Лина Вертмюллер
Арканжела Феличе Ассунта Вертмюллер OMRI (14 августа 1928 - 9 декабря 2021), известная как Лина Вертмюллер ( Итальянский: [ˈliːna vertˈmyller] ), итальянский кинорежиссёр и сценарист . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Она наиболее известна своими артхаусными фильмами 1970-х годов «Семь красавиц» . [ 4 ] [ 5 ] Соблазнение Мими , [ 6 ] Любовь и Анархия и Унесенные .
Вертмюллер была первой женщиной-режиссером, номинированной на премию Оскар за лучшую режиссуру . [ 7 ] [ 8 ] Она завоевала множество наград, в том числе Почетную премию Американской киноакадемии . [ 7 ] [ 9 ] [ 10 ] а также Премию Давида ди Донателло за карьерные достижения , [ 11 ] и был номинирован на многие другие премии, в том числе на премию «Золотой глобус» . [ 12 ] две премии Американской киноакадемии , [ 7 ] и две награды «Золотая пальмовая ветвь» . [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Вертмюллер родился Аркангела Феличе Ассунта Вертмюллер в Риме, Лацио, в 1928 году. [ 13 ] [ 14 ] Федерико, адвокату из Палаццо Сан-Джервазио , Базиликата , принадлежащему к ревностно католической семье далекого швейцарского происхождения, и Марии Сантамария-Маурицио, родившейся в Риме. Вертмюллер описала свое детство как период приключений, во время которого ее исключили из 15 различных католических средних школ. В это время она увлеклась комиксами . [ 15 ] и описал их как особенно влиятельных на нее в юности, особенно Алекса Рэймонда персонажа Флэша Гордона . Вертмюллер охарактеризовал оформление комиксов Рэймонда как «довольно кинематографическое, более кинематографическое, чем большинство фильмов». [ 16 ] ранний признак ее склонности к кино. Желание Вертмюллер работать в кино и театре закрепилось у Вертмюллер в молодом возрасте, когда она еще в раннем возрасте полюбила произведения русских драматургов Пьетро Шарова, Владимира Немировича-Данченко и Константина Станиславского . [ 16 ] вовлекая ее в мир исполнительского искусства.
После окончания Национальной академии драматического искусства Сильвио Д'Амико в 1951 году Вертмюллер ставил авангардные пьесы, путешествовал по Европе и работал кукловодом , постановщиком , сценографом , публицистом и сценаристом для радио и телевидения. [ 17 ] В 1951 году она присоединилась к Марии Синьорелли . труппе [ 18 ] Эти интересы развивались по двум общим направлениям; одна из них - музыкальная комедия, а другая - серьезные современные итальянские драмы, такие как произведения итальянского драматурга и режиссера Джорджио Де Лулло , чьи работы она назвала «серьезными» и «политически сознательными». [ 16 ] Именно эти два подхода, по словам Вертмюллер, лежали в основе ее творческой личности и всегда будут таковыми. [ 16 ] [ 19 ]
Кинокарьера
[ редактировать ]1960-е годы
[ редактировать ]После многих лет гастролей с авангардной кукольной группой Вертмюллер начала карьеру в кино. В начале 1960-х годов Флора Карабелла , школьная подруга, познакомила Вертмюллер со своим мужем, актером Марчелло Мастроянни , который, в свою очередь, познакомил ее с кинорежиссером Федерико Феллини , который стал ее наставником. [ 20 ]

Хотя «Василиски » по музыке Эннио Морриконе были хорошо приняты критиками, они не привлекли того внимания, которое получили ее более поздние работы. [ 21 ] На протяжении 1960-х годов Вертмюллер снял серию фильмов, которые пользовались большим успехом, но не имели международного успеха. Из них ее первое сотрудничество с Джанкарло Джаннини произошло в музыкальной комедии 1966 года «Комар Рита» . Дарра О'Донохью писала в Cineaste , что в целом «ее ранние фильмы представляют собой довольно прямую стилизацию неореализма и раннего Феллини ( «Ящерицы» , 1963), эпизодическую комедию, два мюзикла и спагетти-вестерн ( «История Белль Старр» , 1968, режиссер под псевдонимом Натан Вич), работы, где знание родовых предшественников было важно». [ 22 ]
1970-е годы
[ редактировать ]В 1970-е годы были выпущены практически все самые влиятельные и уважаемые фильмы Вертмюллера, во многих из которых участвовал Джаннини. По словам Джеффри Ноуэлл-Смита в «Спутнике итальянского кино» , 1972 год «ознаменовал начало золотого века Вертмюллера». [ 23 ] Начиная с 1972 года с «Соблазнения Мими» и продолжая до 1978 года с «Кровной местью» , Вертмюллер выпустил семь фильмов, многие из которых считаются шедеврами итальянской комедии . Именно в это время она добилась успеха у критиков и на международном уровне, приобретя популярность как режиссер за пределами Италии и в Соединенных Штатах в масштабах, которых не смогли достичь многие из ее современников.

