Бешеный бык
Бешеный бык | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза Тома Юнга | |
Режиссер | Мартин Скорсезе |
Автор сценария | |
На основе | |
Продюсер: | |
В главных ролях | Роберт Де Ниро |
Кинематография | Майкл Чепмен |
Под редакцией | Тельма Скунмейкер |
Производство компании | Чартофф-Винклер Продакшнс, Инк. [1] |
Распространено | Объединенные художники |
Даты выпуска |
|
Время работы | 129 минут [2] |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 18 миллионов долларов [3] |
Театральная касса | 23,4 миллиона долларов [3] |
«Бешеный бык» — американский биографический спортивный драматический фильм 1980 года, снятый Мартином Скорсезе , с Робертом Де Ниро , Джо Пеши , Кэти Мориарти , Терезой Салдана , Фрэнком Винсентом и Николасом Коласанто в главных ролях в его последней роли в кино. Фильм является адаптацией мемуаров бывшего в среднем весе чемпиона по боксу Джейка ЛаМотты 1970 года « Бешеный бык: Моя история» . В нем рассказывается о карьере ЛаМотты, которого играет Де Ниро, его взлетах и падениях на боксерской сцене, а также его бурной личной жизни, наполненной яростью и ревностью.
Скорсезе поначалу не хотел развивать проект, но в конце концов ему понравилась история Ламотты. Пол Шрейдер переписал первый сценарий Мардика Мартина , а после этого Скорсезе и Де Ниро вместе внесли неуказанный в титрах вклад. До фильма Пеши был неизвестным актером, как и Мориарти, которого Пеши предложил на ее роль. Во время основных съемок каждая из сцен бокса была поставлена для определенного визуального стиля, и Де Ниро набрал примерно 60 фунтов (27 кг), чтобы изобразить ЛаМотту в последние годы после бокса. Скорсезе был внимателен к монтажу и микшированию фильма, ожидая, что это будет его последний крупный полнометражный фильм.
Премьера «Бешеного быка» состоялась 14 ноября 1980 года в Нью-Йорке, а в кинотеатрах он был показан 19 декабря 1980 года. Кассовые сборы фильма были невысокими в 23,4 миллиона долларов при бюджете в 18 миллионов долларов. После выхода фильм получил неоднозначные отзывы; хотя игра Де Ниро и монтаж получили широкое признание, они вызвали критику из-за жестокого содержания. Несмотря на неоднозначные отзывы, фильм был номинирован на восемь премий Оскар на 53-й церемонии вручения премии Оскар (вместе с «Человеком-слоном» как фильмом, номинированным больше всего на церемонии), включая «Лучший фильм» и «Лучший режиссер» , и выиграл две: «Лучший актер» за роль Де Ниро. (его второй «Оскар») и «Лучший монтаж» .
После выхода на экраны «Бешеный бык» получил высокую оценку критиков и теперь считается одним из величайших фильмов, когда-либо созданных . США для сохранения в Национальном реестре фильмов В 1990 году он стал первым фильмом, который в первый год его существования был выбран Библиотекой Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый». [4] [5] а Американский институт кино оценил его как четвертый величайший американский фильм всех времен .
Сюжет
[ редактировать ]В 1941 году Джейк ЛаМотта , молодой, многообещающий боксер среднего веса , терпит свое первое поражение от Джимми Ривза после спорного решения. Брат Джейка Джоуи обсуждает потенциальный шанс на титул чемпиона в среднем весе с одним из своих знакомых в мафии , Сэлви Баттсом, но он неоднократно отказывается от помощи мафии, желая выиграть чемпионат на своих условиях. Некоторое время спустя Джейк замечает пятнадцатилетнюю девочку по имени Вики в бассейне в своем районе Бронкса . В конце концов он поддерживает с ней отношения, хотя уже женат, а Вики несовершеннолетняя. В 1943 году Джейк побеждает Шугара Рэя Робинсона и через три недели проводит матч-реванш. Несмотря на то, что Джейк доминировал над Робинсоном во время боя, судьи неожиданно вынесли решение в пользу Робинсона, который, по мнению Джои, выиграл только потому, что он собирался в армию на следующей неделе . К 1945 году Джейк женится на Вики.
Джейк контролирует и властвует над Вики и постоянно беспокоится, что у нее есть чувства к другим мужчинам. Его ревность очевидна, когда он жестоко избивает своего следующего противника, Тони Джаниро , на глазах у Томми Комо, босса местной мафии , и Вики. Обсуждая победу с журналистами в Копакабане , Джоуи отвлекается, видя, как Вики подходит к столу с Сальви и его командой. Джоуи разговаривает с Вики, которая подразумевает, что она недовольна своим браком с Джейком. Под ошибочным впечатлением, что у Вики роман с Сальви, Джоуи злобно нападает на него в драке, которая выливается за пределы клуба. Позже Комо приказывает им извиниться, а Джоуи говорит Джейку, что, если он хочет получить шанс на чемпионский титул, который контролирует Комо, ему придется сначала нырнуть . Джейк намеренно проигрывает свой следующий матч Билли Фоксу , и его освистывают из здания после неудачного выступления. Вскоре после этого он, к его большому огорчению, отстранен от доски по подозрению в срыве боя. В конце концов его восстанавливают в должности, и в 1949 году он выигрывает титул чемпиона в среднем весе против Марсель Сердан .
Год спустя Джейк становится все более параноиком из-за того, что у Вики роман. Он спрашивает Джоуи, был ли у него с ней роман, что приводит Джоуи в ярость и заставляет его уйти. Позже Джейк спрашивает Вики, был ли у нее роман, в результате чего она саркастически признается, что занималась сексом с Джоуи, Сэлви и Томми. В приступе ярости Джейк, сопровождаемый Вики, идет к дому Джоуи и нападает на него на глазах у его жены Леноры и их детей, прежде чем сбить Вики без сознания. Позже Вики возвращается в их дом и угрожает уйти, но они примиряются. Защитив свой чемпионский пояс в изнурительном бою из пятнадцати раундов против Лорана Даутюя в 1950 году, он звонит своему брату после боя, чтобы загладить свою вину, но когда Джоуи предполагает, что Сальви находится на другом конце, и начинает оскорблять и ругаться в его адрес, Джейк молча вешает трубку. вверх. Отдалившись от своего брата, Джейк переживает спад своей карьеры и в конце концов проигрывает свой титул Шугару Рэю Робинсону в их последней встрече в 1951 году .
