фильм Бурекас
Фильмы Бурекас ( ивр . סרטי בורקס ) (названные в честь бурекаса ) — жанр израильского комических мелодрам производства, популярный в Израиле в 1960-х и 1970-х годах.
История [ править ]
Haaretz Ури Кляйн описывает фильмы Бурекаса как «своеобразный израильский жанр комических мелодрам или слезоточивых… основанных на этнических стереотипах». Кинокритик [1] Это были «доморощенные фарсы и мелодрамы, обеспечивавшие эскапистское развлечение в напряженный период израильской истории». [2] Говорят, что этот термин был придуман израильским кинорежиссером Боазом Дэвидсоном , создателем нескольких таких фильмов, как игра слов в жанре « спагетти-вестерн », известного как таковой, потому что этот конкретный поджанр вестерна производился в Италии. . Бурекас — популярное блюдо израильской кухни . Оно также названо в честь сцены из фильма «Полицейский» , в которой главный герой дарит бурекас одному из своих коллег.
Хотя фильмы Бурекаса были одними из самых успешных в прокате, они обычно получали ужасные отзывы критиков. Их назвали «низколобыми» и «вульгарными» с большой обеспокоенностью по поводу этого жанра фильмов, представляющих израильский народ за рубежом. [3] Критикуя Саллаха Шаббати Бильцки в «Аль-Ха-Мишмар» , он сказал: «Потому что партии в Израиле представлены не только в искаженном зеркале искаженного юмора, но также и в уродливом зеркале образа общественной и организационной жизни... Нужно подумать дважды, если такой фильм должен представлять нас за рубежом». [4]
В конце 1970-х годов популярность фильма «Бурекас» пошла на убыль. В 1980-е годы израильские фильмы стали более политически окрашенными и начали затрагивать противоречивые темы. Сегодня многие фильмы Бурекаса приобрели культовый в Израиле статус.
Темы [ править ]
Основной темой в большинстве фильмов Бурекаса является конфликт между этническими культурами в Израиле, в частности между евреями-мизрахи и евреями-ашкеназами , а в колониалистском плане - между «третьим миром» (мизрахи) и «первым миром» (ашкенази). . [5] : 212 Главным героем обычно является еврей-мизрахи, почти всегда бедный, хитрый и смышленый, вступающий в конфликт с государственными институтами или деятелями ашкеназского происхождения, которого чаще всего изображают богатым, тщеславным, высокомерным, хладнокровным и бессердечным. отчужденный . Во многих из этих фильмов актеры имитируют различные еврейские акценты, особенно евреев выходцев из Марокко , Персии и Польши . Они используют фарс , альтернативные личности и сочетание комедии и мелодрамы .
Цукерманн (2005) утверждает, что, хотя «фильмы о буреках, такие как снукер ( Боаз Дэвидсон, 1975) и хахам гамлиэль ( Джоэл Силберг, 1974), рассматриваются многими как воплощение культуры мизрахи, [они] являются гибридными и созданы по образцу ашкеназской местечковой жизни, как в куни» . Лемель ( Два Куни Лемеля, он же Летучая сваха ) и штетл Кабциель в Мойхера Сфорима » Менделе «Беэмек Хабаха ». [а] [5] : 213
