Одержимость (фильм 1976 года)
Одержимость | |
---|---|
Режиссер | Брайан ДеПальма |
Автор сценария | Пол Шредер |
Рассказ |
|
Продюсер: | Джордж Литто |
В главных ролях | |
Кинематография | Вилмос Жигмонд |
Под редакцией | Пол Хирш |
Музыка | Бернард Херрманн |
Производство компания | Йеллоуберд Продакшнс |
Распространено | Снимки Колумбия |
Даты выхода |
|
Время работы | 98 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 1,4 миллиона долларов (оценка) |
Театральная касса | 4,5 миллиона долларов (аренда) |
«Одержимость» — американский в стиле неонуар психологический триллер 1976 года режиссёра Брайана Де Пальмы в главных ролях с Клиффом Робертсоном , Женевьевой Бюжо и Джоном Литгоу . Сценарий . написал Пол Шрейдер по рассказу Де Пальмы и Шредера Бернард Херрманн написал саундтрек к фильму перед своей смертью в 1975 году. Это история об известном бизнесмене из Нового Орлеана, которого преследует чувство вины после смерти его жены и дочери во время неудачной попытки его спасения. Спустя годы он встречает и влюбляется в молодую женщину, которая является точной копией его давно умершей жены.
И Де Пальма, и Шрейдер указали на » Альфреда Хичкока ( «Головокружение 1958) как на главный источник вдохновения для Одержимости» повествования и тематических проблем « . Сценарий Шредера был тщательно переписан и сокращен Де Пальмой перед съемками, в результате чего сценарист заявил о полном отсутствии интереса к последующему производству и выпуску фильма.
Завершенный в 1975 году, Columbia Pictures получила права на распространение, но потребовала внесения незначительных изменений, чтобы уменьшить потенциально спорные аспекты сюжета. Когда он, наконец, был выпущен в конце лета 1976 года, он стал первым значительным кассовым успехом Де Пальмы и получил неоднозначные отзывы критиков.
Сюжет
[ редактировать ]В 1959 году жизнь Майкла Кортленда, застройщика из Нового Орлеана , рушится, когда его юную жену Элизабет и маленькую дочь Эми похищают. Полиция рекомендует ему предоставить похитителям портфель из обычной бумаги, разрезанный на доллары, вместо требуемого выкупа, поскольку тогда похитители с большей вероятностью сдадутся, когда их загонят в угол, а не сбегут с наличными. Кортленд принимает этот план, что приводит к неудачной автомобильной погоне и впечатляющему взрыву, в результате которого погибают похитители и жертвы. Кортленд винит себя в смерти своей семьи.
Шестнадцать лет спустя, в 1975 году, Кортленд одержим своей покойной женой и часто посещает памятник, который он построил в ее память, точную копию церкви (Базилика Сан-Миниато-аль-Монте ) во Флоренции, Италия, где двое из они впервые встретились. Его деловой партнер Роберт ЛаСалль убеждает Кортленд поехать с ним в рабочую поездку во Флоренцию. Находясь там, Кортленд снова посещает церковь и находит молодую женщину по имени Сандра, похожую на его покойную жену. И без того слегка расстроенный Кортленд начинает ухаживать за Сандрой и изощренно пытается превратить ее в копию Элизабет.
Кортленд возвращается в Новый Орлеан с Сандрой, чтобы они могли пожениться. В первую брачную ночь Сандру похищают, и ее похитители оставляют записку, которая является точной копией послания похитителей шестнадцатилетней давности. На этот раз Кортленд решает доставить выкуп, хотя это приведет его к разорению, сняв огромные суммы со своих счетов и активов и передав свою долю в бизнесе с недвижимостью LaSalle. Это приводит его к открытию, что все, включая первоначальное похищение, было спроектировано ЛаСалле, чтобы контролировать состояние Кортленда, и что Сандра - сейчас направляющаяся в Рим со своей взяткой - была в этом с самого начала. Почти безумный Кортленд закалывает ЛаСалле и мчится в аэропорт.
