Тосио Масуда (режиссер)
Тосио Масуда | |
---|---|
Рожденный | |
Род занятий | Режиссер кино и телевидения и писатель |
Годы активности | 1958 – настоящее время |
Тосио Масуда ( 舛田 利雄 , Масуда Тосио , родился 5 октября 1927 года) — японский кинорежиссёр. Он заработал репутацию стабильного кассового хит-мейкера. В течение пяти десятилетий 16 его фильмов ежегодно попадали в десятку лучших по кассовым сборам Японии, что является вторым рекордом в киноиндустрии. С 1958 по 1968 год он снял 52 фильма для компании Nikkatsu . Он был их лучшим режиссером боевиков и работал с ведущими звездами компании, в том числе с Юдзиро Исихара, с которым он снял 25 фильмов. После распада студийной системы он перешел к ряду высокобюджетных фильмов, включая совместное американо-японское производство «Тора!». Тора! Тора! (1970) и научно-фантастический эпос «Катастрофа 1999: Пророчества Нострадамуса» (1974). Он работал над такими аниме- проектами, как сериал «Космический линкор Ямато» . Его корпоративная драма «Похороны компании» (1989) принесла ему номинацию на премию Японской киноакадемии и победы на премиях Blue Ribbon Awards и Mainichi Film Awards . В Японии его фильмы хорошо помнят фанаты, а критики называют жанровыми вехами. Он остается малоизвестным за рубежом, за исключением редких исключений из его работ после Никкацу, таких как Тора! Тора! Тора! . Тем не менее, ряд его фильмов был показан на ретроспективе Nikkatsu Action Cinema в 2005 году в Италии, а некоторые с тех пор попали в Соединенные Штаты. В 2009 году он участвовал в создании «Космического линкора Ямато: Воскрешение» .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Тошио Масуда родился в Кобе , Япония. Его отец был моряком. Он поступил в ПТУ, однако его образ мышления не соответствовал военной идеологической обработке школы, и в июле 1945 года его исключили. Затем он поступил в Осакский университет иностранных языков (ныне Осакский университет), где специализировался на русской литературе. Там он увлекся французским кино, что увело его от русской грамматики к карьере в киноиндустрии. [ 1 ] Он думал, что ему было бы скучно работать наемным работником и что кинопроизводство ему больше подошло бы, но предположил, что он, вероятно, не добился бы успеха, если бы его друзья не искали аналогичную карьеру. [ 2 ] После окончания учебы в 1949 году он переехал в Токио, чтобы изучать сценарное мастерство в Академии сценариев Shintoho Studio. [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]В 1950 году компания Синтохо наняла Тосио Масуда. Он работал сценаристом и помощником режиссера под руководством Уметсугу Иноуэ , Нобуо Накагавы и Микио Нарусэ . [ 1 ] Он работал вторым директором в компаниях Naruse's Ginza Cosmetics (1951) и Mother (1952). Иноуэ стал наставником Масуда. Они начали работать над сценариями, и Масуда переехал к Иноуэ. Он также написал черновики ряда сценариев Инуоэ. [ 2 ]
Никкацу
[ редактировать ]Компания Nikkatsu , прекратившая кинопроизводство во время Второй мировой войны, возобновила свою работу в 1954 году и переманила помощников режиссера из других компаний. [ 3 ] Масуда присоединился к студии в качестве помощника режиссера и сценариста. Он продолжал писать сценарии для своего наставника Иноуэ и вместе с ним, который тоже перешел на другую роль. Он был первым помощником Кона Итикавы на съемках фильмов «Сердце» (1955) и «Бирманская арфа» (1956). Масуда был назначен режиссером в 1957 году, а дебютировал в фильме «Путешествие тела и души» . в следующем году [ 1 ] Это был фильм категории B , малобюджетный фильм, призванный дополнить двойной полнометражный фильм , но в том же году он быстро поднялся в список A. [ 4 ]
