Кбах
Кбах ( кхмер : ក្បាច់) или кхмерский орнамент состоит из традиционных декоративных элементов камбоджийской архитектуры . В то время как «кбах» может относиться к любому виду художественного стиля на кхмерском языке, например, к жесту в кхмерском классическом танце , кбах рачана конкретно относится к мотивам декоративного орнамента. Кбах также используются в украшении камбоджийских серебряных изделий, мебели, регалий , фресок, гончарных изделий, керамики, резьбы по камню в своеобразном художественном выражении:
Исключительное преимущество, которое кхмеры извлекли из природы и человеческого опыта как универсальной основы любого эстетического опыта, способствовало воплощению в кбахе одной из самых замечательных черт человеческого гения — художественного выражения.
- Тьерри Бизо, Неограниченные орнаментальные ансамбли Ангкора. [1]
Этимология
[ редактировать ]Согласно Чуон Натха словарю , слово «кбах » (ក្បាច់) раньше писалось «кбаче» (ក្បាចេ) и является производным от «кач» (កាច់), «ударить или сломать», с двугубным инфиксом, который представляет собой форму интенсивной морфологии, предполагающую удар неоднократно. [2]
Кбах: орнамент в кхмерском декоративном искусстве
[ редактировать ]Историческое развитие: визуальная традиция
[ редактировать ]От индийского влияния к кхмерской идентичности
[ редактировать ]Мало того, что многие декоративные темы уникальны для Камбоджи, но и мотивы орнаментов сильно отличаются от тех, что встречаются в Индии, хотя они могут быть связаны между собой. Перемычки , украшенные изящными рельефами, опоры, украшенные листвой, фронтоны, украшенные горельефами с мифологическими сценами, не характерными для Камбоджи, имеют совершенно особый внешний вид, который позволяет предположить, что черты индуистского искусства, обнаруженные в храмах Ангкора, в большей степени обязаны религиозным традициям. влияние, чем на школьную дисциплину. Кхмерские художники радикально модифицировали полученное и разработали новый канон, правила которого будут соблюдаться веками. [3]
От дерева к камню
[ редактировать ]Историки искусства считают, что скульптуры из песчаника воспроизводят методы, впервые использованные при работе с деревом. Жильберта де Корал-Ремюза предположила, что деревянные модели были общими предками как индийских, так и кхмерских декоративных украшений. [4] Она считала, что конкретный песчаник, используемый кхмерами, настолько легко обрабатывается, что адаптация декоративных приемов из дерева к камню прошла без особых препятствий.
в период Ангкора Вполне возможно, что художники использовали копировальные книги, но из-за их скоропортящегося характера ни одна из них не сохранилась до наших дней. Однако Анри Маршаль считал, что камбоджийцы не привыкли работать в соответствии с текстами и что в большинстве случаев устных традиций достаточно, чтобы их можно было использовать в качестве отправной точки. [5]
Маркер кхмерской национальной идентичности
[ редактировать ]Кбах , как и другие культурные элементы Камбоджи, недавно стал ассоциироваться с затруднительным положением кхмеров , что указывает на то, насколько важно это сейчас для формирования кхмерской идентичности, настолько, что для кхмерской диаспоры, «когда прикосновения к аутентичной архитектуре и орнаменту Камбоджи . добавлены к храмовому комплексу в Америке, верующие утешаются традициями и легитимностью своего окружения» [6]
Формы: четыре вида неограниченных ансамблей
[ редактировать ]В целом все формы Kbachs относятся к природным элементам.
Орнаментальные наборы не ограничиваются единственной фигурой декора: они отражают законы ритма и баланса, управляющие гармоничной композицией целого. Бизо выделяет четыре типа фигур. [7]
Клетчатые фигуры
[ редактировать ]Клетчатые фигуры представляют собой неограниченную фигуру, имеющую два аспекта: первый представляет собой набор бесконечных квадратов, созданных в двух направлениях; второй — сеть ортогональных линий с квадратичными ячейками. Этот мотив мы находим, например, на третьем этаже Ангкор-Вата . Центр, обычно используемый в виде большого кругового мотива, распределяет по диагоналям четыре веретенообразных цветка, а вдоль медиаторов - четыре стержня с фестончатыми концами. Каждый из них использует одни и те же элементы: центр, крест, сальтир и, по сути, сводится к диаграмме, задающей центр и оси симметрии квадрата. Так, у западного входа в Ангкор-Ват крестоцветные квадраты обозначают набор Андреевских крестов и набор мальтийских крестов . Центральная фигура мотивов, включая особую природу каждого ( Раху , цветок лотоса , ...), в некотором смысле индивидуализирует аналогичные структуры и может еще добавить утонченности этим наборам.
