Боевик
Боевик , в — это жанр кино котором преимущественно представлены сцены погони, драки, перестрелки, взрывы и трюки. Специфика того, что представляет собой боевик, является предметом научных дискуссий с 1980-х годов. В то время как некоторые ученые, такие как Дэвид Бордвелл, предполагали, что в этих фильмах предпочтение отдается зрелищу повествованию, другие, такие как Гофф Кинг, утверждали, что они позволяют сценам зрелища быть настроенными на повествование. Боевики часто представляют собой гибриды с другими жанрами, смешиваясь в различных формах, начиная от комедий , научно-фантастических фильмов и фильмов ужасов .
Хотя термины «боевик» или «приключенческий боевик» использовались еще в 1910-х годах, современное определение обычно относится к фильму, появившемуся с приходом Нового Голливуда и появлением антигероев, появляющихся в американских фильмах конца XX века. 1960-е и 1970-е годы, основанные на военных фильмах , криминальных фильмах и вестернах . За этими жанрами последовал так называемый «классический период» 1980-х годов. За этим последовала постклассическая эпоха, когда американские боевики находились под влиянием гонконгского боевика и растущего использования компьютерных изображений в кино. После терактов 11 сентября возвращение к ранним формам жанра появилось после фильмов «Убить Билла» и «Неудержимые» .
Скотт Хиггинс написал в 2008 году в журнале Cinema Journal , что боевики являются одним из самых популярных и одновременно высмеиваемых жанров современного кино, заявив, что «в массовом дискурсе этот жанр регулярно подвергается критике за то, что он предпочитает зрелище тщательно продуманному повествованию». [1] Бордвелл повторил это в своей книге « Как это говорит Голливуд» , написав, что восприятие этого жанра является «символом того, что Голливуд делает хуже всего». [2]
Характеристики [ править ]
В «Журнале кино и видео» Леннарт Соберсон заявил, что жанр боевиков является предметом научных дискуссий с 1980-х годов. [3] Соберсон писал, что повторяющиеся черты этого жанра включают сцены погони, драки, перестрелки, взрывы и каскадерские работы, в то время как другие ученые утверждали, что существуют и другие основные черты, определяющие жанр. [3] Дэвид Бордвелл в книге «Как рассказывает Голливуд» написал, что в боевиках зрителям «говорят, что зрелище важнее повествования», а Уиллер Уинстон Диксон повторил, что эти фильмы характеризуются «чрезмерной зрелищностью» как «отчаянной попыткой замаскировать недостаток содержания». " [2] [4] Джефф Кинг утверждал, что спектакль также может быть средством повествования, а не вмешательством в него. [5] Соберсон заявил, что Харви О'Брайен «пожалуй, наиболее убедительно понимал жанр», заявив, что боевик «лучше всего понимать как сплав формы и содержания. Он представляет идею и этику действия через форму, в которой действие , волнение и движение имеют первостепенное значение». [3]
Далее О'Брайен в своей книге «Боевики: Кино ответного удара» предложил, чтобы боевики были уникальными, а не просто серией боевых сцен, заявив, что в этом разница между «В поисках утраченного ковчега» (1981) и «Крепким орешком» (1988). ), что, хотя оба они были мейнстримными голливудскими блокбастерами, в которых герой утверждает мужественность и преодолевает препятствия на пути к личному и социальному решению, Джон Макклейн в «Крепком орешке», неоднократно стреляющий из автоматического пистолета, покачиваясь с высотки, не соответствовал образу Индианы Джонса в «Рейдерах». размахивая кнутом, чтобы отбиваться от злодеев на закоулках Каира. [6] Британская писательница и академик Ивонн Таскер подробно остановилась на этой теме, заявив, что в боевиках нет четкой и постоянной иконографии или обстановки. В своей книге «Голливудский боевик и приключенческий фильм» (2015) она обнаружила, что наиболее последовательными темами, как правило, являются поиски персонажем свободы от угнетения, например, герой, преодолевающий врагов или препятствия, а также физические конфликты или вызовы, обычно сражающиеся с другими людьми или инопланетные противники. [7]
История [ править ]
Боевики |
---|
![]() |
По десятилетию |
В транснациональном кино существуют две основные тенденции в боевиках: голливудские боевики и их стиль, имитируемые во всем мире, и фильмы о боевых искусствах на китайском языке. [8] Корни боевиков уходят в начало кино, но только в середине 20-го века боевики превратились в свой собственный узнаваемый жанр, а не в сборник других типов фильмов, таких как вестерны, головорезы или приключенческие фильмы. [9] Еще в 1910-х годах фильмы называли «боевиками» или «приключенческими фильмами». [3] [10] Только к 1980-м годам термин «боевик» как отдельный уникальный жанр стал регулярно использоваться с точки зрения продвижения и обзора практик. [9]
боевики Гонконгские
Первые фильмы о боевых искусствах на китайском языке можно отнести к шанхайскому кинематографу конца 1920-х годов. Эти фильмы были популярны в тот период и составляли почти 60% от общего числа китайских фильмов. Ман-Фунг Ип заявил, что эти фильмы были «довольно скучными» по современным стандартам. [11] Он написал, что им не хватало той великолепной хореографии боевых действий, которую ожидают сегодня, и что у них были грубые и рудиментарные спецэффекты. [11] Эти фильмы подвергались растущим нападкам со стороны как правительственных чиновников, так и культурной элиты из-за их якобы суеверных и анархических тенденций, что привело к их запрету в 1932 году. Так продолжалось до тех пор, пока в конце 1940-х годов база китайского коммерческого кинопроизводства не была перенесена из Шанхая в Гонконг. Возродилось кино о боевых искусствах. Эти фильмы содержали многие черты предыдущей эпохи. За этот период было снято более 100 фильмов, основанных на приключениях реального кантонского народного героя Вонг Фей-хуна , который впервые появился в кино в 1949 году. Эти фильмы в основном распространялись по Гонконгу и кантонскоязычным регионам с китайской диаспорой . [12] Ип продолжил, что эти гонконгские фильмы все еще отставали по эстетическим и техническим стандартам от фильмов из США, Европы и Японии в тот период. [13]
