Ростовщик (фильм)
Ростовщик | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Сидни Люмет |
Написал | Мортон С. Файн Дэвид Фридкин |
На основе | Ростовщик Эдвард Льюис Уоллант |
Продюсер: | Филип Лангнер Роджер Льюис Эли Ландау |
В главных ролях | Род Стайгер Джеральдин Фицджеральд Брок Питерс Хайме Санчес Тельма Оливер |
Кинематография | Борис Кауфман |
Под редакцией | Ральф Розенблюм |
Музыка | Куинси Джонс |
Производство компания | |
Распространено | Американские международные фотографии |
Даты выхода |
|
Время работы | 116 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | $930,000 |
Театральная касса | 2,5 миллиона долларов (аренда в США) , [ 1 ] более 4 миллионов долларов по всему миру [ 2 ] |
«Ростовщик» — американский драматический фильм 1964 года режиссёра Сидни Люмета в главных ролях с Родом Стайгером , Джеральдин Фицджеральд , Броком Питерсом , Хайме Санчесом и Морганом Фриманом в его дебютном полнометражном кино. Сценарий представлял собой адаптацию Мортона С. Файна и Дэвида Фридкина из одноименного романа Эдварда Льюиса Уолланта .
Этот фильм был первым фильмом, полностью снятым в Соединенных Штатах, в котором Холокост рассматривается с точки зрения выжившего. [ 3 ] Это принесло Штайгеру международное признание, положив начало его карьере актера первой величины. [ 4 ] Это был один из первых американских фильмов, в которых были показаны гомосексуальные персонажи и нагота во время действия Кодекса производства , и первый фильм с обнаженной грудью, получивший одобрение Кодекса производства. Хотя публично было объявлено, что это является особым исключением, спор оказался первым из аналогичных серьезных вызовов Кодексу, которые в конечном итоге привели к его отмене. [ 5 ]
В 2008 году «Ростовщик» США для сохранения в Национальном реестре фильмов был выбран Библиотекой Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый». [ 6 ] [ 7 ]
Сюжет
[ редактировать ]В нацистской Германии Сол Назерман, немецко-еврейский отправляется в концентрационный лагерь профессор университета, вместе со своей семьей . Он становится свидетелем смерти двоих его детей и изнасилования офицерами его жены нацистскими , прежде чем ее убивают.
Двадцать пять лет спустя Назермана преследуют его воспоминания. Он управляет ломбардом в трущобах Восточного Гарлема , живя в анонимном жилом районе Лонг -Айленда со своей невесткой, которая также пережила Холокост , и ее мужем. Ошеломленный и отчужденный от своих переживаний, он приучил себя не показывать эмоций. Он описывает себя как чрезвычайно ожесточенного человека, рассматривающего окружающих его бедных людей как «подонков» и «отверженных». Он ведет себя равнодушно и цинично по отношению к своим отчаявшимся клиентам и дает им гораздо меньше, чем стоит их заложенное имущество.
Назермана боготворит Хесус Ортис, амбициозный молодой пуэрториканец , который живет со своей матерью и работает у Назермана продавцом. Подруга Ортиса - проститутка, работающая на Родригеса, рэкетира , использующего ломбард как прикрытие. В нерабочее время Назерман рассказывает Ортису об оценке драгоценных металлов и деньгах - единственном, что он все еще ценит. Ортис называет Назермана своим «учителем», но его попытки дружбы отвергаются. Назермана также преследует Мэрилин Берчфилд, местный социальный работник , которая хочет узнать его получше, но он держит ее на расстоянии.
Подруга Ортиса пытается заложить драгоценности, чтобы профинансировать его план по открытию магазина; она предлагает свое тело Назерману, чтобы заработать больше денег, но он ее отвергает. Когда она говорит ему, что работает на Родригеса, он понимает, что Родригес большей частью своего богатства обязан борделям, которыми он владеет и управляет. Назерман вспоминает деградацию своей жены в концлагере и говорит Родригесу, что больше не хочет иметь с ним дела. Он также говорит Ортису, что тот для него ничего не значит. Раздавленный этим комментарием, Ортис устраивает ограбление ломбарда соседской бандой во главе с Танджи. Тем временем Родригес и его приспешник посещают ломбард, избивают и угрожают убить Назермана, когда он отказывается сотрудничать в отмывании денег. В своем суицидальном отчаянии он приказывает им убить его. Родригес обещает ему, что он когда-нибудь умрет, но не сразу, как предпочел бы Назерман.
