Десять (фильм, 2002 г.)
Десять | |
---|---|
Режиссер | Аббас Киаростами [ а ] |
Продюсер: | Марин Кармиц Аббас Киаростами |
В главных ролях | Мания Акбари Амина Махер [ б ] |
Кинематография | Аббас Киаростами |
Под редакцией | Аббас Киаростами Вахид Гази Бахман Киаростами |
Музыка | Говард Блейк |
Дата выпуска |
|
Время работы | 89 минут |
Страна | Иран |
Язык | персидский |
Десять ( персидский : ده появляется как 10 ; во вступительных титрах ) — иранский документальный фильм 2002 года с Манией Акбари и Аминой Махер в главных ролях . [ 1 ] Он был выпущен под Аббаса Киаростами руководством ; однако его роль в фильме и источник видеозаписи оспариваются Акбари с 2020 года.
Премьера фильма состоялась 20 мая 2002 года на 55-м Каннском кинофестивале , где он был номинирован на « Золотую пальмовую ветвь» . [ 2 ] Он получил положительные отзывы кинокритиков. Из-за обсуждения дискриминации женщин «Тен» был запрещен в Иране. Две главные актрисы фильма обратились к дистрибьютору с призывом прекратить его показ из-за обвинений в плагиате и злоупотреблениях со стороны Киаростами.
Сюжет
[ редактировать ]Фильм разделен на десять сцен, каждая из которых изображает разговор между неизменной женщиной-водителем (которую играет Мания Акбари) и множеством пассажиров, пока она ездит по Тегерану . [ 3 ] [ 4 ] Среди ее пассажиров - ее маленький сын Амин (которого играет настоящий ребенок Акбари, Амина Махер) . [ б ] ), ее сестра, невеста, секс-работница и женщина, идущая на молитву.
Первая виньетка фильма — это разговор Амина и его матери, когда его везут в местный бассейн. В ходе их разговора водитель повышает на него голос, и напряжение нарастает, когда он кричит на нее. Выяснилось, что из-за ограниченности прав женщин в судебной системе водитель добился развода со своим бывшим мужем, ложно заявив суду, что он наркоман. После того, как их разговор перерастает в драку, Амин резко выходит из машины.
На второй виньетке изображена сестра водителя, которая работает учительницей. Они обсуждают тяжелое бремя и ожидания, которые дети возлагают на своих родителей. Оба их ребенка обвинили женщин в том, что они плохие матери. В конце концов они забирают праздничный торт для мужа водителя Мортазы. Сестра водителя сообщает ей о грубом поведении Амина и просит позволить Амину жить с его отцом, который сможет «поправить его».
Во время третьей виньетки водитель подбирает набожную старуху, которая три раза в день ходит в Мавзолей помолиться. Она сообщает, что ее муж и 12-летний сын умерли. Она идет в Мавзолей, чтобы помолиться за них. Она продала свое имущество, чтобы отправиться в паломничество в Сирию, а остальное свое имущество раздала людям, которым повезло меньше, чем ей. Их разговор заканчивается, когда водитель высаживает старуху у Мавзолея после того, как она не может убедить водителя зайти и помолиться самой.
Четвертый эпизод начинается с секс-работницы, которая принимает водителя за клиента-мужчину и садится в свою машину. Водитель продолжает ездить с неназванной женщиной и упорно задает ей личные вопросы. Секс-работница, в свою очередь, в конечном итоге отчитывает водителя. Она рассказывает водителю, что многие из ее клиентов — женатые мужчины, которым звонят жены, пока они с ней. Она признается водителю, что ей жаль женщин, которые настолько идиотичны, что цепляются за мужчин, и которые действительно верят, что мужчины правдивы. Секс-работница однажды была помолвлена с мужчиной, пока не осознала, что была «глупой». Разговор заканчивается, когда ее высаживает и тут же забирает клиент.
В пятой виньетке изображена женщина, отношение которой к водителю неясно. Женщину забирают сразу после того, как она помолилась в Мавзолее. Две женщины обсуждают религию и вопрос о том, верующие они или нет. Пассажирка признается, что раньше она не была верующей, да и сейчас не так уверена. Пассажирка сообщает водителю, что должна была выйти замуж, и теперь молится у Мавзолея в надежде, что мужчина, с которым она встречается, скоро сделает предложение.
