Jump to content

Кбах

Кбах ( кхмер : ក្បាច់) или кхмерский орнамент состоит из традиционных декоративных элементов камбоджийской архитектуры . В то время как «кбах» может относиться к любому виду художественного стиля на кхмерском языке, например, к жесту в кхмерском классическом танце , кбах рачана конкретно относится к мотивам декоративного орнамента. Кбах также используются в украшении камбоджийских серебряных изделий, мебели, регалий , фресок, гончарных изделий, керамики, резьбы по камню в своеобразном художественном выражении:

Исключительное преимущество, которое кхмеры извлекли из природы и человеческого опыта как универсальной основы любого эстетического опыта, способствовало воплощению в кбахе одной из самых замечательных черт человеческого гения — художественного выражения.

- Тьерри Бизо, Неограниченные орнаментальные ансамбли Ангкора. [1]

Этимология

[ редактировать ]

Согласно Чуон Натха словарю , слово «кбах » (ក្បាច់) раньше писалось «кбаче» (ក្បាចេ) и является производным от «кач» (កាច់), «ударить или сломать», с двугубным инфиксом, который представляет собой форму интенсивной морфологии, предполагающую удар неоднократно. [2]

Кбах: орнамент в кхмерском декоративном искусстве

[ редактировать ]

Историческое развитие: визуальная традиция

[ редактировать ]

От индийского влияния к кхмерской идентичности

[ редактировать ]

Мало того, что многие декоративные темы уникальны для Камбоджи, но и мотивы орнаментов сильно отличаются от тех, что встречаются в Индии, хотя они могут быть связаны между собой. Перемычки , украшенные изящными рельефами, опоры, украшенные листвой, фронтоны, украшенные горельефами с мифологическими сценами, не характерными для Камбоджи, имеют совершенно особый внешний вид, который позволяет предположить, что черты индуистского искусства, обнаруженные в храмах Ангкора, в большей степени обязаны религиозным традициям. влияние, чем на школьную дисциплину. Кхмерские художники радикально модифицировали полученное и разработали новый канон, правила которого будут соблюдаться веками. [3]

От дерева к камню

[ редактировать ]

Историки искусства считают, что скульптуры из песчаника воспроизводят методы, впервые использованные при работе с деревом. Жильберта де Корал-Ремюза предположила, что деревянные модели были общими предками как индийских, так и кхмерских декоративных украшений. [4] Она считала, что конкретный песчаник, используемый кхмерами, настолько легко обрабатывается, что адаптация декоративных приемов из дерева к камню прошла без особых препятствий.

в период Ангкора Вполне возможно, что художники использовали копировальные книги, но из-за их скоропортящегося характера ни одна из них не сохранилась до наших дней. Однако Анри Маршаль считал, что камбоджийцы не привыкли работать в соответствии с текстами и что в большинстве случаев устных традиций достаточно, чтобы их можно было использовать в качестве отправной точки. [5]

Маркер кхмерской национальной идентичности

[ редактировать ]

Кбах , как и другие культурные элементы Камбоджи, недавно стал ассоциироваться с затруднительным положением кхмеров , что указывает на то, насколько важно это сейчас для формирования кхмерской идентичности, настолько, что для кхмерской диаспоры, «когда прикосновения к аутентичной архитектуре и орнаменту Камбоджи . добавлены к храмовому комплексу в Америке, верующие утешаются традициями и легитимностью своего окружения» [6]

Формы: четыре вида неограниченных ансамблей

[ редактировать ]

В целом все формы Kbachs относятся к природным элементам.

Орнаментальные наборы не ограничиваются единственной фигурой декора: они отражают законы ритма и баланса, управляющие гармоничной композицией целого. Бизо выделяет четыре типа фигур. [7]

Клетчатые фигуры

[ редактировать ]

Клетчатые фигуры представляют собой неограниченную фигуру, имеющую два аспекта: первый представляет собой набор бесконечных квадратов, созданных в двух направлениях; второй — сеть ортогональных линий с квадратичными ячейками. Этот мотив мы находим, например, на третьем этаже Ангкор-Вата . Центр, обычно используемый в виде большого кругового мотива, распределяет по диагоналям четыре веретенообразных цветка, а вдоль медиаторов - четыре стержня с фестончатыми концами. Каждый из них использует одни и те же элементы: центр, крест, сальтир и, по сути, сводится к диаграмме, задающей центр и оси симметрии квадрата. Так, у западного входа в Ангкор-Ват крестоцветные квадраты обозначают набор Андреевских крестов и набор мальтийских крестов . Центральная фигура мотивов, включая особую природу каждого ( Раху , цветок лотоса , ...), в некотором смысле индивидуализирует аналогичные структуры и может еще добавить утонченности этим наборам.