Ип назвал японское кино самым передовым в Азии того времени. Это продемонстрировал международный прорыв таких Акиры Куросавы фильмов , как «Расёмон» (1950). [13] В этот период в Японии была популярна чанбара , поджанр дзидай-гэки , или исторической драмы с упором на бой на мечах и боевые действия. [14] Он имел такой же уровень популярности, как и вестерн в Соединенных Штатах. Самыми всемирно известными фильмами этой эпохи стали фильмы «Куросава с семью самураями» (1954), «Скрытая крепость» (1958) и «Ёджимбо» (1961). [15] По крайней мере, к 1950-м годам японские фильмы рассматривались как образец для подражания гонконгскому кинопроизводству, и гонконгские кинокомпании начали активно привлекать профессионалов из Японии, таких как оператор Тадаси Нисимото, для внесения вклада в цветную и широкоэкранную кинематографию. [13] Новые литературные источники также появились в фильмах о боевых искусствах этого периода: синьпай уся сяошуо (или «фантастика новой школы боевых искусств») приобрела известность после успеха фильмов Лян Юшэна « Лунху Доу Цзинхуа» (1954) и Цзинь Юна . Шуцзянь энчоу лу (1956), который показал влияние шанхайских фильмов о боевых искусствах, но также распространялся из Гонконга на Тайвань и в китайские общины за морем. Это привело к росту спроса как на местном, так и на региональном рынках в начале 1960-х годов и привело к резкому увеличению производства гонконгских фильмов о боевых искусствах, выходящих за рамки историй о Вонг Фей-хун, популярность которых снижалась. [16] В этих новых фильмах о боевых искусствах были показаны магическая игра на мечах, более высокая производственная ценность и более сложные спецэффекты, чем в предыдущих фильмах с братьями Шоу , а также кампания фильмов о боевых искусствах «новой школы» ( синпай Сюй Цзэнхуна ), таких как «Храм Красного Лотоса» (1965). и « Король Ху пришел , выпей со мной» (1966). [17]

В 1970-х годах гонконгские фильмы о боевых искусствах начали развиваться в формате янган фильмам Чан Че («стойкая мужественность»), в основном благодаря популярным . Этот переход привел к появлению поджанра фильмов о кунг-фу в начале десятилетия и вышел за рамки фильмов о фехтовании с современными декорациями позднего периода Цин или раннего республиканского периода, и в нем было больше рукопашного боя, чем сверхъестественной игры на мечах и спецэффектов. [19] Новая студия Golden Harvest быстро стала одним из независимых кинематографистов, предоставив творческую свободу и оплату, а также привлекла новых режиссеров и актеров, включая Брюса Ли . [20] Популярность фильмов о кунг-фу и Брюса Ли привела к привлечению к этим фильмам мировой аудитории в Соединенных Штатах и Европе, но была прервана после смерти Ли в 1973 году, что привело к снижению популярности этого этапа. [18] После периода застоя Чан Че и Лау Кар-Люн оживили этот жанр, выпустив фильмы о шаолиньском кунг-фу и Чор Юэня серию мрачных фильмов о фехтовании , основанных на романах Гу Луна . [18] появились Комедии о кунг-фу с участием Джеки Чана , когда в 1980-е годы процветали фильмы о боевых искусствах. Другие фильмы снова модернизировали форму: гангстерские фильмы Джона Ву ( «Лучшее завтра» (1986), «Убийца» (1989)) и сага о Вонг Фей Хунге вернулись в Цуя Харка фильме «Однажды в Китае» с Джетом Ли , который снова оживил фильмы в стиле фехтования. [18] На рубеже веков голливудские боевики стали ориентироваться на гонконгское кино и привлекать некоторых из своих главных актеров и режиссеров, чтобы применить свой стиль к своим фильмам, таких как Чан, Ву, Ли, Мишель Йео и Юэнь Ву-Пин . [21] Выпуск фильма Энга Ли « Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000) привел к глобальному выпуску фильмов о боевых искусствах на китайском языке, в первую очередь Чжан Имоу » « Герой (2002) и «Дом летающих кинжалов» (2004) Стивена Чоу. « Kung Fu Hustle» (2004) и Чэнь Кайге » «The Promise (2005). [22] В большинстве гонконгских боевиков первой четверти 21 века, таких как « Холодная война» (2012 г.), «Холодная война 2» (2016 г.) и сериал «Белая буря» , насилие смягчено, особенно по сравнению с более ранними работами режиссеров. как Ву и Джонни То . [23] Антон Чен в своем исследовании гонконгского боевика написал, что влияние Китая и количество совместного производства Китая с Гонконгом привели к изменению этих фильмов, особенно после выхода « Адских дел» (2002). [24]
Голливудские боевики [ править ]
Харви О'Брайен писал в 2012 году, что современный боевик возник через другие жанры, в первую очередь вестерны , криминальные и военные фильмы , и его можно разделить на четыре формы: формирующую, классическую, постклассическую и неоклассическую фазы. [25] Ивонн Таскер повторила это в своей книге о боевиках и приключенческих фильмах , заявив, что боевики стали отдельным жанром в период Нового Голливуда 1970-х годов. [7]
Формирующие фильмы будут относиться к периоду с 1960-х по начало 1980-х годов, когда Антигерой появляется в кино с персонажами, которые действуют и выходят за рамки закона и социальных условностей. Первоначально это появляется в таких фильмах, как «Буллит» (1968), где жесткий полицейский защищает общество, соблюдая закон против систематической коррупции. Это распространилось и на фильмы, которые О'Брайен назвал «рефлекторными реакциями» на предполагаемые угрозы в виде фильмов о мошенниках-полицейских и линчевателях, таких как «Грязный Гарри» (1971) и «Жажда смерти» (1974), где восстановление порядка возможно только силой и противодействием. -социальные персонажи, готовые действовать, когда общество этого не делает. [25] Бдительность вновь появляется в других фильмах, эксплуатирующих южное общество, таких как «Билли Джек» (1971) и «Белая молния» (1973), а также в комедиях «старый добрый мальчик», таких как «Смоки и бандит» (1977). Эта эпоха также подчеркивает сцены автомобильных погонь как моменты зрелища в таких фильмах, как Буллит и Французский связной (1971). О'Брайен описал эти фильмы как подчеркивающие «слияние человека и машины», где водители и транспортные средства действуют как единое целое, и завершился тем, что он назвал «высшим достижением апокалиптической современности и социального стирания» в « Безумном Максе 2 » (1981). [26]
О'Брайен описал классическую форму боевика как 1980-е годы. Десятилетие продолжило тенденции периода становления с такими героями, как мстители ( «Смертельное оружие» (1987)), мошенники-полицейские ( «Крепкий орешек» (1988)) и воины-наемники ( «Коммандос» (1985)). Следуя преемственности гибрида автомобиля и человека предыдущего десятилетия, в 1980-е годы появились вооруженные мужчины, которые либо также носили оружие, такое как «Внезапный удар» (1983), либо были обучены обращению с оружием ( «Американский ниндзя» (1985)) или пропитаны технологиями ( Робокоп (1987)). [26] О'Брайен отметил, что формирующие тенденции на этом этапе стали «явно общими», поскольку киноиндустрия начала воспроизводить эти фильмы в течение десятилетия. Такие продюсеры, как Джоэл Сильвер , и такие продюсерские компании, как The Cannon Group, Inc., начали формировать производство этих фильмов с как высокобюджетные, так и низкобюджетные. [27] Боевики этой эпохи имеют корни в классическом повествовании, особенно в фильмах о боевых искусствах и вестернах, и построены вокруг трехактной структуры, сосредоточенной на выживании, сопротивлении и мести, с повествованиями, в которых подвергается испытанию физическое тело героя. травмирован и в конечном итоге торжествует. [28]