В 1975 году Национальный совет кинокритиков США наградил «Svet Away» лучшим иностранным фильмом, а в 1976 году Вертмюллер стала первой женщиной-режиссёром, номинированной на «Оскар», за фильм «Семь красавиц» . Этот фильм, в котором Джаннини снова играет главную роль, доводит до предела специфическую трагическую комедию Вертмюллера , рассказывая о эгоцентричном Казанове из маленького итальянского городка, которого отправляют в немецкий концентрационный лагерь . Первоначально фильм вызвал споры из-за откровенности Вертмюллер в ее изображении механизмов геноцида , а также из-за ее воспринимаемой жуткой нечувствительности к выжившим. [ нужна ссылка ] но с тех пор был принят как ее шедевр. [ 24 ]
Затем Вертмюллер подписал контракт с Warner Bros. на создание четырех фильмов. Первым был ее первый англоязычный фильм « Ночь, полная дождя» , который был представлен на 28-м Берлинском международном кинофестивале в 1978 году. [ нужна ссылка ] Фильм не имел успеха, и Warner расторгла контракт. [ 25 ] У Вертмюллера также были творческие разногласия со студией, и он хотел большей творческой свободы. [ 26 ] В том же году у Вертмюллера появился еще один неудачный фильм « Кровная месть» — мафиозный триллер с Джаннини, Марчелло Мастроянни и Софи Лорен в главных ролях .
1980-е и 1990-е годы
[ редактировать ]Фильм Вертмюллера 1983 года «Шутка судьбы» был представлен на 14-м Московском международном кинофестивале в 1985 году. [ 27 ] и «Каморра» («История улиц, женщин и преступности») были представлены на 36-м Берлинском международном кинофестивале в 1986 году. [ 28 ] В 1985 году она получила премию Women in Film Crystal Award , присуждаемую выдающимся женщинам, которые помогли расширить роль женщин в индустрии развлечений. [ 29 ]
После этого периода признания Вертмюллер начала терять международную известность, хотя продолжала выпускать фильмы вплоть до 1980-х и 90-х годов. Некоторые из этих фильмов спонсировались американскими финансистами и студиями, но не имели такого охвата, которого достигли ее фильмы 1970-х годов. Эти фильмы менее широко просматриваются, и большинство из них пренебрегают или пренебрегают ими, но «Летняя ночь » (1986) и «Фердинандо и Каролина» (1999) с тех пор улучшили свою репутацию. «Чао, профессор» (1992) - один из немногих ее фильмов того периода, который был относительно хорошо принят и занял 10-е место в Италии того года.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]
Вертмюллер была замужем за Энрико Джобом (умер 4 марта 2008 г.), арт-дизайнером, работавшим над несколькими ее картинами. [ 30 ] У них осталась дочь Мария Сулима (родилась 17 января 1991 года), которая снялась в нескольких фильмах Вертмюллера, в том числе «Работник и парикмахер в водовороте секса и политики» (1996), «Фердинандо и Каролина» (1999). , Слишком много романтики... Пришло время фаршированного перца (2004) и Mannaggia alla Miseria! (2009). [ 31 ]
В 2015 году Вертмюллер стала героиней биографического фильма Валерио Руиса , «За белыми очками» в котором она размышляет о работе всей своей жизни. [ 32 ] Вертмюллер продолжал работать театральным режиссером. [ 25 ] до своей смерти в своем доме 9 декабря 2021 года в возрасте 93 лет. [ 33 ] [ 34 ] [ 15 ]
Стиль и темы
