Печаль и жалость
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Печаль и жалость | |
---|---|
![]() Постер фильма | |
Французский | Горе и жалость |
Режиссер | Марсель Офюльс |
Написал |
|
Продюсер: |
|
Кинематография |
|
Под редакцией | Клод Войда |
Производство компании | |
Дата выпуска |
|
Время работы | 251 минута |
Страны | Франция Западная Германия Швейцария |
Языки | Французский немецкий Английский [1] [2] |
Театральная касса | $13,082 [3] [4] |
«Печаль и жалость» ( фр . Le Chagrin et la Pitié ) — двухсерийный документальный фильм Марселя Офюльса 1969 года о сотрудничестве правительства Виши и нацистской Германии во время Второй мировой войны . В фильме использованы интервью с немецким офицером, коллаборационистами и бойцами сопротивления из Клермон-Феррана . Они комментируют природу и причины сотрудничества, включая антисемитизм , англофобию , страх перед большевиками и советским вторжением, а также стремление к власти.
Название взято из комментария Марселя Вердье, фармацевта из Монферрата, Изер , который говорит, что «двумя эмоциями, которые я испытал больше всего [во время нацистской оккупации], были печаль и жалость».
Краткое содержание
[ редактировать ]В фильме исследуется реакция французов на немецкую оккупацию и причины их склонности к сопротивлению или сотрудничеству, основное внимание уделяется региону Овернь и городу Клермон-Ферран. События представлены примерно в хронологическом порядке, интервьюируемые появляются на протяжении обеих частей фильма. В фильме неоднократно используется песня Мориса Шевалье «Сметая облака». Шевалье был популярным артистом среди немецких оккупационных сил, и его обвиняли в сотрудничестве, хотя он утверждал, что предлагал поддержку сопротивлению, что отражает сложность реакции французов на оккупацию, показанную в фильме.
Часть 1: «Коллапс»
[ редактировать ]Первая часть фильма посвящена поражению Франции от Германии в 1940 году, первоначальной поддержке перемирия и правительства Петена , началу немецкой оккупации и первым проявлениям сопротивления. Предлагаются различные объяснения поражения, капитуляции и принятия правительства Виши Франции, при этом мнения различаются в зависимости от политических пристрастий и классового статуса опрошенных. Особое внимание уделено использованию антисемитизма Германией и Виши, в том числе обсуждению распространения во Франции немецкого пропагандистского фильма «Джуд Сюсс» (сцены из которого показаны). Также включено расширенное интервью с французским еврейским политиком и офицером Пьером Мендесом Франсом о суде над ним и тюремном заключении правительством Виши, а затем о побеге. Мендес Франс был арестован по сфабрикованному обвинению в дезертирстве после того, как покинул Францию на пароходе SS Le Masilia вместе с Пьером Вьено , Жаном Заем и Алексом Вильцером , когда они пытались воссоединиться со своей воинской частью, переехавшей в Марокко. В конце концов он сбежал из тюрьмы, чтобы присоединиться Войска Шарля де Голля , действовавшие за пределами Англии, позже занимал пост премьер-министра Франции в течение восьми месяцев с 1954 по 1955 год.
Часть 2: «Выбор»
[ редактировать ]Вторая часть посвящена движению различных фракций во Франции к более открытому сопротивлению немцам или сотрудничеству с ними. Обсуждаются партизанские действия и подпольные сети, а также расширение сотрудничества с властями Германии со стороны правительства Виши под руководством премьер-министра Франции Пьера Лаваля . Особое внимание уделено денатурализации и депортации французских евреев при Виши. В этой части представлено длинное интервью с Кристианом де ла Мазьером , французским аристократом, который был одним из 7000 французских молодых людей, сражавшихся на Восточном фронте в немецкой форме. Пока де ла Мазьер объясняет, как его консервативное воспитание и страх перед коммунизмом привели к его принятию фашизма, Офюльс накладывает аудиозапись речи Гитлера. Тем временем гид указывает на предметы, связанные с французской королевской семьей, во время экскурсии по замку де ла Мазьера.