К 1956 году престарелый и полноватый Джейк вышел на пенсию и переехал с семьей в Майами . После того, как он не спит всю ночь в принадлежащем ему ночном клубе, Вики говорит ему, что хочет развода, а также полной опеки над их детьми. Она также угрожает вызвать полицию, если он приблизится к ним. Позже его арестовывают за то, что он познакомил несовершеннолетних девочек с мужчинами в своем клубе. Он безуспешно пытается подкупить себя, чтобы избежать уголовного дела, используя драгоценности из своего чемпионского пояса. В 1957 году он попадает в тюрьму, горестно сомневаясь в своем несчастье и плача от отчаяния. Вернувшись в Нью-Йорк в 1958 году, он встречает Джоуи, который неохотно принимает его объятия.
В 1964 году Джейк выступает в стендап-комедиях в различных клубах. За кулисами перед шоу ЛаМотта готовится к выступлению, ведя бой с тенью , цитируя сцены из «На набережной» и скандируя «Я босс», прежде чем выйти на сцену.
Бросать
[ редактировать ]- Роберт Де Ниро в роли Джейка Ламотты [6]
- Джо Пеши в роли Джои ЛаМотты [6]
- Кэти Мориарти в роли Вики ЛаМотта [6]
- Николас Коласанто, как Томми Комо [6]
- Тереза Салдана — Ленора ЛаМотта, вторая жена Джоуи [6]
- Фрэнк Винсент в роли Сальваторе «Сэлви Баттс» [6]
- Лори Энн Флакс — Ирма Ламотта, первая жена Джейка
- Марио Галло, как Марио
- Фрэнк Адонис, как Пэтси
- Джозеф Боно в роли Гвидо
- Фрэнк Топэм в роли Топпи
- Чарльз Скорсезе, как Чарли
- Джеральдин Смит в роли Джанет
- Кэнди Мур, как Линда
- Джеймс В. Кристи, как доктор Пинто
- Лаура Джеймс, как миссис Бронсон
- Питер Сэвидж в роли Джеки Керти
- Дон Данфи в роли самого себя
- Маккензи Уэстмор в роли Стефани ЛаМотта
- Джин ЛеБелл в роли диктора боя с Ривзом
- Шей Даффин - диктор ринга Janiro Fight
- Мартин Скорсезе — Барбизонский рабочий сцены (голос)
- Майкл Бадалукко — продавец фонтана с газировкой
- Джон Туртурро в роли мужчины за столом в Вебстер-холле (в титрах не указан)
- Коли Уоллес в роли Джо Луиса [7]
Противники ЛаМотты
[ редактировать ]- Джонни Барнс в роли Шугара Рэя Робинсона
- Билл Ханрахан, как Эдди Иган
- Кевин Махон, как Тони Джаниро
- Эдди Мустафа Мухаммед в роли Билли Фокса
- Флойд Андерсон в роли Джимми Ривза
- Джонни Тернер в роли Лорана Даутюя
- Луи Рафтис в роли Марселя Сердана
Производство
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]«Бешеный бык» возник, когда Роберт Де Ниро прочитал автобиографию, на которой основан фильм , во время съемок второй части «Крестного отца» . Хотя Де Ниро был разочарован стилем письма книги, он был очарован персонажем Джейка ЛаМотты . Он показал книгу Мартину Скорсезе на съемках фильма « Алиса здесь больше не живет» в надежде, что тот рассмотрит этот проект. [8] Скорсезе неоднократно отказывался от возможности снять фильм, заявляя, что понятия не имеет, о чем фильм « Бешеный бык» , хотя часть текста он читал. Никогда не являвшийся спортивным фанатом, когда он узнал, чем ЛаМотта зарабатывал на жизнь, он сказал: «Боксёр? Я не люблю бокс... Даже в детстве я всегда думал, что бокс — это скучно... было чем-то, чего я не мог, не мог понять». Его общее мнение о спорте в целом таково: «Все, что связано с мячом, бесполезно». [9] Затем книгу передали Мардику Мартину, будущему соавтору сценария фильма, который сказал: «Проблема в том, что эта чертова вещь уже делалась сто раз — боец, у которого проблемы с братом и женой, и толпа преследует его». ". Де Ниро даже показал книгу продюсерам Роберту Чартоффу и Ирвину Винклеру , которые были готовы помочь только в том случае, если Скорсезе согласится. [10] Чуть не умер от передозировки наркотиков , Скорсезе согласился снять фильм не только ради спасения своей жизни, но и карьеры. Скорсезе начал очень лично относиться к истории Джейка ЛаМотты, и в ней он увидел, как боксерский ринг может быть «аллегорией всего, что вы делаете в жизни», что для него было параллелью кинопроизводства: «ты снимаешь фильмы, ты в деле». кольцо каждый раз». [11] [12] [13] [14]

Подготовка к фильму началась со съемок Скорсезе цветных 8-миллиметровых кадров, на которых Де Ниро боксирует на ринге. Однажды ночью, когда отснятый материал показывался Де Ниро, Майклу Чепмену и его другу и наставнику, британскому режиссеру Майклу Пауэллу , Пауэлл отметил, что цвет перчаток в то время мог быть только бордовым, бычьей крови или даже черным. . Это одна из причин, по которой Скорсезе решил снять «Бешеного быка» черно-белым. Другие причины заключались в том, чтобы отличить эту пленку от других цветных пленок того времени и признать проблему выцветания цветной пленки - проблему, которую признал Скорсезе. [15] [16] [17] Скорсезе посетил два матча в Мэдисон-Сквер-Гарден, чтобы помочь в своих исследованиях, уловив мелкие, но важные детали, такие как кровавая губка, а затем и кровь на веревках (которая позже будет использована в фильме). [17] Судя по кратким комментариям на обложке DVD «Бешеного быка» , Скорсезе не был — и до сих пор не является — поклонником спорта или бокса, которые он называет скучными. Когда он увидел, как пропитанные кровью губки опускают в ведро, он вспоминает, как подумал про себя: «И они называют это спортом».
