Военный корабль США Юта (BB-31)
![]() Вид с кормы на Юту (BB-31) в 1912 году.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Юта |
Тезка | Юта |
Строитель | Нью-Йоркская судостроительная корпорация |
Заложен | 9 марта 1909 г. |
Запущен | 23 декабря 1909 г. |
Введен в эксплуатацию | 31 августа 1911 г. |
Выведен из эксплуатации | 5 сентября 1944 г. |
пораженный | 13 ноября 1944 г. |
Судьба | Потоплен в Перл-Харборе 7 декабря 1941 года. Корпус недалеко от острова Форд. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Флорида класса Линкор |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч | 88 футов 3 дюйма (26,9 м) |
Черновик |
|
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 21 узел (39 км/ч ; 24 мили в час ) |
Экипаж | 1001 офицер и солдат |
Вооружение |
|
Броня | |
Примечания | вручена 1 боевая звезда |
военного корабля США "Юта" Крушение | |
Расположение | Объединенная база Перл-Харбор-Хикэм , Гонолулу, Гавайи |
Веб-сайт | www |
Номер ссылки NRHP . | 89001084 |
Добавлено в НРХП | 5 мая 1989 г. |
Военный корабль США « Юта» (BB-31/AG-16) был вторым из двух «Флорида» класса -дредноутов линкоров . Первый корабль ВМС США, названный в честь штата Юта , у него был аналогичный « корабль Флорида» . Юта была построена Нью-Йоркской судостроительной корпорацией , заложена в марте 1909 года и спущена на воду в декабре того же года. Он был построен в августе 1911 года и был вооружен главной батареей из десяти 12-дюймовых (305-мм) орудий в пяти спаренных орудийных башнях .
Юта и Флорида были первыми кораблями, прибывшими во время оккупации Веракруса Соединенными Штатами в 1914 году во время Мексиканской революции . Два линкора высадили на берег десант, который начал оккупацию города. После вступления Америки в Первую мировую войну « Юта» дислоцировалась в Берехейвене в заливе Бэнтри , Ирландия, где она защищала конвои от потенциальных немецких надводных рейдеров. На протяжении 1920-х годов корабль совершил множество учебных походов и маневров флота, а также дважды перевозил высокопоставленных лиц в турне по Южной Америке, в 1924 и 1928 годах.
В 1931 году «Юта» была демилитаризована, преобразована в корабль-мишень и переименована в AG-16 в соответствии с условиями Лондонского военно-морского договора, подписанного годом ранее. Он также был оснащен многочисленными зенитными орудиями разных типов для подготовки артиллеристов для флота. Она служила в этих двух ролях до конца десятилетия, а в конце 1941 года корабль застал в Перл-Харборе . Он находился в порту утром 7 декабря и в первые минуты атаки японцев на Перл-Харбор был поражен двумя торпедами, что вызвало серьезное наводнение. Юта быстро перевернулась и затонула; 58 человек погибли, но подавляющему большинству членов экипажа удалось спастись. Обломки корабля остались в гавани, а в 1972 году возле корабля был установлен мемориал.
Дизайн
[ редактировать ]Юта 521 фут 6 дюймов (158,95 м ) имела общую длину , ширину 88 футов 3 дюйма (26,90 м) и осадку 28 футов 6 дюймов (8,69 м). Его водоизмещение составляло 21 825 длинных тонн (22 175 т ) по проекту и до 23 033 длинных тонн (23 403 т) при полной нагрузке . Корабль был оснащен четырехвальными Parsons паровыми турбинами мощностью 28 000 л.с. (20 880 кВт ) и двенадцатью угольными Babcock & Wilcox котлами , обеспечивающими максимальную скорость 20,75 узлов (38,43 км/ч ; 23,88 миль в час ). Корабль имел дальность плавания 5776 миль (6650 миль ; 10700 км ) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). У нее был экипаж из 1001 офицера и солдата. [ 1 ]
Корабль был вооружен главной батареей из десяти 12-дюймовых/45-мм пушек. [ а ] Орудия Mark 5 в пяти спаренных орудийных башнях по центральной линии, две из которых располагались суперстрелковой парой вперед. Остальные три башни размещались в кормовой части надстройки . ПМК орудий состоял из шестнадцати калибра 5 дюймов (127 мм)/51, установленных в казематах вдоль борта корпуса. Как это было стандартно для крупных кораблей того периода, он нес пару 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппаратов , погруженных в корпус с борта . Главный бронепояс имел толщину 11 дюймов (279 мм), а бронепалуба - 1,5 дюйма (38 мм). Орудийные башни имели толщину граней 12 дюймов (305 мм), а толщина бортов боевой рубки - 11,5 дюймов (292 мм). [ 1 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Строительство – 1922 г.
