Ран (фильм)
Ран | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Акира Куросава |
Автор сценария |
|
На основе | Король Лир Уильям Шекспир |
Продюсер: |
|
В главных ролях |
|
Кинематография | |
Под редакцией | Акира Куросава |
Музыка | Тору Такемицу |
Производство компании |
|
Распространено |
|
Даты выпуска |
|
Время работы | 162 минуты |
Страны | |
Язык | японский |
Бюджет | 11–12 миллионов долларов |
Театральная касса | 19 миллионов долларов ( оценка ) |
Ран ( яп . 乱 , букв. « хаос или суматоха » ) — эпический исторический драматический боевик 1985 года, снятый, отредактированный и написанный в соавторстве с Акирой Куросавой . Сюжет заимствован из Уильяма Шекспира » «Короля Лира и включает в себя отрывки, основанные на легендах о даймё Мори Мотонари . В фильме Тацуя Накадай играет Хидэтору Ичимондзи, стареющего Сэнгоку периода военачальника , который решает отречься от поста правителя в пользу своих трех сыновей.
Как и большинство работ Куросавы 1970-х и 80-х годов, «Ран» представляет собой международное производство, в данном случае японско-французское предприятие, созданное компаниями Herald Ace , Nippon Herald Films и Greenwich Film Productions. Планирование производства прошло длительный период подготовки. Идея Рана пришла в голову Куросаве в середине 1970-х годов, когда он прочитал о Мотонари, который был известен тем, что у него было три очень преданных сына. Куросава придумал сюжет, в котором сыновья становятся антагонистами своего отца. Хотя фильм был во многом вдохновлен пьесой Шекспира « Король Лир» , Куросава начал использовать его только после того, как начал подготовку к «Рану» . После этой подготовки Куросава снял «Дерсу Узала» в 1975 году, а затем «Кагемушу» в начале 1980-х, прежде чем заручиться финансовой поддержкой для фильма «Ран» .
Ран был третьей встречей Куросавы с Шекспиром за всю его карьеру. В 1957 году Куросава поставил «Трон в крови » по мотивам шекспировского «Макбета» . В 1960 году он снял фильм «Плохой сон хорошо » по мотивам «Гамлета» . Несмотря на изменения обстановки и языка, все три фильма получили признание критиков.
Куросавы » — последняя эпопея , « Ран которую часто называют одним из его лучших достижений, и многие считают его одним из величайших фильмов, когда-либо созданных . При бюджете в 11–12 миллионов долларов это был самый дорогой фильм в истории японского кино на момент выхода . Предварительный просмотр «Рана» состоялся 31 мая 1985 года на Токийском международном кинофестивале , а затем его выпуск состоялся 1 июня 1985 года в Японии. Фильм получил высокую оценку за мощные изображения и использование цвета; Художник по костюмам Эми Вада получила премию Оскар за лучший дизайн костюмов за свою работу над «Ран» , а Куросава получил свою единственную в карьере номинацию на звание лучшего режиссера . Отличительная музыка к фильму , вдохновленная Густавом Малером , была написана Тору Такемицу .
Сюжет
[ редактировать ]Хидэтора Итимондзи, могущественный, но пожилой военачальник , решает разделить свое королевство между тремя сыновьями: Таро, Дзиро и Сабуро. Таро, старший, получит престижный Первый Замок и станет лидером клана Итимондзи, а Дзиро и Сабуро получат Второй и Третий Замки. Хидэтора должен сохранить титул Великого Лорда, а Дзиро и Сабуро должны поддержать Таро. Однако Сабуро изгнан после критики лекции своего отца о единстве. Слуга Хидэторы Танго также изгнан за защиту Сабуро.
После раздела земель Хидэторы между его оставшимися двумя сыновьями жена Таро, леди Каэде, все еще огорченная тем, что Хидэтора убил ее семью и забрал их землю, успешно убеждает его узурпировать контроль над всем кланом Ишимондзи. Когда Таро требует, чтобы Хидэтора отказался от своего титула, Хидэтора уходит и отправляется в замок Дзиро, только чтобы обнаружить, что Дзиро заинтересован только в использовании Хидэторы в качестве титульной пешки. Пока Хидэтора и его свита блуждают, Танго предупреждает Хидэтору о новом указе Таро: смерть тому, кто поможет его отцу. Хидэтора планирует укрыться в Третьем замке, который был оставлен войсками Сабуро (которые последовали за ним в изгнание) и захвачен генералом Таро Огурой. Хидэтора чувствует, что они могут легко взять Огуру, тогда как Кёами, придворный дурак , шутит о затруднительном положении Хидэторы, и Хидэтора кричит ему, чтобы тот остался, если он боится. Кёами и Танго остаются снаружи, в то время как Хидэтора и остальная часть его свиты укрываются в Третьем замке, который они находят незанятым.
