Бернард Натан
Бернард Натан | |
---|---|
![]() Бернард Натан Бернар Натан под судом (снято против его воли) | |
Рожденный | Натан Таннензафт или Натан Таненцапф 14 июля 1886 г. [1] |
Умер | 1942–1943 (56–57 лет) |
Причина смерти | Исполнение ? |
Бернар Натан (урожденный Натан Таннензафт ; 14 июля 1886–1942 гг.) [1] или 1943 год [2] ) — французско -румынский кинопредприниматель, режиссёр и актёр 1920-1930-х годов.
Натан работал в кино с юных лет, пройдя путь от киномеханика и химика до оператора и продюсера. [3] он приобрел крупнейшую французскую киностудию Pathé В конце концов , в 1929 году, незадолго до Великой депрессии, . Пате рухнул в 1935 году, а Натан стал объектом ложных и антисемитских обвинений в мошенничестве. [4] и в конечном итоге был осужден и заключен в тюрьму французскими властями. [5] [6] [3] В сентябре 1942 года Натан был депортирован в концентрационный лагерь Освенцим , где и был убит. [7] [8] [9] Однако Натан заложил основу современной киноиндустрии во Франции и помог произвести революцию в кинотехнологиях во всем мире. [6]
Личная жизнь
[ редактировать ]Натан родился Натан Таннензафт (возможно, Таненцапф) в еврейской семье в Яссах . [1] Румыния в 1886 году. В начале 1900-х годов он переехал во Францию, где работал в кино. В 1909 году он женился и впоследствии имел двоих детей. [3] Несмотря на то, что он был румыном, он вызвался сражаться на стороне Франции в начале Первой мировой войны . Он был дважды упомянут, ранен и награжден Военным крестом . [2] Демобилизовался в октябре 1918 г. в звании сержанта. [1]
В 1921 году он стал гражданином Франции и в какой-то момент сменил имя на «Бернар Натан». [5] [6] Его младший брат Эмиль Натан также переехал во Францию и стал кинопродюсером. [10]
Основная кинокарьера
[ редактировать ]В первые годы своего пребывания в Париже Натан работал киномехаником, химиком кинолаборатории, дизайнером титров, оператором и продюсером. Он был рекламным агентом Paramount Pictures в начале 1920-х годов. Но к 1929 году компания Natan's Rapid Film стала крупным продюсером и дистрибьютором фильмов. Его репутация была такова, что в 1924 году Натан стал членом исполкома Федерации предпринимателей кинематографии. К 1926 году его кинолаборатория пользовалась большим уважением, он основал маркетинговую фирму и построил две звуковые сцены . Натан также был кинопродюсером, помогая финансировать и производить фильмы на других студиях. [11] [7]
Захват Пате
[ редактировать ]В конце февраля 1929 года Бернар Натан приобрел продюсерский и выставочный бизнес Pathé , крупнейшей тогда французской кинокомпании. Он согласился объединить свою собственную студию Rapid Film (стоимость которой тогда составляла 25 миллионов франков ) с Pathé в обмен на акции на 50 миллионов франков. Остальные акции были куплены за счет финансирования консорциума банков, облигаций (которые должны быть оплачены доходами от Pathé) и 10-процентной доли в Pathé, принадлежащей банкам. После слияния Натан переименовал компанию в Pathé-Natan (иногда также называемую Pathé-Cinéma). [7] [8] [9]
Когда Натан взял на себя управление компанией, у Пате уже были серьезные финансовые проблемы. Основатель студии Шарль Пате несколько лет продавал активы, чтобы повысить ценность для инвесторов и сохранить стабильный денежный поток студии. Основатель компании даже продал имя Пате и торговую марку «Петух» другим компаниям в обмен на всего лишь 2 процента получаемых ими доходов. Натану не повезло, и он возглавил студию как раз в тот момент, когда Великая депрессия потрясла французскую экономику. [8] [9] [12]
