Кэрол Кэй
Кэрол Кэй | |
---|---|
Имя при рождении | Кэрол Смит |
Рожденный | Эверетт, Вашингтон , США | 24 марта 1935 г.
Жанры | |
Род занятий | Сессионный музыкант , педагог |
Инструмент(ы) | Бас-гитара, гитара |
Годы активности | 1949 – настоящее время |
Веб-сайт | Кэролкей |
Кэрол Кэй (урожденная Смит ); [ 1 ] родился 24 марта 1935 г.) [ 2 ] американский музыкант. Она - одна из самых плодовитых бас-гитаристок в рок- и поп-музыке, за свою более чем 65-летнюю карьеру она сыграла около 10 000 записей. [ 3 ]
Кэй начала играть на гитаре в раннем подростковом возрасте и, проработав некоторое время учителем игры на гитаре, начала регулярно выступать в Лос-Анджелеса джазовых и биг-бэндах . Она начала сессионную работу в 1957 году и благодаря связям в Gold Star Studios начала работать с продюсерами Филом Спектором и Брайаном Уилсоном . После того, как в 1963 году басистка не пришла на сессию, она переключилась на этот инструмент, быстро сделав себе имя одного из самых востребованных сессионных музыкантов 1960-х годов, сыграв на многочисленных хитах. В конце 1960-х она начала играть над саундтреками к фильмам, особенно для Куинси Джонса и Лало Шифрина , и начала выпускать серию обучающих книг, таких как « Как играть на электрическом бас-гитаре» . К концу 1970-х Кэй стала менее активной, но продолжила карьеру и заслужила похвалу со стороны других музыкантов.
На пике своей сессионной работы Кэй стала частью группы музыкантов из Лос-Анджелеса, известной как Wrecking Crew . Она появилась в документальном фильме 2008 года The Wrecking Crew .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Кэй родилась в Эверетте, штат Вашингтон , в семье профессиональных музыкантов Клайда и Дот Смит. [ 4 ] Ее отец был джазовым тромбонистом , игравшим в биг-бэндах . В 1942 году он продал пианино, чтобы профинансировать переезд в Уилмингтон, Калифорния . [ 1 ] [ 2 ] Позже она рассказала, что отец жестоко обращался с ней, и она убедила мать расстаться с ним, но музыка была единственным, что могло объединить семью. [ 1 ]
В 13 лет Кэй получила гитару со стальными струнами . от матери [ 1 ] [ 4 ] Она начала выступать в джаз-клубах Лос-Анджелеса . [ 1 ] В 1950-е годы Кэй играл на джазовой бибоп- гитаре с несколькими группами в клубах Лос-Анджелеса, включая группу Боба Нила, Джека Шелдона, поддерживающего Ленни Брюса , Тедди Эдвардса и Билли Хиггинса . [ 4 ] Она играла с оркестром Генри Бусса в середине 1950-х годов и гастролировала с ними по США. [ 5 ]
Карьера
[ редактировать ]Поп-сессии
[ редактировать ]В 1957 году Кэй давала концерт в Beverly Cavern, Голливуд , когда продюсер Роберт «Bumps» Блэквелл пригласил ее на запись аранжировки Сэма Кука « Summertime ». Она поняла, что может зарабатывать значительно больше денег, работая на сессиях, чем играя в джаз-клубах, поэтому занялась этим как постоянной карьерой. [ 1 ] В 1958 году она играла на акустической ритм-гитаре в песне Ричи Валенса « La Bamba », записанной в студии Gold Star Studios в Голливуде. [ 2 ] Через Gold Star она начала работать с продюсером Филом Спектором, играя на электрогитаре в песнях Bob B. Soxx & the Blue Jeans « Zip-a-Dee-Doo-Dah » и The Crystals « Then He Kissed Me », а также на акустике. гитара в песне The Righteous Brothers " You've Lost That Lovin' Feelin' ". [ 2 ] Наряду с несколькими другими музыкантами, включая барабанщика Хэла Блейна и гитариста Глена Кэмпбелла , ее работа со Спектором привлекла внимание других продюсеров, и она оказалась востребованной как постоянный сессионный исполнитель. [ 6 ]
