Вкус вишни
Вкус вишни | |
---|---|
персидский | Вишневый вкус... |
Режиссер | Аббас Киаростами |
Написал | Аббас Киаростами |
Продюсер: | Аббас Киаростами |
В главных ролях | Хомаюн Эршади |
Кинематография | Хомаюн Пайвар |
Под редакцией | Аббас Киаростами |
Производство компании |
|
Распространено | Искусственный глаз |
Даты выхода | |
Время работы | 99 минут |
Страна | Иран |
Язык | персидский |
Театральная касса | $10,923 |
Вкус вишни ( персидский : طعم گیلاس... , Ta'm-e gīlās... ) — иранский минималистский драматический фильм 1997 года , написанный, продюсированный, отредактированный и снятый Аббасом Киаростами , с Хомаюном Эршади в главной роли в роли тегеранца средних лет. человек, который едет по пригороду города в поисках кого-то, кто готов похоронить его после того, как он покончит жизнь самоубийством. Фильм получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале 1997 года , которую разделил с фильмом «Угорь» .
Сюжет
[ редактировать ]Г-н Бадии, мужчина средних лет, ездит по Тегерану в поисках кого-нибудь, кто сделает для него работу, за что он предлагает большую сумму денег. Во время поездок с потенциальными кандидатами Бадии сообщает, что планирует покончить с собой и уже выкопал могилу. Он говорит людям, которых он просит, прийти на следующее утро к месту, которое он выбрал, и либо помочь ему подняться, если он решил жить, либо похоронить его, если он решил умереть. Он не обсуждает, почему хочет покончить жизнь самоубийством.
Его первый рекрут — молодой и застенчивый курдский солдат, который отказывается выполнять эту работу и убегает от машины Бадии. Его второй рекрут — афганский семинарист , который также отказывается, поскольку у него есть религиозные возражения против самоубийства. Третий — г-н Багери, азербайджанский таксидермист . Он готов помочь Бадии, потому что ему нужны деньги для больного ребенка. Он пытается убедить Бадии не совершать самоубийство и сообщает, что он тоже хотел покончить жизнь самоубийством в 1960 году, но решил жить, когда после неудачной попытки попробовал шелковицу , упавшую с дерева. Багери рассказывает, что затем он пошел домой с шелковицей и отдал ее своей жене, что ей понравилось. Он продолжает обсуждать то, что он считает красотой жизни, включая восходы солнца, луну и звезды. Багери обещает облить грязью Бадии, если утром обнаружит его мертвым. Бадии отвозит его обратно на рабочее место, но внезапно бежит обратно, чтобы встретиться с ним, прося Багери подтвердить, действительно ли он мертв, бросая в него камни и разбудив его на случай, если он спит.
Той ночью Бадии лежит в могиле, когда начинается гроза. После долгого отключения электроэнергии фильм заканчивается разрушением четвертой стены с помощью видеозаписи Киаростами и съемочной группы, снимающих «Вкус вишни» , оставляя выбор Бадии неизвестным.
Бросать
[ редактировать ]- Хомаюн Эршади, как г-н. Бадии
- Абдолрахман Багери, как г-н Багери, таксидермист
- Афшин Хоршид Бахтиари — рабочий
- Сафар Али Моради, как солдат
- Мир Хоссейн Нури, как семинарист
Стиль
[ редактировать ]Фильм минималистский в том смысле, что снят преимущественно длинными планами ; темп неторопливый, есть длительные периоды окружающего (фонового) звука, который в заключительной части показывает съемочная группа. Господина Бадии редко показывают в одном кадре с человеком, с которым он разговаривает (отчасти это связано с тем, что во время съемок режиссер Киаростами сидел на пассажирском сиденье автомобиля). [ нужна ссылка ]
Музыка
[ редактировать ]В фильме нет фоновой музыки, за исключением финальных титров. В него входит пьеса для трубы, Луи Армстронга адаптация 1929 года « Блюза лазарета Сент-Джеймса ». Единственная другая песня, представленная в фильме, - это «Худа Бовад Ярет» («Да будет Бог твоим защитником») афганского певца Ахмада Захера , которая звучит на заднем плане по радио примерно на 38-й минуте фильма. [ нужна ссылка ]
Выпускать
[ редактировать ]Вкус вишни» был удостоен престижной « Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1997 года . В год своего выхода фильм « [ 1 ] связан с Сёхэя Имамуры » « Угрем .
