Jump to content

Миклош Янчо

Миклош Янчо
Янчо у себя дома, 2000 год.
Рожденный ( 1921-09-27 ) 27 сентября 1921 г.
Умер 31 января 2014 г. (31 января 2014 г.) (92 года)
Род занятий Кинорежиссер, сценарист, продюсер, актер
Годы активности 1950–2014
Супруг (а) Каталин Вовесный (1949–1958)
Марта Месарош (1958–1968)
Жужа Чакани (1981–2014; его смерть)

Миклош Янчо (англ. Венгерский: [ˈmikloːʃ ˈjɒnt͡ʃoː] ; 27 сентября 1921 — 31 января 2014) — венгерский кинорежиссёр и сценарист.

Янчо добился международной известности, начиная с середины 1960-х годов, благодаря таким работам, как «Сводка новостей» ( Szegénylégyénys , 1965), «Красное и белое» ( Csillagosok, katonák , 1967) и «Красный псалом» ( Még kér a nép , 1971).

Для фильмов Янчо характерны длинные кадры , а их сюжет часто разворачивается в исторические периоды и в сельской местности. Частой темой его фильмов является злоупотребление властью. Его работы часто представляют собой аллегорические комментарии к Венгрии при коммунизме и советской оккупации, хотя некоторые критики предпочитают подчеркивать универсальные аспекты исследований Янчо. К концу 1960-х и особенно в 1970-е годы работы Янчо становились все более стилизованными и откровенно символическими.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Миклош Янчо родился в семье венгра Шандора Янчо и румынки Анжелы Попарада. [ 1 ] [ 2 ] После окончания школы он изучал право в Пече , получив степень в Клуже в 1944 году. Он также посещал курсы истории искусств и этнографии, которые продолжал изучать в Трансильвании . После окончания университета Янчо участвовал во Второй мировой войне и некоторое время находился в плену. [ 2 ] Он зарегистрировался в коллегии адвокатов, но избежал юридической карьеры.

После войны Янчо поступил в Академию театрального и киноискусства в Будапеште . Он получил диплом режиссера в 1950 году. Примерно в это же время Янчо начал работать над кинохроникой и освещать такие темы, как празднование Первого Мая, сбор сельскохозяйственных урожаев и государственные визиты советских высокопоставленных лиц. [ 2 ]

1950-е годы

[ редактировать ]

Янчо впервые начал снимать фильмы в 1954 году, снимая документальную кинохронику. В период с 1954 по 1958 год он снимал короткометражки для кинохроники, сюжеты которых варьировались от портрета венгерского писателя Жигмонда Морича в 1955 году до официального государственного визита в Китай в 1957 году. [ 2 ] Хотя эти фильмы не отражают эстетического развития Янчо, они дали режиссеру возможность освоить техническую сторону кинопроизводства, а также позволили ему путешествовать по Венгрии и воочию увидеть, что там происходит.

В 1958 году он завершил свой первый полнометражный художественный фильм « Колокола ушли в Рим » с Миклошем Габором в главной роли . В фильме нацистские немцы вынуждают группу венгерских школьников вступить в армию и сражаться против русских на восточном фронте. Когда школьники начинают узнавать и понимать нацистский режим , они отвергают предложение немцев. Янчо теперь отвергает эту раннюю работу. [ 2 ]

Затем Янчо вернулся к созданию документального кино, в том числе сотрудничая со своей женой Мартой Месарош . [ 2 ] В 1959 году он познакомился с венгерским писателем Дьюлой Эрнади , который работал над фильмами Янчо до его смерти в 2005 году.

1960-е годы

[ редактировать ]

После участия в фильме «Három csillag» с Золтаном Варконьи и Кароли Видерманном в 1960 году, следующим художественным фильмом Янчо стала «Кантата» ( Oldás és kötés ) в 1962 году. В фильме снимались Золтан Латиновиц и Андор Айтай , а сценарий Янчо написал на основе рассказа Йожефа. Лендьел. В фильме Латиновиц играет молодого врача со скромными корнями, который устает от своей более интеллектуальной жизни и карьеры хирурга в Будапеште . Он решает вновь посетить место своего рождения: ферму своего отца на венгерских равнинах, и на него влияет связь с природой, которую он забыл в городе. Он встречает своего бывшего учителя, который напоминает ему о давно забытых детских воспоминаниях. В конце концов Латиновиц учится ценить как свою легкую жизнь в городе, так и деревенскую жизнь его юности, которая сделала все это возможным. Фильм получил неоднозначные отзывы кинокритиков Венгрии, но получил приз от Круга венгерских критиков. [ 2 ]

