Нагиса Осима
Нагиса Осима | |
---|---|
Нагиса Осима ( Ошима Нагиса ) | |
![]() Осима в 2000 году | |
Рожденный | |
Умер | 15 января 2013 г. Фудзисава, Канагава , Япония | (80 лет)
Род занятий | Кинорежиссер Сценарист |
Годы активности | 1953–1999 |
Движение | Нуберу Багу |
Супруг | |
Дети | 2 |
Награды | Каннский кинофестиваль 1978 Империя страсти – лучший режиссер (режиссерская премия) |
Нагиса Осима ( 大島 渚 , Осима Нагиса , 31 марта 1932 — 15 января 2013) — японский кинорежиссёр, сценарист, актёр, писатель, режиссёр-документалист и левый активист. Один из выдающихся режиссеров японской « Новой волны» , его фильмы включают «В царстве чувств» (1976), откровенно сексуальный фильм, действие которого происходит в Японии 1930-х годов, и « Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» (1983) о Второй мировой войны узниках . война, которую вели японцы.
Профиль
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Нагиса Осима родился в семье аристократических самураев. Его отец был государственным чиновником и имел большую библиотеку. Осима проводил очень мало времени со своим отцом, который умер, когда ему было шесть лет, что оставило в нем глубокий след. Осима указал на это как на самое важное событие своего детства в своем эссе 1992 года « Несуществование моего отца: определяющий фактор моего существования» . [ 1 ] После окончания Киотского университета в 1954 году, где он изучал политическую историю, [ 2 ] Осима был нанят кинопроизводственной компанией Shochiku Ltd. и быстро перешел к режиссуре собственных фильмов, дебютировав в полнометражном фильме «Город любви и надежды» в 1959 году.
В течение 1960-х годов
[ редактировать ]Кинематографическая карьера и влияние Осимы развивались очень быстро. [ 3 ] и такие фильмы, как «Жестокая история юности» , «Похороны Солнца» и «Ночь и туман в Японии», последовали в 1960 году. Последний из этих фильмов 1960 года исследовал разочарование Осимы в традиционных левых политических взглядах и его разочарование в правых, и Сётику снял фильм с показа. тираж менее чем через неделю, утверждая, что после недавнего убийства лидера Социалистической партии Инеджиро Асанумы ультранационалистическими Отоя Ямагучи , существовал риск «беспорядков». В ответ Осима покинул студию и основал собственную независимую продюсерскую компанию. Несмотря на разногласия, «Ночь и туман в Японии» в том году Kinema Jumpo занял десятое место в рейтинге лучших фильмов японских критиков по версии журнала и впоследствии получил значительное признание за рубежом. [ 4 ]
В 1961 году Осима поставил фильм «Улов » по новелле Кензабуро Оэ об отношениях между японской деревней военного времени и пленным афроамериканским военнослужащим. «Улов» традиционно не рассматривался как одно из главных произведений Осимы, хотя в нем особенно представлено тематическое исследование фанатизма и ксенофобии, тем, которые будут более глубоко исследованы в более позднем документальном фильме «Дневник Юнбоги» и художественных фильмах «Смерть через повешение «Смерть через повешение » и ». Три воскресших пьяницы . [ 5 ] Он начал работать на телевидении, сняв серию документальных фильмов; 1965 года особенно среди них Diary Of Yunbogi . Основываясь на исследовании жизни беспризорных детей в Сеуле, Осима сделал его после поездки в Южную Корею. [ 4 ] [ 6 ]
Осима снял три полнометражных фильма в 1968 году. Первый из них - «Смерть через повешение» (1968) представлял историю неудавшейся казни молодого корейца за изнасилование и убийство и был в общих чертах основан на реальном преступлении и казни, произошедших в 1958 году. . [ 7 ] В фильме используются нереалистичные методы «дистанцирования» в духе Бертольда Брехта или Жана-Люка Годара для изучения истории расовой дискриминации в Японии в отношении корейского меньшинства, включая элементы фарса и политической сатиры, а также ряд визуальных приемов, связанных с кинематографическая новая волна в многослойном повествовании. Он занял третье место в опросе Kinema Jumpo 1968 года , а также привлек значительное внимание во всем мире. [ 8 ] «Смерть через повешение» положила начало серии фильмов (продолжающихся до «В царстве чувств » 1976 года ), которые прояснили ряд ключевых тем Осимы, в первую очередь необходимость поставить под сомнение социальные ограничения и аналогичным образом деконструировать общепринятые политические доктрины. [ 9 ]
Несколько месяцев спустя «Дневник вора Синдзюку» объединяет ряд тематических проблем Осимы в плотную презентацию в стиле коллажа. Название фильма отсылает к Жана Жене » «Журналу вора . Фильм исследует связи между сексуальным и политическим радикализмом. [ 10 ] специально исследуя повседневную жизнь потенциального радикала, чьи сексуальные желания принимают форму клептомании . Фрагментированное повествование прерывается комментаторами, в том числе Кара Джуро андеграундной труппой с Кара Джуро в главных ролях, его тогдашней женой Ри Рейсен и Маро Акадзи (который впоследствии возглавит труппу буто Дайракудакан). Ёко Таданори , художник, создавший множество знаковых театральных плакатов 1960-х и 70-х годов, играет вора, который получает небольшую роль в спектакле Кары. В фильме также участвуют психоаналитик, президент книжного магазина «Кинокуния» в Синдзюку, а также импровизированный симпозиум с участием актеров из предыдущих фильмов Осимы (вместе с самим Осимой), которые анализируют различные аспекты изменения сексуальной политики, воплощенные различными персонажами в фильме.
