Кино Восточной Азии
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Кино Восточной Азии — это кино, созданное в Восточной Азии или выходцами из этого региона. Это часть кинематографа Азии , который, в свою очередь, является частью мирового кино .
Наиболее значимыми киноиндустриями, отнесенными к восточноазиатскому кино, являются отрасли материкового Китая , Гонконга , Японии , Южной Кореи и Тайваня . Этот термин иногда путают с кинематографом Юго-Восточной Азии , поскольку кинематографические традиции между двумя азиатскими субрегионами имеют свои собственные уникальные маркеры, которые часто смешивают и неправильно называют таковыми, включая Сингапур , Малайзию , Индонезию , Вьетнам. , Таиланд и Филиппины .
Стили и жанры [ править ]
Сфера восточноазиатского кино огромна и охватывает широкий спектр различных стилей и жанров кино , поскольку богатые кинематографические традиции региона особенно известны во всем мире благодаря производству следующих типов жанров, таких как:
- Фильмы о боевых искусствах , включая гонконгские фильмы о боевых искусствах (такие как исторические фильмы о кунг-фу , «Чопсоки» , «Bruceploitation» и «Уся» ) и японские фильмы о боевых искусствах (включая фильмы о ниндзя ).
- Гонконгский боевик — включая боевые искусства , трюки , комедии , огнестрельное оружие и девушек с оружием.
- Дзидайгэки — японские исторические фильмы, включая самурайское кино ( чанбара ) и о ниндзя . фильмы
- Фильмы ужасов , в том числе японские и корейские ужасы.
- Аниме — японская анимация.
- Драматические фильмы , в том числе корейская драма в корейском стиле ( теленовелла и мыльная опера ) и дорама (японская драма).
- Гангстерские фильмы - в том числе фильмы о героическом кровопролитии (гонконгские криминальные боевики , обычно сосредоточенные на преступных организациях китайской триады ) и японские гангстерские фильмы ( фильмы о якудза и панк-фильмы ).
- Японская научная фантастика , включая Токусацу (например, фильмы о монстрах Кайдзю и фильмы о супергероях ), японский киберпанк и стимпанк.
История [ править ]
1890–1950-е годы [ править ]
В отличие от киноиндустрии западного мира, киноиндустрия Восточной Азии на заре своего существования не находилась под доминированием американских дистрибьюторов и развивалась в относительной изоляции от голливудского кино; Хотя голливудские фильмы демонстрировались в странах Восточной Азии, они пользовались меньшей популярностью у местной публики, чем отечественные фильмы. Таким образом, сложилось несколько самобытных жанров и стилей.
-е годы: глобальное влияние 1950
Восточноазиатское кино – в разной степени на национальном уровне – имело мировую аудиторию, по крайней мере, с 1950-х годов. В начале десятилетия » Акиры Куросавы ( «Расёмон 1950) и Кендзи Мидзогучи » «Угэцу (1953) получили призы на Венецианском кинофестивале и в других местах, а к середине десятилетия Тейносукэ Кинугаса » « Врата ада ( 1953) и первая часть Хироши Инагаки » «Самурайской трилогии (1954) получили «Оскара». Куросавы «Семь самураев» (1954) имели мировой успех; Японское кино вошло в международное сознание.
К концу десятилетия несколько критиков, связанных с французским журналом Cahiers du cinéma, опубликовали некоторые из первых западных исследований японского кино; многие из этих критиков впоследствии стали одними из основателей французской «новой волны» , которая возникла одновременно с японской «Новой волной» .
1960-е и 1970-е годы [ править ]
К концу 60-х и началу 70-х годов японское кино начало серьезно страдать от краха студийной системы. Когда японское кино впало в период относительной малозаметности, кино Гонконга вступило в собственный драматический ренессанс, что во многом является побочным эффектом развития уся , сочетающего действие, историю и духовные проблемы. В это время в Гонконге появилось несколько крупных фигур, в том числе король Ху , чей фильм « Приходи выпей со мной » в 1966 году оказал ключевое влияние на многие последующие кинематографические события в Гонконге. Вскоре после этого уроженец Америки Брюс Ли стал мировой иконой.