Третий сдвиг в боевике, постклассический, определялся преобладанием восточного кино и его эстетики, в первую очередь, связкой гонконгского боевика классической эпохи через условность эффектов, все более генерируемых компьютером. Это привело к упадку явной мужественности в боевиках, что совпало с окончанием холодной войны в 1991 году, в то время как рост самореференций и пародий на эту эпоху вырос в таких фильмах, как «Последний герой боевиков» (1993). О'Брайен описал эту эпоху как мягкую, когда твердые тела классической эпохи были заменены компьютерными изображениями, такими как «Терминатор 2: Судный день» (1991). [29] Это было показано в таких фильмах, как «День независимости» (1996) и «Армагеддон» (1998). [30] были сделаны дальнейшие адаптации комиксов с более нереалистичными настройками . В боевиках о массовом уничтожении стали требоваться более откровенно супергероические персонажи, а в таких фильмах, как «Матрица» (1999), [31]
Четвертый этап наступил после терактов 11 сентября 2001 года, которые положили конец фантастическим элементам, определявшим героя боевиков и жанр. [31] После выхода фильмов Квентина Тарантино « Убить Билла: Том 1» (2003) и «Убить Билла: Том 2» (2004) были пересмотрены образы боевиков 1970-х годов, что привело к возрождению повествований о мести в таких фильмах, как «Отважный» (2007) и «Одержимый » (2007) . 2008). О'Брайен обнаружил, что фильмы Тарантино представляют собой постмодернистский подход к темам, которые отменяют иронию, чтобы восстановить « кинофильскую реактуализацию условностей жанра». [31] Жанр прошел полный круг, возрождая фильмы классического периода: « Живи свободным или крепкий орешек » (2007) и «Рэмбо» (2008), обнаруживая персонажей, путешествующих по современному миру, одновременно признавая их возраст, кульминацией чего стал фильм «Неудержимые » (2010). [31]
Самыми коммерчески успешными боевиками и франшизами 21-го века были адаптации комиксов, которые начались с « Людей Икс» и были показаны в других сериалах, таких как «Человек-паук» и « Железный человек» . [32] [33] Таскер писал, что, несмотря на то, что центральные персонажи в кино о супергероях были необычными, а иногда даже богоподобными, они часто следовали по следам того, как главный герой становился могущественным, что является фундаментальным для боевиков, часто связанных с историями происхождения в фильмах о супергероях. [34]
Поджанры [ править ]
Гибридные жанры [ править ]
Боевики часто взаимодействуют с другими жанрами. Таскер писал, что фильмы часто называют боевиками, фэнтези и приключенческими фильмами с разными нюансами. [35] Сценарист и академик Жюль Селбо подробно остановился на этом, описывая фильм как « преступление /действие» или «действие/преступление» или другие гибриды, что было «всего лишь семантическим упражнением», поскольку оба жанра важны на этапе построения повествования. [36] Марк Боулд в «Компаньоне к фильму-нуар» (2013) сказал, что категоризация нескольких общих жанровых ярлыков была обычным явлением в кинообзорах, которые редко обращают внимание на краткие описания, которые вызывают элементы формы и содержания фильма, и не делают никаких заявлений, кроме того, как эти элементы сочетаются. . [37] [38]
Киноведение начало заниматься родовой гибридностью в 1970-х годах. Джеймс Монако написал в 1979 году в книге «American Film Now: The People, The Power, The Money, the Movies» , что «линии, отделяющие жанры от других, продолжают распадаться». [39] Таскер сказал, что большинство постклассических боевиков представляют собой гибриды, основанные на таких разных жанрах, как фильмы о войне, научная фантастика , ужасы , криминал, боевые искусства и комедии . [35]
Артхаусный экшен [ править ]
Артхаусный боевик сочетает в себе стилизованное действие с атмосферой артхауса или нуара , метафизическим или философским подтекстом. Благодаря психологическим характеристикам и иногда бессвязному, фрагментарному повествованию этот тип фильмов предлагает больше сложности, чем традиционное действие. [40] [ нужен лучший источник ]
Фильм о боевых искусствах [ править ]
В фильмах на китайском языке и уся , и кунг-фу являются терминами, специфичными для жанра, а боевые искусства - это общий термин, обозначающий несколько типов фильмов, содержащих боевые искусства. [41]
Уся [ править ]
Фильм уся — старейший жанр китайского кино. [42] Стивен Тео написал в своей книге об Уся , что не существует удовлетворительного английского перевода этого термина, и в критических исследованиях его часто называют «фильмом о фехтовании». Оно происходит от китайских слов «у» , обозначающих милитаристские или боевые качества, и «ся», обозначающих рыцарство, галантность и рыцарские качества. [41] Термин уся вошел в массовую культуру в сериализации « Цзинагу цися чжуань» (1922) ( перевод « Легенда о странных мечниках» ). [43] В уся акцент делается на рыцарстве и праведности и позволяет совершать фантасмагорические действия вместо фильме о кунг-фу . более наземных боев, как в [44]
Фильмы о фу - кунг
Фильм о кунг-фу появился в 1970-х годах на основе фильмов о фехтовании. [45] Его название происходит от кантонского термина «гун-фу» , который имеет два значения: физическое усилие, необходимое для выполнения задачи, и способности и навыки, приобретаемые с течением времени. [46] Фильмы того периода отражали культурный и социальный климат того периода, что видно из использования японских или западных империалистических сил в качестве контраста. [45]
Фильм о кунг-фу вышел из фильмов об уся . [41] По сравнению с фильмом «Уся» , в фильмах о кунг-фу основное внимание уделяется боевым искусствам, а не рыцарству. [47] К середине 1970-х годов в Гонконге количество фильмов о боевых искусствах пришло в упадок из-за обвала рынка носков, число которых увеличилось с более чем 150 фильмов в 1972 году до чуть более 80 в 1975 году, что привело к падению количества производимых фильмов о боевых искусствах. Когда экономика начала восстанавливаться, появилась новая тенденция в фильмах о боевых искусствах - фильмы о шаолиньском кунг-фу, что вызвало возрождение этого жанра. [48] В отличие от уся , фильмы о кунг-фу в первую очередь фокусируются на боях на земле. [44] Хотя герои фильмов о кунг-фу часто демонстрируют рыцарство, они обычно происходят из разных боевых школ, а именно Удан и Шаолинь . [41] [44]
Постановки в американском стиле [ править ]
