Столкновение лояльности
Аль-Масала Аль-Кубра | |
---|---|
Режиссер | Мохамед Шукри Джамиль |
Написал | Рамадан Гатеа Мозан, Латиф Джорэфани и Мохамед Шукри Джамиль. |
Продюсер: | Иракский фонд кино и театра |
В главных ролях | Оливер Рид Джон Бэррон Джеймс Болам Хелен Райан Сами Абдул Хамид Касим Аль-Малак |
Рассказал | Майкл Хордерн |
Кинематография | Джек Хилдьярд и Маджид Камель |
Под редакцией | Билл Бланден |
Музыка | Рон Гудвин |
Распространено | Иракская кинокорпорация |
Дата выпуска |
|
Время работы | 184 минуты |
Страна | Ирак |
Языки | арабский Английский |
Бюджет | $24 тыс. |
Столкновение лояльности ( арабский : المسألة الكبرى , латинизированный : аль-масала аль-кубра , букв. «Великий вопрос») - иракский фильм 1983 года, посвященный образованию Ирака из Месопотамии после Первой мировой войны . [1]
Фильм финансировался Саддамом Хусейном киностудии в районе Багдада , снимался в Ираке (в основном на Багдадской Мансур и на месте в болотах Тигра и Евфрата , Вавилоне и Куте ) в разгар ирано-иракской войны , в главной роли Оливер . Рид в роли Джерарда Личмана , Марк Синден в роли капитана Доусона [2] и Хелен Райан в роли Гертруды Белл на музыку Рона Гудвина . [3]
Журналист-расследователь Джеймс Монтегю в июльском номере журнала Esquire британского правительства за 2014 год заявил, что Марк Синден шпионил в пользу Секретной разведывательной службы (МИ-6) во время съемок фильма « Битва лояльности» в Ираке после того, как ему сделали «предложение, на которое он не смог ответить». отказаться, апеллируя к своему долгу и гордости за Королеву и Страну». В статье Синден признал, что это правда. [4] [5]
Были выпущены как арабская, так и английская версии фильма. [1] [6]
Производство
[ редактировать ]Государственная Генеральная организация кино получила некоторую автономию в 1964 году, но в основном сосредоточилась на создании документальных фильмов. Начиная с 1977 года, он сосредоточился на производстве художественных фильмов, а в 1980-х годах перешел к крупнобюджетным эпопеям. [7] Уже в 1970-х годах было ясно, что даже фильмы, финансируемые из частных источников, могут быть использованы в качестве политических инструментов, и эта ситуация усилилась с приходом к власти Саддама Хусейна. В конечном итоге почти все фильмы использовались в пропагандистских целях. Например, фильм 1981 года « Аль-Кадисия» стоил 15 миллионов долларов и усиливал «послания арабского единства и разжигал народную поддержку Саддама Хусейна». [8]
К 1983 году ирано-иракская война продолжалась уже три года, и Саддам хотел снять фильм, который поднял бы моральный дух народа. [9] Революция 1920 года против британцев казалась подходящей темой для такого фильма, поскольку иракские националисты почитали ее как «определяющий момент в формировании национальной идентичности» и упоминались в иракской поэзии, театре и кино. [10] Саддам Хусейн вложил 30 миллионов долларов в эту историческую эпопею не только ради «тщетной попытки разжечь национальное чувство», но и для того, чтобы «связать свою партию Баас с иракскими революционерами, которые свергли британское правление в 1920 году». [5] Кинопроект первоначально назывался «Великий вопрос» , но позже название изменилось на «Битва лояльностей» . Режиссером был выбран Мохамед Шукри Джамиль, которого в то время считали «величайшим из ныне живущих режиссеров Ирака». [9]
Хотя иракские фильмы теперь служили националистическим целям, по иронии судьбы, они по-прежнему в основном создавались совместно. [8] Фильм был совместным производством британских и иракских продюсеров. Были написаны две версии сценария — одна на английском и одна на арабском языке. [11] Были задействованы британские специалисты. [7] Чаще всего на ключевых позициях были задействованы британские таланты: Джеймс Болам и Оливер Рид актерами должны были быть , Рон Гудвин должен был написать музыку, а Кен Бакл был главным каскадером. [9] Многие британские актеры соглашались на роли, основанные на больших гонорарах, причем даже второстепенные персонажи получали 1000 фунтов стерлингов в неделю. [5]