«Бой» (1969), основанный на другом реальном случае, представляет собой историю семьи, которая использует своего ребенка для зарабатывания денег, намеренно попадая в дорожно-транспортные происшествия и заставляя водителей платить компенсацию.
Карьера 1970-х годов
[ редактировать ]«Церемония» (1971) — это сатирический фильм о традиционных японских взглядах, который, как известно, выражен в сцене, где церемония бракосочетания должна состояться, даже если невеста отсутствует.
В 1976 году Осима снял фильм «В царстве чувств» , основанный на реальной истории фатальной сексуальной одержимости в Японии 1930-х годов. Осима, критик цензуры и гуманизма своего современника Акиры Куросавы , был полон решимости, что в фильме должен быть показан несимуляционный секс, и поэтому непроявленный фильм нужно было перевезти во Францию для обработки. Версия фильма без цензуры до сих пор недоступна в Японии. Книга с кадрами и примечаниями к сценарию из фильма была опубликована Санъитисобо, а в 1976 году японское правительство выдвинуло обвинения в непристойности Осиме и Санъитисобо. [ 11 ] Осима дал показания на суде и сказал. «Ничто из высказанного не является непристойным. Непристойно то, что скрыто». [ 12 ] Осима и издатель были признаны невиновными в 1979 году; правительство подало апелляцию, и Высокий суд Токио оставил приговор в силе в 1982 году. [ 11 ]
В своем сопутствующем фильме 1978 года « В царстве чувств » «Империя страсти » Осима применил более сдержанный подход к изображению сексуальных страстей двух влюбленных, доведенных до убийства, и фильм получил награду Каннского кинофестиваля 1978 года как лучший режиссер. [ 13 ] [ 14 ]
1980-е годы и далее
[ редактировать ]В 1983 году Осима добился успеха у критиков в «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» фильме , частично на английском языке , действие которого происходит в японском лагере для военнопленных во время войны, в котором участвуют рок-звезда Дэвид Боуи и музыкант Рюичи Сакамото , а также Такеши Китано . Этот фильм иногда рассматривают как второстепенную классику, но он так и не нашел широкой аудитории. [ 15 ] «Макс, моя любовь» (1986), написанная совместно с Луиса Бунюэля , постоянным соавтором Жан-Клодом Карьером , представляла собой комедию о жене дипломата ( Шарлотте Рэмплинг ), чей роман с шимпанзе незаметно вписан в в высшей степени цивилизованный ménage à trois .
На протяжении большей части 1980-х и 1990-х годов он занимал пост президента Гильдии режиссёров Японии . [ 16 ] В 1960 году он выиграл первую премию Гильдии режиссеров Японии за новые режиссеры . [ 17 ]
Сборник эссе и статей Осимы был опубликован на английском языке в 1993 году под названием « Кино, цензура и государство» . [ 18 ] В 1995 году он написал и снял архивный документальный фильм «100 лет японского кино» для Британского института кино . [ 19 ] Критическое исследование Морин Турим появилось в 1998 году. [ 20 ]
В 1996 году Осима перенес инсульт, но он достаточно выздоровел, чтобы вернуться к режиссуре в 1999 году с самурайским фильмом «Табу» ( Гохатто ), действие которого происходит в эпоху бакумацу , и в главной роли мистера Лоуренса «Счастливого Рождества» с актером Такеши Китано . Рюичи Сакамото , который одновременно играл и писал для Лоуренса , написал музыку.