[ редактировать ]
Юта была заложена на Нью-Йоркской судостроительной корпорации 15 марта 1909 года. Она была спущена на воду 23 декабря 1909 года и принята в состав ВМС США 31 августа 1911 года. [ 1 ] Затем она провела круиз с остановками на Хэмптон-Роудс , острове Санта-Роза , Пенсаколе , Галвестоне , Кингстоне, Ямайка , и заливе Гуантанамо , Куба. Затем в марте 1912 года ее направили на Атлантический флот , после чего она участвовала в артиллерийских учениях. Он прошел капитальный ремонт на военно-морской верфи Нью-Йорка, начиная с 16 апреля. Юта покинула Нью-Йорк 1 июня и направилась в Аннаполис по Хэмптон-Роудс, прибыв туда 6 июня. Оттуда она взяла команду курсантов Военно -морской академии в учебный круиз гардемаринов у берегов Новой Англии , который продлился до 25 августа. [ 2 ]
В течение следующих двух лет Юта следовала аналогичному распорядку тренировок и круизов гардемаринов в Атлантике. В период с 8 по 30 ноября 1913 года «Юта» совершила круиз доброй воли в европейские воды, который включал остановку в Вильфранше , Франция. В начале 1914 года во время Мексиканской революции США решили вмешаться в боевые действия. 16 апреля по пути в Мексику Юте было приказано перехватить пароход SS Ypiranga под немецким флагом , который перевозил оружие мексиканскому диктатору Викториано Уэрте . Ипиранги Прибытие в Веракрус побудило США оккупировать город ; [ 2 ] «Юта» и ее родственный корабль «Флорида» были первыми американскими судами, появившимися на месте происшествия. Два корабля высадили объединенный контингент из тысячи морских пехотинцев и синих курток , чтобы 21 апреля начать оккупацию города. В течение следующих трех дней морские пехотинцы сражались с повстанцами в городе, потеряв 94 человека и убив в ответ сотни мексиканцев. [ 1 ]

Юта оставалась у Веракруса в течение двух месяцев, прежде чем в конце июня вернулась на военно-морскую верфь Нью-Йорка для капитального ремонта. Следующие три года она провела, проводя обычные тренировки на Атлантическом флоте. 6 апреля 1917 года Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну , объявив войну Германии из-за ее неограниченной подводной войны против Великобритании . Юта находилась в Чесапикском заливе для обучения персонала машинного отделения и артиллеристов для быстро расширяющегося флота до 30 августа 1918 года, когда она отправилась в залив Бэнтри , Ирландия, с вице-адмиралом Генри Т. Мэйо , главнокомандующим Атлантического флота на борту. После прибытия в Ирландию «Юта» была назначена флагманом 6 -й дивизии линкоров (BatDiv 6), которой командовал контр-адмирал Томас С. Роджерс . Батдивизии 6 было поручено прикрывать конвои на западных подходах от возможных атак немецких надводных рейдеров. Юта служила в дивизии вместе с Невадой и Оклахомой . [ 2 ] [ 3 ]
После окончания войны в ноябре 1918 года Юта посетила остров Портленд в Великобритании и в декабре сопровождала лайнер «Джордж Вашингтон» , который доставил президента Вудро Вильсона в Брест , Франция, для послевоенных мирных переговоров в Версале . Юта покинула Брест 14 декабря и прибыла в Нью-Йорк 25 числа. Она оставалась там до 30 января 1919 года, после чего вернулась к обычному режиму мирного времени, состоящему из учений флота и учебных походов. 9 июля 1921 года «Юта» отправилась в Европу, остановившись в Лиссабоне (Португалия) и Шербуре (Франция). После прибытия он стал флагманом американских военных кораблей в Европе. Она продолжала выполнять эту роль до тех пор, пока в октябре 1922 года ее не сменил броненосный крейсер USS Pittsburgh . [ 2 ]
1922–1941