Чередование клетчатых фигур
[ редактировать ]Фигуры с чередующимися клетчатыми фигурами добавляют прямоугольной паре оппозицию черного и белого. Свое схематическое выражение оно находит в фигуре шахматной доски. Оппозицию можно перевести по-разному: пустое и явное, декоративное и голое, пустое и полное. Этот орнамент был развит, в частности, в Бантей-Срее .
Круглые фигурки-медальоны
[ редактировать ]Круглые фигуры с медальонами состоят из тангенциальных кругов, которые противостоят четвертичности содержащих их квадратов, определяя таким образом фон и движение, как, например, при намотке цветущих медальонов Та Прома.
Листовые фигурки
[ редактировать ]На саженцах встречаются разветвленные фигуры, что дает возможность использовать мотивы, не обязательно имеющие геометрический характер. Возможности разветвления фигур позволяют использовать стерильные поверхности. Это богатство выражения придает особые нюансы и сложные движения.
Вот примеры наиболее известных из них:
- Фронтальная форма лепестка лотоса .
- Лепесток лотоса, вид сбоку.
- Форма листьев фикуса религиозного .
- Форма цветка Чань .
- Спиральная форма раковины улитки.
- Мифическая форма гусиного хвоста .
- Форма пламени .
- Форма Пни Тес и т. д. [8]
Эти стандартные основные формы внутренне делятся на более сложные орнаменты с использованием одного из стилей деления, характерного для конкретной школы кбаха .
- Орнамент Кбах Ангкор основан на базовой форме чан . цветка
- Орнаменты Кбах Ангкор из Ангкор-Вата , Камбоджа
- Вариант тян цветка
- Современное применение Кбах Ангкор в Ват Уналом.
- Традиционная кхмерской керамики шкатулка для подношений
Школы: четыре основные школы
[ редактировать ]Четыре основные школы, признанные современными художниками кбаха : kbach angkor , kbach phñi tes , kbach phñi voa и kbach phñi phleung :
- кбах ангкор (ក្បាច់ អង្គរ) - «ангкорский стиль»; смутно определенный стиль, хотя общие элементы включают в себя завитки, похожие на улиток, называемые кбах хиен (улитки), кбах трабак чук (лепестки лотоса) и т. д.
- kbach phñi tes (ក្បាច់ភ្ញីទេស) - «стиль экзотического переплетения»; стиль, в котором используются мака цветы, бутоны, листья и стручки ; он чем-то напоминает акант западного орнамента.
- kbach phñi voal (ក្បាច់ ភ្ញី វ ល្ល) - «стиль переплетающихся лоз» с головами животных и переплетающимися лозами, торчащими изо рта
- kbach phñi phleung (ក្បាច់ ភ្ញីភ្លើង) - «стиль переплетающегося пламени», в котором используется абстрактное пламя в форме хамсы . переплетающихся хвостов
Молдинг
[ редактировать ]Лепка в классическом кхмерском искусстве сводится к симметрии, всегда наблюдаемой между низкими и высокими карнизами относительно срединной горизонтальной оси. Эта горизонтальная ось чаще всего обозначается тором или полосой. По обеим сторонам в обратном порядке расположены листели, своды, плинтусы или ленты. Единственным исключением из этого закона симметрии являются молдинги, украшенные полосами лепестков лотоса, которые всегда направлены вверх; какое бы место ни занимали эти молдинги. Эти молдинги покрыты очень насыщенным декором: пуговицами или лепестками лотоса, геометрическими и растительными орнаментами, иногда вперемешку с небольшими фигурками и животными. [9]
Техники
[ редактировать ]Средневековые инструменты были определенно менее качественными, чем современные.
Надрезы на многочисленных декоративных перемычках были очень глубокими и требовали точного удаления небольших локализованных кусочков камня. Вероятно, это было выполнено с использованием небольшого сверла , которое создавало отверстия для разрушения элементов песчаника.
В период Ангкора скульптура перемычки преимущественно начиналась с того, что камень сначала фиксировали на месте, а затем готовили к резьбе . Лицевая часть перемычки была грубо отделана на структурные подразделения. Персонажи, мотивы и рисунки переносились на поверхность песчаника углем или мелом . [10]
Свидетельствами работы конкретного художника или небольшой группы художников, предположительно из одной и той же мастерской, являются почти идентичные иконографии и навыки резания перемычек из Преа Ко и фрагмента перемычки из Прасат О Ка-эк. [11]
Во время французского протектората Камбоджи французский археолог Анри Грослье основал школу резчиков в качестве спасательной миссии для защиты не только кхмерского искусства и мастерства, но и «самой сути Камбоджи». Грослье в основном сосредоточился на воспроизведении древних форм искусства и артефактов. Но по словам Ингрид Муан, [12] его наследие в пользу кхмерского орнамента было «особой рамкой копирования», которая до сих пор преследует визуальное производство с «колониальной концепцией кхмерства». [13]
В современных мастерских мастер-скульптор также выступает в роли контролера качества, отмечая карандашом скульптуры там, где их необходимо исправить. Последними задачами являются детальная и изысканная резьба с последующей очисткой и полировкой шлифовальным камнем, что завершает работу. Время, необходимое для создания скульптуры, зависит от уровня мастерства художника, однако на создание одной большой и детализированной декоративной перемычки у двух мастеров-скульпторов может уйти до трех месяцев.