Американские фильмы о боевых искусствах демонстрируют то, что автор М. Рэй Лотт назвал более реалистичным стилем насилия по сравнению с гонконгскими фильмами об уся , более реалистичными и часто представляют собой малобюджетные постановки. [49] Боевые искусства начали регулярно появляться в сценах боев в американских фильмах в 1960-х годах, когда были такие фильмы, как «Прирожденные неудачники» (1967), которые представляли собой преимущественно драму, перемежающуюся сценами боевых искусств. [50] [51] Американские фильмы о боевых искусствах в основном начали сниматься после выхода фильма «Выход дракона» (1973), а единственным американским фильмом с более высоким бюджетом, последовавшим за ним, стал «Якудза» (1974). [52] [53] Лотт отметил, что эти два фильма приведут к появлению двух последующих стилей фильмов о боевых искусствах в Соединенных Штатах: таких фильмов, как « Выход дракона» о людях, которые наслаждаются боями, часто в турнирной обстановке, и «Якудза» , к которому было привязано несколько жанров. , но в нем было несколько сцен боевых искусств. [54] К концу 1970-х годов этот стиль стал устоявшимся жанром в американском кино, часто с участием жестких героических персонажей, которые сражались и не думали о своих действиях до тех пор, пока не закончилась сцена боя. [55] В 1980-х годах американские фильмы о боевых искусствах отражали национальный переход к консерватизму, отраженный в фильмах Чака Норриса и других актеров, таких как Шо Косуги . [56] К концу десятилетия этот жанр отошел от театральных релизов с появлением домашнего видео, снижением кассовых сборов американских постановок о боевых искусствах и значительной частью с прямой трансляцией на видео, боевиков которые впервые были сняты в конце 1980-е годы в США были фильмами о боевых искусствах. [52] [56] [57] К концу 1990-х годов производство малобюджетных фильмов о боевых искусствах сократилось, поскольку в этом жанре не появилось новых звезд, а актеры старшего возраста, такие как Синтия Ротрок и Стивен Сигал, начали появляться во все меньшем и меньшем количестве фильмов. [58] [59] Даже всемирно популярные фильмы, такие как «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000), оказали незначительное влияние на американское производство ни в области прямой трансляции видео, ни в столь же малобюджетных театральных фильмах, таких как «Пуленепробиваемый монах» (2003). [60]
Хотя фильмы в американском стиле преимущественно снимались в Соединенных Штатах, фильмы также снимались в Австралии, Канаде, Гонконге и Южной Африке и преимущественно снимались на английском языке. [61]
Героическое кровопролитие [ править ]
Героическое кровопролитие — термин, придуманный Риком Бейкером в британском журнале для фанатов Eastern Heroes . Бейкер описал этот стиль как гонконгские боевики, в которых показаны гангстеры, перестрелки и боевые искусства, более жестокие, чем фильмы о кунг-фу. [62] Лайквань Панг утверждает, что эти гангстерские фильмы появились в то время, когда граждане Гонконга чувствовали себя особенно бессильными после передачи Гонконга из Соединенного Королевства Китаю, назначенной на 1997 год. [63] Ключевыми режиссерами этого жанра были Джон Ву и Ринго Лам , а продюсер Цуй Харк , отправной точкой которого стал фильм Ву «Лучшее завтра» (1986), собрал рекордные 34,7 миллиона гонконгских долларов в прокате Гонконга. [64] Стиль этих фильмов повлиял на американские постановки, такие как Майкла Бэя » «Плохие парни 2 (2003) и Вачовски » «Матрица (1999). [64] Корейские СМИ признали более фаталистический и пессимистический тон этих фильмов, в результате чего корейские журналисты назвали этот стиль «гонконгским нуаром ». [65] Влияние этих фильмов было очевидно в ранних корейских фильмах, таких как Квон Тэка Им « Сын генерала» (1990), а также в более поздних фильмах, таких как Сон Хэ Сена » «Лучшее завтра (2010), «Холодные глаза» (2013) и « Новый мир» (2013) . 2013). [66]
Постколониальное кино Гонконга изо всех сил пыталось сохранить свою международную идентичность в качестве поставщика боевиков такого типа, поскольку задействованные в нем таланты покинули киноиндустрию Гонконга после передачи власти в 1997 году. [67]
Региональный боевик [ править ]
Австралия [ править ]
На рубеже тысячелетий австралийские жанровые фильмы получили все большее признание в австралийской индустрии художественного кино, в то время как жанр боевиков составлял небольшой процент ее продукции в 21 веке. [68] [69]
Исследователи австралийского жанрового кино обычно использовали термин «приключенческий боевик», что позволяет им применять его к различным формам повествования, таким как насмешливые героические позы, такие как « Крокодил Данди» (1986), дорожные фильмы или фильмы о буше / глубинке. [69] В книге «Австралийский жанровый фильм » Аманда Хауэлл предположила, что этот ярлык использовался, чтобы помочь дистанцировать австралийское кино от голливудских фильмов, поскольку это означало бы, что коммерция важнее культуры, и что было бы «совершенно неприемлемо создавать австралийские фильмы, используя конвенции, установленные в США». [69] Хауэлл заявил, что так обстоит дело с боевиками 1970-х и 1980-х годов, фильм Брайана Тренчарда-Смита « Стрельба по индейке» из которых наибольшую известность получил (1982). Ранее Смит выпускал такие фильмы, как Deathcheaters (1976) и Stunt Rock (1979), когда были доступны финансовые стимулы для откровенно коммерческих проектов. [69] Она заметила, что в боевиках действительно рассказываются отчетливо австралийские истории, такие как Сэнди Харбатт байкерский фильм « Камень» (1974) и постапокалиптический фильм Миллера « Безумный Макс» (1979), основанные на социальных и культурных реалиях Австралии, а также на том, как Джорджа Миллера фильм позже «Безумный Макс: Дорога ярости » (2015) основан на давнем кинематографическом увлечении Австралии дорогами и автомобилями, а также на истории культурной тревоги по отношению к мрачным и неприступным пейзажам глубинки, противостоящей оптимизму американских боевиков. [69]
Франция [ править ]
Франция является ведущей европейской страной по производству фильмов и взяла на себя обязательства по совместному производству с 44 странами мира. [70] Примерно в начале 21 века Франция начала производить серию фильмов, специально предназначенных для международных рынков, значительную часть из которых составляют боевики. В число этих фильмов входят «Такси 2» (2000 г.), «Поцелуй дракона» (2001 г.), «Район 13» (2004 г.) и «На свободе» (2005 г.). [71] Когда его спросили об американизации этих французских фильмов, Кристоф Ганс , директор «Братства волка», заявил, что «владение Голливудом некоторыми элементами [...] должно быть оспорено, чтобы показать, что эти элементы также уже давно присутствуют в европейских фильмах». культура». [72]
Самым значительным продюсером французских боевиков с международными амбициями является Люка Бессона базирующаяся во Франции компания EuropaCorp , выпустившая такие фильмы, как «Такси» (1998) и «Из Парижа с любовью» (2010). [73] EuropaCorp продюсировала франшизу Transporter с британским актером Джейсоном Стэтхэмом в главной роли и сделала его звездой боевиков, что привело к тому, что «Неудержимые» . к концу 2010-х годов он снялся в сериале [72]
Индия [ править ]