Во время попытки ограбления банды Танжи Назерман отказывается отдать свои деньги. Член банды достает пистолет, и, пытаясь спасти Назермана, Ортис застрелен. Банда убегает, и Ортис вытаскивается на улицу. Назерман, спотыкаясь, выбегает из своего магазина и тихо рыдает, пока Ортис умирает. Тело Ортиса увозит машина скорой помощи, и Назерман возвращается внутрь. Он пронзает рукой чек (веретено ) перед тем, как уйти из магазина, предположительно в последний раз.
Бросать
[ редактировать ]- Род Стайгер — Сол Назерман
- Джеральдин Фицджеральд — Мэрилин Берчфилд
- Брок Питерс — Родригес
- Хайме Санчес — Хесус Ортис
- Тельма Оливер — девушка Ортиса
- Евсевия Косме - госпожа. Ортис (мать Иисуса) [ 8 ]
- Маркета Кимбрелл — Тесси
- Барух Люмет — Мендель
- Хуано Эрнандес — мистер Смит
- Линда Гейзер — Рут Назерман
- Нэнси Р. Поллок — Берта
- Раймонд Сен-Жак – Танджи
- Чарльз Диркоп — Робинсон
- Морган Фриман — Человек с улицы ( в титрах не указан ) [ 9 ]
- Тони Лоуренс — полицейский ( в титрах не указан ) [ 10 ]
Основные темы
[ редактировать ]«Ростовщик» рассказывает историю человека, чья духовная «смерть» в концентрационных лагерях заставляет его похоронить себя в самом мрачном месте, которое он может найти: трущобах в верхнем Манхэттене . Люмет сказал The New York Times в интервью во время съемок: «Ирония фильма в том, что он находит здесь больше жизни, чем где-либо еще. Это за пределами Гарлема , в жилых домах , офисных зданиях, даже в пригородах Лонг-Айленда , везде, где мы показываем на экране — что все конформистское, стерильное, мертвое». [ 11 ]
В фильме использованы воспоминания, Назермана раскрывающие предысторию . Согласно обзору на сайте Turner Classic Movies , он имеет некоторое сходство с двумя фильмами Алена Рене : «Ночь и туман» (1955) и «Хиросима, моя любовь» (1959). Недавний комментатор заметил, что фильм «уникально американский, с его резким, беспощадным изображением Нью-Йорка, оживленным черно-белой кинематографией Бориса Кауфмана и динамичным актерским составом, подчеркнутым жгучим изображением Рода Стайгера». главная роль». [ 4 ]
New York Times Критик Босли Кроутер писал, что Сол Назерман «во многом является сегодняшним человеком — пережившим нацистские преследования, ставшим отстраненным и отстраненным в современном мире — он как бы отбрасывает мрачную тень легендарного, нестареющего Странствующий еврей . Это мифический иудей , который насмехался над Иисусом по пути на Голгофу и был приговорен скитаться по миру в качестве одинокого изгоя, пока Иисус не придет снова». [ 12 ]
Производственные примечания
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]Первоначально фильм рассматривался для производства в Лондоне , чтобы воспользоваться финансовыми стимулами, доступными тогда для кинематографистов. [ 5 ]
Режиссеры Стэнли Кубрик , Карел Рейс и Франко Дзеффирелли отказались от проекта. Кубрик сказал, что, по его мнению, Штайгер «не такой уж захватывающий». Рейс, чьи родители погибли во время Холокоста, сказал, что по «глубоким, личным» причинам он «не может объективно ассоциировать себя с какой-либо темой, связанной с концентрационными лагерями». Дзеффирелли, в то время режиссер, очень хотел снять фильм, но сказал, что «Ростовщик» - «не тот сюжет, который [он] хотел бы снимать, и уж точно не в качестве его первого англо-американского проекта». [ 5 ]
Кастинг
[ редактировать ]
Штайгер присоединился к проекту в 1962 году, через год после публикации романа Валланта, и участвовал в ранней переработке сценария фильма. [ 5 ] За свое выступление он получил 50 000 долларов, что намного ниже его обычной ставки, поскольку он доверял Люмету, с которым работал на телевидении в сериале « Ты здесь» . [ 4 ]
Люмет, который взял на себя управление фильмом после Артура Хиллера увольнения , поначалу испытывал опасения по поводу того, что Штайгер будет выбран на главную роль. Он чувствовал, что Штайгер «был довольно безвкусным актером - ужасно талантливым, но совершенно безвкусным в своем выборе». Люмет предпочел на эту роль Джеймса Мэйсона комик Граучо Маркс . , а среди исполнителей, желавших сыграть Назермана, был [ 5 ] Однако Штайгер приятно удивил Люмета, когда во время репетиций согласился с ним о подавлении чувств персонажа. Люмет чувствовал, что в конечном итоге Штайгер «сработал хорошо». [ 13 ]
В телевизионном интервью 1999 года Род Стайгер рассказал, что вдохновение он черпал из маловероятного источника искусства. Спустя более чем четверть века после картины художника Пабло Пикассо 1937 года « Герника» , картина снова вдохновила эмоциональную художественную глубину, когда в 1964 году Штайгер позаимствовал тихую тоску из устремленного в небо крика страдающей женщины, видимой в правой части холста. Сцена в фильме была на последних минутах «Ростовщика» .
