Тенденционный фильм
Тенденционный фильм ( 傾向映画 , keikō-eiga ) — жанр социально сознательных левых фильмов, снятых в Японии в 1920-е и 1930-е годы. Тенденциозные фильмы отражают предполагаемый сдвиг влево в японском обществе после финансового кризиса Сёва 1927 года . [1] Яркими примерами этого жанра являются Тому Учиды » «Живая марионетка (1929), Мидзогути Кендзи «Токийский марш» и «Метрополитен симфония» (оба 1929), Томотаки Тасаки » «Се, эта мать (1930) и Сигэёси Судзуки » « Что сделало ее . Сделать это? (1930). [1] [2]
История и темы
[ редактировать ]Фильмы Тенденции представляли собой мелодрамы, ориентированные на массовый коммерческий рынок, в отличие от документальных фильмов, выпущенных Пролетарской кинолигой Японии . [3] и часто пролетарские протагонисты противопоставлялись своим коллегам из высшего класса. [1] (историческая драма) Дайсуке Ито все В фильмах Дзидайгэки чаще фигурируют герои, восстающие против социальной системы исторической Японии, в том числе «Слуга» (1927) и «Резание людей, пронзающий лошадь мечом» (1929). [1] Левая литература оказала еще одно влияние на этот жанр: такие фильмы, как «Живая марионетка» и «Что заставило ее это сделать?» являются адаптацией реалистических пьес шингеки . [4] Тому Учиды «Живая марионетка» — это история «неискреннего, но талантливого человека, который не может выжить в структуре капиталистического общества». [5] «Смотри, эта мать» пересекла тенденцию фильма с жанром хаха-моно , фильмов, в которых пропагандировалась роль матери. [1] В то время как советским фильмам, таким как «Броненосец Потемкин» и «Мать» , было отказано во въезде в Японию, «Метрополитен-симфония » Мидзогучи продемонстрировала влияние советского кино. [2] и его монтаж . [1]
Из-за ранее существовавшего в Японии Закона о сохранении мира трендовые фильмы подвергались цензуре с момента появления этого жанра. Несмотря на получение премии «Кинема Дзюнпо» за лучший фильм года в 1929 году, Масахиро Макино была «Улица самураев без хозяев» сильно вырезана. [1] Планируемое продолжение Тому Учиды « Живой марионетки» , «Синяя птица», было полностью остановлено цензорами. [1] » Кенджи Мидзогучи «Метрополитен-симфония получила признание за границей, но в Японии была показана урезанная версия: в современной рецензии на «Кинема Дзюнпо» жаловался, что «в версии фильма без цензуры жизнь буржуазии показана как жизнь, полная обмана, коррупции и праздного досуга». ... Контраст между буржуазной жизнью и пролетарской жизнью уничтожен». [5]
Тенденционный фильм подвергся критике как «сильно коммерциализированная... версия кинематографического левого подхода». [4] который «имеет тенденцию к левым симпатиям, но избегает явных политических обязательств» ( Дональд Ричи ), [6] Уже в 1930-х годах критик Акира Ивасаки преуменьшил значение фильмов как «чисто ... товара, приносящего прибыль». [3] Многие из них были произведены либеральными студиями Nikkatsu , но их успех привел к тому, что этой тенденции последовали и другие компании. [2] Сигэёси Судзуки Что заставило ее сделать это ? был произведен студией Teikine, специализирующейся на развлекательных фильмах, и содержал «вульгарные элементы» (Джеффри Ноуэлл-Смит), нацеленные на свою аудиторию. [2] ABC Lifeline , содержащая сцены бастующих рабочих, была произведена Shochiku , студией, опасающейся идеологии, лежащей в основе жанра. [2] и режиссер «номинально консервативный» Ясудзиро Симадзу . [1]
Что заставило ее сделать это? был самым финансово успешным из всех японских немых фильмов , показавшийся в течение пяти недель в Асакусе. [4] и два месяца в Осаке . Показы «Асакуса» заставили зрителей топать ногами и выкрикивать политические лозунги в знак признательности. О беспорядках сообщила пресса. [4] [6] Успех фильма « Что заставило ее это сделать?» Японии побудило Министерство внутренних дел усилить контроль над политическими фильмами: в «Обзоре цензуры» за июнь 1930 года этот вид искусства описывается как «предпринявший согласованные усилия по влиянию на мышление общества в целом». [4]
Отклонить