Позже Хидэтора и его свита подвергаются нападению объединенных сил Таро и Дзиро - люди Таро «покинули» замок, чтобы соблазнить Хидэтору ложным чувством безопасности и устроить ему засаду. Таро убит пулей, выпущенной генералом Дзиро Курогане. Вся свита Хидэторы либо убита, либо совершает ритуальное самоубийство. Хидэторе позволяют выжить, и он впадает в безумие, уходя из разрушенного замка. Кёами и Танго, все еще верные Хидэторе, находят его и остаются, чтобы помочь. Хидэтору преследуют видения людей, которых он убил в прошлом. Они укрываются в крестьянском доме только для того, чтобы обнаружить, что его обитателем является Цурумару, брат леди Сью, жены Дзиро. Глаза Цурумару были выколоты силами Хидэторы, и он остался нищим из-за осады Хидэторы. После смерти Таро Дзиро становится Великим Лордом клана Ишимондзи и переезжает в Первый Замок. Леди Каэде манипулирует Дзиро, заставляя его завязать с ней роман, и требует, чтобы он убил леди Сью и вместо этого женился на ней. Дзиро приказывает Курогане сделать это, но тот отказывается, видя вероломство Каэде. Затем Курогане предупреждает Сью и Цурумару бежать. Танго встречает бывших шпионов и, прежде чем убить их, ему сообщают, что Дзиро рассматривает возможность посылки убийц за Хидэторой. Танго уезжает, чтобы предупредить Сабуро. По мере того, как его безумие нарастает, Хидэтора убегает на вулканическую равнину.
После того, как армия Сабуро входит на территорию Дзиро, чтобы найти Хидэтору, Дзиро поспешно мобилизует свою армию. После перемирия Сабуро узнает от Кёами о потенциальном местонахождении Хидэторы. После того, как Сабуро уходит, Дзиро атакует меньшие силы Сабуро, неся потери, и приказывает оставшимся силам отступить, узнав, что другая армия марширует на Первый Замок. Сабуро находит Хидэтору, который частично приходит в себя, и примиряется с Сабуро. Однако Сабуро убит одним из снайперов Дзиро. Хидэтора умирает от горя. Цурумару и Сью прибывают к руинам замка, но случайно оставляют после себя флейту, которую Сью дала ему, когда его изгнали. Она дает ему изображение Амиды Будды для защиты, пока она пытается вернуть флейту. Однако она никогда не возвращается.
Когда Первый Замок осажден, Курогане узнает о смерти Сью и противостоит Каэде. После того, как она признается, что ее заговор был местью клану Ишимондзи, ее убивает Курогане. Дзиро, Курогане и все люди Дзиро впоследствии погибают в бою. Похоронная процессия проводится по Сабуро и Хидэторе. Тем временем, оставшись один среди руин замка, Цурумару спотыкается, роняя изображение Будды Амиды, которое Сью дала ему. Фильм заканчивается отдаленным кадром, где Цурумару вырисовывается на фоне ландшафта замка на руинах.
Бросать
[ редактировать ]Актер | Характер | Король Лир аналог |
---|---|---|
Тацуя Накадай | Итимонджи Хидэтора ( 一Монджи Хидэтора ) | Король Лир |
Акира Терао | "Таро Такатора " Ишимонджи | Гонерилья |
Джинпачи Нэдзу | Ичимонджи « Дзиро » Масатора | Риган |
Дайсуке Рю | Итимондзи «Сабуро» Наотора ( Ichimonji Saburo Naotora ) | Корделия |
Миеко Харада | Леди 楓の方Каэде | Эдмунд |
Ёсико Миядзаки | Леди Сью ( последняя ) | Олбани |
Мансай Номура | Tsurumaru (鶴丸Цурумару | Глостер |
Хисаси Игава | Курогане ( железо ) | |
Питер | Кёами ( Безумный Ами ) | Дурак |
Масаюки Юи | Хираяма 平山 丹後Танго | Кент |
Кадзуо Като | Икома 生駒 勘解由Кагею | |
Джун Тазаки | Аябэ Сейджи ( Политика Аябэ ) | |
Хитоши Уэки | Фудзимаки 藤巻 信弘Нобухиро | Король Франции |
Производство
[ редактировать ]
«Ран» был последним эпическим фильмом Куросавы и, безусловно, самым дорогим. В то время его бюджет в 11–12 миллионов долларов сделал его самым дорогим японским фильмом в истории, в результате чего его прокат в 1985 году превысил бюджет его предыдущего фильма «Кагемуся» в 7,5 миллионов долларов . [2] [3] [4] Это японско-французское предприятие. [1] продюсерами Herald Ace , Nippon Herald Films и Greenwich Film Productions. Съемки начались в 1983 году. [5] 1400 униформ и доспехов, использованных для массовки, были разработаны художниками по костюмам Эми Вада и Куросавой и изготовлены вручную мастерами-портными в течение более двух лет. В фильме также использовалось 200 лошадей . Куросава любил снимать в пышных и обширных местах, и большая часть Рана была снята среди гор и равнин горы Асо , крупнейшего действующего вулкана Японии. Куросаве было разрешено снимать две самые известные достопримечательности страны — древние замки Кумамото и Химэдзи . Для замка семьи леди Сью он использовал руины построенного по индивидуальному заказу замка Адзуса, построенного съемочной группой Куросавы недалеко от горы Фудзи . [6] [7] [8] Третий замок Хидэторы, сгоревший дотла, представлял собой настоящее здание, которое Куросава построил на склонах горы Фудзи. В этом фрагменте не использовались миниатюры, и Тацуе Накадаю пришлось снимать сцену, где Хидэтора бежит из замка, за один дубль. [6] Куросава также снял сцену, в которой требовалось покрыть золотом все поле, но вырезал ее из окончательного фильма во время монтажа. В документальном фильме АК показаны съемки этой сцены.
