Jump to content

Десять (фильм, 2002 г.)

Десять
Режиссер Аббас Киаростами [ а ]
Продюсер: Марин Кармиц
Аббас Киаростами
В главных ролях Мания Акбари
Амина Махер [ б ]
Кинематография Аббас Киаростами
Под редакцией Аббас Киаростами
Вахид Гази
Бахман Киаростами
Музыка Говард Блейк
Дата выпуска
  • 20 мая 2002 г. ( 20 мая 2002 г. ) (Каннский кинофестиваль)
Время работы
89 минут
Страна Иран
Язык персидский

Десять ( персидский : ده появляется как 10 ; во вступительных титрах ) — иранский документальный фильм 2002 года с Манией Акбари и Аминой Махер в главных ролях . [ 1 ] Он был выпущен под Аббаса Киаростами руководством ; однако его роль в фильме и источник видеозаписи оспариваются Акбари с 2020 года.

Премьера фильма состоялась 20 мая 2002 года на 55-м Каннском кинофестивале , где он был номинирован на « Золотую пальмовую ветвь» . [ 2 ] Он получил положительные отзывы кинокритиков. Из-за обсуждения дискриминации женщин «Тен» был запрещен в Иране. Две главные актрисы фильма обратились к дистрибьютору с призывом прекратить его показ из-за обвинений в плагиате и злоупотреблениях со стороны Киаростами.

Фильм разделен на десять сцен, каждая из которых изображает разговор между неизменной женщиной-водителем (которую играет Мания Акбари) и множеством пассажиров, пока она ездит по Тегерану . [ 3 ] [ 4 ] Среди ее пассажиров - ее маленький сын Амин (которого играет настоящий ребенок Акбари, Амина Махер) . [ б ] ), ее сестра, невеста, секс-работница и женщина, идущая на молитву.

Первая виньетка фильма — это разговор Амина и его матери, когда его везут в местный бассейн. В ходе их разговора водитель повышает на него голос, и напряжение нарастает, когда он кричит на нее. Выяснилось, что из-за ограниченности прав женщин в судебной системе водитель добился развода со своим бывшим мужем, ложно заявив суду, что он наркоман. После того, как их разговор перерастает в драку, Амин резко выходит из машины.

На второй виньетке изображена сестра водителя, которая работает учительницей. Они обсуждают тяжелое бремя и ожидания, которые дети возлагают на своих родителей. Оба их ребенка обвинили женщин в том, что они плохие матери. В конце концов они забирают праздничный торт для мужа водителя Мортазы. Сестра водителя сообщает ей о грубом поведении Амина и просит позволить Амину жить с его отцом, который сможет «поправить его».

Во время третьей виньетки водитель подбирает набожную старуху, которая три раза в день ходит в Мавзолей помолиться. Она сообщает, что ее муж и 12-летний сын умерли. Она идет в Мавзолей, чтобы помолиться за них. Она продала свое имущество, чтобы отправиться в паломничество в Сирию, а остальное свое имущество раздала людям, которым повезло меньше, чем ей. Их разговор заканчивается, когда водитель высаживает старуху у Мавзолея после того, как она не может убедить водителя зайти и помолиться самой.

Четвертый эпизод начинается с секс-работницы, которая принимает водителя за клиента-мужчину и садится в свою машину. Водитель продолжает ездить с неназванной женщиной и упорно задает ей личные вопросы. Секс-работница, в свою очередь, в конечном итоге отчитывает водителя. Она рассказывает водителю, что многие из ее клиентов — женатые мужчины, которым звонят жены, пока они с ней. Она признается водителю, что ей жаль женщин, которые настолько идиотичны, что цепляются за мужчин, и которые действительно верят, что мужчины правдивы. Секс-работница однажды была помолвлена ​​с мужчиной, пока не осознала, что была «глупой». Разговор заканчивается, когда ее высаживает и тут же забирает клиент.

В пятой виньетке изображена женщина, отношение которой к водителю неясно. Женщину забирают сразу после того, как она помолилась в Мавзолее. Две женщины обсуждают религию и вопрос о том, верующие они или нет. Пассажирка признается, что раньше она не была верующей, да и сейчас не так уверена. Пассажирка сообщает водителю, что должна была выйти замуж, и теперь молится у Мавзолея в надежде, что мужчина, с которым она встречается, скоро сделает предложение.