В следующем эпизоде водитель забирает Амина у ее бывшего мужа, который о нем заботился. Она и ее бывший муж остаются в своих машинах, оставляя Амина переходить оживленную улицу с оживленным движением. Водитель просит разрешения оставить Амина на ночь, и в конце концов он соглашается. Амин не согласен со своей матерью по поводу короткого пути к дому бабушки, но в конце концов понимает, что его мать идет правильным путем. Амин рассказывает маме, что его отец смотрит порно дома один по ночам.
Затем водитель подвозит ее плачущую сестру, которая обезумела из-за ухода мужа после 7 лет совместной жизни. Когда она плачет, водитель говорит ей: «Цепляться за него неправильно». Водитель повторяет почти то же самое, что секс-работница сказала ей накануне вечером. Водитель очень откровенен и резок с сестрой. Она говорит ей стать жестче и перестать быть такой слабой.
В восьмом эпизоде водитель снова находится с Амином. Она говорит, что женщина сказала ей, что Амин – мужчина и поэтому ему нужно жить и учиться у мужчины. Водитель соглашается, что Амин должен жить с его отцом, и они обсуждают, как ее бывший муж нашел новую жену. Амин говорит, что его новая жена будет лучше, чем его мать, если будет подчиняться мужу, выполнять больше работы по дому и приходить домой раньше. Они снова расходятся во мнениях по поводу короткого пути, и вскоре их спор обостряется до такой степени, что Амин снова внезапно выходит из машины.
На девятой виньетке изображена та же женщина, что и на пятой. Она говорит водителю, что ее парень не хочет на ней жениться, несмотря на ее надежды на это. Она ревнует к тому факту, что он думает о другой женщине, и это ранит ее больше всего. Водитель спрашивает пассажирку, почему у нее такая тугая вуаль, и выясняется, что пассажирка побрила голову.
Последняя виньетка самая короткая. Водитель забирает Амина у отца. Фильм заканчивается тем, что водитель везет его в дом бабушки.
Бросать
[ редактировать ]- Мания Акбари, как водитель
- Амина Махер [ б ] как Амин
- Камран
- Ройя Акбари в роли проститутки + любовника (в роли Ройи Арабшахи)
- Ройя Арабшахи
- Кто на самом деле
- Мандана Шарбаф
- Катаюн Талейзаде
Производство
[ редактировать ]Киаростами охарактеризовал «Десять» как художественный фильм, и Акбари оспаривает эту версию с 2020 года. [ 5 ] По словам Киаростами, изначально сценарии были написаны для психолога, проводящего сеансы прямо в машине, пока в ее офисе идет ремонт. Эта предпосылка была изменена после того, как была признана неработоспособной. [ 6 ] В одном из интервью он заявил, что использовал наушник под вуалью Акбари, чтобы вести ее в разговорах. Позже он объяснил, что попробовал эту технику только один раз и нашел ее непригодной. [ 7 ]
В августе 2020 года Акбари обвинила Киаростами в плагиате, заявив, что «Тен» состоит из отснятых ею кадров. По словам Акбари, для личного проекта она записала 120 часов видео. [ 8 ] [ 9 ] Акбари не планировала использовать контент для фильма и заявила, что «ни одна из женщин, участвовавших в фильме, так и не получила ни цента за участие в 10 ». [ 5 ] Киаростами сказал ей, что заинтересован в разработке сценария. Киаростами снял три части фильма: одну с Камраном Адлом в роли отца мальчика и две, где секс-работник и религиозная женщина выходят из машины. Он снял дополнительные кадры, которые не вошли в фильм. В конечном итоге он выступил редактором « Десяти» , используя оригинальные кадры Акбари, и показал ей окончательную версию без каких-либо титров. [ 5 ] Позже Киаростами воссоздал закулисное содержание премьеры « Тэна » . [ 9 ]
