Jump to content

Тора! Тора!

Тора! Тора!
Афиша театрального релиза
Режиссер Американские сцены
Ричард Флейшер
Японские последовательности
Тошио Масуда
Кинджи Фукасаку
Акира Куросава (в титрах не указан)
Автор сценария Американские сцены
Ларри Форрестер
Японские последовательности
Хидео Огуни
Рюзо Кикусима
Акира Куросава (в титрах не указан)
На основе
Продюсер: Элмо Уильямс
В главных ролях
Кинематография Американские сцены
Чарльз Ф. Уилер
Японские последовательности
Синсаку Химеда
Масамичи Сато
Осаму Фуруя
Под редакцией Джеймс Э. Ньюком
Пембрук Дж. Херринг
Иноуэ Чикая
Музыка Джерри Голдсмит
Производство
компании
Уильямс-Флейшер Продакшнс
Компания Тоэй
Распространено 20th Century Fox (США)
Компания Toei (Япония)
Даты выхода
  • 23 сентября 1970 г. 1970-09-23 ) ( (США)
  • 25 сентября 1970 г. 1970-09-25 ) ( (Япония)
Время работы
144 минуты
Страны Соединенные Штаты
Япония
Языки Английский
японский
Бюджет 25 миллионов долларов [1] [2]
Театральная касса 37 миллионов долларов (аренда) [3]

Тора! Тора! Тора! ( Японский : トラ・トラ・トラ! ) — эпический военный фильм драматизируются события, приведшие к нападению Японии на Перл-Харбор 1970 года, в котором с американской и японской позиций в 1941 году. Продюсером фильма выступил Элмо Уильямс , режиссером выступили Ричард Фляйшер , Тошио Масуда и Кинджи Фукасаку . В фильме задействован актерский ансамбль, в который входят Мартин Болсам , Джозеф Коттен , Со Ямамура , Э. Г. Маршалл , Джеймс Уитмор , Тацуя Михаси , Такахиро Тамура , Уэсли Эдди и Джейсон Робардс . Это был первый англоязычный фильм Масуда и Фукасаку и первый международный совместный фильм. Тора 突撃 в названии, хотя буквально означает «тигр», на самом деле является аббревиатурой двухсложного кодового слова ( тоцугеки райгеки 雷撃, «молниеносная атака»), используемого для обозначения того, что была достигнута полная внезапность. [4]

Фильм был выпущен в США компанией Twentieth Century Fox 23 сентября 1970 года и в Японии компанией Toei Company 25 сентября. Он получил неоднозначные отзывы американских критиков, но получил высокую оценку за историческую точность и внимание к деталям, а также за историческую достоверность. визуальные эффекты и последовательность действий. [5] [6] Тора! Тора! Тора! был номинирован на пять премий «Оскар» на 43-й церемонии вручения премии «Оскар» , в том числе за лучшую операторскую работу и лучший монтаж фильма , а также за лучшие визуальные эффекты ( Л. Б. Эбботт и А. Д. Флауэрс ). [7] Национальный совет по обзору включил его в десятку лучших фильмов 1971 года . Опрос, проведенный в 1994 году на авианосце « Аризоны» Мемориал , показал, что для американцев этот фильм был наиболее распространенным источником общедоступных знаний о нападении на Перл-Харбор. [8]

В августе 1939 года США вводят торговое эмбарго на воюющую Японию , жестко ограничивая сырье. Влиятельные деятели японской армии и политики добиваются заключения союза с Германией и Италией в сентябре 1940 года, несмотря на сопротивление японского флота , и готовятся к войне. Недавно назначенный главнокомандующий Объединенным флотом , полагая , адмирал Исороку Ямамото неохотно планирует нанести превентивный удар по Тихоокеанскому флоту США, стоящему на якоре в Перл-Харборе что лучшая надежда Японии на контроль над Тихим океаном — это быстрое уничтожение американского флота. флот. Офицер штаба авиации Минору Генда выбран руководителем операции, а его старый одноклассник из Военно-морской академии Мицуо Фучида выбран руководителем атаки.

Тем временем в Вашингтоне военная разведка США взломала « Пурпурный код» Японии , что позволило им перехватывать секретные японские радиопередачи, свидетельствующие об усилении активности японских военно-морских сил. За передачей следят полковник армии США Брэттон и командующий ВМС США Крамер. В Перл-Харборе адмирал Киммел усиливает оборонительное военно-морское и воздушное патрулирование вокруг Гавайев, что может обеспечить раннее предупреждение о присутствии противника. Генерал Шорт рекомендует концентрировать самолеты на базе на взлетно-посадочных полосах, чтобы избежать диверсий со стороны вражеских агентов на Гавайях, поэтому генерал Говард Дэвидсон из 14-го крыла преследования пытается рассредоточить часть самолетов на других аэродромах Оаху для поддержания боевой готовности.

Проходят месяцы, а дипломатическая напряженность нарастает. Пока японский посол в Вашингтоне продолжает переговоры, чтобы тянуть время, японский флот совершает вылет в Тихий океан. В день нападения Брэттон и Крамер узнают из перехватов, что японцы планируют передать 14 радиосообщений из Токио в японское посольство в Вашингтоне. Им также приказано уничтожить свои кодовые машины после получения последнего сообщения. Делая вывод, что японцы начнут внезапную атаку после того, как сообщения будут доставлены, Брэттон пытается предупредить свое начальство о своих подозрениях, но сталкивается с препятствиями: начальник военно-морских операций Гарольд Р. Старк не решается уведомить Гавайи, не предупредив предварительно президента, в то время как начальник штаба армии генерал Джорджа Маршалла Приказ о предупреждении Перл-Харбора о нападении блокируется из-за плохой атмосферы, которая препятствует радиопередаче, и из-за ошибок, когда предупреждение, отправленное телеграммой, не помечено как срочное. На рассвете 7 декабря японский флот запускает свои самолеты. Их приближение к Гавайям обнаружено двумя операторами радаров, но дежурный офицер отклоняет их опасения. Аналогично претензия эсминца Тот факт, что военный корабль США Уорд потопил японскую миниатюрную подводную лодку у входа в Перл-Харбор, считается неважным. Таким образом, японцы достигают полной внезапности, на что командующий Фучида указывает сигналом «Тора! Тора! Тора!»