«Ржавый нож» (1958) стал третьим фильмом Масуды и первым крупным хитом. В нем снимались лучшие звезды Nikkatsu Diamond Line Юджиро Исихара и Акира Кобаяши . Они играют двух братьев-хулиганов, которые пытаются идти прямо, но становятся свидетелями убийства и оказываются преследуемыми убийцами. Сценарий написал старший брат Исихара и будущий губернатор Токио Синтаро Исихара . [ 1 ] Юджиро Исихара был безусловно самой большой звездой студии, и Никкацу часто объединял своих молодых звезд с молодыми режиссерами, чтобы создавать «новые типы фильмов». [ 2 ] Масуда, которому во время съемок исполнилось 30 лет, снял с Исихарой в общей сложности 25 фильмов — больше, чем любой другой режиссер студии. [ 1 ] «Ржавый нож» также стал первым в череде хитов Масуды, которые удерживали его в жанре боевиков на протяжении следующего десятилетия. [ 1 ] [ 4 ] Продолжение Масуда и Исихары, Red Quay (1958), было основано на французском фильме 1937 года « Пепе ле Моко» . В 1962 году песня дуэта «Хана и Рю» стала хитом номер один на студии. (историческая драма) Масуды Это также был первый дзидайгэки , предшествовавший популярности поджанра нинкё (честь против долга), которая началась в 1963 году и продолжалась до конца десятилетия. Однако самым большим хитом Масуды стал «Красный платок» , в котором Исихара играет опального полицейского детектива, работающего на стройке, который стреляет и убивает отца своей девушки. Это был третий по прибылям отечественный фильм 1964 года и образец поджанра боевиков, гибридов боевика и романтической драмы в сеттинге, напоминающем фильм нуар , которые были популярны в середине 1960-х годов. Он также часто работал с Кобаяши, и «Ржавый нож» сделал актера звездой. [ 1 ]
К концу 1960-х Исихара сократил объем своей продукции в Никкацу в пользу других студий и собственной продюсерской компании. Никкацу рассматривал новую звезду Diamond Line Тэцую Ватари как потенциального преемника, и они попросили Масуду сделать с ним римейк нескольких фильмов Исихара. Масуда переделал свою собственную «Красную набережную» в «Бархатный хастлер» (1967), в котором Ватари играет «беспечного» киллера , который бежит в бега после убийства босса якудза. Персонаж частично был основан на Жана-Поля Бельмондо персонаже французской новой волны « из фильма На последнем дыхании » (1960). [ 2 ] Энергия и юмор фильма стали своего рода отправной точкой для обоих мужчин. Эти двое вернулись к обычному образу действий в фильме «Gangster VIP» (1968), основанном на мемуарах реального якудза Горо Фудзита. Это была первая роль в так называемой фирменной серии фильмов Ватари и его революционная роль. [ 1 ] [ 5 ] Масуда снял только первый фильм из этой серии, но он предоставил еще один проект, на этот раз для поджанра студии «Новые боевики», фильмов, которые увеличили коэффициент секса и насилия, одновременно отражая неспокойные времена конца 1960-х - начала 1970-х годов. [ 1 ] В конце 1960-х годов кассовые сборы Никкацу упали, и многие звезды и режиссеры покинули студию. [ 6 ] Масуда в то время был недоволен студийной системой , и в 1968 году он ушел, чтобы стать внештатным режиссером - всего за несколько лет до того, как Никкацу прекратил снимать боевики и начал производить мягкие римские порнофильмы , чтобы оставаться прибыльным. [ 1 ] [ 6 ]
Внештатная работа
[ редактировать ]Оставаясь востребованным талантом, Масуда обратился к корпорации Twentieth Century-Fox с предложением стать со-режиссером блокбастера совместного американо-японского производства «Тора!». Тора! Тора! известный режиссер Акира Куросава . (1970) после того, как проект покинул [ 1 ] Продюсер Fox Элмо Уильямс рекомендовал его на основании его Красного платка и репутации «творческого ума и дисциплинированного работника». [ 6 ] [ 7 ] В фильме показано нападение на Перл-Харбор с точки зрения обеих сторон конфликта. Масуда отвечал за японские сегменты и попросил режиссера Кинджи Фукасаку присоединиться к нему, в то время как американский режиссер Ричард Флейшер снимал американские сегменты. [ 6 ] Фильм был плохо принят в США, но имел успех в Японии. [ 8 ] В течение следующих 20 лет Масуда руководил рядом крупных студийных постановок, в том числе «Катастрофа 1999: Пророчества Нострадамуса» (также известная как « Последние дни планеты Земля» , 1974) и еще тремя высокобюджетными военными фильмами для компании Toei : «Битва при Порт-Артуре». (1980), Великая Японская империя (1982) и Битва на Японском море: выход в море (1983). [ 1 ]