Сценарий
[ редактировать ]Под руководством Чартоффа и Винклера Мардику Мартину было предложено начать писать сценарий. [18] По словам Де Ниро, United Artists ни при каких обстоятельствах не примет сценарий Мартина. [19] История была основана на видении журналиста Пита Хэмилла о стиле 1930-х и 1940-х годов, когда бокс был известен как «великий темный принц спорта». Однако Де Ниро не был впечатлен, когда закончил читать первый вариант. [20] «Таксиста» Примерно в августе 1978 года сценарист Пол Шрейдер был быстро привлечен к переписыванию сценария. [20] Некоторые из изменений, которые Шредер внес в сценарий, включали переписывание сцены с недоваренным стейком и включение ЛаМотты, мастурбирующей в камере во Флориде . Наконец был добавлен персонаж брата ЛаМотты, Джоуи, ранее отсутствовавший в сценарии Мартина. [19] [20] United Artists отметила значительное улучшение качества сценария. Однако его руководители, Стивен Бах и Дэвид Филд, встретились со Скорсезе, Де Ниро и продюсером Ирвином Винклером в ноябре 1978 года, чтобы сказать, что они обеспокоены тем, что контент будет иметь рейтинг X и не будет иметь шансов найти аудиторию. [15]
По словам Скорсезе, сценарий был оставлен ему и Де Ниро, и они провели две с половиной недели на острове Сен-Мартен, тщательно перестраивая содержание фильма. [11] Самым значительным изменением будет вся сцена, когда ЛаМотта чинит свой телевизор, а затем обвиняет жену в романе. Другие изменения включали удаление отца Джейка и Джоуи; уменьшение роли организованной преступности в истории и серьезное переписывание битвы ЛаМотты с Тони Джаниро. [21] [22] Они также отвечали за финальную сцену, где Ламотта один в своей гримерке цитирует сцену «Я мог бы быть претендентом» из « На набережной » . [22] отрывок из «Ричарда III» Рассматривался , но Майкл Пауэлл посчитал, что это будет плохим решением в контексте американского фильма. [11] По словам Стивена Баха, первые два сценариста (Мартин и Шрейдер) получат признание, но, поскольку за сценарий не было никакой оплаты гильдии сценаристов, работа Де Ниро и Скорсезе останется незамеченной. [22]
Кастинг
[ редактировать ]
Одной из визитных карточек Скорсезе был подбор множества актеров и актрис, плохо знакомых с этой профессией. [23] Де Ниро, который уже собирался сыграть Джейка ЛаМотту, начал помогать Скорсезе искать незнакомые имена, чтобы сыграть его экранного брата Джоуи и жену Викки. [24] [25] Роль Джои ЛаМотты была выбрана первой. Де Ниро смотрел малобюджетный телевизионный фильм « Коллекционер смерти», когда увидел в качестве идеального кандидата роль молодого профессионального преступника, которого сыграл Джо Пеши (тогда еще неизвестный актер, испытывающий трудности). До того, как ему позвонили Де Ниро и Скорсезе с предложением сняться в фильме, Пеши четыре года не работал в кино и работал в итальянском ресторане в Нью-Джерси .Роль Викки (в финальном фильме она была переименована в Вики), второй жены Джейка, вызвала интерес у всех, но именно Пеши предложил тогда еще неизвестную Кэти Мориарти из картины, которую он однажды увидел на дискотеке в Нью-Джерси . [25] И Де Ниро, и Скорсезе считали, что Мориарти, которому тогда было 18 лет, сможет сыграть эту роль после нескольких встреч с ней и замечания ее хриплого голоса и физической зрелости. Дуэту пришлось доказать Гильдии киноактеров , что она подходит на эту роль, когда Сис Корман показала 10 сравнительных фотографий Мориарти и настоящей Викки ЛаМотта, чтобы доказать, что у нее есть сходство. [25] Затем Мориарти предложили пройти кинопробу, с которой она справилась – отчасти благодаря некоторым импровизированным репликам Де Ниро – после некоторого замешательства, задаваясь вопросом, почему съемочная группа снимала ее дубль. Джо Пеши также убедил своего бывшего приятеля по шоу-бизнесу и коллегу по фильму «Коллекционер смерти» Фрэнка Винсента попробовать себя на роль Сэлви Баттса. После успешного прослушивания и кинопроб Винсенту позвонили и сказали, что он получил роль. [26] Чарльз Скорсезе , отец режиссера, дебютировал в кино в роли двоюродного брата Томми Комо, Чарли. [26]
В процессе тренировки бронксского акцента встречался с Ламоттой и его бывшей женой Викки и подготовки к своей роли Де Ниро несколько раз . Викки, жившая во Флориде , рассказывала истории о своей жизни с бывшим мужем, а также показывала старые домашние фильмы (которые позже вдохновили на создание аналогичного эпизода для фильма). [16] [27] Джейк ЛаМотта, с другой стороны, был его тренером вместе с Элом Сильвани в качестве тренера в клубе «Грамерси» в Нью-Йорке , приводя его в форму. Актер обнаружил, что бокс для него естественен; он выступал как боксер среднего веса, выиграв два из трех своих боев на бруклинском ринге, которого комментатор назвал «молодым ЛаМоттой». По словам Джейка ЛаМотты, Де Ниро входил в топ-20 лучших боксеров среднего веса всех времен. [16] [25]
Основная фотография
[ редактировать ]
По словам звукорежиссера Майкла Эвье, съемки фильма начались в Олимпийском зале Лос-Анджелеса 16 апреля 1979 года. Грипсы повесили огромные занавеси из черного пуветина со всех четырех сторон ринга, чтобы сдержать искусственный дым, широко используемый для визуального эффекта. . 7 мая производство переместилось в студию Калвер-Сити , сцена 3, и снималось там до середины июня. Во время съемок Скорсезе дал понять, что ему не нравится традиционный в фильмах способ показа боев с точки зрения зрителей. [17] Он настоял на том, чтобы одна камера, управляемая оператором-постановщиком Майклом Чепменом , была размещена внутри ринга, поскольку он будет играть роль противника, держащегося в стороне от других бойцов, чтобы зрители могли видеть эмоции бойцов, в том числе те, что у Джейка. [25] Точные движения боксеров должны были выполняться в виде танцевальных номеров из книги о преподавателях танцев в духе Артура Мюррея . Де Ниро использовал боксерскую грушу в центре ринга между дублями, прежде чем агрессивно приступить к следующей сцене. [25] [28] Первоначальный пятинедельный график съемок сцен бокса занял больше времени, чем ожидалось, что поставило Скорсезе под давление. [25]
По словам Скорсезе, производство фильма затем было остановлено примерно на четыре месяца, а вся съемочная группа получила зарплату, так что Де Ниро мог отправиться в запойное путешествие по северной Италии и Франции . [16] [28] Когда он вернулся в Соединенные Штаты, его вес увеличился со 145 до 215 фунтов (с 66 до 97 кг). [25] Сцены с более здоровенным Джейком ЛаМоттой, включающие в себя объявление о своем уходе из бокса и попадание ЛаМотты в камеру во Флориде, были завершены в преддверии Рождества 1979 года, между семью и восемью неделями позже, чтобы не усугублять проблемы со здоровьем, которые уже влияли на состояние здоровья Де Ниро. поза, дыхание и речь. [25] [28] [29]
По словам Эвье, сцена с участием Джейка в ночном клубе была снята в закрытом клубе Сан-Педро 3 декабря. Сцена с тряской головой в тюремной камере была снята на съемочной площадке, где Де Ниро просил минимальное количество съемочной группы – не было даже оператор стрелы.