Прием
[ редактировать ]На агрегатора рецензий веб-сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 83% на основе 40 рецензий, при этом «консенсус критиков» гласит: « Несколько простая эстетика « Вкуса вишни » противоречит крайне неоднозначному исследованию персонажей с впечатляюще амбициозным тематическим масштабом. ." [ 2 ] Роб Олдам из Backseat Mafia охарактеризовал фильм как «уверенное и продуманное размышление над вопросом, стоит ли жить». [ 3 ] Мэтью Лукас из From the Front Row написал: [ 4 ]
«Концовка неоднозначна в лучших традициях Киаростами, но переход к закулисным кадрам настолько же воодушевляет, насколько и дезориентирует. Как будто фильм находится на грани раскрытия всех ответов самой жизни, а затем отступает». в последнюю секунду, возвращая зрителю тайну. При этом он приобретает своего рода захватывающий мистицизм, глубоко меняющий восприятие реальности зрителем. Это лучшая работа Киаростами и один из лучших фильмов 1990-х годов».
Стивен Холден из The New York Times назвал фильм «одновременно эпическим и совершенно крошечным», написав, что «только после того, как Бадии встречает таксидермиста, фильм обретает лирический голос, соответствующий его мощным визуальным образам. Его великолепные, грубо высеченные образы. Монолог о возвращении интереса к жизни после попытки повеситься на тутовом дереве — это простая, красноречивая притча о чувствах, открывающихся для освежения простых жизненных удовольствий». [ 5 ] По словам Стэнли Кауфмана из The New Republic : «Когда нам становится понятен замысел фильма, его начинает населять тихий простор». [ 6 ]
Из меньшинства отрицательных рецензий Роджер Эберт в The Chicago Sun-Times был самым резким, дав фильму 1 звезду из 4. Эберт назвал фильм «мучительно скучным» и добавил: [ 7 ]
«Я интеллектуально понимаю, что делает Киаростами. Я не прошу с нетерпением о действии или происшествии. Однако я чувствую, что стиль Киаростами здесь является притворством; предмет не делает этого необходимым и не приносит от этого пользы. ... Если мы хотим испытывать симпатию к Бадхи, не поможет ли нам узнать о нем больше? Знать о нем вообще что-нибудь? Не какая цель для зрителей, а какая цель для самого Бадхи? Несомненно, он должен осознавать, что его намерения неверно истолкованы.) И почему мы должны видеть съемочную группу Киаростами — утомительная стратегия дистанцирования, напоминающая нам, что мы смотрим фильм? есть одна вещь, в которой «Вкус вишни» не нуждается, это такое напоминание: фильм представляет собой такой безжизненный гул, что мы воспринимаем его только как фильм».
Позже Эберт добавил этот фильм в список своих самых ненавистных фильмов всех времен. [ 8 ]
В своей рецензии на фильм Киаростами критик Джонатан Розенбаум из Chicago Reader присвоил ему четыре звезды. Отвечая на критику Эберта, Розенбаум писал: [ 9 ]
«Коллега, который находит «Вкус вишни » «мучительно скучным», возражает, в частности, против того факта, что мы ничего не знаем о Бадии, против того, что он считает отвлекающим предположением о том, что Бадии может быть гомосексуалистом, ищущим секса, и против того, что он считает рассматривает это как утомленную «стратегию дистанцирования», напоминающую нам в конце, что мы смотрим фильм. С точки зрения истории коммерческого западного кино, он прав по всем трем пунктам. Но Киаростами это не волнует. в соответствии с этой точкой зрения, и учитывая то, что он может сделать, я не могу придумать никакой причины, по которой его это должно волновать... самое важное в радостном финале то, что это полная противоположность «эффекту дистанцирования». нас в лабораторию, из которой возник фильм, и ставит нас в равное положение с режиссером, но делает это в духе коллективной эйфории, внезапно освобождая нас от гнетущего одиночества и тьмы Бадии, одинокого в своей могиле... Киаростами представляет жизнь во всей ее богатой сложности, переконфигурируя элементы из предыдущих 80 с лишним минут видео, чтобы прояснить, что реально, а что выдумано... Далеко не подтверждает это « Вкус вишни» — это «всего лишь» фильм, этот замечательный финал, среди прочего, говорит о том, что это тоже фильм».