Впоследствии он перенес еще больше инсультов, и «Гохатто» оказался его последним фильмом. Первоначально Осима планировал создать биографический фильм под названием «Голливудский дзен», основанный на жизни Иссея актера Сессуэ Хаякавы . Сценарий предположительно был завершен и готов к съемкам в Лос-Анджелесе, но из-за постоянных задержек, ухудшения здоровья и возможной смерти Осимы в 2013 году (см. Ниже) проект остался нереализованным. [ 21 ] [ 22 ]
Имея степень свободного владения английским языком, в 2000-х годах Осима работал переводчиком . Он перевел на японский язык четыре книги Джона Грея , в том числе « Мужчины с Марса, Женщины с Венеры» .
Осима умер 15 января 2013 года от пневмонии. Ему было 80. [ 2 ]
На кинофестивале в Сан-Себастьяне 2013 года в сентябре была запланирована ретроспектива фильмов Осимы. [ 23 ]
Награды
[ редактировать ]Награды «Голубая лента»
1961 Ночь и туман в Японии и жестокая история юности – лучший новый режиссер
2000 Табу – лучший режиссер и лучший фильм
Каннский кинофестиваль [ 13 ]
1978 Империя страсти – лучший режиссер (режиссерская премия)
Кино Дзюнпо Награды
1969 Смерть через повешение – лучший сценарий
1972 Церемония – лучший режиссер , лучший фильм и лучший сценарий
1984 С Рождеством, мистер Лоуренс – приз читателей за лучший фильм
Фильмография
[ редактировать ]Фильмы
[ редактировать ]Год | Английское название | Японское название | Ромаджи | Примечания |
---|---|---|---|---|
1959 | Завтрашнее солнце | завтрашнее солнце | Ашита-но Тайё | Короткометражка (7 мин), цветная. |
1959 | Город любви и надежды | город любви и надежды | Ай Кибо но Мачи | 62 мин, ч/б. |
1960 | Жестокая история юности | Жестокая история юности | Сейшун Занкоку Моногатари | 96 мин, цвет. |
1960 | Похороны Солнца | кладбище солнца | Тайё-но Хакаба | 87 мин, цвет. |
1960 | Ночь и туман в Японии. | Японская ночь и туман | Нихон-но Ёру Кири | 107 мин, цвет. |
1961 | Улов | Разведение | Сиику | 105 мин, ч/б. |
1962 | Бунтарь | Амакуса Сиро Токисада | Амакуса Сиро Токисада | 101 мин, ч/б. |
1965 | Удовольствия плоти | удовольствие | Эцураку | 90 мин, цвет. |
1965 | Дневник Юнбоги | Дневник Юнбоги | Юнбоги-но Никки | (Короткометражный) 24 мин, ч/б. |
1966 | Насилие в полдень | Прохожий средь бела дня | Хакучу-но Торима | 99 мин, ч/б. |
1967 | Сказки о ниндзя (Группа ниндзя) | Книга о боевых искусствах ниндзя. | Ниндзя Бугей-Чо | 131 мин, ч/б. |
1967 | Спой песню о сексе ( Трактат о японских непристойных песнях ) | Мысли о японском Шунка | Нихон Шунка-Ко | 103 мин, цвет. |
1967 | Двойное самоубийство: японское лето | Лето в Японии | Мури Синдзю: Нихон но Нацу | 98 мин, ч/б. |
1968 | Смерть через повешение | висит | Косике | 117 мин, ч/б. |
1968 | Три воскресших пьяницы | Йоппарай вернулся | Каэтте Кита Йоппарай | 80 мин, цвет. |
1969 | Дневник вора Синдзюку | Дневник вора Синдзюку | Синдзюку Доробо Никки | 94 мин, Ч/Б/цвет. |
1969 | Мальчик | несовершеннолетний | Сёнэн | 97 мин, цвет. |
1970 | Человек, который оставил свое завещание в фильме | Тайная история после битвы за Токио | Токио Сэнсо Сэнго Хива | 94 мин, ч/б. |
1971 | Церемония | церемония | Гишики | 123 мин, цвет. |
1972 | Дорогая летняя сестра | летняя сестра | Нацу-но Имото | 96 мин, цвет. |
1976 | В сфере чувств | любовная коррида | Ай из Корриды | 104 мин, цвет. |
1978 | Империя страсти | призрак любви | Еда для Боре | 108 мин, цвет. |
