Сидни Люмет
Сидни Люмет | |
---|---|
Рожденный | Сидни Артур Люмет 25 июня 1924 г. Филадельфия, Пенсильвания, США |
Умер | 9 апреля 2011 г. Нью-Йорк, США | (86 лет)
Альма-матер | Колумбийский университет |
Занятия |
|
Годы активности | 1930–2007 |
Работает | Полный список |
Супруги | Гейл Джонс Мэри Гимбел |
Дети | 2, включая Дженни |
Родитель |
|
Родственники | Джейк Каннавале (внук) |
Награды | Полный список |
Сидни Артур Люмет ( / l uː ˈ m ε t / loo- MET ; [1] 25 июня 1924 — 9 апреля 2011) — американский кинорежиссер. Люмет начал свою карьеру в театре, а затем перешел в кино, где он приобрел репутацию автора реалистичных и суровых нью-йоркских драм, посвященных рабочему классу, борющихся с социальной несправедливостью и часто ставящих под сомнение власть.
Он был номинирован пять раз на премию Оскар : четыре раза за лучшую режиссуру в фильмах «12 разгневанных мужчин» (1957), «Собачий полдень» (1975), «Сеть» (1976) и «Вердикт» (1982) и один раз за лучший адаптированный сценарий для «Принца города». (1981). Другие фильмы включают «Вид с моста» (1962), «Долгое путешествие в ночь» (1962), «Ростовщик» (1964), «Безопасность» (1964), «Холм» (1965), «Серпико» (1973), «Убийство в Восточном экспрессе» ( 1974), «Эквус» (1977), «Волшебник» (1978), «Утро после» (1986), «Бег на пустом месте» (1988) и «Прежде чем дьявол узнает, что ты мертв» (2007). В 2004 году он получил Почетную премию Американской киноакадемии . [2]
Учащийся первого класса Актерской студии Нью-Йорка . [3] Люмет начал играть за пределами Бродвея и дебютировал на Бродвее в пьесе 1935 года « Тупик» . Позже он поставил бродвейские пьесы « Ночь гагарки» (1956), «Калигула» (1960) и «Некуда идти, кроме как вверх» (1962). Люмет также известен своей работой на телевидении. Он получил премию «Эмми» за выдающуюся режиссуру драматического сериала, номинацию на канале NBC Sunday Showcase (1961). Он также руководил Goodyear Television Playhouse , Kraft Television Theater и Playhouse 90 .
Биография [ править ]
Ранние годы [ править ]
Люмет родился в Филадельфии и вырос в районе Нижнего Ист-Сайда на Манхэттене. [4] Он изучал театральное актерское мастерство в Профессиональной детской школе Нью-Йорка и Колумбийском университете . [5] [6]
Родители Люмета, Барух и Евгения (урожденная Вермус) Люмет, были евреями и ветеранами идишского театра ; [7] они иммигрировали в Соединенные Штаты из Польши. Его отец, актер, режиссер, продюсер и писатель, родился в Варшаве. [8] Мать Люмета, танцовщица, умерла, когда он был ребенком. У него была старшая сестра. [9] Люмет дебютировал на радио в четыре года и на сцене Еврейского художественного театра в пять лет. [10] В детстве он также появлялся во многих бродвейских постановках. [7] 1935 года включая «Тупик» Курта Вейля и «Вечную дорогу» .
В 1935 году, в возрасте 11 лет, Люмет появился в Генри Линна короткометражном фильме «Папироссен» (что на идиш означает «Сигареты»), сопродюсером которого выступил радиозвезда Герман Яблоков . Фильм был показан в одноименной театральной постановке по мотивам хита « Папиросн ». Спектакль и короткометражный фильм были показаны в театре Bronx McKinley Square. [11] В 1939 году, в возрасте 15 лет, он впервые появился в полнометражном фильме в фильме «Одна треть нации» . [12] [13]
Вторая мировая война прервала раннюю актерскую карьеру Люмета, и он провел четыре года в армии США . [14] Вернувшись со службы в качестве мастера по ремонту радаров в Индии и Бирме (1942–1946), он стал работать в Актерской студии , а затем организовал собственную театральную мастерскую. Он организовал внебродвейскую группу и стал ее директором, а также продолжал руководить летним театром , одновременно преподавая актерское мастерство в Высшей школе исполнительских искусств. [12] Он был старшим преподавателем драмы в новом здании «Перформинговых искусств» на 46-й улице. 25-летний Люмет руководил драматическим отделением в постановке «Молодые и прекрасные» . [ нужна ссылка ]
карьера Ранняя
Люмет начал свою карьеру в качестве режиссера внебродвейских постановок, а затем превратился в весьма уважаемого телевизионного режиссера. Поработав вне Бродвея и в летней студии, он начал руководить телевидением в 1950 году, поработав ассистентом друга, а затем режиссера Юла Бриннера . Вскоре он разработал «молниеносный» метод съемки из-за высокой текучести кадров, необходимой на телевидении. В результате, работая на CBS, он снял сотни эпизодов еженедельного сериала « Опасность» (1950–55), «Мама» (1949–57) и «Ты здесь » (1953–57), фильмов которого участвовал Уолтер Кронкайт в одном из первых . выступления на телевидении. Люмет выбрал Кронкайта на роль ведущего, «потому что идея шоу была настолько глупой, настолько возмутительной, что нам нужен был кто-то с самой американской, домотканой и теплой непринужденностью», - сказал он. [15]
Он также поставил оригинальные пьесы для Playhouse 90 , Kraft Television Theater и Studio One , сняв около 200 эпизодов, что сделало его «одним из самых плодовитых и уважаемых режиссеров в бизнесе», по мнению Turner Classic Movies . Его умение быстро работать во время съемок перешло и в его кинокарьеру. [16] Поскольку качество многих телевизионных драм было настолько впечатляющим, некоторые из них позже были адаптированы в виде кинофильмов.
