Майк Ли
Майк Ли | |
---|---|
![]() Ли в 2015 году | |
Рожденный | 20 февраля 1943 г. |
Альма-матер | |
Род занятий | Режиссер, сценарист, продюсер, актер |
Годы активности | 1963 – настоящее время |
Заметная работа | Жизнь сладка (1990) Обнаженная (1993) Секреты и ложь (1996) Перевернутое (1999) Вера Дрейк (2004) Беспечный (2008) Еще один год (2010) Мистер Тернер (2014) |
Супруг | |
Дети | 2 |
Майк Ли OBE FRSL (родился 20 февраля 1943 г.) - английский писатель-режиссер, поработавший в кино, театре и на телевидении. Он получил множество наград, в том числе призы Каннского кинофестиваля , Берлинского международного кинофестиваля , Венецианского международного кинофестиваля , три премии BAFTA и номинации на семь премий Американской киноакадемии . Он также получил стипендию BAFTA в 2014 году и был назначен кавалером Ордена Британской империи (OBE) в честь Дня рождения 1993 года за заслуги перед киноиндустрией. [5]
Ли учился в Королевской академии драматического искусства (RADA), Школе искусств Кэмбервелла , Центральной школе искусства и дизайна и Лондонской школе кинотехники . [6] Его недолгая актерская карьера включала роль немого в эпизоде Мегре 1963 года «Фламандский магазин». Он начал работать театральным режиссером и драматургом в середине 1960-х годов, а затем перешел к созданию телевизионных пьес и фильмов для телевидения BBC в 1970-х и 80-х годах. Ли известен своими длительными репетициями и методами импровизации с актерами, которые создают персонажей и повествование для своих фильмов. Его цель — запечатлеть реальность и представить «эмоциональные, субъективные, интуитивные, инстинктивные, уязвимые фильмы». [7]
Среди ранних фильмов Ли «Мрачные моменты» (1971), «Тем временем» (1983), «Жизнь сладка» (1990) и «Обнаженная» (1993). [8] Он был номинирован на премию Оскар за лучшую режиссуру и лучший оригинальный сценарий за фильм «Секреты и ложь» (1996). Он получил дальнейшие номинации на «Оскар» за фильмы «Широкий-навыворот» (1999), «Вера Дрейк» (2004) и «Еще один год» (2010). Среди других известных фильмов - «Все или ничего» (2002), «Счастливчик» (2008), «Мистер Тернер» (2014) и «Петерлоо» (2018). [9] [10] [11] Среди его постановок - «Нюхая крысу» , «Это большой позор» , «Греческая трагедия» , «Мурашки» , «Экстаз» и «Вечеринка Эбигейл» . [12]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Ли родился в семье Филлис Полин ( урожденной Кузен) и Альфреда Абрахама Ли, врача. [13] Ли родилась в Брокет-холле в Уэлвин-Гарден-Сити , Хартфордшир . [14] в то время родильный дом. Его мать, находясь в заключении, уехала к своим родителям в Хартфордшир, чтобы утешить и поддержать, пока ее муж служил капитаном в Медицинском корпусе Королевской армии . Ли вырос в районе Бротон в Солфорде , Ланкашир . Он учился в начальной школе North Grecian Street. [15] Он из еврейской семьи; его бабушка и дедушка по отцовской линии были русско-еврейскими иммигрантами, поселившимися в Манчестере . Фамилия, первоначально Либерман, была переведена на английский язык в 1939 году «по очевидным причинам». [16] [17] [18] [19] Когда война закончилась, отец Ли начал свою карьеру в качестве врача общей практики в Хайер-Бротоне , «эпицентре самых молодых лет Ли и районе, увековеченном в память о каторжных работах ». [20] Ли учился в средней школе Солфорда , как и режиссер Лес Блер , его друг, продюсировавший первый полнометражный фильм Ли «Мрачные моменты» (1971). В школе для мальчиков существовала сильная традиция драматического искусства, и английский учитель мистер Наттер снабжал библиотеку недавно опубликованными пьесами. [21]
Вне школы Ли преуспевал в манчестерском отделении лейбористского сионистского молодежного движения «Хабоним» . В конце 1950-х годов он посещал летние лагеря и зимние мероприятия во время рождественских каникул по всей стране. В это время наиболее важной частью его художественного потребления было кино, хотя оно было дополнено его открытием Пикассо , сюрреализма , «Шоу головорезов» и даже семейными посещениями оркестра Халле и D'Oyly Carte . Его отец категорически противился идее, что Ли может стать художником или актером. Он запретил ему частую привычку зарисовывать пришедших в дом посетителей и считал его трудным ребенком из-за его творческих интересов. [22] В 1960 году, «к своему крайнему удивлению», Ли выиграл стипендию RADA . Первоначально получив актерское образование в RADA, Ли начал оттачивать свои режиссерские навыки в школе актерского мастерства East 15 , где он познакомился с актрисой Элисон Стедман . [23]
Ли отрицательно отреагировал на программу RADA, обнаружив, что его учат «смеяться, плакать и целоваться» в целях еженедельной репутации, и стал угрюмым студентом. Позже он посещал Школу искусств и ремесел Кэмбервелла (в 1963 году), Центральную школу искусств и дизайна и Лондонскую школу кинотехники на Шарлотт-стрит . Когда он приехал в Лондон, одним из первых фильмов, которые он посмотрел, были « Тени» (1959), импровизированный фильм Джона Кассаветиса , в котором неизвестные актеры были замечены «живущими, любящими и ссорящимися» на улицах Нью-Йорка. и Ли «почувствовал, что можно создать полноценные пьесы с нуля с группой актеров». [24] Другие влияния этого времени включали » Гарольда Пинтера — «Смотрителя «Ли был очарован пьесой и постановкой (Театра искусств)» — Сэмюэля Беккета , чьи романы он читал с жадностью, и Фланна О'Брайена , чья «трагикомедия» Ли нашел это особенно привлекательным. Беккета Среди влиятельных и важных постановок, которые он видел в этот период, были «Финал» , Питера Брука » «Король Лир и в 1965 году Питера Вайса , «Марат/Сад» постановка, разработанная посредством импровизации, в которой актеры основывали свои роли на людях, которых они посетили в психиатрической больнице. . Визуальные миры Пикассо, Рональда Сирла , [25] Джордж Гросс и Уильям Хогарт оказали влияние другого рода. Ли имел небольшие роли в нескольких британских фильмах начала 1960-х ( «Запад 11» , «Две левые ноги» ), а также играл молодого глухонемого, допрошенного Рупертом Дэвисом , в телесериале BBC «Мегрэ» . В 1964–65 он сотрудничал с Дэвидом Холливеллом , а также спроектировал и поставил первую постановку « Маленького Малькольма и его борьбы с евнухами» в Театре Юнити . [26]
Ли называли «талантливым карикатуристом… северянином, приехавшим на юг, немного бодрым, яростно гордящимся (и критически настроенным) своими корнями и еврейским происхождением; он — дитя 1960-х годов и всплеска интереса к европейскому кино и возможности телевидения». [27] [28]
Карьера
[ редактировать ]1965–1979: Пьесы и телефильмы.