и влияние Влияние
Поскольку популярность восточноазиатских фильмов сохраняется, неудивительно, что представители западной киноиндустрии ссылаются на их влияние (особенно Джордж Лукас , Роберт Альтман и Мартин Скорсезе, цитирующие Акиру Куросаву ; и Джима Джармуша и Пола Шрейдера аналогичные упоминания о Ясудзиро). Одзу ), а иногда — работать над тем, чтобы познакомить западную аудиторию с менее известными кинематографистами (например, растущее число восточных фильмов, выпущенных с одобрением « Квентин Тарантино представляет»).
Ремейки: Восток и Запад [ править ]
Еще одним признаком растущего влияния восточноазиатского кино на Западе является количество восточноазиатских фильмов, которые были переделаны в Голливуде и европейском кино . Эта традиция восходит, по крайней мере, к западным римейкам фильмов Акиры Куросавы , таким как Джон Стерджес. 1960 года «Великолепная семерка» (по мотивам «Семи самураев» , 1954) и Мартина Ритта 1964 года «Возмут» (по мотивам «Расёмона» , 1950), продолжающиеся в современных ремейках ужасов J, фильмов таких как «Кольцо» (1998) и «Джу-он ». : Обида (2002).
Влияние идет и в другую сторону. Ряд восточноазиатских фильмов также основан на западных источниках, таких разнообразных, как быстрые римейки гонконгских фильмов голливудских хитов, а также адаптации Куросавы произведений Уильяма Шекспира ( «Плохой сон» , «Трон крови » и «Бег» ), Максим Горький ( «На дне» ) и Эд Макбейн ( «Высоко и низко» ).
Выдающиеся режиссёры [ править ]
Некоторые из наиболее опытных режиссеров восточноазиатского кино включают:
Китай [ править ]
- Цай Чушен (1906–1968) — влиятельный китайский режиссер 1930-х и 1940-х годов. Наиболее известен своим фильмом «Весенняя река течет на восток» , который часто называют одним из шедевров китайского кино.
- Чэнь Кайгэ (1952 г.р.) — китайский кинорежиссер в пятом поколении, известный такими фильмами, как «Прощай, моя наложница» , «Император и убийца» и «Желтая земля» (один из первых китайских фильмов, принявших участие в международных кинофестивалях после Культурной революции).
- Цзян Вэнь (1963 г.р.) — известный китайский актер, ставший режиссером. Наиболее известен фильмами «В палящем солнце» и «Дьяволы на пороге» , получившими главный приз жюри Каннского кинофестиваля 2000 года .
- Цзя Чжанке (1970 г.р.) — один из самых выдающихся китайских кинорежиссёров шестого поколения. Среди его самых известных работ – получившие высокую оценку «Платформа» , «Неизвестные удовольствия» и «Мир» .
- Фэй Му (1906–1951) — китайский режиссер-новатор 1940-х годов. Наиболее известен благодаря фильму «Весна в маленьком городке» , который многие считают лучшим китайским фильмом, когда-либо созданным.
- Лу Е (род. 1965) — кинорежиссёр в шестом поколении фильмов «Пурпурная бабочка» , «Летний дворец» и «Река Сучжоу» .
- Лу Чуань (1970 г.р.) — китайский кинорежиссер в шестом поколении. Наиболее известен благодаря фильму «Пропавший пистолет» и отмеченному наградами фильму «Кекексили: Горный патруль» .
- Тянь Чжуанчжуан (род. 1952) — один из самых выдающихся кинорежиссёров пятого поколения. Известен такими фильмами, как «Синий коршун» и «Конокрад» .
- Ван Сяошуай (1966 г.р.) - китайский кинорежиссер шестого поколения, отмеченный наградами.
- У Юнган (1907–1982) — китайский режиссер 1930-х годов, наиболее известный по работе с актрисой Жуань Линъюй , например, в фильме «Богиня» .
- Се Цзинь (1923–2008) — известный китайский режиссер времен Культурной революции. Среди известных работ: «Красный женский отряд» , «Две сестры по сцене» .