[ редактировать ]Влияние Феллини очевидно во многих работах Вертмюллера. Они разделяют сочувствие итальянскому рабочему классу, показывая реалии жизни политически забытых и экономически угнетенных, со склонностью к нелепому. [ 35 ] Работы Вертмюллер также, кажется, демонстрируют обожание Италии и ее разнообразных мест, украшая элементы локаций ее фильма кинематографией , которая представляет сюжетам красочную экстравагантность, идеализирующую отчетливо итальянскую обстановку ее фильмов. [ 35 ] Ее эстетика во многом заимствована из ее опыта работы в театре: она регулярно использует камеру, чтобы подчеркнуть игру и грандиозную комедию почти постоянного эмоционального безумия своих персонажей. Большая часть ее работ использует формальную тактику кино, чтобы драматизировать неправильное применение и разрушительные свойства, которые политическая идеология может оказывать на отдельных людей, высмеивая при этом общие концепции революции и политический статус-кво. [ 22 ]
Повествовательная и кинематографическая рефлексивность также являются обычным явлением в фильмах Вертмюллер, поскольку она перефразировала и реконфигурировала знаки и способы представления таким образом, чтобы отсылать к своим источникам вдохновения и своим современникам. [ 22 ] Это становится очевидным благодаря тому, что она разрушает традиционные концепции практически всех политических догм и иррациональности своих персонажей, беря узнаваемые элементы общества и фильма и критикуя их, отказываясь от правдоподобия повествования и/или персонажей. [ 22 ]
Особенно это заметно в таком фильме, как «Соблазнение Мими» . Это позиционирует Мими (которого играет Джаннини) как невероятно неумелого и простого человека, который полностью воплощает в себе идею итальянского мужественности , когда он прокладывает себе путь через мир, который бросает на него множество идеологий и экономических позиций, во всех из которых он с готовностью населяет. . Мими неизменно успешно исполняет эти роли, несмотря на осознание зрителями их неподлинности, возникающее в результате диегетического признания несчастного невежества Мими. Этот элемент критики в фильме служит примером одной из наиболее распространенных тем в творчестве Вертмюллера — стремления деконструировать и ниспровергнуть институты и социальные идеологии капиталистической современности. [ 36 ] Эта социалистическая политизация класса и институтов также распространяется на сексуальность и гендер. В большинстве ее фильмов эти элементы используются в сочетании с ее любовью к театру таким образом, что создается уникальная смесь, которая, несомненно, находится в общих рамках итальянской комедии . [ нужна ссылка ] По словам Питера Бонданеллы , «работа Вертмюллера сочетала в себе озабоченность актуальными политическими проблемами и условностями традиционной итальянской гротескной комедии». [ 24 ]
Вертмюллер известна своими причудливо многословными названиями фильмов. Например, полное название « Swept Away» — « Унесено необычной судьбой в синем августовском море» . Эти названия неизменно сокращались для международного выпуска. Она занесена в Книгу рекордов Гиннеса за самое длинное название фильма. Ранее упомянутая Кровавая месть [ 37 ] имеет полное название Кровавый роман в муниципалитете Сикулиана между двумя мужчинами из-за вдовы. Есть подозрение на политические мотивы. Любовь-Смерть-Шимми. Лугано прекрасен. Тарантеллы. Тараллуччи и вино , которое насчитывает 179 символов.