1983 | Счастливого Рождества, мистер Лоуренс. | счастливого Рождества на поле битвы | Сендзё-но Мери Курисумасу | 123 мин, цветной, Великобритания/Япония. |
1986 | Макс, любовь моя | Макс, Мон Амур | Маккусу, Мон Амуру | 97 мин, цвет. Франция/США/Япония. |
1999 | Табу | запрет | Гохатто | 100 мин, цвет. |
Телевидение
[ редактировать ]Год | Оригинальное название | Английское название | Примечания |
---|---|---|---|
1962 | Кори-но Нака-но Сэйсун | Молодежь на льду | 25 мин. |
1963 | Васураререта Когун | Забытые солдаты | 25 мин. |
1963 | Чиисана Бокен Рёко | Первое приключение маленького ребенка | 60 мин. |
1964 | Ватаси ва Беретто | Это я здесь, Беллетт | 60 мин. |
1964 | Сэйсун-но Исибуми | Могила молодости | 40 мин. |
1964 | Ханкоцу-но Ториде | Крепость повстанцев | 25 мин. |
1964 | Гимэй Сёдзё | Девушка под вымышленным именем | 30 мин. |
1964 | Чита Нисейго Тайхейё Одан | Пересечение Тихого океана на «Чите Нисейго». | 2 х 30 мин. |
1964 | Ару Кокутецу-Джомуин | Национальный железнодорожник | 25 мин. |
1964 | Аогеба Тотоши | Ода старому учителю | |
1964 | Айсурэбакосо | Почему я люблю тебя | |
1964 | Аджиа-но Акебоно | Рассвет Азии | 13 х 60 мин. |
1965 | Гёсен Сонансу | Инцидент с траулером | 30 мин. |
1968 | Дайтоа Сэнсо | Тихоокеанская война ( Великая восточноазиатская война ) | 2 х 30 мин. |
1969 | Мо-Такуто Бунка Дайкакуме | Мао и культурная революция | 49 мин. |
1972 | Кёджин-Гун | Гиганты | 73 мин. |
1972 | Джой! Бангла | 24 мин. | |
1972 | Гозе: Момоку но Онна-Табигенин | Путешествие слепых музыкантов | |
1973 | Бенгалия-но Чичи Страница | Отец Бангладеш | |
1975 | Икитейру Нихонкай-Кайсен | Цусимская битва | 50 мин. |
1976 | Икитейру Гёкусай-но Сима | Остров последней битвы | 25 мин. |
1976 | Огон но Даичи Бенгалия | Золотая земля Бенгалии | |
1976 | Икитейру Уми но Бохё | Затонувшая гробница | |
1976 | Денки Мо-Такуто | Жизнь Мао | |
1977 | Ёкои Сёити: Гуаму-то 28 Нэн но Назо о Оу | Человеческая драма: 28 лет скрытия в джунглях | 49 мин. |
1977 | Кальян ва Ицумадемо Вакаи | Мертвые остаются молодыми | 49 мин. |
1991 | Киото, дом моей матери | ||
1994 | 100 лет японского кино | 60мин |
Теоретики кино
[ редактировать ]Среди киноведов, изучающих творчество Осимы, — Изольда Стэндиш , теоретик кино, специализирующийся на Восточной Азии . [ 24 ] Она преподает курсы по Осиме в Школе восточных и африканских исследований в Лондоне и много писала о нем, например:
- Политика, порнография и протест: японское авангардное кино 1960-х и 1970-х годов . Нью-Йорк: Continuum Int. Издательская группа. [ 25 ]
- «Трангрессия и политика порнографии. Осима Нагиса «В царстве чувств» (1976)». В: Филлипс А. и Стрингер Дж. (ред.), Японское кино: тексты и контексты . Абингдон: Рутледж, стр. 217–228). [ 26 ]
Сочинения
[ редактировать ]- Пазолини Ренессанс , ISBN 978-4925095044
Переводы
[ редактировать ]- «Ай га Фукамару Хон — «Хонто но Ёрокоби» о сиру таме ни» (перевод «Занимаясь любовью по душам в постели» Джона Грея ) ISBN 978-4837970170
- Стать лучшим партнером - Правила разделения любви, которые должны знать мужчины и женщины Мужчины с Марса, Женщины с Венеры (перевод « Мужчины с Марса, Женщины с Венеры » Джона Грея) ISBN 978-4837971764
Примечания
[ редактировать ]- ^ Турим, Морин (1998). Фильмы Осимы Нагисы: образы японского иконоборца . Издательство Калифорнийского университета. п. 7. ISBN 9780520206663 .