- Юань Мужжи (1909–1978) — китайский режиссер, наиболее известный по фильму « Уличный ангел» с актрисой Чжоу Сюань в главной роли .
- Чжан Имоу (1950 г.р.) — кинорежиссер в пятом поколении, известный своим роскошным визуальным стилем и аллегорическими повествованиями. Известные фильмы: «Красное сорго» , «Поднимите красный фонарь» , «Жить » и «Герой» .
- Чжан Юань (1963 г.р.) — китайский кинорежиссер в шестом поколении, наиболее известный по фильму «Восточный дворец, Западный дворец» .
- Чжу Шилин (1899–1967) — влиятельный китайский режиссер эпохи раннего звука.
Гонконг [ править ]
- Джеки Чан (1954 г.р.).
- Стивен Чоу (род. 1962) — режиссёр, актёр и комик, наиболее известный на Западе по фильмам «Шаолиньский футбол» и «Кунг-фу Хастл» .
- Ринго Лам (1954 г.р.) — наиболее известен по фильму « Город в огне» в главной роли с Чоу Юн-Фатом ; также работал с Жан-Клодом Ван Даммом .
- Цуй Харк (1950 г.р.) — крупный коммерческий директор Гонконга; Харк посещал киношколу в США. Наиболее известен благодаря фильмам «Цзу» , « Однажды в Китае », «Зеленая змея » и многим другим фильмам.
- Энн Хуэй (1947 г.р.) — Хуэй возникла в гонконгской новой волне конца 1970-х годов, привлекая внимание такими песнями, как Spooky Bunch и Boat People .
- Саммо Хунг (1952 г.р.) — режиссер, актер и каскадер гонконгского боевика , более 40 лет прославившийся тем, что снимался в главных ролях, режиссировал и ставил хореографию кунг-фу в фильмах о боевых искусствах , а также своим общением с другими звездами Джеки Чаном и Юэнь Бяо и хит американского телесериала « Военное положение» .
- Стэнли Кван (род. 1957) — директор Rouge , Center Stage и Lan Yu . Кван известен как один из небольшого числа режиссеров, которым удалось стереть границы между «искусством» и «популярным» кино.
- Клара Лоу (род. 1957) — Ло была одной из ключевых фигур новой волны в Гонконге конца 1970-х годов, хорошо известной благодаря фильмам «Осенняя луна» и «Искушение монаха» .
- Джонни То (род. 1955) — всемирно известный режиссер жанровых фильмов, известный по фильмам « Все об А Лонге» (1989), «Убийца на постоянной основе » (2001), «Выборы 2» (также известные как «Выборы триады» ) ( 2006 ) и «Изгнанные» (2006). Он любимец кинофестивалей , от Каннского кинофестиваля до Венецианского кинофестиваля .
- Ло Вэй (1918–1996).
- Вонг Кар-Вай (1958 г.р.) — всемирно влиятельный режиссер, известный своей выразительной стильностью. «Любовное настроение» и «Чунгкингский экспресс» — одни из самых известных его фильмов.
- Джон Ву (1946 г.р.) — один из самых известных восточноазиатских режиссеров западной публике. Его отечественные работы включают Чоу Юн-Фата фильмы «Убийца» и «Крутые сваренные» , а его вестерны включают «Миссия невыполнима 2» , «Сломанная стрела» , «Без лица» и «Без лица». и зарплата
- Юэнь Ву-пин (род. 1945) — режиссер классических фильмов о кунг-фу, включая « Пьяный мастер» (с Джеки Чаном в главной роли ) и «Великолепный мясник» (с Саммо Хунгом в главной роли ). В последние годы его опыта в качестве хореографа боевых искусств стали востребованы западными режиссерами, и он работал над такими фильмами, как «Матрица» , «Крадущийся тигр», «Скрытый дракон» и Квентина Тарантино «Убить Билла» .
Япония [ править ]
- Кинджи Фукасаку (1930–2003) — режиссер, известный своими новаторскими о якудза фильмами , в том числе «Битвы без чести» и «Человечность» (1973), а также «Королевской битвой» (2000).