Масуда начал заниматься анимационными фильмами, когда продюсер Ёсинобу Нисидзаки решил создать свой собственный продукт. Нишизаки хотел объединить влияние живых выступлений в аниме- сериале и был поклонником Nikkatsu Action, включая фильмы Масуда с Юджиро Исихарой. [ 6 ] Он пригласил Масуду снять Лейдзи Мацумото научно-фантастический телесериал и фильм «Космический линкор Ямато» (также известный как « Звездные блейзеры »). В период с 1977 по 1983 год Масуда был режиссером или сорежиссером всех пяти фильмов о Ямато. [ 1 ] Оригинальный сериал считается первой в Японии анимационной телевизионной космической оперой . Одноименный первый фильм приобрел популярность, когда он был показан против «Звездных войн» (1977) в японских кинотеатрах, и был назван началом золотого века аниме. [ 9 ] [ 10 ]
Он также освободил место для более интимных тем, таких как его High Teen Boogie (1982), в котором подросток-байкер влюбляется в девушку с прямыми шнурками. Корпоративная драма «Похороны компании» (1989) вошла в ежегодный список лучших десяти фильмов Kinema Junpo . Последним полнометражным фильмом Масуда стал криминальный триллер « Небесный грех» (1992). В нем снимались Саюри Ёсинага в роли детектива из Токио недалекого будущего и Омар Шариф в роли босса китайской триады . Шариф заменил Юсаку Мацуда, умершего от рака. Фильм потерпел неудачу у критиков и с коммерческой точки зрения. Масуда продолжает режиссировать и писать сценарии для телевидения. [ 1 ]
Кинопроизводство
[ редактировать ]В качестве помощника режиссера и сценариста в студиях Shintoho и Nikkatsu Тосио Масуда учился у ряда режиссеров. Он сказал, что Микио Нарусэ наибольшее влияние на него оказал . Он выразил благодарность Кону Итикаве за то, что он научил его пользоваться камерой. Его главным наставником в Никкацу был Уметсугу Иноуэ, от которого он научился ценности объединения больших декораций для привлечения аудитории. Масуда был более склонен к драматургии, чем его наставник, и создавал декорации, но затем включил в свою работу драму, основанную на персонажах. [ 2 ]
Масуде быстро поднялся по карьерной лестнице Никкацу и стал ведущим режиссером. [ 4 ] Финансовый успех его звездных боевиков, начиная с Юджиро Исихара в «Ржавом ноже» , гарантировал, что руководители студий будут продолжать назначать ему лучших звезд и боевиков. Он продолжал писать сценарии для своих собственных фильмов, но в основном из-за нехватки времени, поскольку он предпочел бы нанять других сценаристов, что и сделал после того, как он покинул студию. Фильмы снимались быстро и практически без надзора студии. В одном из примеров Исихара начал привлекать огромную аудиторию с помощью фильма «Парень, который начал бурю» , который был выпущен в новогодний сезон 1957 года. больше не было запланировано показа фильмов Исихара Владельцы кинотеатров были недовольны тем, что до Золотой недели следующего года . Затем студия приказала Масуде снять фильм с Исихарой за десять дней. Продюсер Такико Мизуноэ принес ему сценарий Синтаро Исихара . Масуда посчитал, что фильм слишком длинный, чтобы его можно было завершить за отведенное время, переписал его, а затем завершил фильм за 12 или 13 дней. [ 2 ]
Многие декорации и стили, которые он использовал в своих фильмах, взяты из европейского и голливудского кино, но он создавал все это в японском контексте, в духе «безграничного» боевика. [ 1 ] Он не хотел снимать типичные фильмы, и более европейский оттенок его работ отличал его от многих современников. Он снял много фильмов о якудза , но считал их «молодежными фильмами», снятыми в обстановке якудза, отдавая предпочтение человеческой драме правдоподобию. [ 2 ] Актерам также отдавался особый визуальный стиль, который, как предположил писатель Джаспер Шарп, возможно, и стал причиной его популярного успеха в звездной студийной системе. [ 11 ] Несмотря на то, что жанровые работы, составляющие основную часть его творчества, Масуда всегда умел выражать свои взгляды, даже подрывные. [ 12 ] и размышлять о социальных проблемах в своих фильмах. [ 2 ]
