Якима Канутт
Якима Канутт | |
---|---|
![]() Канутт в «Человеке из Юты» (1934) | |
Рожденный | Энос Эдвард Канутт 29 ноября 1895 г. Колфакс, Вашингтон , США |
Умер | 24 мая 1986 г. Северный Голливуд , Калифорния, США | ( 90 лет
Место отдыха | Кладбище Мемориального парка Валгаллы |
Другие имена | Yak Canutt |
Занятия |
|
Годы активности | 1912–1975 |
Супруги | |
Дети | 3 |
Энос Эдвард « Якима » Канутт (29 ноября 1895 - 24 мая 1986) был американским чемпионом по родео , актером, каскадером и режиссером боевиков. Он разработал множество трюков для фильмов, а также методы и технологии для защиты каскадеров при их исполнении.
Ранние годы
[ редактировать ]Якима родился Энос Эдвард Канутт в холмах Снейк-Ривер недалеко от Колфакса, штат Вашингтон , один из пяти детей Джона Лемюэля Канутта, владельца ранчо, и его жены Нетти Эллен Стивенс. Он вырос в восточном Вашингтоне на ранчо недалеко от Пенавава-Крик, основанном его дедом. Его отец управлял ранчо, а также служил в законодательном собрании штата.
Формальное образование Канутта ограничивалось начальной школой в Грин-Лейк , тогда пригороде Сиэтла . Образование, необходимое для работы всей его жизни, он получил на семейном ранчо, где научился охотиться, ловить ловушки, стрелять и ездить верхом. [1]
Канутт впервые сломал дикого мустанга, когда ему было 11 лет. В 16-летнем возрасте ростом 6 футов (1,8 м) он начал кататься на бронко на ярмарке округа Уитмен в Колфаксе в 1912 году, а в 17 лет завоевал титул муравья. Лучший в мире Bronco Buster. Канутт начал профессионально заниматься родео и приобрел репутацию наездника, бульдоггера и универсального ковбоя. Именно во время облавы в Пендлтоне в 1914 году он получил прозвище «Якима», когда в газетной заголовке он был неверно идентифицирован. [2] «Якима Канутт, возможно, самый известный человек НЕ из Якимы, штат Вашингтон», — говорит Элизабет Гибсон, автор книги «Якима, Вашингтон» . [3] Завоевание второго места на Pendleton Round-Up 1915 года привлекло внимание промоутеров шоу, которые пригласили Канутта соревноваться по всей стране. [2]
«Я начал участвовать в крупных родео в 1914 году и дошел до 1923 года. Нас было довольно много, и мы путешествовали вместе, и у нас были специальные железнодорожные вагоны и вагоны для лошадей. Моими специальностями были десятидневные соревнования по верховой езде в Бронке и бульдогу, но я немного занимался канатной дорогой», — сказал Канутт. [4]

В сезоне 1916 года он заинтересовался разведенной Китти Уилкс , которая пару раз выигрывала женский чемпионат по верховой езде на бронхах. Они поженились 20 июля 1917 года во время выступления в Калиспелле, штат Монтана ; ему был 21 год, а ей 18. Они развелись в 1922 году. [2] Во время бульдога в Айдахо Канутт получил слезы на рту и верхней губе из-за бычьего рога; наложив швы, он вернулся к соревнованиям. травму . Через год пластический хирург исправил [2]
Карьера
[ редактировать ]Родео
[ редактировать ]Канутт выиграл свой первый чемпионат мира на Олимпийских играх Запада в 1917 году и выиграл еще несколько чемпионатов в следующие несколько лет. В перерывах между родео он ломал лошадей для французского правительства во время Первой мировой войны . [5] В 1918 году он отправился в Спокан , чтобы записаться в ВМС США , и находился в Бремертоне. Осенью ему дали 30-дневный отпуск, чтобы защитить свой титул в родео. Его уволили весной 1919 года. На турнире Calgary Stampede 1919 года он участвовал в соревнованиях по раскряжевке и встретил Пита Найта . [2]
Он поехал в Лос-Анджелес на родео, а перезимовать решил в Голливуде, где познакомился с деятелями экрана. [4] Том Микс , который также начинал с родео, пригласил его сняться в двух своих картинах. [2] Микс пополнил свой яркий гардероб, одолжив две двухцветные рубашки Канутта и поручив своему портному изготовить 40 экземпляров. [4] Канутт впервые попробовал трюковую работу в сцене боя в сериале « Молния Брайс» ; [6] он покинул Голливуд, чтобы участвовать в родео 1920 года.