Натан пытался стабилизировать финансовое положение Пате и внедрить на студии современные методы киноиндустрии. Натан приобрел еще одну киностудию, Société des Cinéromans , у Артура Бернеда и Гастона Леру , что позволило Пате расширить производство проекторов и электроники. Он также купил сеть кинотеатров Fornier и быстро расширил присутствие сети по всей стране. [7] [8] [9] [12] Однако французская пресса безжалостно критиковала Натана за его руководство Пате. Многие из этих нападок носили антисемитский характер и содержали завуалированные гомофобные намеки на предполагаемую сексуальность Натана. [6] [7] [12]
Пате-Натан преуспел под руководством Натана. В период с 1930 по 1935 год, несмотря на мировой экономический кризис, компания получила прибыль в 100 миллионов франков , произвела и выпустила более 60 художественных фильмов (столько же фильмов, сколько снимали в то время крупные американские студии). Он возобновил производство киножурнала Pathé News , который не выпускался с 1927 года. [12]
Натан также вложил значительные средства в исследования и разработки, чтобы расширить кинобизнес Пате. В 1929 году он подтолкнул Пате к созданию звукового кино . В сентябре студия выпустила свой первый звуковой художественный фильм « Три маски» , а месяцем позже – первую звуковую кинохронику. Натан также запустил два новых журнала, посвященных кино, Pathé-Revue и Actualités Féminines , чтобы помочь продвигать фильмы Пате и повышать потребительский спрос на кино. При Натане Пате также финансировал исследования Анри Кретьена , который разработал анаморфотную линзу (технологию, которая позже привела к созданию CinemaScope и других широкоэкранных форматов фильмов, распространенных сегодня). [7] [8] [9] [12]
Натан расширил деловые интересы Пате на другие отрасли связи, помимо кино. В ноябре 1929 года Натан основал первую во Франции телекомпанию Télévision- Baird -Natan. Год спустя он купил радиостанцию в Париже и сформировал холдинговую компанию (Radio-Natan-Vitus), чтобы управлять растущей радиоимперией. [8] [9] [12]
Крах Пате и тюремное заключение
[ редактировать ]В 1930 году, чтобы профинансировать дальнейшее расширение компании, совет директоров Пате (в который все еще входил Шарль Пате) проголосовал за выпуск акций на сумму 105 миллионов франков. Но с углублением депрессии во Франции было куплено только 50 процентов акций. Один из банков-инвесторов обанкротился из-за финансовых трудностей, не связанных с проблемами Пате, и Пате был вынужден довести дело до конца, купив несколько сетей кинотеатров, которые он больше не мог себе позволить. Хотя компания какое-то время продолжала получать прибыль (как отмечалось выше), в результате приобретений она потеряла больше денег, чем могла принести. [8] [9] [12]
В 1935 году французский коммерческий суд начал расследование счетов Пате. К 1936 году оно было признано банкротом, а Натан был уволен. [13] Французские власти выдвинули против Натана обвинения в мошенничестве , в том числе в финансировании покупки компании без какого-либо залога, в обмане инвесторов путем создания фиктивных подставных корпораций и в неэффективном финансовом управлении. Его также обвинили в том, что он скрыл свое румынское и еврейское происхождение путем смены имени. Шарль Пате восстал против него, заявив, что стал его жертвой.