[ редактировать ]Юта вернулась в США 21 октября, где вернулась на свой старый пост в качестве флагмана BatDiv 6. [ 2 ] В начале 1924 года «Юта» приняла участие в маневрах «Проблема флота III» , где она и ее сестра «Флорида» выступали в роли дублёров новых «Колорадо» линкоров типа . [ 4 ] Позже в том же году Юта была выбрана для проведения дипломатической миссии США на праздновании столетия битвы при Аякучо 9 декабря , которое состоялось в этот день в 1824 году. Она покинула Нью-Йорк 22 ноября вместе с генералом армии Джоном Дж. Першинг отправился в турне доброй воли по Южной Америке; Юта прибыла в Кальяо , Перу, 9 декабря. По завершении турне Першинга Юта встретила его в Монтевидео , Уругвай, а затем отвезла в другие порты, включая Рио-де-Жанейро , Бразилия, Ла-Гуайру , Венесуэла, и Гавану , Куба. Тур в конечном итоге закончился, когда Юта вернула Першинг в Нью-Йорк 13 марта 1925 года. Юта Летом 1925 года провела тренировочные круизы для гардемаринов. 31 октября 1925 года он был выведен из эксплуатации на Бостонской военно-морской верфи и помещен в сухой док для модернизации. В ходе модернизации ее угольные котлы были заменены новыми моделями, работающими на жидком топливе, а ее кормовая мачта была заменена шестовой мачтой. Его переоборудовали четырьмя масляными моделями White-Forster, снятыми с линкоров и линейные крейсеры списаны в результате Вашингтонского военно-морского договора . У Юты также была катапульта , установленная на ее башне номер 3, а также краны для управления гидросамолетами . [ 2 ]

Юта вернулась в действительную военную службу 1 декабря, после чего служила в Разведывательном флоте. Она покинула Хэмптон-Роудс 21 ноября 1928 года и отправилась в очередной круиз по Южной Америке. На этот раз она забрала избранного президента Герберта К. Гувера и его окружение в Монтевидео и в декабре перевезла их в Рио-де-Жанейро, а затем отвезла домой в Соединенные Штаты, прибыв на Хэмптон-Роудс 6 января 1929 года. По условиям Лондонского военно-морского договора 1930 года «Юта» была переоборудована в радиоуправляемый корабль-мишень , чтобы заменить более старую «Северную Дакоту» . 1 июля 1931 года Юта была соответственно переименована в AG-16. Все ее основное и дополнительное вооружение было снято, хотя башни все еще были установлены. Погрузочно-разгрузочное оборудование самолета было снято вместе с добавленными в 1925 году блистерами для торпед. Работы были завершены к 1 апреля 1932 года, когда самолет был вновь введен в строй. [ 2 ]
7 апреля «Юта» покинула Норфолк для ходовых испытаний , чтобы обучить команду машинного отделения и проверить оборудование радиоуправления. Кораблем можно было управлять с различной скоростью и, конечно же, менять курс: маневры, которые корабль будет совершать в бою. Ее электродвигатели, приводимые в действие сигналами управляющего корабля, открывали и закрывали дроссельные заслонки, приводили в движение рулевой привод и регулировали подачу нефти в котлы. Кроме того, пилот-гироскоп Сперри держал корабль на курсе. 6 мая он прошел испытания по радиоуправлению, а 1 июня корабль проработал 3 часа под радиоуправлением. 9 июня она снова покинула Норфолк и направилась в Сан-Педро, Лос-Анджелес , где присоединилась к 1-й учебной эскадрилье базовых сил флота США . С конца июля корабль приступил к первому кругу целевого дежурства сначала за крейсерами Тихоокеанского флота, а затем за линкором « Невада» . Она продолжала исполнять эту роль следующие девять лет; [ 2 ] она участвовала в задаче флота XVI в мае 1935 года, во время которой служила транспортом для контингента морской пехоты. [ 5 ] В июне корабль был модифицирован для обучения зенитчиков в дополнение к своим корабельным обязанностям. Для выполнения этой задачи на нем была установлена новая калибра 1,1 дюйма (28 мм)/75 в счетверенной установке для экспериментальных испытаний и отработки нового типа оружия. зенитная пушка [ 2 ]
