Тому Учида
Тому Учида | |
---|---|
![]() Тому Учида в 1929 году | |
Рожденный | Цунеджиро Учида 26 апреля 1898 г. |
Умер | 7 июля 1970 г. | ( 72 года
Национальность | японский |
Род занятий | Кинорежиссер, сценарист |
Тому Учида ( 内田Tomu , Учида Тому , 26 апреля 1898 — 7 августа 1970) , урожденный Цунеджиро Учида , — японский кинорежиссер и сценарист. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Учида выбрал сценический псевдоним Тому, транслитерацию английского Тома, написанного иероглифами кандзи, что означает «выплевывать мечты». [ 4 ]
Биография
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]Преждевременно окончив среднюю школу в Окаяме , Учида начал сниматься в фильмах недолговечной студии Тайсё Кацуэй в 1920 году, а затем переехал в Никкацу в 1926 году. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В 1927 году он дебютировал в качестве режиссера с фильмом «Кёсо миккакан» (букв. «Три дня соревнований»). [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В последующие годы Учида работал в самых разных жанрах: в тенденциозном фильме «Икеру нингё» (букв. «Живые куклы»), который считается одним из первых в своем роде, [ 3 ] [ 4 ] сатирическая комедия и исторический фильм Адачи сэнсю (букв. «Мстительный игрок», 1931) [ 3 ] [ 4 ] и гангстерский фильм «Полицейский» ( Кейсацукан , 1933), [ 4 ] Единственный сохранившийся немой фильм Учиды. [ 5 ] который историки кино описали как «идеальную стилизацию, значительно опередившую свое время» ( Ноэль Берч ) и «невероятно стильную» (Александр Джейкоби). [ 4 ] Его политическая позиция была описана критиками как движение вперед и назад между левыми и правыми : в то время как Икеру нингё и Адачи сэнсю считались « прогрессивными его пропагандистский фильм 1933 года о Маньчжурии » , «Сакэбу Аджиа» (букв. «Азия кричит») , был поддержан японскими военными, а «Полицейский» изобразил членов Коммунистической партии Японии гангстерами. [ 6 ]
Фильмы Учиды встречали растущее признание критиков: «Кагиринаки Дзеншин» (1937), основанный на идее Ясудзиро Одзу , и «Земля » (1939) были признаны журналом Kinema Junpo лучшими фильмами соответствующего года. [ 7 ] Последний хвалили за реалистичное изображение жизни бедных фермеров -арендаторов периода Мэйдзи . [ 2 ] [ 7 ] В то же время это служило официальной пропаганде в рамках политики правительства по сосредоточению внимания на внутреннем сельском хозяйстве после начала Второй китайско-японской войны . [ 6 ] Считается самым известным довоенным фильмом Учиды. [ 4 ] он сохранился только в неполных отпечатках. [ 8 ] [ 9 ]
В 1941 году Учида покинул студию «Никкацу» и на 80 дней отправился в Китай, заявив, что «хотел поехать и просто поехал туда». [ 6 ] Позже он присоединился к Масахико Амакасу Го Киноассоциации Маньчжоу- и посетил Маньчжурию в 1943 году, планируя снять пропагандистский фильм, прославляющий вторжение в Маньчжурию японской танковой дивизии Кантогун , которое так и не было реализовано. [ 6 ] [ 7 ] Учида снова отправился в Маньчжурию в мае 1945 года, официальная причина заключалась в том, что он хотел извиниться перед Амакасу за то, что запланированный фильм не был снят. [ 6 ] [ 7 ] Япония капитулировала в августе 1945 года, и Учида после временного интернирования [ 6 ] стал активно читать лекции молодым китайским кинематографистам, чему иногда мешали бои между националистическими и коммунистическими силами, но также принуждали к физическому труду и маоистской идеологической обработке. [ 7 ] В 1953 году он вернулся в Японию, ему сейчас 55 лет. [ 7 ] [ 10 ]
Послевоенная карьера
[ редактировать ]По возвращении Учида работал в основном в студии Toei . [ 11 ] Его послевоенная репутация в основном опирается на его дзидайгэки фильмы , начиная с «Кровавого копья на горе Фудзи» (1955), «хорошо продуманной смеси комедии, насилия и […] критики феодальных ценностей» (Джакоби). [ 11 ] «[б] прогрессивный и ностальгический, гуманистический и националистический, мирный и жестокий» (Крейг Уоттс). [ 7 ]
Затем он снял две современные драмы, снятые для Синтохо и Никкацу соответственно. [ 1 ] Сумеречный салон ( Тасогаре Сакаба , 1955), обстановка которого ограничивалась таверной в течение одного вечера, представлял микрокосм послевоенного японского общества и то, как некоторые из его членов справлялись с прошлой войной. [ 11 ] » того же года в то время как в «Дыре, которую я создал история распадающейся семьи была смешана с критикой Японии, которая, как утверждает один персонаж, стала неофициальной колонией США. [ 4 ] [ 11 ] Между историческими фильмами «Мечи в лунном свете» (1957) и «Любовь Чикамату в Осаке» (1959) Учида снял еще одну современную драму «Аутсайдеры» ( Mori to mizuumi no matsuri ) о коренном меньшинстве айнов на острове Хоккайдо . «Мастер-копейщик» ( «Сакэ То Онна То Яри» ), «Герой квартала красных фонарей» ( Ёто Моногатари: Хана Но Ёсивара Хякунин Гири , оба 1960) и «Бешеный лис» характером (1962) снова представляли собой исторические драмы, последняя отличалась экспрессионистским . наборы и цвета. [ 4 ]