В книге «Израильские фильмы Бурекас: их истоки и наследие» (2023 г.) [8] Ученый Рами Кимчи утверждает, что изображение израильских общин мизрахи в этих фильмах очень похоже на изображение восточноевропейского штетла XIX века классическими идишскими писателями. Кимчи объясняет коммерческий успех этих фильмов их «гибридностью», то есть они были Израильтяне/мизрахи и диаспоры/ашкенази одновременно, тем самым удовлетворяя политические, социологические и психологические потребности как мизрахи, так и ашкеназской аудитории в Израиле. Он считает, что одиннадцать фильмов, снятых в период с 1964 по 1977 год, составляют основу этого жанра. Кимчи также отмечает, что модель бурекаса остается актуальной для современного израильского кино и что существует два современных израильских поджанра, на которые повлияли исторические фильмы бурекаса: «Нео бурекас» и «Пост-бурекас». Нео-Бурекас - это фильмы, которые невинно воспроизводят парадигматическое изображение района Мизрахи в исторических фильмах Бурекас, одновременно адаптируя его к текущему времени и месту, тогда как Пост-Бурекас - это фильмы, которые сознательно копируют некоторые особенности вышеупомянутого парадигматического изображения и преувеличивают его исполнение. вплоть до создания пародии. [9]
Актеры и режиссеры [ править ]
Фильмы Бурекаса имели большой успех в Израиле в 1960-х и 1970-х годах, но их также критиковали за поверхностность. Некоторые из главных актеров и режиссеров были:
- Зеев Ревач : актер и режиссер, принимавший участие во многих популярных кинокомедиях Бурекаса, таких как Хагига Б'Снукер (1975), Чарли Вехеци (1974), Рак Хайом (1976), Гонев Миганав Патор (1977), Таут Бамиспар (1979), Ха-Мувтал Батито (1987), Ло Лаалот Йотер (1979), Сапар Нашим (1984), Паамаим Бускила (1998) и другие. В конечном итоге Ревач стал человеком, которого больше всего ассоциируют с фильмами Бурекаса, и продолжал создавать эти фильмы до конца 1980-х годов.
- Джордж Овадья : режиссер, создавший множество мелодрам, на которые повлияло (а иногда и скопировано) турецкое кино . Наиболее известные из его фильмов: «Ариана» (1971), «Нурит» (1972), «Сарит» (1974), «Девушка из Вестсайда» (1979) и другие. Обадия также создал такие комедии, как «Нахче В'Хагенерал» (1972), «Фишке Бемилуим» (1971) и «Корейим Ли Шмиль» (1973).
- Иегуда Баркан : актер и режиссер, принимавший участие во многих фильмах Бурекаса, таких как Лупо (1970) и Лупо Б'Нью-Йорк (1976), Кац В'Карассо (1971), Чарли Вехеци (1974), Хагига Б'Снукер ( 1975), Бо Нефецц Миллион (1977) и другие. Баркан также играл в сериале «Абба Ганув» 1980-х годов и был его режиссером.
- Боаз Дэвидсон : режиссер многих комедий Бурекаса, таких как Чарли Вехеци (1974), Хагига Б'Снукер (1975), Мишпахат Цанани (1976) и Лупо Б'Нью-Йорк (1976). Его фильмы «Чарли Вехеци» и «Хагига Б'Снукер» пережили «возрождение» в 1990-х годах и получили статус культовых израильских фильмов.
- Йосеф Шилоах : Сыграл в нескольких кинокомедиях Бурекаса, параллельно с множеством драматических и более серьезных ролей сыграл в различных голливудских фильмах. Персонаж, который отождествляется с ним, в частности, - это «Перс» - несколько чувственный гротеск с сильным персидским акцентом.
- Тувиа Цафир : Сыграл в нескольких фильмах Бурекаса, особенно в роли гротескного персонажа «Ашкенази».
- Менахем Голан : режиссер и продюсер многих финансово успешных фильмов о Бурекасе, таких как «Фортуна» (1966), «Моя Марго» (1969), «Лупо» (1970), «Королева дороги» (Малкат хаКвиш) и «Контракт». [10] (оба 1971 г.).
- Хаим Тополь : снялся в фильме «Саллах Шабати» (1965) перед своей получившей «Золотой глобус», ролью, в экранизации 1971 года « Скрипач на крыше» .