Ущерб военно-морской базе катастрофический, есть серьезные жертвы. Несколько линкоров либо потоплены, либо серьезно повреждены. Противодиверсионные меры генерала Шорта доказывают ошибку, которая позволяет японским воздушным силам легко уничтожать самолеты на земле. В Вашингтоне госсекретарь Корделл Халл ошеломлен, узнав о нападении, и просит подтверждения перед приемом японского посла. Сообщение, которое было передано японскому посольству в 14 частях, включая заявление о завершении мирных переговоров, должно было быть доставлено американцам в 13:00 в Вашингтоне, за 30 минут до нападения. Однако он не был вовремя расшифрован и расшифрован, а это означает, что атака началась, когда технически две страны еще находились в мире. Обезумевший японский посол Кичисабуро Номура , беспомощный в объяснении последнего ультиматума и не знающий о продолжающейся атаке, получает отпор от Халла.

В Тихом океане командующий японским флотом вице-адмирал Тюити Нагумо отказывается запустить запланированную третью волну самолетов, опасаясь подвергнуть свои силы воздействию подводных лодок США. После нападения генерал Шорт и адмирал Киммел получают телеграмму Маршалла, предупреждающую о надвигающейся опасности. На борту своего флагмана адмирал Ямамото сообщает своему штабу, что их основная цель — американские авианосцы — не находились в Перл-Харборе, поскольку несколько дней назад они отправились на поиски японских кораблей. Сетуя на то, что объявление войны было объявлено уже после начала атаки, Ямамото отмечает, что ничто не могло бы разозлить США больше, и заключает: «Боюсь, все, что мы сделали, — это разбудили спящего гиганта и наполнили его ужасной решимостью».

Примечание. Персонажи перечислены по рангу в порядке убывания.

американцы

[ редактировать ]
Актер Роль Примечания
Джозеф Коттен Секретарь Генри Стимсон военный секретарь
Джордж Макриди Секретарь Корделл Халл Государственный секретарь
Леон Эймс Секретарь Фрэнк Нокс Секретарь военно-морского флота
Мередит Уэтерби Посол Джозеф Грю Посол США в Японии
Гарольд Конвей Юджин Думан Советник посольства США, Токио
Мартин Болсам Адмирал Муж Э. Киммел Главнокомандующий США Тихоокеанским флотом
Эдвард Эндрюс Адмирал Гарольд Рейнсфорд Старк Начальник военно-морских операций
Билл Цукерт Адмирал Джеймс О. Ричардсон Командующий флотом США
Кейт Андес Генерал Джордж К. Маршалл Начальник штаба армии США
Джеймс Уитмор Вице-адмирал Уильям Хэлси мл. Командующий авиационными боевыми силами Тихоокеанского флота США
Уолтер Рид Вице-адмирал Уильям С. Пай Временно исполняющий обязанности командующего авиационными боевыми силами Тихоокеанского флота США
Эдмон Райан Контр-адмирал Патрик Беллинджер Командир второго патрульного крыла
Кен Линч Контр-адмирал Джон Х. Ньютон Командир военного корабля США Лексингтон
Джейсон Робардс Генерал-майор Уолтер Шорт Главнокомандующий Вооруженными силами США на Гавайях
Ларри Тор Генерал-майор Фредерик Л. Мартин Командующий Гавайскими ВВС
Харлан Вард Бригадный генерал Леонард Т. Героу Командир 29-й стрелковой дивизии
Эдвард Шиэн Бригадный генерал Говард К. Дэвидсон Командир 14-го крыла преследования
Ричард Эрдман Полковник Эдвард Ф. Френч Начальник Центра связи военного ведомства
Билл Эдвардс Полковник Кендалл Дж. Филдер Помощник начальника штаба разведки Гавайского департамента
Ричард Андерсон капитан Джон Эрл Начальник штаба 14-го военно-морского округа
Уолтер Брук Капитан Теодор Уилкинсон Директор военно-морской разведки
Карл Лукас Капитан Гарольд К. Трейн Начальник штаба боевых сил Тихоокеанского флота США
Фрэнсис Де Сальс Капитан Артур Х. МакКоллум Офицер морской разведки
Г.Д. Спрэдлин Командир Морис Э. Куртс Офицер связи Тихоокеанского флота США
Robert Shayne Командир Уильям Х. Буракер Офицер оперативного управления авиационных боевых сил Тихоокеанского флота США
Э.Г. Маршалл Подполковник Руфус С. Брэттон Начальник Дальневосточного отдела Управления военной разведки Военного ведомства
Дик Фэйр Подполковник Кэррол А. Пауэлл Радарный офицер
Уэсли Эдди Лейтенант-коммандер Элвин Крамер Криптограф, ОП-20-Г
Фрэнк Аллеттер Лейтенант-коммандер Фрэнсис Томас Дежурный офицер авианосца Невада
Джерри Фогель Лейтенант-коммандер Уильям В. Аутербридж Командир USS Ward
Дик Кук Лейтенант-коммандер Логан К. Рэмси Оперативный офицер второго патрульного крыла
Норман Олден Майор Трумэн Лэндон Командир 38-й разведывательной эскадрильи
Дэйв Доннелли Майор Гордон Блейк Офицер полевых операций Хикама
Роберт Карнес Майор Джон Х. Диллон помощник Нокса
Невилл Брэнд Лейтенант Гарольд Камински Дежурный офицер 14-го военно-морского округа
Рон Кук Лейтенант Лоуренс Э. Рафф Офицер связи, военный корабль США Невада
Джерри Кокс первый лейтенант Кермит Тайлер Пилот 78-й эскадрильи преследования
Рик Купер 2-й лейтенант Джордж Уэлч Пилот 47-й эскадрильи преследования
Карл Рейндел 2-й лейтенант Кеннет Тейлор Пилот 47-й эскадрильи преследования
Дэвид Вестберг Прапорщик Эдгар М. Фэйр Офицер военного корабля США Калифорния
Эльфийский Гавард Мессман 3-го класса Дорис Миллер Член экипажа авианосца « Западная Вирджиния».
Брюс Уилсон Рядовой Джозеф Локард Радармен на мысе Опана