Юта вернулась в Атлантику для участия в «Проблеме флота XX» в январе 1939 года, а в конце года она тренировалась в составе 6-й эскадрильи подводных лодок. Затем она вернулась в Тихий океан, прибыв в Перл-Харбор 1 августа 1940 года. Там она дирижировала тренировки по зенитной стрельбе до 14 декабря, когда она отправилась в Лонг-Бич, Калифорния , и прибыла 21 декабря. Там она служила целью бомбардировки самолетов авианосцев « Лексингтон» , «Саратога» и «Энтерпрайз» . Она вернулась в Перл-Харбор 1 апреля 1941 года, где возобновила обучение зенитной стрельбе. 20 мая она отправилась в Лос-Анджелес, чтобы перевезти контингент морских пехотинцев из морской пехоты в Бремертон, штат Вашингтон , после чего 31 мая вошла на военно-морскую верфь Пьюджет-Саунд , где прошла капитальный ремонт. Он был оснащен новыми 5-дюймовыми (127-мм) 38-мм универсальными пушками в одиночных установках, чтобы улучшить ее возможности в обучении зенитчиков. Она покинула Пьюджет-Саунд 14 сентября и направилась в Перл-Харбор, где возобновила свои обычные обязанности до конца года. [ 2 ]
Нападение на Перл-Харбор
[ редактировать ]
В начале декабря 1941 года «Юта» была пришвартована у острова Форд у причала F-11 после завершения очередного раунда тренировок по зенитной стрельбе. Незадолго до 08:00 утра 7 декабря некоторые члены экипажа на борту «Юты» заметили первые японские самолеты, приближающиеся для атаки на Перл-Харбор , но предположили, что это были американские самолеты. Вскоре после этого японцы начали атаку, первые бомбы упали возле трапа гидросамолета на южной оконечности острова Форд. В то же время шестнадцать торпедоносцев Накадзима B5N с японских авианосцев Сорю и Хирю пролетели над Жемчужным городом, приближаясь к западной стороне острова Форд. Торпедоносцы искали американские авианосцы, которые обычно стояли на якоре там, где «Юта» в то утро стояла . Руководители полетов определили Юту и отвергли ее как цель, решив вместо этого атаковать док 1010. Однако шесть B5N из Сорю во главе с лейтенантом Накадзимой Тацуми оторвались, чтобы атаковать Юту , не осознавая, что фигуры над барбетами были не турелями, а ящиками, закрывающими пустые дыры. По нему было выпущено шесть торпед. Юта , два из них попали в линкор, а еще один промахнулся и попал в крейсер «Роли» . [ 6 ]
Серьезное наводнение начало быстро захлестывать Юту , и она начала крениться влево и располагаться на корме. Когда команда начала покидать корабль, один человек - главный водник Петр Томич - остался под палубой, чтобы обеспечить возможность эвакуации как можно большего числа людей и обеспечить работу жизненно важных механизмов как можно дольше; за свои действия он получил Почетную медаль посмертно. [ 2 ] В 08:12 «Юта» перевернулась на бок, а те члены экипажа, которым удалось спастись, доплыли до берега. Почти сразу после достижения берега старший офицер корабля, командир Соломон Исквит, услышал стук людей, оказавшихся в ловушке на перевернувшемся корабле. Он призвал добровольцев забрать резак с сильно поврежденного крейсера «Роли» и попытаться освободить пойманных в ловушку людей; им удалось спасти четырех мужчин. Всего погибло 58 офицеров и солдат, но выжил 461 человек. [ 2 ]
Спасение
[ редактировать ]
29 декабря ВМС объявили , и штат Юта обычным он был передан под юрисдикцию базы Перл-Харбор. После успешного подъема (поворота в вертикальное положение) перевернувшейся « Оклахомы» была предпринята попытка выправить « Юту» тем же методом выпрямления с использованием 17 лебедок. Когда Юта вращалась, она не уцепилась за дно гавани и скользнула к острову Форд. Усилия по восстановлению Юты были прекращены, Юта повернулась на 38 градусов от горизонтали. [ 7 ]
Будучи заброшенной, «Юта» освободила свой причал. Дальнейших попыток снять ее с мели не было; в отличие от линкоров, затопленных в Бэтлшип-Роу , он не имел военного значения. Он был официально выведен из строя 5 сентября 1944 года, а исключен из Регистра военно-морских судов 13 ноября . Юта получила одну боевую звезду за свою недолгую службу во время Второй мировой войны . Ее ржавеющий корпус остается в Перл-Харборе, частично над водой; [ 2 ] мужчин, погибших при затоплении Юты , так и не извлекли из места крушения, и поэтому она считается военной могилой . [ 8 ]