Он идет в аэропорт, чтобы убить ее. Между тем, через воспоминания Сандры, когда ЛаСалль везет ее в аэропорт, зрителям становится известно, что Сандра - дочь Кортленда, Эми. После первоначального похищения ЛаСалль скрыл факт выживания Эми и отправил ее тайно жить к итальянскому смотрителю, который воспитал ее как свою собственную и назвал Сандрой. На протяжении многих лет ЛаСалль обманывал Сандру насчет Кортленда, убеждая ее, что Кортленд не смог предоставить выкуп, поскольку недостаточно любил ее. Сандра, которая полюбила Кортленд, пишет записку своему отцу, берет ножницы для кутикулы в ванную и перерезает себе запястья, пытаясь покончить жизнь самоубийством. Самолет возвращается в аэропорт. Камера переключается между Кортлендом, идущим к воротам, и Сандрой со связанными запястьями, которую дежурный толкает по вестибюлю к терминалу.
Кортленд видит ее и бежит к ней с пистолетом наготове. Охранник пытается остановить его, но Кортленд выбрасывает нагруженный деньгами портфель, рассыпая его содержимое. Сандра, увидев развевающиеся купюры, встает, бежит к нему, улыбается, прыгает к нему на руки и кричит: «Папа! Ты пришел с деньгами!» Она целует его, снова и снова зовя «папа», и камера быстро движется вокруг них, пока он смотрит на нее, сначала с недоумением, а затем с пониманием, когда он называет ее Эми и улыбается..
Бросать
[ редактировать ]- Клифф Робертсон в роли Майкла Кортленда
- Женевьева Бюжо в роли Элизабет Кортленд/Сандры Портинари
- Джон Литгоу в роли Роберта ЛаСалле
- Стокер Фонтелье, как доктор Эллман
- Стэнли Дж. Рейес в роли инспектора Бри
- Ванда Блэкман в роли Эми Кортленд
- Ник Фрейгер, как Фарбер
- Дон Худ, как Фергюсон
- Андреа Эстергази в роли Д'Аннунцио
- Дж. Патрик Макнамара в роли похитителя
- Сильвия Куумба Уильямс — горничная
- Реджис Кордик, как диктор
Производство
[ редактировать ]Де Пальма и Шрейдер придумали историю, сюжет которой был вдохновлен фильмом Альфреда Хичкока « Головокружение» , которым оба восхищались. Сообщается, что первоначальный сценарий Шредера под названием « Дежавю » был намного длиннее, чем финальный фильм, а кодовая часть продлилась еще на 10 лет дальше того места, где сейчас заканчивается фильм. Де Пальма в конечном итоге счел сценарий Шредера непригодным для экранизации из-за его длины, и переписал и сократил финал после того, как Шрейдер отказался внести запрошенные изменения. По словам Де Пальмы, «концовка Пола Шрейдера фактически стала еще одним актом одержимости. Я чувствовал, что это слишком сложно и не выдержит, поэтому я сократил его». [ 1 ] Бернард Херрманн, композитор фильма, согласился с тем, что от оригинального финала следует отказаться, сказав Де Пальме после прочтения версии Шредера: «Избавься от него - это никогда не сработает». [ 2 ] Шредер годами возмущался переписыванием Де Пальмы и утверждал, что потерял всякий интерес к проекту после внесения изменений. Шрейдер отметил, что «исходная история из трех частей завершается частью, действие которой происходит в будущем (1985). Моя первоначальная идея сценария заключалась в том, чтобы написать одержимую любовь, выходящую за рамки обычных ограничений времени». [ 3 ]
Де Пальма сказал: «Это очень расстроило Шредера: он думал, что я урезал его шедевр. С тех пор он никогда не был прежним». [ 1 ] Шрейдер заявил, что «будущий раздел был исключен из сценария по бюджетным причинам»; однако ходили слухи, что Бернард Херрманн предложил сокращения, когда работал над музыкой к фильму, потому что чувствовал, что последняя третья часть в будущем не сработает. [ 4 ] В 2011 году полный трехчастный сценарий Шредера был выпущен как часть Blu-ray Arrow Video.