Ученичество: обучение в мастерской мастера
[ редактировать ]Поскольку кбах – это устная традиция, передающаяся через обучение и творчество, существует значительное разнообразие способов создания бесспорной системы школ кбах .
На основании свидетельств оставшихся кбахов в руинах Ангкор-Вата Джордж Грослиер доказал, что подобные пилястры, вырезанные многими художниками, указывают на то, что ремесленники обладали общими знаниями, а также схожими техническими практиками и способностями, которые были получены в результате последовательного и стандартизированного обучения. [14]
Базовое обучение скульптуре может занять от шести месяцев до трех лет, в зависимости от способностей человека. Чтобы стать состоявшимся художником, достойным звания мастера, нужно более десяти лет. Ни в коем случае ученикам не предлагается рисовать непосредственно с натуры. Вместо этого они обязаны воспроизводить традиционные идеализированные формы, передаваемые и трансформируемые из поколения в поколение.
Экономика
[ редактировать ]Сегодня мастерские получают оплату наличными за результаты своего труда, но в средневековой Камбодже, где не было системы легко обмениваемой валюты, надписи рассказывают о системе торговли, при которой пожертвования, платежи и налоги обменивались между храмами, отдельными людьми и другими людьми. и государство в многочисленных формах, включая землю, зерно, скот, текстиль и металлы. Скульпторы также могли быть вынуждены предоставлять свои услуги из религиозных или королевских обязательств. [15]
Применение кбаха
[ редактировать ]Танец: лакхон кбах боран
[ редактировать ]Тот же термин «кбах» , который используется для декоративного искусства, используется и для танца, подразумевая как неподвижность, так и движение. Кбах обозначает визуальную эстетическую композицию, будь то выгравированная на камне или в более эфемерных жестах кхмерского королевского балета. [16]
В этом смысле Кбах Кхмер представляет собой «систему танцевальных жестов». [17] используется в одном из трех основных театральных жанров, все они относятся к ангкорскому периоду и все основаны на кхмерской версии « Рамаяны» - «Римкер» : лакхон хол (танцевальный мим мужского пола в маске); сбек том или сбек тач (театр теней) и лхаон преах рич троп (театр, принадлежащий королевской семье или королевскому балету Камбоджи), который был переименован в лакхон кбах боран после свержения монархии в 1970 году.
В кхмерской традиции существует восемь основных жестов рук, которые в различных сочетаниях с пятью основными положениями ног образуют «оригинальный танцевальный алфавит». [18]
Танцоры, исполняющие придворный танец, разыгрывают сюжеты на языке танца кбах , артикулируемом хором во время вокальных и инструментальных выступлений. [19]
Хотя по форме они напоминают караны индийского классического танца, они совершенно разные. В то время как индийская карана рассматривается как основа для постановок «марги» (паниндийской классической классики), призванных духовно просвещать зрителей, кбах Королевского балета Кхмеров является украшением или деталью, а не общей рамкой.
Боевые искусства: Кбач Кун Боран
[ редактировать ]Кбах кун боран в переводе с кхмерского буквально означает «Древнее камбоджийское боевое искусство». В настоящее время этот термин включает в себя все досовременные камбоджийские боевые искусства. Он состоит из 12 основных техник (маэ) и восьми схем «дверных систем» или рисунков работы ног ( твеар ).
Текстиль: кбач по костюмам
[ редактировать ]Кбах применялись не только в декоративном искусстве и танце, но и в самых разных областях, включая текстиль, [20] которые использовали орнаментальные узоры для кхмерского хула . [21]
Это применение кбаха к кхмерским костюмам, о чем свидетельствуют деваты Ангкор - Вата, было тщательно изучено Маршалом Сапфо. [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бизо, Франсуа (1970). «Безграничные орнаментальные ансамбли Ангкора» . Азиатское искусство . 21 (1): 124. doi : 10.3406/arasi.1970.1022 .
- ^ Отец Рондино, Рогатьен (2007). Исследования кхмерского алфавита и грамматики [ Изучение кхмерского алфавита и грамматики ] (на французском языке). Пномпень (Камбоджа): Editions des Missions nationalaux. п. 57.