Люмет начал свою режиссерскую карьеру в постановках Off-Broadway , затем стал высококвалифицированным телевизионным режиссером. Его первый фильм, «12 разгневанных мужчин» (1957), судебная драма, основанная на напряженном обсуждении присяжных и основанная на живом спектакле CBS , стал для Люмета благоприятным началом. Это имело успех у критиков и сделало его режиссером, умеющим адаптировать свойства других материалов к кинофильмам. Почти половина фильмов Люмета была снята в театре. [17]
После своего первого фильма Люмет впоследствии разделил свою энергию на политические и социальные драмы, а также на экранизации литературных пьес и романов, большие стильные истории, черные комедии в Нью-Йорке и реалистические криминальные драмы, в том числе «Серпико» и «Принц Город . В результате постановки « 12 разгневанных мужчин » он также возглавил первую волну режиссеров, которые успешно перешли от телевидения к кино. [18]
Известность ему принесло скандальное телешоу, которое он снял в 1960 году: «История Сакко-Ванцетти» на канале NBC. По данным The New York Times , драма вызвала критику в штате Массачусетс (где Сакко и Ванцетти были осуждены и казнены), поскольку считалось, что осужденные убийцы на самом деле совершенно невиновны. Однако возникший спор на самом деле принес Люмету больше пользы, чем вреда, отправив ему несколько престижных заказов в кино. [19]
Он начал адаптировать классические пьесы как для кино, так и для телевидения, сняв Марлона Брандо , Джоан Вудворд и Анну Маньяни в художественном фильме «Беглец» (1959), основанном на Теннесси Уильямса пьесе «Нисходящий Орфей» . Позже он снял в прямом эфире телевизионную версию « Юджина О'Нила » Ледяного человека , за которой последовал его фильм «Вид с моста» (1962), еще одна психологическая драма по пьесе Артура Миллера . За этим последовала еще одна пьеса Юджина О'Нила , превращенная в кино, «Путешествие долгого дня в ночь» (также 1962), где Кэтрин Хепберн была номинирована на «Оскар» за роль домохозяйки-наркоманки; Четыре главных актера получили актерские награды на Каннском кинофестивале 1962 года . [20]
Режиссерский стиль и сюжеты [ править ]
Реализм и энергичный стиль [ править ]
Кинокритик Оуэн Глейберман заметил, что Люмет был «крутым прямолинейным стрелком», который, поскольку он обучался в золотой век телевидения 1950-х годов, прославился своим энергичным режиссерским стилем. Слова «Сидней Люмет» и «энергия», добавляет он, стали синонимами: «Энергия присутствовала в самые тихие моменты. Это была внутренняя энергия, гул существования, который Люмет наблюдал в людях и вызывал в них... [когда он] вышел на улицы Нью-Йорка... он сделал их электрическими: [21]
Это была энергия рабочего класса, пригорода. Улицы Люмета были такими же убогими, как и улицы Скорсезе, но улицы Люмета казались скорее простыми, чем поэтичными. Он направил эту подозрительную жизненную энергию Нью-Йорка с такой естественной силой, что было легко упустить из виду, что на самом деле было связано с этим достижением. Он уловил эту атмосферу Нью-Йорка, как никто другой, потому что он видел ее, жил ею, дышал ею – но затем ему пришлось выйти и поставить ее или воссоздать ее, почти как если бы он ставил документальный фильм, позволяя своим актерам сражались, как случайные хищники, настаивая на максимально возможном естественном освещении, заставляя офисы выглядеть такими же уродливыми и бюрократическими, какими они были, потому что он знал, что за этим скрывается не просто офисы, а логово, и что там скрывается более глубокая интенсивность, почти своего рода красота, позволяющая уловить грубость реальности такой, какая она есть на самом деле. [21]
Сотрудничество [ править ]
Люмет в целом настаивал на совместном характере фильма, иногда высмеивая доминирование «личного» режиссера, писал историк кино Фрэнк Р. Каннингем. В результате Люмет стал известен как среди актеров, так и среди кинематографистов своей открытостью к обмену творческими идеями с писателем, актерами и другими художниками. [22] Люмету «нет равных в выдающейся игре превосходных актеров», добавляет Каннингем, многие из которых пришли из театра. Ему удалось добиться яркой игры таких актеров, как Ральф Ричардсон , Марлон Брандо , Ричард Бертон , Кэтрин Хепберн , Джеймс Мейсон , Софи Лорен , Джеральдин Фицджеральд , Блайт Даннер , Род Стайгер , Ванесса Редгрейв , Пол Ньюман , Шон Коннери , Генри Фонда . Дастин Хоффман , Альберт Финни , Симона Синьоре и Энн Бэнкрофт . «Дайте ему хорошего актера, и он, возможно, обнаружит, что великий актер скрывается внутри него», - писал кинокритик Мик ЛаСалль . [23]
При необходимости Люмет выбирал неподготовленных актеров, но он заявил: «Более девяноста процентов времени мне нужны лучшие инструменты, которые я могу получить: актеры, писатели, осветители, операторы, реквизиторы». [22] Тем не менее, даже когда он использовал менее опытных актеров, он все равно мог показать превосходную и запоминающуюся актерскую игру. Он сделал это с Ником Нолти , Энтони Перкинсом , Армандом Ассанте , Джейн Фонда , Фэй Данауэй , Тимоти Хаттоном и Эли МакГроу , которая сама называла его «мечтой каждого актера». [24] По мнению Фонды, «он был мастером. Такой контроль над своим ремеслом. У него были сильные, прогрессивные ценности, и он никогда их не предавал». [25]
Хотя цель всех фильмов — развлечение, тот фильм, который, по моему мнению, идет еще дальше. Оно заставляет зрителя рассмотреть ту или иную грань своей совести. Он стимулирует мысли и заставляет течь умственные соки.