Последний фрагмент второй части подробно описывает освобождение Франции и наследие сопротивления и коллаборационистов во Франции. Показаны кадры француженок, которые ассоциировались с бреющими головы немецкими солдатами, а собеседник описывает, как ее обвинили в разоблачении членов сопротивления, а затем подвергли пыткам со стороны предполагаемых участников перед судом.
Интервью
[ редактировать ]Интервью проводили Офюльс, Андре Харрис или Жорж Бидо с: [1]
- Жорж Бидо
- Маттеус Бляйбингер
- Чарльз Браун
- Морис Бакмастер
- Эмиль Кулодон
- Эммануэль д'Астье де ла Вижери
- Граф Рене де Шамбрун
- Кристиан де ла Мазьер
- Жак Дюкло
- Полковник Раймон Дю Жоншай
- Энтони Иден
- Марсель Фуше-Дельям
- Рафаэль Джеминиани
- Алексис Грейв
- Луи Грейв
- Жорж Ламиран
- Пьер Ле Кальвес
- Клод Леви
- Пьер Мендес Франция
- Эльмар Мишель
- Денис Рейк
- Анри Роша
- Пол Шмидт
- Эдвард Спирс
- Гельмут Тысяча
- Роджер Тунз
- Марсель Вердье
- Уолтер Варлимонт
Архивные кадры
[ редактировать ]В фильме вплетены архивные кадры с участием исторических личностей, в том числе:
Производство
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении : Я только что добавил этот раздел. Многие уже использованные источники подробно описывают эти детали. Не стесняйтесь помочь мне расширить его. Вы можете помочь, дополнив его . ( ноябрь 2018 г. ) |
Первоначально по заказу французского государственного телевидения создать двухсерийный документальный телевизионный фильм. [5] [ когда? ] фильм был запрещен после того, как Офулс отправил его на нанявшую его студию. [6]
Офулс снимал свой фильм в течение двух лет, собрав около 50 часов потенциально пригодного для монтажа материала. [7] Название взято из сцены, в которой молодая женщина спрашивает своего дедушку-фармацевта, что он чувствовал во время оккупации, и мрачный ответ - всего лишь две резкие эмоции. [8]
Выпускать
[ редактировать ]Мировая премьера фильма состоялась в Германии. [5] [ когда? ] Наконец, его показали во Франции в 1971 году, первоначально он был показан в кинотеатре Рив Гош в Париже как 16-миллиметровый фильм , где он стал хитом, а затем был увеличен до 35-миллиметрового отпечатка для показа в Paramount Elysees на Елисейских полях. . [9] Фильм был показан по французскому телевидению в 1981 году. [6] после запрета [10] из этой среды в течение многих лет. В 1969 году, после того как режиссер представил фильм нанявшей его студии, руководитель сети «заявил правительственному комитету, что фильм «разрушает мифы, которые все еще нужны народу Франции»». [6] Фредерик Бузи предполагает, что это произошло из-за того, насколько неудобно смотреть в лицо реальности коллаборационизма. Описывая реакцию французского консервативного истеблишмента на фильм: «Они тоже предпочли, чтобы об их роли мало говорилось, и в некотором смысле это нежелание более значимо, чем сопротивление экстремистов, поскольку они представляют столь большой сегмент общества». и в основном доминируют в современной политике». [5] Часто предполагается, что причиной было нежелание французов признать факты французской истории. Хотя это, возможно, и сыграло свою роль, основным инициатором принятия решения была Симона Вейль , еврейская узница Освенцима, которая стала министром и первым президентом Европейского парламента на том основании, что фильм представлял слишком одностороннюю точку зрения. [11] [ нужны разъяснения ]
Первый DVD-релиз фильма во Франции состоялся в ноябре 2011 года. [8] В Великобритании релизы для домашних СМИ включают DVD и Blu-Ray 2017 года от Arrow Academy, которые, среди дополнительного контента, включают длинное интервью Яна Кристи с Офулсом 2004 года . [12]
Прием