После завершения работы над фильмом Бернард Херрманн считал его лучшим фильмом в своей музыкальной карьере. [ 5 ]
Руководители Columbia выразили беспокойство по поводу темы инцеста , особенно потому, что она изображалась в такой сильно романтизированной манере. Следовательно, в ключевой эпизод между Робертсоном и Буджолдом было внесено несколько незначительных изменений, в которых растворение и визуальная «рябь» были вставлены в свадебные и послесвадебные сцены, чтобы предположить, что завершение их брака произошло только в эпизоде сна. . Пол Хирш , редактор фильма, согласился с решением скрыть тему инцеста, отметив: «Я подумал, что было ошибкой втягивать инцест в то, что по сути было романтической тайной, поэтому я предложил Брайану: «Что, если этого никогда не произойдет? Что, если вместо того, чтобы поженить их, Майкл только мечтает о свадьбе. У нас есть этот кадр спящего Клиффа Робертсона. Мы могли бы использовать его, а затем перейти к свадьбе. И мы это сделали. Это стало проекцией его желаний, а не реальным фактом». [ 6 ]
В документальном фильме « Де Пальма » режиссер указал, что, по его мнению, главный недостаток фильма заключался в подборе актеров Клиффа Робертсона. Де Пальма чувствовал, что Робертсон не может сыграть страдания персонажа, и ему часто было трудно на съемочной площадке. Де Пальма неистово хвалил Буджолд, у которой, по его мнению, была более сложная роль, которую она сыграла превосходно, придав фильму эмоциональный резонанс, необходимый для проекта. [ 7 ]
Прием
[ редактировать ]Фильм имел неожиданный финансовый успех. Колумбия хранила фильм почти год, прежде чем отправить его в кинотеатры в конце августа, традиционно «собачьи дни» посещения кинотеатров. Obsession удалось получить достаточно положительных критических отзывов, чтобы вызвать интерес, и это принесло дистрибьютору более 4 миллионов долларов от проката внутри страны (США и Канада). [ 8 ]
Первоначальная критическая реакция на Obsession была неоднозначной. Роджер Эберт Брайана Де Пальмы написал: « Одержимость - это перенапряженная мелодрама, и это то, что мне нравится в ней больше всего ... Мне не просто нравятся такие фильмы; я наслаждаюсь ими. Иногда переутомление излишеств может быть само по себе наградой. Если бы «Одержимость » имела место было бы хоть немного тоньше, имело бы хоть немного больше смысла в какой-то скучной логической плоскости, это бы вообще не сработало». [ 9 ] В обзоре Variety она описана как «отличная романтическая и ненасильственная саспенс-драма… Сценарий Пола Шрейдера… представляет собой сложную, но понятную смесь предательства, мучений и эгоизма…» [ 10 ] В журнале «Time » Ричард Шикель назвал фильм «...изысканным развлечением... Фильм также с высокой мелодраматической выразительностью раскрывает некоторые узнаваемые человеческие истины: шок от внезапной утраты, панику при попытке возместить ущерб, скорбь и чувство вины, которые ослепляют». Главный герой видит множество подозрительных знаков, пытаясь искупить свою вину и получить шанс заново пережить свою жизнь. В каком-то смысле фильм предлагает зрителям возможность сделать то же самое — вернуться в более романтическую эпоху кино и простоту. трогательные удовольствия, в которых зрители лишены нынешнего антиромантического духа кино». [ 11 ] Другие рецензенты высоко оценили стильную операторскую работу Вилмоса Жигмонда , а красивая, очень романтическая партитура Бернарда Херрмана стала одной из самых известных в его выдающейся карьере, что принесло ему посмертную номинацию на премию Оскар (композитор умер в декабре 1975 года, через несколько часов после завершения саундтрек к фильму Мартина Скорсезе » «Таксист ). Национальный совет кинокритиков назвал «Одержимость» одним из десяти лучших фильмов 1976 года. [ 12 ]
