Нижние глубины
Нижние глубины | |
---|---|
![]() | |
Написал | Максим Горький |
Дата премьеры | 18 декабря 1902 г. |
Место премьеры | МХАТ , Москва , Россия |
Язык оригинала | Русский |
На дне ( рус . На дне , латинизировано : На дне , буквально: На дне ) — пьеса русского драматурга Максима Горького, написанная в 1902 году и поставленная Московским Художественным театром 18 декабря 1902 года под руководством Константина Станиславского. . Это стало его первым крупным успехом и визитной карточкой русского соцреализма . [1] В пьесе изображена группа обедневших русских, живущих в ночлежке недалеко от Волги .
впервые появилось, Когда «На дне» его критиковали за пессимизм и неоднозначный этический посыл. Изображение низших классов считалось слишком мрачным и неискупительным, и Горький явно был больше заинтересован в создании запоминающихся персонажей, чем в развитии формального сюжета. Однако в этом отношении пьесу обычно считают шедевром.
Тема суровой правды и утешительной лжи пронизывает пьесу от начала до конца, поскольку большинство персонажей предпочитают обманывать себя из-за мрачной реальности своего положения.
Персонажи
[ редактировать ]- Mikhail Ivanov Kostylyov – keeper of a night lodging
- Василиса Карповна — его жена
- Наташа – ее сестра
- Медведев – ее дядя, милиционер.
- Vaska Pepel – a young thief
- Андрей Митрич Клещ – слесарь
- Анна – его жена
- Nastya – a street-walker
- Квашня – продавец пирожков с мясом.
- Бубнов – шапочный мастер.
- Барон
- Сатин
- Актер
- Лука – паломник
- Алешка – сапожник
- Татарин
- Krivoi Zob
Сюжет
[ редактировать ]
В подвале небольшого пансионата тонкие доски перегораживают комнату молодого вора Васьки. На кухне живут Квашня, продавец пирожков с мясом, дряхлый Барон и уличная проститутка Настя. Остальные постояльцы спят на койках в той же комнате.
Настя читает роман « Роковая любовь» . Барон, живущий в основном на Настиные заработки, хватает книгу и издевается над Настей. Сатин встает со своей койки, зная только, что накануне вечером его избили, а остальные говорят ему, что его поймали на мошенничестве в картах. Актер просыпается в своей постели на плите. Он предсказывает, что когда-нибудь Сатин будет избит до смерти.
Актер напоминает барону подмести пол, чтобы удовлетворить строгую хозяйку. Барон и Квашня уходят за покупками. Актер утверждает, что врач сказал ему, что у него отравлен алкогольным органом, и подметать пол вредно для его здоровья. Умирающая от чахотки Анна лежит на своей койке, а ее муж Клещ работает на верстаке, подгоняя старые ключи и замки. Анна предлагает ему пельмени, которые оставил для нее Квашня в горшке. Клещ соглашается, что кормить умирающую бесполезно, и ест пельмени. Актер помогает Анне слезть с кровати и пройти в холл. Когда они проходят через дверь, входит хозяин Костылев, чуть не сбив их с ног. Он осматривает грязный подвал и говорит Клещу, что он занимает слишком много места и что впредь арендная плата будет повышена. Тогда Костылев украдкой спрашивает Ваську, была ли у него жена; он подозревает, что его жена Василиса спит с Васькой. Вор выходит из своей комнаты и ругает хозяина за неуплату долгов, говоря, что Костылев еще должен семь рублей за купленные часы. Приказав Костылеву немедленно предъявить деньги, Васька высылает его из комнаты. Остальные восхищаются храбростью Васьки и призывают его убить Костылева и жениться на Василисе, чтобы он мог стать помещиком. Васька решает, что он слишком мягкосердечен, чтобы быть помещиком, тем более что он подумывает отказаться от Василисы ради ее сестры Наташи. Сатин просит у Васьки двадцать копеек, которые тот ему дает.
Входит Наташа с бродягой Лукой, которого укладывают спать на кухне вместе с уже там троими. Лука начинает петь, но остальные возражают. Когда входит Василиса, она приказывает немедленно подмести пол. Она просит показать паспорт Луки, но у него его нет, поэтому остальные с большей готовностью принимают его. Медведев, милиционер и дядя Василисы, входит в подвал и начинает допрашивать Луку, но когда бродяга называет его сержантом, Медведев оставляет его в покое.
Той ночью Анна лежит на своей койке, пока идет шумная карточная игра. Лука ласково с ней разговаривает, и Клещ время от времени приходит проведать ее. Лука отмечает, что ее смерть будет тяжела для мужа, но Анна обвиняет Клеща в том, что она стала причиной ее смерти, и говорит, что она надеется на покой и мир после ее смерти.
Игроки в карты становятся громче, а Сатина обвиняют в жульничестве. Лука успокаивает их. Он сообщает Ваське, что тот сможет исправиться в Сибири, и уверяет Актера, что в санатории его можно вылечить от алкоголизма. Приходит Василиса и предлагает Ваське триста рублей убить Костылева. Васька знает, что он волен жениться на Наташе, которая оправляется от побоев, нанесенных ей ревнивой сестрой, и собирается отказаться, когда входит Костылев; Васька выталкивает его из погреба.