—Сидни Люмет [26]
Люмет считал, что кино — это искусство, и «количество внимания, уделяемого кино, напрямую связано с качеством изображения». [27] Поскольку он начал свою карьеру как актер, он стал известен как «актерский режиссер» и на протяжении многих лет работал с лучшими из них, состав которых, вероятно, не имеет себе равных ни у одного другого режиссера. [28] Исследователь актерского мастерства Фрэнк П. Томасуло соглашается и отмечает, что многие режиссеры, способные понимать актерское мастерство с точки зрения актера, были «отличными коммуникаторами». [29]
По словам историков кино Джеральда Маста и Брюса Кавина, «чувствительность Люмета к актерам и ритмам города сделала его самым долгоживущим наследником неореалистической традиции 1950-х годов в Америке и ее настоятельной приверженности этической ответственности». [30] Они называют его ранний фильм «Холм» (1965) «одним из самых политически и морально радикальных фильмов 1960-х годов». Они добавляют, что за социальными конфликтами в фильмах Люмета скрывается «убежденность в том, что любовь и разум в конечном итоге возобладают в человеческих делах» и что «закон и справедливость в конечном итоге восторжествуют – или нет». [30] Его дебютный фильм « Двенадцать разгневанных мужчин » в свое время получил признание и представлял собой образец либерального разума и товарищества в 1950-х годах. [31] Фильм и Люмет были номинированы на премию Оскар, а он был номинирован на премию Гильдии режиссеров , а фильм получил широкую оценку критиков. [12]
В «Энциклопедии мировой биографии» говорится, что в его фильмах часто снимались актеры, изучавшие « метод актерского мастерства », известные своим приземленным, интроспективным стилем. Ярким примером таких актеров «Метода» может быть Аль Пачино , который в начале своей карьеры учился у гуру актерского мастерства «Метода» Ли Страсберга . Люмет также предпочитал спонтанность как своих актеров, так и декораций, что придавало его фильмам импровизационный вид, поскольку большую часть его работ снимали на натуре. [32]
Репетиция и подготовка [ править ]
Люмет твердо верил в репетиции и считал, что, если актер репетирует правильно, он не потеряет спонтанности. По словам критика Яна Бернарда, Люмет чувствовал, что это дает актерам «всю сюжетную линию роли», что дает им свободу найти эту «волшебную случайность». [33] Режиссер Питер Богданович спросил его, много ли он репетировал перед съемками, и Люмет ответил, что ему нравится репетировать минимум за две недели до съемок. [28] В те недели, вспоминает Фэй Данауэй , снявшаяся в сериале «Сеть» (1976), он также блокировал сцены со своим оператором. В результате, добавляет она, «во время съемок он не тратит ни минуты, и это отражается не только на бюджете студии, но и на импульсе работы». [34] Она хвалит его стиль режиссуры в «Сети» , в котором она получила свою единственную премию «Оскар»:
Сидни, позвольте мне сказать, один из, если не самый талантливый и профессиональный человек в мире... и работа в Сети была одним из самых счастливых событий, которые я когда-либо имел... Он действительно одаренный человек, который внес свой вклад хорошая сделка для моего выступления. [34]
Отчасти потому, что его актеры были хорошо отрепетированы, он мог поставить постановку в быстром порядке, что позволяло укладывать его постановки в рамки скромного бюджета. Например, при съемках «Принца города» (1981), хотя в нем было более 130 ролей говорящих и 135 различных локаций, он смог координировать всю съемку за 52 дня. В результате, как пишут историки Чарльз Харпол и Томас Шац, артисты стремились работать с ним, поскольку считали его «выдающимся актерским режиссером». Звезда фильма Трит Уильямс сказал, что Люмет был известен как «энергичный» человек:
Он был просто огненным шаром. У него была страсть к тому, что он делал, и он «приходил на работу» с горящими стволами. Он, наверное, самый эмоционально подготовленный режиссер, с которым я когда-либо работал. Его фильмы всегда выходили в рамках графика и бюджета. И все вернулись домой к ужину. [35]
Харпол добавляет, что «в то время как многие режиссеры не любили репетиции или советы актерам о том, как построить свой характер, Люмет преуспел и в том, и в другом». [27] Таким образом, ему было бы легче дать своим исполнителям кинематографическую демонстрацию их способностей и помочь им углубить свой актерский вклад. Актер Кристофер Рив , снявшийся в фильме «Смертельная ловушка» (1982), также отметил, что Люмет знал, как говорить техническим языком: «Если вы хотите работать таким образом – он знает, как говорить о методе , он умеет импровизировать, и он делает все это одинаково хорошо». [28]
По ходу фильма он становится все более и более изнурительным, и вам действительно нужен режиссер, который всегда будет напоминать вам, где находится ваш персонаж. Сидни Люмет был таким. Все замечательные режиссеры так делают.
Джоанна Рапф, описывая съемки фильма «Вердикт» (1982), утверждает, что Люмет уделял много личного внимания своим актерам, слушая их или прикасаясь к ним. Она описывает, как Люмет и звезда Пол Ньюман сидели на скамейке вдали от основной съемочной площадки, где Ньюман снял обувь, чтобы конфиденциально обсудить важную сцену, которую собирались снимать. Актеры Люмета проходят свои сцены до того, как включается камера. Эта подготовка была сделана потому, что Люмет любил снимать сцену за один или максимум два дубля. Ньюман любил называть его «Спиди Гонсалес», добавляя, что Люмет не стрелял больше, чем нужно. «Он не защищает себя. Я знаю, что сделал бы это», - сказал Ньюман. [28]
Кинокритик Бетси Шарки соглашается, добавляя, что «он был маэстро в течение одного или двух лет, прежде чем Клинт Иствуд превратил это в уважаемую специальность». Шарки вспоминает: «[Фэй] Данауэй однажды сказала мне, что Люмет работал так быстро, как будто он катался на роликовых коньках. Учащенный пульс генерируется большим сердцем». [37]
Развитие персонажа [ править ]
Биограф Джоанна Рапф отмечает, что Люмет всегда был независимым режиссером и любил снимать фильмы о «людях, которые набираются смелости, чтобы бросить вызов системе, о маленьком человеке, выступающем против системы». [28] : Введение Сюда также входят женские персонажи, как в «Garbo Talks» (1984). Его звезда, Энн Бэнкрофт, воплотила образ персонажа, который привлек его: «преданный активист, борющийся за все виды интересов, который отстаивает права угнетенных, который живой, откровенный, смелый, который отказывается подчиняться ради удобства и чье понимание жизни позволяет ей умереть достойно ... Garbo Talks во многом является валентинкой Нью-Йорка». [28]
В интервью в 2006 году он сказал, что его всегда «очаровывало человеческая цена, которую приходится платить за следование своим страстям и обязательствам, а также цена, которую эти страсти и обязательства наносят другим». [28] Эта тема лежит в основе большинства его фильмов, отмечает Рэпф, например, его фильмов из реальной жизни о коррупции в полицейском управлении Нью-Йорка или семейных драм, таких как Дэниел (1983).
