включают «Тум Теав» , камбоджийскую народную сказку XVI и XVIII веков, а также «Сердце матери и кто я?» Оба фильма написаны Пан Фуонг Бопхой , одной из первых работающих женщин-сценаристов и режиссеров в Камбодже. [5] Она начала свою карьеру в 1989 году с фильмов ужасов и мелодрам, а затем добилась успеха в фильме «Кто я?». , ставший «блокбастером» в Камбодже и получивший признание за рубежом. [10] Еще одна известная камбоджийская женщина-режиссер — Лида Чан , которая специализируется на фильмах и документальных фильмах о красных кхмерах и добилась успеха в 2012 году благодаря отмеченному наградами фильму « Красная свадьба» . [11]
Создание Комиссии по кинематографии Камбоджи в 2009 году Французским агентством развития (AFD) и Film France под наблюдением Министерства культуры и изящных искусств открывает новые возможности для кинематографистов в изучении многочисленных мест Камбоджи, достойных кино. Тем не менее, Департамент кино и культурного распространения, официальный офис Министерства культуры и изящных искусств, остается официальным первым контактным лицом для иностранных продюсеров, желающих получить разрешения и информацию о съемках в Камбодже.
В середине 2011 года в Пномпене начались серьезные изменения на киносцене. В двух крупных торговых центрах открылись кинотеатры, предлагающие международные фильмы на английском языке с кхмерскими субтитрами.
Камбоджи Первый научно-фантастический фильм «Кармалинка» вышел в прокат в 2023 году. [12]
Иностранные фильмы, снятые в Камбодже
[ редактировать ]Камбоджийский Ангкор-Ват был местом съемок фильма « Лорд Джим» в главной роли 1965 года с Питером О'Тулом , но только в начале 21 века иностранные кинематографисты вернулись в страну.
Самое известное изображение Камбоджи в годы правления красных кхмеров, «Поля смерти» (1984), с камбоджийским актером Хаингом С. Нгором в роли журналиста Дита Прана , на самом деле было сделано в соседнем Таиланде .
После открытия Камбоджи для международного туризма такие известные режиссеры, как Оливер Стоун , Стивен Спилберг и режиссер/продюсер Брендан Мориарти, искали места для съемок в Камбодже. Боевик 2001 года « Лара Крофт: Расхитительница гробниц» снимался в окрестностях Ангкора, а его звезда, Анджелина Джоли , настолько влюбилась в эту страну, что усыновила камбоджийского мальчика по имени Мэддокс и какое-то время жила там. Другие фильмы, снятые в окрестностях Ангкора, включают Вонга Кар-вая ( «Любовное настроение» в который также входят кадры фильма о визите Шарля де Голля в Пномпень в 1966 году) и «Два брата» Жан -Жака Анно в 2003 году. Мэтт Диллон Драма 2002 года « Город призраков » снималась во многих местах по всей стране, включая Пномпень и станцию Бокор-Хилл . Военный фильм Мориарти « Дорога к свободе» был полностью снят в Камбодже летом 2009 года и имел ограниченный прокат в кинотеатрах в 2011 году. В нем рассказывается история Шона и Даны, военных фотографов в Камбодже во времена режима красных кхмеров в 1970-х годах.
С 2009 года Комиссия по кинематографии Камбоджи разработала программу обучения, позволяющую иностранным производствам работать с местной командой, знакомой с международными стандартами. С 2009 года наблюдается значительный приток иностранных постановок, снимающихся в Камбодже. Министерство культуры и изящных искусств содействовало ряду проектов из Европы, США, Австралии, Азии. Королевство теперь предлагает профессиональное оборудование внутри страны и растущее число квалифицированных камбоджийских специалистов для изготовления декораций, гардероба, поручней и освещения.
В 2016 году Анджелина Джоли сняла фильм «Сначала они убили моего отца» , адаптированный на основе книги Лунг Унга «Воспоминания об эпохе красных кхмеров». Фильм производства Netflix был полностью снят в Камбодже в сотрудничестве с Рити Панем. Фильм был представлен как камбоджийская заявка на 90-ю церемонию вручения премии Оскар .
Жанр ужасов набирает обороты
[ редактировать ]В последние годы популярностью, особенно среди молодой аудитории, пользуются малобюджетные фильмы ужасов со слабыми спецэффектами. Камбоджийский фильм ужасов обычно содержит историю о привидениях, старую мифологию и некоторую форму мести. Красуэ - популярная тема. Фильмы, в которых представлены истории о привидениях, мифология и кровавые ритуалы, включают «Призрачное банановое дерево» и «Кантонгская киевская ведьма» . Другой фильм ужасов, «Дом с привидениями» , во многом основан на легенде.
