На дне (фильм, 1957)
Нижние глубины | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Акира Куросава |
Автор сценария |
|
На основе | Нижние глубины от Максима Горького |
Продюсер: | Акира Куросава |
В главных ролях | |
Кинематография | Кадзуо Ямасаки |
Под редакцией | Акира Куросава |
Музыка | Масару Сато |
Производство компания | |
Распространено | Вон тот |
Дата выпуска |
|
Время работы | 124 минуты [ 1 ] [ 2 ] |
Страна | Япония |
Язык | японский |
«На дне» ( どん底 , Донзоко ) — японский фильм 1957 года режиссёра Акиры Куросавы по сценарию Хидео Огуни и Акиры Куросавы по пьесе «На дне» 1902 года Максима Горького . [ 1 ] Место действия фильма было изменено с России конца XIX века на Японию периода Эдо .
Сюжет
[ редактировать ]В ветхом многоквартирном доме Эдо пожилой мужчина и его ожесточенная жена сдают комнаты и кровати бедным. Жильцы — игроки, проститутки, мелкие воры и пьяные бездельники, борющиеся за выживание. Младшая сестра хозяйки, помогающая хозяевам в содержании, приводит старика и снимает ему постель. Кахей, который одевается как буддийский паломник, быстро принимает на себя роль посредника и дедушки, хотя вокруг него царит атмосфера таинственности, и некоторые жильцы подозревают, что его прошлое не является незапятнанным.
Сутекичи, вор и самопровозглашенный глава многоквартирного дома, заводит роман с хозяйкой дома Осуги, хотя постепенно переключает свое внимание на ее вспыльчивую сестру. Однако Окая мало о нем думает, что расстраивает Сутекичи и портит его отношения с Осуги. Ревнивая и мстительная Осуги пытается убедить Сутекичи убить ее мужа, чтобы она могла передать его властям. Сутекичи видит ее заговор и отказывается принимать какое-либо участие в убийстве. Муж узнает об этом, вступает в драку с Сутекичи и спасается только благодаря вмешательству Кахея.
Постепенно Окая начинает видеть хорошее в Сутекичи и начинает относиться к его заигрываниям с пониманием. Рокубей и Осуги избивают Окая, побуждая жильцов ворваться в их дом, чтобы спасти ее. Сутекичи приходит в ярость, узнав, как с Окая обошлись, и в последовавшем хаосе случайно убивает Рокубея, а затем Осуги обвиняет его в смерти ее мужа. Вместо того, чтобы защищаться, разъяренный Сутекичи утверждает, что она подтолкнула его к этому. Окая теперь считает, что они использовали ее, чтобы оправдать убийство. Теперь она не будет иметь ничего общего с Сутекичи. Кахей, чьи показания потенциально могли бы оправдать его, убегает, чтобы избежать дачи показаний, что усиливает подозрения, что ему есть что скрывать. Сутекичи и Осуги арестованы.
Другие сюжеты , некоторые из которых носят комический характер, включают жителей многоквартирного дома: игрока-нигилиста, который отвергает обнадеживающие мольбы паломника к другим обитателям; стареющий актер, потерявший способность запоминать реплики; ремесленник, который кажется безразличным к неминуемой смерти своей больной жены, но становится сломленным человеком, когда она наконец умирает; нищий, утверждающий, что происходит из самурайской семьи, только для того, чтобы это утверждение было опровергнуто; и группа пьяных тусовщиков, которые, кажется, радуются несчастью.