Психодрамы [ править ]
Историк кино Стивен Боулз считает, что Люмету было наиболее комфортно и эффективно режиссировать серьезные психодрамы , а не легкие развлечения. Например, все его номинации на премию Оскар были за исследования характеров мужчин в кризисе, начиная с его первого фильма « Двенадцать разгневанных мужчин» и заканчивая «Вердиктом» . Люмет преуспел в передаче драмы на экране. [17] Большинством его персонажей движут навязчивые идеи или страсти, такие как стремление к справедливости, честности и правде или ревность, память или чувство вины. [17] Люмета заинтриговали навязчивые состояния, пишет Боулз. [17]
Главными героями Люмета, как правило, были антигерои , изолированные и заурядные люди, восставшие против группы или института. Важнейшим критерием для Люмета было не просто то, правильны или неправильны действия людей, но были ли они подлинными и оправданными совестью человека. Информатор Фрэнк Серпико , например, является типичным героем Люмета, которого он назвал «бунтовщиком, имеющим дело». [38]
Более ранним примером психодрамы был «Ростовщик» (1964) с Родом Стайгером в главной роли . В нем Штайгер сыграл человека , пережившего Холокост , чей дух сломлен и который изо дня в день живет менеджером ломбарда в Гарлеме. Люмет использовал фильм, чтобы с помощью воспоминаний изучить психологические и духовные шрамы, с которыми живет персонаж Штайгера, включая его утраченную способность чувствовать удовольствие. [39] Штайгер, снявший около 80 фильмов, во время телеинтервью сказал, что этот фильм был его любимым как актера. [40]
Проблемы социальной справедливости [ править ]
Именно соцреализм, пронизавший его величайшие работы, по-настоящему определил Люмета – темы юношеского идеализма, побежденного коррупцией, и безнадежность неумелых социальных институтов позволили ему снять несколько острых и сильных фильмов, которые не смог бы снять ни один другой режиссер.
Серпико (1973) был первым из четырех «плодотворных» фильмов, снятых Люметом в 1970-е годы, которые отметили его как «одного из величайших режиссеров своего поколения». [16] Это была история власти и предательства в полиции Нью-Йорка, где полицейский-идеалист борется с невероятными трудностями. [16]
Поскольку Люмет был ребенком во время Великой депрессии , он вырос в бедности в Нью-Йорке и стал свидетелем бедности и коррупции вокруг себя. [28] Это внушило ему в раннем возрасте важность справедливости для демократии - тему, которую он пытался передать в своих фильмах. Однако он признал, что не верит, что кинобизнес сам по себе способен что-то изменить. «В индустрии развлечений, по его словам, приходится иметь дело с множеством «дерьма», но секрет хорошей работы заключается в том, чтобы сохранять свою честность и свою страсть». [28] Историк кино Дэвид Томсон пишет о своих фильмах:
У него есть постоянные темы: хрупкость правосудия, полиция и ее коррупция. Люмет быстро стал уважаемым... [и он] приобрел привычку к большим проблемам – «Безопасность» , «Ростовщик» , «Холм » – и, казалось, разрывался между тупостью и пафосом. ... Он был той редкостью 1970-х годов, режиссером, который рад служить своему материалу, но, казалось бы, не тронут и не изменен им. ... Его чувствительность к актерам и ритмам города сделала его «самым долгоживущим наследником неореалистической традиции 1950-х годов в Америке и ее неотложной приверженности этической ответственности». [31]
Настройки Нью-Йорка [ править ]
Люмет всегда предпочитал работать в Нью-Йорке и избегал доминирования Голливуда. [28] Как режиссер он стал сильно ассоциироваться с Нью-Йорком. «Мне всегда нравится находиться в мире Вуди Аллена», - сказал он. Он утверждал, что «многообразие города, его многочисленные этнические кварталы, его искусство и преступность, его изощренность и его коррупция, его красота и его уродство - все это питает то, что его вдохновляет». [28] Он чувствовал, что для того, чтобы творить, важно ежедневно сталкиваться с реальностью. По мнению Люмета, «Нью-Йорк наполнен реальностью; Голливуд — это страна фантазий». [28]
он снова и снова использовал Нью-Йорк как фон – если не символ – своей «озабоченности упадком Америки». По словам историков кино Скотта и Барбары Сигел , [41] Люмета привлекали истории о преступлениях в городских условиях Нью-Йорка, где преступники попадают в водоворот событий, которые они не могут ни понять, ни контролировать, но вынуждены разрешить. [17]
Использование еврейской тематики [ править ]
Как и другие еврейские режиссеры из Нью-Йорка, такие как Вуди Аллен , Мел Брукс и Пол Мазурски , персонажи Люмета часто откровенно говорили о спорных вопросах того времени. Они чувствовали себя ничем не ограниченными, поскольку кинематографисты и их искусство «проникало через их еврейское сознание», писал историк кино Дэвид Дессер . Люмет, как и другие, иногда обращался к еврейским темам, чтобы развить этнические чувства, характерные для американской культуры. [42] : 3 динамично подчеркивая его «уникальную напряженность и культурное разнообразие». Частично это отразилось на озабоченности Люмета городской жизнью. [42] : 6 Например, его фильм «Незнакомец среди нас » (1992) представляет собой историю женщины-полицейского под прикрытием и ее опыта пребывания в хасидской общине в Нью-Йорке.