Камбоджийские фильмы ужасов сосредоточены на страданиях персонажей и (в отличие от корейских или японских ужасов ) демонстрируют крайнее кровавое насилие. Популярные фильмы ужасов, такие как «Странная вилла» и «Тайный колодец», подчеркивают психологический террор. Разговор с сердцем – еще один психологический триллер. [13]
В фильмах о мести, таких как «Вилла ужасов» , «Раздраженный» и «Мохеагита» , часто показаны мертвые, возвращающиеся к жизни, чтобы отомстить живым.
Фильмы о монстрах включают «Лес» , «Королева кобры» и «Люди, поедающие ящерицу» . Камбоджийские фильмы о монстрах, как и голливудские, ориентированы на подростков. Некоторые из них похожи на фильмы-слэшеры, в которых участвует существо или убийца, который преследует и графически убивает ряд жертв, в основном подростков, обычно случайным и неспровоцированным образом, убивая многих в течение одной ночи. Сюжет первого слэшера для камбоджийского экрана « Водопад смерти» имеет сходство с убийственным триллером « Я знаю, что вы сделали прошлым летом» и тайским психологическим триллером « Напуганы» .
Несмотря на нынешнюю склонность к фильмам ужасов, Хенг Тола считает, что возникает более серьезная тенденция, отчасти вызванная негодованием, которое многие камбоджийцы испытывают по поводу своего колониального прошлого и по отношению к могущественным соседям, таким как Таиланд и Вьетнам. [14]
Третий кхмерский кинофестиваль, прошедший в конце 2007 года, запретил фильмы о привидениях в качестве реакции на избыток фильмов ужасов. [15]
Недавнее снижение
[ редактировать ]К концу 2007 года количество зрителей начало сокращаться, а театры и кинокомпании начали закрываться. Только 13 театров все еще работали по сравнению с 30 в период с 1965 по 1975 год. Критики обвиняли в упадке слабую актерскую игру и режиссуру, а также плохие сценарии и сюжетные линии. Плохая защита прав интеллектуальной собственности в Камбодже также продолжает влиять на авторитет страны в местных и международных СМИ. [16] [ не удалось пройти проверку ]
В 2009 году количество выпущенных фильмов сократилось с более чем 60 в 2006 году до менее 10, и большинство режиссеров обратились к производству короткометражных фильмов и телесериалов, а не к созданию полноценных фильмов, как это было раньше.
Многие фильмы местного производства представляют собой простые и похожие на малобюджетные фильмы ужасов и любовные истории. Многие камбоджийцы предпочитают международные фильмы лучшего качества, тем более что их билеты обычно дешевле, чем на отечественные фильмы. Тем не менее, многие камбоджийцы хотели бы смотреть отечественные фильмы, если бы они могли достичь уровня тех, которые производились в период расцвета индустрии.
Известные фильмы
[ редактировать ]- Теп Содачан (1968)
- Тавори Мис Бонг (1960-е)
- Преа Бопеар Кон (Призрак с младенцем) (196?)
- Преа Крола Плак (Ведьма, сжигающая огонь) (197?)
- Пос Кенг Канг (Жена короля змей) (1971)
- Крайтонг Кропаер Чараван (Человек-крокодил) (1971)
- Пос Кенг Кан 2 (Жена короля змей 2) (1972)
- См. Ангкор и умри (1993).
