Jump to content

Кхмерская традиционная одежда

Кхмерская традиционная одежда относится к традиционным стилям одежды, которые кхмеры носили на протяжении всей истории. [ 1 ] Традиционные стили одежды кхмеров, берущие свое начало в начале нашей эры, возникли еще до индианизации Юго-Восточной Азии. Эволюцию этих обычаев в одежде можно проследить по археологическим артефактам с VI века до постангкорского периода: от простого доангкорского сампота до ярких и замысловато вышитых шелковых одежд. [ 2 ]

Кхмерская семья в Пурсате , Камбоджа , 1896 год. Оба родителя носят Sompot Chong Kben.
Кхмерский мужчина, одетый в сомпот чонг кбен и рубашку в кхмерском стиле.

Сампот [ 3 ] — традиционная одежда кхмеров, до сих пор популярная среди мужчин и женщин низшего сословия . По сути, это саронг, похожий на те, что носят в соседних Лаосе и Таиланде , с небольшими вариациями. Два конца ткани длиной примерно полтора метра сшиваются вместе, образуя трубчатую одежду, которую надевают на нижнюю половину тела, доходя до лодыжек. Владелец завязывает спереди узел из лишней ткани, чтобы закрепить его на талии. Сампот различается по цвету, материалу и размерам в зависимости от пола и социального класса владельца.

Исторически сампот восходит к эпохе Фунан , когда король по просьбе китайских послов приказал своим подданным прикрыться. [ 4 ]

Сомпот в Чонг Ке

[ редактировать ]

Сомпот Чонг Кбен ( кхмерский : សំពត់ចងក្បិន ) был предпочтительным выбором женщин высшего и среднего классов для повседневной носки, хотя эта практика прекратилась в начале двадцатого века. Он восходит к древней Камбодже, когда, как говорили, его носили божества. Ученые считают, что в конечном итоге оно произошло от индийского Дхоти . [ 5 ] В отличие от типичного сампота , он больше похож на брюки, чем на юбку . Это прямоугольный кусок ткани длиной три метра и шириной один метр.

Его носят, обернув вокруг талии, оттягивая от тела и закручивая узел. Затем узел протягивают между ног и удерживают металлическим ремнем. носят сампот чонгкбен Независимо от класса, все камбоджийские женщины в особых случаях . Мужчины также могут носить его, но в традиционном стиле, соответствующем их полу. Сампот чанг кбен также был принят в Таиланде и Лаосе , где он известен как чонг крабен .

Сампот Теп Апсара

[ редактировать ]
Апсара одета в сомпот в ангкорском стиле.

Сампот Теп Апсара ( кхмерский : សំពត់ទេពអប្សរា ) — разновидность сампота эпохи Кхмерской империи , связанная с придворными апсарами . Его изображение до сих пор можно увидеть на барельефах Ангкор-Вата . [ 6 ] Обычно сампот теп апсара завязывается на талии узлом и закрепляется ремнем. Длинные складки собраны спереди по всей длине до щиколоток.

Сампот теп апсара на самом деле завязывается на талии дважды: один слева и один справа; левый узел длиннее, а правый более декоративный. с сари Индии Ученые связывают эту одежду . [ 5 ] Сегодня сампот теп апсара носят традиционные танцоры в современной Камбодже.

Сампот Чанг Самлой

[ редактировать ]

Сампот чанг самлой ( кхмерский : សំពត់ចងសម្លុយ ) — длинная дневная юбка унисекс. Слово самлой первоначально относилось к цвету, который в древние времена всегда был черным; теперь иногда используется тонкая мягкая ткань с декором и рисунком, похожим на саронг Батик , хотя одежда может быть меньше. Этот стиль одежды требует узла, чтобы закрепить его, что делает его похожим на сампот чанг кбен . Однако ему также нужна складка слева или справа, как у саронга . Другой подобный сампот , в основном носимый женщинами и известный как самлой , завязывался посередине и подвязывался на колене, чтобы облегчить движение ног. Ученые считают, что этот стиль одежды произошел от индийского лунги . [ 5 ] Самлой обычно носили в эпоху после Ангкора.

Сампот Кэробаб

[ редактировать ]
Кхмерские королевские артисты балета (культура получена из Таиланда)

Сампот Чаробаб ( кхмерский : សំពត់ចរបាប់ ) — длинная шелковая юбка, вышитая золотой нитью. Его носят женщины в кхмерском классическом танце , молодожены и персонажи Мае Хо ( មេហួ ) на камбоджийской королевской церемонии пахоты .

Сампот Сенг

[ редактировать ]

Сампот Сенг ( кхмерский : юбки សេង ) — короткая шелковая юбка с вышивкой.

попка Сесей

[ редактировать ]

Сампот Сесай ( кхмерский : សំពត់សែសយ ) — однотонная юбка с полосой по нижнему краю, вышитой золотом или серебром. Сегодня эта юбка более популярна среди лаосских женщин, чем среди кхмерок .