Variety считал Брока Питерса первым актером, сыгравшим подтвержденного гомосексуального персонажа в американском фильме. [ 14 ]
Съемки
[ редактировать ]
Фильм снимался в Нью-Йорке, в основном на натуре и с минимальным набором декораций, осенью 1963 года. [ 5 ] Большая часть съемок проходила на Парк-авеню в Гарлеме, где ломбард находился по адресу 1642 Парк-авеню, недалеко от пересечения Парк-авеню и 116-й улицы. Сцены также были сняты в Коннектикуте , Иерихоне, Нью-Йорке и Линкольн-центре (с внутренними и внешними съемками квартир Линкольн-Тауэрс , которые в то время были новыми). [ 11 ]
Пост-продакшн и выпуск
[ редактировать ]Премьера фильма состоялась в июне 1964 года на Берлинском международном кинофестивале, а в апреле 1965 года он был выпущен в США. [ 15 ]
Найти крупного дистрибьютора фильма в США оказалось сложно из-за его наготы и мрачной тематики. [ 5 ] Продюсер Эли Ландау столкнулся с той же проблемой в Англии , пока его не заказали в лондонском театре, где он имел чрезвычайно успешный прокат. В результате Ландау заключил дистрибьюторскую сделку с Rank Organization , и она открылась в США. [ 4 ]
Куинси Джонс написал саундтрек к фильму, в том числе « Soul Bossa Nova », который использовался в сцене в ночном клубе. Позже это станет основной темой об Остине Пауэрсе сериала .
Редактировал фильм Ральф Розенблюм , и он подробно обсуждается в его книге « Когда прекращаются съемки, начинается монтаж: история редактора фильма» . [ 16 ]
Споры о производственном кодексе
[ редактировать ]При первом выпуске фильм вызвал споры из-за изображения обнаженных сцен , в которых актрисы Линда Гейзер и Тельма Оливер полностью обнажили свою грудь. Сцена с Оливером, сыгравшим проститутку, была перемежена воспоминаниями о концентрационном лагере, в котором Назерман вынужден смотреть, как его жену (Гейзер) и других женщин насилуют нацистские офицеры. Нагота привела к рейтингу «C» (осужден) от Католического Легиона Приличия . [ 4 ] [ 5 ] Легион считал, что «осуждение необходимо, чтобы положить конец попыткам продюсеров ввести наготу в американские фильмы». [ 5 ] Некоторые католические группы выступили против позиции «Легиона приличия», и Национальный совет церквей вручил фильму награду как лучший фильм года. [ 13 ]
Эти сцены привели к конфликту с Американской ассоциацией киноискусства , которая управляла Кодексом кинопроизводства . Первоначально Ассоциация отвергла сцены с обнаженной грудью и сцену секса между Санчесом и Оливером, которую она назвала «неприемлемо сексуальной и похотливой». Несмотря на отказ, Ландау организовал компанией Allied Artists выпуск фильма без печати Кодекса производства, а цензоры Нью-Йорка лицензировали «Ростовщика» без сокращений, требуемых администраторами Кодекса. 6 голосами против 3 Американская ассоциация кинематографистов предоставила фильму «исключение» при условии «сокращения продолжительности сцен, которые Администрация производственного кодекса сочла неодобрительными». Исключение из кодекса было предоставлено как «особый и уникальный случай» и было описано газетой The New York Times в то время как «беспрецедентный шаг, который, однако, не создаст прецедента». [ 13 ] Запрошенное сокращение количества наготы было минимальным, и результат был расценен в средствах массовой информации как победа продюсеров фильма. [ 5 ]
Критическая реакция
[ редактировать ]Фильм и, в частности, игра Штайгера были встречены широкой критикой. [ 5 ] Журнал Life высоко оценил «бесконечную универсальность» Штайгера. Брендан Гилл написал в The New Yorker : «С помощью магии, более загадочной... чем его всегда искусный макияж, ему удается сразу убедить меня, что он тот, кем притворяется». [ 13 ]
New York Times Критик Босли Кроутер назвал эту картину «замечательной картиной», которая представляла собой «мрачную и захватывающую драму о человеке, который разумно избегал роли участия и сострадания в жестоком и горьком мире и нашел свою жизнь бесплодной и лишенной корней, как Это еще одна драма открытия потребности человека попытаться что-то сделать для своих собратьев, страдающих в сегодняшнем беспокойном мире». Он похвалил игру в фильме, в том числе актеров второго плана. [ 12 ]