Наследие
[ редактировать ]В студийной системе Тосио Масуда сыграл важную роль в определении стиля Nikkatsu Action. Его называли лучшим режиссером боевиков студии, и он работал с крупнейшими звездами студии. Он продюсировал кассовые хиты, которые с любовью помнят японские фанаты в 21 веке, а японские критики считают их жанровыми вехами. [ 1 ] Масуда заработал репутацию «профессионала», который неизменно выполнял хорошую работу в сложных, быстро меняющихся условиях производственной линии компании Nikkatsu , причем делал это вовремя и в рамках бюджета. [ 1 ] [ 7 ] Его фильмы этого периода остаются малоизвестными за пределами Японии, их во многом затмевает культовая слава Никкацу enfant ужасного Сэйдзюна Судзуки . Готовя ретроспективу Nikkatsu Action Cinema для в Удине Дальневосточного кинофестиваля в 2005 году , автор и критик Марк Шиллинг обнаружил, что, вероятно, ни один из пяти фильмов Масуда, которые он выбрал ранее, не был показан за границей. [ 13 ] [ 14 ] хотя Velvet Hustler был выпущен на кассете VHS компанией Home Vision Entertainment 21 сентября 2001 года в Северной Америке. [ 15 ]
После краха студийной системы карьера Масуда продолжилась. [ 1 ] Его самый известный фильм на Западе — блокбастер совместного американо-японского производства «Тора!». Тора! Тора! , но его вклад несколько затмевается сорежиссёрами Ричардом Флейшером и Кинджи Фукасаку — последний из которых позже добился международной культовой известности благодаря своим собственным фильмам о якудза — несмотря на то, что на его долю пришлось львиная доля японских сегментов фильма. [ 16 ] Анимационные работы Масуда, особенно сериал «Космический линкор Ямато» , помнят фанаты аниме по всему миру. Первый фильм Ямато впервые увидел зарубежную аудиторию в 1978 году, включая театральные показы в Англии и на американском телевидении. [ 10 ] С тех пор сериал превратился в полноценную франшизу . [ 17 ]
В 2007 году была выпущена всеобъемлющая книга на японском языке под названием «Масуда Тосио: Полное собрание Масуда фильмов-боевиков о звезде-гиганте Тосио ». Фильмы Никкацу и заметки обо всех 82 художественных фильмах. [ 18 ] раздел своей книги 2007 года « Без границ, без ограничений: кино-боевик Никкацу» , преимущественно сосредоточив внимание на этом кино. Писатель Марк Шиллинг, которого западные критики широко игнорируют, посвятил Масуде [ 13 ] Музыкант и писатель Крис Д. выразил заинтересованность в том, чтобы сделать то же самое. [ 19 ] «Без границ, без ограничений» - это расширенное издание версии, которая сопровождала ретроспективу Nikkatsu Action Cinema «Шиллинг», запланированную для Дальневосточного кинофестиваля. [ 13 ] Сокращенные версии ретроспективы появились в США. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Коллекция Criterion Collection выбрала ряд фильмов из ретроспективы, которые будут впервые доступны на рынке домашнего видео Северной Америки. [ 23 ]
Награды
[ редактировать ]На церемонии вручения премии Японской киноакадемии 1981 года Тошио Масуда был номинирован на звание лучшего режиссёра за свой фильм «Битва при Порт-Артуре» . [ 24 ] он получил премию «Выбор читателей Kinema Junpo За тот же фильм » за лучший фильм. В 1990 году он снова был номинирован на премию Японской киноакадемии за лучшую режиссуру за «Похороны компании» . [ 25 ] В той же категории он выиграл премии Blue Ribbon Awards и Mainichi Film Awards . [ 26 ] [ 27 ]
Фильмография
[ редактировать ]С 1958 по 1992 год Тосио Масуда снял 82 художественных фильма, 52 из которых — за десять лет работы в компании Nikkatsu . Он заработал репутацию «хитмейкера», и 16 его фильмов вошли в десятку лучших по кассовым сборам внутри Японии. Только еще один режиссер побил этот рекорд. Ниже приводится список из 16 фильмов. [ 28 ]
