Роберт Айк
Роберт Айк | |
---|---|
Рожденный | Роберт Уильям Айк 29 ноября 1986 г. ( 37 лет) Стоктон-он-Тис , Англия |
Занятие | Сценарист, режиссер |
Национальность | Английский |
Образование | Кембриджский университет |
Известные работы | Орестея Доктор 1984 |
Заметные награды | Премия Оливье, Премия Evening Standard, Круг критиков, Театральная премия Великобритании |
Веб-сайт | |
www |
Роберт Айк FRSL ( / aɪ k / ; [1] родился 29 ноября 1986 г.) — английский писатель и театральный режиссёр. Его называли «большой надеждой британского театра». [2] [3] [4] [5]
Он наиболее известен своей пьесой «Доктор » и современными адаптациями классических текстов, включая версии «Орестеи» , «Марии Стюарт» и «1984» , разработанные совместно с Дунканом Макмилланом .
Биография
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]Он родился в Стоктон-он-Тис в нетеатральной семье, и в подростковом возрасте его взяли на постановку « Ричарда III» в главной роли с Кеннетом Браной , что вдохновило его заняться сценарием и режиссурой. [6] Затем он основал театральную труппу Arden Theater и поставил серию спектаклей в Arc Theater в течение пяти лет с 2003 по 2008 год. Он учился в школе англиканской церкви Яна Рэмси в Стоктоне, колледже шестого класса королевы Елизаветы в в Дарлингтоне . а затем изучал английский язык в Королевском колледже в Кембридже , где его преподавала Энн Бартон .
Наставник Майкл Грандедж [7] В начале своей карьеры он работал помощником и заместителем директора у Теи Шаррок , Майкла Аттенборо и Тревора Нанна .
сломя голову
[ редактировать ]В 2010 году Айк сменил Бена Пауэра на посту заместителя директора в Руперта Гулда компании Headlong . В своем интервью для этого поста он подверг критике производство Гулдом компании Enron . [8] , посвященным конкретному объекту, Сначала он работал вместе с Гулдом над «Десятилетием» в доках Святой Катарины. Затем он руководил гастрольными постановками « Ромео и Джульетты» , первой постановкой « Мальчиков» Эллы Хиксон и 1984 года , написанной и поставленной совместно с Дунканом Макмилланом , которая началась в Nottingham Playhouse, затем гастролировала в 2013 году и после продолжительной дальнейшей жизни открылась на Бродвее в 2017 году.
Театр Алмейда
[ редактировать ]В 2013 году Айк покинул Headlong , чтобы занять должность заместителя директора театра Алмейда . Его работа там началась с перевода Алмейды его « Headlong 1984» в начале 2014 года, который позже в том же году был переведен в театр Playhouse в Вест-Энде , а затем переведен на Бродвей в 2017 году. Летом 2014 года он поставил европейскую премьеру «Мистера Бернса». , пост-электрическая пьеса Энн Уошберн , вызвавшая резко неоднозначную критическую реакцию. [9] В начале 2015 года он поставил Тобиаса Мензиса в фильме «Лихорадка» в постановке, специально предназначенной для этого места, в номере отеля в Мейфэре.
Шоу, которое отметило Айка как главный британский талант, стало его «Орестеей» 2015 года , открывающей постановку сезона греческой трагедии Гулда и Айка «Алмейда Грек». [8] В свободной адаптации оригинального спектакля Эсхила, продолжавшегося почти четыре часа с тремя антрактами, Айк добавил к тексту Эсхила, посвященному жертвоприношению Ифигении, написанный им самим пролог: «70-минутный приквел, драматизирующий как то, что привело к этому жертвоприношению, так и поступок сам по себе», который критик Доминик Максвелл назвал «шедевром». [10] Орестея получила восторженные отзывы, завоевала несколько наград Айка и перебралась в Вест-Энд.