японский

[ редактировать ]
Актер Роль Примечания
Корея Сенда Принц Фумимаро Коноэ Премьер-министр Японии
Хироши Акутагава Маркиз Коичи Кидо Лорд-хранитель тайной печати
Кадзуо Китамура Shigenori Togo Министр иностранных дел
Со Ямамура Адмирал Исороку Ямамото Главнокомандующий Объединенным флотом
Бонтаро Мияке Адмирал Косиро Оикава Министр военно-морского флота
Асао Учида Генерал Хидеки Тодзё военный министр
Эйджиро Тоно Вице-адмирал Чуичи Нагумо Главнокомандующий 1-м воздушным флотом
Junya Usami Вице-адмирал Дзенго Ёсида Министр военно-морского флота
Сусуму Фудзита Контр-адмирал Тамон Ямагути Командир второй авианосной дивизии
Ичиро Реузаки Контр-адмирал Рюноске Кусака Начальник штаба 1-го воздушного флота
Кан Нихоньянаги Контр-адмирал Чуичи Хара Командир 5-й авианосной дивизии
Тору Абэ Контр-адмирал Такидзиро Ониси Начальник штаба 11-го воздушного флота
Шуничи Накамура Капитан Камето «Ганди» Курошима Старший офицер штаба Объединенного флота
Тацуя Михаши Командир Минору Генда Воздушный штаб, 1-й воздушный флот
Такахиро Тамура Лейтенант-коммандер Мицуо Фучида авиагруппой Акаги Командующий
Тосио Хосокава Лейтенант-коммандер Сигэхару Мурата Командир 1-го торпедного ударного отряда, Акаги
Хисаси Игава Лейтенант Мицуо Мацузаки Пилот Фучиды
Хидео Мурота Лейтенант Зенджи Абэ Пилот авиагруппы Акаги
Хироши Том Танака Прапорщик Акира Хироо (в титрах - «Экипаж японской карликовой подводной лодки») Командир сверхмалой подводной лодки И-20то
в титрах не указан Старшина 2-го класса Ёсио Катаяма Пилот сверхмалой подводной лодки И-20то.
Хисао Тоаке Сабуро Курусу Посол Японии
Сёго Симада Посол Кичисабуро Номура Посол Японии в США (озвучивает неуказанный в титрах актер Пол Фрис )
Пол Фрис Посол Кичисабуро Номура (голос) Посол Японии в США

Гражданские лица

[ редактировать ]
Актер Роль Примечания
Леора Дана Илеана Крамер Лейтенант-командир. жена Крамера
Джун Дейтон Рэй Кейв Секретарь
Акира Куме Кацузо Окумура секретарь посольства Японии
Джефф Доннелл Корнелия Форт Гражданский летный инструктор
Хэнк Джонс Дэйви Гражданский студент-пилот
Эндрю Хьюз Министр Иоахим фон Риббентроп Германии Министр иностранных дел
Киёси Ацуми Японский бармен

Производство

[ редактировать ]
Североамериканский Т-6 Texan заменил Mitsubishi A6M Zero, поскольку в то время не было годных к полетам типов. Были изображены только Зеро с авианосца Акаги , которые можно было узнать по единственной красной полосе на задней части фюзеляжа.
Реплика Aichi D3A на авиашоу Geneseo. В 1968 году Vultee BT-13 Valiant (N56867) был переоборудован в копию Val для использования при съемках фильма « Тора!». Тора! Тора! , летавший под позывным Вал «АИ-244» с авианосца «Акаги» .
Реплика Накадзимы B5N, модифицированная из Т-6 для фильма Тора! Тора! Тора!
несколько Curtiss P-40 Warhawk макетов Во время съемок было взорвано . Этот экземпляр, который не был разрушен, в настоящее время выставлен на армейском аэродроме Уилер с маркировкой, идентичной маркировке 2-го лейтенанта Джорджа Уэлча . [9]
Реплики подобных моделей 1 15 в масштабе Военный корабль США « Невада» использовался для снимков линкора Роу сверху . Модель сохранилась и сегодня в Лос-Анджелесе и часто появляется на местных парадах. [10]

Ветеран 20th Century Fox компании Дэррил Ф. Занук , ранее продюсировавший «Самый длинный день» (1962), хотел создать эпопею, которая бы изображала то, что «на самом деле произошло 7 декабря 1941 года», с «ревизионистским подходом». Он считал, что командующие на Гавайях генерал Шорт и адмирал Киммел , хотя и считались козлами отпущения на протяжении десятилетий, в ответ на опасения саботажа предусмотрели адекватные меры защиты от очевидных угроз, включая перемещение истребительной авиации из Перл-Харбора в середину базы. из местных японцев. Несмотря на прорыв в разведке, они получили ограниченное предупреждение о возрастающем риске воздушного нападения. [1] Понимая, что необходим сбалансированный и объективный рассказ, Занук разработал совместное американо-японское производство, учитывающее «точку зрения обеих стран». [11] Ему помог его сын Ричард Д. Занук , который в это время был генеральным директором Fox.

Производство на Торе! Тора! Тора! на планирование и подготовку к восьми месяцам основной фотосъемки ушло три года . [11] Фильм был создан в двух отдельных постановках: одна в США под руководством Ричарда Флейшера, а другая в Японии. [12] Первоначально режиссером японской стороны должен был стать Акира Куросава , который в течение двух лет работал над разработкой сценария и подготовкой к производству . Однако после двух недель съемок его заменили Тосио Масуда и Кинджи Фукасаку , руководившие японскими секциями. [12] [13] Сообщается, что Тоширо Мифунэ должен был сыграть Ямамото, но отказался от участия, когда Куросава покинул проект.

