Дикий ребенок
Дикий ребенок | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Франсуа Трюффо |
Автор сценария | Франсуа Трюффо Жан Грюо |
На основе | Меморандум и отчет о Викторе де л'Авероне Доктор Жан Марк Гаспар Итар |
Продюсер: | Марсель Бербер |
В главных ролях | Жан-Пьер Карголь Франсуа Трюффо Франсуаза Сенье Жан Дасте |
Кинематография | Нестор Альмендрос |
Под редакцией | Агнес Гиймо |
Музыка | Антонио Вивальди (Концерт для пикколо и струнных до мажор RV 443) |
Производство компания | Фильмы о каретах |
Распространено | Объединенные художники |
Даты выпуска |
|
Время работы | 85 минут |
Страна | Франция |
Язык | Французский |
Театральная касса | $800,000 [ 1 ] 1 674 771 поступление (Франция) [ 2 ] |
«Дикий ребенок» ( фр . L'Enfant sauvage , выпущенный в Великобритании под названием «Дикий мальчик» ) — французский фильм 1970 года режиссёра Франсуа Трюффо . В нем участвуют Жан-Пьер Карголь, Франсуа Трюффо, Франсуаза Сенье и Жан Дасте . В нем рассказывается история ребенка, который проводит первые одиннадцать или двенадцать лет своей жизни практически без контакта с людьми. Он основан на реальных событиях, касающихся ребенка Виктора Аверонского , о которых сообщил доктор Жан Марк Гаспар Итар . Во Франции было продано почти 1,5 миллиона билетов на фильм. [ 3 ]
Сюжет
[ редактировать ]Фильм открывается заявлением: «Эта история подлинная: она начинается в 1798 году во французском лесу».
Одним летним днем 1798 года обнаженного мальчика 11 или 12 лет (Жан-Пьер Карголь) находят в лесу в сельском округе Аверон на юге Франции. Женщина видит его и с криком убегает. Она находит охотников и сообщает им, что видела дикого мальчика. Они выслеживают его со сворой собак, которые преследуют его на дереве и нападают, когда он падает. Он отбивается от них, оставив одну собаку раненой, затем продолжает бежать и прячется в норе. Собаки продолжают следовать по его запаху и в конце концов находят его укрытие. Прибывают охотники и выгоняют его из норы, используя дым, чтобы перекрыть ему подачу воздуха. После того, как он выходит, мужчины хватают его.
Живя как дикое животное и неспособный ни говорить, ни понимать язык, ребенок, очевидно, с раннего возраста рос в одиночестве в лесу. Его привозят в Париж и сначала помещают в школу для « глухонемых ». Доктор Жан Марк Гаспар Итар ( Франсуа Трюффо ) наблюдает за мальчиком и считает, что он не глухой и не « идиот », как считают некоторые его коллеги. Итар считает, что поведение мальчика является результатом его неблагополучного окружения и что его можно получить образование.
Итар берет на себя опеку над мальчиком, которого в конце концов называет Виктором, и увозит его в свой дом на окраине Парижа. Там, под терпеливой опекой врача и его домработницы ( Франсуаза Сенье ), Виктор постепенно социализируется и приобретает зачатки языка.
Существует узкая грань между законами цивилизации в суровой парижской жизни и жестокими законами жизни в природе. Виктор находит своего рода равновесие в окнах, которые отмечают переход между закрытым интерьером и внешним миром. Но он обретает способность поддерживать социальные отношения, теряя способность жить как дикарь. [ 4 ]
Бросать
[ редактировать ]- Жан-Пьер Карголь — Виктор Аверонский , дикий ребенок
- Франсуа Трюффо в роли доктора Жана Марка Гаспара Итара , врача Национального института глухонемых.
- Франсуаза Сенье в роли мадам Герен, экономки доктора Итара
- Поль Вилле в роли Реми, старого крестьянина
- Жан Дасте — профессор Филипп Пинель, профессор медицинского факультета
- Пьер Фабр в роли служащего Национального института глухонемых.