В 1970-х годах болливудский боевик объединился с двумя фильмами с Амитабхом Баччаном в главной роли : Пракаша Мехры » «Занджир (1973) и Яша Чопры » «Диваар (1975). Кассовый успех этих фильмов сделал Баччана звездой и породил в кинотеатрах Болливуда фильм «Злой молодой человек». На протяжении 1980-х и 1990-х годов жанр боевиков значительно сократился: новые фильмы, в которых преимущественно участвуют бывшие бодибилдеры , не смогли достичь той популярности, которую имел Бачан. Эти фильмы в основном получали доход за счет длительных прокатов в кинотеатрах B-класса. [74]
В 2009 году жанр боевиков вновь стал популярен благодаря кассовому успеху фильма « Особо опасен » (2009) с Салманом Кханом в главной роли . Хан заново изобрел свой экранный образ, взглянув на его образ в болливудской прессе, которая писала о нем в заголовках болливудских журналов из-за его публичных драк и романов с ведущими актрисами. [74] В Dabangg (2010) Хан продолжил этот публичный образ, который был повторен в нескольких его более поздних фильмах, таких как Ready (2011), Bodyguard (2011), Ek Tha Tiger (2012) и Dabangg 2 (2012). [75]
С 1980-х годов поколения актеров телугуского кино ссылались на гонконгские боевики, например, Шрихари , который заявил, что хочет стать актером после просмотра своего первого фильма с Брюсом Ли. Несколько фильмов на телугу были ремейками гонконгских фильмов, например, «Привет, брат» (1994), основанный на «Драконах-близнецах» (1992). [76] Другие фильмы, такие как фильм о боевых искусствах « Бхадрахлам» (2001), заимствованы из американского кино, например, из Жан-Клода Ван Дамма фильма «Кикбоксер» (1989). [77] С.С. Раджамоули ( «RRR» 2022) вошел в число фильмов с самым высоким бюджетом, снятых в Индии, и стал редким фильмом-хитом за пределами индийской диаспоры, где он побил рекорды кассовых сборов в Японии и исключительно хорошо показал себя в прокате в Америке. [78] [79]
Япония [ править ]
Япония была трудным рынком для гонконгского боевика. Вдохновленные успехом фильма «Выход дракона» и популярностью Брюса Ли, Toei сняли свои собственные фильмы о боевых искусствах в стиле Брюса Ли: «Уличный боец» и два его сиквела с Сонни Чиба в главной роли , а также спин-офф с аналогичной главной женской ролью. из Гонконга, Анжеле Мао названной Sister Street Fighter . Успех « Выхода дракона» на короткое время позволил притоку гонконгских фильмов в Японию, но эта тенденция длилась недолго: в 1974 году было выпущено 28 гонконгских фильмов, в основном фильмов о кунг-фу, а в 1975 году их число сократилось до пяти, четыре в 1977 году и только два в 1978 году. [80]
Рюхэй Китамура , режиссер фильма «Версус» (2000), сказал в 2004 году, что его разочаровала японская киноиндустрия, поскольку продюсеры чувствовали, что они не могут создавать боевики, конкурирующие с гонконгскими или американскими постановками. [81] «Версус» стал популярным за пределами Японии, и Китамура сказал, что нацелился на иностранную аудиторию, поскольку был разочарован нынешним состоянием японских фильмов. [82] Персонажи Китамуры были описаны как «тщательное сочетание независимой независимости героев голливудских боевиков 1980-х годов и спокойствия и принятия японских самураев, что представляет собой последовательную критику современного японского народа». [83] Китамура выпустил Вслед за «Версусом» два крупнобюджетных боевика, вдохновленных мангой: «Азуми» и «Небесное небо» . Оба были выпущены в 2003 году, первый стал одним из самых кассовых фильмов года в Японии. После LoveDeath следующая режиссерская работа Китамуры состоялась в США. [84]
Корея [ править ]
Боевики Южной Кореи в основном остались на обочине киноиндустрии Южной Кореи. [85] Первоначально этот жанр назывался « Хвалкук» («живой театр») - термин, обозначающий пьесы и фильмы, основанные на боевых сценах, хотя этот термин не использовался регулярно с конца 1970-х годов, и более привычным стал термин «боевик». [86] Корейские боевики пришли из японского кино, сериала о Джеймсе Бонде и гонконгского боевика. [87] Поскольку Северная Корея граничит с Китаем, она блокирует доступ на континент с точки зрения Южной Кореи. Холодная война позволила южнокорейцам заменить отложенные поездки за границу фильмами, места которых снимались в Гонконге. [88] В то время как мелодрама и комедия были основными продуктами южнокорейского кино, большинство боевиков носили спорадический характер и были привязаны к использованию таких мест, как Гонконг. [89] В этих фильмах часто фигурировали одноногие или иным образом ограниченные персонажи, похожие на персонажей японских фильмов ( «Дзатоити» ) и гонконгских фильмов ( «Однорукие мечники» ). [88] [89] Им Квон Тэка К ним относятся «Возвращенный левша» » Аккунуна Бака (1968), «Одноногий парк Ли Ду Ёна (1970) и «Возвращенный одноногий человек» (1974). [90]
В 1990-х годах национальное кино страны находилось в упадке, что привело к тому, что эту пустоту заполнили гонконгские гангстерские фильмы, что привело к большому коммерческому успеху в национальной кассе. [91] К ранним корейским наследникам гонконгских боевиков относятся «Правила игры» (1994), «Удар» (1997) и «Зеленая рыба» (1997), в которых участвуют мужчины, которые обретают уверенность и достигают личностного роста, отправляясь в путешествие, чтобы защитить национальное государство и достичь разрушительных целей. . [92] Южнокорейское кино привлекло международное внимание как в формате арт-фильмов, так и в формате блокбастеров только к концу 1990-х годов. Такие фильмы, как «Чуньхан» (2000) и «Помни о мори» (2000), а также боевики «Сири» (1999) и «Негде спрятаться» (1999) получили коммерческие релизы в Северной Америке, Азии и Европе. Успех последних двух фильмов был беспрецедентным, за ним в начале 2000-х последовали и другие южнокорейские боевики, достигшие вершины местных кассовых сборов. [85] Эти южнокорейские фильмы имитируют некоторые черты гонконгского боевика , такие как мелодраматические мужские связи и маргинализированные женские персонажи, в то время как в корейских фильмах также больше подчеркиваются элементы трагедии и романтики. [92]
Прием [ править ]
Большинство фильмов о боевых искусствах, снятых до середины 1960-х годов, были сняты на кантонском языке . Для сравнения, фильмы на китайском языке были неотъемлемой частью гонконгского кино из-за притока шанхайских киноталантов в послевоенный период. Эти фильмы были ориентированы на более образованную и утонченную аудиторию среднего класса, которая считала себя выше современных фильмов о боевых искусствах. [12] [13]
Скотт Хиггинс написал в 2008 году в журнале Cinema Journal , что голливудские боевики являются одновременно одним из самых популярных и высмеиваемых жанров современного кино, заявив, что «в массовом дискурсе этот жанр регулярно подвергается критике за то, что он предпочитает зрелище тщательно продуманному повествованию». [1] Бордвелл повторил это в своей книге « Как это говорит Голливуд» , написав, что восприятие этого жанра является «символом того, что Голливуд делает хуже всего». [2]
Признанные боевики [ править ]