Лука все подслушал и предупреждает Ваську, чтобы он не имел ничего общего с Василисой. Лука видит, что Анна мертва, и Клеща приводят посмотреть на ее тело, которое он соглашается вынести на улицу. Актер начинает резвиться от радости, говоря, что решил поехать в санаторий. Лука сказал ему, что его можно вылечить даже за государственный счет.

Той ночью на заднем дворе, когда Наташа рассказывает толпе романтические истории, выходит Костылев и приказывает ей вернуться на работу. Входя, Василиса выливает Наташе на ноги кипяток. Васька пытается ее спасти и сбивает Костылева с ног, в результате чего в завязавшейся драке Костылев погибает. Василиса тут же обвиняет Ваську в убийстве. Наташа думает, что Васька убил Костылева ради Василисы.
Почувствовав беду, Лука исчезает. Васька ускользает от полицейского обыска, а Наташу отправляют в больницу, а остальные бомжи продолжают жить по-прежнему. Сатин жульничает в карты, а Барон пытается убедить остальных в своем былом достатке. Все они согласны с тем, что Лука был лжецом.
Во время ожесточенной ссоры с Настей Барон выходит на улицу. Сатин и остальные начинают петь, но обрываются, когда врывается барон с известием о самоубийстве актера, на что Сатин возражает: «Ты испортил песню, идиот».
История производства
[ редактировать ]Говорят, что персонажи «На дне» были вдохновлены обитателями Бугровского приюта для бездомных ( язык : Бугровская русский ночлежка ) в Нижнем Новгороде , который был построен в 1880–1883 годах старообрядческим зерноторговцем и меценатом Николаем . Александровича Бугрова в память о его отце А. П. Бугрове. Когда в 1902 году актеры МХАТ готовили спектакль к первому показу, Максим Горький снабжал их фотографиями нижегородской низости, сделанными известным местным фотографом Максимом Дмитриевым, чтобы добиться реалистичности игры и костюмов. . [2]
Киноверсии
[ редактировать ]- 1921: Японский фильм : Минору Мурата снял немой фильм « Души в дороге» (Rojō no Reikon), основанный на этой пьесе.
- 1936: Французский кинорежиссер Жан Ренуар снял одноименный фильм 1936 года .
- 1946: Индийский кинопродюсер и режиссер Четан Ананд начал свою карьеру режиссера в фильме «Нича Нагар» ( «Низкий город» ), который представлял собой экранизацию на хинди в индийской обстановке. Нича Нагар получила Золотую пальмовую ветвь (премию за лучший фильм, тогда известную как «Гран-при») на первом Каннском кинофестивале в 1946 году, став первым индийским независимым фильмом, получившим международное признание. [3] [4] [5]
- 1947: Китайский фильм «Ночная гостиница» (夜店) режиссера Хуан Цзолиня основан на китайской театральной адаптации Кэ Лина « На дне» . В фильме снимается шанхайский певец Чжоу Сюань .
- 1952: Спектакль МХАТа экранизирован советским режиссёром А. Фроловым совместно со студией «Мосфильм» как художественный фильм и выпущен в СССР .
- 1957: Японский кинорежиссер Акира Куросава адаптировал историю для фильма «Донзоко» ( «На дне» ) с Тосиро Мифунэ в главной роли , в котором персонажи были перенесены в периода Эдо Японию .
- 1966: Финский режиссер Микко Нисканен снял пьесу как телефильм на финском языке, но сохранил первоначальную обстановку.
Влияния
[ редактировать ]Пьеса Горького была признана оказавшей большое влияние на драму Юджина О'Нила 1946 года «Ледяной человек приходит» . [6] В сцене загона собаки из анимационного фильма Диснея 1955 года « Леди и бродяга » заключенный в тюрьму бездомный русский волкодав Борис цитирует отрывок из пьесы: «Несчастное существо должно найти еще более несчастное существо. Тогда оно будет счастливым». [7] [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Путеводитель по основным знаниям New York Times: настольный справочник для любознательных умов . Макмиллан. 2011. с. 62. ИСБН 9780312643027 .
- ^ Ольга Наумова (ноябрь 2005 г.). «Преследуемый театром» [«Его преследовал театр»]. Петербургский театральный журнал . № 42.
- ^ Гран-при Международного кинофестиваля (1939–54).
- ↑ История никогда не забудет Четана Ананда , 13 июня 2007 г.
- ↑ Создатель инновационных и значимых фильмов The Hindu , 15 июня 2007 г.
- ^ В. К. Хопкинс, «Ледяной человек, увиденный на нижних глубинах», College English, XI (ноябрь 1949 г.).
- ^ «Несчастное существо должно найти еще более несчастное существо | Звуковые клипы из фильма «Леди и бродяга» (1955) | Звуковые клипы из фильмов Диснея» . Movie-sounds.org . Архивировано из оригинала 12 ноября 2013 года . Проверено 13 января 2022 г.
- ^ Букер, М. Кейт (2010). Дисней, Пиксар и скрытые послания детских фильмов . АВС-КЛИО. п. 25. ISBN 9780313376726 .