Серьезность ситуации поразила многих британских актеров, когда они прибыли. Гражданские самолеты должны были пролетать через воздушное пространство Ирака под прикрытием военных самолетов и приземляться без огней, чтобы избежать ракетного удара. Их отвезли в «одну приличную гостиницу», но даже в этих номерах актеры оказались в «недостроенном помещении, кишащем тараканами». [5]
Хотя Джамиль утверждал, что Оливер Рид вел себя хорошо, коллеги по фильму помнили обратное. Актер Марк Синден вспомнил множество историй, демонстрирующих позорное поведение актера. По прибытии в отель в Багдаде Синдена встретили Ридом, которого подвешивали за лодыжку за окном, а его собственный телохранитель кричал: «Больше не говори этого!» По словам Синдена, «мы так и не узнали, что сказал Олли». В начале он помнил свои реплики и никогда не появлялся пьяным. Однако взамен Рид «пил виски из бутылки, заставлял любого, кто обгонял его, вступать в импровизированную армрестлинг» и «хвастался недавно сделанными своими полароидными снимками» в половых актах со своей семнадцатилетней подругой (впоследствии женой). . Обедая с Саддамом Хусейном и другими актерами, Рид выпалил вслух по-английски, ссылаясь на Хусейна: «Что за дерьмо!» [9] Актриса Хелен Райан говорила в ресторанах: «Если закуски не приносили достаточно быстро, Оливер кричал, вызывая менеджера, а когда менеджер приходил, он хватал его за шкирку, поднимал в воздух и швырни его через комнату». Иракский продюсер Латиф Джорефани вспоминал, что Рид наполнил бутылку вина собственной мочой, подозвал официанта и велел ему «отнести эту бутылку хорошего вина к соседнему столу со своими комплиментами». За этот трюк чиновники Саддама чуть не отстранили Рида от производства, и только вмешательство Джорефани удержало его в фильме. Актриса Вирджиния Денэм сказала, что единственное, что ее пугало во время съемок фильма, - это Оливер Рид, которого она назвала «оружием массового поражения». [5]
Съемки проходили недалеко от иракского города Кут, примерно в 170 километрах от Багдада. Синден вспоминал, что Джамиль «обладал уникальным стилем режиссуры в стиле Майкла Виннера, и у него был хлыст, который он использовал, чтобы поразить статистов». [9] Во время тренировок в пустыне жара часто достигала 50 °C (122 °F). Иракским техническим специалистам и актерам постоянно приходилось покидать производство из-за призыва на фронт. [5]
Этот фильм был последним, в котором использовалась ныне запрещенная техника «Бег W», изобретенная знаменитым каскадером Якимой (Яком) Кануттом , которая представляла собой метод сбивания лошади на галопе с помощью троса, прикрепленного к земле. к путам и таким образом эффектно отправляет всадника вперед в назначенной точке. Это неизменно убивало лошадь или, в лучшем случае, впоследствии на ней было невозможно ездить. [9] Бакл (которого обучал Як) трижды выполнил очень опасный трюк во время огромной кавалерийской атаки . [2] [12]
Джамиль часто оказывался в противоречии с Министерством культуры Ирака. Они хотели, чтобы фильм стал «способом увековечить достоинства боевого духа Ирака против, казалось бы, превосходящего противника», в то время как Джамиль хотел подчеркнуть «столкновение лояльности» не только между иракцами, но и британцами. Позже он скажет: «Я пытался спасти фильм от их пропаганды; они любили пропаганду. Но поскольку мои идеи были такими простыми и хорошими, они думали, что я больше англичанин, чем иракец. Им это не понравилось». [9] Многие изменения действительно были внесены, чтобы соответствовать современному политическому климату: например, суннитские племена были поставлены выше шиитских, а родной город Хусейна, Тикрит, изображался как центр восстания, хотя на самом деле никакого восстания там не произошло. [10]
Выпуск и прием
[ редактировать ]В итоге Джамиль остался очень доволен готовым продуктом, сказав: «Я не мог поверить, что он оказался таким красивым». По его словам, Саддам Хусейн сказал, что фильм ему тоже понравился, и "показал министру по связям с общественностью собрать всех губернаторов и министров и показать им фильм". [9] Джорефани был награжден «золотыми часами с изображением диктатора». [5] Некоторые иракцы жаловались, что Джамиль «недостаточно рассказал о поборниках революции против британцев, шиитах». [9] Другие иракские критики отметили, что герой изображается как герой голливудского вестерна, а король Фейзель изображается как националистический лидер, а не как «послушный потенциальный правитель, которого навязывают британцы». [11]