Айк последовал этому примеру в 2016 году, выпустив собственные адаптации « Дяди Вани» в главных ролях с Полом Рисом и Мэри Стюарт , в которых Джульет Стивенсон и Лия Уильямс подбросили монетку, чтобы чередовать две центральные роли Марии Стюарт и Елизаветы I. Мария Стюарт перебралась на Запад. Завершение 2018 года, открытие для восторженных отзывов. [11]
После нескольких месяцев слухов [12] Эндрю Скотт сыграл Гамлета в постановке Айка в Алмейде в начале 2017 года. Спектакль, представлявший скандинавское государство наблюдения, получил восторженные отзывы и был передан в Театр Гарольда Пинтера , продюсером которого выступила Соня Фридман . [13] [14] «Гамлет» был снят и показан на BBC Two в пасхальную субботу 2018 года. [15]
Летом 2019 года Айк ушел со своей должности в Алмейде после шести лет работы, чтобы сосредоточиться на своей карьере фрилансера. [16] «Доктор» , премьера которого состоялась в театре Алмейда 10 августа 2019 года. [17] Это была его последняя постановка в качестве заместителя директора «Алмейды», и он получил премию Evening Standard за лучшую режиссуру в 2019 году. [18] [19]
Международный театр Амстердама
[ редактировать ]» Софокла В 2018 году Айк открыл свою новую экранизацию « Эдипа для Иво ван Хова компании Toneelgroep Amsterdam . [20] В главных ролях Ханс Кестинг и Марике Хибинк . Эта постановка была выбрана для участия в Голландском театральном фестивале 2018 года и была показана на Эдинбургском международном фестивале в 2019 году. [21] Вслед за этим его продолжение « Кукольного дома » «Дети Норы» . в 2020 году в Амстердаме открылось [22]
В 2020 году Айк был объявлен первым художником Ибсена, проживающим в резиденции. [23] в ITA при поддержке Фонда Филипа Лубсера, который обязал его работать с компанией с 2020 по 2022 год.
В 2021 году премьера пьесы Айка «Доктор» состоялась в ITA и получила положительный прием. [24] а в 2022 году его новой постановки «Иуда» вместе с компанией состоялась премьера .
Другая работа
[ редактировать ]Айк дебютировал в Национальном театре » с в спектакле «Красный амбар в главных ролях Марком Стронгом и Элизабет Дебики в 2016 году.
Текст Айка его экранизаций 1984 года «Орестея», « Дядя Ваня», «Мария Стюарт», «Дикая утка» и его «текст спектакля» «Гамлета » опубликован издательством Oberon Books . В марте 2019 года Айке получил премию Курта Хюбнера за немецкую адаптацию « Орестеи» . [25]
Композиция Айка « Генрих IV, части 1 и 2» как «Короли игроков» [26] Фильм с сэром Иэном Маккелленом в роли Фальстафа получил положительные отзывы в лондонском Вест-Энде весной 2024 года. его адаптация «Эдипа» Осенью выйдет с Марком Стронгом и Лесли Мэнвилл в главных ролях .
Философия
[ редактировать ]Айк сказал, что в своей работе над классикой он ищет возвращения «к импульсу оригинальной пьесы, чтобы очистить накопленную пыль истории ее исполнения. Большая часть великой драмы вызывала глубокую тревогу, когда она была впервые поставлена. Слово «радикальный» на самом деле означает возвращение к истокам. Они бунтовали в «Кукольном доме» Ибсена … Зрителям нельзя позволять ничего не чувствовать». [27]
Он описал свою философию адаптации как
как использование иностранной вилки. Вы находитесь в стране, где ваш фен не будет работать, если вы подключите его напрямую. Вам нужно найти адаптер, который позволит электричеству поступать в старую вещь и заставит ее работать. [6]
Айк также говорил о важности привлечения в театр более молодой аудитории, описывая пожилую аудиторию театра как «большую проблему… индустрии придется заняться ею и разобраться в ней, потому что в противном случае мы умрем. Через 50 или 60 лет, зрителей не будет». [28] В 2016 году он вызвал споры, признав, что, по его мнению, зрители должны оставлять спектакли в антракте, если они кажутся им скучными. [29]
Сара Кромптон писала о методах Айка для инициирования проектов: «Он находит актера, с которым хочет сотрудничать, и затем они обсуждают пьесу, которую хочет сыграть актер», отмечая, «то, как он незаметно выстраивает отношения с целой группой актеров и возвращая их к работе над последующими проектами». [30] Айк обычно работает с одними и теми же исполнителями (группа, которую Наташа Трипни назвала «Командой Айка»). [31] включая неоднократное сотрудничество с Лией Уильямс , Тобиасом Мензисом , Джульет Стивенсон , Джессикой Браун-Финдли , Люком Томпсоном, Лорной Браун , Дэниелом Рабином, Руди Дхармалингемом, Джошуа Хигготтом и Ангусом Райтом .