Год | Заголовок | японский | Романизация | Классифицировать |
---|---|---|---|---|
1958 | Идеальная игра (фильм, 1958 год) | полная игра | Канзенна юги | |
1958 | Ржавый нож | ржавый нож | Сабита Наифу | 7 |
1959 | Человек, который рисковал небом и землей | Человек, который бежит между небом и землей | Десять до чи о какеру отоко | 10 |
1960 | скандалист | Боевое Таро | Кенка Таро | 4 |
1960 | Мужчина на корриде | Мужчина делает ставку на корриду | Тогю ни какеру отоко | 3 |
1962 | Хана и Рю | цветы и драконы | Хана Рю | 2 |
1964 | Красный платок | красный носовой платок | Акаи Ханкачи | 3 |
1965 | Взятие замка | Захват замка | Сиротори | |
1967 | Свистящий Килле | Багровая падающая звезда | Куренай-но Нагаребоши | |
1969 | Дайканбу Нагурикоми | Атака большого босса | Дайканбу Нагурикоми | |
1971 | Закон преступника | Прощальный закон | Сараба Оките | |
1972 | Каге Гари | теневая охота | Каге Гари | |
1972 | Каге Гари Хоэро Тайхо | Ревун-пушка Теневого охотника | Каге Гари Хоэро Тайхо | |
1973 | Человеческая революция | человеческая революция | Нинген какумей | 2 |
1974 | Катастрофа 1999 года: Пророчества Нострадамуса | Великое пророчество Нострадамуса | Но суторадамусу но дайоген | 2 |
1974 | Ореночи ва Танинночи | моя кровь - чужая кровь | Ореночи ва Танинночи | |
1976 | Человеческая революция 2 | продолжающаяся человеческая революция | Зоку нинген какумей | 1 |
1978 | Прощание с космическим линкором «Ямато» | Прощай, космический линкор «Ямато», «Воины любви» | Сараба учу сенкан Ямато: Ай но сеншитачи | 2 |
1980 | Битва при Порт-Артуре или 203 Коичи [ 29 ] | 203 высокогорья | Ни хяку сан коти | 3 |
1980 | Будь навсегда Ямато | Ямато навсегда | Ямато йо това ни | 5 |
1982 | Великая Японская империя | Японская империя | Дайниппон тейкоку | 3 |
1982 | Высокий подростковый буги | высокий подростковый буги | Я нашел ошибку | 2 |
1985 | Любовь: Взлет | любовь/отъезд | Ай: Табидачи | 7 |
1987 | Токио Блэкаут | Столица исчезает | Шуто сёсицу | |
1991 | Дела | движущееся небо | Дотен | 9 |
1991 | Хиссацу!5 Огон но Чи | Смертельно!5 Золотая кровь | Хиссацу!5 Огон но Чи | |
1991 | Эдо Джо Тайран (1991) | Восстание в замке Эдо |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Шиллинг, Марк (2007). Нет границ, нет ограничений: боевик Никкацу . ФАБ Пресс. стр. 116–119. ISBN 978-1-903254-43-1 . Архивировано из оригинала 11 октября 2008 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Шиллинг, Марк (2007). Там же. стр. 124–132.
- ^ Д., Крис (2005). Преступные мастера японского кино . ИБ Таурис. стр. 228–229. ISBN 1-84511-086-2 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б с Мес, Том (май 2007 г.). «Памятник девичьему корпусу» . Полуночный глаз . Проверено 3 июля 2008 г.
- ^ Шиллинг, Марк (2007). Там же. стр. 55–58.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шарп, Джаспер; Стефан Нуц (август 2005 г.). «Интервью: Джо Шишидо и Тосио Масуда» . Полуночный глаз . Проверено 1 июля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс, Элмо (2006). Элмо Уильямс: Голливудские мемуары . МакФарланд . п. 219. ИСБН 978-0-7864-2621-8 . Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года . Проверено 10 июля 2008 г.
- ^ Павлидес, Дэн (2008). «Тора! Тора! Тора! (1970)» . Отдел кино и телевидения The New York Times . Архивировано из оригинала 8 мая 2008 года . Проверено 8 июля 2008 г.
- ^ Мизуно, Хироми (2007). «Когда пацифистская Япония сражается: историзация желаний в аниме» . Мехадемия 2: Сети желаний . Университет Миннесоты Пресс . стр. 104–105. ISBN 978-0-8166-5266-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Паттен, Фред (2004). Смотрим аниме, читаем мангу: 25 лет очерков и обзоров . Каменный мост Пресс. п. 224. ИСБН 1-880656-92-2 . Архивировано из оригинала 4 июля 2008 года.
