Yakuza film
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2012 г. ) |

Фильм о якудза ( яп . ヤクザ映画 , Хепберн : Yakuza eiga ) — популярный жанр фильмов в японском кино, в котором основное внимание уделяется жизни и деятельности якудза , японских синдикатов организованной преступности . В эпоху немого кино изображения бакуто (предшественников современных якудза) как симпатичных персонажей, похожих на Робин Гуда, были обычным явлением.
В 1950-х и 1960-х годах появились два типа фильмов о якудза. Студия Nikkatsu была известна современными фильмами о якудза, вдохновленными голливудскими гангстерскими фильмами , а Toei был главным продюсером того, что известно как ninkyo eiga ( 仁侠映画 , «рыцарские фильмы») . , действие которого происходит в эпоху Мэйдзи и Тайсё , Действие фильма «Нинкио эйга» изображает благородных преступников, разрывающихся между гири (долгом) и ниндзя (личными чувствами).
В отличие от нинкё эйга , джитсуроку эйга ( 実録映画 , «настоящие рекордные фильмы»), основанный на реальных криминальных историях, стал популярным в 1970-х годах. Они изображали современных якудза не как благородных наследников самурайского кодекса, а как безжалостных уличных головорезов, живущих ради своих собственных желаний.
Ранние фильмы
[ редактировать ]В эпоху немого кино фильмы, изображающие бакуто (предшественников современных якудза) в образах персонажей, похожих на Робин Гуда , были обычным явлением. Они часто изображали исторических деятелей, о которых со временем накопились легенды, как «сочувствующих, но одиноких фигур, вынужденных жить вне закона и жаждущих, хотя и безнадежно, вернуться в нормальное общество». [ 1 ] Кунисада Тюдзи был популярной темой, например, в Дайсуке Ито трехчастном «Дневнике путешествий Тюдзи» 1927 года. Во время Второй мировой войны японское правительство использовало кино в качестве военной пропаганды, и поэтому изображения бакуто в целом исчезли. Марк Шиллинг назвал Куросавы Акиры «Пьяного ангела» 1948 года первым, кто изобразил послевоенных якудза в своей книге «Книга фильмов о якудза: Путеводитель по японским гангстерским фильмам» , хотя и отметил, что он не соответствует общим темам этого жанра. [ 2 ] Оккупация Японии, последовавшая за Второй мировой войной, также повлияла на создание фильмов. Однако, когда в 1952 году оккупация закончилась, популярность всех видов старинных предметов вернулась. 1961 года Хана от Араши до банды» « Ярким примером современной якудза является фильм Теруо Исии , который положил начало серии, изображающей жизнь современных банд, включая бандитские войны. [ 3 ]
«Действие без границ» и нинкё эйга
[ редактировать ]Студия Nikkatsu снимала современные фильмы якудза под названием «Mukokuseki Action» ( 無国籍アクション , Mukokuseki Akushon ) или «Borderless Action», которое, в отличие от других студий этого жанра, во многом заимствовано из голливудских гангстерских фильмов . Типичным примером является сериал «Ватаридори» , стартовавший в 1959 году, в котором снимались Акира Кобаяши и, в большинстве частей, Джо Шишидо . [ 4 ] Еще одним популярным сериалом в этом стиле стал «Кэндзю Бурайчо» сериал в главных ролях с Кейитиро Акаги и, опять же, Джо Шисидо . Однако этот сериал внезапно оборвался в 1961 году из-за смерти Акаги. [ 4 ]