Ричард Фляйшер сказал о роли Акиры Куросавы в проекте:

Что ж, я всегда думал, что, хотя Куросава был гением кинопроизводства, и это действительно так, я искренне верю, что его неправильно выбрали для этого фильма, это был не его тип фильма, он никогда не делал ничего подобного, и это просто это было не в его стиле. Я чувствовал, что ему не только некомфортно снимать фильмы такого рода, но и он не привык, чтобы кто-то говорил ему, как ему следует снимать фильм. У него всегда была полная автономия, и никто не осмеливался делать предложения Куросаве по поводу бюджета, графика съемок или чего-то в этом роде. И вот он здесь, с Дэррилом Зануком на спине, Ричардом Зануком на нем, Элмо Уильямсом и менеджерами по производству, и со всем этим он никогда раньше не сталкивался, потому что он всегда был неприкасаемым. Я думаю, он становился все более и более нервным и неуверенным в том, как он будет работать над этим фильмом. И, конечно же, пресса уловила большую часть этих беспорядков на съемочной площадке, и они многое из этого извлекли в Японии, и это оказывало на него большее давление, а он не привык к такому давлению. [14]

Ларри Форрестер и постоянные соавторы Куросавы Хидео Огуни и Рюзо Кикусима написали сценарий на основе книг Ладисласа Фараго и Гордона Прейнджа из Университета Мэриленда , которые работали техническим консультантом. Многочисленные технические консультанты с обеих сторон, некоторые из которых участвовали в битве и/или планировании, сыграли решающую роль в обеспечении точности фильма. Минору Генда , человек, который в значительной степени спланировал и возглавил нападение на Перл-Харбор, был неуказанным техническим консультантом фильма. [1]

В основной съемке были задействованы четыре оператора: Чарльз Ф. Уилер , Синсаку Химэда , Масамичи Сато и Осаму Фуруя . [15] Они были совместно номинированы на премию Оскар за лучшую операторскую работу . без указания авторства также работал ряд известных операторов Над вторыми блоками , в том числе Томас Дель Рут и Рексфорд Мец. [15] Режиссером второго подразделения, выполняющего миниатюрную фотографию, был Рэй Келлог , а режиссером второго подразделения, выполняющего воздушные сцены, был Роберт Энриетто.

Известный композитор Джерри Голдсмит написал музыку к фильму, а Роберт МакКолл нарисовал несколько сцен для различных постеров к фильму. [16]

Авианосец, вошедший в Перл-Харбор ближе к концу фильма, на самом деле был «Эссекс» класса авианосцем USS Kearsarge , возвращавшимся в порт. «Японским» авианосцем был противолодочный авианосец USS Yorktown , оснащенный ложным носом для маскировки катапульт. Японские истребители A6M Zero и несколько более длинные торпедоносцы «Kate» или пикирующие бомбардировщики «Val» представляли собой сильно модифицированные Королевских ВВС Канады «Гарвард» ( T-6 Texan ) и BT-13 Valiant самолеты для обучения пилотов . Большой парк японских самолетов был создан Линном Гаррисоном , известным координатором воздушных действий, осуществившим ряд переоборудований. Гаррисон и Джек Кэнэри координировали фактические инженерные работы на объектах в районе Лос-Анджелеса. Эти самолеты до сих пор появляются на авиасалонах. [17]

Для параллельных съемок в Японии от ватерлинии вверх на берегу были построены полномасштабные макеты японского линкора «Нагато» и авианосца «Акаги» , носовая часть которых на сваях выступала над океаном примерно на 90 футов (27 м). Они использовались в большинстве японских сцен на палубах кораблей. Единственная ошибка, однако, заключалась в том, что мостик модели был Акаги построен по правому борту, а не по левому. Таким образом были построены только два японских авианосца с мостами по левому борту: Акаги и Хирю . Это было сделано потому, что было известно, что для сцен запуска, снятых в США, будет использоваться авианосец США, а острова авианосцев США всегда находились по правому борту. Некоторые из модифицированных самолетов также были переоборудованы в Японии для съемок там сцен полетов.

Готовясь к съемкам, «Йорктаун» был пришвартован на Северном острове ВМС в Сан-Диего, чтобы загрузить все самолеты, техническое обслуживание и съемочную группу перед отплытием на Гавайи. Накануне съемок «японской» сцены взлета она отплыла в точку в нескольких милях к западу от Сан-Диего, а на рассвете съемочная группа засняла запуски всех самолетов. Поскольку эти «японские» самолеты не были настоящими палубными самолетами, у них не было аэрофинишера , с помощью которого можно было бы приземлиться обратно на авианосец, и поэтому они продолжили приземляться на военно-морской авиабазе Северного острова. Йорктаун вернулся на Северный остров и повторно загрузил самолет. Затем она отплыла на Гавайи, где самолет разгрузили и использовали для съемок сцен нападения в Перл-Харборе и его окрестностях. Компания Aircraft Specialities из Месы, штат Аризона, проводила техническое обслуживание самолета на Гавайях. [ нужна ссылка ]

В окончательной версии была использована фактическая аварийная посадка Boeing B-17 Flying Fortress во время съемок из-за заклинивания шасси. [18] Съемочная группа получила известие, что один из B-17 не может опустить правое шасси, поэтому они быстро приготовились к съемке приземления с «одним шасси». Самолет оставался в воздухе, чтобы израсходовать как можно больше топлива перед приземлением, что дало съемочной группе время на подготовку. После просмотра кадра приземления «с одной передачей» они решили включить его в фильм. В эпизоде, изображающем аварию, на самом деле была снята только последняя авария. В сценах, предшествовавших катастрофе, они вручную убрали шасси правого борта работающего B-17 и сняли сцены его финального захода на посадку. Приземлившись на одно колесо, пилот просто включил мощность и снова взлетел. B-17, который фактически приземлился с одной включенной передачей, получил лишь незначительные повреждения правого крыла и винтов, был отремонтирован и возвращен в строй. Всего для съемок было получено пять Боингов B-17. Среди других самолетов США - Consolidated PBY Catalina и, особенно, Curtiss P-40 Warhawk (было использовано два летных экземпляра). В основном для изображения защитников США использовались истребители P-40, а полномасштабный P-40 использовался в качестве шаблона для реплик из стекловолокна (некоторые с работающими двигателями и опорами), которые были обстреляны и взорваны во время съемок. [19] Флейшер также сказал, что сцена, в которой модель P-40 врезалась в середину ряда P-40, была непреднамеренной, поскольку предполагалось, что он разобьется в конце очереди. Каскадеры, участвовавшие в этой сцене, на самом деле спасались бегством. [20] Катастрофа B-17 вместе с несколькими другими сценами была повторно использована в фильме 1976 года «Мидуэй» .