Журнал Time Out провел опрос пятидесяти экспертов в области боевиков, среди которых актеры, критики, режиссеры и каскадеры. Из 101 фильма, включенного в опрос, следующие фильмы вошли в десятку лучших боевиков всех времен. [93]
Классифицировать | Фильм | Год | Директор | Страна |
---|---|---|---|---|
1 | Крепкий орешек | 1988 | Джон Мактирнан | Соединенные Штаты |
2 | Инопланетяне | 1986 | Джеймс Кэмерон | США/ Великобритания |
3 | Семь самураев | 1954 | Акира Куросава | Япония |
4 | Дикая банда | 1969 | Сэм Пекинпа | Соединенные Штаты |
5 | Полицейская история | 1985 | Джеки Чан | Гонконг |
6 | Введите Дракона | 1973 | Роберт Клаус | Гонконг / США |
7 | Безумный Макс 2 | 1981 | Джордж Миллер | Австралия |
8 | Круто сваренный | 1992 | Джон Ву | Гонконг |
9 | Терминатор 2: Судный день | 1991 | Джеймс Кэмерон | Соединенные Штаты |
10 | В поисках утраченного ковчега | 1981 | Стивен Спилберг | Соединенные Штаты |
Гендер в боевике [ править ]
![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2024 г. ) |
Гонконг [ править ]
В Гонконге «новая школа» фильмов о боевых искусствах, которую братья Шоу представили в 1965 году, показала то, что Ип назвал «сильными, активными женскими персонажами в качестве главных героев». Этим фильмам, ориентированным на женщин, был брошен вызов появлению нового мужского героического прототипа, отмеченного сильным чувством юношеской энергии и неповиновения, а также склонностью к насильственным действиям, отождествляемым с фильмами Чанг Че . [19]
Голливуд [ править ]
Жестокие женские персонажи были частью кино с самого его зарождения, например, такие персонажи, как Кейт Келли, размахивающая дробовиком в «Истории банды Келли» (1906). Женщины традиционно появляются в боевиках как романтические интересы, сорванцы или помощницы главных героев-мужчин. [94]
Жестокие белые женщины появлялись и в других жанрах, например, в роли роковых женщин в фильмах-нуар и фильмах ужасов 1970-х годов. Жестокие женщины были обычным явлением в боевиках с 1960-х годов. В этих фильмах были показаны женщины из рабочего класса, жаждущие мести. В фильмах 1970-х годов чернокожие женщины, такие как Пэм Гриер, фигурировали в таких фильмах, как «Фокси Браун» (1974). [94]
В 1980-х годах появился новый символически трансгрессивный персонаж в лице Эллен Рипли в «Чужих» (1986) и Сары Коннор в «Терминаторе 2: Судный день» (1991) и главного героя в «Чайна О'Брайен» (1990), которые были физически мускулистыми и или применяли более крайнее насилие, которое обычно было припасено для мужских ролей. [94] [95] Пёрс описал, как реакция средств массовой информации на главные роли женщин в боевиках свидетельствует о дискомфорте по поводу их присутствия и часто нерешительно описывает женщин, переезжающих на территории, которые воспринимаются как мужские. [95] Раскрытие женщины в такой форме разрушает представление о том, что традиционные признаки мужественности присущи не только мужчинам и что мускулатура не является естественной, а является чем-то, чего нужно достичь. Обвинения этих мускулистых женщин той эпохи были выдвинуты в том, что к 1993 году они были «мужчинами в костюмах» и что в фильмах обычно приходится «объяснять», почему их главные героини проявляли физическую агрессию и почему их «заставляли это делать». ." [96] в боевиках стало появляться все больше женщин, выглядящих традиционно. В 1990-е годы в боевиках голливудских фильмов, таких как «Долгий поцелуй на ночь» (1996), [97]

Ведутся оживленные дебаты о том, дает ли гиперсексуализация сама по себе расширение прав и возможностей, а если нет, то может ли гиперсексуализированный женский персонаж по-прежнему олицетворять силу и автономию. [94] Гиперсексуализированные женские персонажи боевиков носили облегающие или откровенные костюмы, которые Таскер назвал «преувеличенными заявлениями о сексуальности» и в традиции «фетишистских образов фэнтези», заимствованной из комиксов и мягкой порнографии . [98] Это зародилось на телевидении с такими персонажами, как Баффи Саммерс ( «Баффи – истребительница вампиров» (1997–2003)) и Зена ( «Зена: Королева воинов» (1995–2001)). Популярность этих сериалов продемонстрировала растущий рынок женских героев боевиков в таких фильмах 2000-х годов, как «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» (2001), «Ангелы Чарли» (2000), «Ультрафиолет» (2006), «Соль» (2010) и таких сериалах, как «Другой мир» и «Обитель зла» . . В этих сериалах, как и в более раннем телесериале, главные роли были эротизированы как активные и физически способные, но в то же время скудно одетые и гиперфеминизированные, как в фильмах 1970-х годов о женщинах-эксплуататорах, таких как « Жара в клетке » (1974) и «Большая плохая мама» (1974). ). [99] В то время как таким персонажам, как Фрэнк в сериале «Перевозчик» , разрешено заметно потеть, напрягаться и истекать кровью, Пёрс обнаружил, что создатели фильма не хотят, чтобы у главных героинь были какие-либо травмы, искажающие внешний вид, чтобы обеспечить идеально накрашенное лицо. [100] В фильмах этого периода часто используется комедия, чтобы поместить главных женских персонажей в неправдоподобные элементы, например, в «Ангелах Чарли» , «Фантастической четверке» (2005) и «Моя супербывшая девушка» (2006). [101] Женские боевые стили также имеют тенденцию к более традиционно женским плавным движениям боевых искусств, а не к использованию оружия или прямым ударам руками. [102]
Пёрс писала, что сексуализированный бренд современной героини боевиков поставил ее в непосредственной близости от постфеминистского дискурса о выборе, власти и сексуальности. [102] Марк О'Дэй интерпретирует двойной статус героини боевика как активного субъекта и сексуального объекта, ниспровергая традиционную гендерную бинарность, поскольку фильмы «предполагают, что женщины сильны», не прибегая к оправданию ее физической агрессии с помощью повествований, связанных с материнским влечением, психической нестабильностью или травмой. . [103] Пёрс обнаружил, что женские роли в таких фильмах, как «Электра» (2005), «Убить Билла» , «Другой мир» , «Ангелы Чарли» и «Мистер и миссис Смит» (2005) действительно демонстрируют женщин, имеющих дорогие машины, одежду, путешествия, дома и часто высокооплачиваемую работу, но Было показано, что это применимо только к белым женщинам из среднего класса. [104] Пёрс обнаружил, что эти женщины получили полномочия за счет женщин других национальностей. Это видно в Aeon Flux (2005), где Ситандра умирает, защищая смерть Эона и Рейна, чтобы освободить место для Алисы в Resident Evil (2002). [104]
См. также [ править ]
- Список актеров боевиков
- Список режиссеров боевиков
- Список женщин-героев и злодеев боевиков
- Герой боевиков
- Жанр фильма
- Списки боевиков
- Список женщин-героев боевиков
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хиггинс 2008 , с. 74.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бордвелл 2006 , с. 104.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Соберсон 2021 , с. 19.