[ редактировать ]Откровенный подход « Печали и жалости» пролил свет на антисемитизм во Франции и поставил под сомнение идеализированную коллективную память нации в целом. [13] [14] В 2001 году Ричард Транк, документалист Центра Симона Визенталя , охарактеризовал его как «фильм о морали, исследующий роль обычных людей». [10]
Во Франции после выхода на экраны коммунисты, социалисты и «независимые группы» отнеслись к фильму благосклонно; однако крайне правые не одобрили это из-за происхождения режиссера. [5] Некоторые французские критики назвали фильм непатриотичным. [6] Фильм также подвергся критике за то, что он был слишком избирательным и что режиссер был «слишком близок к изображенным событиям, чтобы обеспечить объективное исследование того периода». [5] [15]
В Соединенных Штатах журнал Time дал положительную рецензию на фильм и написал, что Марсель Офюльс «пытается разрушить буржуазный миф - или защитную искаженную память - которая позволяет Франции в целом вести себя так, как будто вряд ли кто-нибудь из французов сотрудничал с немцами». [16] Критик Роджер Эберт дал фильму четыре звезды из четырех и высоко оценил глубину и сложность человеческого портрета, которому каким-то образом все же удается избежать абстракции сотрудничества. [7]
Ретроспективно критические оценки становятся все более щедрыми. В статье для Los Angeles Times в 2000 году американский кинокритик Кеннет Туран назвал эту работу «монументальной» работой и «одним из самых сильных документальных фильмов, когда-либо созданных». [17] The Arts Desk (Великобритания) назвал его просто «величайшим документальным фильмом, когда-либо снятым о Франции во время Второй мировой войны». [12]
Похвалы
[ редактировать ]Во Франции фильм получил Гран-при Динарского фестиваля . [5] [ когда? ]
В США фильм был номинирован на премию Оскар в 1971 году за лучший документальный полнометражный фильм . [18] [19] [20] В том же году он получил специальную награду Национального общества кинокритиков . [21] «который назвал его «фильмом, вызывающим исключительный общественный интерес и признание». [10] назвал его лучшим фильмом на иностранном языке США В 1972 году Национальный совет кинокритиков . [22]
В Великобритании в 1972 году он получил премию BAFTA как лучшая иностранная телепрограмма. [23]
В популярной культуре
[ редактировать ]Вуди Аллена В фильме «Энни Холл» (1977) «Печаль и жалость» упоминается как сюжетный ход. Кинокритик Дональд Либенсон объясняет: «В одной из характерных сцен фильма Элви Сингер (Аллен) предлагает ему и Энни (Дайан Китон) пойти посмотреть фильм. «У меня нет настроения смотреть четырехчасовой документальный фильм о нацистах. », - протестует Энни. В остром финале фильма Элви сталкивается с Энни, когда она идет на свидание, чтобы посмотреть фильм, что Элви считает «личным триумфом». [10] [24]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Печаль и жалость (1969)» . Bfi.org.uk. Британский институт кино . Архивировано из оригинала 14 марта 2016 года . Проверено 3 ноября 2018 г.
- ^ «Печаль и жалость (1971)» . Все кино . Проверено 3 ноября 2018 г.
- ^ «Печаль и жалость (2022)» . Касса Моджо . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ «Печаль и жалость (2022)» . Числа . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Бузи, Фредерик (зима 1973 г.). «Марсель Офюльс, печаль и жалость». Обзор Массачусетса . 14 (1): 177–186. JSTOR 25088330 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джеффрис, Стюарт (22 января 2004 г.). «Нация опозорена: почему Франция продолжает снимать фильмы, прославляющие Сопротивление и замалчивающие правду о сотрудничестве?» . Хранитель . Проверено 4 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эберт, Роджер (19 сентября 1972 г.). «Печаль и жалость» . РоджерЭберт.com . Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нойхофф, Эрик (18 ноября 2011 г.). «Печаль и жалость, Франция в темные годы» . «Фигаро» (на французском языке) . Проверено 8 июля 2019 г.