Фильм был номинирован на Золотую премию 13-го Московского международного кинофестиваля в 1983 году. [13] Позже Джамиль заметил, что, по его мнению, он «заслужил получение Оскара, и его оплошность обидела». [9] Он был показан на Лондонском кинофестивале 1984 года , но больше не показывался в кинотеатрах Соединенного Королевства. [14] и в целом не смог добиться международного распространения, к которому стремилась Генеральная организация кино. [7] Сообщается, что отчасти трудности с поиском распространителя были связаны с тем, что «о Саддаме Хусейне и природе его тоталитарного режима было известно гораздо больше». [5]
Американский журналист Джон Ли Андерсон увидел старую копию видеокассеты в Ираке и описал кончину Рида, когда он «неоднократно плюхается, как пойманная форель», как «одну из самых плохо сыгранных сцен смерти в истории кинематографа». [15]
Бросать
[ редактировать ]- Юсеф аль-Ани в роли слепого лидера
- Гази аль-Такрити в роли Дхари аль-Махмуда
- Бернард Арчард в роли сэра Перси Кокса
- Джон Бэррон, как генерал Холдейн
- Джеймс Болам в роли А. Т. Уилсона
- Хелен Черри в роли леди Кокс
- Барри Куксон в роли полковника Хардкасла
- Сами Абдул Хамид как лидер националистов
- Оливер Рид, как полковник Личман
- Хелен Райан в роли Гертруды Белл
- Марк Синден, как капитан Доусон
- Майкл Хордерн в роли рассказчика (английская версия)
См. также
[ редактировать ]- Лев пустыни , аналогичный ливийский фильм, финансируемый Каддафи.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Армс, Рой (1987). Кинопроизводство третьего мира и Запад . Издательство Калифорнийского университета. стр. 206–207. ISBN 0-520-05690-6 .
- ^ Jump up to: а б «Интервью Кинопрограммы» . Радио Би-би-си 4 . 05.08.2011 . Проверено 6 августа 2011 г.
- ^ «IMDB — раздача кредитов» . IMDB . Проверено 14 февраля 2009 г.
- ^ «Когда Саддам встретил Оливера Рида», Джеймс Монтегю . Журнал Эсквайр . 15 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2015 года . Проверено 15 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Армстронг, Нил (24 июля 2016 г.). «Оливер Рид, Саддам Хусейн и правдивая история самого странного фильма в мире» . Телеграф .
- ^ «Величайшая киноистория, о которой никогда не рассказывали». Esquire (июль 2012 г., стр. 126–133) . 01 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Оксфордская история мирового кино . Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. 1996. с. 666. ИСБН 9780191518188 .
- ^ Jump up to: а б Балтрушат, Дорис; Эриксон, Мэри П. (2015). Независимое кинопроизводство по всему миру . Торонто, Канада Буффало, Нью-Йорк Лондон: Издательство Университета Торонто. п. 157. ИСБН 9781442626836 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бакстер, Джон О. (1974). Трюк: история великих каскадеров кино . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 0-385-06520-5 .
- ^ Jump up to: а б Тауншенд, Чарльз (2011). Пустынный ад . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 472.
- ^ Jump up to: а б Армс, Рой (2010). Арабские кинематографисты Ближнего Востока: словарь . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. п. 16.
- ↑ Кент Мессенджер, 10 декабря 1984 г.
- ^ «13-й Московский международный кинофестиваль (1983)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 07.11.2013 . Проверено 28 января 2013 г.
- ↑ Тайная история: Саддам едет в Голливуд , Канал 4 , 24 июля 2016 г.
- ^ Андерсон, Джон Ли (2005). Падение Багдада . Англия: Издательская группа Penguin. п. 113. ИСБН 9780143035855 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1983 года
- Драматические фильмы 1983 года
- Эпические фильмы, основанные на реальных событиях
- Фильмы, основанные на реальных событиях
- Иракские драмы
- Фильмы, действие которых происходит в 1920 году.
- Фильмы, снятые в Ираке
- Фильмы, написанные Роном Гудвином
- Исторические эпические фильмы
- Саддам Хусейн