- ^ Jump up to: а б Берген, Рональд (15 января 2013 г.). «Некролог Нагисы Осимы» . Хранитель . Лондон . Проверено 16 января 2013 г.
- ^ Бок 1978 , с. 311
- ^ Jump up to: а б Бок 1978 , с. 333
- ^ Турим 1998 , с. 168
- ^ Осима 1992 , с. 101
- ^ Ричи, Дональд (2001). Сто лет японского кино . Токио: Коданша Интернэшнл. п. 198.
- ^ Бок 1978 , с. 335
- ^ Сато, Тадао (1982). Течения в японском кино . Токио: Коданша Интернэшнл. п. 177.
- ^ Турим 1998 , стр. 88.
- ^ Jump up to: а б Александр, Джеймс Р., Непристойность, порнография и закон в Японии: новый взгляд на книгу Осимы «В сфере чувств» (17 апреля 2012 г.). Азиатско-Тихоокеанский журнал права и политики, том. 4 (зима 2003 г.), стр. 148–168. Доступно на сайте SSRN: https://ssrn.com/abstract=2041314.
- ^ Лим, Деннис (15 января 2013 г.). «Нагиса Осима, режиссер-иконоборец, умер в возрасте 80 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Каннский фестиваль: Империя страсти» . фестиваль-канны.com . Проверено 16 января 2013 г.
- ^ «Нагиса Осима» . «Дейли телеграф» . Лондон. 15 января 2013 г.
- ^ Оливер, Джиа. «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс. Столкновение культур» . www.medium.com . Середина . Проверено 18 декабря 2019 г.
- ^ «Нихон эйга кантоку кёкай нэнпё» (на японском языке). Нихон эйга кантоку кёкай. Архивировано из оригинала 26 июля . Получено 17 . августа
- ^ «Нихон Эйга Кантоку Кёкай Синджинсё» (на японском языке). Гильдия режиссеров Японии. Архивировано из оригинала 22 ноября . Получено 11 . декабря
- ^ Осима 1992
- ^ «100 лет японского кино» . База данных фильмов в Интернете . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ У нас 1998 год.
- ^ Шиллинг, Марк (17 января 2013 г.). «Нагиса Осима: ведущая сила в кино» . Джапан Таймс . Проверено 21 декабря 2014 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Интервью Джила Росселлини с Нагсией Осимой (Часть 3 из 3)» . Ютуб . 19 марта 2010 года. Событие происходит в 3:15 . Проверено 21 декабря 2014 г.
Да, я планирую снять историю о японце. Его зовут Сессуэ Хаякава. Он был единственной японской звездой в Голливуде. Это был период немого кино в Голливуде 1910-х годов. Попробую описать эту звезду и положение японцев в штатах.
- ^ «61-й фестиваль в Сан-Себастьяне посвятит ретроспективу Нагисе Осиме» . Кинофестиваль в Сан-Себастьяне. 17 января 2013 года . Проверено 17 января 2013 г.
- ^ Неизвестно (20 августа 2018 г.). «СТЕНДИШ, Изольда» . Федерационный университет Австралии . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ Стэндиш, Изольда (2 июня 2011 г.). Политика, порнография и протест: японское авангардное кино 1960-х и 1970-х годов . А&С Черный. ISBN 978-0-8264-3901-7 .
- ^ «Изольда Стэндиш» . Интервью с преподавателем (на японском языке) . Получено 15 апреля 2020 г. .
Ссылки
[ редактировать ]- Турим, Морин Черин (1998). Фильмы Осимы Нагисы: образы японского иконоборца . Беркли: Калифорнийский университет. ISBN 978-0520206663 .
- Бок, Оди (1978). Японские режиссеры . Коданша. ISBN 0-87011-304-6 .
- Осима, Нагиса (1992). Кино, цензура и государство . Кембридж: MIT Press. ISBN 0-262-65039-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ОШИМА ПРОДАКШНС ЛТД.
- Нагиса Осима на IMDb
- Профиль в японской зоне
- Ким, Нельсон (апрель 2004 г.). «Профиль» . Чувства кино . Великие режиссеры (31).