Куросава часто снимал сцены тремя камерами одновременно, каждая с разными объективами и углами обзора. много дальних планов Было использовано и очень мало крупных планов . Несколько раз Куросава использовал статические камеры и внезапно помещал действие в кадр, вместо того, чтобы использовать камеру для отслеживания действия. Он также использовал переходы для продвижения определенных сцен, изменяя темп действия для достижения кинематографического эффекта. [9]
39-летняя жена Акиры Куросавы, Ёко Ягути , умерла во время съемок фильма. Он приостановил съемки на один день, чтобы оплакать, прежде чем возобновить работу. Его постоянный инженер звукозаписи Фумио Яногути также умер поздно во время производства в январе 1985 года. [10]
Экипаж
[ редактировать ]- Акира Куросава – режиссер, соавтор сценария
- Исиро Хонда - заместитель директора
- Кунио Нодзаки — помощник режиссёра
- Ичиро Ямамото — помощник режиссера
- Окихиро Йонеда — помощник режиссера
- Teruyo Nogami – production manager
- Такеджи Сано — освещение
- Ёсиро Мураки — художник-постановщик
- Синобу Мураки — художник-постановщик
- Эми Вада — дизайн костюмов
- Ичиро Минава — звуковые эффекты
Кадры взяты из The Criterion Collection . [11]
Разработка
[ редактировать ]Куросава задумал идею, которая стала Раном в середине 1970-х годов, когда он прочитал притчу о периода Сэнгоку военачальнике Мори Мотонари . Мотонари славился тем, что у него было трое сыновей, невероятно преданных и талантливых. Куросава начал представлять, что бы произошло, если бы они были плохими. [12] Хотя фильм в конечном итоге стал во многом вдохновлен Шекспира пьесой « Король Лир» , Куросава узнал о пьесе только после того, как начал предварительное планирование. [13] По его словам, истории Мори Мотонари и Лира слились воедино так, что он никогда не мог полностью объяснить. Сценарий он написал вскоре после съемок «Дерсу Узала» в 1975 году, а затем «дал ему поспать» на семь лет. [6] За это время он нарисовал раскадровки каждого кадра фильма (позже включенные в сценарий и доступные на диске Criterion Collection DVD- ), а затем продолжил поиск финансирования. После успеха фильма «Кагемуша» 1980-х годов , который он позже считал «генеральной репетицией» или «пробным прогоном» для Рана , Куросава наконец смог заручиться поддержкой французского продюсера Сержа Зильбермана . [14]
Куросава однажды сказал: «Хидэтора — это я», и в фильме есть свидетельства того, что Хидетора заменяет Куросаву. [15] Роджер Эберт соглашается, утверждая, что Ран «может быть так же важен для жизни Куросавы, как и пьеса Шекспира». [16] «Ран» был последним фильмом «третьего периода» Куросавы (1965–1985), времени, когда ему было трудно заручиться поддержкой своих картин, и он часто был вынужден искать иностранную финансовую поддержку. Хотя за первые два десятилетия своей карьеры он снял более двадцати фильмов, за эти два десятилетия он снял всего четыре. После того, как Куросава снял «Красную бороду» (1965), он обнаружил, что его считают старомодным, и больше не работал почти пять лет. Ему также пришлось конкурировать с телевидением, которое сократило аудиторию японских фильмов с 1,1 миллиарда в 1958 году до менее 200 миллионов к 1975 году. В 1968 году его уволили из фильма 20th Century Fox эпического «Тора!». Тора! Тора! по поводу того, что он называл творческими различиями, но другие говорили, что это перфекционизм, граничащий с безумием . Куросава вместе с тремя другими режиссерами пытался создать независимую продюсерскую группу, но его фильм 1970 года «Додеска-ден» провалился в прокате и обанкротил компанию. [17] Многие из его более молодых соперников хвастались, что с ним покончено. Год спустя, не имея возможности обеспечить какое-либо внутреннее финансирование и страдая от плохого здоровья, Куросава предпринял попытку самоубийства , порезав себе вены. Хотя он выжил, несчастья продолжали преследовать его до конца 1980-х годов. По словам Стивена Принса, лечение и предложение Мосфильма снять фильм в России ( «Дерсу Узала ») помогли Куросаве в конечном итоге «духовному выздоровлению». [18]
Куросава находился под влиянием Уильяма Шекспира пьесы « Король Лир » и заимствовал из нее элементы. [13] Оба изображают стареющего военачальника, который решает разделить свое королевство между детьми. У Хидэторы трое сыновей – Таро, Дзиро и Сабуро – которые соответствуют дочерям Лира Гонерилье , Регане и Корделии . В обоих случаях военачальник по глупости изгоняет любого, кто с ним не согласен, из гордости – в «Лире» это граф Кент и Корделия; в Ране это Танго и Сабуро. Конфликт в обоих случаях заключается в том, что двое детей лорда в конечном итоге восстают против него, а третий поддерживает его, хотя сыновья Хидэторы гораздо более безжалостны, чем Гонерилья и Риган. И Король Лир , и Ран заканчиваются смертью всей семьи, включая лорда.