В 1963 году, когда басистка не явилась на сессию в Capitol Records в Голливуде, ее попросили заменить инструмент. [ 7 ] Она быстро обнаружила, что предпочитает играть на бас-гитаре, и обнаружила, что это ключевой компонент минусовки, позволяющий ей играть более изобретательно, чем относительно простые гитарные партии, которые она играла до этого. [ 2 ] С прагматической точки зрения было проще брать с собой на сессии один бас, чем переключаться между тремя или четырьмя гитарами в зависимости от песни. [ 8 ] После того, как басист Рэй Полман оставил работу в студии и стал музыкальным руководителем, Кэй стал самым востребованным сессионным басистом Лос-Анджелеса. [ 9 ]
Кэй продолжала играть на гитаре во многих других хитах 1960-х и 1970-х годов, в том числе на двенадцатиструнной электрогитаре в нескольких Сонни и Шер . песнях [ 10 ] Она также играла на двенадцатиструнной гитаре на Фрэнка Заппы альбоме Freak Out! [ 2 ] В то время для женщин было необычно быть опытными сессионными игроками; тем не менее Кэй помнил, что сессии в целом были добродушными и объединенными музыкой. [ 2 ]
Кэй была единственной постоянной женщиной-участницей Wrecking Crew (хотя она сказала, что коллектив никогда не был известен под этим названием, которое позже придумал Хэл Блейн), коллектива студийных музыкантов, которые играли на большом количестве хитовых пластинок из Лос-Анджелеса. Анхелес, 1960-е годы. [ 1 ] [ 11 ] На протяжении десятилетия, будучи в то время неизвестным публике, Кэй играл на бас-гитаре на значительном количестве пластинок, которые появлялись в Billboard Hot 100 . По данным New York Times , она отыграла 10 000 записей. [ 12 ] Она появлялась на сессиях Фрэнка Синатры , Simon & Garfunkel , Стиви Уандера , Барбры Стрейзанд , The Supremes , The Temptations , The Four Tops и The Monkees . [ 13 ] Она играла на электробасе в песне Нэнси Синатры « Эти ботинки созданы для ходьбы» , а Чак Бергхофер играл на контрабасе. [ 14 ] Она также выступила со вступлением к хиту своего коллеги-сессионера Глена Кэмпбелла " Wichita Lineman ". [ 15 ] Позже Кэй сказала, что в 1960-е годы она иногда играла по три-четыре сессии в день и была рада, что многие из них создали хиты. [ 14 ]
Благодаря своей работе со Спектором Кэй привлекла внимание The Beach Boys из Брайана Уилсона , который использовал ее на нескольких сессиях, включая альбомы Beach Boys Today , Summer Days (и Summer Nights!!) , Pet Sounds и Smile . [ 2 ] В отличие от других сессий, где она могла свободно разрабатывать свои собственные басовые партии, Уилсон всегда приходила с очень конкретным представлением о том, что ей следует играть. [ 2 ] В Pet Sounds Уилсон просил таких музыкантов, как Кэй, играть гораздо больше дублей, чем обычные сессии, часто занимая более десяти проходов песни, причем сессии длились до поздней ночи. [ 16 ]
Саундтреки, репетиторство и последующая работа
[ редактировать ]К 1969 году Кэй был утомлен и разочаровался в сессионной работе, заявив, что музыка «начала звучать как картон». В то же время многие новые рок-группы не одобряли использование сессионных музыкантов, предпочитая играть на инструментах самостоятельно. Она решила внести изменения, и ее карьера превратилась из преимущественно поп-музыки в исполнение в основном саундтреков, а также в написание и преподавание. Она написала «Как играть на электробасе» — первую книгу из серии обучающих книг и обучающих видеокурсов. [ 1 ] Ее саундтреки того времени включали исполнение тем из MASH , The Streets of San Francisco и Across 110th Street . [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Кэй уже участвовал в написании нескольких саундтреков и тесно сотрудничал с Лало Шифрином , играя над темой фильма «Миссия невыполнима» и саундтреком к фильму «Буллит» . [ 2 ] Она регулярно сотрудничала с Куинси Джонсом , позже заявив, что он «написал одни из самых красивых тем, которые я когда-либо слышал в своей жизни». [ 2 ] Кэй также была частью оркестра Джонса на 43-й церемонии вручения премии Оскар . [ 20 ]