Следующим фильмом Янчо стал «Мой путь домой » ( Így jöttem ), вышедший на экраны в 1964 году. Это было его первое сотрудничество со сценаристом Дьюлой Эрнади , в котором снимались Андраш Козак и Сергей Никоненко . В фильме Козак играет Йозака, подростка-дезертира венгерской нацистской армии в конце Второй мировой войны. Он дважды попадает в плен к Красной Армии , где ему поручают присматривать за стадом овец. Там он знакомится с молодым русским солдатом (Никоненко), который умирает от ранения в живот. Двое друзей, не умеющие общаться посредством языка, начинают вести себя как маленькие мальчики и невинно играют вместе, забывая о своих ролях похитителя и пленника. Русский солдат наконец умирает от раны, и Йозак снова отправляется домой, надев форму своего мертвого друга, чтобы согреться. [ 2 ]

Хотя «Мой путь домой» получил скромное международное внимание, его следующий фильм 1965 года, новостей» « Сводка , имел огромный успех внутри страны и за рубежом и часто считается значительной работой мирового кино. Фильм снова был написан Эрнади, в нем снимались Янош Гёрбе , Золтан Латиновиц, Тибор Мольнар , Габор Агарди и Андраш Козак.

События «Облавы» происходят вскоре после неудавшегося венгерского восстания против австрийского правления в 1848 году и попыток властей отсеять тех, кто принимал участие в восстании. Фильм был снят в широкоэкранном черно-белом режиме постоянным соавтором Янчо Тамашем Сомло. Хотя это самый известный фильм Янчо, «Сводка новостей» не демонстрирует многие из его фирменных элементов в той степени, в которой он позже развил их: таким образом, кадры сравнительно короткие, и хотя движения камеры тщательно поставлены, они не демонстрируют тщательно продуманный плавный стиль, который станет отличительным в более поздних фильмах. Тем не менее, в фильме используется любимая обстановка Янчо, венгерская пуста (равнина), снятая при характерном гнетущем солнечном свете.

Премьера «Сводки новостей» состоялась на Каннском кинофестивале 1966 года и имела огромный международный успех. Венгерский кинокритик Золтан Фабри назвал его «возможно, лучшим венгерским фильмом, когда-либо созданным». [ 2 ] Кинокритик Дерек Малкольм включил «Сводку новостей» в свой список 100 величайших фильмов, когда-либо созданных. В Венгрии фильм посмотрели более миллиона человек (в стране с населением 10 миллионов человек).

Следующая работа Янчо «Красное и белое» ( Csillagosok, katonák , 1967) была совместной венгерско-советской постановкой, посвященной 50-летию Октябрьской революции 1917 года в России и последующей Венгерской революции 1919 года . Янчо развернул действие два года спустя, во время Гражданской войны в России, и снял антигероический фильм, изображающий бессмысленность и жестокость вооруженного боя. В фильме снимались Йожеф Мадарас , Тибор Мольнар и Андраш Козак, сценарий написал Янчо.

с «Противостоянием» вместе Премьера фильма «Красное и белое» должна была состояться на Каннском кинофестивале 1968 года . [ 3 ] но фестиваль был отменен из-за событий мая 1968 года во Франции . На международном уровне этот фильм имел самый большой успех Янчо и получил признание критиков в Западной Европе и США. Он получил награду за лучший иностранный фильм от Французского синдиката кинокритиков . Вместе с «Красным псалмом» (1971) он включен в книгу «1001 фильм, который нужно посмотреть, прежде чем умереть».

Затем Янчо снял «Молчание и крик » ( Csend és kiáltás ) в 1968 году. В фильме снимается Андраш Козак в роли молодого революционера, который скрывается в стране после неудавшейся венгерской революции 1919 года . Козака скрывает сочувствующий фермер, которого подозревает и постоянно унижает Белая армия. Жену фермера привлекает Козак, и она начинает травить мужа. Нравственность Козака вынуждает его сдать жену фермера Белой армии. [ 2 ] Это был первый фильм, снятый Янчо совместно с оператором Яношем Кенде , сценарий к которому написали Дьюла Эрнади и Янчо.

Также в 1968 году Янчо снял свою первую цветную работу «Противостояние» ( Fényes szelek , 1969). Это также был первый фильм, в котором песни и танцы были представлены как неотъемлемая часть фильма, элементы, которые будут становиться все более важными в его работах 1970-х годов и его недавних фильмах о Пепе и Капе. В фильме снимались Андреа Драгота, Кати Ковач и Лайош Балажовиц .