Тема «вины», объясняет Дессер, доминирует во многих фильмах Люмета. От его первого художественного фильма «12 разгневанных мужчин» (1957), в котором присяжные должны решить вопрос о виновности или невиновности молодого человека, до «Вопросов и ответов» (1990), в котором адвокат должен определить вопрос о вине и ответственности со стороны полицейский-индивидуалист, чувство вины является общей нитью, которая проходит через многие его фильмы. В таком фильме, как «Убийство в Восточном экспрессе» (1974), все подозреваемые виновны. [42] : 172
Его фильмы также отличались сильным акцентом на семейную жизнь, часто показывая напряженность внутри семьи. [42] : 172 Этот акцент на семье включал в себя «суррогатные семьи», как в полицейской трилогии, состоящей из «Серпико» (1973), «Принц города» (1981) и «Вопросы и ответы» . «Нетрадиционная семья» также изображена в «Собачьем дне» (1975). [42] : 172
Режиссёрские приёмы [ править ]
Сидни был режиссером-провидцем, чьи фильмы оставили неизгладимый след в нашей популярной культуре своими волнующими комментариями о нашем обществе. Будущие поколения кинематографистов будут обращаться к работам Сидни за советом и вдохновением, но никогда не будет никого, кто мог бы приблизиться к нему.
—композитор Куинси Джонс [43]
По словам Джоанны Рапф, Люмет всегда предпочитал натурализм или реализм. Ему не нравился «взгляд декоратора», когда камера могла привлечь к себе внимание. Он монтировал свои фильмы так, чтобы камера была ненавязчивой. Его оператор Рон Фортунато сказал: «Сидни переворачивается, если видит слишком вычурный образ». Люмет не любил CinemaScope и никогда не снимал с соотношением сторон шире 1,85:1.
Отчасти потому, что он был готов и мог взять на себя столь многие важные социальные вопросы и проблемы, он добился хорошей игры главных актеров и прекрасной работы характерных актеров. Он «один из стойких деятелей нью-йоркского кинопроизводства. Он придерживается хороших сценариев, когда он их получает», - сказал критик Дэвид Томсон. [31] Хотя критики дали разные мнения о его фильмах, в целом работы Люмета пользуются большим уважением. [12] Большинство критиков характеризуют его как чуткого и умного режиссера, обладающего хорошим вкусом, смелостью экспериментировать со своим стилем и «даром обращения с актерами». [12]
В цитате из своей книги Люмет подчеркнул логистику режиссуры:
Кто-то однажды спросил меня, что такое создание фильма. Я сказал, что это похоже на мозаику. Каждая установка похожа на крошечную плитку (установка, основной компонент производства фильма, состоит из одной позиции камеры и связанного с ней освещения). Вы раскрашиваете его, придаете ему форму, полируете его как можно лучше. Вы сделаете шесть или семь сотен таких упражнений, а может, и тысячу. (В фильме легко может быть столько настроек.) Затем вы буквально склеиваете их вместе и надеетесь, что это именно то, что вы намеревались сделать. [44]
Критик Джастин Чанг добавляет, что режиссерское мастерство Люмета и умение создавать сильные истории сохранялись вплоть до его последнего фильма в 2007 году, когда он писал о его «ловком обращении с исполнителями, его способности одной рукой вытягивать теплоту и пикантный юмор и уговаривать их». все более мрачные и мучительные крайности эмоций были отрадно продемонстрированы В его последнем фильме с ироничным названием «Прежде чем дьявол узнает, что ты мертв . » [45] [46]
Видение будущих фильмов [ править ]
В интервью журналу New York он сказал, что ожидает увидеть больше режиссеров из разных этнических групп и сообществ, рассказывающих свои истории. «Знаете, я начал снимать фильмы о евреях, итальянцах и ирландцах, потому что больше ничего не знал». [47]
Фильмография [ править ]
Личная жизнь и смерть [ править ]
Люмет был женат четыре раза; первые три брака закончились разводом. Он был женат на актрисе Рите Гам с 1949 по 1955 год; [16] художнице и наследнице Глории Вандербильт с 1956 по 1963 год; Гейл Джонс (дочери Лены Хорн ) с 1963 по 1978 год; и Мэри Бэйли Гимбел (бывшей жене Питера Гимбела ) с 1980 года до его смерти. У него было две дочери от Джонса: Эми, которая была замужем за Пи Джей О'Рурком с 1990 по 1993 год, и актриса/сценаристка Дженни , сыгравшая главную роль в его фильме «Вопросы и ответы» . Она также написала сценарий к фильму «Рэйчел выходит замуж» (2008). [12] [48] а также совместное создание двух телесериалов с Алексом Курцманом , «Молчания ягнят» продолжения «Кларис» и «Звездный путь: Странные новые миры» .
Люмет умер в возрасте 86 лет 9 апреля 2011 года в своей резиденции на Манхэттене от лимфомы . [5] [26] Когда в интервью 1997 года его спросили о том, как он хотел «выйти на улицу», Люмет ответил: «Я не думаю об этом. Я не религиозен. Я знаю, что не хочу занимать какое-либо место. поднимите меня и развейте мой прах над деликатесами Каца ». [49] прошла ретроспектива его творчества Через несколько месяцев после смерти Люмета в апреле 2011 года в нью-йоркском Линкольн-центре с участием многочисленных докладчиков и кинозвезд. [50] В 2015 году Нэнси Буирски сняла Сидни Люмета о своей карьере. документальный фильм [51] [52] который транслировался в рамках PBS на канале сериала American Masters в январе 2017 года. [35] [53] [54]
и Признание наследие
По словам историка кино Боулза, Люмету удалось стать ведущим режиссером драматических фильмов отчасти потому, что «его самый важный критерий [при режиссуре] заключается не в том, правильные или неправильные действия его главных героев, а в том, являются ли их действия искренними». И там, где эти действия «оправданы совестью человека, это придает его героям необычайную силу и смелость, позволяющие выдерживать давление, оскорбления и несправедливость других». Таким образом, его фильмы постоянно представляют нам «типичного героя, действующего вопреки авторитету группы сверстников и утверждающего свой собственный кодекс моральных ценностей». [17]
По данным «Энциклопедии Голливуда» , Люмет был одним из самых плодовитых режиссеров современности, снимая в среднем более одного фильма в год с момента своего режиссерского дебюта в 1957 году. [41] Turner Classic Movies отмечает его «сильную режиссуру актеров», «энергичное повествование» и «социальный реализм» в его лучших работах. [16] Кинокритик Роджер Эберт охарактеризовал его как «одного из лучших мастеров и самых сердечных гуманитариев среди всех кинорежиссеров». [55] Люмет был также известен как «актерский режиссер», поскольку за свою карьеру он работал с лучшими из них, вероятно, больше, чем «с любым другим режиссером». [28] Шон Коннери , снявшийся в пяти его фильмах, считал его одним из своих любимых режиссеров, обладавшим этим «видением». [56]
Опубликованные мемуары Люмета о его жизни в кино « Создание фильмов» (1996) «чрезвычайно беззаботны и заразительны своим энтузиазмом по отношению к самому ремеслу кинопроизводства», пишет Боулз, «и резко контрастируют с тоном и стилем большинства его работ». Фильмы Возможно, отличительной чертой Люмета как режиссера является его работа с актерами – и его исключительная способность создавать высококачественные, иногда экстраординарные спектакли даже с самых неожиданных сторон». [17] Джейк Койл, писатель Associated Press , соглашается: «Хотя Люмета в течение многих лет относительно недооценивали, актеры постоянно играли под его руководством некоторые из своих самых запоминающихся ролей. От Кэтрин Хепберн до Фэй Данауэй , от Генри Фонды до Пола Ньюмана , Люмет известен как актер-режиссер», [57] а некоторые, например Али МакГроу , считают его «мечтой каждого актера». [24]
Люмет — один из самых важных кинорежиссёров в истории американского кино, и его работы оставили неизгладимый след как у зрителей, так и в истории самого кино.