Фильмография
[ редактировать ]Награды и номинации
[ редактировать ]Год | Премия | Категория | Заголовок | Результат | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
2019 | Награды Академии | Почетная награда Академии | Выиграл | [ 7 ] | |
2017 | Награды Бостонского общества кинокритиков | Лучшие повторные открытия | Семь красавиц | Выиграл | |
2010 | Премии Давида ди Донателло | Премия за карьерные достижения | Выиграл | [ 11 ] | |
2009 | Золотой глобус Италия | Премия за карьерные достижения | Выиграл | ||
2008 | Международные премии Флаяно | Премия за карьерные достижения | Выиграл | ||
1986 | Берлинский международный кинофестиваль | Кинопремия Отто Дибелиуса | Каморра (История улиц, женщин и преступности) | Выиграл | |
1985 | Хрустальные награды | Выиграл | |||
1977 | Золотой глобус | Премия «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке | Семь красавиц | номинирован | [ 12 ] |
Награды Гильдии режиссёров Америки | Выдающиеся режиссерские достижения в кино | номинирован | |||
Награды Академии | Лучший оригинальный сценарий | номинирован | [ 7 ] | ||
Лучший режиссер | номинирован | [ 7 ] | |||
1975 | Тегеранский международный кинофестиваль | Золотой Козерог | Сметено | Выиграл | |
Национальный наблюдательный совет | Лучший иностранный фильм | Выиграл | |||
1973 | Каннский кинофестиваль | Золотая пальмовая ветвь | Любовь и анархия | номинирован | [ 1 ] |
1972 | Каннский кинофестиваль | Золотая пальмовая ветвь | Соблазнение Мими | номинирован | [ 1 ] |
1964 | Золотые Кубки Италия | Тарелка | Василиск | Выиграл | |
1963 | Международный кинофестиваль в Локарно | Серебряный парус для направления | Выиграл |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Лина ВЕРТМЮЛЛЕР» . Каннский фестиваль . Архивировано из оригинала 10 апреля 2023 года . Проверено 10 апреля 2023 г.
- ^ Армитстед, Клэр (7 марта 2019 г.). «Девяносто и готово шокировать: познакомьтесь с первой в истории женщиной-режиссером, номинированной на Оскар» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Галлоуэй, Стивен (25 октября 2019 г.). «Режиссер-историк Лина Вертмюллер о работе с Феллини» . Голливудский репортер . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ CanBY, Винсент (22 января 1976 г.). « Семь красавиц, лучшие из Вертмюллера» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Эдер, Ричард (23 января 1976 г.). «Лина Вертмюллер, Поток парадокса» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Кокс, Джей (22 июля 1974 г.). «Кино: Сексуальная политика» . Время . ISSN 0040-781X . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Поиск премии Оскар | Академия кинематографических искусств и наук» . Awardsdatabase.oscars.org . Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ «История женщин, номинированных на премию Оскар» за лучшую режиссуру . Peoplemag . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ «Вертмюллер получит карьерный Оскар» . АНСА английский . Рим. 3 июня 2019 г.
- ^ «Лина Вертмюллер, первая женщина-кандидат на режиссуру, наконец-то получит свой «Оскар» в 91 год» . Лос-Анджелес Таймс . 25 октября 2019 г. Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Академия итальянского кино – Премия Давида ди Донателло» . www.daviddidonatello.it . Архивировано из оригинала 10 апреля 2023 года . Проверено 10 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Семь красавиц» . Золотой глобус . Архивировано из оригинала 10 апреля 2023 года . Проверено 10 апреля 2023 г.