Фильм вращается вокруг реальных событий, которые произошли, когда Венгрия попыталась обновить свою систему образования после прихода к власти коммунистов в 1947 году. В фильме революционные студенты одного из коммунистических народных колледжей начинают кампанию по привлечению студентов из старого католического колледжа. . Кампания начинается с песен и лозунгов, но в конечном итоге перерастает в насилие и сожжение книг. [ 2 ]

Янчо завершил десятилетие фильмом «Сирокко» ( «Зимний ветер» ) в 1969 году. В фильме снимались Жак Шарье , Марина Влади , Ева Сванн, Йожеф Мадарас , Иштван Буйтор , Дьёрдь Банфи и Филипп Марч. Янчо и Эрнади написали сценарий в сотрудничестве с Франсисом Жиро и Жаком Руффио . В фильме изображена группа хорватских анархистов 1930-х годов, которые замышляют убийство Югославии Александра I. короля [ 2 ]

1970-е годы

[ редактировать ]

В конце 1960-х фильмы Янчо стали более символичными, дубли стали длиннее, а визуальная хореография стала более сложной. В полной мере это реализовалось в 1970-х годах, когда он довел эти элементы до крайности. Что касается продолжительности кадров, то, например, «Электрея» ( Szerelmem, Elektra , 1974) состоит всего из 12 кадров в фильме продолжительностью 70 минут. Этот весьма стилизованный подход (в отличие от более реалистического подхода 1960-х годов) получил наибольшее признание в фильме «Красный псалом» ( Még kér a nép , 1971), который принес Янчо награду за лучшую режиссуру в Каннах в 1972 году. Как и «Сводка новостей» , «Красный» Псалом посвящен обреченному восстанию.

Во второй половине 1970-х годов Янчо приступил к работе над амбициозной трилогией «Витам и кровь» , но были сняты только первые два фильма, «Венгерская рапсодия» ( Magyar rapszódia , 1978) и «Аллегро Барбаро» (1978), поскольку критическая реакция была приглушенной. В то время эти фильмы были самыми дорогими из всех, что производились в Венгрии. В 1970-е годы Янчо делил свое время между Италией и Венгрией и снял в Италии ряд фильмов, самый известный из которых — « Частные пороки, общественные добродетели» ( Vizi privati, pubbliche virtù , 1975), интерпретация дела Майерлинга . Однако его итальянские фильмы подверглись критике. В отличие от фильмов Янчо 1980-х годов, его итальянские работы не подверглись общей критической переоценке, и они остаются самой малоизвестной частью его фильмографии.

1980-е годы

[ редактировать ]
Янчо (справа) дает интервью Magyar Rádió ((1980)

Фильмы Янчо 1980-х годов не имели успеха, и в то время некоторые критики обвиняли Янчо в том, что он просто перефразировал визуальные и тематические элементы из его предыдущих фильмов. Однако совсем недавно эти работы были переоценены, и некоторые критики считают, что в этот период вошли самые важные произведения Янчо. [ 4 ]

«Сердце тирана» ( A zsarnok szíve, avagy Boccaccio Magyarországon , 1981) можно считать переходным фильмом между известными историческими произведениями 1960-70-х годов и более поздними, более ироничными и самосознательными фильмами Янчо. Несмотря на то, что в нем все еще присутствует историческая обстановка (дворец 15-го века в Венгрии), онтологический запрос фильма легче соотносит его с более поздним периодом творчества режиссера. Фильм намеренно подрывает способность зрителей конструировать представление о реальности в сюжете, который противоречит сам себе и включает в себя множество постмодернистских вмешательств, поднимающих вопросы о его собственной манипулятивной природе.

Его фильм 1985 года «Рассвет» ( «А Хайнал» ) был представлен на 36-м Берлинском международном кинофестивале . [ 5 ] В 1987 году был членом жюри 15-го Московского международного кинофестиваля . [ 6 ]

Позже в том же десятилетии Янчо отказался от исторической сельской местности венгерской пусты и переехал в современный городской Будапешт. Таким образом, «Сезон монстров» ( Szörnyek évadja , 1986) стал первым фильмом Янчо со сценами из современного Будапешта после «Кантаты» 23 года назад. Хотя действие этого фильма происходит в современной обстановке, очень малая часть его действий происходит в городе, а большая часть все еще находится на пусте. Хотя были введены некоторые новые визуальные образы (в том числе увлечение телевизионными экранами, на которых показаны отрывки из более поздних или более ранних действий фильма), другие, такие как свечи и обнаженные женщины, сохранились. В более поздних фильмах десятилетия Янчо продолжал использовать сюрреалистически-пародистический стиль, который он разработал в «Сезоне». Действие этих фильмов, наконец, происходит в городской среде.