- Клод Миллер в роли месье Лемери
- Энни Миллер в роли мадам Лемери [ 5 ]
- Натан Миллер в роли Бэби Лемери
- Рене Левер, как жандарм
- Жан Мандару — врач, лечащий Итара
- Мэтью Шиффман, как Матье
- Жан Грюо в гостях в институте
- Роберт Камбуракис — земляк
- Гитт Магрини в роли землячки
- Жан-Франсуа Стивенен как земляк
- Лора Трюффо в роли девушки на ферме
- Ева Трюффо в роли девушки на ферме
- Гийом Шиффман в детстве на ферме
- Фредерик Дольбер в детстве на ферме
- Эрик Долберт в детстве на ферме
- Туне Каргол в роли девушки на ферме
- Доминик Левер в роли девушки на ферме
- Мадемуазель Теодьер в детстве на ферме [ 6 ]
Темы
[ редактировать ]«Дикий ребенок» был выпущен в середине эпохи « дитя цветов », в которой романтическая идея «благородного дикаря» отдавалась предпочтение рационализму и цивилизации. Термин «благородный дикарь» заимствован из книги Джона Драйдена « Завоевание Гранады» и идеи Руссо о том, что люди в основном хороши в своем самом примитивном состоянии, которую долгое время отстаивали романтики и хиппи. Многие зрители интерпретировали фильм именно так при первом просмотре, но многие критики и зрители стали замечать, что Трюффо как бы критикует концепцию «благородного дикаря» и становится на сторону рационалистов. [ 7 ] В рекламном выпуске фильма Трюффо написал: «От Ромула и Рема до Маугли и Тарзана людей постоянно восхищали рассказы о детях-зверях. Возможно, в этих историях о брошенных младенцах, воспитанных волками, медведями или обезьяны видят в них символ необычной судьбы нашей расы. А может быть, они просто питают тайное стремление к естественному существованию». [ 8 ] Кинокритик Мирей Амиэль была разочарована этим аспектом фильма и Трюффо, спрашивая: «Как может бунтарь из «400 ударов» ставить себя рядом с угнетателем, даже таким сочувствующим, как Итар?» и добавив: «Удивительно то, что Трюффо-режиссер лучше, чем Трюффо-человек, и что мы можем принять интерес и красоту этого фильма, в то же время яростно выступая против его содержания». [ 9 ] В фильме, когда Виктора впервые находят, он покрыт шрамами от конфликта с другими животными в дикой природе, и интерпретация Трюффо ясно дает понять, что цивилизация, и особенно человеческое общение, - это гораздо лучшая жизнь для Виктора, чем в дикой природе. [ 10 ]
Производство
[ редактировать ]
Разработка
[ редактировать ]Трюффо всегда чувствовал сильную связь с детьми, особенно с изгоями и молодыми людьми, отвергающими традиции общества, и часто использовал эту тему в таких фильмах, как «400 ударов» и «Маленькая мелочь» . [ 11 ] В 1962 году Трюффо хотел снять фильм по пьесе «Чудотворец» ; однако Артур Пенн уже получил права и позже в том же году снял фильм . [ 12 ] статью В 1966 году Трюффо прочитал в Le Monde Люсьена Мальсона о диких детях , с краткими примерами 52 таких детей с 1344 по 1968 год. Трюффо особенно интересовался историей Виктора Аверонского, Дикого мальчика из Аверона , и начал исследовать историю. [ 13 ] Сценарий фильма основан на двух отчетах, написанных доктором Итаром: один написан Медицинской академии в 1801 году, а другой - французскому министру внутренних дел в 1806 году с просьбой к министерству продолжить финансирование опекуна Виктора мадам Герен. Трюффо также изучал медицинские тексты и тексты для глухонемых, а также книги Марии Монтессори. [ 14 ] и документальные фильмы о детях-аутистах. [ 15 ] Дневник доктора Итара был изобретен Трюффо и соавтором сценария Жаном Грюо, чтобы дать доктору Итару более прямой голос в фильме. [ 14 ]
Кастинг
[ редактировать ]Рассмотрев несколько малоизвестных актеров, Трюффо решил сыграть роль самого доктора Итара, чтобы иметь возможность напрямую взаимодействовать с ребенком-актером, играющим Виктора, а не зависеть от посредника. [ 16 ] После завершения съемок фильма он сказал, что у него «сложилось впечатление, что он не сыграл роль, а просто снял фильм перед камерой, а не, как обычно, из-за нее». [ 17 ] Позже он сказал, что «решение самому сыграть доктора Итара — более сложный выбор, чем я думал тогда… это был первый раз, когда я отождествлял себя со взрослым, отцом, до такой степени, что в конце при монтаже я посвятил фильм Жан-Пьеру Лео, потому что этот отрывок, этот сдвиг стал мне совершенно ясен». [ 18 ] Позже Трюффо подробно остановился на автобиографических элементах фильма, сказав: «Я думаю, что Итар - это Андре Базен и ребенок Трюффо». [ 19 ]