В начале 1970-х она гастролировала с Джо Пассом и Хэмптоном Хоузом и продолжала выступать. [ 2 ] В 1973 году она сыграла на Барбры Стрейзанд сингле « The Way We Were отчитал ее », который был записан вживую, и продюсер Марвин Хэмлиш за импровизацию басовых партий. [ 14 ] В 1976 году она попала в автокатастрофу и наполовину ушла из музыки. Она продолжала время от времени играть, появившись на альбоме Джей Джей Кейла 1981 года Shades . [ 2 ]
В 1994 году Кэй перенес корректирующую операцию по устранению травм, полученных в результате аварии, и возобновил игру и запись. [ 2 ] Она сотрудничала с Fender, чтобы создать более легкую версию Precision Bass, которая уменьшила нагрузку на ее спину и сделала игру более комфортной. [ 21 ] В 1997 году она снова сотрудничала с Брайаном Уилсоном, играя на альбоме его дочерей The Wilsons , а в 2006 году Фрэнк Блэк попросил ее сыграть на его альбоме Fast Man Raider Man вместе с другим стойким сессионным барабанщиком Джимом Келтнером . [ 2 ] Она снялась в фильме 2008 года «The Wrecking Crew» вместе с другими студийными музыкантами. В одном из фрагментов интервью она сказала, что, по ее мнению, на пике своей сессионной активности она зарабатывала больше денег, чем президент США. [ 22 ]
Стиль и оборудование
[ редактировать ]Основным инструментом Кэй в 1960-е годы был бас- гитара Fender Precision Bass , хотя Danelectro иногда она также использовала бас-гитару . В 1970-х годах она иногда использовала бас-гитару Gibson Ripper Bass, а в 21 веке она использовала бас-гитару Ibanez SRX700. [ 4 ] [ 2 ] Она использует плоской струны Thomastik-Infeld JF344 с намоткой и сильным строем , а при игре на бас-гитаре предпочитает использовать в студии гитарные усилители, в том числе Fender Super Reverb и Versatone Pan-O-Flex. [ 2 ] Кэй в основном использует медиатор или медиатор как на гитаре, так и на басу, а не перебирает струны пальцами. [ 21 ] Она также обычно приглушала свой бас, используя кусок войлока поверх струн перед бриджем, тем самым уменьшая нежелательные обертоны и полутона. Позже она сказала: «За 25 центов вы можете получить лучший звук в городе». [ 2 ]
Кэй предпочитал играть на басу мелодичные и синкопированные партии, а не просто исполнять простую партию. В студии ей особенно нравилось использовать верхний регистр на бас-гитаре, а контрабас использовался для перекрытия нижних частот. [ 2 ]
Наследие
[ редактировать ]Кэй получил признание критиков как один из лучших сессионных басистов всех времен. Майкл Моленда, пишущий в журнале Bass Player , сказал, что Кэй могла слушать других музыкантов и мгновенно придумать запоминающуюся басовую партию, которая бы соответствовала песне, например, ее дополнения к песне Sonny & Cher " The Beat Goes On ". Пол Маккартни сказал, что его игра на басу в песне Beatles « Sgt. Группа Pepper's Lonely Hearts Club была вдохновлена ее работой над Pet Sounds . [ 1 ] Элисон Рихтер в статье для журнала Bass Guitar назвала Кэй «первой леди» игры на басу, добавив, что «ее стиль и влияние заложены в вашей музыкальной ДНК». [ 23 ]
Сольная басовая партия Кэя в постановке Спектора " River Deep, Mountain High " стала ключевой частью создания песни "Wall of Sound". Запись сейчас находится в Зале славы Грэмми . [ 24 ] Куинси Джонс сказал в своей автобиографии Q 2001 года , что «… такие женщины, как… басистка Fender Кэрол Кэй… могут сделать что угодно и оставить мужчин в пыли». [ 25 ] Брайан Уилсон сказал, что игра Кэя на сессиях " Good Vibrations " была ключевой частью аранжировки, которую он хотел. «Кэрол играла на бас-гитаре медиатором, который очень хорошо щелкал. Это сработало очень хорошо. Звук получился жестким». [ 26 ] Доктор Джон сказал, что Кэй «не только милый, но и потрясающий басист». [ 4 ]