В 1938 году Натан был арестован и заключен в тюрьму, так и не обретя свободу. В 1939 году ему было предъявлено обвинение и приговорен к 4 годам лишения свободы. [13] Это означало, что он находился в тюрьме, когда Франция пала под нацистами, в то время как другие еврейские кинематографисты смогли бежать из страны или скрываться. Второе обвинение было предъявлено в 1941 году, и вскоре после этого он был снова осужден. Его французское гражданство было лишено, что потребовало особых юридических маневров со стороны государства, поскольку он был натурализован в результате военной службы в Первой мировой войне, и не существовало юридических средств, чтобы сделать его апатридом. [8] [9] [12]
Споры о фильмах для взрослых
[ редактировать ]В 1911 году Натан и его коллеги были признаны виновными в создании эротических фильмов, он был заключен в тюрьму на короткое время и оштрафован на 1000 франков, но из-за его выдающихся результатов в боевых действиях в Первой мировой войне это позже было исключено из его послужного списка. [3] [14]
Некоторые источники утверждают, что карьера Натана в порнографии на этом не закончилась. Джозеф Слэйд предполагает, что Натан мог быть режиссером по крайней мере одного жесткого порнографического фильма в Румынии. [5] В период с 1920 по 1927 год он продюсировал и снялся как минимум в 20 жестких гетеросексуальных и бисексуальных фильмах. [15] Слэйд писал, что почти все французские порнографические фильмы того периода, включающие бисексуальный и гомосексуальный контент, были сняты Натаном. В том же источнике утверждается, что сам Натан был бисексуалом. [5] и участвовал в половом акте в фильмах «Современный менаж мадам Баттерфляй» (1920) и «Мэтрис дю капитан де Мейдо» (1924). Более того, Слэйд утверждал, что он привнес мазохизм во французский порнографический фильм. [6]
Заявления Слейда оспариваются историками французской организации «Независимые премьер-министра века», которые утверждают, что различные действующие лица, о которых идет речь, не являются Натаном и что обвинения на суде над Натаном и в «Пари-Матч» [4] связывать его с киноиндустрией для взрослых было ложью. [16] [17] В документальном фильме 2013 года «Натан» кадры из фильмов для взрослых, приписываемые Натану, сравниваются с официальными кадрами в голову и показано, что нескольких порноактеров приняли за Натана, но они ими не являются. [3] Джозеф Слэйд теперь признает, что есть основания сомневаться в том, работал ли Натан в порнографии когда-либо после 1910 года. [3]
Смерть
[ редактировать ]Вторая мировая война разразилась, когда Натан находился в тюрьме в ожидании суда, и нацистская Германия завоевала Францию. После освобождения Натана из тюрьмы французское правительство передало его оккупационным властям Германии . В сентябре 1942 года его перевели из тюрьмы в лагерь Дранси , а вскоре после этого депортировали в концентрационный лагерь Освенцим . 25 сентября 1942 года [1] где предположительно он был убит в 1942 или 1943 году. [3] [12]
Важность для киноиндустрии
[ редактировать ]Важность Бернара Натана для французской киноиндустрии нельзя недооценивать. Он был пионером вертикальной интеграции во французской киноиндустрии и принял «американскую модель» кинопроизводства и проката, которая обеспечила основу французской киноиндустрии в 21 веке. [8] Он также принес телевидение во Францию и основал первый французский радиохолдинг и телекомпании. [9] [12] Pathé выжила в 1980-е годы в основном за счет доходов, полученных от компаний, купленных и интегрированных Натаном. [11] [7]
Под руководством Натана был разработан анаморфотный пленочный объектив. Анаморфотный объектив стал не только крупным достижением в области кинотехнологий, но и помог Голливуду выжить в первые годы существования телевидения. [18] [19]
До 2014 года не было публичного признания Натана во французской национальной киношколе La Fémis , несмотря на то, что в 1999 году она переехала в одну из его бывших студий. Мемориальная доска, посвященная его работе и его убийству в Освенциме, была открыта в декабре 2014 года. [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Россель-Киршен, Андре. «Бернар Натан» . Независимые люди первого века . Проверено 27 июля 2023 г. - через LIPS.org.