С более чем 30 самолетами в воздухе снимать сцены полетов было сложно, сравнимо с фильмом 1969 года « Битва за Британию» , где большие группы самолетов определенного периода снимались в постановочных воздушных боях. [21] В фильме 2001 года «Перл-Харбор» будут использоваться те же модифицированные самолеты. [22]

В фильме намеренно были задействованы актеры, которые не были настоящими кассовыми звездами, в том числе многие японские любители, чтобы сделать акцент на истории, а не на актерах, которые в ней играли. [23]

Некоторые актеры сами участвовали во Второй мировой войне .

Актер Услуга Примечания
Мартин Болсам Армейские ВВС Б-24 Радист
Джеймс Уитмор Корпус морской пехоты Лейтенант
Джейсон Робардс Военно-морской Военный корабль США Нортгемптон и Военный корабль США Нэшвилл
Уэсли Эдди Армия
Норман Олден Армия
Фрэнк Аллеттер Армия
Ричард Андерсон Армия
Кейт Андес Армейские ВВС
Эдвард Эндрюс Армия Капитан, награжден медалью «Бронзовая звезда».
Невилл Брэнд Армия Заработано Пурпурное сердце и Серебряная звезда.
Уолтер Брук Армия
Пол Фрис Армия Ранен в бою в день «Д».
Г.Д. Спрэдлин Армейские ВВС
Артур Тови Армия
Харлан Вард Армия Спецназ
Билл Цукерт Военно-морской Строительный батальон («Сиби»)

Некоторые члены экипажа также участвовали в войне.

Член экипажа Зачислено как Услуга Примечания
Ричард Флейшер Режиссер / Продюсер Армия
Дэррил Ф. Занук Исполнительный продюсер Армия Полковник армейской связи . Также участвовал в Первой мировой войне .
Чарльз Ф. Уилер Оператор Военно-морской Боевой фотограф
Гордон В. Прейндж Автор/Технический консультант Военно-морской Главный историк генерала Дугласа Макартура штаба

Некоторые актеры служили до или после Второй мировой войны.

Актер Услуга Помолвки Примечания
Леон Эймс Армия / Армейская воздушная служба Первая мировая война Полевая артиллерия, а затем и в летных корпусах
Рон Кук Армия
Джейми Фарр (озвучка, в титрах не указан) Армия Корейская война Радиослужба вооруженных сил (AFRS)

Историческая точность

[ редактировать ]
Военный корабль США « Йорктаун» во время съемок фильма «Тора!» Тора! Тора! , 1968.

В некоторых частях фильма, показывающих взлет японских самолетов, используется «Эссекс» класса авианосец , «Йорктаун» который был введен в эксплуатацию в 1943 году и модернизирован после войны, чтобы иметь слегка наклоненную летную палубу . [24] Корабль был арендован продюсерами фильма, которым для съемок фильма требовался авианосец, и, поскольку Йорктаун планировалось вывести из эксплуатации в 1970 году, ВМС предоставили его. В основном она использовалась при взлете японских штурмовиков. В эпизоде ​​показаны чередующиеся кадры моделей японских авианосцев и «Йорктауна» . Он не похож ни на один из японских авианосцев, участвовавших в атаке, из-за большого мостового острова и наклонной посадочной палубы. У японских авианосцев были небольшие мостики, и только после войны были разработаны наклонные полетные палубы. [25] Кроме того, в сцене, где адмирал Хэлси наблюдает за тренировкой бомбардировок, показан авианосец с бортовым номером 14. Адмирал Хэлси находился на авианосце « Энтерпрайз» , а не «Эссекс» класса на авианосце « Тикондерога» , который не будет введен в строй до 1944 года. Однако это понятно, поскольку «Энтерпрайз» и все шесть японских авианосцев, пострадавших в результате нападения, были списаны или потоплены.

В Торе! Тора! Тора! Ошибка связана с моделью японского авианосца Акаги . В фильме Акаги остров- мост расположен по правому борту корабля, что типично для большинства авианосцев. Однако Акаги был исключением; ее мостовой остров находился на левом борту корабля. Несмотря на это, секция моста выглядела точно как зеркальная версия Акаги . настоящего левого моста [26] Во-вторых, все японские самолеты на кадрах имеют опознавательные знаки Акаги самолетов (одна вертикальная красная полоса, следующая за символом красного солнца Японии), хотя в нем участвовали еще пять авианосцев, каждый из которых имел свою собственную маркировку. Кроме того, на маркировке не указаны опознавательные номера самолетов, как это было в реальном бою. Белая окантовка медали японских самолетов использовалась только с 1942 года. До этого медальон был только красным. [27]

USS Ward (DD-139) — старый четырехтрубный эсминец , введенный в строй в 1918 году; Корабль, использованный в фильме, USS Finch (DE-328) , на котором изображен Уорд , сильно отличался от оригинального эсминца. [28] Кроме того, в фильме она произвела два выстрела из своей орудийной башни №1 . На самом деле Уорд произвел первый выстрел из 4-дюймовой (102-мм) безбашенной артустановки №1, а второй выстрел - из крыльевой установки №3. [29] Нападение на сверхмалую подводную лодку военного корабля США « Уорд» ранее упоминалось в фильме « На пути во вред» .