— Фрэнк Пирсон
бывший президент Академии киноискусства [58]
Полагая, что «захватывающие истории и незабываемая игра Люмета были его сильной стороной», режиссер и продюсер Стивен Спилберг охарактеризовал Люмета как «одного из величайших режиссеров в долгой истории кино». [59] Аль Пачино , узнав о смерти Люмета, заявил, что своими фильмами «он оставляет великое наследие, но, более того, для близких ему людей он останется самым цивилизованным из людей и самым добрым человеком, которого я когда-либо знал». ". [59] Писатель Boston Herald Джеймс Верньер отмечает, что «в то время, когда американская киноиндустрия намерена увидеть, насколько низко она может опуститься, Сидни Люмет остается мастером морально сложной американской драмы». [60] После его смерти коллеги из Нью-Йорка Вуди Аллен и Мартин Скорсезе отдали дань уважения Люмету. Аллен назвал его «типичным нью-йоркским режиссером», а Скорсезе сказал, что «наше видение города было улучшено и углублено такими классиками, как «Серпико» , «Собачий полдень» и, прежде всего, замечательным «Принцем города ». [43] Люмет также получил похвалу от мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга , который назвал его «одним из величайших летописцев нашего города». [43]
Он не получил индивидуальную премию «Оскар», хотя получил почетную премию «Оскар» в 2005 году, а 14 его фильмов были номинированы на различные премии «Оскар», например, «Сеть» , которая была номинирована на 10, выиграв 4. В 2005 году Люмет получил премию «Оскар». Премия за заслуги перед жанром за «блестящие заслуги перед сценаристами, исполнителями и искусством кино». [61]
Через несколько месяцев после смерти Люмета в апреле 2011 года телекомментатор Лоуренс О'Доннелл отдал дань уважения Люмету: [62] а ретроспектива его работ прошла в Линкольн-центре в Нью-Йорке с участием многочисленных ораторов и кинозвезд. [50] В октябре 2011 года организация Human Rights First учредила «Премию Сидни Люмета за честность в сфере развлечений» за телешоу « Хорошая жена», а также вручила награды двум ближневосточным активистам, которые работали во имя свободы и демократии. Люмет работал с Human Rights First над медиа-проектом, связанным с изображением пыток и допросов на телевидении. [63]
Награды и почести [ править ]
Люмет был отмечен Академией кинематографических искусств и наук за следующие фильмы:
- 30-я церемония вручения премии «Оскар» (1957): номинация «Лучший режиссер» , «12 разгневанных мужчин».
- 48-я церемония вручения премии Оскар (1975): номинация за лучший режиссер, « Собачий полдень».
- 49-я церемония вручения премии Оскар (1976): лучший режиссер, номинация, сеть.
- 54-я церемония вручения премии Оскар (1981): лучший адаптированный сценарий , номинация, «Принц города».
- 55-я церемония вручения премии Оскар (1982): лучший режиссер, номинация, «Вердикт».
- 77-я церемония вручения премии Оскар (2004): Почетная премия Оскар , победа.
Люмет также получил международного кинофестиваля Берлинского Золотого медведя за фильм " 12 разгневанных мужчин" . Он получил четыре номинации на Каннского кинофестиваля Золотую пальмовую ветвь за фильмы «Путешествие долгого дня в ночь» (1962), «Холм» (1965), «Свидание» (1969) и «Незнакомец среди нас » (1992). Он также получил Венецианского кинофестиваля номинацию на премию «Золотой лев» за фильм «Принц города» (1981).
Год | Заголовок | Награды Академии | Награды BAFTA | Золотой глобус | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Номинации | Победы | Номинации | Победы | Номинации | Победы | ||
1957 | 12 разгневанных мужчин | 3 | 2 | 1 | 4 | ||
1962 | Путешествие долгого дня в ночь | 1 | 1 | ||||
1964 | Ростовщик | 1 | 2 | 1 | 1 | ||
Отказоустойчивый | 1 | ||||||
1965 | Холм | 6 | 1 | ||||
1966 | Группа | 1 | 1 | ||||
1967 | Смертельное дело | 5 | |||||
1970 | Кинг: Снятая пластинка... Монтгомери в Мемфис | 1 | |||||
1973 | Преступление | 1 | |||||
Серпико | 2 | 3 | 2 | 1 | |||
1974 | Убийство в Восточном экспрессе | 6 | 1 | 10 | 3 | ||
1975 | Собачий день, полдень | 6 | 1 | 6 | 2 | 7 | |
1976 | Сеть | 10 | 4 | 9 | 1 | 5 | 4 |
1977 | Эквус | 3 | 5 | 1 | 2 | 2 | |
1978 | Волшебник | 4 | 2 | ||||
1981 | Принц города | 1 | 3 | ||||
1982 | Вердикт | 5 | 5 | ||||
1984 | Гарбо беседует | 1 | |||||
1986 | На следующее утро | 1 | 3 | ||||
1988 | Работает на пустом месте | 2 | 5 | 1 | |||
1990 | Вопросы и ответы | 1 | |||||
Общий | 46 | 6 | 56 | 11 | 43 | 10 |
Ссылки [ править ]
- ^ «Скажи как: Л» . Национальная библиотечная служба для слепых и людей с ограниченными возможностями воспринимать печатную информацию . Проверено 20 июня 2022 г.