«Беглец из прошлого» (1965) неоднократно назывался шедевром Учиды. [ 2 ] [ 3 ] [ 12 ] «Монументальный криминальный триллер» (Джаспер Шарп) [ 12 ] Действие происходит в послевоенной Японии между 1947 и 1957 годами. В нем рассказывается о человеке, который вырос в бедности и хочет начать новую жизнь на деньги, полученные в результате убийства. Фильм, снятый на пленку толщиной 16 мм и раздутый до 35 мм для достижения зернистого эффекта. [ 13 ] [ 14 ] получил множество национальных кинопремий [ 13 ] и был включен в Kinema Junpo . список «200 лучших критиков» по версии [ 15 ] [ 16 ] Учида покинул Toei, протестуя против распространения сокращенной версии фильма без его одобрения. [ 13 ] но позже вернулся в компанию, чтобы направить Дзинсей гекидзё: Хишакаку в Кирацунэ (1968). [ 17 ]
Учида умер в 1970 году от рака. [ 4 ]
Наследие
[ редактировать ]Ретроспектива творчества Учиды была представлена на Tokyo FILMeX в 2004 году. [ 18 ]
Ретроспективы Учида в США прошли в Художественном музее Беркли и Тихоокеанском киноархиве в 2007 году. [ 19 ] и в Музее современного искусства в 2016 году. [ 20 ]
Избранная фильмография
[ редактировать ]- Икеру нингё (букв. «Живые куклы») (1929, утерянный фильм)
- Адачи сэнсю (букв. «Мстительный игрок») (1931, потерянный фильм)
- Полицейский ( Кейсацукан ) (1933)
- Дзинсей гекидзё (букв. «Театр жизни») (1936, частично сохранился)
- Кагиринаки Дзеншин (букв. «Безграничное продвижение») (1937)
- Хадака-но-мати (букв. «Голый город») (1937, утерянный фильм)
- Земля (1939, частично сохранилась)
- Кровавое копье на горе Фудзи ( Чияри Фудзи ) (1955)
- Дыра, которую я сделал ( 1955 )
- Сумеречный салон ( Горизонт ) (1955)
- Дело Курода ( Kuroda sodō ) (1956)
- Мальчик-лошадь ( Абаренбо кайдо ) (1957)
- Мечи в лунном свете , также известные как Великий перевал Бодхисаттвы (1957)
- Аутсайдеры ( 1958 )
- Любовь Чикамацу в Осаке ( Naniwa no koi no monogatari ) (1959)
- Герой квартала красных фонарей , он же Ёсивара: Квартал удовольствий или Убийство в Ёсиваре (1960)
- Мастер-копейщик ( Сакэ то онна то яри ) (1960)
- Миямото Мусаси (1961–1965, серия из 5 фильмов)
- Безумный Лис , он же Любовь, имя твое - печаль ( Koiya koi nasuna koi ) (1962)
- Беглец из прошлого ( Кига кайкё ) (1965)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Тому Учида» . База данных японских фильмов (на японском языке) . Проверено 13 июля 2023 года .
- ^ Jump up to: а б с д и «Тому Учида» Kinenote ( на японском языке) . Проверено 13 июля 2023 года .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Тому Учида» на ( японском языке) . Проверено 13 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Джейкоби, Александр (июль 2005 г.). «Тому Учида» . Чувства кино . № 36 . Проверено 25 января 2012 г.
- ^ «Полицейский» . БАМФА . Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мияо, Дайсуке (2022). «Приключения Учида Тому». В Дессер, Дэвид (ред.). Спутник японского кино . Уайли Блэквелл. стр. 90–104. ISBN 9781118955321 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уоттс, Крейг. «Кровавое копье, гора Фудзи: противоречивое возвращение Учиды Тому из Маньчжурии» . Киножурнал «Яркий свет» . Архивировано из оригинала 14 июля 2009 года . Проверено 25 января 2012 г.
- ^ Саллит, Дэн (3 июля 2010 г.). «Сбежавшие из архива: «Земля» Тому Учиды (1939) в блокноте» . МУБИ . Проверено 29 ноября 2018 г.
- ^ «Цучи (Земля). 1939. Режиссер Тому Учида» . Музей современного искусства . Проверено 12 июля 2023 г.
- ^ Шарп, Джаспер. «Аутсайдеры» . Полуночный глаз . Проверено 25 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Джейкоби, Александр (2008). Критический справочник японских кинорежиссеров: от эпохи немого кино до наших дней . Беркли: Stone Bridge Press. ISBN 978-1-933330-53-2 .
- ^ Jump up to: а б «Лучший японский фильм каждого года – с 1925 года по настоящее время» . Британский институт кино . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Hungry Straits» (на японском языке). Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ «Кига кайкё (Голодный пролив он же Беглец из прошлого). 1964. Режиссер Тому Учида» . Музей современного искусства . Проверено 12 июля 2023 г.
- ^ «Топ-200 критиков Kinema Junpo» . МУБИ . Проверено 12 июля 2023 г.
- ^ «200 лучших - Кинема Дзюнпо (2009)» . Чувственная критика (на французском языке) . Проверено 12 июля 2023 г.
- ^ «Life Theater Rook Kaku и Kira Tsune» (на японском языке Kinema Junpo , дата обращения 12 июля 2023 г. ).
- ^ «Тому Учида на Tokyo FILMeX 2004» . Полуночный глаз . 28 февраля 2005 г. Проверено 15 июля 2023 г.
- ^ «Тому Учида: мастер японского жанра» . БАМФА . Проверено 13 июля 2023 г.
- ^ «Тому Учида: Ретроспектива» . Музей современного искусства . Проверено 13 июля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Шарп, Джаспер; Джейсон Грей; Том Мес. «Тому Учида на Tokyo FILMeX 2004» . Полуночный глаз . Проверено 26 января 2012 г.
- Тому Учида на IMDb