группа фильмов, известная как нинкё эйга ( 仁侠映画 ) Затем начала процветать или «рыцарские фильмы». Большинство из них были созданы студией Toei и спродюсированы Кодзи Шундо, который сблизился с настоящими якудза еще до того, как стал продюсером, и, несмотря на его отрицание, как говорят, сам был им. [ 5 ] [ 6 ] Действие происходит в эпоху Мэйдзи и Тайсё . Одетый в кимоно герой якудза из фильмов о нинкё (в лице Кодзи Цуруты и Кена Такакура ) всегда изображался как стоический и благородный преступник, разрывающийся между противоречивыми ценностями гири (долг) и ниндзя (личные чувства). . Садао Ямане заявил, что их готовность сражаться и умереть ради спасения кого-то или своего босса изображается как «нечто прекрасное». [ 7 ] В своей книге Шиллинг процитировал книгу Тадаси Савасимы « Дзинсэй Гекидзё: Хишакаку» 1963 года как начало тенденции нинкё эйга. [ 8 ] Нинкё эйга были популярны среди молодых мужчин, которые приехали в города из сельской местности в поисках работы и образования, но оказались в тяжелых условиях работы за низкую оплату. В своей книге «Фильм «Якудза» и их времена » Цукаса Сиба и Сакаэ Аояма пишут, что этих молодых людей, «изолированных в эпоху высокого экономического роста и жестких социальных структур», привлекали «мотивы товарищей-мужчин, объединившихся для борьбы со структурой власти. " [ 9 ]
Сундо курировал Такакуру и помог Тоэю подписать контракт с Цурутой, кроме того, его собственная дочь Джунко Фудзи стала популярной актрисой якудза, снявшись в сериале «Хиботан Бакуто» . [ 10 ] Nikkatsu создали свою первую нинкё эйга, Otoko no Monsho в главной роли с Хидеки Такахаси , в 1963 году, чтобы побороть успех Toei в этом жанре. Однако сегодня Никкацу наиболее известен благодаря сюрреалистическим фильмам категории «Б» Сейджуна Судзуки , кульминацией которых стало увольнение режиссера после фильма 1967 года «Заклейменный на убийство» . [ 11 ] Точно так же компания Daiei Film вышла на поле деятельности с Акумё в 1961 году с Синтаро Катсу в главной роли . У них также была соперница Тоэй в жанре женщин-якудза с Кёко Энами, игравшая главную роль в сериале «Онна Тобакути» . [ 12 ]
В 1965 году Теруо Исии снял первую часть сериала « Тюрьма Абасири» , которая имела огромный успех и привела Такакуру к славе.
1970-е и 1970-е годы
[ редактировать ]Многие японские кинокритики называют уход Джунко Фудзи на пенсию в 1972 году ознаменованием упадка нинкё эйга. [ 13 ] Когда кинозрители устали от фильмов о нинкё, появилось новое поколение фильмов о якудза — джитсуроку эйга ( 実録映画 , «настоящие рекордные фильмы») . В этих фильмах послевоенные якудза изображались не как благородные наследники самурайского кодекса, а как безжалостные, коварные уличные головорезы, живущие ради своих собственных желаний. Многие джитсуроку эйга были основаны на реальных событиях и сняты в документальном стиле с помощью трясущейся камеры . Жанр джитсуроку был популяризирован благодаря Киндзи Фукасаку новаторскому эпосу якудза 1973 года «Битвы без чести и человечности» . [ 7 ] Основанный на реальных событиях на территории якудза в префектуре Хиросима , фильм с Бунтой Сугаварой в главной роли породил четыре продолжения и еще одну трехсерийную серию.