Чередование клетчатых фигур

[ редактировать ]

Фигуры с чередующимися клетчатыми фигурами добавляют прямоугольной паре оппозицию черного и белого. Свое схематическое выражение оно находит в фигуре шахматной доски. Оппозицию можно перевести по-разному: пустое и явное, декоративное и голое, пустое и полное. Этот орнамент был развит, в частности, в Бантей-Срее .

Круглые фигурки-медальоны

[ редактировать ]

Круглые фигуры с медальонами состоят из тангенциальных кругов, которые противостоят четвертичности содержащих их квадратов, определяя таким образом фон и движение, как, например, при намотке цветущих медальонов Та Прома.

Листовые фигурки

[ редактировать ]

На саженцах встречаются разветвленные фигуры, что дает возможность использовать мотивы, не обязательно имеющие геометрический характер. Возможности разветвления фигур позволяют использовать стерильные поверхности. Это богатство выражения придает особые нюансы и сложные движения.

Вот примеры наиболее известных из них:

  • Фронтальная форма лепестка лотоса .
  • Лепесток лотоса, вид сбоку.
  • Форма листьев фикуса религиозного .
  • Форма цветка Чань .
  • Спиральная форма раковины улитки.
  • Мифическая форма гусиного хвоста .
  • Форма пламени .
  • Форма Пни Тес и т. д. [8]

Эти стандартные основные формы внутренне делятся на более сложные орнаменты с использованием одного из стилей деления, характерного для конкретной школы кбаха .

Школы: четыре основные школы

[ редактировать ]

Четыре основные школы, признанные современными художниками кбаха : kbach angkor , kbach phñi tes , kbach phñi voa и kbach phñi phleung :

  • кбах ангкор (ក្បាច់ អង្គរ) - «ангкорский стиль»; смутно определенный стиль, хотя общие элементы включают в себя завитки, похожие на улиток, называемые кбах хиен (улитки), кбах трабак чук (лепестки лотоса) и т. д.
  • kbach phñi tes (ក្បាច់ភ្ញីទេស) - «стиль экзотического переплетения»; стиль, в котором используются мака цветы, бутоны, листья и стручки ; он чем-то напоминает акант западного орнамента.
  • kbach phñi voal (ក្បាច់ ភ្ញី វ ល្ល) - «стиль переплетающихся лоз» с головами животных и переплетающимися лозами, торчащими изо рта
  • kbach phñi phleung (ក្បាច់ ភ្ញីភ្លើង) - «стиль переплетающегося пламени», в котором используется абстрактное пламя в форме хамсы . переплетающихся хвостов

Лепка в классическом кхмерском искусстве сводится к симметрии, всегда наблюдаемой между низкими и высокими карнизами относительно срединной горизонтальной оси. Эта горизонтальная ось чаще всего обозначается тором или полосой. По обеим сторонам в обратном порядке расположены листели, своды, плинтусы или ленты. Единственным исключением из этого закона симметрии являются молдинги, украшенные полосами лепестков лотоса, которые всегда направлены вверх; какое бы место ни занимали эти молдинги. Эти молдинги покрыты очень насыщенным декором: пуговицами или лепестками лотоса, геометрическими и растительными орнаментами, иногда вперемешку с небольшими фигурками и животными. [9]

Средневековые инструменты были определенно менее качественными, чем современные.

Надрезы на многочисленных декоративных перемычках были очень глубокими и требовали точного удаления небольших локализованных кусочков камня. Вероятно, это было выполнено с использованием небольшого сверла , которое создавало отверстия для разрушения элементов песчаника.

В период Ангкора скульптура перемычки преимущественно начиналась с того, что камень сначала фиксировали на месте, а затем готовили к резьбе . Лицевая часть перемычки была грубо отделана на структурные подразделения. Персонажи, мотивы и рисунки переносились на поверхность песчаника углем или мелом . [10]

Свидетельствами работы конкретного художника или небольшой группы художников, предположительно из одной и той же мастерской, являются почти идентичные иконографии и навыки резания перемычек из Преа Ко и фрагмента перемычки из Прасат О Ка-эк. [11]

Во время французского протектората Камбоджи французский археолог Анри Грослье основал школу резчиков в качестве спасательной миссии для защиты не только кхмерского искусства и мастерства, но и «самой сути Камбоджи». Грослье в основном сосредоточился на воспроизведении древних форм искусства и артефактов. Но по словам Ингрид Муан, [12] его наследие в пользу кхмерского орнамента было «особой рамкой копирования», которая до сих пор преследует визуальное производство с «колониальной концепцией кхмерства». [13]

В современных мастерских мастер-скульптор также выступает в роли контролера качества, отмечая карандашом скульптуры там, где их необходимо исправить. Последними задачами являются детальная и изысканная резьба с последующей очисткой и полировкой шлифовальным камнем, что завершает работу. Время, необходимое для создания скульптуры, зависит от уровня мастерства художника, однако на создание одной большой и детализированной декоративной перемычки у двух мастеров-скульпторов может уйти до трех месяцев.