[ редактировать ]В 1965 году Ли поступил на работу в Центр искусств Мидлендс в Бирмингеме в качестве постоянного помощника режиссера и начал экспериментировать с идеей, что написание текста и репетиции могут быть частью одного и того же процесса. «Игра в коробку» , семейный сценарий, поставленный в коробке, похожей на клетку, «вобрал в себя все виды современных идей в искусстве, таких как космические кадры Ролана Пише… визуально это было очень захватывающе», за ним последовали еще две «импровизированные» пьесы. [29]
После перерыва в Бирмингеме Ли нашел квартиру в Юстоне, где прожил следующие десять лет. В 1966–67 работал помощником режиссёра Королевской шекспировской труппы над постановками «Макбет» , «Кориолан» , «Укрощение строптивой» . Вместе с некоторыми профессиональными актерами он работал над собственной импровизированной пьесой под названием NENAA (аббревиатура от «Ассоциация новых искусств Северо-Востока»), в которой исследовались фантазии Тайнсайдера, работающего в кафе, с идеями основания художественной ассоциации на северо-востоке. . [30]
В 1970 году Ли писал: «Я увидел, что мы должны начать с набора совершенно не связанных друг с другом персонажей (каждый из которых является творением своего актера), а затем пройти через процесс, в котором я должен заставить их встретиться друг с другом и построить сеть реальных отношений; пьеса будет построена на основе результатов». После Стратфорда-на-Эйвоне Ли поставил пару постановок лондонской драматической школы, в том числе Томаса Деккера в «Честную шлюху» актерской школе E15 в Лоутоне , где он впервые встретил Элисон Стедман. В 1968 году, желая вернуться в Манчестер, он сдал в субаренду свою лондонскую квартиру и переехал в Левеншульм . Читая по совместительству лекции в католическом педагогическом колледже Седжли-Парк, он вел курс драмы, разработал и поставил «Эпилог» , сосредоточив внимание на сомневающемся священнике, а для Манчестерского молодежного театра он разработал и поставил два больших актерских состава. проекты «Большой Бэзил» и «Хмурая Виктория и парень в очках» . [30]
Когда десятилетие подошло к концу, Ли понял, что хочет снимать фильмы, и что «метод работы наконец был установлен. Будут дискуссии и репетиции. Пьесы или фильмы будут развиваться органично, а актеры будут полностью освобождены от творческого процесса. После периода исследовательской импровизации Ли писал структуру, указывая порядок, в котором происходили сцены, обычно с одним простым предложением: Джонни и Софи встречаются с Джой и т. д. И это репетировалось и репетировалось, пока не достигло результата; требуемое качество «отделки». [31]
В 1970-е годы Ли поставил девять телевизионных пьес . Более ранние пьесы, такие как «Орешки в мае» (1976) и «Вечеринка Эбигейл» (1977), больше имели тенденцию к мрачной, но юмористической сатире на манеры и взгляды среднего класса. Его пьесы, как правило, более едкие, резко пытаясь изобразить банальность общества. [30] «Мурашки» и «Партия Эбигейл» фокусируются на вульгарном среднем классе в веселой вечеринке, которая выходит из-под контроля. Телевизионная версия « Вечеринки Эбигейл» была сделана с некоторой скоростью; Стедман в то время была беременна, и возражения Ли против недостатков постановки, особенно освещения, привели к тому, что он отдал предпочтение театральным фильмам. [30]
1980–1993: Ранние британские фильмы.