Ягодица Лбеук

[ редактировать ]

Сампот Лбаук ( кхмерский : សំពត់ល្បើក ) — длинная юбка, расшитая шелком. Сегодня его носят на свадебных церемониях, как и Сампот Сабум . Сампот Лбеук в основном носила камбоджийская знать в эпоху Лонгвека .

Ягодицы Анлон

[ редактировать ]

Сампот Анлон ( кхмерский : សំពត់អន្លូញ ) — длинная юбка с вертикальными полосками, которую обычно носят пожилые люди или фермеры в сельской местности. Сампот Анлон похож на бирманский лонги .

Есть много топов или рубашек ( кхмерский : អាវ , ав ), которые носят в Камбодже . Традиционный аор был изобретен в конце существования Кхмерской империи на рубеже 14 века.

Чанг Понг

[ редактировать ]
Кхмерская женщина в Ав Чанг Понг.

Ав чанг-понг ( кхмерский : អាវចងពង់ ) — это кусок ткани любого цвета, который носили кхмеры в конце 13 века. В основном его носили женщины, которые начали прикрывать им грудь, оставляя открытым только живот. Этот метод, называемый «Чанг Пол», покрывал спину и каждую сторону ткани до соединения на груди, сворачивал и завязывал. Затем он превратился в Тронум , толстое и прочное тканевое покрытие на груди, плотно облегающее тело.

Иногда общий стиль ношения этой одежды был похож на стиль Ав Чанг Пок . Однако Ав Тронум не оставил так много кожи непокрытой, как Ав Чанг Пок . Автронум был популярен среди богатых молодых женщин в эпоху Чатомока; сегодня это важный костюм в кхмерском классическом танце .

Автор: Бампонг

[ редактировать ]
Кхмерская женщина в Sampot Chang Kben и Av Bampong.

Ав Бампонг ( кхмерский : អាវបំពង់ ) и Ав Бупок — это традиционная камбоджийская одежда, которую носили на протяжении веков и отражающая богатое культурное наследие нации. Av Bampong, что переводится с английского как «рубашка-труба», названа в честь своей трубчатой ​​формы, плотно прилегающей к шее, откуда она свободно свисает, напоминая длинную свободную рубашку. Ав Бупок — это длинная рубашка или туника, больше похожая на платье, чем на обычную рубашку. Он разделяет аспекты дизайна с несколькими традиционными предметами одежды из других культур, включая вьетнамский аодай , индийскую курту и малайзийский баджу курунг . Отличительной деталью Ав Бупок является небольшой потайной разрез на подоле, напоминающий Ав Дай, позволяющий расправить нижнюю часть рубашки. Длина топов Av Bupok может варьироваться: большинство из них доходит до колен, а некоторые доходят до бедра. Исторически сложилось так, что Ав Бупок носили богатые женщины в эпоху Лонгвек и Удонг , значительный период с 16 по 17 века. Сегодня эти предметы одежды не так часто встречаются в повседневной одежде, но они продолжают иметь культурное значение. Их часто носят во время традиционных церемоний и праздников, таких как Церемония совершеннолетия кхмеров в деревнях и Королевская церемония пахоты , национальный сельскохозяйственный фестиваль. Несмотря на снижение распространенности повседневного ношения, Av Bampong по-прежнему пользуется популярностью у женщин всех возрастов из-за своей практичности. Для повседневной работы дома или в поле предпочтительнее использовать Av Bampong из черной стеганой ткани из-за легкости стирки и цвета, скрывающего пятна. Длинный и плотно прилегающий к телу Av Bampong также обеспечивает защиту от солнца и потенциальных опасностей, таких как шипы, что делает его универсальным предметом одежды, отвечающим потребностям женщин в различных видах деятельности и средах.

Несмотря на то, что молодое поколение, возможно, не часто видит его в своей повседневной жизни, Ав Бампонг все еще можно увидеть в культурных артефактах, таких как картины пагод, на которых изображены сцены из исторических или религиозных повествований, что обеспечивает визуальную запись этого традиционного наряда. Подводя итог, можно сказать, что Ав Бампонг и Ав Бупок — это больше, чем просто традиционная одежда. Они являются важной частью культурного наследия Камбоджи, отражают богатую историю страны и социальные изменения, а также служат практическим целям в повседневной жизни ее народа. [ 7 ] [ 8 ]

Автор: Дай Паонг

[ редактировать ]
Кхмерская женщина в костюме By Dai Paong
Кхмерская женщина в Ав Неанг, ноябрь.

Ав Дай Паонг ( кхмерский : អាវដៃប៉ោង ) — традиционная блузка эпохи Лонгвека . Дай паонг означает «короткие пышные рукава». Этот верх обычно имел ряд пуговиц спереди. Только самые богатые женщины той эпохи могли себе это позволить.

Автор: Фнат Кбах

[ редактировать ]

Ав Пхнат Кбах ( кхмерский : អាវផ្នត់ក្បាច់ ) — официальная рубашка, которую в основном носят богатые молодые женщины. Он часто украшен рядом складок с цветочным декором и часто сочетается с воротником и краями рукавов в том же стиле. Период, когда была изобретена эта рубашка, неизвестен. Этот топ очень похож на бирманский стиль и, возможно, на него повлияла бирманская культура.