Финальный эпизод, в котором Джейк Ламотта стоит перед зеркалом, был снят в последний день съемок и потребовал 19 дублей, из которых в фильме был использован только 13-й. Скорсезе хотел создать настолько холодную атмосферу, чтобы слова оказывали влияние, пока он пытается примириться со своими отношениями с братом. [11]
Постпродакшн
[ редактировать ]Монтаж « Бешеного быка» начался, когда производство было временно приостановлено, и завершился в 1980 году. [28] [30] Скорсезе работал с монтажером Тельмой Скунмейкер над окончательной версией фильма. Их главным решением было отказаться от идеи Шрейдера о том, что выступления ЛаМотты в ночном клубе переплетаются с воспоминаниями о его юности, и вместо этого они просто следовали примеру одного воспоминания, в котором остались только сцены, где ЛаМотта тренируется в стендапе, для бронирования фильма. [31] Звуковое сведение, аранжированное Фрэнком Уорнером, было деликатным процессом, занявшим шесть месяцев. [30] По словам Скорсезе, звук в «Бешеном быке» был трудным, потому что каждый удар, кадр камеры и вспышка были разными. Кроме того, возникла проблема с попыткой сбалансировать качество между сценами с диалогами и сценами, связанными с боксом (которые были сделаны в Dolby Stereo ). [28] «Бешеный бык» прошел тестовый показ перед небольшой аудиторией, в которую входили руководители United Artists Стивен Бах и Энди Олбек . Показ был показан в кинозале MGM в Нью-Йорке примерно в июле 1980 года. Позже Альбек похвалил Скорсезе, назвав его «настоящим артистом». [30]
По словам продюсеров Роберта Чартоффа и Ирвина Винклера, ситуация усугубилась, когда United Artists решила не распространять фильм, но никакие другие студии не заинтересовались, когда они попытались продать права. [30] Скорсезе не скрывал, что « Бешеный бык» станет его « голливудской лебединой песней», и во время постпродакшена он особенно заботился о правах на фильм. [12] Скорсезе пригрозил лишить его роли в фильме, если ему не разрешат разобрать катушку, которая скрывает название бренда виски, известного как « Катти Сарк », которое было слышно в одной из сцен. Работа была завершена всего за четыре дня до премьеры. [32]
В 2012 году «Бешеный бык» признала Гильдия киноредакторов лучшим фильмом в истории. [33]
Судебные разбирательства по авторским правам
[ редактировать ]Паула Петрелла, наследница Фрэнка Петрелло, чьи работы предположительно послужили источником для фильма, в 2009 году подала иск о нарушении авторских прав на основании продления авторских прав на фильм MGM в 1991 году. В 2014 году Верховный суд постановил в деле Петрелла против Metro-Goldwyn-Mayer, Inc. , что иск Петреллы остался в силе после защиты MGM « лачей », правовой доктрины, которая защищает ответчиков от необоснованных задержек со стороны потенциальных истцов. Дело было возвращено в суды низшей инстанции, а это означало, что Петрелла могла получить решение по существу своего иска. [34] MGM договорилась с Петреллой в 2015 году. [35]
Прием
[ редактировать ]Театральная касса
[ редактировать ]Смесь насилия и гнева в сочетании с отсутствием надлежащей рекламной кампании привела к тому, что кассовые сборы фильма составили всего 23 миллиона долларов по сравнению с его бюджетом в 18 миллионов долларов. К моменту выхода из кинотеатров он заработал всего 10,1 миллиона долларов на прокате кинотеатров (что эквивалентно 31,4 миллиона долларов в 2023 году). [36] Скорсезе забеспокоился о своей будущей карьере и опасался, что продюсеры и студии могут отказаться финансировать его фильмы. [37] По данным Box Office Mojo , фильм собрал в отечественных кинотеатрах 23 383 987 долларов (что эквивалентно 72,6 миллионам долларов в 2023 году). [38]
Критический ответ
[ редактировать ]Когда премьера «Бешеного быка» состоялась в Нью-Йорке 14 ноября 1980 года, первый выпуск « Бешеного быка» был встречен неоднозначными отзывами, но позже фильм получил широкое признание критиков и широко считается одной из лучших работ Скорсезе. [30] [31]
На агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 92% на основе 149 рецензий со средней оценкой 9,00/10. Критический консенсус сайта гласит: «Возможно, лучший фильм Мартина Скорсезе и Роберта Де Ниро, « Бешеный бык» , часто больно смотреть, но это жгучая, мощная работа о несимпатичном герое». [39] Metacritic, присваивающий средневзвешенное значение, дал ему оценку 90 из 100 на основе 28 обзоров, что указывает на «всеобщее признание». [40]
Джек Кролл из Newsweek назвал «Бешеного быка» «лучшим фильмом года». [30] Винсент Кэнби из The New York Times сказал, что Скорсезе «снял свой самый амбициозный и лучший фильм», и похвалил дебютную игру Мориарти, сказав: «Либо она одна из кинонаходок десятилетия, либо мистер Скорсезе Свенгали . Возможно, и то, и другое». [41] [37] Time высоко оценил выступление Де Ниро, поскольку «большая часть « Бешеного быка» существует благодаря возможностям, которые он предлагает Де Ниро для демонстрации своего взрывного искусства». [37] Стивен Дженкинс из Британского института кино журнала Monthly Film Journal (BFI) сказал: « Бешеный бык может оказаться лучшим достижением Скорсезе на сегодняшний день». [37]
Похвалы
[ редактировать ]Церемония вручения премии «Оскар» состоялась на следующий день после того, как президента Рональда Рейгана застрелил Джон Хинкли , сделав это как попытку произвести впечатление на Джоди Фостер , сыгравшую девочку-проститутку в другом знаменитом фильме Скорсезе «Таксист » (в котором также снимался Де Ниро). [44] Из-за страха подвергнуться нападению Скорсезе пришел на церемонию в сопровождении телохранителей ФБР , замаскированных под гостей, которые выпроводили его до того, как было объявлено о вручении премии «Оскар» за лучший фильм (победителем стала картина Роберта Редфорда «Обыкновенные люди »).
Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса признала «Бешеного быка» лучшим фильмом 1980 года, а Де Ниро — лучшим актером. Национальный совет по обзору также признал Де Ниро лучшим актером и Пеши лучшим актером второго плана. Берлинский международный кинофестиваль выбрал «Бешеного быка» в качестве открытия фестиваля в 1981 году. [37]
2012 года Премия Института Параджанова-Вартанова была присуждена сценаристу Мардику Мартину «за мастерство пера в культовых американских фильмах « Злые улицы » и «Бешеный бык» . [45]
Наследие
[ редактировать ]К концу 1980-х годов «Бешеный бык» закрепил за собой репутацию современной классики . По результатам многочисленных опросов критиков он был признан лучшим фильмом 1980-х годов и регулярно упоминается как лучший фильм Скорсезе и один из лучших американских фильмов, когда-либо созданных. [46] Несколько видных критиков, в том числе Роджер Эберт , объявили фильм мгновенной классикой и воплощением более раннего обещания Скорсезе. Эберт назвал его лучшим фильмом 1980-х годов. [47] и один из десяти величайших фильмов всех времен. [48] США признала фильм «культурно, исторически и эстетически значимым» Библиотека Конгресса и в 1990 году он был выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов . [49]
«Бешеный бык» был включен журналом Time в список 100 фильмов всех времен . [50] Журнал Variety поставил этот фильм на 39-е место в списке 50 величайших фильмов. [51] «Бешеный бык» занял пятое место в Entertainment Weekly . списке 100 величайших фильмов всех времен по версии [52] Этот фильм вместе с «Похитителями велосипедов» и «Головокружением» занял 6-е место в опросе Sight & Sound 2002 года о величайших фильмах всех времен. [53] Если Sight & Sound за объединить списки режиссеров и критиков тот год, «Бешеный бык» получит наибольшее количество голосов среди всех фильмов, снятых с 1975 года. [54] В 2002 году Film4 провел опрос 100 величайших фильмов, в котором «Бешеный бык» занял 20-е место. [55] Halliwell's Film Guide Британский киногид поместил «Бешеного быка» на седьмое место в опросе, включившем их в «1000 лучших фильмов». [56] TV Guide также включил этот фильм в свой список 50 лучших фильмов. [57] Журнал Movieline включил фильм в свой список 100 лучших фильмов. [58] Леонард Малтин включил «Бешеного быка» в свой список 100 фильмов 20-го века, которые стоит посмотреть . [59] Видеодетектив также включил этот фильм в список 100 лучших фильмов всех времен. [60] Роджер Эберт назвал «превращение Роберта Де Ниро из холеного боксера в пузатого владельца ночного клуба в « Бешеном быке » одним из 100 величайших моментов в кино . [61] Национальное общество кинокритиков поставило его на 75-е место в списке 100 важнейших фильмов . [62] Журнал Rolling Stone поставил его на 6-е место в своем списке 100 индивидуалистических фильмов за последние 100 лет . [63]
По опросу читателей 1997 года, проведенному газетой LA Daily News, этот фильм занял 64-е место в списке величайших американских фильмов. [64] Гильдия писателей Америки назвала этот фильм 76-м лучшим сценарием всех времен. [65] «Бешеный бык» занял седьмое место в по версии Time Out Film Guide . списке «100 лучших фильмов столетия» [66] и он также занял 16-е место (с Лоуренсом Аравийским ) в опросе читателей 1998 года. [67] В 2008 году журнал Empire провел опрос « 500 величайших фильмов всех времен» , собрав голоса 10 000 читателей, 150 режиссеров и 50 кинокритиков, в котором «Бешеный бык» занял 11-е место. [68] Он также был включен в аналогичный список из 1000 фильмов по версии The New York Times . [69] В 2010 году Total Film включил этот фильм в число 100 величайших фильмов всех времен . [70] FilmSite.org , компания дочерняя American Movie Classics , включила «Бешеного быка» в свой список 100 величайших фильмов. [71] Кроме того, Films101.com поставил этот фильм на 17-е место среди лучших фильмов всех времен в списке 10 790 самых известных. [72]
В 2012 году Гильдия киноредакторов назвала этот фильм лучшим фильмом всех времен на основе опроса ее членов. [73] [74] По 2012 года Sight & Sound опросам он занял 53-е место среди лучших фильмов, когда-либо созданных по опросу критиков. [75] и 12-е место в опросе директоров. [76] Современники Скорсезе, такие как Фрэнсис Форд Коппола , регулярно включали его в свои списки любимых фильмов всех времен. В 2015 году «Бешеный бык» занял 29-е место в списке «100 величайших американских фильмов» BBC , по результатам голосования кинокритиков со всего мира. [77]
Признание Американского института кино
[ редактировать ]- 100 лет AFI... 100 фильмов : № 24 [78]
- 100 лет AFI... 100 острых ощущений : № 51 [79]
- 100 лет AFI... 100 фильмов (выпуск к 10-летию) : № 4 [80]
- 10 лучших по версии AFI : спорт №1 [81]
Саундтрек
[ редактировать ]Мартин Скорсезе решил собрать саундтрек из популярной в то время музыки, используя свою личную коллекцию 78-х . С помощью Робби Робертсона песни были тщательно выбраны так, чтобы они были теми, которые человек мог услышать по радио, у бассейна или в барах и клубах, и отражали настроение той конкретной эпохи. [82] [83] Некоторые тексты песен также можно было бы включить в диалоги. Интермеццо итальянского из «Сельской чести» композитора Пьетро Масканьи станет основной темой « Бешеного быка» после успешной попытки Скорсезе и редактора Тельмы Скунмейкер над вступительными названиями фильма. [83] В фильме были использованы еще две пьесы Масканьи: « Баркарола» и Сильвано «Интермеццо» ( «Сон Рэтклифа» ) Гульельмо Рэтклиффа . [84] Саундтрек на двух компакт-дисках был выпущен в 2005 году, спустя много времени после выхода фильма, из-за ранее возникших трудностей с получением прав на многие песни, которые Скорсезе выбрал из своих детских воспоминаний, когда он рос в Нью-Йорке.