Критический ответ
[ редактировать ]Лин Гарднер в The Guardian была первым ведущим критиком, высоко оценившим работу Айка. Рецензируя его «Безумные Ромео и Джульетта» , она писала:
С первых моментов, когда цифровые часы начинают отсчитывать минуты, Айк предлагает историю, в которой элементы времени и судьбы сжимаются и усиливаются. Местами это похоже на «Раздвижные двери», предлагающие альтернативные сценарии... Он с поразительным апломбом использует сквозные приемы кино и телевидения и обыгрывает драматические предчувствия катастрофы через сны и галлюцинации... Это потрясающе, и приветствует прибытие некоторых захватывающих молодых актеров и впечатляющего нового режиссера. [32]
Хотя ему не удалось удовлетворить некоторых консервативных критиков, таких как Доминик Кавендиш , Айк снискал расположение других, в том числе Сюзанны Клэпп в The Observer , которая описала его как «одну из самых важных сил в сегодняшнем театре». [33]
Работа Айка, по словам Меган Воган, «является признаком того, что некогда душная театральная культура среднего класса Великобритании просыпается к более захватывающим и менее предписывающим методам». [34]
Айка хвалили за успешное сочетание технологий и артистизма в его работах. Квентин Леттс в «Санди Таймс» заявляет: «Шоу Айка никогда не бывает скучно смотреть. В свои 32 года он стал самым опытным (или, возможно, наименее раздражающим) сторонником бригады окружающего шума и видеоэкранов. В его «Гамлете» было видеонаблюдение. В коридорах Эльсинора и в его «Марии Стюарт» две главные актрисы решали только в начале каждого спектакля, кто из них какую роль сыграет. С другими режиссерами подобные вещи могут показаться вынужденными. С Айком это обычно происходит. достаточно художественной правдивости, чтобы преодолеть любую сварливость». [35]
Работа
[ редактировать ]- Доктор в адаптации Роберта Айка по «Профессор Бернхарди» роману Артура Шницлера , Театр Алмейда (2019), UK Tour/West End (2022) и Park Avenue Armory (2023)
- «Горнило» , Артура Миллера Театр Базеля (2019)
- Дикая утка по мотивам Генрика Ибсена , Театр Алмейда (2018)
- Эдип Софокла ) , Toneelgroep Amsterdam (2018
- Гамлет Шекспира Оружейная палата , Театр Алмейда и Театр Гарольда Пинтера (2017), на Парк-авеню (2022)
- «Мария Стюарт» ( Шиллера адаптация Роберта Айка), Театр Алмейда (2016) и Театр герцога Йоркского (2018)
- «Красный амбар» ( Сименона адаптация Дэвида Хэра ), Национальный театр (2016)
- «Дядя Ваня» ( Чехова адаптация Роберта Айка), Театр Алмейда (2016)
- Орестея Эсхила (2015 ) (адаптация Роберта Айка), Театр Алмейда и Трафальгарская студия , Шаушпиль Штутгарт (2018), Оружейная палата на Парк-авеню (2022)
- «Лихорадка» Уоллеса Шона , Театр Алмейда (для конкретного сайта) (2015)
- Мистер Бернс , Энн Уошберн , Театр Алмейда (2014)
- 1984 Джорджа Оруэлла , разработанный совместно с Дунканом Макмилланом , Nottingham Playhouse (2013), британские и мировые турне, Театр Алмейда (2014), Театр Playhouse (2014, 2015, 2016), Театр Гудзона (2017)
- Алхимик , Бена Джонсона Liverpool Playhouse (2012)
- Мальчики Эллы Хиксон , Headlong , Театр Сохо (2012)
- Ромео и Джульетта Шекспира , тур по , Headlong Великобритании (2012)
- Десятилетие , разработанное совместно с Рупертом Гулдом , Headlong , St Katharine Docks (2011)
Почести
[ редактировать ]Айк стал самым молодым лауреатом премии Лоуренса Оливье за лучшую режиссуру в 2016 году.