Несмотря на то, что Кей восхищался как один из величайших студийцев, он никогда не ожидал, что о нем хорошо запомнят. На момент сессий большинство участниц думали, что поп-музыка не продержится дольше десяти лет, и она удивлена, что люди до сих пор слушают треки, на которых она играла. [ 1 ] Хотя популярный сериал Amazon «Удивительная миссис Мейзел» отдал дань уважения Кэй и ее карьере с персонажем Кэрол Кин, представленным в третьем сезоне и сыгранным Лизой Вейл , Кэй описала этот персонаж как «не имеющий ничего общего со мной или моей историей. Они взяли кое-что из моей книги и создали персонажа, который вообще не похож на меня». [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] В 2020 году журнал Rolling Stone поставил Кэя на пятое место в списке 50 величайших басистов всех времен. [ 30 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Кэй была воспитана баптисткой , но практиковала иудаизм . в начале 1960-х [ 8 ] Она была замужем трижды и имеет двоих живых детей. [ 31 ] [ 32 ]
В 13 лет Кэй брала уроки игры на гитаре у Хораса Хэтчетта (1909–1985), уважаемого преподавателя и выпускника Музыкальной школы Истмана , который в конечном итоге устроил ее на концерты в стиле бибоп в ночных клубах Лос-Анджелеса. [ 33 ] В 16 лет Кэй родила ребенка. [ 34 ]
Два года спустя она вышла замуж за музыканта Эла Кея, и у них родился сын. Однако у Аль Кэя, который был на 22 года старше ее, были проблемы с алкоголем, и вскоре они развелись. [ 1 ] Второй муж Кэй не одобрял ее работу допоздна, и ему не нравилось, когда она играла с музыкантами. [ 35 ] У них была одна дочь. Кэй развелась с ним, нашла няню с проживанием и снова вернулась к работе. [ 1 ] Третьим мужем Кэй был джазовый барабанщик и сессионный музыкант Спайдер Уэбб . Они стали соучредителями джаз-фанк-группы Spiders Webb, которая в 1976 году записала альбом I Don't Know What’s on Your Mind для Fantasy Records . [ 36 ]
Избранная дискография
[ редактировать ]Опубликованные работы
[ редактировать ]- Кэй, Кэрол (2016). Студийный музыкант . ООО Кэрол Кэй. ISBN 978-0-9858748-3-4 .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Райли, Фиби (16 апреля 2016 г.). «Пляжная девушка за пляжными мальчиками» . Журнал Нью-Йорк . Проверено 9 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Мерфи, Билл (10 августа 2012 г.). «Забытые герои: Кэрол Кэй» . Премьер-гитара . Проверено 9 августа 2018 г.
- ^ Музыкальный колледж Беркли (18 октября 2000 г.). «Беркли приветствует легендарную студийную басистку Кэрол Кэй» . Архивировано из оригинала 10 сентября 2006 года . Проверено 13 марта 2007 г.
Кэй - самый записываемый басист всех времен: за четыре десятилетия он провел 10 000 сессий.
- ^ Jump up to: а б с д и «Биография» . Кэрол Кэй (официальный сайт) . Проверено 13 августа 2018 г.
- ^ Хартман 2012 , с. 38.
- ^ Хартман 2012 , с. 54.
- ^ Чепмен, Чарльз (7 октября 2010 г.). Интервью с великими джазменами... и многое другое! . Публикации Мела Бэя. п. 34. ISBN 978-1-60974-367-3 .
- ^ Jump up to: а б Хартман 2012 , с. 143.
- ^ Хартман 2012 , с. 144.
- ^ «Гитарные хиты» . Кэрол Кэй (официальный сайт) . Проверено 14 сентября 2017 г.
- ^ Хартман 2012 , с. 5.
- ^ «Известен в сети: эта работающая мама играла на бас-гитаре для лучших из них» . Нью-Йорк Таймс . 7 июня 2000 года . Проверено 14 августа 2013 г.
- ^ Бенарде, Скотт (2003). Звезды Давида: еврейские истории рок-н-ролла . УПНЕ. п. 23. ISBN 978-1-584-65303-5 .
- ^ Jump up to: а б с «Кэрол Кэй: мои 10 величайших записей всех времен» . Музыкальный радар . 26 октября 2011 года . Проверено 9 августа 2018 г.
- ^ Хартман 2012 , с. 196.
- ^ Хартман 2012 , стр. 145, 154.
- ^ «Через 110-ю улицу» . Библиотека Конгресса . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ «Улицы Сан-Франциско» . Библиотека Конгресса . Проверено 14 апреля 2022 г.
- ^ «Фотогалерея» . Кэрол Кэй .