- ^ «Режиссер Сидни Люмет получает почетный Оскар» . Развлекательный еженедельник . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Гарфилд, Дэвид (1980). «Рождение Актерской студии: 1947–1950». Место игрока: История актерской студии . Нью-Йорк: MacMillan Publishing Co., Inc., с. 52 . ISBN 0-02-542650-8 .
В класс Льюиса входили Герберт Бергхоф, Марлон Брандо, Монтгомери Клифт, Милдред Даннок, Том Юэлл, Джон Форсайт, Энн Джексон, Сидни Люмет, Кевин Маккарти, Карл Молден, Э. Г. Маршалл, Патрисия Нил, Уильям Редфилд, Джером Роббинс, Морин Стэплтон, Беатрис. Стрейт, Эли Уоллак и Дэвид Уэйн.
- ^ Кларк, Джон (30 апреля 2006 г.). «Нью-Йорк как съемочная площадка: от злых улиц к чистым улицам» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 22 марта 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Некролог: Сидни Люмет» . Новости Би-би-си . 9 апреля 2011 года . Проверено 10 апреля 2011 г.
- ^ «Кинонекрологи; Сидни Люмет» . «Дейли телеграф» . Лондон. 9 апреля 2011 г. Архивировано из оригинала 11 января 2022 г. Проверено 10 апреля 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Френч, Филип (10 апреля 2011 г.). «Сидни Люмет, гигант американского кино, умирает в 86 лет | Фильм | The Observer» . Наблюдатель . Лондон: Guardian Media Group . Проверено 10 апреля 2011 г.
- ^ «В поисках помощи для документов Баруха Люмета, 1955–1983» . Oac.cdlib.org. 1 декабря 2014 года . Проверено 4 января 2017 г.
- ^ Аллен, Брук (7 февраля 2020 г.). « Рецензия на «Сидни Люмет: Жизнь»: Человек действия» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Проверено 13 февраля 2022 г.
- ^ Ханикатт, Кирк (9 апреля 2011 г.). «Сидни Люмет сделал Нью-Йорк звездой своих фильмов» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 13 февраля 2022 года . Проверено 10 апреля 2011 г.
- ^ Мост света (фильм на идиш между двумя мирами) , стр. 208, 209, Дж. Хоберман, Музей современного искусства, издано Shocken Books, 1991, переводы YIVO.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Кац, Ефрем. Энциклопедия кино (1998) Харпер Коллинз, 856
- ^ «Биография Сидни Люмета» . Filmreference.com . Проверено 10 апреля 2011 г.
- ^ «Сидни Люмет: «Ем ветчину для дяди Сэма» — читатель истории» . 10 декабря 2019 г.
- ^ «Уолтер Кронкайт – Памяти 1916–2009» PBS , 20 июля 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж «Биография ТКМ» . Tcm.com . Проверено 4 января 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Боулз, Стивен Э. Международный словарь фильмов и кинематографистов , (2001) The Gale Group Inc.
- ^ Мессина, Элизабет (2012). Как его зовут? Джон Фидлер: Человек с лицом и голосом . АвторДом. п. 42. ИСБН 9781468558586 .
- ^ Хэл Эриксон (2008). «Биография Сидни Люмета» . Отдел кино и телевидения The New York Times . Архивировано из оригинала 1 декабря 2008 года . Проверено 11 апреля 2011 г.
- ^ «Каннский фестиваль: путешествие длинного дня в ночь» . фестиваль-канны.com . Проверено 23 февраля 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Глейберман, Оуэн (9 апреля 2011 г.). «Сидни Люмет был типичным нью-йоркским режиссером, принцем города, пленившим наши порочные души» . Развлекательный еженедельник . Проверено 19 апреля 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Каннингем 2001 , с. 7.
- ^ ЛаСалль, Мик (15 апреля 2011 г.). «Режиссер Сидни Люмет — герой, сражающийся со стаей» . Ворота Сан-Франциско .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Али МакГроу размышляет о своей карьере перед камерой» , Wall Street Journal, 15 января 2011 г.
- ^ «Джейн Фонда вспоминает «доброго и щедрого» Сидни Люмета» . Contactmusic.com . 11 апреля 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Берквист, Роберт (9 апреля 2011 г.). «Сидни Люмет, режиссер американского киноклассика, умер в возрасте 86 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 апреля 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харпол, Чарльз и Шац, Томас. История американского кино: Новый горшок с золотом , Саймон и Шустер (2000)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Рапф, Джоанна Э. Сидни Люмет: Интервью , Univ. Пресса Миссисипи (2006)
- ^ Томасуло, Фрэнк П. Больше, чем метод: тенденции и традиции в современном кинопроизводстве , Университет штата Уэйн. Пресс (2004) с. 64
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маст, Джеральд и Кавин, Брюс Ф. Краткая история фильмов (2006), Pearson Education, Inc. 538
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Томсон, Дэвид. «Биографический словарь кино» (1995) Альфред А. Кнопф, 459
- ^ Гейл, Томсон. «Сидни Люмет». Энциклопедия мировой биографии .
- ^ Бернард, Ян. Актерское мастерство в кино и на телевидении: от сцены к экрану , Focal Press (1998)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хантер, Аллан. Фэй Данауэй , St. Martin's Press, Нью-Йорк (1986), стр. 144–145.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Трит Уильямс вспоминает Сидни Люмета для PBS: он был «огненным шаром» , Парад , 2 января 2017 г.
- ^ Такер, Кен. Нация Лица со шрамом: Самый лучший гангстерский фильм и как он изменил Америку , электронная книга Macmillan (2011)
- ^ Шарки, Бетси. «Люмета привлекало грязное дело просто быть человеком» , Los Angeles Times , 11 апреля 2011 г.