[ редактировать ]В начале-середине 1930-х годов левые движения в Японии пришли в упадок из-за правительственного подавления. [7] [8] [9] Историк кино Тадао Сато знаменует конец жанра тенденциозного кино своим фильмом Сотодзи Кимуры 1933 года « Молодежь через реку» . [5] Уже в 1931 году Мидзогучи дистанцировался от популярного фильма после выхода фильма «И все же они продолжаются» . [5] Теппей Катаока, сценарист фильмов «Живая марионетка» и «Метрополитен-симфония» , отбыл двухлетний тюремный срок и подвергся тенко (принудительному идеологическому обращению) после ареста в 1932 году. [10] Некоторые из представителей этого направления обратились к фильмам, пропагандирующим политику и вооруженные силы японского правительства. В 1933 году Судзуки снял два пропагандистских документальных фильма, которые Сато комментирует:
Если мы примем [ Что заставило ее сделать это? ] как произведение подлинно левых взглядов, мы можем только удивляться скорости его политического обращения. Но, что более вероятно, если мы будем рассматривать это просто как довольно крайнее выражение социального благодеяния, вопрос политической конверсии сводится к фактической неуместности. [4]
Томотака Тасака, режиссер фильма «Смотри, эта мать» , позже снял серию фильмов в поддержку военных усилий Японии, в том числе «Пять разведчиков» (1938) и «Грязь и солдаты» (1939). [5] Сотодзи Кимура работал под руководством полковника Масахико Амакасу в Киноассоциации Маньчжоу-Го . [4] к которому также присоединился (хотя и без постановки каких-либо фильмов) Тому Учида в 1941 году. [11] Во время Второй мировой войны Мидзогучи снял серию фильмов, патриотический характер которых, казалось, поддерживал военные действия, включая историческую драму «47 ронинов» (1941–42). Хотя некоторые историки считают, что это работы, на создание которых был вынужден Мидзогучи, [12] другие полагают, что он действовал добровольно. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Андерсон, Джозеф Л.; Ричи, Дональд (1982). Японский фильм: искусство и индустрия (Расширенная ред.). Издательство Принстонского университета. стр. 67–68. ОСЛК 807039 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ноуэлл-Смит, Джеффри (1996). Оксфордская история мирового кино . Издательство Оксфордского университета. п. 416. ИСБН 9780198742425 .
- ^ Jump up to: а б Бернарди, Джоан (2001). Написание в свете: немой сценарий и японское движение за чистое кино . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 109. ИСБН 9780814329610 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Высокий, Питер Б. (2003). Императорский экран: Японская кинокультура в годы Пятнадцатилетней войны, 1931-1945 гг . Университет Висконсина Пресс. стр. 18–21. ISBN 0-299-18130-8 . OCLC 50091678 .
- ^ Jump up to: а б с д и Сато, Тадао (2008). Кендзи Мидзогучи и искусство японского кино Нью-Йорк: Берг. п. 45.
- ^ Jump up to: а б Ричи, Дональд (2005). Сто лет японского кино (пересмотренная ред.). Коданша Интернэшнл. стр. 90–92.
- ^ Иида, Юмико (2013). Переосмысление идентичности в современной Японии: национализм как эстетика . Рутледж. п. 23. ISBN 9780415862820 .
- ^ Сипос, Джордж Т.; Хейтер, Ирена; Уильямс, Марк, ред. (2021). Тэнко: Культуры политической конверсии в завоенной Японии . Рутледж. ISBN 9780367770365 .
- ^ Типтон, Элиза К. (2016). Современная Япония: Социальная и политическая история . Рутледж. ISBN 9781138780859 .
- ^ Редактор., Филд, Норма (1947-). Редактор. Боуэн-Стройк, Хизер (1971-). (2016). За достоинство, справедливость и революцию: антология японской пролетарской литературы . Издательство Чикагского университета. п. 160. ИСБН 978-0-226-06837-4 . OCLC 1245195423 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Шарп, Джаспер (2011). Исторический словарь японского кино . Пугало Пресс. п. 268. ИСБН 9780810857957 .
- ^ Дугилл, Джон (2006). Киото: культурная и литературная история . Сигнальные книги. ISBN 9781904955139 .
- ^ Берч, Ноэль (1979). Дальнему наблюдателю: форма и смысл в японском кино . Издательство Калифорнийского университета. п. 243. ИСБН 9780520038776 .