Ав Неанг ноябрь

[ редактировать ]

Ав неанг нов — женская рубашка с длинными рукавами.

Автор: Бар Бов

[ редактировать ]

Ав Бар Бов — это пальто без рукавов, которое надевают поверх Ав Неанг Нов и Ав Дай Паонг . Складка имеет двойные пуговицы. Имя Ав Бар Бов по-тайски означает «листья лотоса».

Автор: Пак

[ редактировать ]
Кхмерская женщина в белом Ав Паке, который традиционно надевают на религиозные мероприятия.

Ав Пак ( кхмерский : អាវប៉ាក់ ) — недавно популярная модная блузка, которую носят камбоджийские женщины. Это кхмерская версия яванской кебайи из простого тисненого хлопка, искусно расписанная вручную и вышитая шелковой и золотой нитью. Раньше такой верх был чисто белого цвета с высоким, полностью вышитым воротником. Сегодня здесь больше золотой нити и вышивка в нескольких цветах. Он также имеет узкий крой, очень популярный среди кхмерских женщин молодого и среднего возраста, вплоть до того, что его использовали в качестве современного костюма, подтверждающего национальную идентичность, когда его носили как внутри страны, так и за ее пределами. Обычно его сочетают с сампот хол , иногда с сампотом чанг кбен . Кхмеры считают Ав Пак классическим, но современным костюмом-платьем, в котором используется традиционная камбоджийская вышивка. Его особенно носят для официальных и буддийских церемоний.

Кхмерский танцор в сбай
Кхмерская пара в свадебных нарядах, невеста в сбай

Кхмерский термин «Сбай» охватывает любую тонкую и мягкую одежду (некоторые дизайны костюмов вдохновлены тайской культурой), особенно относится к похожей на шаль или нагрудной ткани, которую в основном носят женщины, а иногда и религиозные мужчины. В легенде об основании кхмерской нации, легенде Преа Тонг и Неанг Неак , Сбай символизирует хвост принцессы нагов.

Кхмерская женщина в маленьком сбай

В ангкорский период, несмотря на то, что топлесс было обычным явлением, верхняя часть тела изображалась в храмах Байон, Преа Хан и других храмах. Женщин часто изображали в сбаях, похожих на шали, а религиозные мужские фигуры демонстрировали стилизованные версии. В Ангкор-Вате изображения включали топлесс апсар, держащих сбай, соединенный с сампотом, а на части северной стены были представлены женщины в длинных сбайях с различными подношениями.

В современной Камбодже сбай, наряду с чанг кбеном и сампотом, считается национальным костюмом. Он играет значительную роль на традиционных кхмерских свадьбах, особенно во время обряда Преа Тонг Таонг Сбай Неанг Неак, символизирующего основание Фунана. И жених, и невеста носят сбай, причем жених держится за сбай невесты, пока они идут в свою комнату, воссоздавая легендарную сцену из мифа.

Для мужчин, особенно браминов и буддийских монахов, сбай известен как сбонг сбай трай чивор, который считается одеждой индуистских и буддийских монахов. Женщины свободно используют сбай по-разному, например, оборачивая его вокруг тела, закрывая плечо и обычно скрывая грудь и живот за левым плечом. Камбоджийские женщины используют различные стили сбай в зависимости от своих предпочтений и приверженности традициям. [ 9 ]

Кхмеры носят краму на шее.

Камбоджийцы традиционно носят клетчатый шарф, называемый крама ( ក្រមា ). Крама была особенностью кхмерской одежды со времен правления Преа Бат Хун Теана в первом веке, хотя неясно, когда именно крама стала модной на улице. Крама — это одна из черт, которая отличает кхмеров от их тайских, вьетнамских и лаосских соседей. Его используют для многих целей, в том числе для стиля, для защиты от жаркого солнца, как опору для ног при лазании по деревьям, как гамак для младенцев, как полотенце или как саронг . Краму также можно легко превратить в маленькую детскую куклу для игры. При Красных Кхмерах все кхмеры были вынуждены носить клетчатую краму. [ 10 ]

Текстиль

[ редактировать ]
Дети в традиционной кхмерской одежде.

Помимо стилистических особенностей, сомпоты особенно отличаются тканью, из которой они изготовлены.

Тканый шелк из Камбоджи .

Шелковое и хлопковое ткачество в Камбодже имеет долгую историю. Письменные источники, барельефы и отчет китайского эмиссара Чжоу Дагуаня , остановившегося в Ангкоре в 1296 году, показывают, что ткацкие станки использовались для плетения сомпотов с древних времен. Женщины научились применять весьма сложные методы и замысловатые узоры.