Биограф Фукасаку Садао Ямане считает, что фильмы были популярны благодаря времени их выхода; Экономический рост Японии был на пике, и в конце 1960-х годов студенческие восстания произошли . Молодые люди испытывали те же чувства, что и чувства послевоенного общества, изображенного в фильме. [ 14 ] Шиллинг писал, что после успеха « Битв без чести и человечности » Такакура и Цурута получали все меньше и меньше ролей по указанию президента Тоэй. Вскоре после этого Шундо ушел в отставку, хотя позже вернулся. [ 15 ]
Упадок и возрождение домашнего видео
[ редактировать ]
В 1980-е годы количество фильмов якудза резко сократилось, отчасти из-за появления домашних видеомагнитофонов . Исключением стал Gokudō no Onnatachi сериал с Симой Иваситой в главной роли , основанный на книге интервью с женами и подругами настоящих гангстеров. [ 16 ] В 1994 году Тоэй фактически объявил, что «Человек, который застрелил Дона» в главной роли с Хироки Мацуката станет их последним фильмом о якудза, если только он не заработает 4 миллиона долларов США на прокате домашнего видео. Этого не произошло, и они объявили, что прекратят производство подобных фильмов, хотя через пару лет вернулись. [ 17 ]
Но в 1990-е годы малобюджетные фильмы с прямой трансляцией видео под названием «Гокудо» принесли с собой множество фильмов о якудза, таких как линия Toei V-Cinema в 1990 году. Многие молодые режиссеры имели свободу расширять границы жанра. Одним из таких режиссеров был Рокуро Мотидзуки, который добился успеха с «Ониби» в 1997 году. Такие режиссеры, как Синдзи Аояма и Киёси Куросава, начинали с рынка домашнего видео, а затем стали постоянными участниками международных фестивалей. Хотя самым известным создателем гокудо является Такаси Миике , который стал известен во всем мире благодаря своим чрезвычайно жестоким, продвигающим жанр и фильмам о пересечении границ (фильмы о якудза, действие которых происходит за пределами Японии, например, его фильм «Дождливый пес » 1997 года ) в этом стиле. [ 18 ]
Одним из режиссеров, не принимавших участия в сфере домашнего видео, является Такеши Китано , чьи экзистенциальные фильмы о якудза известны во всем мире своим уникальным стилем. В его фильмах используются резкие монтажи, минималистичные диалоги, странный юмор и крайнее насилие, которое началось с «Сонатины» (1993) и было усовершенствовано в «Хана-би» (1997). [ 19 ]
Выдающиеся актеры
[ редактировать ]- Микки Нарита
- Тэцуя Ватари
- Томисабуро Вакаяма
- Тетсуро Тамба
- Кенджи Имаи
- Нобуо Канеко
- Показать Отправить
- Нобору Андо [ 20 ]
- Джунко Фудзи [ 21 ]
- Такеши Китано
- Кинья Китаодзи
- Акира Кобаяши [ 20 ]
- Хироки Мацуката [ 22 ]
- Тоширо Мифунэ
- Рен Осуги
- Джо Шишидо
- Бунта Сугавара [ 23 ]
- Кен Такакура [ 24 ]
- Хидео Мурота
- Цунэхико Ватасэ
- Рики Такеучи [ 20 ]
- Сусуму Терадзима
- Кодзи Цурута [ 20 ]
- Синго Ямасиро [ 25 ]
- Кеничи Эндо
- Рё Икебе
Избранные фильмы
[ редактировать ]- Дневник путешествий Тюдзи ( Дайсуке Ито , 1927)
- Пьяный ангел ( Акира Куросава , 1948)
- Красота подземного мира ( Сейджун Судзуки , 1958)
- Юность зверя (Сейджун Судзуки, 1963)
- Бледный цветок ( Масахиро Шинода , 1964)
- Жестокие рыцарские истории (Киеси Саэки, 1965)
- Тюрьма Абасири ( Тэруо Исии , 1965)
- Токийский дрифтер (Сейджун Судзуки, 1966)
- Заклейменный, чтобы убивать (Сейджун Судзуки, 1967)
- Outlaw: Gangster VIP ( Toshio Masuda , 1968) [ 26 ]
- Доблестный красный пион ( Косаку Ямасита , 1968)
- Сочувствие неудачнику ( Кинджи Фукасаку , 1971)
- Уличный гангстер (Кинджи Фукасаку, 1972)
- Битвы без чести и человечности (Кинджи Фукасаку, 1973)
- Кладбище почета (Кинджи Фукасаку, 1975)
- Якудза ( Сидней Поллак , 1975)
- Черный дождь ( Ридли Скотт , 1989)
- Каратель ( Марк Голдблатт , 1989) [ 27 ]
- Точка кипения ( Такеши Китано , 1990)
- Самурай-полицейский ( Амир Шерван , 1991) [ 28 ]
- Минбо ( Дзюзо Итами , 1992)
- Сонатина (Такеши Китано, 1993)
- Почтальон Блюз ( Сабу , 1997)
- Хана-би (Такеши Китано, 1997)
- Цельнометаллическая якудза ( Такаши Миике , 1997) [ 29 ]
- Живой или мертвый ( Такаши Миике , 1999)
- Брат (Такеши Китано, 2000)
- Versus ( Рюхей Китамура , 2000) [ 30 ]
- Ичи Убийца (Такаши Миике, 2001)
- Гозу (Такаши Миике, 2003)
- Возмущение (Такеши Китано, 2010)
- За пределами возмущения (Такеши Китано, 2012)
- Рейд 2 ( Гарет Эванс , 2014)
- Кода возмущения (Такеши Китано, 2017)
- Аутсайдер ( Мартин Зандвлит , 2018)
- Кровь волков ( Кадзуя Сираиси , 2018)
- Последний из волков ( Кадзуя Сираиси , 2021)
- Адские псы ( Масато Харада , 2022)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шиллинг 2003 , с. 21.