Между этими двумя историями есть некоторые принципиальные различия. «Король Лир» — пьеса о незаслуженных страданиях, а сам Лир — в худшем случае дурак. Хидэтора, напротив, большую часть своей жизни был жестоким воином: человеком, который безжалостно убивал мужчин, женщин и детей ради достижения своих целей. [19] В Ране жертвами Хидэторы стали леди Каэде, леди Сью и Цурумару. Если в «Короле Лире» персонажу Глостера враги Лира выкололи глаза, то в «Ране» именно Хидэтора отдал приказ ослепить Цурумару. Роль Дурака была расширена до главного персонажа (Кёами). [9] Куросава был обеспокоен тем, что Шекспир не оставил своим героям прошлого, и хотел придать своей версии « Короля Лира» историю. [20]
Сложная и вариантная этимология слова «Ран», используемого в качестве названия, по-разному переводилась как «хаос», «бунт» или «восстание»; или означает «встревоженный» или «сбитый с толку».
Съемки
[ редактировать ]Съемки « Рана» начались в 1983 году. [5] На разработку и концепцию съемок военных сцен в фильме повлияли взгляды Куросавы на ядерную войну . По словам Майкла Уилмингтона, Куросава сказал ему, что большая часть фильма представляет собой метафору ядерной войны и тревог эпохи после Хиросимы . [21] Он считал, что, несмотря на весь технологический прогресс 20 века, люди научились только тому, как эффективнее убивать друг друга. [22] В Ране средством апокалиптического разрушения является аркебуза , раннее огнестрельное оружие, появившееся в Японии в 16 веке. Аркебузы произвели революцию в самурайской войне. Куросава уже затрагивал эту тему в своем предыдущем фильме «Кагемуся» , в котором кавалерия Такэда уничтожается аркебузами кланов Ода и Токугава .
В Ране битва на поле Хачиман является иллюстрацией этого нового вида войны. Аркебузиры Сабуро уничтожают кавалерию Дзиро и отгоняют его пехоту, вступая в бой с ней из леса, куда кавалерия не может рискнуть. Точно так же убийство Таро и Сабуро снайпером также показывает, как легко избавиться от отдельных героев на современном поле боя. Куросава также иллюстрирует эту новую войну с помощью своей камеры. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на враждующих армиях, он часто выносит фокальную плоскость за пределы действия, так что в фильме они предстают как абстрактные сущности. [23]
Кастинг
[ редактировать ]Описание Хидэторы в первом сценарии изначально было основано на Тосиро Мифунэ . [20] Однако роль была отдана Тацуе Накадаю , актёру, сыгравшему нескольких второстепенных и главных персонажей в предыдущих фильмах Куросавы, таких как Сингэн и его двойник в «Кагемуся» . Другими ветеранами Куросавы в Ране были Масаюки Юи (Танго), Дзинпачи Нэдзу (Дзиро) и Дайсуке Рю (Сабуро), все они были в Кагемуся . Для Акиры Терао (Таро) и Миеко Харады (Леди Каэде) «Ран» был их первым фильмом Куросавы, но они снова работали с ним в «Мечтах» . Хисаси Игава (Курогане), который ранее был в Додеска-дене Куросавы , снова появится в « Мечтах» и «Рапсодии» в августе . Куросава также нанял двух популярных артистов на роли второго плана: певца и танцора Шинноске «Питер» Икехата в роли верного дурака Хидэторы Кёами и комика-музыканта Хитоши Уэки в роли конкурирующего военачальника Нобухиро Фудзимаки. Было занято около 1400 статистов . [24]
Актерский стиль
[ редактировать ]Хотя большинство персонажей «Рана» изображены с использованием традиционных актерских приемов, два спектакля напоминают японский Но театр . Но — это форма японского традиционного театра, требующая высококвалифицированных актеров и музыкантов, где эмоции в основном передаются с помощью стилизованных традиционных жестов. Тяжелый призрачный грим персонажа Тацуи Накадая , Хидэторы, напоминает эмоциональные маски, которые носят традиционные исполнители Но. Язык тела того же персонажа также типичен для театра Но: длительные периоды статического движения и молчания, за которыми следует резкая, иногда резкая смена позиции. Характер леди Каэде также находится под влиянием Но. Обработка Но подчеркивает безжалостную, страстную и целеустремленную натуру этих двух персонажей.