По словам Чжоу, производство шелка было завезено в Ангкор через Сиам : «В последние годы люди из Сиама приехали жить в Камбоджу и, в отличие от местных жителей, занимаются производством шелка. Тутовые деревья , которые они выращивают, и шелковичные черви, которых они выращивают, все пришли из Сиама. . Они сами ткут из шелка одежду из атласного шелка с черным узором». Шелкопрядов с тех пор разводят жители деревень на берегах рек Меконг и Бассак еще в 13 веке. [ 11 ] есть три важных шелковых текстиля В Камбодже : (1) шелк икат ( чонг киет по-кхмерски), или хол; (2) шелка с саржевым узором; и (3) уточный текстиль икат. Узоры создаются путем связывания натуральных или синтетических волокон на уточных нитях и их последующего окрашивания. Этот процесс повторяется с разными цветами, пока узоры не затвердеют и ткань не будет соткана. Красный, желтый, зеленый, синий и черный — наиболее часто используемые цвета. [ 12 ] Цвета традиционно были присвоены разным дням недели: начиная с понедельника, они были темно-желтыми; фиолетовый; зеленый; светло-зеленый; темно-синий; темно-красный; и ярко-красный. [ 12 ] Метод хол или икат предполагает окрашивание узоров на шелке перед его ткачеством. Уникальный метод камбоджийских ткачей — техника неровного твила. Хотя неясно, почему был принят такой необычный метод, древние барельефы позволяют детально рассмотреть узоры и складки ткани. Изделия из шелкового плетения используются для украшения храмов; [ 13 ] Фамильные предметы носят на свадьбах и похоронах .

Выращивание тутового шелкопряда в Камбодже – преимущественно женская работа. Знания о выращивании червей, сборе шелковой нити и переработке нити в пряжу нужного качества для ткачества передавались из поколения в поколение. Однако из-за пренебрежения плантациями тутового дерева в течение почти 30 лет войны производство «золотой» пряжи в Камбодже упало с примерно 150 тонн в год в 1960-х годах до примерно шести тонн в год сегодня. Все шелковые ткани, сотканные в Камбодже до войны, были сотканы из кхмерского золотого шелка, названного так из-за его естественного желтого цвета. Сегодня Камбоджа производит около 10 процентов используемого шелка: большая часть поступает из Вьетнама и Китая. [ 12 ]

Батт Фамуонг

[ редактировать ]
Вариации юбок Sompot Phamuong

Сампот Фамуонг ( кхмерский : សំពត់ផាមួង ) — это, во многих различных вариациях, традиционный кхмерский текстиль. Они однотонные и саржевого плетения. используется 52 цвета В настоящее время в сампот пхамуонг . Пхамуонг чаробаб — это роскошная ткань, ткущая до 22 игл. [ нужна ссылка ] Самым ценным шелком, используемым для создания фамуонга, является камбоджийский желтый шелк, известный своим прекрасным качеством. Новые дизайны фамуонг черпают вдохновение из древних шелковых узоров и обычно содержат цветочные и геометрические мотивы. Популярные варианты включают рабак, чоркунг, анлон, канейв и банток. Слово «фамуонг» происходит из сиамского языка : « фа» означает «ткань», а «мунг» означает «индиго».

Сампот Где

[ редактировать ]
Шампунь Хол дизайн

Сампот хол ( кхмерский : សំពត់ហូល ) — типичный традиционный текстиль. Есть два вида сампот хол ; одна - юбка с запахом, в которой используется техника чанг киет ( ចងកៀត ); другой использует саржевое переплетение. Под влиянием индийской патолы спустя сотни лет он стал настоящим кхмерским художественным стилем. Сампот хол представлен более чем 200 узорами и от трех до пяти цветов (желтый, красный, коричневый, синий и зеленый). Существует четыре основных варианта: сампот хол , сампот хол поа , сампот хол кбен и кампот кол катонг . Узоры обычно формируются с использованием животных, геометрических или цветочных мотивов. Уникальные узоры создаются для особых случаев, таких как свадьбы или для начинающих монахов при входе в пагоду. Что уникально отличает кхмерский тканый сампот хол, так это его уникальная техника плетения, называемая неравномерной саржей, в результате которой одна сторона ткани становится ярче, а другая темнее, в то время как узор остается идентичным с обеих сторон. Сампот хол традиционно носят люди обоих полов в Камбодже, и его продолжают носить и по сей день. [ 14 ]

Кхмерская женщина в ткани Sampot Hol

Кхмерский сампот хол был представлен тайскому двору как церемониальная юбка под названием сомпак пум или пха пум в 19 веке. [ 15 ] В этот период сиамский двор поручил кхмерским ткачам создавать шелковые ткани с голым узором для представления своим придворным. Кхмерское меньшинство в Таиланде, несмотря на то , что оно проживает в непосредственной близости от тайских и лаосских ткацких общин, сохранило традиционную технику неровного саржевого переплетения сампот хол. Эта техника резко контрастирует с простым основным переплетением, используемым тайскими и лаосскими ткачами, в результате чего обе стороны ткани получаются однородными. [ 14 ]