Трюффо было труднее выбрать роль Виктора, поскольку он знал, что ему нужен ребенок-актер, который был бы одновременно талантливым и достаточно недисциплинированным. Сначала он рассматривал возможность использования либо неизвестного одаренного ребенка , либо сына известной знаменитости, думая, что младшая версия кого-то вроде танцора балета Рудольфа Нуриева была бы идеальна. Не сумев найти подходящего актера, он нанял своего помощника для поиска молодых диких мальчиков в школах Нима и Марселя . Однажды его помощник заметил молодого цыгана по имени Жан-Пьер Карголь и отправил фотографию Карголя и интервью с ним обратно Трюффо, который немедленно нанял Карголя. [ 20 ] который был племянником известного гитариста фламенко Манитаса де Плата . [ 21 ]
Съемки
[ редактировать ]Съемки проходили в Авероне , Франция, с июля по август 1969 года, чтобы не прерывать образование Карголя. [ 22 ] Это был первый фильм Трюффо с оператором Нестором Альмендросом , который впоследствии работал с Трюффо еще над восемью фильмами. В фильме есть несколько отсылок к эстетике немого кино, например, использование ирисовой диафрагмы в конце сцен. [ 23 ] и снимаю это в черно-белом режиме. [ 8 ] Трюффо направил начинающего актера Карголя, поручив ему притворяться разными животными или людьми в определенных сценах, например, «быть как собака», или «как лошадь», или даже «как Гарпо Маркс ». [ 22 ] Во время съемок Карголу дали 8-миллиметровую камеру и заявили, что он станет «первым цыганским режиссером», однако Каргол появился как актер только в одном фильме. [ 24 ] Позже Трюффо сказал, что во время съемок фильма он «увидел, что кино помогло его развитию. На мой взгляд, разница между Жан-Пьером Карголем до фильма и после него поразительна». [ 24 ] Трюффо написал сценарий, в котором Виктор борется с суровыми зимними погодными условиями в дикой природе, но бюджетные ограничения вынудили его вырезать эти сцены. [ 25 ] В фильме очень мало диалогов, и в нем в основном преобладает закадровый голос Итара, что делает его близким к немому фильму. Использование ирисов в Викторе и вне его не только усиливало сходство фильма с немым кино, но часто символизировало выход Виктора из тьмы и его уход во тьму. [ 26 ] Музыка к фильму была аранжирована Антуаном Дюамелем и состоит из музыки Антонио Вивальди . [ 27 ]
После завершения съемок Трюффо понял, что «Дикий ребенок» тесно связан с его первым фильмом «400 ударов» не только потому, что в нем изображены разочарованные дети, но и потому, что он отражает его опыт работы с тогдашним актером-новичком Жан-Пьером Лео. Трюффо сказал: «Я в некоторой степени заново переживал съемки фильма «400 ударов» , во время которых я познакомил Жан-Пьера Лео с кинематографом. По сути, я научил его, что такое кино». Затем Трюффо решил посвятить фильм Лео. [ 28 ] Позже он добавил, что «понял, что L'Enfant sauvage связан как с Les Quatre Cent Coups, так и с 451 градусом по Фаренгейту» . В «Les Quatre Cents Coups» я показал ребенка, который скучает по любви, который растет без нежности; в «451 по Фаренгейту» это был человек, жаждущий книг, то есть культуры. Виктору Аверонскому не хватает чего-то более важного – языка». [ 25 ] Трюффо также считал создание фильма растущим опытом для него как для человека и как режиссера, заявляя, что «до «Дикого ребенка» , когда в моих фильмах появились дети, я идентифицировал себя с ними, но здесь, впервые время я отождествлял себя со взрослым, отцом». [ 28 ] После выхода фильма Трюффо сказал репортеру: «Я не хотел излагать свое послание. Оно просто следующее: человек — ничто без других мужчин». [ 8 ]
Выпускать
[ редактировать ]Критический прием и наследие