- ^ Диксон 2000 , с. 4.
- ^ Король 2000 , с. 4.
- ^ О'Брайен 2012 , стр. 6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Таскер 2015 , с. 2.
- ^ Ип 2017 , с. 147.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кендрик 2019 , с. 36.
- ^ Виллемен 2005 , с. 226.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Йип 2017 , с. 4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Йип 2017 , с. 5.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Йип 2017 , с. 157.
- ^ Шарп 2011 , с. 43.
- ^ Шарп 2011 , с. 44.
- ^ Ип 2017 , стр. 6.
- ^ Ип 2017 , стр. 6–7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Йип 2017 , стр. 8.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Йип 2017 , стр. 7.
- ^ Ип 2017 , стр. 7–8.
- ^ Ип 2017 , стр. 8–9.
- ^ Ип 2017 , стр. 9.
- ^ Чен 2022 , с. 118.
- ^ Чен 2022 , с. 120.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б О'Брайен 2012 , стр. 12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б О'Брайен 2012 , стр. 13.
- ^ О'Брайен 2012 , стр. 13–14.
- ^ О'Брайен 2012 , стр. 14.
- ^ О'Брайен 2012 , стр. 15.
- ^ О'Брайен 2012 , стр. 15–16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д О'Брайен 2012 , стр. 16.
- ^ Таскер 2015 , с. 179.
- ^ Таскер 2015 , с. 182.
- ^ Таскер 2015 , с. 180.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Таскер 2004 , стр. 3–4.
- ^ Сельбо 2014 , стр. 229–232.
- ^ Боулд 2013 , с. 34.
- ^ Боулд 2013 , с. 44.
- ^ Монако 1979 , с. 56.
- ^ «Тихий триггер: артхаусный боевик прямо в видео» . Мерцающий миф . 18 июня 2020 г. Архивировано из оригинала 16 января 2024 г. Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Тео 2016 , с. 2.
- ^ Тео 2016 , с. 1.
- ^ Тео 2016 , с. 3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тео 2016 , с. 4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Йип 2017 , с. 26.
- ^ Ип 2017 , с. 48.
- ^ Тео 2016 , стр. 4–5.
- ^ Ип 2017 , с. 49.
- ^ Лотт 2004 , стр. 7–8.
- ^ Лотт 2004 , стр. 28.
- ^ Лотт 2004 , стр. 42.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лотт 2004 , стр. 1.
- ^ Лотт 2004 , стр. 15.
- ^ Лотт 2004 , стр. 19.
- ^ Лотт 2004 , стр. 67.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лотт 2004 , стр. 69.
- ^ Лотт 2004 , стр. 101.
- ^ Лотт 2004 , стр. 199.
- ^ Лотт 2004 , стр. 200.
- ^ Лотт 2004 , стр. 206.
- ^ Лотт 2004 , стр. 8.
- ^ Логан 1995 , с. 126.
- ^ Панг 2005 , стр. 35–37.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бител 2019 .
- ^ Келсо-Марш 2020 , с. 59.
- ^ Келсо-Марш 2020 , с. 60.
- ^ Мартин 2009 , с. 31.
- ^ Райан и Маквильям 2021 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Хауэлл 2021 .
- ^ Кошелек 2011 , стр. 172–173.
- ^ Кошелек 2011 , с. 173.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кошелек 2011 , с. 174.
- ^ Кошелек 2011 , стр. 173–174.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шандиля 2014 , с. 112.
- ^ Шандиля 2014 , с. 113.
- ^ Шринивас 2005 , с. 112.
- ^ Шринивас 2005 , с. 112-113.
- ^ Би-би-си 2023 .
- ^ Абрамс 2022 .
- ^ Ип 2017 , с. 166.
- ^ Справочник мирового кино: Япония 3 2015 , с. 77.
- ^ Мы, 2004 г.
- ^ Справочник мирового кино: Япония 3 2015 , с. 78.
- ^ Масиас 2008 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Соёнг 2005 , с. 97.
- ^ Соёнг 2005 , с. 100.
- ^ Соёнг 2005 , с. 101.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Соёнг 2005 , с. 99.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Соёнг 2005 , с. 103.
- ^ Ип 2017 , с. 170.
- ^ Цой 2011 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Квон 2023 .
- ^ Роткопф, Джошуа; Семлен, Фил (21 марта 2022 г.). «101 лучший боевик всех времен» . Тайм-аут . Группа «Тайм-аут» . Архивировано из оригинала 28 августа 2020 г. Проверено 17 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хелдман, Франкель и Холмс 2016 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кошелёк 2011 , с. 76.
- ^ Кошелек 2011 , с. 77.
- ^ Кошелек 2011 , с. 78.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кошелек 2011 , стр. 78–79.
- ^ Кошелек 2011 , с. 79.
- ^ Кошелек 2011 , с. 81.
- ^ Кошелек 2011 , с. 80.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кошелёк 2011 , с. 82.
- ^ О'Дэй 2004 , с. 215.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кошелек 2011 , стр. 82–83.
Источники [ править ]
- Справочник мирового кино: Япония 3 . Интеллектуальные книги. 2015. ISBN 978-1-78320-403-8 .
- Абрамс, Саймон (3 августа 2022 г.). «Как индийский боевик «RRR» стал хитом в Америке» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 января 2024 г.
- Арройо, Хосе (2000). Боевик/спектакль: читатель зрелищ и звука . Британский институт кино . ISBN 0-85170-757-2 .
- «Номинант на премию «Оскар» РРР: почему индийский боевик очаровывает Запад» . Би-би-си . 24 января 2023 г. . Проверено 25 января 2024 г.
- Битель, Антон (10 июля 2019 г.). «Героическое кровопролитие: как Голливуд похитил стиль Гонконга» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 31 августа 2021 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
- Бордвелл, Дэвид (2006). Как это рассказывает Голливуд: сюжет и стиль в современных фильмах . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 9780520246225 .
- Боулд, Марк (2013). «Жанр, гибридность, неоднородность или проблема нуара-фантастики-вампира-зомби-брызги-романса-комедии-боевика-триллера». В Спайсере, А.; Хэнсон, Х. (ред.). Компаньон к фильму нуар . издательства Blackwell Publishing Ltd. ISBN 9781444336276 .
- Чен, Антонг (2022). «Эстетика насилия в гонконгских боевиках: его социальная среда и упадок в 21 веке». Достижения в области социальных наук, образования и гуманитарных исследований . 638 .
- Чхве, Джинхи (2011). Южнокорейский киноренессанс . Издательство Уэслианского университета . ISBN 0819569860 .