Канутт выигрывал соревнования по седло-бронку на Pendleton Round-Up в 1917, 1919 и 1923 годах и занимал второе место в 1915 и 1929 годах. Он выигрывал бульдогинг с рулевым управлением в 1920 и 1921 годах и выигрывал пояс All-Around Police Gazette в 1917 году. 1919, 1920 и 1923 годы. [2] Во время пребывания в Голливуде в 1923 году на церемонии награждения ему предложили восемь вестерн-боевиков для продюсера Бена Уилсона на студии Burwillow Studios; первым должен был стать Riding Mad . [7] Он выиграл первый этап Трофея Рузвельта как ковбой, набравший наибольшее количество очков между Cheyenne Frontier Days и Pendleton Round-Up. После того, как он три года подряд выигрывал родео Форт-Уэрт в Форт-Уэрте, штат Техас , это стало известно как «Шоу Яка». [8]
Действуя
[ редактировать ]Канутт оттачивал такие трюки, как «Краппер-Маунт» - чехарда через круп лошади в седло. Дуглас Фэрбенкс использовал некоторые из них в своем фильме «Гаучо» . Фэрбенкс и Канутт подружились и регулярно соревновались в спортзале Фэрбенкса. Канутт снимал небольшие детали на фотографиях, чтобы набраться опыта. [2] Именно в фильме «Заклейменный бандит» (1924) ему сломали нос при падении со скалы с высоты 12 футов. Съёмку отложили на несколько недель, а когда она возобновилась, кадры Канутта были сделаны сбоку. Пластический хирург восстановил нос, и он зажил, вдохновив Канутта отметить, что, по его мнению, он выглядит лучше. [2]
Каскадерство
[ редактировать ]
Когда в 1927 году истек его контракт с Уилсоном, Канутт выступал на родео по всей стране. К 1928 году появились звуковые фильмы, и хотя он снялся в 48 немых картинах, Канутт знал, что его карьера в беде. [5] Его голос был поврежден из-за гриппа на флоте. Он начал брать на себя эпизодические роли и трюки и понял, что с помощью действия в картинках можно добиться большего. [2]
В 1930 году, между фотографиями и катанием на родео, Канутт встретил Минни Одри Йегер Райс на вечеринке в доме ее родителей. Они составили компанию в течение следующего года, пока он приступил к работе над сериалами для Mascot Pictures Corporation . Они поженились 12 ноября 1931 года, у них родилось трое детей. Двое сыновей последовали за своим отцом и занялись каскадерской работой. [2]
Когда наездники родео вторглись в Голливуд, они принесли с собой целый ряд техник родео, которые Канутт расширил и улучшил, включая падения с лошадей и крушения повозок. Он также разработал ремни безопасности и тросовые приспособления, чтобы сделать трюки надежными и безопасными. [4] Среди новых предохранительных устройств было L-образное стремя, которое освобождало ногу всадника, если он падал с лошади, чтобы он не застревал в стремени. Канутт также разработал кабели и оборудование, позволяющие вызывать эффектные аварии повозок, одновременно выпуская упряжку лошадей каждый раз в одном и том же месте. [4] Подобные методы безопасности сэкономили кинематографистам время и деньги, а также предотвратили несчастные случаи и травмы артистов и животных.