Ученичество: обучение в мастерской мастера

[ редактировать ]

Поскольку кбах – это устная традиция, передающаяся через обучение и творчество, существует значительное разнообразие способов создания бесспорной системы школ кбах .

На основании свидетельств оставшихся кбахов в руинах Ангкор-Вата Джордж Грослиер доказал, что подобные пилястры, вырезанные многими художниками, указывают на то, что ремесленники обладали общими знаниями, а также схожими техническими практиками и способностями, которые были получены в результате последовательного и стандартизированного обучения. [14]

Базовое обучение скульптуре может занять от шести месяцев до трех лет, в зависимости от способностей человека. Чтобы стать состоявшимся художником, достойным звания мастера, нужно более десяти лет. Ни в коем случае ученикам не предлагается рисовать непосредственно с натуры. Вместо этого они обязаны воспроизводить традиционные идеализированные формы, передаваемые и трансформируемые из поколения в поколение.

Экономика

[ редактировать ]

Сегодня мастерские получают оплату наличными за результаты своего труда, но в средневековой Камбодже, где не было системы легко обмениваемой валюты, надписи рассказывают о системе торговли, при которой пожертвования, платежи и налоги обменивались между храмами, отдельными людьми и другими людьми. и государство в многочисленных формах, включая землю, зерно, скот, текстиль и металлы. Скульпторы также могли быть вынуждены предоставлять свои услуги из религиозных или королевских обязательств. [15]

Применение кбаха

[ редактировать ]

Танец: лакхон кбах боран

[ редактировать ]

Тот же термин «кбах» , который используется для декоративного искусства, используется и для танца, подразумевая как неподвижность, так и движение. Кбах обозначает визуальную эстетическую композицию, будь то выгравированная на камне или в более эфемерных жестах кхмерского королевского балета. [16]

В этом смысле Кбах Кхмер представляет собой «систему танцевальных жестов». [17] используется в одном из трех основных театральных жанров, все они относятся к ангкорскому периоду и все основаны на кхмерской версии « Рамаяны» - «Римкер» : лакхон хол (танцевальный мим мужского пола в маске); сбек том или сбек тач (театр теней) и лхаон преах рич троп (театр, принадлежащий королевской семье или королевскому балету Камбоджи), который был переименован в лакхон кбах боран после свержения монархии в 1970 году.

В кхмерской традиции существует восемь основных жестов рук, которые в различных сочетаниях с пятью основными положениями ног образуют «оригинальный танцевальный алфавит». [18]

Танцоры, исполняющие придворный танец, разыгрывают сюжеты на языке танца кбах , артикулируемом хором во время вокальных и инструментальных выступлений. [19]

Хотя по форме они напоминают караны индийского классического танца, они совершенно разные. В то время как индийская карана рассматривается как основа для постановок «марги» (паниндийской классической классики), призванных духовно просвещать зрителей, кбах Королевского балета Кхмеров является украшением или деталью, а не общей рамкой.

Боевые искусства: Кбач Кун Боран

[ редактировать ]

Кбах кун боран в переводе с кхмерского буквально означает «Древнее камбоджийское боевое искусство». В настоящее время этот термин включает в себя все досовременные камбоджийские боевые искусства. Он состоит из 12 основных техник (маэ) и восьми схем «дверных систем» или рисунков работы ног ( твеар ).

Текстиль: кбач по костюмам

[ редактировать ]

Кбах применялись не только в декоративном искусстве и танце, но и в самых разных областях, включая текстиль, [20] которые использовали орнаментальные узоры для кхмерского хула . [21]

Это применение кбаха к кхмерским костюмам, о чем свидетельствуют деваты Ангкор - Вата, было тщательно изучено Маршалом Сапфо. [22]