Но некоторые критики жаловались, что фильм слишком явно представляет собой просто дань уважения «Головокружению» и не является оригинальным или достаточно интересным сам по себе как триллер. Полин Кель , обычно одна из величайших поклонниц Де Пальмы, назвала фильм «не более чем стильным упражнением, когда камера кружится вокруг небытия…» [ 13 ] Винсент Кэнби написал: «Откровенно говоря, «Одержимость» - это не головокружение , остроумное, сардоническое исследование Хичкока одержимости, которое действительно выходит за рамки материала, и это было не так уж плохо с самого начала. Сценарий Шредера ... наиболее эффективен, когда он наиболее романтичен. и прозрачен, когда пытается быть загадочным... Сюжет... таков, что вы, вероятно, очень рано разгадаете тайну." [ 14 ]
Спустя десятилетия Obsession репутация значительно улучшилась. По данным Rotten Tomatoes, фильм имеет рейтинг одобрения 73% на основе критики выборки из 26 рецензентов. Консенсус сайта гласит: « Одержимость страдает по сравнению с шедевром Альфреда Хичкока, который он отражает, но уникальная озабоченность режиссера Брайана Де Пальмы придает этому триллеру свой собственный навязчивый, извращенный отпечаток». [ 15 ]
Саундтрек
[ редактировать ]Саундтрек на компакт-диске, написанный и проведенный Бернардом Херрманном, доступен на лейбле Music Box Records. [ 16 ] На первом диске представлена «The Film Score», а на втором — «Оригинальный альбом саундтреков 1976 года». «Полная партитура фильма» была записана Пражским оркестром и хором под управлением Ника Рейна (Тадлоу, 2015). Он включает в себя второй диск Blu-ray CD с записью сеанса.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Чайлдс, Майк и Джонс, Алан. Журнал Cinefantastique , том 6, номер 1, 1977 г., стр. 4–13. «У ДеПальмы есть сила!»
- ^ Фентум, Билл. «Создание одержимости» . www.briandepalma.net. Архивировано из оригинала 27 октября 2006 г. Проверено 14 декабря 2006 г.
- ^ «Одержимость», эссе Брэда Стивенса, Arrow Blu-Ray, 2011 г.
- ^ «Одержимость: эссе» Брэда Стивенса, видео Arrow, Blu-Ray, 2011 г.
- ^ Би-би-си
- ^ Фентум, Билл. «Создание одержимости» . www.briandepalma.net. Архивировано из оригинала 27 октября 2006 г. Проверено 14 декабря 2006 г.
- ^ Документальный фильм "Де Пальма", 2016 г.
- ^ «Бизнес-данные для одержимости» . www.imdb.com . Проверено 15 июля 2006 г.
- ^ Эберт, Роджер. "Одержимость" . Чикаго Сан-Таймс . Проверено 9 октября 2022 г.
- ^ "Одержимость" . Разнообразие.com. 1 января 1976 г. Проверено 9 октября 2022 г.
- ^ Шикель, Ричард (16 августа 1976 г.). «Двойная опасность» . Время.com. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 15 июля 2006 г.
- ^ «Награды за 1976 год» . Национальный наблюдательный совет. Архивировано из оригинала 16 мая 2006 г. Проверено 15 июля 2006 г.
- ^ Кель, Полина. Из ее обзора «Проклятие» в журнале The New Yorker от 22 ноября 1976 года, перепечатанного в журнале When The Lights Go Down , Холт Райнхарт Уинстон, 1980 год. ISBN 0-03-056842-0
- ^ Кэнби, Винсент (2 августа 1976 г.). « Одержимость: детективный фильм Брайана Де Пальмы в Coronet» . Нью-Йорк Таймс, 2 августа 1976 г. Проверено 20 февраля 2011 г.
- ^ « Одержимость (1976)» . Гнилые помидоры . Проверено 21 февраля 2009 г.
- ^ Одержимость (2 компакт-диска)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1976 года
- детективные фильмы 1970-х годов
- Психологические триллеры 1970-х годов
- Американские детективные фильмы
- Американские психологические триллеры
- Фильмы «Колумбии Пикчерз»
- Фильмы о похищениях людей в США
- Фильмы режиссёра Брайана Де Пальмы
- Фильмы, написанные Бернардом Херрманном
- Фильмы, действие которых происходит в 1959 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1975 году.
- Фильмы, действие которых происходит в Новом Орлеане
- Фильмы, снятые в Новом Орлеане
- Фильмы об инцесте
- Фильмы по сценарию Пола Шредера
- Американские фильмы в стиле неонуар
- Фильмы, снятые во Флоренции
- Фильмы, действие которых происходит во Флоренции
- Англоязычные фильмы 1970-х годов
- Американские фильмы 1970-х годов