Канутт разработал трюк «Бег W», сбивая лошадь на галопе, прикрепляя к ее путам проволоку, прикрепленную к земле, и эффектно отправляя всадника вперед. Но это либо убивало, либо серьезно ранило лошадь, и ее приходилось усыплять. Как минимум, он был сильно потрясен и непригоден для использования до конца дня. [4] «Бег W» теперь запрещен и заменен тренировкой техники падающей лошади.
Считается, что в последний раз «Бегущий W» использовался в иракском фильме 1983 года «Битва верности» , когда британский актер и друг Марк Синден и каскадер Кен Бакл (которого обучал Канутт) трижды выполнили этот трюк во время кавалерийской атаки. последовательность. [9] [10]
Работая над сериалами «Талисман», Канутт отрабатывал и совершенствовал свои самые известные трюки, в том числе падение с дилижанса, которое он исполнил в » Джона Форда ( «Дилижансе 1939). Этот трюк был снят на Сухом озере Люцерн, к северу от долины Люцерн , Калифорния. Впервые он исполнил ее в «Всадниках зари» (1937), дублируя Джека Рэндалла . [2]
В своем фильме 1981 года «В поисках утраченного ковчега » Стивен Спилберг отдал дань уважения Канутту, воссоздав трюк, когда каскадер Терри Леонард (дублер Харрисона Форда ) «выпал» из передней части немецкого транспортного грузовика и был протащен под ним (вдоль подготовленной траншеи). ), и забрался назад и снова повернул вперед. [11]

Джон Уэйн
[ редактировать ]Находясь в Маскоте, Канутт встретил Джона Уэйна , дублируя его в трюке на мотоцикле в фильме «Тень орла» (1932). Уэйн восхищался ловкостью и бесстрашием Канутта, а Канутт уважал готовность Уэйна учиться и пробовать свои собственные трюки. [12] Канутт научил Уэйна, как падать с лошади. [13]
Они вместе работали над созданием техники, которая делала сцены боев на экране более реалистичными. Уэйн и Канутт обнаружили, что, если они встанут под определенным углом перед камерой, они смогут нанести удар по лицу актера и создать впечатление, будто был установлен реальный контакт. [12]
Канутт и Уэйн стали пионерами трюков и приемов экранного боя, которые используются до сих пор. Уэйн скопировал большую часть своего экранного образа у Канутта. Характеристики, связанные с Уэйном – протяжная, нерешительная речь и перекатывающаяся бедрами походка – были чистым Кануттом. [14] Как сказал Уэйн: «Я провел несколько недель, изучая, как Якима Канутт ходил и говорил. Он был настоящим пастухом». [15] В 1934 году они вместе появились в вестерне «Рэнди едет один» , в котором Уэйн снялся в главной роли, а Канутт появился в роли «приспешника Спайка».
В 1932 году у Канутта родился первый сын Эдвард Клей, которого прозвали Тэп , сокращение от Тападеро , испанского слова, обозначающего покрытие стремени . В том же году Канутт сломал плечо в четырех местах, пытаясь перейти с лошади на повозку. [2] работы было мало Хотя во время Депрессии , он зарабатывал, совмещая низкорослость и работу на родео. [16]
В 1934 году Герберт Дж. Йейтс из Consolidated Film Industries объединил Monogram , Mascot , Liberty, Majestic, Chesterfield и Invincible Pictures, чтобы сформировать Republic Pictures . Канутт стал лучшим каскадёром Республики. Он руководил всеми действиями во многих картинах, в том числе в фильмах Джина Отри ; и несколько сериалов и сериалов, таких как «Одинокий рейнджер» и «Зорро» . В фильме «Зорро снова скачет» Канутт исполнил почти все сцены, в которых Зорро носил маску. В результате он оказался на экране столько же, сколько и звезда Джон Кэрролл . [17] Когда действие было указано в республиканском сценарии, там говорилось: «Последовательность действий см. у Якимы Канутта». [4]
Уильям Уитни , один из режиссеров Republic, сказал:
Вероятно, никогда не будет другого каскадера, который мог бы сравниться с Якимой Кануттом. Он несколько раз становился чемпионом мира по ковбою, а что касается лошадей, то он мог все. Он изобрел все гаджеты, которые облегчали каскадерскую работу. Одним из его умных устройств была ступенька, которая прикреплялась к седлу, чтобы у него была возможность пересесть на другой движущийся объект, например на вагон или поезд. Другим было «дробовик», подпружиненное устройство, используемое для отделения языка движущейся повозки от лошадей, тем самым освобождая лошадей. Он также включал в себя шоковый шнур, прикрепленный к кузову вагона, из-за которого колеса сжимались и вагон переворачивался именно в том месте, которое было наиболее выгодно для камеры. [18]
В фильме 1936 года «Сан-Франциско» Канутт заменил Кларка Гейбла в сцене, где на звезду должна была обрушиться стена. Канутт рассказал: «У нас был тяжелый стол, так что я мог нырнуть под него в последний момент. Как только стена начала падать, девушка в этой сцене впала в истерику и запаниковала. Я схватил ее, прыгнул к столу, но не стал Я не совсем справлюсь». Девушка не пострадала, но он сломал шесть ребер. [5]
Шомпол
[ редактировать ]
Канутт пытался заняться режиссурой; он становился старше и знал, что дни его задержки роста сочтены. Гарри Джо, второй сын Канутта, родился в январе 1937 года. Братья Джо и Тэп позже устроились каскадерами вместе со своим отцом. [19]
В 1938 году Republic Pictures начала выпускать более крупные картины и бюджеты. Наставник Канутта и постановщик боевых действий в фильме « Бен-Гур» 1925 года , Бризи Исон , был нанят в качестве директора второго подразделения , а Канутт координировал и шомполировал трюки. Для Канутта это означало не только нанять каскадеров и самому выполнить некоторые трюки, но также продумать действие для режиссера и написать дополнительные трюки. [4]
За пять лет с 1925 по 1930 год при съемках фильмов погибло 55 человек и более 10 000 получили ранения. К концу 1930-х годов каскадеры-индивидуалисты, готовые на все ради денег, начали исчезать. Теперь, под пристальным вниманием, опытные каскадеры начали отделяться от любителей, создавая специальное оборудование, репетируя трюки и разрабатывая новые техники.
— из «Падение: как наш самый большой страх стал нашим самым большим волнением» . книги Гаррета Содена [20]
Джон Форд нанял Канутта по Джона Уэйна рекомендации для «Дилижанса» , где Канутт руководил сценой переправы через реку, а также сценой погони за индейцами, спускал дилижанс и дублировал Уэйна в трюках с каретой. В целях безопасности во время трюка с падением дилижанса Канутт разработал модифицированные хомуты и язычки, чтобы обеспечить дополнительные поручни и дополнительное пространство между командами. [4] Форд сказал ему, что всякий раз, когда Форд снимал боевик, а Канутт не работал где-то еще, он получал зарплату от Форда. [2] Также в 1939 году Канутт дублировал Кларка Гейбла в сожжении Атланты в «Унесенных ветром» . Он также появился в роли отступника, пристававшего к Скарлетт О'Хара ( Вивьен Ли ), когда она пересекала мост в карете, проезжавшей через трущобы. [21]
Режиссура
[ редактировать ]В 1940 году Канутт получил серьезные внутренние травмы, когда дублировал Кларка Гейбла в «Бум-Тауне» (1940), когда на него упала лошадь. Несмотря на дискомфорт в течение нескольких месяцев после операции по восстановлению раздвоенного кишечника , он продолжал работать. [2] из Republic Сол Сигел предложил ему возможность снять боевые сцены « Тёмного командования» с Уэйном в главной роли и режиссёром Раулем Уолшем . Для Dark Command Канутт разработал сложную систему тросов, позволяющую отдернуть падающую карету, прежде чем она упадет на каскадера и лошадей; он также создал отрывную обвязку, от которой они освобождались перед падением в воду. [22]