Сомпот Хол используется как нижняя одежда, как и Сомпот Чонг Кбен. Пидан Хол используется как церемониальное подвешивание в религиозных целях. [ 13 ] На фотографиях XX века запечатлено, как эти ткани подвешиваются под крышами буддийских храмов. Предложение даров храму, будь то в виде денег, материалов или труда, — это традиционный способ заработать заслуги дарителя. В то время как традиционно рисование буддийских изображений на стенах храмов было уделом художников-мужчин, плетение живописных панно для Пидан Хола дает женщинам возможность продемонстрировать свои художественные таланты и накопить заслуги. Сложность изобразительных элементов в Пидан Холе может сильно различаться. Некоторые исключительно талантливые кхмерские ткачи создают замысловатые композиции, состоящие из ряда отдельных элементов, каждый из которых изображает эпизоды из Вессантара Джатаки или жизни Будды. Эта сложная задача включает в себя специальные препараты для окрашивания каждого элемента, что делает эту форму холпидана исключительно сложной, и ее обычно решают только высококвалифицированные ткачи. [ 14 ]

Стили камбоджийской одежды по периодам

[ редактировать ]

Кхмерский сампот с его многочисленными вариациями обычно считался национальной одеждой Камбоджи. Но различия в одежде четко указывали на положение в устойчивой социальной иерархии, а также на региональные и исторические изменения. Новая мода медленно передавалась из поколения в поколение, хотя некоторые стили одежды исчезли только для того, чтобы быть восстановленными в более поздний период.

Фунан Эра (68–550)

[ редактировать ]
Посланник Фунаня в династии Лян носит Сампот Чонг Кбен работы художника Гу Дэцяня из династии Южный Тан (937–976 гг. Н. Э.).

Стили одежды в первый камбоджийский период находились под сильным влиянием Индии . [ 5 ] по крайней мере, до тех пор, пока кхмерский король по просьбе китайских посланников не приказал своим подданным носить сомпот . Несмотря на некоторое сходство, мужчины и женщины носили разные стили одежды. [ 16 ]

  • Мужчины : Все мужчины в регионе носили одежду в индийском стиле. Жители этого региона обычно носили сампот чан кбен , но выглядели гораздо более индийско, чем сегодня. У короля, его семьи и знати был свой собственный стиль тканей Сарабата, импортированных из Китая . На барельефе изображены богатые люди, носящие ткань как дхоти , обматывающие ее вокруг верхней части тела и перевязывающие талию тонким куском ткани. [ 16 ]

Дворяне и члены королевской семьи в повседневной жизни носили сампот чанг Кбен с обнаженной грудью. Разновидности татуировок Янтры древним кхмерским письмом были начертаны на их телах для духовной защиты. С распространением индуизма по стране король носил корону с разноцветными углами, чтобы показать свою королевскую власть. [ 16 ]

  • Женщины носили «парчовые саронги». [ 17 ] вероятно, сампоты разных цветов, перехваченные на талии золотым поясом. Самым полезным сомпотом был бы сомпот сарабап, сделанный из дорогого легкого шелка страны. При этом верхняя часть тела оставалась обнаженной, но женщины добавляли саронг кор (см. ниже) в качестве воротника, чтобы продемонстрировать свои украшения, в том числе большие треугольные серьги из дерева или золота или серьги в форме браслетов. [ 16 ]

Короткие прямые прически носили некоролевские придворные; шиньон или пучок волос обычно предназначался для членов королевской семьи. [ 16 ]

В отличие от богатых, бедняки носили простую соломенную юбку вокруг талии или юбку из шкуры животного или хлопка. У них не было украшений, но они носили прически, похожие на прически богатых. [ 17 ]

Ченла (550–802)

[ редактировать ]

( Кхмерский : период Ченла )

Стили одежды в этот период имели определенное сходство со стилями одежды в Фунане ; однако, согласно барельефу в Ват Фу , сохранившимся руинам Ченлы, его национальный костюм значительно отличался от костюма Фунана, за исключением головного убора, который в то время носил только король. [ 16 ]

  • Мужчины завязывали волосы в пучок и увенчивали их головным убором в стиле Фунан. Мужчины продолжали носить сампот , но во многих вариациях. Мужчины носили что-то вроде ошейника , но демонстрировали обнаженную грудь. Меч или кинжал на груди указывал на храбрость, развитая мускулатура – ​​на мужественную силу.
  • Женщины также завязывали волосы в пучок, но украшали голову цветком. Они также венчали голову цветочным венком из золота. Они носили сампот или саронг из цветочного текстиля с тканью пидан , дополненный золотым поясом и удерживаемый новым стилем кхмерского саронга кора ниже шеи. Грудь и живот остались обнаженными (см. следующий раздел). Самым ярким явлением этого периода является то, что дворцовые фрейлины носили похожий на шаль сбай через левое плечо, чтобы прикрыть грудь и живот в буддийском стиле. Женщины королевской семьи носили саву — свободно украшенную ленту из бус, которую носили крест-накрест. [ 16 ]

Ангкорская эпоха (802–1432 гг.)

[ редактировать ]
Одежда в стиле Ангкор, которую носят во время фестиваля в Сиемреапе .