С момента выхода фильма многие другие критики также назвали его шедевром; В , проведенном Британским институтом кино в 2012 году опросе Sight & Sound , шесть критиков и два режиссера назвали « Вкус вишни» одним из 10 лучших фильмов, когда-либо созданных. [ 10 ] назвал его 9-м лучшим фильмом 90-х годов Журнал Slant . О финале и его недоброжелателях Калум Марш писал: [ 11 ]
«Удивительно, что кто-то где угодно мог посмотреть « Вкус вишни» Аббаса Киаростами , с энтузиазмом полюбить его, а затем предложить удалить из него жизнеутверждающую помо-коду, как это сделали толпы поклонников широкоформатных газет после премьеры фильма на Каннском кинофестивале 1997 года (еще более К озадачиванию, Киаростами действительно прислушался к их совету, отрезав финал своего театрального представления в Италии). фильм под звуки «Лазарета Святого Иакова» — это грандиозный и изящный выход за рамки текста и фильма, и жизни, освобождение от могилы героя и завершение повествования. Вот куда нас приводит долгое путешествие в ночь и смерть. : Мы просыпаемся при дневном свете, вне мира фильма, радуясь действию кино. Оно ничего не подрывает, оно расширяет, обогащает, оживляет все, что было до него. Это величайший переворот: несколько минут видео Handycam преображают. очень хороший фильм о смерти превратился в отличный фильм о жизни. "
Домашние СМИ
[ редактировать ]1 июня 1999 года The Criterion Collection выпустила фильм на DVD . 21 июля 2020 года Criterion выпустила фильм на Blu-ray с новой реставрацией 4K . [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Каннский фестиваль: Вкус вишни» . фестиваль-канны.com . Проверено 23 сентября 2009 г.
- ^ Вкус вишни (1997) , получено 7 марта 2023 г.
- ^ «Обзор Blu-Ray: Вкус вишни» . 24 августа 2020 г.
- ^ Лукас, Мэтью (9 ноября 2020 г.). «Из репертуара | Ноябрь 2020» . Из первого ряда . Проверено 23 февраля 2021 г.
- ^ « Вкус вишни: одновременно эпический и точно крошечный» . archive.nytimes.com . Проверено 23 февраля 2021 г.
- ^ Вкус вишни (Ta'm e Guilass) - Обзоры фильмов , получено 23 февраля 2021 г.
- ^ «Вкус вишни» . Чикаго Сан-Таймс .
- ^ «Самый ненавистный Эберт» . РоджерЭберт.com .
- ^ Розенбаум, Джонатан (29 мая 1998 г.). «Заполните пробелы» . jonathanrosenbaum.net . Проверено 25 апреля 2012 г.
- ^ « Вкус вишни (1997)» . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 20 августа 2012 года . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ «100 лучших фильмов 1990-х годов» . Журнал «Слант» . 5 ноября 2012 г.
- ^ « Вкус вишни » . Коллекция критериев . Проверено 8 мая 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1997 года
- драма 1990-х годов, фильмы о дороге
- Иранские драматические фильмы
- Фильмы 1990-х годов на персидском языке
- Фильмы о самоубийстве
- Фильмы, действие которых происходит в Тегеране
- Фильмы, действие которых происходит в Иране
- Обладатели «Золотой пальмовой ветви»
- Фильмы Аббаса Киаростами
- Саморефлексивные фильмы
- драматические фильмы 1997 года
- Иранские независимые фильмы
- Иранские дорожные фильмы
- Фильмы, снятые в Тегеране