В 1943 году, снимаясь в малобюджетном Роя Роджерса фильме «Айдахо», Канутт сломал обе ноги в лодыжках, упав с фургона. [2] Он восстановился, чтобы писать трюки и руководить действиями в другом фильме Уэйна, « В старой Оклахоме» . В следующее десятилетие Канутт стал одним из лучших режиссеров второго плана и боевиков. MGM привезла Канутта в Англию в 1952 году, чтобы он руководил действиями и рыцарскими сценами в «Айвенго» с Робертом Тейлором . Это создаст прецедент, если снимать боевики за границей, а не на студии. Канутт познакомил многих британских каскадеров с обучением трюкам в голливудском стиле. [2] За «Айвенго» последовали «Рыцари Круглого стола» снова с режиссером Ричардом Торпом и Робертом Тейлором в главной роли. Канутт снова привлекался для участия в роскошных боевых сценах в фильме « Король Ричард и крестоносцы» . [23]
В 1954 году Канутт снял голливудский вестерн « Всадник без закона » с Джонни Карпентером и Техасской Роуз Баском в главных ролях. [24]
Канутт снял боевые сцены в фильме Стэнли Кубрика « Спартак » (1960). Ему потребовалось пять дней, чтобы снять повторные съемки, в которых армия рабов катила свои пылающие бревна на римлян, а также другие боевые сцены с участием Кирка Дугласа , Тони Кертиса и Джона Айрленда . [25]
Бен Хау
[ редактировать ]Для «Бен-Гура» (1959) Канутт устроил гонку на колесницах с участием девяти команд по четыре лошади. Он научил Чарльтона Хестона и Стивена Бойда управлять колесницей самостоятельно. Он и его команда потратили пять месяцев на сцену гонки. [26] В отличие от фильма 1925 года , ни одна лошадь не пострадала, и ни один человек не получил серьезных травм. Его сын Джо Канутт, дублируя Чарльтона Хестона, порезал себе подбородок, потому что не последовал совету отца прицепиться к колеснице, когда колесница Иуды Бен-Гура подпрыгнула над обломками другой колесницы. [27]
Другие фильмы
[ редактировать ]Уолт Дисней пригласил Канутта для работы над вторым блоком Westward Ho, the Wagons! он последовал за этим первым с художественным вестерном живым боевиком вместе со Старым Йеллером в 1956 году . В следующем году . В 1960 году Канутт работал с Диснеем над фильмом «Швейцарская семья Робинзонов» , который включал транспортировку множества экзотических животных на отдаленный остров в Вест-Индии.
Энтони Манн специально запросил Канутта для второго отряда для своего «Эль Сида» (1961), где Канутт руководил сыновьями Джо и Тэпом, дублирующими Чарльтона Хестона и Кристофера Роудса , в потрясающем турнирном поединке. «Канутт, несомненно, был самым активным организатором турниров со времен Средневековья» – из «Мечников экрана». [23] Он был полон решимости сделать боевые сцены в «Эль Сиде» лучшими из когда-либо снятых. [27] Манн снова пригласил его для роли в «Падении Римской империи» (1964). В течение следующих 10 лет Канутт продолжал работать, привнося свои таланты в фильмы «Кэт Баллоу» , «Хартум» , «Там, где смеют орлы» и «Человек по имени Лошадь» (1970). [28]
В 1985 году Якима появился в роли самого себя в фильме «Лучшая поездка Яка » режиссера Джона Кроуфорда. Его последняя роль на экране была консультантом по трюкам в «Эквусе» . [28]
Смерть
[ редактировать ]24 мая 1986 года Якима Канутт умер от остановки сердца в возрасте 90 лет в Медицинском центре Северного Голливуда в Северном Голливуде, Калифорния . [29] [30] Он был кремирован, а его прах развеян в Саду памяти на кладбище Мемориального парка Валгаллы . У Канутта есть мемориальная доска на Портале сложенных крыльев кладбища. [29]
Наследие и почести
[ редактировать ]За свой вклад в киноиндустрию Канутт получил звезду на Голливудской Аллее славы на Вайн-стрит, 1500 в 1985 году. [31]
Его награды включают:
- 1967 года Почетная награда Академии за достижения в качестве каскадера и за «разработку устройств безопасности для защиты всех каскадеров во всем мире». [28] [31]
- 1969 года и Зал славы Хэппи-Каньона Сводка новостей по Пендлтону [32]
- 1975 Национальный музей ковбоев и западного наследия, Зал славы родео [33]
- Зал славы каскадеров [34]
- 2001 Техасская тропа славы [35]
Другие кинонаграды
- 1959 - Специальная награда Национального совета по обзору кинофильмов разделена с Эндрю Мартоном за постановку гонки на колесницах в Бен-Гуре.