Был построен полномасштабный комплекс, представляющий кормовую ВМС США часть линкора типа «Стандарт» с двумя кормовыми орудийными башнями с тремя стволами в каждой. Он использовался для изображения военных кораблей USS Arizona и USS Nevada , а также других линкоров. Это было правильно для USS Arizona , но неверно для USS Nevada , у которого были нижняя трехорудийная и верхняя двухорудийная башни. в масштабе 1 , На модели военного корабля США « Невада» которая использовалась для изображения всего корабля на общих планах, носовая и кормовая башни были точно показаны в расположении 3-2-2-3. Секция решетчатой ​​мачты (или мачты-клетки), изображающая «Теннесси» линкор класса или «Колорадо » , была построена на земле за полномасштабной кормовой частью, чтобы создать впечатление, что съемочная площадка находилась на ряду линкоров . Комплект кормовой секции USS Arizona /USS Nevada использовался при взрыве, уничтожившем USS Arizona №2 , хотя взрыв произошел в носовом магазине , а . нетронутой кормовая часть Arizona осталась практически

В фильме японский истребитель «Зеро» был поврежден над военно-морской базой, а затем намеренно врезался в ангар. На самом деле это совокупность трех инцидентов во время нападения на Перл-Харбор : во время первой волны японский «Зеро» врезался в форта Камехамеха артиллерийское здание ; во второй волне японский самолет «Зеро» намеренно врезался в склон холма после того, как старший офицер ВМС США Джон Уильям Финн на авиабазе ВМС в заливе Канеохе обстрелял и повредил самолет; Также во время второй волны поврежденный японский самолет врезался в тендер гидросамолетов USS Curtiss . [30]

На нескольких кадрах штурмовых эскадрилий, пересекающих Оаху, можно увидеть белый крест, стоящий на одном из склонов горы. Крест фактически был установлен после нападения как памятник жертвам. [31]

В финальной сцене адмирал Исороку Ямамото говорит: «Боюсь, всё, что мы сделали, — это разбудили спящего гиганта» . Сокращенная версия этой цитаты представлена ​​в фильме 2001 года «Перл-Харбор» . В фильме 2019 года «Мидуэй» Ямамото также произносит вслух цитату о «спящем гиганте». Хотя эта цитата, вполне возможно, отражает многие из его реальных чувств по поводу нападения, нет никаких печатных доказательств, подтверждающих, что Ямамото сделал это заявление или записал его. [32]

Выпускать

[ редактировать ]

Мировая премьера фильма состоялась 23 сентября 1970 года в Нью-Йорке, Токио, Гонолулу и Лос-Анджелесе. [33]

Театральная касса

[ редактировать ]

На момент первого выпуска Tora! Тора! Тора! считался кассовым разочарованием в Северной Америке, [34] несмотря на то, что его кассовые сборы внутри страны составили 29 548 291 доллар, что сделало его девятым по прибылям фильмом 1970 года . [35] В Японии он имел большой успех, и с годами выпуски домашних СМИ приносили большую общую прибыль. [36] [37] К 1971 году фильм заработал 194,22 миллиона иен от проката у японских дистрибьюторов , став шестым по прибылям фильмом 1971 года в Японии. [38]

По данным Fox, прокат фильма потребовал 37,15 миллионов долларов , чтобы окупиться, и это было сделано к 11 декабря 1970 года. [3]

Критический ответ

[ редактировать ]
на памятного крыла ВВС ! побережье Мексиканского залива Тора Тора! Тора! Команда до сих пор управляет самолетами из фильма, имитируя нападение на авиашоу.

На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг 55% на основе 29 рецензий. Согласно консенсусу сайта, « Тора! Тора! Тора! скрупулезно точен и описывает трагедию Перл-Харбора с замысловатыми деталями, но клинический подход фильма к звуку и ярости не вызывает особых чувств». [6] На Metacritic он имеет оценку 46% на основе отзывов 8 критиков, что указывает на «смешанные или средние отзывы». [39]

Роджер Эберт дал фильму одну звезду и посчитал, что Тора! Тора! Тора! был «одним из самых мертвых и скучных блокбастеров, когда-либо созданных», и страдал от отсутствия «персонажей, с которыми можно было бы себя идентифицировать». Кроме того, в своей рецензии 1970 года он раскритиковал фильм за плохую игру и спецэффекты. [40] Винсент Кэнби , рецензент The New York Times , также не был впечатлен, отметив, что фильм был «не чем иным, как бесполезной вещью стоимостью 25 миллионов долларов». [41] Variety также счел фильм скучным; тем не менее, журнал высоко оценил боевые действия и производственную ценность фильма. [42] Чарльз Чамплин в своей рецензии для Los Angeles Times от 23 сентября 1970 года назвал главными достоинствами фильма «зрелищность» и тщательное воссоздание исторического события. [7]

Несмотря на первоначальные негативные отзывы, фильм получил признание критиков за яркие боевые сцены и завоевал расположение поклонников авиации. [5] Однако даже команда Джека Хардвика и Эда Шнепфа, занимавшаяся исследованием авиационных фильмов, отодвинула Тору! Тора! Тора! к статусу «также запущенный» из-за медленной сюжетной линии. [5]

В нескольких более поздних фильмах и сериалах, посвященных Второй мировой войне в Тихом океане, использовались кадры из Торы! Тора! Тора! . В число этих постановок входят фильмы «Мидуэй» (1976; в комментарии к DVD « Тора! Тора! Тора!» Флейшер выразил гнев по поводу того, что Universal использовала отснятый материал), « Все это и Вторая мировая война » (фильм 1976 года), «Жемчужина» (мини-сериал 1978 года) , Отсюда и в вечность (мини-сериал, 1979 г.), «Последний отсчет» (1980 г.) и «Австралия » (2008 г.), а также эпизод телесериала Magnum, PI под названием «Чтобы мы не забыли» (первая дата выхода в эфир 12 февраля 1981 г.). [43]