В период Кхмерской империи или Ангкора кхмерские стили решительно отошли от индийских стилей более ранних периодов. В то же время кхмерская культура распространила свое влияние далеко за пределы Империи. В Чжоу Дагуаня книге «Обычаи Камбоджи» [ 18 ] можно найти следующее:

У кхмеров (исключая огромное количество рабов из горных племен ) и мужчины, и женщины носили волосы, завязанными в узел. Все были обнажены по пояс, с тряпкой вокруг бедер. На публике они носили большую ткань поверх меньшей. Все были босиком.

Начиная с короля, социальное различие определялось качеством и украшением ткани. Только королю разрешалось носить одежду, полностью украшенную цветами. Его голова также была увенчана цветами, когда он не носил золотую корону, подобную Будде. На пальцах рук и ног он носил браслеты, инкрустированные золотом и жемчугом. Ладони его рук и подошвы ног были окрашены в малиновый цвет. Он публично носил золотой меч своей должности.

Зонтики , как продолжение одежды, строго классифицировались по количеству и позолоте: от восьми или более зонтов короля до одного зонтика буддийского монаха. [ 19 ]

рубашка Angkorian с цветочным узором
Реплика рубашки

Одежда подданных короля представляла собой различные сокращения королевского ансамбля. Придворным чиновникам и членам королевской семьи разрешалось использовать ткань с изображением разбросанных цветов; низкие чиновники ограничивались двумя цветками; У простолюдинов-мужчин его не было, хотя простым женщинам разрешалось красить ноги и руки в красный цвет и носить ткань с изображением двух цветов.

Современные надписи и барельефы храмов Ангкора, особенно Ангкор-Вата и Байона, показывают, что «ткани» представляли собой сампот различной формы и ширины , который женщины носили как юбки, а мужчины завязывали в брюки или шорты для военных действий. или труд. [ 20 ] [ 21 ]

Чжоу Дагуань сообщил, что у простых женщин не было украшений для волос, хотя некоторые носили золотые кольца или браслеты и металлический пояс. Красивые девушки отправлялись ко двору служить королю или его семье; подобно наложницам и другим придворным слугам, они носили на макушке малиновые отметки. [ 19 ] Храмовые свидетельства показывают, что женщины той эпохи, богатые и бедные, использовали золотую пряжку, чтобы прикрывать верхнюю часть тела. Пучок на макушке позволял собрать длинный хвост, перекинутый через плечо. [ 20 ]

платье Апсара

Храмовые барельефы показывают, как небесные апсары . были задуманы [ 22 ] Чтобы таким образом предстать перед королевской семьей, придворная танцовщица добавляла к кхмерским элементам особые украшения. Саронг Кор представлял собой круглый декоративный воротник красного цвета, хорошо заметный, носимый чуть ниже шеи и украшенный детальными медными орнаментами золотого цвета и узорами из бисера. Танцовщица добавила свободно украшенную ленту из бус, носимых крест-накрест, называемую сава . Ее сомпот был украшен более богато, чем обычно, с двумя узлами на талии. Правый узел длинный, но дизайн левого узла более очаровательный и модный. [ 23 ]

На талии имеется богато украшенный пояс, украшенный изогнутыми наконечниками, похожими на копья, накинутыми на красную ткань. Чаще всего используются украшения на щиколотке, в ушах или на запястьях. Самым поразительным из всех является корона апсары: головной убор в виде треуголки из мелко чеканного серебра или золота с двумя или тремя гирляндами из изумрудов и золота. Их носили королевские принцессы, скульптурные женские божества, танцовщицы и музыканты. [ 23 ] Хотя сегодня этот костюм обычно не носят, он стал частью высокой культуры Камбоджи в танце апсара .

Одежда придворных ангкорских дам немного отличалась от одежды придворных танцовщиц. Однако на барельефах костюмы цариц Джаяраджадеви и Индрадеви имеют уникальную саву с блестящим золотым цветочным принтом вместо бисера апсары . Корона царицы Индрадеви имеет десять концов и большой бриллиант в центре, удерживающий ее головной убор.

Ангкорское наследие на кхмерских юбках сампота

Чактомукский период (1432—1525 гг.)

[ редактировать ]

( Кхмер : период Чактомука )

Статуя короля Срея Четы, правившего Камбоджей с 1512 по 1521 год.

После падения Ангкора в 1431 году выжившие камбоджийцы утратили осознание старого образа жизни и разработали новые образы жизни, более близкие к буддизму , чем прежнее влияние индуизма .

Члены королевской семьи : король носил рубашку с длинными рукавами, расшитую сверху богатой вышивкой, и воротником, иногда с круглыми украшениями, иногда с небольшими острыми кончиками. К рубашке было пришито что-то вроде эполета , но изогнутого вверх, как лук Индры, в китайском стиле времен династии Тан . Спереди перекрещивались ксе-сангвар — цепочки рангов, образующие букву X, когда они пересекались друг с другом, а поверх них — ромбовидный кулон. Ниже представлены облегающие брюки длиной до колен, украшенные по подолу, покрытые ниспадающим до бедра чонгкбеном и поясом на талии. [ 16 ]

Другие аксессуары включают прямоугольную набедренную повязку спереди и иногда две другие по бокам, похожие на рыбьи хвосты. Эти предметы датируются эпохой Ангкора. Король носит корону, похожую на корону периода Ангкора, но с более острыми концами и выше. [ 16 ]