- 1978 – Ужин Академии кинематографических искусств и наук «Посвящение Якиме Канутту».
- 1984 - Фонда кино и телевидения. " Премия "Золотая бутса
Фильмография
[ редактировать ]Избранная фильмография
[ редактировать ]- Молния Брайс (1919) как заместитель
- Пустынный ястреб (1924)
- Наездник-загадка (1924)
- Заклеймён бандитом (1924)
- Романтика и грабители (1925)
- Двукулачный шериф (1925)
- Ездящая комета (1925)
- Белый гром (1925)
- Шрам Ханан (1925)
- Человеческий торнадо (1925)
- Каньон Дикой Лошади (1925)
- Дьявольская лошадь (1926)
- Боевой жеребец (1927)
- Плохие мужские деньги (1929)
- Три изгоя (1929)
- Всадники бури (1929)
- Брендон Джордан (1930)
- Направление на запад (1930)
- Ridin 'Law (1930) как Бак Ламберт
- Ураганный всадник (1931)
- Тень орла (1932) как Бойл
- Битва с Бакару (1932)
- Оружие напрокат (1932)
- Вайомингский вихрь (1932)
- Техасское торнадо (1932) как Джексон - приспешник
- '' Телеграфная тропа '' (1933) как High Wolf
- Алая река (1933) как Як
- Sagebrush Trail (1933) как лидер банды преступников
- К западу от водораздела (1934) как Хэнк
- Человек из ада (1934)
- Прорыв (1934) как Большой Джек Торн
- Человек из Юты (1934) как Шайенн Кент
- Рэнди едет один (1934) как приспешник Спайк
- Звездный упаковщик (1934) как Як
- Граница беззакония (1934) как плохой человек
- Под небесами Аризоны (1934) как плохой человек
- The Dawn Rider (1935) как владелец салона
- Lawless Range (1935) как Джо Бернс
- Правило преступника (1935) как Блейз Тремейн
- Райский каньон (1935) как Керли Джо Гейл
- Друзья дальнего зарубежья (1935) как Браун
- Циклон седла (1935) как Змея
- Сжимающая рука (1936)
- Дикий кот-солдат (1936)
- Всадники Скалистых гор (1937)
- Дилижанс (1939) режиссер второго подразделения, координатор трюков и трюкач / кавалерийский разведчик, все в титрах не указаны.
- «Унесенные ветром» (1939) — человек, который напал на Скарлетт, когда ехал по трущобам; также не указан в титрах координатор трюков / дублер Кларка Гейбла [21]
- Ангел и злодей (1947), режиссер второго блока
- Айвенго (1952) режиссер второго блока
- Рыцари Круглого стола (1953), режиссер второго блока, в титрах не указан
- Беззаконный наездник (1954), режиссер
- Король Ричард и крестоносцы (1954), режиссер второго отдела
- Старый Йеллер (1957) директор второго отдела
- Бен-Гур (1959) режиссер второго блока
- Швейцарская семья Робинзонов (1960), директор второго отдела
- Эль Сид (1961) режиссер второго блока
- Падение Римской империи (1964), режиссер второго блока
- Кэт Баллоу (1965) режиссер второго отдела; руководитель производства; неуказанный постановщик трюков
- Хартум (1966) директор второго подразделения
- The Flim Flam Man (1967), режиссер второго блока
- Где орлы смеют (1968), режиссер второго блока
- Человек по имени Лошадь (1970), режиссер второго блока
- Рио Лобо (1970) режиссер второго блока
- Breakheart Pass (1975), режиссер второго блока
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мировая биография. 2001.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Канутт. 1979.