Хотя некоторые критики отреагировали положительно ( например, «Сезон монстров » получил почетную награду в Венеции за создание «нового языка изображений»), критическая реакция в целом на эти фильмы была действительно очень резкой, причем некоторые критики назвали их самопародией. В последнее время критики стали снисходительнее относиться к этим скучным и часто намеренно тупым фильмам, причем некоторые считали его работы 1980-х годов самыми убедительными, но полной реабилитации мешал тот факт, что эти работы очень редко показываются на экране.

Его фильм 1989 года «Гороскоп Иисуса Христа» был представлен на 16-м Московском международном кинофестивале . [ 7 ]

1990-е и 2000-е годы

[ редактировать ]
Миклош Янчо на пресс-показе своего фильма " Так много за справедливость!" , 1 февраля 2010 г., Будапешт

В начале 1990-х Янчо снял два фильма, которые по тематике можно объединить с произведениями 1980-х: « Бог идет назад» ( Isten hátrafelé megy , 1990) и «Вальс Голубого Дуная» ( Kék Duna keringő , 1991). Хотя они продолжают работу предыдущего десятилетия, они также являются реакцией на новую посткоммунистическую реальность Венгрии и исследуют присущую ей борьбу за власть. После долгого перерыва в создании полнометражных фильмов Янчо вернулся с «Фонарем Господним» в Будапеште ( Nekem lámpást adott kezembe az Úr Pesten , 1999), что оказалось неожиданным возвращением для режиссера. В фильме в основном (но не полностью) отсутствуют длинные кадры и хореографические движения камеры, и для этого Янчо начал работать с новым оператором-постановщиком Ференцем Грюнвальским (который также является режиссером сам по себе). Сюжет повествует о двух могильщиках Пепе и Капе, пытающихся разобраться в меняющихся реалиях посткоммунистического Будапешта. Несмотря на высмеивание молодых венгров за их поверхностность, фильм не имел у них большого успеха, чему способствовало выступление в нем некоторых ведущих музыкальных исполнителей Венгрии.

В конце 1990-х карьера Янчо возродилась благодаря серии импровизированных малобюджетных фильмов, остроумных и самоуничижительных. Помимо относительно хороших кассовых сборов в венгерском артхаусном прокате, эти фильмы пользуются популярностью у нового поколения молодых зрителей. Успех « Фонаря Господня» в Будапеште привел к появлению череды фильмов о Пепе и Капе (на данный момент шесть, последний из которых был снят в 2006 году в возрасте 85 лет). Хотя все эти фильмы уходят корнями в настоящее, в последних фильмах Янчо также вернулся к своей прежней любви к историческим темам, включая изображения Холокоста и опустошительного поражения Венгрии от османов в 1526 году, обычно в контексте критики венгров за то, что они не понимание смысла собственной истории. Эти фильмы пользуются большой популярностью среди молодых киноманов, главным образом из-за постмодернистского, современного подхода к кинопроизводству, черного абсурдного юмора и появления нескольких популярных альтернативных и/или андеграундных групп и личностей. Янчо также укрепил свою репутацию, снявшись в ряде фильмов. Помимо роли самого себя в фильмах «Пепе» и «Капа», он также играл гостевые роли в работах молодых многообещающих венгерских режиссеров.

Помимо художественных фильмов, Янчо за свою карьеру снял ряд короткометражных и документальных фильмов, а с 1971 по 1980-е годы также руководил работами в театре. Миклош Янчо был почетным стипендиатом Университета театра и кино в Будапеште был его филиалом в Гарварде с 1988 года, а с 1990 по 1992 год .

Политика

[ редактировать ]

В коммунистическую эпоху Янчо часто критиковали за то, что он был формалистом, националистом и в целом выступал против социалистической идеологии. С 1990-х годов Янчо стал известен своей громкой поддержкой венгерской либеральной партии SZDSZ . Многие из его заявлений, например, резкое осуждение Венгрии и ее истории, сделали его довольно противоречивой фигурой. [ нужна ссылка ] Он также выступал за легализацию каннабиса .

Личная жизнь

[ редактировать ]

Он женился на Каталин Вовесной в 1949 году; их двое детей - Ньика (Миклош Янчо-младший, 1952 г.р.) и Бабус (Каталин Янчо, 1955 г.р.). После развода с Вовесньи в 1958 году он женился на кинорежиссере Марте Месарош. с итальянской журналисткой и сценаристом Джованной Гальярдо В 1968 году Янчо познакомился в Будапеште . Они переехали в Рим, где он проработал почти десять лет, время от времени на короткое время приезжая в Будапешт. В 1980 году он расстался с Гальярдо и в 1981 году женился на киноредакторе Жуже Чакани. В 1982 году у них родился сын Давид.