Адл подтвердил, что Киаростами пригласил его сняться в фильме и снял его сцены. Он ответил, что считает заявления Акбари несерьезными. [ 9 ] В 2019 году Амина Махер создала короткометражный фильм «Письмо моей матери» , в котором рассказала, что ее сцены из «Десяти» были сняты без ее ведома. [ 10 ] [ 11 ] В финальных титрах «Десяти» указаны имена актеров и съемочной группы без указания их роли в фильме. [ 5 ]
Выпускать
[ редактировать ]Премьера «Десяти» состоялась 20 мая 2002 года на 55-м Каннском кинофестивале. Акбари побывал с Киаростами на премьере, а затем на двух дополнительных показах в Институте современного искусства и на Международном кинофестивале в Салониках . Из-за испорченных отношений с Киаростами после этого она отказалась от кампании в прессе. [ 5 ] Фильм был запрещен в Иране из-за четырех эпизодов, которые были сочтены непригодными для публичного просмотра, особенно вокруг дискуссий о гендерной дискриминации . [ 12 ]
Акбари и Махер попросили дистрибьютора MK2 прекратить тираж фильма, но не получили ответа. Когда Британский институт киноискусства включил «Тен» в ретроспективу творчества Киаростами, Акбари публично поделился их письмами, в которых содержались обвинения в плагиате и злоупотреблениях со стороны Киаростами. BFI отменило показ, и Акбари заявила в интервью, что хочет «прекратить публичные показы 10 фильмов ». [ 5 ] [ 13 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]Фильм получил положительные отзывы современных кинокритиков. На агрегаторе рецензий сайте- Rotten Tomatoes 85% из 53 рецензий критиков положительные, со средней оценкой 7,30/10. Консенсус веб-сайта гласит: «Тен превращает разговорную поездку на машине в суровое и убедительное исследование персонажей, полное настоящих эмоций, одновременно предоставляя интригующий взгляд на жизнь женщин в современной иранской культуре». [ 14 ]
Для The New York Times А.О. Скотт написал, что «Киаростами понимает автомобиль как место для размышлений, наблюдений и, прежде всего, разговоров». [ 15 ] В обзоре для Los Angeles Times Манохла Даргис назвала фильм «концептуальным проявлением силы и роуд-муви для умников». [ 16 ] Роджер Эберт критически отозвался о том, как Тен представил свои темы, написав, что «хвалить фильм за это - все равно, что хвалить ребенка за то, что он раскрашивает между строк». [ 17 ] Дж. Хоберман из The Village Voice охарактеризовал фильм как «концептуально строгий, великолепно экономичный и радикально базинианский ». [ 18 ]
Десять занимает 447-е место в Empire за 2008 год и 47-е место в списке «100 лучших фильмов мирового кино» в 2010 году. списке 500 величайших фильмов всех времен по версии журнала [ 19 ] [ 20 ] Французский киножурнал Cahiers du cinéma поставил фильм на 10-е место в списке лучших фильмов 2000–2009 годов. [ 21 ] Позже фильм был признан 98-м лучшим фильмом с 2000 года по результатам опроса международных критиков, проведенного BBC . [ 22 ]
В 2019 году The Guardian занял 76-е место Тен в списке 100 лучших фильмов 21 века. [ 23 ]
Киаростами и Акбари продюсировали продолжение фильма. » Киаростами 2004 года «10 на Десяти представляет собой исследование процесса создания Десяти , состоящее из 10 частей . [ 24 ] Акбари 2007 года «10+4» , снятый в то время, когда Акбари лечилась от рака груди, является продолжением « Десяти» . [ 25 ] Тен также оказал большое влияние на фильм Джафара Панахи 2015 года «Такси» . [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Акбари оспорил авторство фильма; см . § Производство .
- ^ Jump up to: а б с В титрах — Амин Махер; Махер трансгендер и сменила имя в 2019 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Десять – обзор Питера Брэдшоу в The Guardian , 27 сентября 2002 г.
- ^ «Каннский фестиваль: Десять» . фестиваль-канны.com . Проверено 25 октября 2009 г.