Один отрицательный отзыв поступил от Полины Кель , которая назвала это «банальным», но сказала: «Вы можете видеть большой толчок к мощным эффектам, но его нельзя игнорировать. как этот человек. И когда события снимают с него броню, он не открывает для себя новую, теплую человечность, он обнаруживает более острые страдания — именно от того, от чего его защищала его броня. Большая часть интенсивности исходит от игры Штайгера». [ 4 ]
Некоторые еврейские группы призвали бойкотировать фильм, считая, что показ в нем еврея-ростовщика поощряет антисемитизм . Группы чернокожих считали, что это поощряет расовые стереотипы о жителях центральной части города как о сутенерах, проститутках или наркоманах. [ 4 ]
Награды и номинации
[ редактировать ]Наследие
[ редактировать ]Фильм стал известен как первый крупный американский фильм, который даже попытался воссоздать ужасы лагерей еврейского Холокоста . В обзоре New York Times документального фильма 2005 года об отношении Голливуда к Холокосту « Воображаемый свидетель » говорится, что сцены лагерей в фильме, показанные в документальном фильме, были «на удивление мягкими». [ 3 ]
Его описывают как «первый упорно «еврейский» фильм о Холокосте», а также как основу для мини-сериала « Холокост» (1978) и фильма «Список Шиндлера» (1993). [ 4 ] [ 5 ]
Род Стайгер назвал «Ростовку» своим любимым фильмом «с большой вероятностью» в своем последнем телевизионном интервью в эпизоде 2002 года « Ужин на пятерых» , ведущим которого был актер и режиссер Джон Фавро . [ 27 ] [ 28 ]
Демонстрация обнаженной натуры, несмотря на запреты Производственного кодекса на эту практику в то время, также считается важной вехой в кино. «Ростовщик» стал первым фильмом с обнаженной грудью, получившим одобрение производственного кодекса. В своем исследовании фильмов той эпохи « Картины революции » в 2008 году автор Марк Харрис написал, что действия MPAA были «первым из серии нарушений производственного кодекса, которые в течение трех лет окажутся фатальными». [ 13 ] Кодекс был отменен в 1968 году в пользу системы добровольных рейтингов. [ 5 ]
Галерея
[ редактировать ]Музыкальное сопровождение и саундтрек
[ редактировать ]Ростовщик | ||||
---|---|---|---|---|
![]() | ||||
Альбом саундтреков | ||||
Выпущенный | Июнь 1965 г. | |||
Записано | 20 февраля 1965 г. | |||
Жанр | Оценка фильма | |||
Длина | 35 : 45 | |||
Этикетка | Меркурий МГ 21011/СР 61011 | |||
Продюсер | Куинси Джонс | |||
Куинси Джонса Хронология | ||||
|
Оценки по отзывам | |
---|---|
Источник | Рейтинг |
Вся музыка | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Музыку к фильму написал, аранжировал и дирижировал Куинси Джонс , а альбом саундтреков был выпущен на лейбле Mercury в 1965 году. [ 30 ] [ 31 ] Первоначально Люмет планировал нанять Джона Льюиса , музыкального руководителя Modern Jazz Quartet . Розенблюм, редактор фильма, пожаловался Люмету, что музыка Льюиса «слишком умственная», и предложил вместо этого Джонса - предложение, которое Люмет принял. [ 16 ]
Прием
[ редактировать ]Allmusic Стивен Кук из отметил: «Этот саундтрек к фильму Сидни Люмета 1964 года «Ростовщик», возможно, не стоит в одном ряду с такими другими целлулоидными работами Куинси Джонса, как «В разгаре ночи », но его прекрасное сочетание джаза, босса-новы, соула и вокала по-прежнему делает это один из его лучших фильмов. «Ростовщик» обязателен как для поклонников Джонса, так и для любителей киномузыки». [ 29 ]
Список треков
[ редактировать ]Все композиции Куинси Джонса
- «Тема из Ростовщика » (слова Джека Лоуренса ) — 3:07
- «Основное название» — 3:42
- «Гарлем Драйв» — 1:56
- «Голая правда» — 4:08
- «Выходной вечер Ортиса» − 5:00
- «Тема из Ростовщика (Инструментальная версия)» — 4:07
- "Как же так, люди!" − 2:57
- «Rack 'Em Up» — 2:40
- «Сцена смерти» — 5:04
- «Конец названия» — 3:04
- «Тема из Ростовщика » — 2:38 Дополнительный трек на переиздании компакт-диска.