В следующем эпизоде ​​водитель забирает Амина у ее бывшего мужа, который о нем заботился. Она и ее бывший муж остаются в своих машинах, оставляя Амина переходить оживленную улицу с оживленным движением. Водитель просит разрешения оставить Амина на ночь, и в конце концов он соглашается. Амин не согласен со своей матерью по поводу короткого пути к дому бабушки, но в конце концов понимает, что его мать идет правильным путем. Амин рассказывает маме, что его отец смотрит порно дома один по ночам.

Затем водитель подвозит ее плачущую сестру, которая обезумела из-за ухода мужа после 7 лет совместной жизни. Когда она плачет, водитель говорит ей: «Цепляться за него неправильно». Водитель повторяет почти то же самое, что секс-работница сказала ей накануне вечером. Водитель очень откровенен и резок с сестрой. Она говорит ей стать жестче и перестать быть такой слабой.

В восьмом эпизоде ​​водитель снова находится с Амином. Она говорит, что женщина сказала ей, что Амин – мужчина и поэтому ему нужно жить и учиться у мужчины. Водитель соглашается, что Амин должен жить с его отцом, и они обсуждают, как ее бывший муж нашел новую жену. Амин говорит, что его новая жена будет лучше, чем его мать, если будет подчиняться мужу, выполнять больше работы по дому и приходить домой раньше. Они снова расходятся во мнениях по поводу короткого пути, и вскоре их спор обостряется до такой степени, что Амин снова внезапно выходит из машины.

На девятой виньетке изображена та же женщина, что и на пятой. Она говорит водителю, что ее парень не хочет на ней жениться, несмотря на ее надежды на это. Она ревнует к тому факту, что он думает о другой женщине, и это ранит ее больше всего. Водитель спрашивает пассажирку, почему у нее такая тугая вуаль, и выясняется, что пассажирка побрила голову.

Последняя виньетка самая короткая. Водитель забирает Амина у отца. Фильм заканчивается тем, что водитель везет его в дом бабушки.

Производство

[ редактировать ]

Киаростами охарактеризовал «Десять» как художественный фильм, и Акбари оспаривает эту версию с 2020 года. [ 5 ] По словам Киаростами, изначально сценарии были написаны для психолога, проводящего сеансы прямо в машине, пока в ее офисе идет ремонт. Эта предпосылка была изменена после того, как была признана неработоспособной. [ 6 ] В одном из интервью он заявил, что использовал наушник под вуалью Акбари, чтобы вести ее в разговорах. Позже он объяснил, что попробовал эту технику только один раз и нашел ее непригодной. [ 7 ]

В августе 2020 года Акбари обвинила Киаростами в плагиате, заявив, что «Тен» состоит из отснятых ею кадров. По словам Акбари, для личного проекта она записала 120 часов видео. [ 8 ] [ 9 ] Акбари не планировала использовать контент для фильма и заявила, что «ни одна из женщин, участвовавших в фильме, так и не получила ни цента за участие в 10 ». [ 5 ] Киаростами сказал ей, что заинтересован в разработке сценария. Киаростами снял три части фильма: одну с Камраном Адлом в роли отца мальчика и две, где секс-работник и религиозная женщина выходят из машины. Он снял дополнительные кадры, которые не вошли в фильм. В конечном итоге он выступил редактором « Десяти» , используя оригинальные кадры Акбари, и показал ей окончательную версию без каких-либо титров. [ 5 ] Позже Киаростами воссоздал закулисное содержание премьеры « Тэна » . [ 9 ]

Адл подтвердил, что Киаростами пригласил его сняться в фильме и снял его сцены. Он ответил, что считает заявления Акбари несерьезными. [ 9 ] В 2019 году Амина Махер создала короткометражный фильм «Письмо моей матери» , в котором рассказала, что ее сцены из «Десяти» были сняты без ее ведома. [ 10 ] [ 11 ] В финальных титрах «Десяти» указаны имена актеров и съемочной группы без указания их роли в фильме. [ 5 ]

Выпускать

[ редактировать ]
Акбари (справа) и Киаростами (внизу) в 2004 году.