- Сусуму Хани (род. 1928) — выдающийся независимый режиссер японской новой волны 1960-х годов, известный по фильмам « Она, он и Нанами, Первая любовь» . После ухода из кинопроизводства в 1970-х годах Хани впоследствии приобрела известность как документалист о природе.
- Исиро Хонда (1911–1993) — известен прежде всего своими фильмами о монстрах токусацу и кайдзю первый фильм о Годзилле, «Годзилла» , особенно тем, что представил зрителям (1954). Среди других его фильмов — «Мотра» (1961), «Кинг-Конг против Годзиллы» (1962), «Мотра против Годзиллы» (1964) и «Уничтожить всех монстров» (1968).
- Кон Итикава (1915–2008) — влиятельный послевоенный режиссер Токийской олимпиады (1965), «Бирманской арфы» (1956), «Пожаров на равнине» (1959) и «Пожара» ( Эндзё , 1959).
- Тадаси Имаи (1912–1991) — Имаи появился в послевоенные годы как новаторский независимый режиссер, обычно работавший вне студийной системы и предпочитавший подход и точку зрения, на которые сильно повлиял итальянский неореализм . «Ночной барабан» (1958) и «Мадди Уотерс» — два его самых известных фильма.
- Сёхей Имамура (1926–2006) — первый японский режиссер, получивший две « Золотые пальмовые ветви» Каннского кинофестиваля за фильмы «Баллада о Нараяме» (1983) и «Угорь» (1998). Другие фильмы включают «Женщина-насекомое» (1963) и «Черный дождь» (1989).
- Хироши Инагаки (1905–1980) — исторический мелодраматист и бывшая детская звезда, наиболее известная благодаря трилогии «Самурай» (1956–58), «Рикша» (1959) и «Тушингура» (1962).
- Сюндзи Иваи (1963 г.р.) — режиссер фильмов «Бабочка-парусник» и «Все о Лили Чоу-Чоу» .
- Кейсуке Киносита (1912–1998) — режиссер, наиболее известный благодаря фильмам «Двадцать четыре глаза» (1954) и «Кармен возвращается домой» (1952), первому цветному фильму в Японии.
- Тейносукэ Кинугаса (1896–1982) — режиссер-новатор фильмов «Страница безумия» (1926) и «Врата ада» (1953).
- Рюхей Китамура (1969 г.р.) — бывший режиссер поп-музыкальных клипов и телевизионной рекламы. Его фильмы имеют ярко выраженный современный стиль и включают «Версус» , «Азуми» и самое последнее воплощение гигантской рептилии Кайдзю , «Годзилла: Финальные войны» .
- Такеши Китано (род. 1947) — одаренный, многогранный художник и исполнитель. Среди наиболее уважаемых режиссерских работ Китано — «Сонатина» и «Хана-би» . Китано также известен своей игрой в таких фильмах, как «Королевская битва» и «Табу» .
- Масаки Кобаяси (1916–1996) — режиссер трилогии «Состояние человека» (1956–61), «Харакири» (1962) и «Квайдан» (1964).
- Хирокадзу Кореэда (1962 г.р.) — бывший документалист, известный во всем мире благодаря художественным фильмам «Мабороси» (1996), «Загробная жизнь» (1999), «Расстояние» (2001) и «Никто не знает» (2004).
- Акира Куросава (1910–1998) — известный режиссер, чьи классические фильмы включают «Икиру» , «Расёмон» , «Семь самураев» , «Кагемуся» и «Ран» .
- Киёси Куросава (1955 г.р.) — не связанный с другими Куросавой, его фильмы включают «Лечение» и J-Horror хит «Кайро» .
- Такаси Миике (1960 г.р.) — плодовитый режиссер часто причудливых и жестоких фильмов. Он наиболее известен на Западе благодаря фильмам «Прослушивание» , «Ичи-убийца» , «Счастье Катакури» .
- Хаяо Миядзаки (род. 1941) — признанный аниме-режиссёр и руководитель студии Ghibli . Среди его творений — «Принцесса Мононоке» , «Унесенные призраками» и совсем недавно «Поньо на скале у моря» .