Персонал
[ редактировать ]- Оркестр в аранжировке и дирижировании Куинси Джонса в составе: [ 32 ]
- Фредди Хаббард , Билл Берри , трубы
- Джей Джей Джонсон , тромбон
- Энтони Ортега , саксофон-сопрано; Оливер Нельсон , альт-саксофон, тенор-саксофон; Джерри Доджион , альт-саксофон
- Тутс Тилеманс , губная гармошка
- Бобби Скотт , фортепиано, треки 1–10
- Дон Эллиотт , вибрафон
- Дэйв Грузин , фортепиано
- Деннис Будимир , гитара
- Кэрол Кэй , электрический бас
- Тони Уильямс, Боб Крэншоу , Арт Дэвис , акустический контрабас
- Элвин Джонс , ударные
- Эд Шонесси , перкуссия
- Голоса Дона Эллиотта, вокал. [ 33 ]
- Марк Аллен (дорожка 1)
- Сара Вон (трек 11) — вокал
- Род Стайгер - диалог (дорожка 7)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эта цифра включает ожидаемую арендную плату, получаемую дистрибьюторами в Северной Америке. См. «Самые кассовые сборы 1965 года», Variety , 5 января 1966 г., стр. 36.
- ^ Лефф, Леонард Дж. (1996). «Голливуд и Холокост: вспоминая ростовщика» (PDF) . Американская еврейская история . 84 (4): 353–376. дои : 10.1353/ajh.1996.0045 . S2CID 161454898 . Проверено 14 сентября 2018 г. См. стр. 11 PDF-файла.
- ^ Перейти обратно: а б Гейтс, Анита (5 апреля 2005 г.). «Воображаемый свидетель: Голливуд и Холокост» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 10 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Стаффорд, Джефф. «Ростовщик: обзорная статья» . TCM.com . Классические фильмы Тернера . Проверено 9 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Лефф, Леонард Дж. (1996). «Голливуд и Холокост: вспоминая ростовщика» (PDF) . Американская еврейская история . 84 (4): 353–376. дои : 10.1353/ajh.1996.0045 . S2CID 161454898 . Проверено 9 марта 2009 г.
- ^ «Полный список Национального реестра фильмов» . Библиотека Конгресса . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ «Классика кино, легендарные звезды, легенды комедии и начинающие режиссеры представляют реестр фильмов 2008 года» . Библиотека Конгресса . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Лопес, Антонио (2012). Неподходящая чернота: культура диаспоры афро-кубинской Америки . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета . п. 107. ИСБН 978-0-8147-6549-4 .
- ^ «Грандиозный талант для неба и земли» . Балтимор Сан . 28 сентября 2007 года . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ Хербстман, Мандель (16 апреля 1965 г.). «Рецензия на новый фильм: «Ростовщик» ». Фильм Ежедневно : 3.
- ^ Перейти обратно: а б Арчер, Юджин (3 ноября 1963 г.). «На глазах толпы «Ростовщик» начинает бизнес в испанском Гарлеме» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 10 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кроутер, Босли (21 апреля 1965 г.). «Ростовщик» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 10 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Харрис, Марк (2008). Картинки во время революции: пять фильмов и рождение нового Голливуда . Группа Пингвин. стр. 173–176. ISBN 978-1-59420-152-3 .