Музыка
[ редактировать ]Крейг Лиси, писавший для Movie Music UK , так прокомментировал сильные стороны композитора саундтрека к фильму для целей Куросавы: « Тору Такемицу был выдающимся композитором музыки к фильмам в Японии, и Куросава заручился его участием в 1976 году, на ранних стадиях проекта. Их первоначальная концепция В партитуре использовалось татегоэ, стиль пения «пронзительным голосом» без инструментов. За прошедшие годы концепция Куросавы резко изменилась. Когда они начали производство, его желание изменилось на 180 градусов, и теперь он настаивал на мощной оркестровой партитуре в стиле Малере . Такемицу ответил тем, что многие называют его самым романтичным усилием, в котором удалось достичь идеального сочетания восточных и западных чувств». [25] [26]
Такемицу заявил, что на него существенно повлияла японская кармическая концепция ма , интерпретируемая как избыток энергии, окружающий обильную пустоту. Как заявил Лысый: «Такемицу руководствовался своими усилиями, которые лучше всего можно выразить японским словом ма , которое предполагает несоответствие пустоты, изобилующей энергией. Он рассказывал: «Моя музыка подобна саду, а я — садовник. Слушая мою музыку можно сравнить с прогулкой по саду и ощущением изменений света, узоров и текстур . » [26]
Этот проект был вторым из двух, которые позволили Куросаве и Такемицу сотрудничать, первым был «Додеска-ден» в 1970 году. Лысый резюмировал второй проект, заявив: «Сотрудничество между Куросавой и темпераментным Такемицу было непростым. Куросава постоянно присылал Такемицу заметки. , что только разозлило его, поэтому он часто посещал съемочную площадку, чтобы получить непосредственный чувственный опыт. Такемицу фактически ушел в отставку... К счастью, вмешался продюсер Масато Хара, помирился, и Такемицу вернулся к фильму. Спустя годы Такемицу рассказал. : «В целом, у меня до сих пор такое чувство… «О, если бы он оставил мне больше»… Но, глядя на это сейчас… Думаю, и так все в порядке. ' " [26]
Куросава изначально хотел, чтобы Лондонский симфонический оркестр исполнил партитуру для Рана , но после встречи с дирижером Хироюки Иваки из Симфонического оркестра Саппоро он пригласил Иваки и оркестр для ее записи. [27] Куросава заставил оркестр сыграть до 40 дублей музыки. [27] Продолжительность саундтрека составляет чуть больше часа, и он был переиздан в 2016 году после его первоначального выпуска в 1985 году компанией Silva Screen Productions. Его продюсировали Рейнольд да Силва и Дэвид Стоунер. [26]
Прием
[ редактировать ]Театральная касса
[ редактировать ]Выпущенный 1 июня 1985 года, он имел скромный финансовый успех в Японии. В Японии он заработал йен 2,51 миллиарда (12 миллионов долларов) — ровно столько, чтобы выйти на уровень безубыточности. [28] Во Франции, где он был выпущен 18 сентября 1985 года, на фильм был продан 813 081 билет. [29] собрав примерно 24 392 430 франков ( 2 439 243 доллара США ). [30]
В США, где он был выпущен в декабре 1985 года, фильм собрал 3 763 760 долларов за первые четыре недели проката. [31] Более поздние переиздания в период с 2000 по 2016 год собрали 528 357 долларов в США и Канаде. [32] в результате чего общий валовой доход в Северной Америке составил 4 292 117 долларов .
В Германии, где фильм вышел в прокат в 1986 году, было продано 222 862 билета. [33] сборы оцениваются в 735 440 евро. [34] ($714,912). [35] Фильм также собрал в Великобритании 18 692 доллара. [36] и 16 215 долларов в Португалии, [37] в результате чего общий предполагаемый доход от фильма составит примерно 19 481 179 долларов (что эквивалентно 55 000 000 долларов в 2023 году) во всем мире.
Критические обзоры
[ редактировать ]«Ран» получила признание критиков. Премьера фильма [38] На агрегатора рецензий сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 96% на основе 89 рецензий и среднюю оценку 9/10. Критический консенсус веб-сайта гласит: «Обширный эпический взгляд Акиры Куросавы на Короля Лира должен быть обязательным для просмотра поклонниками вестернов, фильмов о войне или исторических фильмов в целом». [39] На Metacritic фильм получил средневзвешенную оценку 97 из 100 по мнению 21 критика, что указывает на «всеобщее признание». [40]
Шон Леви из Portland Oregonian написал: «Во многих отношениях это самый роскошный фильм Куросавы, праздник цвета, движения и звука: учитывая, что в число его собратьев входят «Кагемуша» , «Семь самураев» и «Дерсу Узала », достижение выдающееся». [41] В статье для «Чикаго Сан-Таймс» Роджер Эберт сказал: « Ран — это великое, великолепное достижение». [42] В газете San Francisco Examiner Дж. Аллен Джонсон заявил: «Куросава сделал все возможное с Раном , его одержимость верностью и его любовь к экспрессионистским методам кино позволяли свободно передвигаться». [43]
В статье для San Francisco Chronicle Боб Грэм заявил: «В Ране ужасы жизни превращаются искусством в красоту. Наконец это настолько трогательно, что единственным подходящим ответом является молчание». [44] Джин Сискел , писавший для « Чикаго Трибьюн» , писал: «Физический масштаб Рана ошеломляет. Это почти как если бы Куросава говорил всем покупателям кассет в Америке, обыгрывая фразу Клинта Иствуда: «Давай, испорти себе ночь». » – подождите, чтобы увидеть мой фильм на маленьком экране и обмануть себя тем, каким может быть фильм». [45] Винсент Кэнби , писавший для «Нью-Йорк Таймс» , заявил: «Несмотря на большой физический размер и красоту, которая предполагает своего рода пьяный, варварский лиризм, Ран обладает ужасной логикой и ясностью моральной истории, увиденной крупным планом. мифа, который, будучи совершенно конкретным и особенным в своем времени и месте, остается вечным и бесконечно адаптируемым». [46]
Роджер Эберт присвоил фильму четыре звезды из четырех с расширенным комментарием: «Куросава (режиссируя «Рана ») часто, должно быть, ассоциировал себя со старым лордом, когда пытался снять этот фильм, но в конце концов он одержал победу, и У меня есть его изображение в 75 лет: три стрелы, связанные вместе». [47] Эберта величайших фильмов В 2000 году он был включен в список .