- ↑ ПРИМЕЧАНИЕ. Годом рождения Вертмюллера на протяжении многих лет указывался 1926 год. Однако в настоящее время большинство ссылок ссылаются на 1928 год, в том числе [1] Архивировано 31 июля 2018 г. на Wayback Machine , [2] , [[iarchive:womenfilmdirecto0000fost/page/n416|]], [3] , [4] , и [5]
Несколько источников ( [6] , [7] ) продолжают цитировать 1926 год. - ^ Джорджио Делл'Арти, Массимо Паррини, Каталог живых 2009 г. - запись Вертмюллер Лина, Венеция, Марсилио Эдори, 2008 г.; ISBN 978-88-317-9599-9 .
- ^ Jump up to: а б Смит, Харрисон (9 декабря 2021 г.). «Лина Вертмюллер, провокационный итальянский режиссер и первая женщина, номинированная на премию «Оскар» за режиссуру, умерла в возрасте 93 лет» . Вашингтон Пост .
- ^ Jump up to: а б с д «За белыми очками» , реж. Валерио Руис, Италия. 2015.
- ^ Фостер, Гвендолин Одри (1995). Женщины-кинорежиссеры: Международный биокритический словарь . Издательская группа Гринвуд . стр. 369–370 . ISBN 0-313-28972-7 . OCLC 32129920 .
- ^ Мартин, Жан, изд. (1995). Кто есть кто среди женщин двадцатого века . Книги Полумесяца. п. 155 . ISBN 0-517-12027-5 . OCLC 32528855 .
- ^ Дэвис, Мелтон С. (6 марта 1977 г.). « Я хорошо лажу с дикими личностями » . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Питер, Брэдшоу (9 декабря 2021 г.). «Лина Вертмюллер: захватывающая телеведущая, проявившая колоссальную смелость в черном комиксе» . Хранитель . Проверено 10 декабря 2021 г.
- ^ Берган, Рональд (9 декабря 2021 г.). «Некролог Лины Вертмюллер» . Хранитель .
- ^ Jump up to: а б с д О'Донохью 2018 .
- ^ Ноуэлл-Смит, Джеффри (1996). Спутник итальянского кино . Касселл ; Британский институт кино . стр. 124–126 . ISBN 0-304-34197-5 . OCLC 35683590 .
- ^ Jump up to: а б Бонданелла 1990 , с. 354.
- ^ Jump up to: а б Чу, Генри (февраль 2018 г.). «Лина Вертмюллер о том, что для нее значит быть первой женщиной-режиссером, номинированной на «Оскар»» . Разнообразие . Проверено 17 марта 2019 г.
- ^ «Некролог Лины Вертмюллер». The Guardian, Guardian News and Media, 9 декабря 2021 г., www.theguardian.com/film/2021/dec/09/lina-wertmuller-obituary. По состоянию на 13 марта 2024 г.
- ^ «14-й Московский международный кинофестиваль (1985)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 марта 2013 года . Проверено 17 февраля 2013 г.
- ^ «Берлинале: Программа 1986 года» . berlinale.de . Проверено 14 августа 2015 г.
- ^ bea_xx. «Предыдущие получатели» . Архивировано из оригинала 30 июня 2011 года . Проверено 26 октября 2014 г.
- ^ Берган, Рональд (9 декабря 2021 г.). «Некролог Лины Вертмюллер» . Хранитель .
- ^ «Мария Сулима Иов | Актриса» . IMDB .
- ^ Пингиторе, Сильвия (22 июня 2020 г.). «Интервью с Линой Вертмюллер, вручающей почетный «Оскар»» . Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ «Умерла Лина Вертмюллер, великая героиня итальянского кино: ей было 93 года» . Коррьере делла Сера . 9 декабря 2021 г. Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ Граймс, Уильям (9 декабря 2021 г.). «Лина Вертмюллер, итальянский режиссер провокационных фильмов, умерла в возрасте 93 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Джейкобс и Райли, 1976 .
- ^ Булларо, Грейс. Человек в беспорядке: кино Лины Вертмюллер в 1970-е годы . Издательство Трубадор. 2007.