- ^ Jump up to: а б «Забытая жизнь » Süddeutsche Zeitung (на немецком языке). 15 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кэрнс, Дэвид и Дуэйн, Пол. Натан. Экранные работы, 2013
- ^ Jump up to: а б с Хатчинсон, Памела (14 декабря 2015 г.). «Нуждается в реабилитации: Бернар Натан, жертва Холокоста, спасшая киноиндустрию Франции» . Хранитель . Проверено 24 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Во, Томас (1996). Трудно представить . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-09998-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и Слэйд, Джозеф (лето – осень 1993 г.). «Бернар Натан: Легендарный порнограф Франции». Журнал кино и видео . 45 (2–3): 72–90. JSTOR 20688007 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Виллемс, Жиль (апрель – июнь 1995 г.). «Происхождение группы Пате-Натан и американской модели» . Двадцатый век . 46 : 98–106. дои : 10.3406/xxs.1995.3157 . Проверено 27 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Абель, Ричард (1999). Страх перед красным петухом: создание американского кино, 1900–1910 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-21478-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Абель, Ричард (1987). Французское кино: Первая волна 1915–1929 (изд. В мягкой обложке). Принстон: Издательство Принстонского университета . ISBN 0-691-00813-2 .
- ^ Россель-Киршен и Виллемс
- ^ Jump up to: а б Виллемс, Жиль. «Рапид-Фильм и его производственные подразделения». Патэ, Первая империя кино. Жак Кермабон, изд. Париж: Центр Жоржа Помпиду, 1994. ISBN 2-85850-793-7
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Виллемс, Жиль (1997). Бенгози, Пьер-Жан; Делаж, Кристиан (ред.). Происхождение группы Пате-Натан . Перевод де Кро, Аннабель. Париж: Харматтан, Коллекция Champs Visuals. Архивировано из оригинала 11 февраля 2012 года.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б «Возвращенное достоинство кинорежиссера Бернара Натана - Nonfiction.fr le portail des livres et des idées» . www.nonfiction.fr (на французском языке) . Проверено 10 января 2024 г.
- ^ Россель-Киршен и Виллемс, с. 168-169.
- ^ Трампбур, Джон (2007). Продажа Голливуда миру: борьба США и Европы за господство в мировой киноиндустрии, 1920–1950 гг . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета . п. 232.
- ^ Россель-Киршен, Андре и Виллемс, Жиль. «Бернар Натан по указанию «Пате-Синема». 1895 год . 21 (декабрь 1996 г.). Париж: AFRHC (Французская ассоциация истории кино).
- ^ Право на ответ. В центре внимания великий продюсер Бернар Натан , LIPS.org,
- ^ Бордвелл, Дэвид и Томпсон, Кристин. Киноискусство. 4-е изд. Нью-Йорк: МакГроу-Хилл, 1993. ISBN 0-07-006446-6
- ^ Монако, Джеймс. Как читать фильм: искусство, технологии, язык, история и теория кино и медиа. Преподобный изд. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета , 1981. ISBN 0-19-502806-6
Библиография
[ редактировать ]- О'Брайен, Чарльз. Преобразование кино в звук: технологии и стиль кино во Франции и США. Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета , 2005.
- Россель-Киршен, Андре и Виллемс, Жиль. «Бернар Натан по указанию «Пате-Синема». 1895. 21 (декабрь 1996 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1886 рождений
- Снимайте людей из Ясс
- 1942 смертей
- Пионеры французского кино
- французские кинорежиссеры
- Румынские кинорежиссеры
- Французские кинопродюсеры
- Румынские сценаристы
- Румынские сценаристы-мужчины
- Румынские кинематографисты
- Французские режиссеры порнографических фильмов
- Румынские режиссеры порнографических фильмов
- Французские актеры порнографических фильмов мужского пола
- Румынские актеры порнографического кино мужского пола
- Режиссеры бисексуальных порнографических фильмов
- Румыны, погибшие в концлагере Освенцим
- Узники и задержанные Франции
- Узники лагеря для интернированных Дранси
- Румынские евреи, погибшие во время Холокоста
- Румынские эмигранты во Франции
- Натурализованные граждане Франции
- Французские сценаристы XX века
- Французские сценаристы-мужчины
- Французские военнослужащие Первой мировой войны