В 1994 году исследование, проведенное в военного корабля США «Аризона» Мемориале в Гонолулу, показало, что для американцев этот фильм был наиболее распространенным источником общедоступных знаний о нападении на Перл-Харбор. [8]

Кларк Коллис из Empire дал фильму три звезды из пяти, написав, что в фильме «высокая историческая достоверность, но мало драматизма». [44] В 2016 году «Синема Ретро» выпустил специальный выпуск, посвящённый Торе! Тора! Тора! в котором подробно описан выпуск фильма на Blu-Ray. Заявляя, что фильм «за прошедшие десятилетия только стал более популярным», он хвалит сцены нападения, называя их «весьма зрелищными», и хвалит изображение японцев как «не что иное, как этнические стереотипы, что в огромной степени усиливает воздействие их сторона истории». Он также хвалит «инновационный, пульсирующий» саундтрек. [45]

Награды и номинации

[ редактировать ]
Церемония Категория Номинант(ы) Результат
43-я церемония вручения премии Оскар Лучшая операторская работа Чарльз Ф. Уиллер , Синсаку Химэда , Осаму Фуруя и Масамичи Сато номинирован
Лучший монтаж фильма Джеймс Э. Ньюком , Пембрук Дж. Херринг и Иноуэ Чикая номинирован
Лучшее художественное направление Художественный руководитель: Джек Мартин Смит , Ёсиро Мураки , Ричард Дэй и Тайзо Кавасима.
Декорации: Уолтер М. Скотт , Норман Рокетт и Карл Биддискомб.
номинирован
Лучшие специальные визуальные эффекты Л. Б. Эбботт и А. Д. Флауэрс [7] Выиграл
Лучший звук Мюррей Спивак и Герман Льюис [46] номинирован
1971 года Награды редакторов американского кино Лучший смонтированный художественный фильм – драматический Джеймс Э. Ньюком, Пембрук Дж. Херринг, Иноуэ Чикая номинирован
1971 года Награды Лорел Лучший фильм 8 место
Лучший оператор Чарльз Ф. Уиллер, Синсаку Химэда, Осаму Фуруя, Масамичи Сато 4 место
Награды Национального совета по обзору 1970 г. Десять лучших фильмов 10 место