[ редактировать ]В 1983 году Ли снял комедийно-драматический фильм «Тем временем» в главных ролях с Гэри Олдманом и Тимом Ротом . Проект был показан на канале Channel 4 , а премьера состоялась на Берлинском международном кинофестивале . [32] [33] Для The Criterion Collection Шон О'Салливан написал, что фильм посвящен «кризису национальной идентичности, вызванному избранием Маргарет Тэтчер в 1979 году». [34]
В карьере Ли наступил своего рода перерыв после смерти его отца в феврале 1985 года. Ли в то время находился в Австралии - согласившись посетить конференцию сценаристов в Мельбурне в начале 1985 года, он затем принял приглашение преподавать в Австралийскую киношколу в Сиднее, а затем «похоронил свое одиночество и чувство утраты среди оживленного круга людей, рекламы и разговоров». Он постепенно продлил «долгое путешествие домой», посетив Бали , Сингапур, Гонконг и Китай. Он сказал: «Это был удивительный, незабываемый период в моей жизни. Но все это было связано с личными чувствами, с моим отцом, с тем, куда идти дальше, и с моим желанием снять художественный фильм. конце одного этапа моей карьеры и начале другого». [30]
Проект Ли 1986 года под кодовым названием «Ревень», для которого он собрал актеров в Блэкберне , в том числе Джейн Хоррокс , Джули Уолтерс и Дэвида Тьюлиса , был отменен после семинедельных репетиций, и Ли вернулся домой. «Природа того, что я делаю, полностью творческая, и вы должны войти туда и придерживаться этого. Напряжение между буржуазным пригородом и анархической богемой, которое присутствует в моих работах, очевидно, присутствует и в моей жизни… Я начал чтобы взять себя в руки, я не работал, просто сидел дома и присматривал за мальчиками». В 1987 году Channel 4 вложил немного денег в короткометражный фильм и вместе с Portman Productions согласился стать сопродюсером первого полнометражного фильма Ли со времен «Мрачных моментов». [35]
В 1988 году Ли и продюсер Саймон Ченнинг Уильямс основали Thin Man Films , кинокомпанию, базирующуюся в Лондоне, для производства фильмов Ли. [36] Они выбрали название компании, потому что ни один из них не был худым. Позже, в 1988 году, Ли снял фильм «Большие надежды » о разрозненной семье рабочего класса, члены которой живут в ветхой квартире и муниципальном доме. Его более поздние фильмы, такие как «Обнаженные» и «Вера Дрейк» , несколько более резкие и жестокие и больше концентрируются на рабочем классе. Среди его постановок — «Нюхая крысу» , «Это большой позор» , «Греческая трагедия» , «Мурашки» , «Экстаз» и «Вечеринка Эбигейл» . [37]
В 1990-е годы Ли пользовался успехом у критиков, в том числе в таких фильмах, как комедия « Жизнь сладка» (1990) с Элисон Стедман , Джимом Бродбентом , Тимоти Споллом , Клэр Скиннер и Джейн Хоррокс в главных ролях . Это был его третий полнометражный фильм, в котором рассказывается о жизни рабочей семьи Северного Лондона в течение нескольких летних недель. Кинокритик Филип Френч в The Observer «Ли назвали покровительственным. Обвинение что . : он покровительствует ложное защищал фильм от критики , сады, покровительствует. Кауард и Лин похлопывают своих персонажей по спине... Ли трясет их, обнимает, иногда отчаивается из-за них, но никогда не думает, что они являются чем-то иным, как версией нас самих». [38] Премия Independent Spirit Awards номинировала «Жизнь сладка» на лучший международный фильм .
Четвертым полнометражным фильмом Ли стала черная комедия «Обнаженная» (1993) с Дэвидом Тьюлисом в главной роли . Премьера фильма состоялась на 46-м Каннском кинофестивале , где он боролся за Золотую пальмовую ветвь и стал лучшим режиссером для Ли и лучшим актером для Тьюлиса. Дерек Малкольм из The Guardian написал, что этот фильм «безусловно, является самым ярким произведением Ли в кино на сегодняшний день» и что «он пытается сформулировать, что не так с обществом, которого, по утверждению миссис Тэтчер, не существует». [39]
1996–2009: Международное признание.
[ редактировать ]В 1996 году Ли снял свой пятый полнометражный фильм — драму «Секреты и ложь» (1996). В состав его ансамбля входили завсегдатаи Ли Тимоти Сполл , Бренда Блетин , Филлис Логан и Марианна Жан-Батист . Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале 1996 года , где он получил Золотую пальмовую ветвь и награду за лучшую женскую роль за Блетин. Это был финансовый и критический успех. Кинокритик Роджер Эберт , писавший для Chicago Sun-Times , дал «Секретам и лжи» четыре звезды из четырех, написав: «Момент за моментом, сцена за сценой, «Секреты и ложь» разворачиваются с очарованием подслушивания». Он назвал фильм «расцветом своей техники. Он трогает нас на человеческом уровне, заставляет нас гадать в сценах, столь же непредсказуемых, как жизнь, и показывает нам, как у обычных людей есть шанс как-то справиться со своими проблемами, которые довольно непросты. тоже обычный». [40] В 2009 году Эберт добавил этот фильм в свой список «Великих фильмов». [41] Он получил пять номинаций на премию Оскар , в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру .
За этим успехом он последовал в «Девушках-карьеристах» (1997) и «Широком-навыворот» (1999), исторической драме о создании Гилберта и Салливана » «Микадо . Гнев, присущий материалам Ли, в некотором смысле типичный для лет Тэтчер , смягчился после ее ухода с политической сцены. В 2005 году Ли вернулся к режиссуре после многих лет с новой пьесой « Две тысячи лет » в Королевском национальном театре . В пьесе рассказывается о разногласиях внутри левой светской еврейской семьи, когда один из младших членов находит религию. Это был первый раз, когда Ли использовал в качестве материала свое еврейское происхождение. [30] В 2002 году Ли снял рабочую драму « Все или ничего» . В том же году он стал председателем своей альма-матер, Лондонской киношколы . Он оставался председателем до марта 2018 года, когда его сменил Грег Дайк . [42]
В 2004 году он снял свой девятый художественный фильм «Вера Дрейк» , исторический фильм о женщине из рабочего класса ( Имелда Стонтон ), которая делала незаконные аборты в 1950-х годах. Премьера фильма состоялась на 61-м Венецианском международном кинофестивале и получила восторженные отзывы, а фильм Стонтон получил «Золотого льва» за лучший фильм и Кубок Вольпи за лучшую женскую роль . Агрегатор рецензий Rotten Tomatoes дал фильму рейтинг одобрения 92% при единогласном мнении: «Благодаря пронзительно мощной игре Имельды Стонтон Вера Дрейк привлекает огромное человечество к спорной теме абортов». [43] Фильм получил 11 номинаций на премию Британской киноакадемии , получив три награды: за лучшую режиссуру , лучшую женскую роль в главной роли и лучший дизайн костюмов . Фильм также был номинирован на три премии «Оскар» : за лучшую режиссуру, лучшую женскую роль и лучший сценарий.