Спор о продолжении
[ редактировать ]В 2006 году издание Variety сообщило, что Sunset Pictures разрабатывает комбинированный фильм-сиквел и приквел под названием « Бешеный бык 2: Продолжение истории Джейка ЛаМотты» , в котором рассказывается о жизни Ламотты до и после событий оригинального фильма, как сказано в одноименных мемуарах. . [85] Съемки начались 15 июня 2012 года, с Уильямом Форсайтом в роли старшего ЛаМотты и Моджаном Арией в роли младшей версии (до событий первого фильма). [86] В фильме режиссера Мартина Гиги также снимались Джо Мантенья , Том Сайзмор , Пенелопа Энн Миллер , Наташа Хенстридж , Алисия Уитт , Рэй Уайз , Гарри Хэмлин и Джеймс Руссо в роли Рокки Грациано . [87] [88] В июле 2012 года MGM , владельцы United Artists, подали иск против ЛаМотты и продюсеров нового фильма, чтобы заблокировать его выпуск. MGM утверждала, что имела право сделать любое разрешенное продолжение оригинальной книги, объясняя свое требование соглашением, которое ЛаМотта и соавтор Питер Сэвидж заключили с Чартофф-Винклер, продюсерами оригинального фильма. MGM утверждала, что ответчики публично заявляли, что фильм является продолжением оригинального фильма, что, по их словам, может «запятнать» репутацию оригинального фильма. [89] В августе 2012 года иск был урегулирован: продюсеры нового фильма переименовали его в «Бронксский бык» и согласились не продавать его как продолжение « Бешеного быка» . [90] Фильм вышел в 2016 году.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Бешеный бык» . Американский институт кино . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ «Бешеный бык» . Британский совет классификации фильмов . Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 года . Проверено 29 июля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Бешеный бык (1980) – Финансовая информация» . Числа . Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 года . Проверено 21 декабря 2014 г.
- ^ «Полный список Национального реестра фильмов» . Библиотека Конгресса . Архивировано из оригинала 31 октября 2016 года . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ Гамарекян, Барбара; Times, специально для Нью-Йорка (19 октября 1990 г.). «Библиотека Конгресса добавляет 25 наименований в Национальный реестр фильмов» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 4 октября 2020 года . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Эванс, Майк Создание Бешеного Быка 2006 стр.177.
- ^ «Коли Уоллес — шотландец» . Архивировано из оригинала 18 апреля 2019 года . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Бискинд, Питер, Беспечные наездники, Бешеные быки , 1999, стр. 254.
- ^ Бискинд, Питер Easy Riders, Raging Bulls 1998, стр. 378.
- ^ Бискинд, Питер, Беспечные наездники, Бешеные быки , 1998, стр. 315.
- ^ Перейти обратно: а б с д Томпсон, Дэвид и Кристи, Ян, Скорсезе о Скорсезе , стр. 76/77.
- ^ Перейти обратно: а б Фридман Лоуренс С. Кино Мартина Скорсезе , 1997, с. 115.
- ^ Фил Вильярреал. «Бешеный бык Скорсезе по-прежнему остается нокаутом», The Arizona Daily Star (Тусон, Аризона), 11 февраля 2005 г., стр. Е1.
- ^ Келли Джейн Торранс. «Мартин Скорсезе: рассказывание историй через фильм», The Washington Times (Вашингтон, округ Колумбия), 30 ноября 2007 г., стр. Е1.
- ^ Перейти обратно: а б Бискинд, Питер, «Беспечные наездники», «Бешеные быки» , 1998, с. 389.
- ^ Перейти обратно: а б с д Total Film, 100 величайших фильмов всех времен , стр. 180–181.
- ^ Перейти обратно: а б с Томпсон, Дэвид и Кристи, Ян, Скорсезе о Скорсезе , стр. 80.
- ^ Бискинд, Питер Easy Riders, Raging Bulls 1998, стр. 379.
- ^ Перейти обратно: а б Бискинд, Питер Easy Riders, Raging Bulls, стр. 384–385.
- ^ Перейти обратно: а б с Бакстер Джон Де Ниро Биография , стр. 186–189.
- ^ Бискинд, Питер Easy Riders, Raging Bulls , с. 390.
- ^ Перейти обратно: а б с Бакстер, Биография Джона Де Ниро , с. 193.
- ^ Эванс, Майк Создание бешеного быка , стр. 65.
- ^ Эванс, Майк Создание бешеного быка , стр. 61.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Бакстер, Джон Де Ниро. Биография, стр. 196–201.
- ^ Перейти обратно: а б Эванс, Майк, Создание «Бешеного быка» , стр. 65/66.
- ^ Бакстер, Джон, Де Ниро: Биография , стр. 192.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Томпсон и Кристи, Скорсезе о Скорсезе , стр. 83–84.
- ^ Бакстер, Джон, Создание бешеного быка , стр. 83.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бискинд, Питер Easy Riders, Raging Bulls 1999, стр.399.
- ^ Перейти обратно: а б Эванс, Майк. Создание «Бешеного быка» , стр. 90.
- ^ Бакстер, Биография Джона Де Ниро , с. 204.
- ^ «75 лучших смонтированных фильмов всех времен» . ИндиВайр . Гильдия киноредакторов. Февраль 2015. Архивировано из оригинала 14 марта 2017 года . Проверено 14 марта 2017 г.
- ↑ Эрик Гарднер, «Верховный суд разрешает наследнице «Бешеного быка» подать в суд на MGM за ущерб, причиненный авторскими правами». Архивировано 22 мая 2014 г., в Wayback Machine , The Hollywood Reporter , 19 мая 2014 г.
- ^ Гарднер, Эрик (5 апреля 2015 г.). «После Верховного суда MGM урегулировала спор о правах «Бешеного быка»» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 5 сентября 2015 года . Проверено 25 июня 2015 г.