- ^ "Ophuls 'Collab' Парижский спальный вагон". Разнообразие . 12 мая 1971 г. с. 186.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Либенсон, Дональд (19 января 2001 г.). «Взгляд на «печаль и жалость» Франции во Второй мировой войне» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 3 ноября 2018 г.
- ^ Симона Вейль, Мемуары , Париж, 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барон Саския (27 июня 2017 г.). «DVD/Blu-ray: Печаль и жалость» . Отдел искусств . Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ Вайц, Маргарет Коллинз (1995). Сестры в Сопротивлении – Как женщины боролись за освобождение Франции в 1940–1945 годах . Нью-Йорк: John Wiley & Sons, Inc., с. 13. ISBN 978-0-471-19698-3 .
- ^ Грин, Наоми (1999). Пейзажи утраты: национальное прошлое в послевоенном французском кино . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 69–73. ISBN 978-0-691-00475-4 .
- ^ Хоффман, Стэнли (1972). «О «печали и жалости» » . Комментарий . Проверено 3 ноября 2018 г.
- ^ «Журнал TIME: Правда и последствия» . Время . 27 марта 1972 г. Архивировано из оригинала 1 марта 2009 года . Проверено 27 августа 2012 г.
- ^ Туран, Кеннет (7 июля 2000 г.). « «Печаль и жалость» все еще сильны и сильны» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ «Огорчение и жалость — актеры, съемочная группа, режиссер и награды» . Отдел кино и телевидения The New York Times . 2009. Архивировано из оригинала 19 мая 2009 года . Проверено 12 ноября 2008 г.
Выиграть специальную награду - Круг кинокритиков Нью-Йорка, 1972 г., Лучший иностранный фильм - Номинация Национального совета кинокритиков 1972 г., Лучший документальный полнометражный фильм - Академия кинематографических искусств и наук 1971 г.
- ^ «Официальная база данных наград Академии» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2013 г. Проверено 3 ноября 2018 г.
- ^ Петракис, Джон (14 июля 2000 г.). « Печаль: полный взгляд на то, как французы справлялись с нацистами» . Чикаго Трибьюн . Проверено 3 ноября 2018 г.
- ^ «Прошлые награды» . NationalSocietyOfFilmCritics.com . 2009 . Проверено 6 июля 2019 г.
- ^ «Лауреаты премии 1972 года» . Национальный совет по обзору кинофильмов . 2019 . Проверено 6 июля 2019 г.
- ^ «Печаль и жалость» . Bafta.org . Британская академия кино и телевизионных искусств . Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ « Энни Холл Сценарий фильма » . DailyScript.com . Проверено 27 января 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]




- Разговор режиссера Марселя Офулса с Томом Пауэрсом , опубликовано 8 октября 2015 г., получено 3 ноября 2018 г. - через YouTube .
- Sorrow and the Py , дата обращения 3 ноября 2018 г., через UniFrance .
- Обзор Роджера и Эберта , опубликовано 19 сентября 1972 г., проверено 4 ноября 2018 г.
- Печаль и жалость на IMDb
- Печаль и жалость в Rotten Tomatoes
- (на французском и английском языках) Файл свидетельских показаний - История сопротивления Страсбургского французского университета, переведенного в Клермон-Ферран.
- фильмы 1969 года
- документальные фильмы 1969 года
- Черно-белые документальные фильмы
- Документальные фильмы о Холокосте
- Документальные фильмы о Виши, Франция
- Англоязычные фильмы 1960-х годов
- Фильмы о французском Сопротивлении
- Фильмы Марселя Офюльса
- Французские документальные фильмы
- Французские военные фильмы
- Французскоязычные фильмы 1960-х годов
- Немецкоязычные фильмы 1960-х годов
- Культурные изображения Шарля де Голля
- Документальные фильмы о Второй мировой войне.
- Французские фильмы 1960-х годов.
- Энтони Иден