В 2008 году Ли выпустил современную комедию « Счастливчик-везучий в главной роли » с Салли Хокинс . Он дебютировал на Берлинском международном кинофестивале , где Хокинс получила « Серебряного медведя» за лучшую женскую роль . Фильм имел успех у критиков, многие хвалили игру Хокинса. Она получила множество наград, в том числе премию «Золотой глобус» за лучшую женскую роль в комедии или мюзикле . В том же году Ли был избран членом Королевского литературного общества . [44]
2010 – настоящее время
[ редактировать ]
В 2010 году Ли выпустил свой фильм «Другой год в главных ролях » с Джимом Бродбентом , Рут Шин и Лесли Мэнвилл . Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале 2010 года в борьбе за Золотую пальмовую ветвь . [45] Фильм был показан на 54-м Лондонском кинофестивале до даты выхода в прокат в Великобритании 5 ноября 2010 года. [46] Фильм также имел успех в США: Эберт дал фильму высшую оценку, четыре звезды из четырех, и написал: «Не каждый год выходит новый фильм Майка Ли, но те годы, которые это делают, благословлены его симпатией». , проницательная наблюдательность и инстинкт человеческой комедии... «Другой год» Ли похож на долгое очищающее погружение в сочувствие». [47] На 83-й церемонии вручения премии «Оскар » Ли был номинирован на лучший оригинальный сценарий , проиграв «Речь короля» . [48] [49]
В 2012 году Ли была выбрана председателем жюри 62-го Берлинского международного кинофестиваля . [50] Ли выпустил свой 12-й полнометражный фильм, биографический фильм «Мистер Тернер» (2014), основанный на жизни и творчестве Дж. М. У. Тернера , которого сыграл Тимоти Сполл . Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале 2014 года , где он боролся за Золотую пальмовую ветвь и получил восторженные отзывы, причем многие критики высоко оценили игру Сполла. Сполл получил премию Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль , а фильм получил премию «Вулкан» за операторскую работу Дика Поупа . -обозреватель Критик Марк Кермод назвал фильм «портретом человека, борющегося со светом руками, как если бы это был физический элемент: осязаемый, податливый, телесный». [51] В том же году Ли присоединился к The Hollywood Reporter для часовой дискуссии за круглым столом с другими режиссерами, снявшими фильмы в том году: Ричардом Линклейтером ( «Отрочество» ), Беннеттом Миллером ( «Ловец лис» ), Мортеном Тилдумом ( «Игра в имитацию» ), Анджелиной Джоли ( «Несломленный ») и Кристофер Нолан ( «Интерстеллар» ). [52] [53] Г-н Тернер был номинирован на премию Оскар за операторскую работу, дизайн-постановку и дизайн костюмов.
В 2015 году Ли принял предложение Английской национальной оперы поставить Гилберта и Салливана оперетту «Пираты Пензанса» (с дирижером Дэвидом Пэрри , художником Элисон Читти , в главных ролях — Эндрю Шор , Ребекка де Понт Дэвис и Джонатан Лемалу ). Затем постановка гастролировала по Европе, посетив Люксембург (Les Théâtres de la Ville de Luxembourg), Кан ( Théâtre de Caen ) и Саарландский государственный театр . [ нужна ссылка ] В 2018 году Ли выпустил еще один исторический полнометражный фильм «Петерлоо» , основанный на резне в Петерлоо 1819 года . [54] Фильм был отобран для показа в основной конкурсной части 75-го Венецианского международного кинофестиваля . Он распространялся в Великобритании компанией Entertainment One и в США компанией Amazon Video . Он получил неоднозначные отзывы; The New York Times назвала его «блестящим и требовательным фильмом». [55]
В феврале 2020 года сообщалось, что Ли приступит к съемкам своего последнего фильма летом. [56] После задержки из-за пандемии COVID-19 было объявлено, что фильм « Жесткие истины » поступит в производство в 2023 году. [57] Действие происходит в наше время, в главных ролях Марианна Жан-Батист и Мишель Остин . [58]
Стиль
[ редактировать ]Ли использует длительные импровизации, разрабатываемые в течение нескольких недель, для создания персонажей и сюжетных линий своих фильмов. Он начинает с некоторых идей о том, как, по его мнению, все может развиваться, но не раскрывает всех своих намерений актерам, которые постепенно узнают свои судьбы и разыгрывают свои ответы. Первоначальная подготовка проходит наедине с Ли, а затем актеры представляются друг другу в том порядке, в котором их персонажи встретились бы в своей жизни. Исследуются интимные моменты, о которых даже не будет упоминаться в финальном фильме, чтобы лучше понять историю, характер и личную мотивацию. Когда импровизацию нужно остановить, он говорит актерам: «Выходите из образа», прежде чем они обсудят, что произошло или могло произойти в определенной ситуации. [59] По словам критика Майкла Ковени , фильмы и спектакли Ли «представляют собой своеобразный, однородный корпус работ, который выдерживает сравнение с любыми работами в британском театре и кино за тот же период». [60]