- ^ Байрон, Стюарт (9 августа 1967 г.). «Гомо-тема «Прорыв» ». Разнообразие . п. 7.
- ^ «Даты выхода Ростовщика» . База данных фильмов в Интернете . Проверено 8 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Розенблюм, Ральф; Карен, Роберт (1979). Когда стрельба прекращается, начинается монтаж: история монтажера . Нью-Йорк: Взрослый викинг. ISBN 978-0-670-75991-0 .
- ^ «Номинанты и победители 38-й церемонии вручения премии Оскар (1966)» . oscars.org . Проверено 4 сентября 2011 г.
- ^ «Берлинале 1964: Лауреаты премий» . berlinale.de . Проверено 20 февраля 2010 г.
- ^ «1966» . Бодилприсен (на датском языке). 19 октября 2015 года . Проверено 29 июня 2021 г.
- ^ «Премия BAFTA: фильм 1967 года» . БАФТА . 1966 год . Проверено 16 сентября 2016 г.
- ^ Северо, Ричард (10 июля 2002 г.). «Род Стайгер, характерный актер, лауреат премии «Оскар», умер в возрасте 77 лет» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 10 сентября 2014 года . Проверено 10 марта 2009 г.
- ^ «18-я премия DGA» . Премия Гильдии режиссеров Америки . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ «Ростовщик – Золотой глобус» . ХФПА . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ «Полный список Национального реестра фильмов» . Библиотека Конгресса . Проверено 16 декабря 2015 г.
- ^ «Премия Нью-Йоркского кружка кинокритиков 1965 года» . Нью-Йоркский кружок кинокритиков . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ «Лауреаты премии» . Гильдия писателей Америки . Архивировано из оригинала 5 декабря 2012 года . Проверено 6 июня 2010 г.
- ^ Левеск, Джон. «Чат-шоу IFC «Ужин на пятерых» стоит заказать — с оговорками» . Сиэтлский пост-разведчик . Проверено 25 июня 2018 г.
- ^ «Ужин на пятерых S01E04 — Рон Ливингстон, Кевин Поллак, Сара Сильверман, Род Стайгер» . Ютуб . 16 июля 2012 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кук, Стивен. Ростовщик (партитура к оригинальному фильму) - обзор на AllMusic . Проверено 17 января 2018 г.
- ↑ Коллекционер саундтреков: запись в альбоме по состоянию на 17 января 2018 г.
- ↑ Дискография Mercury 20000 Series B (61000-61099) , по состоянию на 17 января 2018 г.
- ^ «Ростовщик» . Библиотека Конгресса .
- ^ «Ростовщик» . Библиотека Конгресса . Проверено 23 августа 2018 г. (от Микера, Дэвида Джаза на экране )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Ростовщик» Эссе [1] Аннетт Инсдорф на Национального реестра фильмов . веб-сайте
- Ростовщик на IMDb
- Ростовщик в базе данных TCM Movie
- Ростовщик в AllMovie
- Ростовщик в Rotten Tomatoes
- Репрезентация травмы и памяти в «Ростовщике» Питера Уилшира
- Эссе Дэниела Игана «Ростовщик» в книге «Наследие американского кино: авторитетный справочник по знаковым фильмам в Национальном реестре фильмов», A&C Black, 2010 г. ISBN 0826429777 , страницы 611–613 [2]
- фильмы 1964 года
- Драматические фильмы 1964 года
- Споры 1964 года
- Фильмы 1964 года о ЛГБТ
- Американские черно-белые фильмы
- Американские драматические фильмы
- Фильмы American International Pictures
- Фильмы о евреях и иудаизме
- Фильмы по американским романам
- Фильмы Сидни Люмета
- Фильмы продюсера Эли Ландау
- Фильмы, написанные Куинси Джонсом
- Действие фильмов происходит в Нью-Йорке (штат)
- Фильмы, действие которых происходит в Нью-Йорке
- Фильмы, снятые в Коннектикуте
- Фильмы, снятые в Нью-Йорке (штат)
- Фильмы, снятые в Нью-Йорке
- Фильмы о Холокосте
- Фильмы Национального реестра фильмов США
- Англоязычные фильмы 1960-х годов
- Американские фильмы 1960-х годов
- Американские фильмы о ЛГБТ