[ редактировать ]Кинокритик Роджер Эберт дал фильму положительную рецензию и назвал тему фильма одной из любимых у Трюффо. Он писал: «Эта история по сути правдива, она взята из реального случая во Франции XVIII века, и Трюффо рассказывает ее просто и трогательно. Это становится его самым вдумчивым высказыванием на его любимую тему: то, как молодые люди растут, исследуют себя и попытка творчески действовать в мире... Трюффо вкладывает свой личный подход в каждый кадр фильма. Он написал его, срежиссировал и сам сыграл доктора. Это сдержанная, сострадательная игра, идеальный контрапункт Жан-Пьеру. Свирепость и страх Каргола... Так часто фильмы привлекают наше внимание яркими трюками и дешевой мелодрамой, просмотр этого умного и обнадеживающего фильма — это интеллектуально очищающий опыт». [ 29 ]
Сотрудники Variety также высоко оценили драму и написали: «Это ясное, проницательное описание попытки молодого врача цивилизовать умственно отсталого мальчика, найденного живущим в лесу на юге Франции в 18 веке. Хотя и основано на реальном случае [ Жан Итар « Мемуар и взаимопонимание Виктора де Л'Авейрона», опубликованные в 1806 году], избегают дидактики и создают поэтическую, трогательную и достойные отношения между доктором и его диким подопечным... Это развивается медленно, но увлекательно. Трюффо подчеркивает внутреннюю нежность и преданность делу. Мальчика удивительно и интуитивно хорошо играет взлохмаченный цыган по имени Жан-Пьер Карголь. этот необычный, необычный фильм, снятый в черно-белом цвете, заслуживает похвалы». [ 30 ]
Кинокритику Винсенту Кэнби понравилась игра, и он написал: « Дикий ребенок » — это не тот фильм, в котором отдельные роли можно легко отделить от остального фильма, а молодой Каргол, который в начале фильма выглядит и звучит как Средиземноморский Пэтти Дюк с удивительной, абсолютной верой отвечает своему коллеге и режиссеру Трюффо, который сам играет с гуманным, слегка застенчивым хладнокровием». [ 31 ]
Стэнли Кауфманн из The New Republic охарактеризовал «Дикого ребенка» как «не банальную катастрофу и не символический триумф». [ 32 ]
Роберт Геллер писал, что «... человечность и пафос ребенка не сильно удалены от растущего числа молодых подростков и полупримитивов, которые бесцельно бродят под наркотиками и спят в переулках и дверных проемах по всей Америке в... Маркет Плейс, Сансет. Бульвар и Таймс-сквер... [Фильм предоставляет подросткам содержательный материал для обсуждения] того, от чего им самим приходится отказаться, чтобы получить то, что, по их мнению, больше не стоит того». [ 11 ]
Современные кинокритики продолжают хвалить фильм. Джонатан Розенбаум назвал его одним из лучших фильмов Трюффо, «хотя и одним из самых мрачных и консервативных». [ 33 ] Тай Берр сказал: «Спустя почти четыре десятилетия после выхода на экраны, «Дикий ребенок» по-прежнему поражает своей человечной ясностью, блестящими черно-белыми фотографиями Нестора Альмендроса и ощущением того, что Трюффо достигает мастерства кинопроизводства в очень небольших масштабах». [ 34 ]
Награды и номинации
[ редактировать ]Год | Церемония награждения | Категория | Номинант | Результат |
---|---|---|---|---|
1971 | Французский синдикат кинокритиков [ 35 ] | Премия Мельеса | Дикий ребенок | Выиграл |
Лавровые награды | Лучший иностранный фильм | Дикий ребенок | номинирован | |
Награды НБР [ 36 ] | Лучший режиссер | Франсуа Трюффо | Выиграл | |
Лучший фильм на иностранном языке | Дикий ребенок | Выиграл | ||
Лучшие фильмы на иностранном языке | Дикий ребенок | Выиграл | ||
1970 | Награды Национального общества кинокритиков [ 37 ] | Лучший фильм | Дикий ребенок | 3-й |
Лучший режиссер | Франсуа Трюффо | 2-й | ||
Лучший сценарий | Жан Грюо , Франсуа Трюффо | 4-й | ||
Лучшая операторская работа | Нестор Альмендрос | Выиграл |
Домашние СМИ
[ редактировать ]«Дикий ребенок» был выпущен на DVD компанией MGM Home Entertainment как часть их коллекции World Films 24 июля 2001 года. В этот выпуск был включен оригинальный театральный трейлер фильма, а также на английском , французском и испанском языках субтитры . [ 38 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Трюффо, Франсуа и Грюо, Жан, Левин, Линда и Лемери, Кристина (перевод). Дикий ребенок (включая полный сценарий). Нью-Йорк: Washington Square Press, Pocket Books. 1973. СБН 671-47893-1.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Балио, Тино (1987). United Artists: компания, изменившая киноиндустрию . Университет Висконсина Пресс. п. 282. ИСБН 978-0299114404 .