- ^ Коммайль, Жан (1913). «Заметки о камбоджийском убранстве» . Вестник Французской школы Дальнего Востока (на французском языке). 13 (1): 2. дои : 10.3406/befeo.1913.2783 .
- ^ Корал-Ремюза, Жильберта де (1934). «Об общем происхождении перемычек Паллавы Индии и доангкорских кхмерских перемычек». Обзор азиатского искусства . 8 (3): 246.
- ^ Маршаль, Анри (1951). «Кхмерский декор и скульптура». Исследования азиатского искусства и этнологии . Париж: Ваноест: 34.
- ^ Мортленд, Кэрол А. (25 июля 2017 г.). Камбоджийский буддизм в США . СУНИ Пресс. п. 169. ИСБН 978-1-4384-6663-7 .
- ^ Бизо, Франсуа (1970). «Безграничные орнаментальные ансамбли Ангкора» . Азиатское искусство . 21 (1): 124. doi : 10.3406/arasi.1970.1022 .
- ^ http://khmerceramics.com/what_is_ceramic.htm. Архивировано 19 августа 2014 г., Wayback Machine Kbachs. образец и объяснение
- ^ Маршал, Х. (1939). «Заметки о сравнительной архитектуре Камбоджи, Явы, Бирмы и Индии» . Обзор азиатского искусства (на французском языке). 13 (3/4): 136. ISSN 0995-7510 . JSTOR 43474391 .
- ^ Полкингхорн, Мартин (2008). «Кхмерские декоративные перемычки и распределение художественного труда» . Азиатское искусство . 63 : 21–35. дои : 10.3406/arasi.2008.1658 . ISSN 0004-3958 . JSTOR 43486571 .
- ^ Мартин., Полкингхорн. Художники и ателье: Кхмерские декоративные перемычки девятого и десятого веков . п. 223. OCLC 768429154 .
- ^ Фальсер, Майкл; Аббат, Габриэль (04 марта 2015 г.). «Упадок и возрождение в камбоджийском искусстве и роль Джорджа Грослиера (1887–1945)». Культурное наследие как цивилизаторская миссия: от упадка к возрождению . Спрингер. п. 145. ИСБН 978-3-319-13638-7 .
- ^ Эдвардс, Пенни (1 января 2007 г.). Камбодж: Развитие нации, 1860–1945 гг . Издательство Гавайского университета. п. 150. ИСБН 978-0-8248-2923-0 .
- ^ Грослье, Жорж (1921). «Исследование психологии камбоджийских ремесленников. Кхмерское искусство и археология». Обзор исследований искусства, памятников и этнографии Камбоджи от истоков до наших дней . 1 (2): 224–226.
- ^ Полкингхорн, Мартин (2009). «Художники Ангкора: современные и средневековые каменные мастерские в Камбодже» . Обзор ТААСА . 18 (4): 10–12. ISSN 1037-6674 .
- ^ Лаббе, Люси; Порт, Бертран (2018). « «С королевскими танцорами Камбоджи». Фотографирование танцевальных поз» . Азиатское искусство . 73 : 157. дои : 10.3406/arasi.2018.2017 . ISSN 0004-3958 . JSTOR 26585544 .
- ^ Миллер, Терри; Уильямс, Шон (17 марта 2011 г.). Справочник Garland по музыке Юго-Восточной Азии . Рутледж. п. 453. ИСБН 978-1-135-90155-4 .
- ^ Флетчер, Питер (2004). Мировая музыка в контексте: комплексный обзор основных музыкальных культур мира . Издательство Оксфордского университета. п. 306. ИСБН 978-0-19-517507-3 .
- ^ Миллер, Терри Э. (01 февраля 2013 г.). «Камбоджа» . Краткая энциклопедия мировой музыки с гирляндами, том 2 . Рутледж. п. 1272. ИСБН 978-1-136-09602-0 .
- ^ Грин, Джилл; Грин (куратор), Джиллиан (2008). Живописный камбоджийский текстиль . Речные книги. п. 18. ISBN 978-974-9863-39-8 .
- ^ Нарин, Чеа; Нарин, Джа (2003). Швы перемен: одежда и уход за собой в Камбодже конца XIX и XX веков . Издательство Реюм. п. 142. ИСБН 978-1-58886-046-0 .
- ^ Маршал, Сафо (2005). Кхмерские костюмы и украшения дэватов Ангкор-Вата . Орхидея Пресс. ISBN 978-974-524-057-5 .
Библиография
[ редактировать ]- Чан Витарин, Preap Chanmara - Kbach (Исследование кхмерского орнамента) , февраль 2005 г., Reyum Publishing , ISBN 1-58886-076-0
- Полкингхорн, Мартин (2009). «Художники Ангкора: современные и средневековые каменные мастерские в Камбодже» . Обзор ТААСА . 18 (4): 10–12. ISSN 1037-6674 .