Финальные съемки более традиционны, поскольку тогда возникает определенный смысл истории, действия и диалога. Ли напоминает актерам материал из импровизации, который он надеется запечатлеть на пленке. «Мир персонажей и их отношений создается в результате обсуждений и большого количества импровизации… И исследования всего, что может подчеркнуть подлинность персонажа». После нескольких месяцев репетиций или «подготовки к выезду на съемочную площадку для съемок фильма» Ли пишет сценарий съемок, голый сценарий. Затем на натуре, после дальнейшей «настоящей репетиции», сценарий дорабатывается: «Я поставлю импровизацию,... проанализирую и обсудю ее,... сделаем еще одну, и я…». ... дорабатывать и дорабатывать... пока действия и диалоги не будут полностью интегрированы. Тогда мы снимем это». [61]
В интервью Лоре Миллер Ли сказал: «Я действительно снимаю очень стилистические фильмы, но стиль не становится заменой истины и реальности. Это неотъемлемая, органичная часть всего этого». Он стремится изобразить обычную жизнь, «настоящую жизнь», разворачивающуюся при смягчающих обстоятельствах. [62] Он сказал: «Я не интеллектуальный режиссер. Это эмоциональные, субъективные, интуитивные, инстинктивные, уязвимые фильмы. И есть чувство отчаяния... Я думаю, что есть ощущение хаоса и беспорядка». [7] О критике, полученной Нэйкедом , Ли сказал: «Критика исходит из тех кругов, где «политкорректность» в ее худшем проявлении распространена. способ." [63]
Персонажи Ли часто изо всех сил пытаются «выразить невыразимые чувства. Слова важны, но их редко бывает достаточно. Искусство уклонения и неудач в общении, безусловно, исходит от Пинтера руководил «Смотрителем». , на которого Ли признает большое влияние. Он особенно восхищается самыми ранними работами Пинтера и в то же время все еще в РАДА». [64]
Ли помогла создать звезд — Лиз Смит в «Каторжных работах» , Элисон Стедман в «Вечеринке Эбигейл» , Бренда Блетин в «Взрослых» , Энтони Шер в «Мурашках» , Гэри Олдман и Тим Рот в «Тем временем» , Джейн Хоррокс в « Жизнь сладка» , Дэвид Тьюлис в «Голом» — и сказал, что список актеров, которые работали с ним — включая Пола Джессона , Фила Дэниэлса , Линдси Дункан , Лесли Шарп , Кэти Бёрк , Стивена Ри и Джули Уолтерс — «составляет впечатляющее, почти репрезентативное ядро выдающийся британский актерский талант». [65] Его чувствительность сравнивают с чувствительностью Ясудзиро Одзу и Федерико Феллини . В The New York Review of Books Ян Бурума писал: «Трудно сесть в лондонский автобус или послушать людей за соседним столиком в кафетерии, не думая о Майке Ли. Как и другие совершенно оригинальные художники, он сделал ставку на его собственная территория Лондона Ли так же самобытна, как Рим Феллини или Токио Одзу». [66] [67]
Влияния
[ редактировать ]Ли назвал Жана Ренуара и Сатьяджита Рэя своими любимыми режиссерами. В интервью 1991 года он также цитировал Фрэнка Капру , Фрица Ланга , Ясудзиро Одзу и даже Жана-Люка Годара «до конца 60-х». [68] Когда в этом интервью его настаивали на британском влиянии, он сослался на комедии Илинга начала 60-х годов британской новой волны , «несмотря на их бессознательно покровительственный способ изображения людей рабочего класса» и фильмы . На вопрос о его любимых комедиях он ответил: «Раз, Два, Три» , «Правило игры » и «Любой Китон ». [68] Критик Дэвид Томсон писал, что, поскольку операторская работа в его фильмах характеризуется «отстраненной медицинской настороженностью», эстетику Ли можно по праву сравнить с эстетикой Одзу. Майкл Ковени писал: «Тесные домашние интерьеры Одзу находят много отголосков в сценах Ли на лестницах, в коридорах и на лестничных площадках, особенно в фильмах «Взрослые» , «Тем временем» и «Обнаженные» . И два замечательных маленьких эпизода в «Токийской истории» Одзу , в парикмахерской. и бар, должно быть, были в подсознательной памяти Ли, когда он снимал «Коротышки и кудри» (1987), одну из своих самых невероятно забавных работ, и сцену в пабе в «Жизнь сладка ». [69]
Любимые фильмы
[ редактировать ]В 2012 году Ли принял участие в опросах киноиндустрии Sight & Sound . Каждые десять лет проводится отбор величайших фильмов всех времен. Современным режиссерам было предложено выбрать десять фильмов. [70] Ли назвал следующие десять:
- Американское безумие (США, 1932)
- Барри Линдон (Великобритания/США, 1975)
- Эмигранты (Швеция, 1970)
- Как действует комар (США, 1912 г.)
- Я Куба (Куба, 1964)
- Жюль и Джим (Франция, 1962)
- Дни радио (США, 1987)
- Песни со второго этажа (Швеция, 2000)
- Токийская история (Япония, 1953)
- Дерево из деревянных башмаков (Италия, 1978)
Ли снова принял участие в опросе 2022 года. [71] выбрав следующие десять фильмов:
- Как действует комар (США, 1912 г.)
- Токийская история (Япония, 1953)
- 400 ударов (Франция, 1959)
- Некоторым нравится погорячее (США, 1959)
- Евангелие от Матфея (Италия, 1964 г.)
- Любовь блондинки (Чехословакия, 1965)
- Вот твоя жизнь (Швеция, 1966)
- Барри Линдон (Великобритания/США, 1975)
- Песни со второго этажа (Швеция, 2000)
- Смерть г-на Лазареску (Румыния, 2005 г.)