Известный резкий критик Джон Саймон из National Review написал: «Я считаю это почти полным провалом гения в старости». [48]
Михал Срагов, писавший для «Салона» в 2000 году, резюмировал шекспировское происхождение пьесы: «Лир Куросавы — это военачальник 16-го века, у которого есть три сына и карьера, усеянная завоеваниями. Гений Куросавы состоит в том, чтобы рассказать свою историю так, чтобы каждый шаг показал, насколько дико и это было дикое путешествие. В начале этот смелый, доминирующий персонаж, которого теперь зовут Хидэтора, является священным монстром, который хочет быть своего рода почетным военачальником. Он надеется передать власть своему старшему сыну, сохранив при этом свое окружение. и эмблемы командования. Он не учел амбиций своего преемника или манипулятивных навыков жены своего наследника, которая нападает на сексуальную и политическую слабость любого, кто вторгается в ее сферу». [13] В 2009 году фильм занял 59-е место в списке величайших японских фильмов всех времен по версии японского киножурнала Kinema Junpo . [49]
Похвалы
[ редактировать ]«Ран» был завершен слишком поздно, чтобы его можно было представить в Каннах, а его премьера состоялась на первом в Японии Токийском международном кинофестивале . [50] Куросава пропустил премьеру фильма, что разозлило многих представителей японской киноиндустрии. В результате он не был представлен в качестве заявки Японии на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Серж Зильберман пытался номинировать его как совместное французское производство, но потерпел неудачу. Однако американский режиссер Сидни Люмет помог организовать кампанию по номинации Куросавы на звание лучшего режиссера . [51]
«Ран» был номинирован на премию «Оскар» за художественную режиссуру , операторскую работу , дизайн костюмов (который он выиграл) и режиссуру Куросавы . Он также был номинирован на «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке . В Японии Ран явно не был номинирован на премию Японской академии в категории «Лучший фильм» . Тем не менее, он получил два приза за лучшую художественную режиссуру и лучшее музыкальное сопровождение, а также получил еще четыре номинации за лучшую операторскую работу, лучшее освещение, лучший звук и лучшую мужскую роль второго плана (Хитоши Уэки, сыгравший покровителя Сабуро, лорда Фудзимаки). Ран получил две награды Британской академии кино и телевизионных искусств за лучший фильм на иностранном языке и лучшего гримера, а также был номинирован на лучшую операторскую работу, лучший дизайн костюмов, лучший дизайн-постановщик и лучший адаптированный сценарий. Несмотря на ограниченный коммерческий успех на момент выхода в прокат, отзывы о фильме значительно возросли, и теперь он считается одним из шедевров Куросавы. [16]
Ран получил награды Национального совета кинокритиков за лучшую режиссуру и лучший иностранный фильм . [52] награда за лучший фильм и награда за лучшую операторскую работу (Такао Сайто, Сёдзи Уэда и Асакадзу Накаи) от Национального общества кинокритиков , награда за лучший фильм на иностранном языке от Нью-Йоркского кружка кинокритиков , награда за лучшую музыку (Тору Такемицу) и награду за лучший иностранный фильм от Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса , награду за лучший фильм и награду за лучшую операторскую работу от Бостонского общества кинокритиков , награду за лучший иностранный фильм от премии Amanda Awards от Норвегии, премию «Голубая лента» за лучший фильм. , награда за лучший европейский фильм от Bodil Awards , награда за лучший иностранный режиссер от премии Давида ди Донателло , премия Джозефа Плато за лучший художественный вклад, награда «Режиссер года» и награда «Фильм года на иностранном языке» от Лондонской премии Награды Critics Circle Film Concours, лучший фильм, лучшая мужская роль второго плана (Хисаси Игава) и лучший режиссер на киноконкурсе Майничи , а также награда OCIC на кинофестивале в Сан-Себастьяне . [53] [54]
В , проведенном Британским институтом кино в 2002 году, опросе Sight & Sound среди величайших когда-либо созданных фильмов, Ран занял 41-е место в рейтинге режиссеров. [55] занял 28-е место В 2007 году по опросу читателей The Guardian фильм в списке «40 величайших иностранных фильмов всех времен». [56] В 2018 году фильм был включен в BBC версии список 100 величайших фильмов на иностранном языке по 209 критиками из 43 стран мира. [57]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Ран (1985)» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 11 июля 2012 года . Проверено 13 июня 2017 г.