Поджанры [ править ]
Фильмы о рыбе гефилте (от « рыба гефилте »), также известные как «буреки для ашкенази», представляют собой маргинальную группу фильмов о буреках, в которых участвуют главные герои ашкенази и фольклор еврейских гетто . [11] Некоторые фильмы этого поджанра включают:
- Два Куни Лемеля ( Летающая сваха ), 1966 (Израиль Бекер)
- Лупо , 1970 год (Голаны)
- До Лемеля в Тель-Авиве , 1976 год. [ нужна ссылка ]
- Куни Лемель в Каире , 1983 год. [ нужна ссылка ]
- Лупо в Нью-Йорке (1976) (Дэвидсон)
- Гершель , 1977 (Джоэл Силберг)
- «Брак в стиле Тель-Авива» , 1980 (Джоэл Силберг)
- Тётя Клара (ХаДода Клара) , 1977 (Авраам Хефнер)
фильмы Известные
Несколько известных фильмов о Бурекасе перечислены ниже в хронологическом порядке производства.
- Саллах Шаббати (1964) - режиссер Кишон и первый израильский фильм, номинированный на премию Оскар. [12] [13] [14]
- Фортуна (1966) - режиссер Менахем Голан
- Мойше Винтелатор (1966) - режиссер Ури Зохар
- 999 Ализа Мисрахи (1967) - режиссер Менахем Голан
- Два Куни Лемеля ( Летающая сваха ), 1966 (Израиль Бекер)
- Наше соседство (ХаШхуна Шелану) (1968) - режиссер Ури Зохар
- Моя Марго (1969) — режиссер Менахем Голан
- Королева дороги (Малкат хаКвиш) (1971)
- Контракт (1971) — режиссер Менахем Голан
- Саломонико (1972)
- Ха-Мешахнейа Баам (1973)
- Хахам Гамлиэль (1973)
- Казаблан (1974) - история молодого человека-мизрахи, который влюбляется в девушку-ашкенази, с Йехорамом Гаоном в главной роли.
- Чарли Ва'Хеци (1974), режиссер Боаз Дэвидсон
- Хагига Б'Снукер (1975), режиссер Боаз Дэвидсон
- Йихие Тов Салмонико (1975) - с Реувеном Бар-Йотамом
- До Лемеля в Тель-Авиве , 1976 год. [ нужна ссылка ]
- Мишпачат Тесанани (1976), режиссер Боаз Дэвидсон
- Куни Лемель в Каире , 1983 год. [ нужна ссылка ]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ И тогда был один, Ури Кляйн , Гаарец
- ^ Обзор: израильский фильм
- ^ Шохат, Элла (2010). Израильское кино: Восток/Запад и политика репрезентации (новое издание). Лондон: IB Tauris Co & Ltd., с. 124. ИСБН 9781845113124 .
- ^ Бильцкий. «Другое мнение о «Саллах Шабати» ». Аль ХоМишмар .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Цукерманн, Гилад (2005). « Абба, почему профессор Хиггинс пытался научить Элизу говорить, как наша уборщица? : Мизрахим, ашкенази, прескриптивизм и настоящие звуки израильского языка» , Австралийский журнал еврейских исследований 19, стр. 210-231.
- ^ "Дос винтшфингерл"
- ^ "Кольцо желаний"
- ^ Кимчи Рами, Израильские фильмы Бурекас: их истоки и наследие, Indiana University Press, 2023
- ^ Кимчи Рами, Израильские фильмы Бурекас: их истоки и наследие, Издательство Университета Индианы, 2023 г.
- ^ Меир Шнитцер, Израильское кино: факты/сюжеты/режиссеры/мнения, издательство Кинерет, 1994. С. 118.
- ^ Шохат, Элла (2010). Израильское кино: Восток/Запад и политика репрезентации (новое издание). Лондон: ИБ Таурис. п. 114. ИСБН 9781845113124 .
- ↑ Из архива: Впечатляющий рекорд поражений Израиля на «Оскаре» — Еврейское телеграфное агентство.
- ^ 1965|Оскарс.орг
- ^ «Вчера, сегодня и завтра» выиграл фильм на иностранном языке: Оскар 1965 года.