Личная жизнь
[ редактировать ]В сентябре 1973 года Ли женился на актрисе Элисон Стедман . У них двое сыновей. Стедман появился в семи своих фильмах и нескольких пьесах, в том числе «Здоровая слава» и «Вечеринка Эбигейл» . Они развелись в 2001 году. [72] Ли тогда жил в центре Лондона с актрисой Мэрион Бэйли . [73] [74]
Политическая активность
[ редактировать ]Ли — атеист и выдающийся сторонник гуманистов Великобритании . [75] Он также республиканец (антимонархист). [76] В 2014 году Ли публично поддержал «Hacked Off» и его кампанию за саморегулирование прессы в Великобритании, «защищая прессу от политического вмешательства, а также обеспечивая жизненно важную защиту уязвимым слоям населения». [77] [78] [79]
В ноябре 2019 года вместе с другими общественными деятелями Ли подписал письмо в поддержку Лейбористской партии лидера Джереми Корбина , назвав его «маяком надежды в борьбе с зарождающимся крайне правым национализмом, ксенофобией и расизмом в большей части демократического мира» и поддержав его на всеобщих выборах в Великобритании в 2019 году . [80] В декабре 2019 года вместе с 42 другими ведущими деятелями культуры Ли подписал письмо, в котором поддержал Лейбористскую партию под руководством Корбина на всеобщих выборах 2019 года. В письме говорилось: «Предвыборный манифест Лейбористской партии под руководством Джереми Корбина предлагает план преобразований, который ставит нужды людей и планеты выше частной прибыли и корыстных интересов немногих». [81] [82]
Фильмография
[ редактировать ]Год | Заголовок | Директор | Писатель | Распределение |
---|---|---|---|---|
1971 | Мрачные моменты | Да | Да | Фильмы Би-би-си |
1983 | Тем временем | Да | Да | |
1988 | Большие надежды | Да | Да | Снимки Дворец |
1990 | Жизнь сладка | Да | Да | |
1993 | Голый | Да | Да | Первые независимые фильмы |
1996 | Секреты и ложь | Да | Да | ФильмЧетыре дистрибьютора |
1997 | Карьера девушки | Да | Да | |
1999 | Перевернутый-вывернутый | Да | Да | Распределение Пате |
2002 | Все или ничего | Да | Да | UGC Films Великобритания |
2004 | Вера Дрейк | Да | Да | Картинки Моментум |
2008 | Беспечный | Да | Да | |
2010 | Еще один год | Да | Да | |
2014 | г-н Тернер | Да | Да | |
2018 | Петерлоо | Да | Да | Развлечения Один / Амазонка |
2024 | Жесткие истины | Да | Да | СтудияКанал |
Похвалы и почести
[ редактировать ]Ли был номинирован на премию «Оскар» семь раз: по два раза за «Секреты и ложь» и «Вера Дрейк» (лучший оригинальный сценарий и лучший режиссер) и один раз за «Шиворот-навыворот» , «Беззаботный» и «Еще один год» (только лучший оригинальный сценарий). . Ли также выиграл несколько призов на крупных европейских кинофестивалях. В частности, он получил награду за лучшую режиссуру в Каннах за фильм «Обнаженная» в 1993 году и Золотую пальмовую ветвь в 1996 году за фильм «Секреты и ложь» . Он выиграл « Золотой Леоне» за лучший фильм на Международном Венецианском кинофестивале в 2004 году с Верой Дрейк . [83]
Он был назначен кавалером Ордена Британской Империи (OBE) в честь Дня Рождения 1993 года за заслуги перед киноиндустрией. [5]
В 2002 году ему была присвоена почетная степень Университета Эссекса . [84]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Англия и Уэльс, Индекс рождаемости при регистрации актов гражданского состояния, 1916–2007 гг.
- ^ Англия и Уэльс, Индекс регистрации браков гражданской регистрации, 1916–2005 гг.
- ^ Майкл Ковени, Мир глазами Майка Ли , с. 36
- ^ «Майк Ли» . Кинопрограмма . 30 августа 2007 г. Радио BBC 4 . Проверено 18 января 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «№53332» . Лондонская газета (Приложение). 11 июня 1993 г. с. Б12.
- ^ Ковени, с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б Гордон, Бетт. «Майк Ли» , « Журнал BOMB », зима, 1994 г. Проверено 25 июля 2011 г.
- ^ «Каннский фестиваль: Обнаженная» . фестиваль-канны.com . Проверено 22 августа 2009 г.
- ^ «На моем лице улыбка почти всего человечества» . Роджереберт.com . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- ^ «Лучший из возможных миров» . Комментарий к фильму . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- ^ Хензель, Дэнни (4 апреля 2019 г.). «В богатом, но разбросанном «Петерлоо» Майк Ли представляет сцены резни» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- ^ О'Махони, Джон (19 октября 2002 г.). «Деяния веры» . Хранитель . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- ^ «Биография Майка Ли» . www.filmreference.com . Проверено 20 января 2015 г.
- ^ «Броккет Бэби» . www.brocketbabies.org.uk .
- ^ «Кинорежиссер Майк Ли принимает «необыкновенную» награду от своего родного города» . 25 июля 2019 г.
- ^ «Обзоры фильмов, рейтинги и лучшие новые фильмы» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 10 октября 2008 года . Проверено 20 января 2015 г.
- ^ «Дух Хабоним влияет на работу режиссера Майка Ли в фильме «Беспечный-везучий»» . Еврейский журнал . Проверено 20 января 2015 г.
- ^ «Майк Ли отменяет визит в Израиль по «совести» » . thejc.com . Проверено 20 января 2015 г.
- ^ «Майк Ли заявляет о своем еврействе от Линды Грант» . Архивировано из оригинала 19 октября 2013 года.
- ^ Ковени, с. 41.
- ^ Ковени, стр. 7, 45.
- ^ Торп, Ванесса (16 ноября 2014 г.). «Моя семейная жизнь была полем битвы: Майк Ли рассказывает о ранних травмах» . Хранитель .
- ^ Ковени, Майкл (1997). Мир по мнению Майка Ли . ХарперКоллинз. п. 17. ISBN 978-0006383390 .