Мужчины в основном ходили без рубашки, пока не становились достаточно богатыми, чтобы найти подходящий верх. Одежда обычных кхмерских мужчин представляла собой накидку наподобие Сомпот Чонг Кбен нескольких цветов, но поднимавшуюся до бедра и сильно обхватывающую нижнюю часть тела, чтобы освободить ее для физической работы. Дворяне носили рубашку с круглым воротником, длинной складкой спереди и четырьмя карманами по бокам. Большинство мужчин носили длинные волосы. [ 16 ]

Женщины в ту эпоху носили богато украшенную одежду. Молодые женщины заворачивались в два метра ткани в стиле чонг-пока , обнажая небольшую часть живота. Эту ткань обычно украшали несколькими цветами и кусочками серебра, изготавливали из плотного или мягкого хлопка, в зависимости от достатка владельца. Состоятельные женщины носили чонг пок с дополнительной тканью в виде шали, пришитой к сампоту . [ 16 ]

Волосы они собирали в пучок или шиньон с цветами и перекидывали через плечо. Женщины постарше носили более спокойные цвета со своим любимым сампотом-самлоем и украшениями в виде браслетов, ожерелий и сережек из серебра, золота и других металлов. Женщины постарше носили волосы только в стиле шиньон. [ 16 ]

Обыкновенные женщины носили одежду того же стиля, что и представители высшего сословия, но черного цвета, большинство из них носили саронги без украшений или шалей, за исключением полезной крама . [ 16 ]

Лонгвекский стиль (1529—1594).

[ редактировать ]

В то время для Sampot характерна сложенная, закругленная и заправленная за пояс передняя панель; иногда обнажается нижнее белье до середины икр. Женскую одежду дополнял сбай , носимый на груди. [ 24 ] Испанский священник-доминиканец Габриэль Кирога де Сан-Антонио задокументировал камбоджийские обычаи XVI века, а именно кхмерскую одежду, в своей работе «Краткое и правдивое описание событий в Королевстве Камбоджа» : [ 25 ]

«Дворяне одеваются в необычайно тонкий шелк и хлопок, тогда как простой народ одевается в грубый хлопок и фастиан».

Период Удонга (1601–1863 гг.)

[ редактировать ]


В «Иллюстрациях народов-данников Цинской империи», завершенных в 1759 году, кхмерские мужчины, как сообщается, коротко стригут волосы и повязывают головы, оставляя верхнюю часть тела обнаженной, а одежда закрывает их нижние половины. Женщины завязывают волосы, оставляя руки и локти обнаженными, прикрывая только грудь. Они носят юбки с запахом и ходят босиком. [ 26 ]

Британский офицер при дворе Удонга в 1854 году описал короля как обнаженного до пояса и одетого только в саронг с золотым поясом, украшенным бриллиантами и рубинами. Его одежда особо не отличалась от одежды остального населения. Женщины были описаны как легко одетые, с салембангом и длинным шелковым сбаем через одно плечо. Сбай описывается офицером как в основном декоративный, поскольку обычно он падал с плеча, прежде чем его снова поставили на место. Вьетнамский ученый Петрус Ки описал в 1863 году кхмерских женщин как носивших саронг с сбаем, который носили на груди справа налево, а также тунику без пуговиц, как у европейских женщин. [ 27 ]

Древняя сельская одежда

Французский протекторат Камбоджи (1863–1953)

[ редактировать ]


Во время французского протектората в Камбодже текстиль в основном создавался для семейного использования, а не для экономических целей или торговли. Преобладающая повседневная одежда как мужчин, так и женщин состояла из простых однотонных саронгов. Заметно снизилось использование украшений и декоративных элементов. Однако среди дворян и королевской семьи, особенно среди мужчин, росло влияние западных стилей военной формы, часто близко имитирующих те, что наблюдались в европейских странах. [ 16 ]

Некоторые дворяне предпочитали импортный текстиль для обслуживания французских офицеров, дислоцированных в Камбодже. Культурное слияние также было очевидно в выборе одежды: некоторые люди сочетали обычную рубашку с саронгом, а другие носили брюки. Женщины же продолжали носить сбай с саронгами. [ 16 ]