Айк был избран членом Королевского литературного общества по инициативе «40 до 40» в июне 2018 года. [36]
Награды и номинации
[ редактировать ]Год | Премия | Категория | Работа | Результат |
---|---|---|---|---|
2014 | Премия Лоуренса Оливье [37] | Лучшая новая пьеса | 1984 | номинирован |
2015 | Театральная премия Круга критиков [38] | Лучший режиссер | Орестея | Выиграл |
Театральная премия Evening Standard [39] | Лучший режиссер | Выиграл | ||
2016 | Премия Лоуренса Оливье [40] | Лучший режиссер | Выиграл | |
2019 | Премия Курта Хюбнера | Орест [41] | Выиграл | |
2019 | Театральная премия Evening Standard [42] | Лучший режиссер | Доктор и Дикая Утка | Выиграл |
2020 | Премия Лоуренса Оливье [43] | Лучшая новая пьеса | Доктор | номинирован |
2023 | Премия Drama Desk [44] | Выдающаяся адаптация | Орестея | номинирован |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Винсентелли, Элизабет (22 июня 2021 г.). «Сложное сотрудничество для нового «врага народа» » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ «Эндрю Скотт в «Гамлете» в театре Алмейда – обзор рецензий | Мнение | Сцена» . Этап . 2 марта 2017 года . Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ Труман, Мэтт (17 февраля 2016 г.). «Обзор лондонского театра: «Дядя Ваня» в театре Алмейда» . Разнообразие . Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ Армстронг, Стивен (25 июня 2017 г.). «Билеты в театр: куда идут деньги?» . Таймс . ISSN 0140-0460 . Проверено 3 июля 2018 г.
- ^ Хемминг, Сара (22 января 2016 г.). «Интервью: Роберт Айк, один из самых молодых театральных режиссеров Великобритании» . Файнэншл Таймс . Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ Jump up to: а б Клэпп, Сюзанна (23 августа 2015 г.). «Роберт Айк, театральный режиссер: «Орестея? Это совсем как «Клан Сопрано» » . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ «Роберт Айк: «Не исключено, что театр вымрет» » . Тайм-аут в Лондоне . 12 декабря 2016 года . Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ Jump up to: а б «Интервью Руперта Гулда и Роберта Айка о греческом сезоне, современном театре и поиске друг друга» . Независимый . 23 мая 2015 года . Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ «Г-н Бернс разделяет критиков» . WhatsOnStage.com . Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ Максвелл, Доминик. «Орестея в Алмейде, N1» . Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ «Мария Стюарт переезжает в Вест-Энд» . Этап . 20 июня 2017 г. Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ «СПУТНИК: Эндрю Скотт сыграет Гамлета?» . www.westendframe.com . Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ Клэпп, Сюзанна (5 марта 2017 г.). «Рецензия на Гамлета – Эндрю Скотт – поистине милый принц» . Наблюдатель . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Келлауэй, Кейт (25 июня 2017 г.). «Рецензия на Гамлета – всепоглощающее чудо» . Наблюдатель . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ «Анджей Луковский: «Гамлет» Эндрю Скотта на BBC доказывает совместимость театра и телевидения» . Этап . 4 апреля 2018 года . Проверено 17 мая 2018 г.