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Приход 1990 , с. 411.
  2. ^ Соломон, Обри. Twentieth Century Fox: корпоративная и финансовая история (серия «Кинорежиссеры пугала») . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press, 1989. ISBN   978-0-8108-4244-1 . стр256
  3. ^ Jump up to: а б Сильверман, Стивен М. (1988). Сбежавший Лис: последние дни династии Зануков в Twentieth Century-Fox . Л. Стюарт. п. 329 . ISBN  9780818404856 .
  4. ^ «15 вещей, которые вы могли не знать о Перл-Харборе — домашнее обучение AOP» . www.aop.com . Проверено 19 июня 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Хардвик и Шнепф 1989 , с. 62.
  6. ^ Jump up to: а б «Рецензии на фильм «Тора! Тора! Тора!»». Гнилые помидоры . Проверено: 29 января 2012 г.
  7. ^ Jump up to: а б с Оррисс 1984 , с. 200.
  8. ^ Jump up to: а б «Двухнациональный Перл-Харбор». Японияфокус . Проверено: 12 февраля 2012 г.
  9. ^ Доан, Лоран. «Исторический самолет P-40 возвращается в «действия» возле ворот Кавамура». Армия США , 12 июня 2008 г. Дата обращения: 22 марта 2013 г.
  10. ^ Комната в Сан-Педро? Ветераны ищут дом для модели военного корабля США Невада , The Daily Breeze, 24 января 2016 г. , получено 3 апреля 2016 г.
  11. ^ Jump up to: а б Оррисс 1984 , стр. 194–195.
  12. ^ Jump up to: а б Гэлбрейт 2002 , с. 156.
  13. ^ Фриис, Кристиан. «Тора! Тора! Тора!, Twentieth Century Fox, 1970». Перл-Харбор в кино, что посмотреть... , 5 ноября 2002 г. Дата обращения: 5 мая 2009 г.
  14. ^ Гэлбрейт, Стюарт. « Интервью Стюарта Гэлбрейта IV с Ричардом Флейшером». Тора! Тора! Тора! DVD с комментариями. Лос-Анджелес: 20th Century Fox Home Entertainment Inc., 2001 г., отметка времени: 26:17–27:47.
  15. ^ Jump up to: а б «Воспроизведение DVD: «Тора! Тора! Тора!»». Архивировано 28 мая 2013 г. в журнале Wayback Machine ASC Magazine , март 2012 г. Проверено: 19 января 2013 г.
  16. ^ Хэнсон, Дэвид. «Обложка для «Тора! Тора! Тора!»». Dave's Warbirds , 16 июля 2008 г. Дата обращения: 5 мая 2009 г.
  17. ^ "Тора! Тора! Тора!" Памятник ВВС. Проверено: 12 февраля 2012 г.
  18. ^ http://ww2f.com/threads/about-tora-tora-tora.16059/ . Проверено 6 февраля 2019 года. B-17G-110-VE, 44-85840, c/n 8749, рассматриваемый B-17, представлял собой переоборудованный водный бомбардировщик, разбившийся во время лесного пожара в Неваде три года спустя.
  19. ^ Хэтэуэй 1969 , с. 52.
  20. ^ О'Хара 1969 , стр. 23.
  21. ^ Оррис 1984, стр. 196–197.
  22. ^ Оррисс 2014, с. 234.
  23. ^ Стеффен, Джеймс. «Тора, Тора, Тора». Классические фильмы Тернера. Проверено: 12 февраля 2012 г.
  24. ^ "Военный корабль США Йорктаун". Сайт Patriotspoint.org. Проверено: 12 февраля 2012 г.
  25. ^ Хоун, Томас К. , Норман Фридман и Марк Д. Манделес. Инновации в палубной авиации: Newport Paper 37. Архивировано 31 марта 2013 г. в Wayback Machine , Ньюпорт, Род-Айленд: Naval War College Press: 2011. ISBN   978-1-884733-85-7
  26. ^ Оррисс 1984 , с. 196.
  27. ^ Робертсон 1961 , стр. 160–161.
  28. ^ «Тора, Тора, Тора, Глава 9». Архивировано 5 июня 2013 г. на сайте Wayback Machine .usssavagededer386.org. Проверено: 18 мая 2013 г.
  29. ^ Сторч, Пол С. «Консервация переднего орудия USS Ward: Торговый центр Capital State в Миннесоте». Историческое общество Миннесоты, июль 2006 г. Дата обращения: 12 февраля 2012 г.
  30. ^ Карнс 1996 , стр. 228–231.
  31. ^ «Знакомство с Центральным Оаху». Архивировано 16 декабря 2011 г. на сайте Wayback Machine hawaiiforvisitors.com. Проверено: 12 февраля 2012 г.
  32. ^ Сафайр, Уильям (2008). Политический словарь Сафира . Издательство Оксфордского университета. п. 666. ИСБН  978-0195343342 .
  33. ^ «Тора! Тора! Тора! (реклама)». Разнообразие . 23 сентября 1970 г. с. 19.
  34. ^ «Флоп! Флоп! Флоп! (Кассовые сборы военного фильма «Тора! Тора! Тора!»)». Разнообразие. Проверено: 12 февраля 2012 г.
  35. ^ «Тора! Тора! Тора! Внутренние кассовые сборы». Числа. Проверено: 12 февраля 2012 г.
  36. ^ Приход 1990 , с. 412.
  37. ^ "Тора! Тора! Тора!" dvdmoviecentral.com. Проверено: 12 февраля 2012 г.
  38. ^ «Кинема Дзюнпо Лучшая десятка 85-й полной истории 1924–2011» Кинема Дзюнпоша , май 2012 г., стр. 285. ISBN.  978-4873767550 .
  39. ^ «Тора! Тора! Тора!» . Метакритик . Проверено 1 января 2021 г.
  40. ^ Эберт, Роджер . «Тора! Тора! Тора! (обзор)». Архивировано 11 марта 2013 г. в Wayback Machine Chicago Sun-Times , 12 октября 1970 г. Дата обращения: 1 апреля 2008 г.
  41. ^ Кэнби, Винсент. «Тора! Тора! Тора! (1970)». Архивировано 23 октября 2013 г. в Wayback Machine The New York Times , 24 сентября 1970 г. Проверено: 27 августа 2011 г.
  42. ^ Разнообразный персонал. «Отрывок из обзора Variety 1970 года ». [ мертвая ссылка ] Variety , 1 января 1970 г. Дата обращения: 1 апреля 2008 г.
  43. ^ Долан 1985 , с. 87.
  44. ^ «Тора! Тора! Тора! Обзор» . 3 марта 2006 г.
  45. ^ ОТЗЫВ: «ТОРА! ТОРА! ТОРА!" (1970) ...Кино Ретро" . Cinemaretro.com . 7 декабря 2021 г. Проверено 20 мая 2024 г.
  46. ^ Кэнби, Винсент. «Тора! Тора! Тора!» The New York Times , 24 сентября 1970 г. Дата обращения: 11 марта 2009 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Агава, Хироюки. Неохотный адмирал: Ямамото и Имперский флот . Токио: Коданша Интернэшнл, 2000. ISBN   4-7700-2539-4 .
  • Долан, Эдвард Ф. Младший. Голливуд идет на войну . Лондон: Bison Books, 1985. ISBN   0-86124-229-7 .
  • Гэлбрейт, Стюарт, IV. Император и волк: жизнь и фильмы Акиры Куросавы и Тоширо Мифунэ. Нью-Йорк: Faber & Faber, Inc., 2002. ISBN   0-571-19982-8 .
  • Хардвик, Джек и Эд Шнепф. «Путеводитель по авиационным фильмам для зрителей». Создание великих авиационных фильмов . Серия авиации общего назначения, том 2, 1989 г.
  • Хэтэуэй, Джон. «Тора! Тора! Тора!» Обзор полетов , Том. 25, № 3, июль 1969 г.
  • О'Хара, Боб. «Тора-Тора-Тора: великолепный исторический фильм о летательных аппаратах». Air Classics, том 6, № 1, октябрь 1969 г.
  • Карнс, Марк К. «Тора! Тора! Тора!» Прошедшее несовершенное: история по фильмам . Нью-Йорк: Холт, 1996. ISBN   978-0-8050-3760-9 .
  • Оррисс, Брюс. Когда Голливуд правил небом: классика авиационного кино времен Второй мировой войны . Хоторн, Калифорния: Aero Associates Inc., 2014 г., первое издание 1984 г. ISBN   978-0-692-02985-5 .
  • Пэриш, Джеймс Роберт. Великие боевые картины: война двадцатого века на экране. Метучен, Нью-Джерси: The Scarecrow Press, 1990. ISBN   978-0-8108-2315-0 .
  • Прейндж, Гордон . «Тора! Тора! Тора!» Ридерс Дайджест , ноябрь 1963 г. и декабрь 1963 г.
  • Робертсон, Брюс. Камуфляж и маркировка самолетов, 1907–1954 гг . Лондон: Harleyford Publications, 1961. ISBN   978-0-8168-6355-6 .
  • Синсато, Дуглас и Таданори арабский. В тот один день: Мемуары Мицуо Фучиды, командующего атакой на Перл-Харбор. Камуэла, Гавайи: eXperience, Inc., 2011. ISBN   978-0-9846745-0-3 .
  • Торстен, Мари и Джеффри Уайт. «Двухнациональный Перл-Харбор?: Тора! Тора! Тора! И судьба (транс)национальной памяти». Азиатско-Тихоокеанский журнал: Japan Focus , 27 декабря 2010 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8d9694ef4d4d3f8d15793a378a357c22__1721925480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/22/8d9694ef4d4d3f8d15793a378a357c22.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tora! Tora! Tora! - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)