  1. ^ Бизо, Франсуа (1970). «Безграничные орнаментальные ансамбли Ангкора» . Азиатское искусство . 21 (1): 124. doi : 10.3406/arasi.1970.1022 .
  2. ^ Отец Рондино, Рогатьен (2007). Исследования кхмерского алфавита и грамматики [ Изучение кхмерского алфавита и грамматики ] (на французском языке). Пномпень (Камбоджа): Editions des Missions nationalaux. п. 57.
  3. ^ Коммайль, Жан (1913). «Заметки о камбоджийском убранстве» . Вестник Французской школы Дальнего Востока (на французском языке). 13 (1): 2. дои : 10.3406/befeo.1913.2783 .
  4. ^ Корал-Ремюза, Жильберта де (1934). «Об общем происхождении перемычек Паллавы Индии и доангкорских кхмерских перемычек». Обзор азиатского искусства . 8 (3): 246.
  5. ^ Маршаль, Анри (1951). «Кхмерский декор и скульптура». Исследования азиатского искусства и этнологии . Париж: Ваноест: 34.
  6. ^ Мортленд, Кэрол А. (25 июля 2017 г.). Камбоджийский буддизм в США . СУНИ Пресс. п. 169. ИСБН  978-1-4384-6663-7 .
  7. ^ Бизо, Франсуа (1970). «Безграничные орнаментальные ансамбли Ангкора» . Азиатское искусство . 21 (1): 124. doi : 10.3406/arasi.1970.1022 .
  8. ^ http://khmerceramics.com/what_is_ceramic.htm. Архивировано 19 августа 2014 г., Wayback Machine Kbachs. образец и объяснение
  9. ^ Маршал, Х. (1939). «Заметки о сравнительной архитектуре Камбоджи, Явы, Бирмы и Индии» . Обзор азиатского искусства (на французском языке). 13 (3/4): 136. ISSN   0995-7510 . JSTOR   43474391 .
  10. ^ Полкингхорн, Мартин (2008). «Кхмерские декоративные перемычки и распределение художественного труда» . Азиатское искусство . 63 : 21–35. дои : 10.3406/arasi.2008.1658 . ISSN   0004-3958 . JSTOR   43486571 .
  11. ^ Мартин., Полкингхорн. Художники и ателье: Кхмерские декоративные перемычки девятого и десятого веков . п. 223. OCLC   768429154 .
  12. ^ Фальсер, Майкл; Аббат, Габриэль (04 марта 2015 г.). «Упадок и возрождение в камбоджийском искусстве и роль Джорджа Грослиера (1887–1945)». Культурное наследие как цивилизаторская миссия: от упадка к возрождению . Спрингер. п. 145. ИСБН  978-3-319-13638-7 .
  13. ^ Эдвардс, Пенни (1 января 2007 г.). Камбодж: Развитие нации, 1860–1945 гг . Издательство Гавайского университета. п. 150. ИСБН  978-0-8248-2923-0 .
  14. ^ Грослье, Жорж (1921). «Исследование психологии камбоджийских ремесленников. Кхмерское искусство и археология». Обзор исследований искусства, памятников и этнографии Камбоджи от истоков до наших дней . 1 (2): 224–226.
  15. ^ Полкингхорн, Мартин (2009). «Художники Ангкора: современные и средневековые каменные мастерские в Камбодже» . Обзор ТААСА . 18 (4): 10–12. ISSN   1037-6674 .
  16. ^ Лаббе, Люси; Порт, Бертран (2018). « «С королевскими танцорами Камбоджи». Фотографирование танцевальных поз» . Азиатское искусство . 73 : 157. дои : 10.3406/arasi.2018.2017 . ISSN   0004-3958 . JSTOR   26585544 .
  17. ^ Миллер, Терри; Уильямс, Шон (17 марта 2011 г.). Справочник Garland по музыке Юго-Восточной Азии . Рутледж. п. 453. ИСБН  978-1-135-90155-4 .
  18. ^ Флетчер, Питер (2004). Мировая музыка в контексте: комплексный обзор основных музыкальных культур мира . Издательство Оксфордского университета. п. 306. ИСБН  978-0-19-517507-3 .
  19. ^ Миллер, Терри Э. (01 февраля 2013 г.). «Камбоджа» . Краткая энциклопедия мировой музыки с гирляндами, том 2 . Рутледж. п. 1272. ИСБН  978-1-136-09602-0 .
  20. ^ Грин, Джилл; Грин (куратор), Джиллиан (2008). Живописный камбоджийский текстиль . Речные книги. п. 18. ISBN  978-974-9863-39-8 .
  21. ^ Нарин, Чеа; Нарин, Джа (2003). Швы перемен: одежда и уход за собой в Камбодже конца XIX и XX веков . Издательство Реюм. п. 142. ИСБН  978-1-58886-046-0 .
  22. ^ Маршал, Сафо (2005). Кхмерские костюмы и украшения дэватов Ангкор-Вата . Орхидея Пресс. ISBN  978-974-524-057-5 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 34435bf6e4465aad2d27db36656a4ef1__1720890720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/f1/34435bf6e4465aad2d27db36656a4ef1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kbach - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)