- ^ Гибсон. 2002.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бакстер. 1974 год
- ^ Jump up to: а б с Лос-Анджелес Таймс, 17 апреля 1960 г.
- ^ Карлин, Рекс (14 сентября 2017 г.). «Возврат в четверг: Якима Канутт и сводка новостей Пендлтона» . NBC прямо сейчас . www.nbcrightnow.com . Проверено 27 декабря 2017 г.
- ^ Мэтисон, Сью (2 декабря 2019 г.). Энциклопедия Джона Форда . Роуман и Литтлфилд. п. 39. ИСБН 978-1-5381-0382-1 .
- ^ «Легенда о Якиме Канутте» . Восточный Орегон . www.eastoregonian.com. 14 сентября 2017 года . Проверено 27 декабря 2017 г.
- ^ «Величайшая киноистория, о которой никогда не рассказывали». Эсквайр . Июль 2012. стр. 126–133.
- ^ «Интервью Кинопрограммы» . Радио BBC 4. 5 августа 2011 г. Проверено 6 августа 2011 г.
- ^ «Ковбой-каскадер Якима Канутт» . Дебора Дж. Лайтфут Сайзмор . Проверено 5 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Казанджян 2007.
- ↑ Посмотрите интервью с Уэйном 1971 года.
- ^ Коди. 1982. с.91.
- ^ Уиллис. 1997.
- ^ Канутт, Якима; Кроуфорд, Джон (10 января 2014 г.). Мои годы родео: мемуары о пути бронзового наездника к голливудской славе . МакФарланд. п. 157. ИСБН 978-0-7864-5819-6 .
- ^ Перенасыщение. 1973.
- ^ Уитни. 1996.
- ^ Страттон, Западная Келли (12 февраля 2019 г.). Дикая банда: Сэм Пекинпа, революция в Голливуде и создание легендарного фильма . Издательство Блумсбери США. п. 197. ИСБН 978-1-63286-214-3 .
- ^ Содс. 2003 г.
- ^ Jump up to: а б Бартель, Полина (9 июня 2014 г.). Полная книга викторин «Унесенные ветром»: фильм и многое другое . Тейлор Трейд Издательство. п. 151. ИСБН 978-1-58979-821-2 .
- ^ Гилберт. 1970 год
- ^ Jump up to: а б Ричардс. 1977.
- ^ «Беззаконный всадник» . IMDB .
- ^ Винклер. 2007.
- ^ Герман. 1996. с.396
- ^ Jump up to: а б Хестон. 1995 год
- ^ Jump up to: а б с Монако, Джеймс (1991). Монако, Джеймс; Паллот, Джеймс (ред.). Энциклопедия кино . Книги Перигея. п. 94 . ISBN 0-399-51604-2 .
- ^ Jump up to: а б Элленбергер, Аллан Р. (2001). Знаменитости на кладбищах Лос-Анджелеса: Справочник . Паб McFarland & Company Incorporated. п. 202. ИСБН 0-7864-0983-5 .
- ^ «Умер Якима Канутт; каскадер в кино» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 26 мая 1986 года . Проверено 26 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Гольдштейн, Алан (26 мая 1986 г.). «Якима Канутт» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 26 декабря 2017 г.
- ^ «Якима Канутт» . Сводка новостей по Пендлтону и Зал славы Хэппи-Каньона . pendletonhalloffame.com . Проверено 27 декабря 2017 г.
- ^ «Призывники Зала славы родео - Якима Канутт» . Национальный музей ковбоев и западного наследия . Nationalcowboymuseum.org . Проверено 27 декабря 2017 г.
- ^ «Якима Канутт» . Члены Зала славы голливудских каскадеров . www.stuntmen.org . Проверено 27 декабря 2017 г.