Премьера «Десяти» состоялась 20 мая 2002 года на 55-м Каннском кинофестивале. Акбари побывал с Киаростами на премьере, а затем на двух дополнительных показах в Институте современного искусства и на Международном кинофестивале в Салониках . Из-за испорченных отношений с Киаростами после этого она отказалась от кампании в прессе. [ 5 ] Фильм был запрещен в Иране из-за четырех эпизодов, которые были сочтены непригодными для публичного просмотра, особенно вокруг дискуссий о гендерной дискриминации . [ 12 ]

Акбари и Махер попросили дистрибьютора MK2 [ фр ] прекратить тираж фильма, но не получили ответа. Когда Британский институт киноискусства включил «Тен» в ретроспективу творчества Киаростами, Акбари публично поделился их письмами, в которых содержались обвинения в плагиате и злоупотреблениях со стороны Киаростами. BFI отменило показ, и Акбари заявила в интервью, что хочет «прекратить публичные показы 10 фильмов ». [ 5 ] [ 13 ]

Прием и наследие

[ редактировать ]

Фильм получил положительные отзывы современных кинокритиков. На агрегаторе рецензий сайте- Rotten Tomatoes 85% из 53 рецензий критиков положительные, со средней оценкой 7,30/10. Консенсус веб-сайта гласит: «Тен превращает разговорную поездку на машине в суровое и убедительное исследование персонажей, полное настоящих эмоций, одновременно предоставляя интригующий взгляд на жизнь женщин в современной иранской культуре». [ 14 ]

Для The New York Times А.О. Скотт написал, что «Киаростами понимает автомобиль как место для размышлений, наблюдений и, прежде всего, разговоров». [ 15 ] В обзоре для Los Angeles Times Манохла Даргис назвала фильм «концептуальным проявлением силы и роуд-муви для умников». [ 16 ] Роджер Эберт критически отозвался о том, как Тен представил свои темы, написав, что «хвалить фильм за это - все равно, что хвалить ребенка за то, что он раскрашивает между строк». [ 17 ] Дж. Хоберман из The Village Voice охарактеризовал фильм как «концептуально строгий, великолепно экономичный и радикально базинианский ». [ 18 ]

Десять занимает 447-е место в Empire за 2008 год и 47-е место в списке «100 лучших фильмов мирового кино» в 2010 году. списке 500 величайших фильмов всех времен по версии журнала [ 19 ] [ 20 ] Французский киножурнал Cahiers du cinéma поставил фильм на 10-е место в списке лучших фильмов 2000–2009 годов. [ 21 ] Позже фильм был признан 98-м лучшим фильмом с 2000 года по результатам опроса международных критиков, проведенного BBC . [ 22 ]

В 2019 году The Guardian занял 76-е место Тен в списке 100 лучших фильмов 21 века. [ 23 ]