- Кэндзи Мидзогучи (1898–1956) — важный и влиятельный режиссер фильмов «Жизнь Охару» (1952), «Угецу Моногатари» (1953) и «Саншо-судебный пристав» (1954).
- Хидео Наката (1961 г.р.) — режиссёр современных фильмов ужасов J, таких как «Кольцо» и «Тёмная вода» .
- Микио Нарусэ (1905–1969) — влиятельный режиссер фильмов «Течение» (1956) и «Когда женщина поднимается по лестнице» (1960). Его «Жена» 1935 года «Будь как роза» была одним из первых японских фильмов, вышедших в американский прокат.
- Кихати Окамото (1923–2005) — плодовитый режиссер. Наиболее известен на Западе своим нигилистическим самурайским фильмом «Меч судьбы» (1966).
- Нагиса Осима (1932—2013) — ключевая фигура японской новой волны, известная благодаря фильмам «Жестокая история юности» (1960), «Ночь и туман в Японии» (1960), «В царстве чувств» (1976) и «Счастливого Рождества, мистер». Лоуренс (1983).
- Ясудзиро Одзу (1903–1963) - влиятельный режиссер фильмов «Поздняя весна» (1949), «Раннее лето» (1951), «Токийская история» (1953) и «Доброе утро» (1959).
- Кацухиро Отомо (1954 г.р.) — художник манги и режиссер аниме, ответственный за Акиру и Steamboy .
- Кането Синдо (род. 1912) — режиссер фильмов «Голый остров» (1960) и «Онибаба» (1964).
- Хироши Тешигахара (1927–2001) — режиссер-экспериментатор, связанный с новой волной 60-х; наиболее известен благодаря фильмам «Ловушка» (1962) и «Женщина в дюнах» (1964).
- Широ Тойода (1906–1977) — сатирик и драматург, наиболее известный благодаря экранизации 1959 года « Ясунари Кавабаты » Снежной страны .
- Садао Яманака (1909–1938) — «Человечество и бумажные воздушные шары» , одна из очень немногих сохранившихся работ Яманаки, влияние на которую признавали как Ясудзиро Одзу, так и Акира Куросава.
Южная Корея [ править ]
- Пон Джун Хо (1969 г.р.), режиссер признанных критиками фильмов «Воспоминания об убийстве» (2003 г.), «Гвэмуль» (также известный как «Хозяин» , 2006 г.) и «Паразиты» (2019 г.). «Паразит» также стал первым южнокорейским фильмом, получившим номинацию на премию Оскар : Бонг получил награду за лучший фильм , лучшую режиссуру и лучший оригинальный сценарий , что сделало «Паразиты» первым фильмом не на английском языке, получившим награду за лучший фильм.
- Чхве Дон Хун (1971 г.р.) Режиссер и сценарист фильмов «Тацца: Крупные игроки» (2006), «Воры» (2012) и «Убийство» (2015), которые являются одними из самых кассовых фильмов в Корее.
- Им Квон Тэк (род.1936). Один из самых известных режиссеров Кореи. Режиссер фильмов «Сопёндже» (1993 г.) и «Чихвасон» (2002 г.).
- Кан Чже Гю (1962 г.р.). Режиссер популярного корейского фильма « Сири» и военного фильма «Тэгукги» (« Братство » ), одного из самых кассовых фильмов в Корее.
- Ким Джи Ун (1964 г.р.). Режиссер фильмов «Тихая семья» (1998), «Повесть о двух сестрах» (2003) и «Горько-сладкая жизнь» (2005).
- Ким Ки Дук (1960 г.р.). Наиболее известен на Западе благодаря фильмам-хитам «Остров» , « Весна, лето, осень, зима…» и «Весна и 3-железо» .
- Ким Ки Ён (1919–1998). Режиссер фильма «Горничная» (1960).
- На Ун Гю (1902–1937). Первая звезда Кореи. Сценарист/режиссер/актер фильма «Ариран» (1926).
- Пак Чан Ук (1963 г.р.). Признанный режиссер, известный, в частности, благодаря своей трилогии «Месть» — «Сочувствие мистеру Месть» (2002), «Олдбой» (2003) и «Сочувствие госпоже Месть» (2005).