- ^ Шпион (ноябрь 1988 г.). «Неудержимые» . Шпион: The New York Monthly . Нью-Йорк: Sussex Publishers, LLC: 90. ISSN 0890-1759 . Архивировано из оригинала 6 февраля 2021 года . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Эванс, Майк. Создание «Бешеного быка», стр. 124–129.
- ^ Бешеный бык в кассе Mojo
- ^ « Рецензии на фильм «Бешеный бык» , фотографии» . Гнилые помидоры . Архивировано из оригинала 13 октября 2010 года . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ « «Бешеный бык Рецензии на фильм » . Метакритик . Архивировано из оригинала 18 декабря 2010 года . Проверено 6 апреля 2020 г.
- ^ Кэнби, Винсент (14 ноября 1980 г.). «РОБЕРТ ДЕ НИРО В «БЕШЕНОМ БЫКЕ» (опубликовано в 1980 году)» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 28 января 2020 года . Проверено 9 января 2021 г.
- ^ «Номинанты и победители 53-й церемонии вручения премии Оскар (1981)» . oscars.org . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 7 октября 2011 г.
- ^ «Бешеный бык – база данных наград Американской киноакадемии» . АМПАС . Архивировано из оригинала 26 мая 2012 года . Проверено 28 июня 2007 г.
- ^ «Джон Хинкли-младший» . nd Архивировано из оригинала 19 января 2011 года . Проверено 23 декабря 2010 г.
- ^ «Мардик Мартин» . Институт Параджанова-Вартанова . 9 апреля 2018 года. Архивировано из оригинала 29 ноября 2020 года . Проверено 14 февраля 2021 г.
- ^ Уокер, 1000 лучших фильмов Джона Холливелла, The Ultimate Movie Countdown 2005, стр. 561.
- ^ «10 лучших списков Эберта: с 1967 года по настоящее время» . Чикаго Сан-Таймс . Архивировано из оригинала 8 сентября 2006 года . Проверено 23 октября 2010 г.
- ^ «Десять величайших фильмов всех времен Роджера Эберта» . Чикаго Сан-Таймс . Архивировано из оригинала 5 января 2011 года . Проверено 23 октября 2010 г.
- ^ Гамарекян, Барбара (19 октября 1990 г.). «Библиотека Конгресса добавляет 25 наименований в Национальный реестр фильмов» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 3 мая 2010 года . Проверено 22 июля 2009 г.
- ^ «100 фильмов за все время по версии журнала Time» . Время . Интернет-архив . 12 февраля 2005. Архивировано из оригинала 28 июня 2011 года . Проверено 23 октября 2010 г.
- ^ Томпсон, Энн. «Списки: снова 50 лучших фильмов всех времен» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 15 сентября 2010 года . Проверено 23 октября 2010 г.
- ^ «100 величайших фильмов всех времен по версии Entertainment Weekly» . Развлекательный еженедельник . Опубликовано AMC FilmSite.org . Архивировано из оригинала 31 марта 2014 года . Проверено 23 октября 2010 г.
- ^ «Десять лучших 2002 г. - опрос директоров» . Вид и звук . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 8 февраля 2012 года . Проверено 23 октября 2010 г.
- ^ «Обзор видео и звука 2002 года» . сайт Cinemacom.com . Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 9 июля 2011 г.
- ^ ФильмЧетверо . «100 величайших фильмов всех времен по версии Film Four» . AMC FilmSite.org . Архивировано из оригинала 31 марта 2014 года . Проверено 23 октября 2010 г.
- ^ «1000 лучших фильмов Холливелла» . Фильм «Майнджек». Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года . Проверено 23 октября 2010 г.
- ^ «50 величайших фильмов (на телевидении и видео)» . Телегид . AMC Киносайт . Архивировано из оригинала 31 марта 2014 года . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ 100 лучших когда-либо созданных фильмов. Архивировано 13 августа 2017 года на Wayback Machine Movieline , опубликовано AMC 's Filmsite . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ 100 фильмов ХХ века, которые стоит посмотреть. Архивировано 15 октября 2013 года в Wayback Machine Леонарда Малтина , опубликовано на AMC Filmsite сайте . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ 100 лучших фильмов всех времен. Архивировано 16 августа 2017 года на Machine AMC Wayback киносайте . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ 100 величайших моментов в кино. Архивировано 16 августа 2017 года на Machine AMC Wayback киносайте . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ 100 основных фильмов. Архивировано 16 августа 2017 года в Wayback Machine Национальном обществе кинокритиков , опубликовано на AMC Filmsite сайте . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ 100 фильмов Maverick за последние 100 лет. Архивировано 31 марта 2014 года в Wayback Machine Rolling Stone , опубликовано AMC 's Filmsite . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ Величайшие американские фильмы. Архивировано 9 августа 2011 года в Wayback Machine News , опубликовано AMC киносайтом L.A. Daily . Опубликовано 3 декабря 1997 г. Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ Гильдия писателей Америки, Запад . «101 лучший сценарий» . Архивировано из оригинала 13 августа 2006 года . Проверено 24 августа 2006 г.
- ^ 100 лучших фильмов. Архивировано 26 марта 2015 года в Wayback Machine Time Out , опубликовано AMC 's Filmsite . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ 100 лучших фильмов. Архивировано 18 июля 2014 года в журнале Wayback Machine Time Out , опубликованном AMC 's Filmsite . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ « по версии Empire 500 величайших фильмов всех времен » . Империя Журнал . Архивировано из оригинала 1 ноября 2013 года . Проверено 23 октября 2010 г.
- ^ 1000 лучших фильмов, когда-либо созданных. The New York Times через Интернет-архив . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ 100 величайших фильмов всех времен. Total Film из Интернет-архива . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ «100 величайших фильмов по версии Filmsite» . AMC FilmSite.org . Архивировано из оригинала 14 октября 2013 года . Проверено 23 октября 2010 г.
- ^ «Лучшие фильмы всех времен (10 790 самых известных)» . Films101.com. Архивировано из оригинала 4 ноября 2010 года . Проверено 23 октября 2010 г.
- ^ 75 лучших отредактированных фильмов CineMontage . Журнал Editors Guild Magazine, том 1, выпуск 3, Интернет-архив . Опубликовано в мае 2012 г. Проверено 15 августа 2017 г.
- ↑ 75 лучших отредактированных фильмов всех времен. Архивировано 14 марта 2017 года в Wayback Machine . Индивайр . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ Кристи, Ян , изд. (1 августа 2012 г.). «50 величайших фильмов всех времен» . Вид и звук (сентябрь 2012 г.). Британский институт кино . Архивировано из оригинала 1 марта 2017 года . Проверено 6 июня 2013 г.