- ^ Гилби, Райан (3 ноября 2005 г.). «В: В чем секрет счастья? А: Вы просто пытаетесь закончить интервью» . Хранитель . Проверено 20 января 2015 г.
- ^ Марлоу знакомится с Майком Ли , Sky Arts
- ^ Биллингтон, Майкл . «Дэвид Холливелл | Драматург-провидец, который запланировал месть Маленького Малькольма и начал театральную революцию» . Хранитель .
- ^ Ковени, с. 7.
- ^ "Выбор DVD Майка Ли" . 16 декабря 2014 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2021 г. - на YouTube.
- ^ Ковени, с. 72.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Профиль: Майк Ли|Stage|The Guardian
- ^ Ковени, с. 80.
- ^ «Тем временем» . БФИ . Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ «МАЙК ЛИ: РЕТРОСПЕКТИВА АМЕРИКАНСКОЙ СИНЕМАТЕКИ» . Американская синематека . Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ «Тем временем: поля и центры» . Критерий . Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Ковени, стр. 183–84.
- ^ Duedil: Thin Man Films Limited , Duedil.com; по состоянию на 23 апреля 2018 г.
- ^ «Майк Ли – Литература» . литература.britishcouncil.org . Британский Совет . Проверено 21 октября 2018 г.
- ^ Ковени, с. 222.
- ^ Малькольм, Дерек (4 ноября 1993 г.). «Обнаженная (Рецензия)» . Хранитель . Проверено 12 ноября 2014 г.
- ^ Эберт, Роджер (25 октября 1996 г.). «Тайны и ложь» . Чикаго Сан-Таймс . РоджертЭберт.com . Проверено 30 октября 2012 г.
- ^ Эберт, Роджер. «Обзор фильма «Секреты и ложь» (1996) – Роджер Эберт» . Rogerebert.suntimes.com . Проверено 5 октября 2017 г.
- ^ «ПРЕСС-РЕЛИЗ: ГРЕГ ДАЙК, НОВЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЛОНДОНСКОЙ КИНОШКОЛЫ | Лондонская киношкола» . lfs.org.uk. Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ «Вера Дрейк» . Гнилые помидоры . 10 октября 2004 г. Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ «Все члены Королевского литературного общества» . Королевское литературное общество. Архивировано из оригинала 5 марта 2010 года . Проверено 9 августа 2010 г.
- ^ «Голливудский репортер: Каннский состав» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 22 апреля 2010 года . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- ^ Штыпуляк, Дэйв (9 сентября 2010 г.). «Новый трейлер и кадры из фильма Майка Ли «Еще один год»» . HeyUGuys.co.uk . Проверено 9 сентября 2010 г.
- ^ «Чай и сочувствие» . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- ^ Дэвид Зайдлер получил премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий к фильму «Речь короля» на YouTube
- ^ 2011|Оскарс.org
- ^ «Британский режиссер Майк Ли возглавит киножюри Берлина» . Яху . Проверено 11 декабря 2011 г.
- ^ Кермод, Марк (2 ноября 2014 г.). «Рецензия на мистера Тёрнера – Майк Ли проливает новый свет на великого мастера» . Наблюдатель . Проверено 24 сентября 2015 г.
- ^ «Круглый стол директоров THR с Анджелиной Джоли и Кристофером Ноланом» . Голливудский репортер . 12 декабря 2014 года . Проверено 29 ноября 2020 г. .
- ^ «Анджелина Джоли, Кристофер Нолан и другие режиссеры на круглом столе THR – Оскар 2015» . 30 ноября 2020 г. 12 декабря 2014 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2021 г.
- ^ Шоард, Кэтрин (17 апреля 2015 г.). «Майк Ли снимет фильм о резне в Петерлоо» . The Guardian – через www.theguardian.com.
- ^ Скотт, АО (4 апреля 2019 г.). « Обзор «Петерлоо»: политическое насилие прошлого отражает настоящее» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Новый фильм Майка Ли, который снимут этим летом» . Киноистории . 18 февраля 2020 г.
- ^ Ритман, Алекс (15 февраля 2023 г.). «Майк Ли приступит к съемкам нового секретного проекта в этом году (эксклюзив)» . Голливудский репортер . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Нтим, Зак (14 февраля 2024 г.). «Майк Ли снова объединяется с Марианной Жан-Батист в последнем фильме «Жесткая правда», раскрытая с первого взгляда» . Крайний срок . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ Ковени, с. 16.
- ^ Мир по мнению Майка Ли , с. 8, Майкл Ковени, Харпер Коллинз, 1996 г.
- ^ Майк Ли о Майке Ли, с. 30 Фабер 2008 г.
- ^ «Салон: Майк Ли, стр. 2» . Архивировано из оригинала 9 сентября 2006 года.
- ^ «Салон: Майк Ли, стр. 2» . Архивировано из оригинала 9 сентября 2006 года.
- ^ Ковени, с. 6.
- ^ Ковени, Мир по мнению Майка Ли, с. 9
- ^ Бурума, цитата: Ковени, мир по мнению Майка Ли, стр. 14
- ^ bfi.org.uk, Еще раз о локациях Leighs в Лондоне
- ^ Перейти обратно: а б «Жизнь сладка» . Коллекция критериев .
- ^ Ковени, с. 12.
- ^ «Майк Ли» . БФИ . Архивировано из оригинала 23 февраля 2016 года . Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ «Майк Ли | BFI» . www.bfi.org.uk. Проверено 18 апреля 2023 г.
- ^ «Элисон Стедман: Введите Элисон, режиссера» . Независимый . Лондон. 31 декабря 2003 г. Архивировано из оригинала 13 августа 2010 г.
- ^ « Глупый вопрос!» Майк Ли дал интервью нашим читателям и знаменитым фанатам» . TheGuardian.com . 21 октября 2018 г.