- Диксон, Уиллер В. (2000). Жанр фильма 2000: Новые критические очерки . Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 0791492958 .
- Хелдман, Кэролайн; Франкель, Лаура Лазарус; Холмс, Дженнифер (2016). « «Горячая, черная кожа, кнут»: (де) эволюция женщин-протагонистов в боевиках, 1960–2014» . Сексуализация, СМИ и общество . дои : 10.1177/2374623815627789 . Проверено 20 июня 2024 г.
- Хиггинс, Скотт (зима 2008 г.). «Напряженные ситуации: мелодраматическое повествование и современный боевик». Киножурнал . 48 (2).
- Хауэлл, Аманда (2021). «Жанр боевика и «международный поворот» в австралийском кино». Австралийский жанровый фильм . Рутледж. ISBN 9780429469121 .
- Джонс, Ник (2015). Голливудские боевики и пространственная теория . Рутледж. ISBN 9781138057050 .
- Келсо-Марш, Калеб (2020). «Восточноазиатский нуар: транснациональный нуар в Японии, Корее и Гонконге». Ин Фэн, Линь; Астон, Джеймс (ред.). Пересмотр жанров фильмов в восточноазиатских кинотеатрах и за их пределами . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-3-030-55076-9 .
- Кендрик, Джеймс (2019). «Собственный жанр: от вестернов до линчевателей и чистого боевика». В Кендрике, Джеймс (ред.). Компаньон боевика . издательства Blackwell Publishing Ltd. ISBN 978-1119100492 .
- Кинг, Джефф (2000). Захватывающие повествования: Голливуд в эпоху блокбастеров . ИБ Таурис . ISBN 9781860645730 .
- Квон, Чонмин (апрель 2023 г.). « Эй, брат, ты можешь на меня рассчитывать»: женоненавистническая мужественность и жанр броманса в южнокорейском боевике» . Журнал популярной культуры . 56 (2) . Проверено 21 июня 2024 г.
- Логан, Бей (1995). Гонконгский кинотеатр боевиков . Оверлук Пресс. ISBN 0-87951-663-1 .
- Лотт, М. Рэй (2004). Американский фильм о боевых искусствах . McFarland & Company, Inc. ISBN 0-7864-1836-2 .
- Масиас, Патрик (30 января 2008 г.). «Интервью Рюхэя Китамуры: режиссура с помощью Napalm» . Отаку США . Проверено 26 января 2024 г.
- Мартин, Дэниел (2009). «Еще одна неделя, еще один Джонни в кино: маркетинг и распространение постколониального гонконгского боевика». Фильм Интернационал . Том. 7, нет. 4. ISSN 1651-6826 .
- Монако, Джеймс (1979). Американский фильм сейчас: люди, власть, деньги, фильмы . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195025709 .
- Мес, Том (17 мая 2004 г.). «Рюхей Китамура» . Полуночный глаз . Проверено 26 января 2024 г.
- О'Брайен, Харви (2012). Боевики: Кино «Ответный удар» . Уолфлауэр Пресс. ISBN 978-0-231-16331-6 .
- О'Дей, Марк (2004). «Красота в движении: гендер, зрелище и боевик, детка-кино». В Таскере, Ивонн (ред.). Боевик и приключенческое кино . Рутледж. ISBN 978-0415235075 .
- Панг, Лайкван (2005). «Мужественность Гонконга после 1997 года». В Панге, Лайкван; Вонг, Дэй (ред.). Мужественность и гонконгское кино . Издательство Гонконгского университета . ISBN 962 209 737 5 .
- Кошелек, Лиза (2011). Современный боевик . Издательство Эдинбургского университета . ISBN 978-0-7486-3817-8 .
- Райан, Марк Дэвид; Маквильям, Келли (2021). Австралийский жанровый фильм . Рутледж. ISBN 9780429469121 .
- Сельбо, Июль (2014). Жанр фильма для сценариста . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-1-317-69568-4 .
- Шандиля, Крупа (2014). «О разъяренных рубашках, вращающихся гангстерах и пукающих пулях: Салман Хан и новый болливудский боевик». Популярная культура Южной Азии . 12 (2): 111–121. дои : 10.1080/14746689.2014.937579 . S2CID 144426047 .
- Шарп, Джаспер (2011). Исторический словарь японского кино . Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-7541-8 .
- Соберсон, Леннарт (весна 2021 г.). «The Ultimate Ride: сравнительный повествовательный анализ последовательности действий в 1980-х годах и современном голливудском боевике». Журнал кино и видео . 73 (1).
- Соён, Ким (2005). «Жанр как зона контакта: гонконгский экшн и корейский хвалкук». В Моррисе, Миган; Ли, Сиу Люн; Чинг-киу, Стивен Чан (ред.). Связи с Гонконгом: транснациональное воображение в боевике . Издательство Гонконгского университета . ISBN 1-932643-19-2 .
- Шринивас, С.В. (2005). «Гонконгский боевик и карьера массового героя телугу». В Моррисе, Миган; Ли, Сиу Люн; Чинг-киу, Стивен Чан (ред.). Связи с Гонконгом: транснациональное воображение в боевике . Издательство Гонконгского университета. ISBN 1-932643-19-2 .
- Таскер, Ивонн, изд. (2004). Экшн и приключенческое кино . Рутледж. ISBN 0-203-64515-4 .
- Таскер, Ивонн (2015). Голливудский боевик и приключенческий фильм . Джон Уайли и сыновья, Inc. ISBN 978-0-470-65924-3 .
- Тео, Стивен (2016). Китайское кино о боевых искусствах: традиция Уся (2-е изд.). Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-0386-3 .
- Виллемен, Пол (2005). «Боевое кино, рабочая сила и видеорынок». В Моррисе, Миган; Ли, Сиу Люн; Чинг-киу, Стивен Чан (ред.). Связи с Гонконгом: транснациональное воображение в боевике . Издательство Гонконгского университета. ISBN 1-932643-19-2 .
- Йип, Ман-Фунг (2017). Кино боевых искусств и современность Гонконга . Издательство Гонконгского университета. ISBN 978-988-8390-71-7 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Иннесс, Шерри, изд. (2004). Боевики: новые образы крутых женщин в массовой культуре . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-1-4039-6396-3 .
- Ким, Л.С. (зима 2006 г.). « Крадущийся тигр, затаившийся дракон : создание женщин-воинов – транснациональное прочтение азиатских женщин-героев боевиков» . Jump Cut: обзор современных медиа . 48 .
- Осгерби, Билл; Гоф-Йейтс, Анна; Уэллс, Марианна (2001). Action TV: крутые парни, ловкие операторы и хитрые девчонки . Лондон Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 978-0-415-22621-9 .
- Таскер, Ивонн (2002). Зрелищные тела: гендер, жанр и боевик . Лондон Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-203-22184-6 .
Внешние ссылки [ править ]

- Тейлор, Джон (1 апреля 1991 г.). «Новые игрушки Голливуда» . Журнал Нью-Йорк . Проверено 1 декабря 2010 г.