- ^ Шарп, Джаспер (август 2005 г.). «Бархатный хастлер» . Обзор Midnight Eye: специальный боевик Nikkatsu. Полуночный глаз . Проверено 12 июля 2008 г.
- ^ Рукка, Николас (март 2007 г.). «Теневые охотники» . Полуночный глаз . Проверено 12 июля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с В ретроспективу Nikkatsu Action Cinema вошли пять фильмов Тосио Масуда: «Ржавый нож» , «Красная набережная» (оба 1958 года), «Красный носовой платок» (1964 года), «Бархатный хастлер» (1967 года) и «Гангстерский VIP» (1968 года).
Шиллинг, Марк (2007). Там же. стр. 5–10. - ^ «Марк Шиллинг о« Nikkatsu Action » » . Японское общество . 2007. Архивировано из оригинала 13 января 2009 года . Проверено 6 июля 2008 г.
- ^ Бархатный хастлер (1967) . ISBN 0780021851 .
- ^ Кер, Дэйв (23 мая 2006 г.). «Новые DVD: Коробка Демилля» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 июля 2008 г.
- ^ "О нас" . Звездные Блейзеры. Архивировано из оригинала 19 декабря 2008 года . Проверено 8 июля 2008 г.
- ^ Масуда, Тошио Сато и Мамору Ко (2007) Эйга кантоку Масуда Тосио : акушон эйга но кёсей Масуда Тошио но субэте ). (на японском языке Ultra Vybe 978-4-401-75117-4 . Архивировано из оригинала 13 января 2008 года.
- ^ Д., Крис (2005). Там же. п. 4.
- ^ «Ежемесячная классика: БЕЗ ГРАНИЦ, БЕЗ ПРЕДЕЛ: Боевик Никкацу 1960-х» . Японское общество. Архивировано из оригинала 13 января 2009 года . Проверено 13 июля 2008 г.
- ^ Сисарио, Бен (февраль 2008 г.). «Списки» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 16 декабря 2009 года . Проверено 13 июля 2008 г.
- ^ Лига, Тим (сентябрь 2007 г.). «Ретроспектива действий Никкацу» . Фантастический фестиваль . Проверено 13 июля 2008 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Браун, Тодд (июль 2008 г.). «Критерий» снимает боевик Никкацу «КОЛТ — МОЙ ПАСПОРТ» . Дергаться. Архивировано из оригинала 14 июля 2008 года . Проверено 13 июля 2008 г.
- ^ «Список лауреатов 4-й премии и работ, удостоенных наград» . Прошлые лауреаты и работы, получившие премии языке). (на японском Архивировано из оригинала 26 февраля 2007 г. Проверено 12 июля 2008 г.
- ^ «Список лауреатов 13-й премии и работ, удостоенных наград» . Прошлые лауреаты премии и работы, получившие премии языке). (на японском Архивировано из оригинала 28 апреля 2009 г .. Проверено 12 июля 2008 г.
- ^ Прошлые крупные награды «Голубая лента» (на японском языке). Спортивные Хочи . Архивировано из оригинала 24 июля 2005 года . Проверено 12 июля 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «О кинопремии Майничи» (на японском языке). Кинопремия Майничи . Архивировано из оригинала 8 сентября 2008 года . Проверено 12 июля 2008 г.
- ^ Hotwax ~Японские фильмы, рок и популярные песни~ Ответственный редактор Кинорежиссер Тосио Масуда ~Все о гиганте боевиков Тосио Масуда~ (на японском языке). Ультра Вайб. Архивировано из оригинала 13 января 2008 года . Проверено 12 июля 2008 г.
Отрывок на английском языке из обложки книги: «Был год, когда его 16 фильмов попали в десятку лучших в ежегодных чартах. Это второй по величине рекорд в истории японского кино. Он также находился в чарте с 1950-х по до 1990-х годов, около 5 десятилетий». - ^ Битва при Порт-Артуре ( 203 Коши ) в базе данных фильмов в Интернете
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интервью Midnight Eye : Джо Шишидо и Тошио Масуда
- Тошио Масуда на IMDb
- Toshio Masuda at AllMovie
- Тосио Масуда в базе данных японских фильмов (на японском языке)