  1. ^ Ховард, Майкл К. (10 января 2014 г.). Транснационализм и общество: Введение . МакФарланд. ISBN  9780786486250 .
  2. ^ «Костюм кхмеров À Travers Le Temps» . Министерство информации Камбоджи (на французском языке). 16 апреля 2019 г.
  3. ^ «Десять лучших традиционных предметов одежды Камбоджи» . indochinarecords.com/Top-10-traditional-Sampot-Garment-of-Cambodia_C503_D145.htm . Архивировано из оригинала 24 ноября 2015 года . Проверено 6 сентября 2015 г. Этот сайт берет информацию из Википедии, но добавляет отличные иллюстративные фотографии.
  4. ^ Шлизингер, Иоахим (2011). Этнические группы Камбоджи . Бангкок, Таиланд: White Lotus Press. ISBN  978-9744801777 .
  5. ^ Jump up to: а б с д Грин, Джиллиан. «Текстиль при кхмерском дворе». Искусство Азии . 30 (4): 82–92.
  6. ^ Коу, Майкл Д. (2004). Ангкор и кхмерская цивилизация . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 91–93. ISBN  0500284423 .
  7. ^ Йосотор кхмерский ренессанс. (без даты). 7. Рубашка с длинными рукавами [7. Ав Бом Бунг Венг]. Йосотор. https://www.yosothor.org/publications/khmer-renaissance/chapter-two/av-bom-bung-veng.html
  8. ^ «Раньше рубашки с длинными рукавами были настолько популярны, что сегодня их редко можно увидеть, за исключением некоторых церемоний » .
  9. ^ «Особенности цвета чивора буддийских монахов » . Радио Свободная Азия (на кхмерском языке). 21 января 2015 г. Проверено 7 сентября 2019 г.
  10. ^ Отец, Том (2009). Луна Камбоджи . Авалон Трэвел. стр. 270. ИСБН  978-1598802146 .
  11. ^ Канг, Сотеар (9 октября 2022 г.). «Возрождение кхмерского шелка» . Кхмер Таймс . Проверено 14 декабря 2023 г.
  12. ^ Jump up to: а б с «Текстиль Камбоджи» . 2WorldTours Текстильные туры . Архивировано из оригинала 23 ноября 2015 года . Проверено 6 сентября 2015 г.
  13. ^ Jump up to: а б Грин, Джиллиан. «Текстильный декор в Ангкоре» . Институт кхмерского традиционного текстиля . Проверено 6 сентября 2015 г.
  14. ^ Jump up to: а б с Грин, Джиллиан. «Кхмерский шелк, шелк для богов, исключительная частная коллекция» . Проверено 8 февраля 2024 г.
  15. ^ В Сиёнде. «Различные виды камбоджийского текстиля и районы его производства» . Институт кхмерского традиционного текстиля . Проверено 6 сентября 2015 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Чанакарн, Каео Инсуан (2011). Влияние модных тенденций на современную одежду в Юго-Восточной Азии (область применения: Таиланд, Малайзия, Камбоджа и Индонезия (диссертация «Технологии текстиля и одежды»).
  17. ^ Jump up to: а б Шлизингер, Иоахим (2011). Этнические группы Камбоджи . Бангкок, Таиланд: White Lotus Press. п. 10. ISBN  978-9744801777 .
  18. ^ Дагуань Чжоу; перевод Харриса, Питера (2007). Рекорд Камбоджи: земля и ее люди . Чиангмай, Таиланд: Книги о шелкопряде. стр. 50–51. ISBN  978-9749511244 .
  19. ^ Jump up to: а б Дагуань Чжоу; перевод Харриса, Питера (2007). Рекорд Камбоджи: земля и ее люди . Чиангмай, Таиланд: Книги о шелкопряде. стр. 50–51 и далее. ISBN  978-9749511244 .
  20. ^ Jump up to: а б Харрис, Питер (2007). Введение в историю Камбоджи Чиангмай, Таиланд: Книги о шелкопряде. стр. 100-1 xxvii – xxviii и xxxii. ISBN  9789749511244 .
  21. ^ Коу, Майкл Д. (2004). Ангкор и кхмерская цивилизация . Лондон: Темза и Гудзон. п. 119 рельеф Сурьявамана II. ISBN  0500284423 .
  22. ^ Коу, Майкл Д. (2004). Ангкор и кхмерская цивилизация . Лондон: Темза и Гудзон. п. 121. ИСБН  0500284423 .
  23. ^ Jump up to: а б Коу, Майкл Д. (2004). Ангкор и кхмерская цивилизация . Лондон: Темза и Гудзон. п. 177. ИСБН  0500284423 .
  24. ^ «Кхмерский костюм сквозь время» . Министерство информации Камбоджи (на французском языке). 16 апреля 2019 г. Что касается Сампота послеангкорского периода (например, XVI века), то для Сампота характерна складчатая передняя панель, закругленная и загнутая поверх пояса; иногда было видно нижнее белье до середины икр. Женская одежда дополнялась платком, иногда надеваемым на туловище.
  25. ^ Кирога де Сан-Антонио, Габриэль (сентябрь 2009 г.). Les Derniers Conquistadors (на французском языке). Анахарсис. п. 23. ISBN  9782914777544 . «Знатии одеваются в очень тонкий шелк и хлопок, простые люди одеваются в грубый хлопок и фастиан».
  26. ^ Хостетлер, Лаура; У, Сюэмэй (5 августа 2022 г.). Императорские иллюстрации Цинских народов-данников (Хуан Цин чжигун ту) . Брилл. ISBN  9789004503656 .
  27. ^ «Британский посетитель двора Удонга в 1854 году» (PDF) . Обзор полуострова (на французском языке). 50 . Проверено 3 апреля 2024 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 95743443ccf90a52a35a6ecf33ea49d0__1723252740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/d0/95743443ccf90a52a35a6ecf33ea49d0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khmer traditional clothing - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)