- ^ Шиллинг 2003 , стр. 314.
- ^ Шиллинг 2003 , стр. 22–23.
- ^ Перейти обратно: а б Шиллинг 2003 , стр. 30–31.
- ^ Шредер 1974 , с. 3.
- ^ Шиллинг 2003 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б Дзицуроку: заново изобретая жанр (DVD). Домашнее видение развлечений. 2004. 10:26 минута.
- ^ Шиллинг 2003 , с. 25.
- ^ Шиллинг 2003 , стр. 24–25.
- ^ Шиллинг 2003 , стр. 26, 29.
- ^ Шиллинг 2003 , с. 31.
- ^ Шиллинг 2003 , с. 32.
- ^ Шиллинг 2003 , с. 33.
- ^ Дзицуроку: заново изобретая жанр (DVD). Домашнее видение развлечений. 2004. 3:35 минута.
- ^ Шиллинг 2003 , с. 34.
- ^ Шиллинг 2003 , с. 35.
- ^ Шиллинг 2003 , с. 36.
- ^ Шиллинг 2003 , с. 36–38.
- ^ Шиллинг 2003 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б с д «25 лучших фильмов о якудза» . Сложный . 2 декабря 2011 года . Проверено 5 декабря 2015 г.
- ^ «Риск отделяет звезд от актеров» . Джапан Таймс . 14 марта 2010 года . Проверено 5 декабря 2015 г.
- ^ «Звезда гангстерского кино Хироки Мацуката ловит гигантского тунца» . Tokyoreporter.com. 27 ноября , Получено 5 , декабря
- ^ «RIP Бунта Сугавара, из «Битв без чести и человечности» и «Унесенных призраками» . АВ-клуб . 2 декабря 2014 года . Проверено 5 декабря 2015 г.
- ^ «Кен Такакура умер: японский актер, известный своими стоическими ролями, скончался в возрасте 83 лет» . Независимый . 18 ноября 2014 года. Архивировано из оригинала 7 мая 2022 года . Проверено 5 декабря 2015 г.
- ^ «Кино- и телеактер Ямасиро умирает в 70 лет» . Новости Киодо . Япония Таймс . 15 августа 2009 года . Проверено 23 августа 2009 г.
- ^ «Gangster VIP (1968) - Тосио Масуда | Краткое описание, характеристики, настроения, темы и сопутствующее | AllMovie» .
- ^ «Каратель (1989) — Марк Голдблатт | Краткое описание, характеристики, настроения, темы и сопутствующее | AllMovie» .
- ^ «Полицейский-самурай (1989) — Амир Шерван | Отзывы пользователей | AllMovie» .
- ^ «Цельнометаллическая якудза (1997) — Такаси Миике | Краткое содержание, характеристики, настроения, темы и сопутствующее | AllMovie» .
- ^ «Противостояние (2000) — Рюхей Китамура | Краткое описание, характеристики, настроения, темы и сопутствующее | AllMovie» .
Источники
[ редактировать ]- Шредер, Пол (январь – февраль 1974 г.). «Якудза-Эйга: Букварь» . Киносообщество Линкольн-центра . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Шиллинг, Марк (2003). Книга фильмов о якудза: Путеводитель по японским фильмам о гангстерах . Пресс «Каменный мост» . ISBN 1-880656-76-0 . Архивировано из оригинала 17 октября 2007 года.