- ^ «Самое длинное название фильма» . Книги рекордов Гиннесса .
- ^ Райнер, Питер (22 июля 1994 г.). «ОБЗОР ФИЛЬМА: «Чао, профессор» подводит итоги уроков» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Кэнби, Винсент (19 июня 1987 г.). «ФИЛЬМ: ВЕРТМЮЛЛЕР 'НОЧЬ' » . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Томас, Кевин (26 июня 1987 г.). «ОБЗОР ФИЛЬМА: 'ЛЕТНЯЯ НОЧЬ': ЖАРА» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Томас, Кевин (4 октября 1986 г.). «ОБЗОР ФИЛЬМА: В «КАМОРРЕ» ЛИНА царит ХАОС » . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Маслин, Джанет (1 ноября 1985 г.). «ЭКРАН: ДВОЙ В СНИМКЕ » . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Кэнби, Винсент (12 сентября 1984 г.). «ФИЛЬМ: «ШУТКА СУДЬБЫ», РЕЖИССЕР ВЕРТМЮЛЛЕР» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Маслин, Джанет (22 февраля 1980 г.). «Экран: «Кровная месть» Лины Вертмюллер: Три взгляда» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кей, Карин; Пири, Джеральд, ред. (1977). Женщины и кино: критическая антология . Даттон. стр. 446–447 . ISBN 0-525-47459-5 . ОСЛК 3315936 .
- ^ Кэнби, Винсент (18 сентября 1975 г.). « Унесенные» — фильм Вертмюллера, обладающий солидной привлекательностью» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Кэнби, Винсент (15 января 1976 г.). «Комедия слабостей Лины Вертмюллер» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Смит, Марк Шалон (5 апреля 1991 г.). «ОБЗОР ФИЛЬМА: Ненависть — неправильная эмоция для «Любви и анархии» » . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 9 апреля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Бискинд, Питер (декабрь 1974 г.). «Лина Вертмюллер: Политика частной жизни». Фильм Ежеквартально . 28 (2): 10–16. дои : 10.2307/1211628 . JSTOR 1211628 .
- Булларо, Грейс Руссо. Человек в беспорядке - Кино Лины Вертмюллер 1970-х годов ISBN 978-1-905886-39-5
- Делеас, Жозетта. Лина Вертмюллер - Черный смех в белых очках - критическая биография, наполненная анекдотами и юмором Лины ISBN 978-1-4251-2755-8
- Уильям Р. Магретта и Джоан Магретта. «Лина Вертмюллер и традиции итальянской карнавальной комедии» в жанре 12, стр. 25–43. (1979)
- Тициана Масуччи. Кьяри Лины (Edizioni Sabinae, Рим, 2009 г.) ISBN 978-88-96105-22-1
- О'Донохью, Дарра (2018). «Смех в темноте: Черная комедия Лины Вертмюллер». Кинеаст . 43 (4): 15–21, 78. ПроКвест 2093229170 .
- Джейкобс, Дайан; Райли, Брукс (1976). «Лина Вертмюллер». Комментарий к фильму . 12 (2): 48–51, 64. ПроКвест 210265585 .
- «За белыми очками» , реж. Валерио Руис, Италия, 2015 г.
- Бонданелла, Питер (1990). Итальянское кино: от неореализма до современности . Континуум. ISBN 0-8264-0426-Х . OCLC 20911414 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1928 рождений
- 2021 смертей
- Лауреаты Почетной премии Академии
- Выпускники Национальной академии драматического искусства Сильвио Д'Амико
- Лауреаты премии «Карьера Давида ди Донателло»
- Режиссеры из Рима
- Итальянские католики
- Итальянцы швейцарского происхождения
- Итальянские сценаристы
- Итальянские социалисты
- Итальянские женщины-режиссеры
- Итальянские женщины-сценаристы
- Похороны на Кампо Верано