- ^ «Интервью Майка Ли: «Парень из Guardian хочет подать на меня в суд за клевету на Раскина!» " . 18 октября 2014 г.
- ^ «Майк Ли» . Британская гуманистическая ассоциация . Проверено 20 января 2015 г.
- ^ «Часть 2: «Быть гражданином, а не подданным» » . Хранитель . 1 июня 2002 года . Проверено 29 апреля 2020 г.
- ^ Салаи, Георг (18 марта 2014 г.). «Бенедикт Камбербэтч, Альфонсо Куарон и Мэгги Смит поддерживают регулирование прессы в Великобритании» . Голливудский репортер . Проверено 20 января 2015 г.
- ^ Баррелл, Ян (18 марта 2014 г.). «Группа кампании Hacked Off призывает газетную индустрию поддержать Королевскую хартию свободы прессы» . Независимый . Архивировано из оригинала 14 мая 2022 года . Проверено 20 января 2015 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 2 марта 2015 года . Проверено 19 марта 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Нил, Мэтью (16 ноября 2019 г.). «Эксклюзив: новое письмо в поддержку Джереми Корбина, подписанное Роджером Уотерсом, Робертом Дель Наджа и другими» . НМЕ . Проверено 27 ноября 2019 г. .
- ^ «Голосуй за надежду и достойное будущее» . Хранитель . 3 декабря 2019 года . Проверено 4 декабря 2019 г.
- ^ Проктор, Кейт (3 декабря 2019 г.). «Куган и Кляйн возглавляют деятелей культуры, поддерживающих Корбина и лейбористов» . Хранитель . Проверено 4 декабря 2019 г.
- ^ «Майк Ли» . IMDB .
- ^ «Почетные выпускники» . essex.ac.uk. 2002 . Проверено 29 января 2022 г.
Я хочу поздравить всех вас с получением ученых степеней и поблагодарить университет за мою почетную степень. Конечно, мне также очень хотелось бы поздравить новых выпускников актерской школы East 15, с которой у меня есть связь, потому что, хотя, как мы, люди театрального типа, знаем, носить нелепый костюм и получать степень актерского мастерства, но это тоже замечательная вещь. И я искренне поздравляю вас и университет с тем, что вы способствовали этому явлению. Большое спасибо."
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карни, Рэймонд Фрэнсис, Джуниор и Кварт, Леонард, Фильмы Майка Ли: Обнимая мир (Cambridge Film Classics, главный редактор: Карни, Рэймонд Фрэнсис, Джуниор, Кембридж, Нью-Йорк, Нью-Йорк, Окли, Мельбурн и Порт-Мельбурн , Виктория, Мадрид, Кейптаун, Сингапура, Сан-Паулу, Сан-Паулу, Дели и Нью-Дели, Национальная столичная территория Дели, Дубай, Дубай, Токио и Мексика, Федеральный округ: издательство Кембриджского университета , 2000).
- Клементс, Пол, Импровизированная пьеса (Лондон: Метуэн, 1983) ISBN 0-413-50440-9 (пбк.)
- Ковени, Майкл , Мир согласно Майку Ли (издание в мягкой обложке, Лондон: HarperCollins Publishers , 1997, Первоначально опубликовано: Лондон: HarperCollins Publishers, 1996), включает «Предисловие к изданию в мягкой обложке», стр. xvii – xxiv.
- Мовшовиц, Хоуи (редактор) Интервью Майка Ли (Миссисипи: Университетское издательство Миссисипи, 2000)
- О'Салливан, Шон, Майк Ли (современные кинорежиссеры) (Урбана: University of Illinois Press, 2011)
- Рафаэль, Эми (редактор), Майк Ли о Майке Ли (Лондон: Faber & Faber, 2008)
- Уайтхед, Тони, Майк Ли (британские кинорежиссеры) (Манчестер: Manchester University Press, 2007)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Майк Ли на IMDb
- Майк на BFI Screenonline Ли
- Майк Ли в базе данных Internet Off-Broadway
- Майк Ли о беспечности и детских визитах к бабушке и дедушке в Хитчине, интервью ITV Local Anglia, 2008 г.
- Майк Ли в прямом эфире Film Unlimited – The Guardian , 17 марта 2000 г.
- 1943 года рождения
- Живые люди
- Выпускники Камбервеллского колледжа искусств
- Выпускники Королевской академии драматического искусства
- Стипендиаты BAFTA
- Премия BAFTA за выдающийся британский вклад в кино
- Лауреаты премии BAFTA за лучшую режиссуру
- Лауреаты премии BAFTA за лучший оригинальный сценарий
- Премия Каннского кинофестиваля победителям за лучшую режиссуру
- Директора-победители «Золотой пальмовой ветви»
- Директора победителей «Золотого льва»
- Английские атеисты
- английские кинорежиссеры
- Английские гуманисты
- Английские евреи
- Англичане русско-еврейского происхождения
- Английские республиканцы
- английские сценаристы
- Английские сценаристы-мужчины
- английские телевизионные режиссеры
- английские театральные режиссеры
- Английские телевизионные сценаристы
- Еврейские атеисты
- Еврейские драматурги и драматурги
- Еврейские театральные режиссеры
- Еврейские гуманисты
- Офицеры Ордена Британской Империи
- Люди из Бротона, Большой Манчестер
- Люди из Уэлвин-Гарден-Сити
- Социальный реализм
- Члены Королевского литературного общества
- Люди, получившие образование в Солфордской гимназии
- Английские драматурги и драматурги
- Выпускники Центральной школы искусств и дизайна
- Выпускники Университета Эссекса
- англоязычные режиссеры
- Писатели из Ланкашира
- Английские драматурги и драматурги-мужчины
- Лауреаты премии Кристиана
- Английские телевизионные сценаристы-мужчины
- Выпускники Лондонской киношколы