- Птица Срейана (1972)
- Прей Контунг Хиев (1972)
- Прей Контунг Хиев (1973)
- Чомпа Тунг (1974)
- Праматх Прамонг (Убийца детей) (1974)
- Куон Юй Мадай Ахп (1980)
- Бейсах Кромом (1994)
- Проматт Промонг (1994)
- Рисовые люди (1994)
- Один вечер после войны (1998)
- Страна блуждающих душ (2000)
- Дитя короля змей (2001)
- Пик Кохак Кморч Тек Снеч Асара (Дух под водой и любовь змеи) (2003)
- Коном Сниа Преа Крала Плак (Призрак любви в треугольнике) (2003)
- Странная вилла (2003)
- S-21: Машина для убийства красных кхмеров (2003)
- Тум Тив (2003)
- Вечная любовь (2004)
- Нианг Нит (2004)
- Ниенг Арп (2004)
- Сожгите ведьму (2004)
- Неанг Помири (2004)
- Странная вилла (2004)
- Крокодил (2005)
- Возвращение Чалавана (Человек-крокодил 3) (2005)
- Человек или призрак (2005)
- Кморч Неанг Тей (2005)
- Хижина призраков (2005)
- Кморч Тоо Асорыка (2005)
- Мьеа Тола Меконг (2005)
- Прайс Так Хонг (2005)
- Внук Короля Змей (2005)
- Мохечата (амбиции) (2005)
- Призрачное банановое дерево (2005)
- Лес (2005)
- Дом с привидениями (2005)
- Сгоревший театр (2005)
- Неанг Пун (2006)
- Сопил Многие Томы (2005)
- Вишиан (Душа) (2005)
- Боремей Преа Барима Меас (2005)
- Ведженс (2005)
- Красное чувство (2006)
- Мин Майя (Любовное очарование)
- Неанг Пбуон (2006)
- Игра (2006)
- Джнеа Кморч (2006)
- Ведьма Контонг Кеав (2006)
- Вилла ужасов (2006)
- Ван Ченк Кон (Пагода убийств) (2006)
- Кморч Пдеа Деам (Призрак матери перевала) (2006)
- Кморч Лок Пралеунг (2006)
- Шок 24 часа (2006)
- Убийственный телефон (2006)
- Человек или призрак (2006)
- Банкуи Си Монеа (2007)
- Голубая луна (2007)
- Раджини Поус (Королева Кобры) (2007)
- Проматт Промомг (2007)
- Боремей Джумнеанг Птесс (2007)
- Нисик Снеа Пи Чит Мон
- Tiyen Arp (Heretiy of Krasue) (2007)
- Ният Поус (2007)
- Водопад смерти (2007)
- Остаться одиноким, когда (2007)
- Секретный колодец (2007)
- Смерть водопада (2007)
- Чон Тем Кан Кморч (Стоп, съемки фильма о привидениях) (2008)
- Разговор по душам (2008)
- Преа Поус (Дух Змеи) (2008)
- Лиаек Ком Пролунг (Духовная пещера) (2008)
- Виджан Сни (Душа любви) (2008)
- Раздраженный (2008)
- Кто я? (2009)
- Арб Калум 2009 (Самая сексуальная Красуэ 2009 года) (2009)
- Потерянная любовь (2010)
- 25-летняя девушка (2012)
- Первая любовь (2012)
- Влюбленный дурак (2012)
- Я суперстудент (2013)
- Хануман (2015)
- Побег из тюрьмы (2017)
- Сначала они убили моего отца (2017)
- Часы: Пробуждение духов (2019)
- Кармалинка (2021)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Таблица 8: Инфраструктура кинотеатра – мощность» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Таблица 6: Доля трех крупнейших дистрибьюторов (Excel)» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 17 января 2014 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Среднее национальное кинопроизводство» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Культурный профиль Камбоджи. Архивировано 18 января 2006 г. на archive.today , Visiting Arts и Министерством культуры и изящных искусств Камбоджи.
- ^ Перейти обратно: а б «Камбоджийские фильмы переживают второе рождение» , Associated Press , 6 января 2006 г. (Получено с сайта Taipei Times 24 декабря 2006 г.)
- ^ «Группа новостей» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 22 декабря 2008 г.
- ^ «5-й Московский международный кинофестиваль (1967)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 января 2013 г. Проверено 9 декабря 2012 г.
- ^ «Тень над Ангкором» . МТВ . Архивировано из оригинала 10 мая 2013 года . Проверено 12 декабря 2012 г.
- ^ [1] Архивировано 16 июля 2011 г. в группе новостей Wayback Machine .
- ^ Анчали Чайворапорн, «Движение вверх - женщины-режиссеры и кино Юго-Восточной Азии», в Габриэль Келли и Шерил Робсон, ред., « Целлулоидный потолок: женщины-кинорежиссеры прорываются » , Лондон: Aurora Metro Books, 2014, 160–178 (175) ).
- ^ «Документальный фильм о принудительных свадьбах красных кхмеров получил награду» . Джо Фриман, Phnom Penh Post, 3 декабря 2012 г.
- ^ Мерикан, Сара. «Камбоджийский научно-фантастический фильм «Кармалинка» рассказывает о перемещенных сообществах и технологических разработках страны» . Форбс . Проверено 28 февраля 2023 г.
- ^ «Heartbreak» скоро выйдет в эфир «Rath Series» . Архивировано из оригинала 30 июня 2011 г. Проверено 29 декабря 2009 г. , Наратс.
- ^ [2] , Тайбэй Таймс.
- ^ «Национальный кинофестиваль «Государственный сериал» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2009 г. Проверено 29 декабря 2009 г. , Наратс.
- ^ «Планы подписки» . Пномпень Пост . Проверено 19 марта 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Киноофис Камбоджи
- Cambodian Productions, заархивировано 12 января 2020 г. в Wayback Machine.