- ^ «Информация о кассовых сборах фильмов Франсуа Трюффо» . Кассовая история .
- ^ «Дикий ребенок» . Касса JP . [ ненадежный источник? ]
- ^ Трюффо и др. 1973 , стр. 21–189.
- ^ Трюффо и др. 1973 , с. 22.
- ^ Аллен, Дон. Наконец Трюффо . Нью-Йорк: Книги Бофорта. 1985. ISBN 0-8253-0335-4 . OCLC 12613514 . стр. 230-231.
- ^ Монако 1976 , стр. 74–75.
- ^ Jump up to: а б с Монако 1976 , с. 74.
- ^ Уэйкман 1988 , стр. 1129–1130.
- ^ Монако 1976 , стр. 75–76.
- ^ Jump up to: а б Трюффо и др. 1973 , с. 10.
- ^ Монако 1976 , с. 72.
- ^ Трюффо и др. 1973 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Трюффо и др. 1973 , с. 13.
- ^ Трюффо и др. 1973 , с.
- ^ Трюффо и др. 1973 , стр. 14–15.
- ^ Трюффо и др. 1973 , с. 15.
- ^ Инсдорф 1994 , с. 182.
- ^ Инсдорф 1994 , с. 171.
- ^ Трюффо и др. 1973 , стр. 15–16.
- ^ « Дикий ребенок» вырос среди королей цыганской гитары» . Midilibre.fr (на французском языке). 1 июля 2012 года . Проверено 21 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Трюффо и др. 1973 , стр. 16–17.
- ^ Уэйкман 1988 , с. 1129.
- ^ Jump up to: а б Трюффо и др. 1973 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Монако 1976 , с. 76.
- ^ Инсдорф 1994 , стр. 154–155.
- ^ Инсдорф 1994 , с. 155.
- ^ Jump up to: а б Уэйкман 1988 , с. 1130.
- ^ Эберт, Роджер (16 октября 1970 г.). «Дикий ребенок» . Чикаго Сан-Таймс . Проверено 30 декабря 2007 г.
- ^ «Детский дикарь» . Разнообразие . 9 сентября 1970 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2008 года . Проверено 22 февраля 2008 г.
- ^ Кэнби, Винсент (11 сентября 1970 г.). « Дикий ребенок» поднимает занавес» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 марта 2010 г.
- ^ Кауфманн, Стэнли (1974). Живые образы. Комментарии к фильму и критика . Издательство Харпер и Роу. п. 17. ISBN 978-0060122690 .
- ^ Розенбаум, Джонатан (26 октября 1985 г.). «Дикий ребенок» . Чикагский читатель . Проверено 10 июня 2014 г.
- ^ Берр, Тай (6 февраля 2009 г.). «Дикий ребенок» . Бостон Глобус . Архивировано из оригинала 9 февраля 2009 года . Проверено 10 июня 2014 г.
- ^ «Французский синдикат кинокритиков — 1970 — Юнифранс» . ru.unifrance.org .
- ^ «Архив 1970 года» . Национальный наблюдательный совет .
- ^ «Прошлые награды» . Национальное общество кинокритиков . Архивировано из оригинала 23 марта 2015 года.
- ^ «Дикий ребенок [DVD]» . Амазонка .
- Дальнейшее чтение
- Бек, Антуан де; Тубиана, Серж (1999). Трюффо: Биография . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 978-0375400896 .
- Инсдорф, Аннет (1994). Франсуа Трюффо . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521478083 .
- Монако, Джеймс (1976). Новая волна . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195019926 .
- Трюффо, Франсуа; Грюо, Жан; Левин, Линда; Лемери, Кристина (1973). Дикий ребенок . Нью-Йорк: Washington Square Press, Pocket Books. ISBN 0671-47893-1 .
- Уэйкман, Джон (1988). Мировые кинорежиссеры, Том 2 . Нью-Йорк: Компания HW Wilson. ISBN 978-0824207571 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1970 года
- Исторические драмы 1970-х годов
- Французские исторические драмы
- Французскоязычные фильмы 1970-х годов
- Американские черно-белые фильмы
- Фильмы по мотивам научно-популярных книг
- Фильмы Франсуа Трюффо
- Фильмы Юнайтед Артистс
- Фильмы по сценариям Франсуа Трюффо
- Американские драматические фильмы
- Драматические фильмы 1970 года
- Фильмы об инвалидности во Франции
- Американские фильмы 1970-х годов
- Французские фильмы 1970-х годов.