Мемориал
[ редактировать ]Примерно в 1950 году на месте крушения были установлены два мемориала, посвященные членам экипажа корабля, погибшим при нападении на Перл-Харбор. Первая — это мемориальная доска на пристани к северу от корабля, а вторая — мемориальная доска, установленная на самом корабле. В 1972 году недалеко от острова Форд, рядом с затонувшим кораблем, был установлен более крупный мемориал. [ 9 ] и теперь является частью Национального мемориала Перл-Харбора . Мемориал представляет собой дорожку длиной 70 футов (21 м), сделанную из белого бетона, которая простирается от острова Форд до платформы размером 40 на 15 футов (12,2 на 4,6 м) перед кораблем, где находится латунная мемориальная доска и флагшток. расположены. Мемориал находится на северо-западной стороне острова Форд и доступен только лицам с военным удостоверением. [ 10 ] Цветной охранник стоит на страже места крушения. [ 11 ] 9 июля 1988 года Юта и Аризона , еще одно оставшееся затонувшее судно в гавани, были номинированы на включение в Национальный реестр исторических памятников . Оба затонувших корабля были добавлены в список 5 мая 1989 года. [ 12 ] По состоянию на 2008 год семь бывших членов экипажа, находившиеся на борту «Юты» во время ее затопления, были кремированы, а их прах захоронен на месте крушения. [ 13 ]
Реликвии с корабля также хранятся в здании Капитолия штата Юта ; Среди экспонатов — предметы корабельного серебряного сервиза и капитанские часы. [ 14 ] Корабельный колокол выставлялся в Университете Юты возле входа в Военно-морской научный корпус с 1960-х по 2016 год. [ 15 ] когда он был передан в аренду Военно-морскому колледжу . Затем его отправили в Управление истории и наследия ВМФ в Ричмонде, штат Вирджиния, для консервации. После восстановления колокол был возвращен в Университет Юты 7 декабря 2017 года и в настоящее время выставлен в здании военно-морской науки. [ 16 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Фридман , с. 114.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Крессман .
- ^ Джонс , стр. 92, 102.
- ^ Нофи , с. 26.
- ^ Нофи , с. 197.
- ^ Зимм , с. 159.
- ^ Мартинес , стр. 46–48.
- ^ Налти , с. 35.
- ^ Мемориал военного корабля США Юта (AG-16) .
- ^ Бюро посетителей Перл-Харбора .
- ^ Достопримечательности района Перл-Харбора .
- ^ Мартинес , стр. 171.
- ↑ Катрайт, 19 июня 2008 г.
- ^ Мемориал Капитолия штата Юта .
- ^ Исторический колокол .
- ^ Рот .
Ссылки
[ редактировать ]- «Могу ли я посетить Мемориал военного корабля США «Юта»?» . Бюро посетителей Перл-Харбора . Проверено 1 июля 2019 г.
- Катрайт, Эрик Дж., специалист по массовым коммуникациям 3-го класса (AW) (19 июня 2008 г.). «Бывший моряк похоронен в Мемориале авианосца Юта » (номер истории: NNS080619-05). Гавайи : ВМС США , Отдел по связям с общественностью флота. Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 5 мая 2013 г. - через Wayback Machine . → Re: Старшина 1-го класса Джимми Оберто ( урожденный Джеймс Эдгар Оберто; 1920–2007).
{{cite news}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - Фридман, Норман (1986). "Соединенные Штаты Америки". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 105–133. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- «Исторический колокол возвращается домой в университетский кампус» . unews.utah.edu . 1 декабря 2017 года . Проверено 31 марта 2019 г.
- Джонс, Джерри В. (1998). Действия линкоров США в Первой мировой войне . Аннаполис : Издательство Военно-морского института . ISBN 978-1-55750-411-1 .
- Мартинес, Дэниел А. (1989). «Глава II: Исторические записи - Военный корабль США Юта - Спасение» . В Ленихане, Дэниел Дж. (ред.). Исследование затопленных культурных ресурсов: Мемориал военного корабля США «Аризона» и национальный исторический памятник Перл-Харбор . Санта-Фе: Профессиональные статьи Юго-Западного центра культурных ресурсов. стр. 13–74.