- ^ «Топ-100 режиссеров» . Вид и звук . Британский институт кино . 2012. Архивировано из оригинала 9 февраля 2016 года.
- ^ «100 величайших американских фильмов» . Би-би-си . 20 июля 2015 года. Архивировано из оригинала 16 сентября 2016 года . Проверено 21 июля 2015 г.
- ^ «100 лет AFI... 100 фильмов». Архивировано 11 июня 2016 года в Wayback Machine . Американский институт кино . Проверено 23 октября 2010 г.
- ^ «100 лет AFI... 100 острых ощущений». Архивировано 25 декабря 2013 года в Wayback Machine . Американский институт кино . Проверено 23 октября 2010 г.
- ^ «100 лет AFI... 100 фильмов (выпуск к 10-летию)». Архивировано 9 января 2014 года в Wayback Machine . Американский институт кино . Проверено 23 октября 2010 г.
- ^ «10 лучших 10 по версии AFI» . Американский институт кино . Архивировано из оригинала 24 мая 2013 года . Проверено 23 октября 2010 г.
- ^ Томпсон, Дэвид и Кристи, Ян Скорсезе о Скорсезе, с. 83.
- ^ Перейти обратно: а б Эванс, Майк. Создание «Бешеного быка» , с. 88.
- ^ «Часто задаваемые вопросы 9. Что это за приятная музыка в Raging Bull?» . mascagni.org . Архивировано из оригинала 2 августа 2002 года . Проверено 26 февраля 2009 г.
- ^ Памела МакКлинток. «Картины заката в форме» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 15 мая 2010 года . Проверено 6 мая 2009 г.
- ^ « Бешеный бык 2» сейчас снимается . Слэшфильм . Архивировано из оригинала 17 июня 2012 года . Проверено 16 июня 2012 г.
- ^ « Бешеный Бык II» запущен в производство» . www.ifc.com . Архивировано из оригинала 20 июня 2012 года . Проверено 20 июня 2012 г.
- ^ «Канны: компания Main Street Films назначает в США даты съемок «Больших надежд» и «Бронксского быка» » . Крайний срок . 20 мая 2013. Архивировано из оригинала 19 июня 2013 года . Проверено 20 мая 2013 г.
- ^ Паттен, Д. «MGM подает иск «Бешеного быка 2» против Джейка ЛаМотты и продюсеров сиквела» . Архивировано 6 июля 2012 г. на Wayback Machine Deadline Hollywood (3 июля 2012 г.). Проверено 5 июля 2012 г.
- ^ Паттен, Доминик. «MGM урегулировала иск «Бешеного быка 2» изменением названия фильма» . Архивировано 3 августа 2012 г., на Wayback Machine Deadline Hollywood (1 августа 2012 г.). Проверено 2 августа 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бакстер, Джон (2006) [2002]. Де Ниро: Биография . Лондон: HarperCollins Entertainment. ISBN 978-0-00-653230-9 . OCLC 53460849 .
- Бискинд, Питер (1998). Беспечные наездники, бешеные быки . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-684-80996-6 .
- Эванс, Майк (2006). Создание Бешеного Быка . Лондон: ISBN Unanimous Ltd. 1-903318-83-1 .
- Скорсезе, Мартин (1996). Томпсон, Кристи; Дэвид, Ян (ред.). Скорсезе о Скорсезе . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-17827-8 . ОСЛК 35599754 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бернар, Джами (2002). «Бешеный бык» (PDF) . Список А: 100 важнейших фильмов Национального общества кинокритиков .
- Бешеный бык на IMDb
- Бешеный бык в каталоге художественных фильмов AFI
- Бешеный бык в базе данных TCM Movie
- Бешеный бык на FilmSite.org
- Бешеный бык в кассе Моджо
- Бешеный бык в Rotten Tomatoes
- Бешеный бык на Metacritic
- Бешеный бык в AllMovie
- Бешеный бык: Американский минотавр, эссе Робина Робертсона из The Criterion Collection
- Бешеный бык: Никогда меня не подводил, эссе Гленна Кенни из The Criterion Collection
- Бешеный бык» Эссе Дэниела Игана « в книге «Наследие американского кино: авторитетный справочник по знаковым фильмам в Национальном реестре фильмов» , A&C Black, 2010 г. ISBN 0826429777 , страницы 768–770.
- фильмы 1980 года
- Драматические фильмы 1980 года
- Американские фильмы 1980-х годов
- Биографические драмы 1980-х годов
- Англоязычные фильмы 1980-х годов
- Спортивные драмы 1980-х годов
- Американские биографические драматические фильмы
- Американские черно-белые фильмы
- Американские фильмы о боксе
- Победители BAFTA (фильмы)
- Биографические фильмы о спортсменах
- Культурные изображения американского народа
- Культурные изображения боксеров
- Культурные изображения Джо Луиса
- Фильмы о домашнем насилии
- Фильмы об итало-американской культуре
- Фильмы по мемуарам
- Фильмы Мартина Скорсезе
- Фильмы с участием актеров, удостоенных премии Оскар за лучшую мужскую роль
- Фильмы с участием лучшего драматического актера, получившего «Золотой глобус»
- Фильмы частично цветные
- Фильмы продюсера Ирвина Винклера
- Фильмы продюсера Роберта Чартоффа
- Действие фильмов происходит в Кливленде
- Фильмы, действие которых происходит в Майами
- Фильмы, действие которых происходит в Мичигане
- Фильмы, действие которых происходит в Нью-Йорке
- Фильмы, действие которых происходит в 1940-х годах.
- Фильмы, действие которых происходит в 1950-х годах.
- Фильмы, действие которых происходит в 1960-е годы.
- Фильмы, действие которых происходит в 1941 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1943 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1944 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1945 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1946 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1947 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1949 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1950 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1951 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1956 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1957 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1958 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1964 году.
- Фильмы об ожирении
- Фильмы, снятые в Лос-Анджелесе
- Фильмы, редактор которых получил премию Американской киноакадемии за лучший монтаж
- Фильмы по сценарию Пола Шредера
- Спортивные фильмы, основанные на реальных событиях
- Фильмы Юнайтед Артистс
- Фильмы Национального реестра фильмов США