- ^ Хагопян, Кевин. "Заметки о фильме Института писателей штата Нью-Йорк - Ран" . Архивировано из оригинала 12 марта 2007 г. Проверено 8 июня 2017 г.
- ^ Кэнби, Винсент (22 июня 1986 г.). «Просмотр фильма: «Ран» меняет времена года» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Мэтьюз, Джек (11 декабря 1985 г.). «ПРИНЕРЖАТЬ И БЫТЬ ПРЕСЛЕДОВАН, КАК «РАН» ПРОПУСКАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА Оскар» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 23 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Гэлбрейт 2002 , стр. 569–576.
- ^ Jump up to: а б с Киёси Ватанабэ (октябрь 1985 г.). «Интервью с Акирой Куросавой о Ране». Позитив . 296 .
- ^ Новости MTV, «С 444-м днем рождения, Уильям Шекспир, сценарист», Марк Борн, 22 апреля 2008 г., [1] .
- ^ Саундтрек Рана . Замок Азуса указан как отдельный трек в выпуске саундтрека [2] .
- ^ Jump up to: а б RAN Куросавы. Архивировано 22 марта 2006 г. в Wayback Machine . Обзоры Джима .
- ^ Куросава 2008 , с. 128.
- ^ «Ран (1985) – Сборник критериев» . Критерий . Архивировано из оригинала 27 апреля 2021 года . Проверено 14 ноября 2021 г.
- ^ Пири, Джеральд (июль 1986 г.). «Акира Куросава» . Бостон Геральд .
- ^ Jump up to: а б с Срагов, Майкл (21 сентября 2000 г.). «Лир встречает энергетического вампира» . Салон.com .
- ^ «Ран Пресс-кит» . СинеФайлы . Орион Классика. 1985. С. 10, 17 . Проверено 15 августа 2022 г.
Теперь он рассматривает «Кагемушу» как своего рода «генеральную репетицию» РАН, попытку проработать темы и идеи и, возможно, даже продемонстрировать жизнеспособность масштабного исторического фильма. ... Куросава рассматривает КАГЕМУСХА как «пробный опыт» для более богато задуманного и более глубоко личного РАН.
- ^ «Ран» . «Фликсы» начинаются с эпопеи, вдохновленной Лиром . Проверено 9 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Эберт, Роджер. « Бег (1985). Архивировано 3 октября 2012 г. в Wayback Machine ». Великие фильмы Роджера Эберта, 1 октября 2000 г.
- ^ Принц 1999 , с. 5
- ^ Принц, Стивен (1991). Камера воина: кино Акиры Куросавы . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 260–261. ISBN 978-0-691-03160-6 .
- ^ Принц 1999 , с. 287
- ^ Jump up to: а б «Задайте вопросы экспертам». Отличные выступления. Куросава (DVD). OCLC 49757477 .
- ^ Уилмингтон, Майкл (19 декабря 2005 г.). «Песня Апокалипсиса» . Коллекция критериев.
- ^ Бок, Оди (4 октября 1981 г.). «Куросава о своем инновационном кино» . Нью-Йорк Таймс . п. 21.
- ^ Принс, Стивен (комментарий) (2005). Ран (Фильм). Северная Америка: Сборник критериев.
- ^ Конрад, Дэвид А. (2022). Акира Куросава и современная Япония , стр. 198-200, McFarland & Co.
- ^ Музыка для фильмов: Тору Такемицу (DVD). Sony Classical Основная классика. 1995.
- ^ Jump up to: а б с д Лыси, Крейг. « Музыка кино Великобритании » . Проверено 8 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Сила Сафо, признанная великими мастерами . Ёмиури Симбун (на японском языке). 1 июля 2007 года . Проверено 14 июня 2017 г.
- ^ «Ран» . tohokingdom.com . Проверено 16 июня 2017 г.
- ^ «Ран (1985)» . Кассовые сборы JP . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ Синглтон, Патрисия А. (сентябрь 1985 г.). «Путешествие: Путеводитель по Парижу для киноманов» . Чёрное предприятие . 16 (2). Эрл Г. Грейвс, Ltd.: 72. ISSN 0006-4165 .
- ^ Маклеллан, Джозеф (12 февраля 1986 г.). «Фильм Куросавы «Ран» — это японская версия «Короля Лира » . Солт-Лейк-Трибьюн . п. 12А . Проверено 19 апреля 2022 г. - через Newspapers.com .
- ^ «Ран» . Касса Моджо . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ «Беги (1985) — Европа» . Кассовые сборы JP . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ «Кинорынок» . Кино, телевидение и радио в ЕС: Статистика аудиовизуальных услуг (данные за 1980–2002 гг.) (изд. 2003 г.). Управление официальных публикаций Европейских сообществ . 2003. стр. 31–64 (61). ISBN 92-894-5709-0 . ISSN 1725-4515 . Проверено 23 мая 2020 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Исторические курсы валют с 1953 года с графиками и диаграммами» . fxtop.com . 1986 год . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ «Ран (переиздание 2016 г.)» . Касса Моджо . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ «Ран, Повелители войны — Португалия» . Числа . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ Луптон 2005 , с. 165.