- ^ Люмет, Сидни. Cinema Nation (2000) Avalon Publishing, стр. 271–275
- ^ Блейк, Ричард А. Street Smart: Нью-Йорк Люмета, Аллена, Скорсезе и Ли , Univ. Кентукки Пресс (2005), стр. 59
- ^ Интервью Рода Стайгера "Частные показы" с Робертом Осборном из TCM.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сигел, Скотт и Барбара. Энциклопедия Голливуда (2004) Checkmark Books, 256
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Дессер, Дэвид; Фридман, Лестер Д. Американские еврейские кинематографисты , Univ. Иллинойс Пресс (2004)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Режиссер Сидни Люмет запомнился голливудскими звездами» . Би-би-си . 10 апреля 2011 года . Проверено 10 апреля 2011 г.
- ^ Люмет, Сидни. «Создание фильмов» (1996), Vintage Books, 58 лет.
- ^ Чанг, Джастин. «Люмет взвесил недостатки общества» , Variety , 10 апреля 2011 г.
- ^ "Интервью "Прежде чем дьявол узнает, что ты мертв"" , Голливудский архив
- ^ «Вопросы и ответы с режиссером фильма «Пока дьявол не узнает, что ты мертв» Сидни Люметом» . Нью-Йорк . 24 сентября 2007 года . Проверено 10 апреля 2011 г.
- ↑ Биография Сидни Люмета. Архивировано 14 августа 2006 года в Wayback Machine на AMCTV.com. Проверено 30 августа 2006 г.
- ↑ Вопросы Сидни Люмету , The New York Times Magazine , 23 ноября 1997 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флеминг, Майк. «Линкольн-центр празднует Сидни Люмета» , 27 июня 2011 г.
- ^ «Смотреть трейлер: Нэнси Буирски чествует великого в фильме Сидни Люмета» , Indiewire , 1 апреля 2016 г.
- ^ «Канны: Док Сидни Люмета отражает радикальное американское видение Хельмера» , The Hollywood Reporter , 22 мая 2015 г.
- ^ PBS "Американские мастера"
- ^ «Сидни Люмет» . Американские мастера на канале PBS . 7 декабря 2016 г.
- ^ Эберт, Роджер. «Сидни Люмет: В памяти» Chicago Sun Times, 9 апреля 2011 г.
- ^ «Сидни Люмет» , The Sunday Herald, Шотландия, 10 апреля 2011 г.
- ^ Койл, Джек. AP Worldstream, 28 февраля 2005 г.
- ^ «Сидни Люмет получает почетный Оскар» . Лондон: Гардиан. 16 декабря 2004 года . Проверено 11 апреля 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Стивен Спилберг вспоминает Сидни Люмета» , The Hollywood Reporter , 11 апреля 2011 г.
- ^ Верньер, Джеймс. «Моральная сложность остается специализацией режиссера Сидни Люмета», The Boston Herald , 16 мая 1997 г.
- ^ Томпсон, Энн (10 апреля 2011 г.). «Ценим Сидни Люмета; ОБИТС, твиты Спайка Ли, фотографии и клипы ОБНОВЛЕНЫ» . ИндиВайр . Архивировано из оригинала 18 декабря 2020 года . Проверено 18 декабря 2020 г.
- ^ «Дань Лоуренса О'Доннелла режиссеру Сидни Люмету включает F-бомбу» , Mediaite , 27 июня 2011 г.
- ^ «Хорошая жена выигрывает премию Сидни Люмета за честность в сфере развлечений». Архивировано 2 декабря 2011 г., в Wayback Machine Human Rights First , пресс-релиз, 27 сентября 2011 г.
Библиография [ править ]
- Бояр, Джей (1993). Сидни Люмет . Нью-Йорк: Издательство Туэйн. ISBN 978-0-805-79329-1 .
- Каннингем, Фрэнк Р. (2001) [1991]. Сидни Люмет: кино и литературное видение . Университетское издательство Кентукки. ISBN 0-8131-1745-3 .
- Шпигель, Маура (2019). Сидни Люмет: Жизнь . Пресса Святого Мартина . ISBN 978-1-250-03015-3 .
Внешние ссылки [ править ]
- Сидни Люмет на IMDb
- Сидни Люмет в базе данных Internet Broadway
- Сидни Люмет в базе данных Internet Off-Broadway
- «Последнее слово» , New York Times, 21 апреля 2011 г., видео (14 минут)
- Архив американского телевидения, интервью с легендами телевидения, видео 1999 года, 6 частей, 3 часа
- Интервью Fresh Air 2006 года (аудио)
- Сидни Люмет: Принц Нью-Йорка
- 1924 рождения
- смертей в 2011 г.
- Американские евреи 20-го века
- Американские актеры-мужчины 20-го века
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Американские сценаристы XX века
- Американские евреи 21 века
- Американские актеры-мужчины 21 века
- Американские писатели-мужчины XXI века
- Американские сценаристы XXI века
- Лауреаты Почетной премии Академии
- Американские киноактёры мужского пола
- Американские сценаристы-мужчины
- Американские люди польско-еврейского происхождения
- Американские телевизионные режиссеры
- Американские театральные режиссеры
- Лауреаты премии «Золотой глобус» за лучшую режиссуру
- Выпускники лагеря Rising Sun
- Выпускники Колумбийского университета
- Смертность от лимфомы в Нью-Йорке (штат)
- Директора победителей «Золотого медведя»
- Режиссеры из Нью-Йорка
- Кинопродюсеры из Нью-Йорка (штат)
- Кинопродюсеры из Пенсильвании
- Американские актеры-евреи-мужчины
- Еврейские кинематографисты
- Американские военнослужащие-евреи
- Американские сценаристы-евреи
- Еврейские театральные режиссеры
- Семья Люмет
- Военные из Нью-Йорка
- Военнослужащие из Нью-Йорка (штат)
- Военнослужащие из Пенсильвании
- Военные из Филадельфии
- Люди из Нижнего Ист-Сайда
- Сценаристы из Нью-Йорка (штат)
- Сценаристы из Пенсильвании
- Телепродюсеры из Нью-Йорка
- Телепродюсеры из Пенсильвании
- Персонал армии США времен Второй мировой войны
- Персонал корпуса связи армии США
- Писатели из Филадельфии
- Артисты идишского театра