Бросать
[ редактировать ]Актер | Роль |
---|---|
Тосиро Мифунэ | Сутекичи (вор) |
Исузу Ямада | Осуги (хозяйка) |
Кёко Кагава | Окайо (сестра Осуги) |
Накамура Ганджиро II | Рокубей (муж Осуги) |
Кодзи Мицуи | Ёсисабуро (игрок) |
Каматари Фудзивара | Дандзюро (актер) |
Бокузен Хидари | Кахеи (паломник) |
Минору Чиаки | Тоносама (бывший самурай) |
Эйджиро Тоно | Томекичи (лудильщик) |
Акеми Нэгиши | Osen (the prostitute) |
Харуо Танака | Тацу (бондарь) |
Ацуши Ватанабэ | Куна (соратник борца) |
Ю Фуджики | Унокичи (сапожник) |
Китиджиро Уэда | Симадзо (полицейский агент) |
Эйко Миёси | Аса (жена Томекичи) |
Нидзико Киёкава | Отаки (продавец конфет) |
Фудзитаяма | Цугару (борец) |
Производство
[ редактировать ]Куросава собрал актерский состав из лучших актеров японского кино, репетируя их на съемочной площадке в течение 60 дней и снимая расширенные дубли на несколько камер, чтобы создать театральный эффект. Хотя съемочная площадка была намеренно грязной, Куросава ходил по ней только в домашней обуви, к удивлению актеров и съемочной группы; он объяснил, что, хотя оно и было грязным, оно все равно было «домом» для его персонажей. [ 3 ] [ 4 ]
Темы
[ редактировать ]В фильме исследуется ницшеанская тема о том, что буддизм (и религиозность в целом) граничит с нигилизмом. [ 5 ] представляя двух архетипических персонажей, паломника и игрока, которые разделяют удовлетворенность, контрастирующую с застенчивым экзистенциализмом других персонажей. Благодать паломника проистекает из веры в то, что ничто на Земле не имеет значения, потому что награды можно найти в загробной жизни; игрок также считает, что ничто не имеет значения, а скорее потому, что он отвергает религию и мораль, ища удовольствия от жизни, а не цели. Поскольку обе системы верований отвергают земные дела и приводят к удовлетворению, философы иногда связывают буддизм с нигилизмом; [ 6 ] В сюжетной арке Куросавы нигилистическому игроку удается пережить паломника, чьи обещания не выполняются и приводят к самоубийству персонажа, над которым игрок высмеивает. Этот фаталистический тон контрастирует с более гуманистическим подходом Куросавы в других фильмах и считается причиной неоднозначной реакции фильма после его выхода в Японии. Кроме того, такое открытое изображение забитых, безнадежных персонажей (хотя и из другой эпохи) было редкостью в популярных средствах массовой информации Японии в начале послеоккупационной эпохи , которые пытались преуменьшить намеки на низший класс, борющийся с социальными изменениями, вызванными войной и ее последствиями. . [ 7 ]
Выпускать
[ редактировать ]«Нижние глубины» получили театральный релиз 17 сентября 1957 года Тохо . Он получил общий выпуск в Японии 1 октября 1957 года. [ 1 ]
Фильм был выпущен компанией Brandon Films с английскими субтитрами в США 9 февраля 1962 года. [ 1 ]
Награды
[ редактировать ]Исузу Ямада получила награду Kinema Junpo за лучшую женскую роль года (за фильмы « Центр города» и «Трон крови »).
Тосиро Мифунэ получил награду Mainichi Film Concours за лучшую мужскую роль (также за фильм «Даунтаун »).
Кодзи Мицуи получил премию «Голубая лента» и награду Mainichi Film Concours за лучшую мужскую роль второго плана (также за «Несбалансированное колесо »). [ 1 ]
Прием
[ редактировать ]В 2009 году фильм занял 36-е место в списке величайших японских фильмов всех времен по версии японского киножурнала Kinema Junpo . [ 8 ]
«Нижние глубины» имеют рейтинг 83% на сайте Rotten Tomatoes , основанный на мнениях шести критиков. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]- «На дне» — французский фильм Жана Ренуара 1936 года, также основанный на пьесе.
- «Души в дороге» — японский фильм 1921 года режиссёра Минору Мураты по одноименной пьесе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Гэлбрейт IV, Стюарт (2008). История Toho Studios: история и полная фильмография . Пугало Пресс . ISBN 978-1461673743 . Проверено 29 октября 2013 г.
- ^ «Купить билеты в кино на «На дне»» . Сайт БФИ . Проверено 20 января 2023 г.
- ^ «Донзоко (На дне)» . Чувства кино . Sensofcinema.com. 4 апреля 2010 г. Проверено 18 марта 2019 г.
- ^ Конрад, Дэвид А. (2022). Акира Куросава и современная Япония , 157 лет, Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co.
- ^ Моррисон, Роберт Г. (1997). Ницше и буддизм: исследование нигилизма и иронического сходства . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198238652 .
- ^ «Сострадание и смысл: выход за рамки нигилизма» . Буддийская дверь.нет . Буддийская дверь Global . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Соловьева, Ольга В. (2013). «На дне Куросавы Акиры: нищее кино на переломе времен». Журнал японского и корейского кино . 5 (1+2): 37–57.
- ^ «Величайшие японские фильмы по версии журнала Kinema Junpo (версия 2009 года)» . Архивировано из оригинала 11 июля 2012 года . Проверено 26 декабря 2011 г.
- ^ «На дне» . Гнилые помидоры . Проверено 3 июля 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- На дне в базе данных японских фильмов (на японском языке)
- Меньшие глубины на IMDb
- На более низких глубинах в AllMovie
- «На нижних глубинах» Акиры Куросавы, эссе Кейко Макдональд и Томаса Раймера из Criterion Collection
- фильмы 1957 года
- Драматические фильмы 1957 года
- Фильмы по произведениям Максима Горького
- Фильмы режиссера Акиры Куросавы
- Фильмы, написанные Масару Сато
- Фильмы, действие которых происходит в период Эдо
- Фильмы по сценарию Акиры Куросавы
- Фильмы по сценарию Хидео Огуни
- Японские черно-белые фильмы
- Японскоязычные фильмы 1950-х годов
- Фильмы Тохо
- Фильмы о помещиках