- ^ Эффект вождения: автомобиль и десятка Киаростами - статья Николаса Балайсиса из Йоркского университета
- ↑ «Десять» Аббаса Киаростами - заново изобретая дорогу – рецензия Дэвида Паркинсона на Moviemail , 26 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эдемен, Фатма (25 июля 2022 г.). «Мания Акбари рассказывает свою историю» . Алтыазы Фасикюль . Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ Капуто, Роландо (декабрь 2003 г.). «От пяти до десяти Аббаса Киаростами : пять размышлений о 10 » . Чувства кино . Том. 29 . Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ Эндрю, Джефф (2005). 10 . Британский институт кино .
- ^ «Разве Аббас Киаростами не снял фильм «Десять»?!» . Табнак (на персидском языке). 31 августа 2020 г. Проверено 21 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Рашидан, Масуме (10 сентября 2020 г.). «Реакция Кямрана Адла на претензии к Киаростами: незначительна» . Новости Энсафа (на персидском языке) . Проверено 21 июня 2022 г.
- ^ Мартин, Ребекка (28 февраля 2021 г.). «Письмо Амины Махер моей матери — это смелый и непоколебимый автопортрет» . Кинотеатр «Фемма» . Проверено 21 июня 2022 г.
- ^ «Письмо маме» . Кинематографическое восприятие . Проверено 21 июня 2022 г.
- ^ Хэвис, Ричард Джеймс (20 января 2017 г.). «Воспоминания: десять» (2002) – экспериментальный роуд-муви Аббаса Киаростами дает голос иранским женщинам» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Архивировано из оригинала 20 января 2017 года . Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ Венарду, Эванна (20 июня 2022 г.). Режиссер Мания Акбари обвиняет Аббаса Киаростами в изнасиловании и плагиате . ЛиФО (на греческом языке) . Проверено 21 июня 2022 г.
- ^ " Десять " . Гнилые помидоры . Фанданго Медиа . Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ Скотт, АО (28 сентября 2002 г.). «В Тегеране водитель, которому есть что сказать» . Нью-Йорк Таймс . п. Б14 . Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ Даргис, Манохла (25 апреля 2003 г.). «Раздельные миры» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ Эберт, Роджер (11 апреля 2003 г.). "Десять" . РоджерЭберт.com . Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ Хоберман, Дж. (4 марта 2003 г.). «Формальный наряд» . Деревенский голос . Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ «500 величайших фильмов всех времен № 447: Десять (2002)» . Империя . Проверено 6 апреля 2009 г.
- ^ «100 лучших фильмов мирового кино» . Империя .
- ↑ Cahiers du cinéma № 652, январь 2010 г. «ПАЛМАРЕС 2000 — Кинотеатры» . Архивировано из оригинала 4 ноября 2013 г. Проверено 27 декабря 2013 г.
- ^ «100 величайших фильмов XXI века» . Би-би-си. 23 августа 2016 г. Проверено 26 января 2017 г.
- ^ «100 лучших фильмов 21 века» . Хранитель . 13 сентября 2019 года . Проверено 17 сентября 2019 г.
- ^ Розенбаум, Джонатан (29 октября 2004 г.). «Киаростами за работой [10 по ДЕСЯТИ]» . Чикагский читатель . Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ Сеймур, Том (15 июля 2013 г.). «Иранский кинорежиссер Мания Акбари: «Кино угрожает правительству » . Хранитель . Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ Брэдшоу, Питер (4 июля 2016 г.). «Аббас Киаростами: утонченный, выдержанный мастер кинематографической поэзии» . Хранитель . Проверено 25 июля 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эндрю, Джефф, 10 лет (Лондон: Британский институт кино, 2005).
- Копец, Джоан (май 2016 г.). «Кино как мысленный эксперимент: о движении и движениях». Различия: журнал феминистских культурных исследований . 27 (1). Издательство Университета Дьюка : 143–175. дои : 10.1215/10407391-3522781 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 2002 года
- Авангардные и экспериментальные фильмы 2000-х годов
- Фильмы Аббаса Киаростами
- Фильмы 2000-х на персидском языке
- Фильмы, действие которых происходит в Иране
- Фильмы о проституции в Иране
- драматические фильмы 2002 года
- Иранский авангард и экспериментальные фильмы
- Фильмы, вовлеченные в споры о плагиате
- Цензурированные фильмы
- Цензура фильмов в Иране
- Иранские драматические фильмы
- фильмы о дороге 2000-х годов
- Иранские дорожные фильмы