Киаростами и Акбари продюсировали продолжение фильма. » Киаростами 2004 года «10 на Десяти представляет собой исследование процесса создания Десяти , состоящее из 10 частей . [ 24 ] Акбари 2007 года «10+4» , снятый в то время, когда Акбари лечилась от рака груди, является продолжением « Десяти» . [ 25 ] Тен также оказал большое влияние на фильм Джафара Панахи 2015 года «Такси» . [ 26 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Акбари оспорил авторство фильма; см . § Производство .
  2. ^ Jump up to: а б с В титрах — Амин Махер; Махер трансгендер и сменила имя в 2019 году.
  1. Десять – обзор Питера Брэдшоу в The Guardian , 27 сентября 2002 г.
  2. ^ «Каннский фестиваль: Десять» . фестиваль-канны.com . Проверено 25 октября 2009 г.
  3. ^ Эффект вождения: автомобиль и десятка Киаростами - статья Николаса Балайсиса из Йоркского университета
  4. «Десять» Аббаса Киаростами - заново изобретая дорогу – рецензия Дэвида Паркинсона на Moviemail , 26 июня 2013 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Эдемен, Фатма (25 июля 2022 г.). «Мания Акбари рассказывает свою историю» . Алтыазы Фасикюль . Проверено 25 июля 2022 г.
  6. ^ Капуто, Роландо (декабрь 2003 г.). «От пяти до десяти Аббаса Киаростами : пять размышлений о 10 » . Чувства кино . Том. 29 . Проверено 25 июля 2022 г.
  7. ^ Эндрю, Джефф (2005). 10 . Британский институт кино .
  8. ^ «Разве Аббас Киаростами не снял фильм «Десять»?!» . Табнак (на персидском языке). 31 августа 2020 г. Проверено 21 июня 2022 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Рашидан, Масуме (10 сентября 2020 г.). «Реакция Кямрана Адла на претензии к Киаростами: незначительна» . Новости Энсафа (на персидском языке) . Проверено 21 июня 2022 г.
  10. ^ Мартин, Ребекка (28 февраля 2021 г.). «Письмо Амины Махер моей матери — это смелый и непоколебимый автопортрет» . Кинотеатр «Фемма» . Проверено 21 июня 2022 г.
  11. ^ «Письмо маме» . Кинематографическое восприятие . Проверено 21 июня 2022 г.
  12. ^ Хэвис, Ричард Джеймс (20 января 2017 г.). «Воспоминания: десять» (2002) – экспериментальный роуд-муви Аббаса Киаростами дает голос иранским женщинам» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Архивировано из оригинала 20 января 2017 года . Проверено 25 июля 2022 г.
  13. ^ Венарду, Эванна (20 июня 2022 г.). Режиссер Мания Акбари обвиняет Аббаса Киаростами в изнасиловании и плагиате . ЛиФО (на греческом языке) . Проверено 21 июня 2022 г.
  14. ^ " Десять " . Гнилые помидоры . Фанданго Медиа . Проверено 25 июля 2022 г. Отредактируйте это в Викиданных
  15. ^ Скотт, АО (28 сентября 2002 г.). «В Тегеране водитель, которому есть что сказать» . Нью-Йорк Таймс . п. Б14 . Проверено 25 июля 2022 г.
  16. ^ Даргис, Манохла (25 апреля 2003 г.). «Раздельные миры» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 25 июля 2022 г.
  17. ^ Эберт, Роджер (11 апреля 2003 г.). "Десять" . РоджерЭберт.com . Проверено 25 июля 2022 г.
  18. ^ Хоберман, Дж. (4 марта 2003 г.). «Формальный наряд» . Деревенский голос . Проверено 25 июля 2022 г.
  19. ^ «500 величайших фильмов всех времен № 447: Десять (2002)» . Империя . Проверено 6 апреля 2009 г.
  20. ^ «100 лучших фильмов мирового кино» . Империя .
  21. Cahiers du cinéma № 652, январь 2010 г. «ПАЛМАРЕС 2000 — Кинотеатры» . Архивировано из оригинала 4 ноября 2013 г. Проверено 27 декабря 2013 г.
  22. ^ «100 величайших фильмов XXI века» . Би-би-си. 23 августа 2016 г. Проверено 26 января 2017 г.
  23. ^ «100 лучших фильмов 21 века» . Хранитель . 13 сентября 2019 года . Проверено 17 сентября 2019 г.
  24. ^ Розенбаум, Джонатан (29 октября 2004 г.). «Киаростами за работой [10 по ДЕСЯТИ]» . Чикагский читатель . Проверено 25 июля 2022 г.
  25. ^ Сеймур, Том (15 июля 2013 г.). «Иранский кинорежиссер Мания Акбари: «Кино угрожает правительству » . Хранитель . Проверено 25 июля 2022 г.
  26. ^ Брэдшоу, Питер (4 июля 2016 г.). «Аббас Киаростами: утонченный, выдержанный мастер кинематографической поэзии» . Хранитель . Проверено 25 июля 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f581e05ff3f3aaf516b0d350b1a3ded2__1721134680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/d2/f581e05ff3f3aaf516b0d350b1a3ded2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ten (2002 film) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)