- Налти, Бернард К. (1999). Война на Тихом океане: от Перл-Харбора до Токийского залива . Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0806131993 – через Интернет-архив .
- Нофи, Альберт А. (2010). Готовить флот к войне: проблемы флота ВМС США, 1923–1940 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Военно-морского колледжа. ISBN 978-1-88-473387-1 .
- «Достопримечательности района Перл-Харбор» . Проверено 5 мая 2013 г.
- Рот, Макс (7 декабря 2017 г.). «Военный корабль США Юта Белл напоминает гардемаринам о жертвоприношении в Перл-Харборе, 7 декабря 1941 года» . fox13now.com . Проверено 31 марта 2019 г.
- «Мемориал USS Utah (AG-16) в Перл-Харборе, Гавайи» . Проверено 10 октября 2015 г.
- «Военный корабль США Юта – 100 лет» . Архивировано из оригинала 9 мая 2009 года . Проверено 7 мая 2013 г.
- Крессман, Роберт Дж. (3 февраля 2021 г.). «Юта I (Линкор №31)» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 6 мая 2021 г.
- Зимм, Алан Д. (2011). Нападение на Перл-Харбор: стратегия, бой, мифы, обманы . Хавертаун : Издательство Каземат. ISBN 978-1-61200-197-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с военным кораблем США Юта (BB-31), на Викискладе?
- «USS Юта BB-31/AG-16» . ussutah1941.org . Проверено 1 июля 2019 г.
- «NavSource Online: Архив фотографий линкора BB-31 USS Utah » . navsource.org . Проверено 1 июля 2019 г.
Избранные устные истории
[ редактировать ]- Мартинес, Дэниел; записано Карой Кимурой 17 октября 1999 г. (7 декабря 1998 г.). «Интервью по устной истории № 267 - Кларк Джеймс Симмонс (1921–2017)» (PDF) . « Военный корабль США Юта, выживший » (PDF) (устная история). США Аризона Мемориала Коллекция устной истории Службы национальных парков . Гонолулу . (81 страница) . Проверено 6 мая 2021 г. (Дэниел Алан Мартинес, 1949 г.р., с 1989 г. - и по состоянию на май 2021 г. - был главным историком Второй мировой войны военного корабля США в Аризоне Мемориала доблести в Национальном памятнике Тихоокеанского региона )
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - «Интервью по устной истории № 392, Рубен Джон Эйхман (1919–2004), военный корабль США Юта, выживший», 5 декабря 2001 г.
- «Вэссен, Джон Б[арт] (Джек) (1916–2018) — выживший в Перл-Харборе», 1 июня 1987 г., Военно-морской институт США .
- Историческое общество штата Юта (9 сентября 1989 г.). «Рассказы очевидца, выжившего на авианосце США Юта, Чарльза Р. Кристенсена SEA 2/c» . Проверено 12 сентября 2021 г. - через ussutah1941.org.
- «Помощник фармацевта второго класса Ли Суси [ урожденный Леонид Бенуа Суси; 1919–2010] - Устная история нападения на Перл-Харбор», - опубликовано 21 сентября 2015 г., Командование военно-морской истории и наследия.
- «Интервью с г-ном Ли Суси», 7 декабря 2004 г., Национальный музей Тихоокеанской войны.
21 ° 22'08 "с.ш. 157 ° 57'45" з.д. / 21,3690045 ° с.ш. 157,9624782 ° з.д.
- Линкоры класса Флорида
- Доблесть Второй мировой войны в Тихоокеанском национальном памятнике
- Корабли, построенные New York Shipbuilding Corporation
- корабли 1909 года
- Линкоры США Первой мировой войны
- Вспомогательные корабли США времен Второй мировой войны
- Корабли, присутствовавшие во время нападения на Перл-Харбор
- Корабли затонули во время нападения на Перл-Харбор
- Морские инциденты в декабре 1941 г.
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Тихом океане
- Кораблекрушения на Гавайях
- Кораблекрушения в Национальном реестре исторических мест Гавайев
- Военные объекты в Национальном реестре исторических мест на Гавайях
- Национальные исторические достопримечательности на Гавайях
- Символы Юты
- Линкоры, потопленные авиацией
- Искусственные рифы
- Вторая мировая война в Национальном реестре исторических мест на Гавайях
- Национальный реестр исторических мест в округе Гонолулу, Гавайи