- ^ Хемли, Мэтью (13 мая 2019 г.). «Роберт Айк уйдет с поста заместителя директора театра Алмейда» . Этап . Проверено 22 июня 2019 г.
- ^ Айк, Роберт. «Резюме» (PDF) . roberticke.com .
- ^ Харрисон, Элли. «Полный список победителей Evening Standard Theater Awards 2019: Эндрю Скотт назвал лучшего актера» . Independent.co.uk . Проверено 24 ноября 2019 г.
- ^ «Роберт Айк и Эндрю Скотт в разговоре» . almeida.co.uk . Проверено 31 августа 2017 г.
- ^ «Эдип» . tga.nl. Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ Ltd, Whitespace (Шотландия) (21 июня 2019 г.). «Эдип» . Эдинбургский международный фестиваль . Проверено 22 июня 2019 г.
- ^ «дети Норы» . Международный театр Амстердама (на голландском языке) . Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ «Художник Ибсена в резиденции» . Фонд Филипа Лубсера . Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ «Доктор» . Международный театр Амстердама . Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ «Роберт Айк получает режиссерскую премию Курта Хюбнера 2019» . Культуррадио (на немецком языке). 21 декабря 2018 года . Проверено 17 марта 2019 г.
- ^ Вольф, Мэтт (12 апреля 2024 г.). « Обзор« Королей игроков »: пикантное назначение Иэна Маккеллена на роль Фальстафа» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 8 июня 2024 г.
- ^ «Роберт Айк: греческий герой» . Вечерний стандарт . 10 декабря 2015 года . Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ «Знаменитые театральные имена настаивают на дешевых билетах для юных поклонников» . Новости билетной технологии . 15 июня 2017 года . Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ Максвелл, Доминик. «Роберт Айк: «Я все время ухожу с спектаклей в антракте» » . Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ «Неофициальная репертуарная труппа Роберта Айка предлагает захватывающие возможности» . WhatsOnStage.com . Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ «Рецензия на Гамлета в театре Алмейда, Лондон» . Этап . Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ Гарднер, Лин (8 февраля 2012 г.). «Ромео и Джульетта – рецензия» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ Клэпп, Сюзанна (5 марта 2017 г.). «Рецензия на Гамлета – Эндрю Скотт – поистине милый принц» . Наблюдатель . ISSN 0261-3077 . Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ «Меган Вон: У меня есть признание – я становлюсь одержимой Робертом Айком | Мнение | Сцена» . Этап . 3 марта 2016 года . Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ Леттс, Квентин. «Театральный обзор: Доктор, Алмейда; Метеоролог, Парковый театр» .
- ^ Флад, Элисон (28 июня 2018 г.). «Королевское литературное общество принимает 40 новых стипендиатов для борьбы с историческими предубеждениями» . Хранитель . Проверено 3 июля 2018 г.
- ^ «Победители Оливье 2014» . Премии Оливье . Проверено 18 января 2021 г.
- ^ «Итоги 2015 года | Театральная премия Круга критиков» . 28 ноября 2016 года . Проверено 6 декабря 2020 г.
- ^ Норум, Бен (23 ноября 2015 г.). «Evening Standard Theater Awards 2015: Полный список победителей» . www.standard.co.uk . Проверено 18 января 2021 г.
- ^ «Победители Оливье 2016» . Премии Оливье . Проверено 18 января 2021 г.
- ^ «Роберт Айк получает режиссерскую премию Курта Хюбнера 2019» . Культуррадио (на немецком языке). 21 декабря 2018 года . Проверено 17 марта 2019 г.
- ^ Паскетт, Зоя (25 ноября 2019 г.). «Победители Evening Standard Theater Awards 2019 в полном объеме» . www.standard.co.uk . Проверено 18 января 2021 г.
- ^ «Премия Оливье 2020 с Mastercard — величайшая ночь театра» . Премии Оливье . Проверено 18 января 2021 г.
- ^ «Номинации Shucked Leads 2023 Drama Desk; полный список» . Афиша . Проверено 18 мая 2023 г.