- ^ «Ран (1985)» . Гнилые помидоры . Фанданго Медиа . Проверено 29 марта 2021 г.
- ^ «Ранские обзоры» . Метакритик . CBS Интерактив . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ Шон Леви, Обзор Рана , Портленд Орегониан , 1 декабря 2000 г., стр.26.
- ^ Эберт, Роджер (25 декабря 1985 г.). «Просмотр фильма: 'Беги' » . Чикаго Сан-Таймс .
- ^ Г. Аллен Джонсон. Обзор Рана , San Francisco Examiner .
- ^ Грэм, Боб (29 сентября 2000 г.). «Рецензия на фильм: «Беги» » . Хроники Сан-Франциско .
- ^ Сискель, Джин (25 декабря 1985 г.). «Рецензия на фильм: «Беги» » . Чикаго Трибьюн .
- ^ Кэнби, Винсент (22 июня 1986 г.). «Обзор фильма: «Ран» меняет времена года» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Эберт, Роджер (25 декабря 1985 г.). «Рецензия на фильм: «Беги» » . Чикаго Сан-Таймс .
- ^ Саймон, Джон (2005). Джон Саймон о фильме: критика 1982–2001 гг . Книги аплодисментов. п. 123.
- ^ «Величайшие японские фильмы по версии журнала Kinema Junpo (версия 2009 года)» . Архивировано из оригинала 11 июля 2012 года . Проверено 26 декабря 2011 г.
- ^ АП (июнь 1985 г.). «Токийский фестиваль откроется фильмом Куросавы» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Акира Куросава , 26 октября 2018 г. OCLC 49757477 .
- ^ «Награды Национального совета по обзору 1985 года» . НБР . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г.
- ^ «Ран» . Награды и номинации. 1 июня 1985 г.
- ^ Ньюман, Ник (6 января 2016 г.). Куросавы» « Бег » Чаплина и «Великий диктатор восстанавливаются в новых трейлерах» . Кинотеатр.
- ^ «Десять лучших по опросу Sight & Sound 2002, остальные участники списка режиссеров» . old.bfi.org.uk. Архивировано из оригинала 01 февраля 2017 г. Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ «По вашему выбору… величайшие зарубежные фильмы всех времен» . Хранитель . 11 мая 2007 г.
- ^ «100 величайших фильмов на иностранном языке» . bbc.com опубликовано 27 октября 2018 г. Проверено 27 октября 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Конрад, Дэвид А. (2022). Акира Куросава и современная Япония . МакФарланд и Ко. ISBN 978-1-4766-8674-5 .
- Гэлбрейт, Стюарт IV (2002). Император и волк: жизнь и фильмы Акиры Куросавы и Тосиро Мифунэ . Фабер и Faber, Inc. ISBN 0-571-19982-8 .
- Куросава, Акира (2008). Акира Куросава: Интервью . Университетское издательство Миссисипи. ISBN 978-1-57806-997-2 .
- Луптон, Кэтрин (2005). Крис Маркер: Воспоминания о будущем . Книги реакции. п. 165. ИСБН 1-86189-223-3 .
- Принц, Стивен (1999). Камера воина: Кино Акиры Куросавы (2-е, исправленное изд.). Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-01046-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Скачал на IMDb
- Сбежал в AllMovie
- Ран (на японском языке) в базе данных японских фильмов
- Ran Script – Стенограмма диалога : Стенограмма фильма из Script-O-Rama Дрю.
- Побежал за тухлыми помидорами
- Побежал в кассу Моджо
- Ран: Песня Апокалипсиса , эссе Майкла Уилмингтона из Criterion Collection
- фильмы 1985 года
- Драматические боевики 1980-х годов
- Японские боевики-драмы
- Японскоязычные фильмы 1980-х годов
- Фильмы Дзидайгэки
- Фильмы о самураях 1980-х годов
- Боевики, основанные на реальных событиях
- Фильмы по мотивам Короля Лира
- Фильмы режиссера Акиры Куросавы
- Фильмы, действие которых происходит в замках
- Фильмы по сценарию Акиры Куросавы
- Фильмы по сценарию Хидео Огуни
- Лауреаты премии BAFTA за лучший фильм на иностранном языке
- Фильмы, получившие премию Американской киноакадемии за лучший дизайн костюмов
- Фильмы Орион Пикчерз
- Фильмы, действие которых происходит в период Сэнгоку XVI века.
- Французские эпические фильмы
- Фильмы продюсера Сержа Зильбермана
- Фильмы по нескольким произведениям
- Фильмы, написанные Тору Такемицу
- Японские фильмы по пьесам
- Драматические фильмы 1985 года
- Премия Национального общества кинокритиков победителям за лучший фильм
- Японские фильмы 1980-х годов
- Французские фильмы 1980-х годов.
- Японские военные драмы
- Исторические эпические фильмы
- Японские эпические фильмы
- Фильмы об отношениях отца и сына
- Фильмы о братьях
- Фильмы о королях
- Фильмы о наследстве
- Военные эпические фильмы