- Пак Кван Су (1955 г.р.). Режиссер фильмов «Гы Сом э Кагошипта» ( «На звездный остров ») (1993) и «Арымдаун Чоннюн Чон Тэ Иль» ( «Единственная искра ») (1995).
- Ю Хён Мок (род. 1925), режиссер фильма «Бродящая пуля» (1960).
- Ли Чан Дон (1954 г.р.), директор фильмов «Оазис» (2002 г.), «Тайное сияние» (2007 г.) и «Поэзия» (2010 г.).
- Хон Сан Су (1960 г.р.), режиссер фильмов «Хахаха» (2010), «Прямо сейчас, не тогда» (2015) и «На пляже ночью в одиночестве» (2017).
- На Хон Джин (1974 г.р.), режиссер фильмов «Преследователь» (2008 г.), «Желтое море» (2010 г.) и «Плач» (2016 г.).
Тайвань [ править ]
- Король Ху (1931–1997). Режиссер фильмов «Приходи и выпей со мной » (1966), «Драконьи ворота» (1967) и «Прикосновение дзен» (1971).
- Хоу Сяо-сянь (1947 г.р.), режиссер фильма «Город печали» (1989).
- Эдвард Янг (1947–2007). Режиссер фильмов «Яркий летний день» (1991) и «Йи Йи» (2000).
- Энг Ли (1954 г.р.). Самый успешный режиссер Тайваня в Голливуде. Ли был номинирован на девять премий «Оскар» , из которых он выиграл три: «Лучший фильм на иностранном языке» за «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000) и «Лучший режиссёр» за «Горбатую гору» (2005) и «Жизнь Пи» (2012), став первым не- белый директор, чтобы выиграть последнее. Другие известные работы включают «Ешь, пей, мужчина, женщина» (1994) , «Чувство и чувствительность» (1995), «Халк» (2003) и «Жажда, осторожность» (2007).
- Цай Минлян (1957 г.р.). Режиссер фильмов «Да здравствует любовь» (1994) и «Который час?» (2001).
- Вэй Дэ-шэн (1969 г.р.). Режиссер фильмов «Мыс №7» (2008 г.) и «Сидик Бэйл» (2011 г.). «Мыс № 7» остается самым кассовым тайваньским отечественным фильмом .
- Джастин Лин (1971 г.р.). Американский кинорежиссер тайваньского происхождения. Он наиболее известен своей режиссерской работой в фильмах «Лучше удачи завтра» (2002), «Форсаж франшизе : Токийский дрифт» (2006) до «Форсаж 6» (2013) и «F9» (2021) и «Звездный путь» . За гранью (2016).
- Гидденс Ко (1978 г.р.). Режиссер получивших признание критиков любовных фильмов « Ты — зеница моего ока» (2011) и «Кафе». Ожидающий. Любовь (2014).
Выдающиеся актеры и актрисы [ править ]
Китай [ править ]Гонконг [ править ]
| Япония [ править ]
Южная Корея [ править ]Тайвань [ править ] |
См. также [ править ]
- Культурная сфера Восточной Азии
- Корейская волна
- Нуберу багу (Японская новая волна)
- Азиатское кино
- Кино Юго-Восточной Азии
- Южноазиатское кино
- Ближневосточное кино
- Кино мира
- Мировое кино
Ссылки [ править ]
Дальнейшее чтение [ править ]
- Современное азиатское кино , Анна Тереска Цецко, редактор. Берг, 2006. ISBN 1-84520-237-6
- Кинотеатры Восточной Азии , Леон Хант и Винг-Фай Люн, редакторы, Таурис, 2008. ISBN 978-1-84511-614-9
- Кристофер Ри. Классика китайского кино, 1922–1949 гг . Издательство Колумбийского университета, 2021. ISBN 9780231188135 .
Коллекции [ править ]
- Коллекция кинобиблиотеки Восточной Азии: Центр восточноазиатских исследований университета Чикагского
Внешние ссылки [ править ]
- Азиатское общество: Кино - новости, обзоры и интервью, связанные с азиатским кино
- Поиск азиатского кино в Google Coop