Янчо умер от рака легких 31 января 2014 года в возрасте 92 лет. [ 8 ] Коллега венгерского режиссера Бела Тарр назвал Янчо «величайшим венгерским кинорежиссером всех времен». [ 9 ]

Он получил пять номинаций на премию «Лучший режиссер» Каннского кинофестиваля . победа в номинации «Красный псалом» в 1972 году. В 1973 году он был удостоен престижной премии Кошута в Венгрии. Он получил награды за труд своей жизни в 1979 и 1990 годах в Каннах и Венеции соответственно. [ 10 ]

Фильмография

[ редактировать ]

Документальные фильмы и короткометражки

[ редактировать ]
  • 1960 Три звезды
  • , 1965 Присутствие (короткометражный)
  • 1966 Крупный план: Кровь (короткометражный)
  • 1968 Красный май
  • 1970 Дым
  • 1977 Театральная мастерская Луки Ронкони (теледокументальный)
  • , 1978 Второе присутствие (короткометражный документальный фильм)
  • 1984 ) Музыка (ТВ,
  • , 1986 Третье присутствие (короткометражный документальный фильм)
  • 1997 Hősök tere - старый фанк и... я (короткометражный)
  • 1994 Послание камней - Будапешт (документальный сериал: часть 1)
  • 1994 Послание камней - Марамарос (документальный сериал: часть 2)
  • 1994 Послание камней - Хегьяля (документальный сериал: часть 3)
  • 1996 Давайте любить друг друга, дети! (отрывок «Великая смерть мозга»)
  • 1997 Hősök tere - старый фанк и... II (короткометражный)
  • 1997 Играй, Феликс, играй! (документальный)
  • 1997 Hősök tere - старый фанк и... я (короткометражный)
  • 1998 Птица плачет
  • 2004 Из Европы в Европу (короткометражный документальный фильм) (отрывок 3)

Кинохроника документальных фильмов

[ редактировать ]
  • 1950 г. Мы взяли дело мира в свои руки.
  • 1951 г. Учения советских сельскохозяйственных делегатов.
  • 1952 8-е свободное 1 мая
  • 1953 года Джойнт После
  • 1953 Арат Дож Орошаза
  • 1954 Осень в Бадачонь
  • 1954 год по Галге
  • 1954 Люди! Не позволяй мне!
  • 1954 Живительная вода Тиса
  • 1954 Фотографии с выставки.
  • 1955 г. Варшавская всемирная встреча молодежи I-III.
  • 1955 год Помни, молодёжь!
  • 1955 День в монастыре Коппани.
  • 1955 г. Ангьялфельд в молодости
  • 1956 Жигмонд Морич 1879–1942
  • 1957 Пятна из Китая
  • 1957 Дворцы Пекина
  • в 1957 году. Мы были гостями Китая
  • 1957 год, сельская местность Южного Китая.
  • 1957 На окраине города
  • 1958 Дьюла Дерковиц 1894–1934
  • 1959 г. Изотопы в медицине.
  • 1959 Бессмертие
  • 1960 Искусство продавать
  • 1961 История Индии
  • 1961 Колесо времени
  • 1961 Сумерки и рассветы
  • 1963 Привет, одиннадцать лет...
  1. ^ Интервью Миклоша Янчо
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Уэйкман, Джон. Мировые кинорежиссеры , Том 2. Компания HW Wilson. 1988. 465–472.
  3. ^ «Каннский фестиваль: Красное и белое» . фестиваль-канны.com . Проверено 4 апреля 2009 г.
  4. ^ Яромир Блажейовский в киноглазе
  5. ^ «Берлинале: Программа 1986 года» . berlinale.de . Проверено 14 января 2011 г.
  6. ^ «15-й Московский международный кинофестиваль (1987)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 18 февраля 2013 г.
  7. ^ «16-й Московский международный кинофестиваль (1989)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 марта 2013 года . Проверено 24 февраля 2013 г.
  8. ^ «Миклош Янчо, венгерский режиссер, победивший в Каннах, умер в возрасте 92 лет» . Разнообразие . 31 января 2014 года . Проверено 19 февраля 2014 г.
  9. ^ Миклош Янчо умер (на венгерском языке)
  10. ^ «Венгерский режиссер и номинант Канн Миклош Янчо умер в возрасте 92 лет» . Рейтер . 31 января 2014 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 52f1b207c8f70a3774e220b4cafaa832__1724630880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/32/52f1b207c8f70a3774e220b4cafaa832.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Miklós Jancsó - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)