- ^ Ньюкомб, Гораций (1997). Энциклопедия телевидения . Рутледж. п. 1231. ИСБН 978-1884964268 .
- ^ Jump up to: а б Стюард и Гарратт 1984 , с. 115.
- ^ Лейдон, Джо (12 марта 2015 г.). «Рецензия на фильм: «Команда разрушителей» » . Разнообразие . Проверено 11 августа 2018 г.
- ^ Рихтер, Элисон (7 декабря 2015 г.). «Первая леди: Кэрол Кэй» . Журнал «Бас-гитара» . Проверено 7 марта 2018 г.
- ^ «6 знаменитых музыкантов, о которых вы никогда не слышали» . Глухой тон . 21 мая 2014 года . Проверено 13 августа 2018 г.
- ^ Джонс, Куинси (2001). Вопрос: автобиография Куинси Джонса . Даблдэй. п. 126 . ISBN 0-385-48896-3 .
- ^ Пиннок, Том (8 июня 2012 г.). «Создание… The Beach Boys Good Vibrations» . Необрезанный . Time Inc. Великобритания . Проверено 13 августа 2018 г.
- ^ « Актриса «Девочек Гилмор» в «Удивительной миссис Мейзел» неузнаваема » . СЕГОДНЯ.com . 9 декабря 2019 года . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ Кранк, Лорен (12 декабря 2019 г.). «Басист в «Удивительной миссис Мейзел» вдохновлен революционной реальной музыкантшей Кэрол Кэй» . Эсквайр . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк . Проверено 18 декабря 2019 г.
- ^ Бэйли-Милладо, Роб (2 января 2020 г.). «Легенда баса Кэрол Кэй называет дань уважения «миссис Мейзел» клеветой » . Нью-Йорк Пост . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк . Проверено 2 января 2020 г.
- ^ Бернштейн, Джонатан (1 июля 2020 г.). «50 величайших басистов всех времен» . Роллинг Стоун . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ Хартман 2012 , стр. 38, 143.
- ^ «Лучший выбор альбомов» . Рекламный щит . 30 октября 1976 г. с. 70 . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ Хоппер, Джессика (18 февраля 2010 г.). «Ace of Bass: Кэрол Кэй» . ЛаУикли .
- ^ «Подкаст Fakeshow – Эпизод 511 Кэрол Кэй» . Прослушиваемые заметки . 28 марта 2022 г.
- ^ Фрейзер, Брайан. «Эпизод 51: Кэрол Кэй - Всестороннее интервью, часть 1» . Путешествие на сцену с Брайаном Фрейзером . Проверено 20 февраля 2024 г.
- ^ «Лучший выбор альбомов» . Рекламный щит . 30 октября 1976 г. с. 70. ISSN 0006-2510 .
Источники
- Хартман, Кент (2012). The Wrecking Crew: Внутренняя история самого сокровенного секрета рок-н-ролла . Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0-312-61974-9 .
- Стюард, Сью; Гарратт, Шерил (1984). Подписано, запечатано и доставлено: правдивые истории женщин в поп-музыке . Саут-Энд Пресс. ISBN 978-0-896-08240-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный веб-сайт Кэрол Кэй , включая фотографии и онлайн-форумы.
- Кэрол Кэй на Центральном FM-радио, Испания (фрагмент) . Кэй рассказывает о своем опыте работы в Motown с Тони Кизом на Центральном FM-радио в Испании.
- Интервью Кэрол Кэй в сборнике устной истории NAMM (2 февраля 2002 г.)
- Кэрол Кэй о своих знаменитых гитарных партиях для Сэма Кука, Beach Boys и других - Top 2000 a gogo, 2009 г.
- 1935 рождений
- Живые люди
- Американские рок-бас-гитаристы
- Американские сессионные музыканты
- Американские женщины-преподаватели музыки
- Люди из Эверетта, Вашингтон
- Участники The Wrecking Crew (музыка)
- Американские женщины-бас-гитаристки
- Артисты Crest Records
- Американские бас-гитаристы 20-го века
- Гитаристы из Вашингтона (штат)
- Люди из Уилмингтона, Лос-Анджелес
- Переходит в иудаизм из баптистских конфессий
- Американские рок-музыканты-евреи
- Американские женщины-гитаристки 20-го века
- Американские женщины-гитаристки XXI века
- Американские гитаристы XXI века