- ^ «Якима Канутт» . Западное наследие с Техасской тропы славы . www.texastrailoffame.org. 14 июля 2013 года . Проверено 14 апреля 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Эймс, Уолтер (17 апреля 1960 г.). «Якима Канутт влюбляется в тех, кто есть кто в кино». Лос-Анджелес Таймс .
- Бакстер, Джон О. (1974). Трюк; история великих каскадеров в кино . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 0-385-06520-5 .
- Канутт, Якима и Дрейк, Оливер (1979). Каскадер: автобиография Якимы Канутта . Нью-Йорк: Уокер. ISBN 0-8027-0613-4 .
- Коди, Железные Глаза; Перри, Коллин (1982). Iron Eyes, моя жизнь голливудского индийца . Нью-Йорк: Дом Эвереста. ISBN 0-89696-111-7 .
- Донев, Стеф (1997). Веселье от опасной жизни: жизнь Якимы Канутта (книги в центре внимания, 3 класс, уровень 9, часть 1) . Нью-Йорк: Макмиллан. ISBN 0-02-182190-9 .
- Ред. Gale Group. (2001). Приложение к энциклопедии мировой биографии, Vol. 21 . Детройт: Гейл Исследования. ISBN 0-7876-5283-0 .
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - Гибсон, Элизабет (2002). Якима, Вашингтон (Образы Америки) . Чарльстон, Южная Каролина: Издательство Arcadia. ISBN 0-7385-2086-1 .
- Перенасыщение, Дональд Ф.; Хармон, Джим (1973). Великие сериалы: их звук и ярость . Лондон: Воберн Пресс. ISBN 0-7130-0097-Х .
- Гольдштейн, Алан (26 мая 1986 г.). «Якима Канутт, гонщик родео, ставший каскадером в кино, умер» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 12 сентября 2013 г.
- Герман, Ян (1995). Талант на неприятности: жизнь самого известного режиссера Голливуда Уильяма Уайлера . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. ISBN 0-399-14012-3 .
- Хестон, Чарльтон (1995). На арене: автобиография . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-684-80394-1 .
- Казанджян, Ховард; Крис Энсс (2007). Молодой герцог: ранние годы жизни Джона Уэйна . Гилфорд, Коннектикут: TwoDot. ISBN 978-0-7627-3898-4 .
- Невинс, Фрэнсис М.; Уитни, Уильям (1996). В дверь, в драку, за дверь, в погоню: создание фильмов, вспоминаемое парнем у двери . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company. ISBN 0-7864-2258-0 .
- Ричардс, Джеффри Х. (1977). Мечники экрана, от Дугласа Фэрбенкса до Майкла Йорка . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 0-7100-8478-1 .
- Соден, Гаррет (2003). Падение: как наш самый большой страх стал нашим самым большим волнением . Нью-Йорк: Нортон. п. 224. ИСБН 0-393-05413-6 .
- Уоллис, Майкл (2001). Настоящий Дикий Запад: ранчо 101 и создание американского Запада. Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 9780312192860
- Уиллс, Гарри (1997). Америка Джона Уэйна: политика знаменитостей . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-684-80823-4 .
- Винклер, Мартин М. (2007). Спартак: кино и история . Блэквелл Паблишинг Лимитед. ISBN 978-1-4051-3181-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Седло Якимы Канутта» , «Исторические детективы » , PBS.org
- Якима Канутт на IMDb
- Якима Канутт в Find a Grave
- 1895 рождений
- 1986 смертей
- Американские актеры-мужчины 20-го века
- Лауреаты Почетной премии Академии
- Американские киноактёры мужского пола
- Американские актеры немого кино мужского пола
- Персонал ВМС США Первой мировой войны
- Американские каскадеры
- Дублеры-каскадеры
- Похороны на кладбище Мемориального парка Валгаллы.
- Съемочная группа киносериала
- Актеры-мужчины из Вашингтона (штат)
- Актеры мужского киносериала
- Актеры мужского вестерна (жанра)
- Люди из Колфакса, Вашингтон
- Управляйте борцами
- Седла бронзовых всадников
- Многоборье