Франческо Рози
Франческо Рози | |
---|---|
![]() Рози на Каннском кинофестивале , 1991 год. | |
Рожденный | |
Умер | 10 января 2015 г. Рим , Италия | (92 года)
Альма-матер | Неаполитанский университет |
Род занятий | Режиссер , сценарист |
Годы активности | 1948–1997 |
Дети | 1 |
Награды | Золотой лев (1963) Золотая пальмовая ветвь (1972) Почетный Золотой Медведь (2008). Золотой лев (2012, карьера) |
Франческо Рози (англ. Итальянское произношение: [franˈtʃesko ˈrɔːzi] ; 15 ноября 1922 — 10 января 2015) — итальянский кинорежиссёр , сценарист и театральный режиссёр . Его фильм «Дело Маттеи» получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале 1972 года . Фильмы Рози, особенно фильмы 1960-х и 1970-х годов, часто несли политический посыл. [ нужна ссылка ] Хотя темы его более поздних фильмов стали менее политически ориентированными и более ориентированными на литературу, он продолжал снимать до 1997 года, его последним фильмом стала адаптация Примо Леви книги «Перемирие ».
13 его фильмов были показаны на Берлинском международном кинофестивале 2008 года . Он получил Почетного Золотого медведя за выдающиеся заслуги в сопровождении показа своего фильма 1962 года «Сальваторе Джулиано» . В 2012 году Венецианская биеннале наградила Рози Золотым львом за выдающиеся достижения .
Биография
[ редактировать ]Происхождение и начало карьеры
[ редактировать ]Рози родился в Неаполе в 1922 году. Его отец работал в судоходной отрасли, но также был карикатуристом и одно время получил выговор за сатирические рисунки Бенито Муссолини и короля Витторио Эммануила III . [1]
Во время Второй мировой войны Рози училась в колледже вместе с Джорджо Наполитано, который должен был стать президентом Италии . [2] Он изучал право, а затем начал карьеру иллюстратора детских книг. [1] В то же время он начал работать репортером на Radio Napoli . [3] Там он подружился с Раффаэле Ла Каприа , Альдо Джуффре и Джузеппе Патрони Гриффи , с каждым из которых он позже часто сотрудничал. [4]
Его карьера в шоу-бизнесе началась в 1946 году в качестве ассистента Этторе Джаннини в постановке произведения Сальваторе Ди Джакомо . [5] Затем он вошел в киноиндустрию и работал ассистентом Лукино Висконти в фильмах La Terra Trema («Земля дрожит», 1948) и Senso («Чувство», 1954). Он написал несколько сценариев, в том числе «Беллиссима » («Красивая», 1951) и «Город стоит суд» («Processo alla città», 1952), а также снял несколько сцен для фильма «Красные рубашки » («Camicie rosse», 1952) Гоффредо Алессандрини . . он снял В 1956 году вместе с Витторио Гассманом фильм «Кин – Genio e sregolatezza» («Кин – гений и безрассудство») о шекспировском актере Эдмунде Кине . [6]
Его появлением в качестве режиссера стал его фильм 1958 года «La sfida» ( «Вызов »), основанный на истории Каморры босса Паскуале Симонетти , известного как Паскуале 'э Нола , и Пупетты Марески . [7] Реалистичный характер этого фильма вызвал переполох из-за намеков на контроль мафии над правительством. [ нужна ссылка ] О фильме сам Рози сказал: «Режиссер снимает свой первый фильм со страстью и без учета того, что было раньше». Но Дэвид Шипман комментирует: «... но на самом деле это переработка La Terra Trema , в которой арии Висконти заменены натурализмом Заваттини ». [8]
В следующем году он поставил фильм «Мальяри» («I magliari»), в котором главный герой, итальянский иммигрант в Германии, путешествует между Гамбургом и Ганновером и сталкивается с боссом неаполитанской мафиози из-за контроля над рынком тканей. Шипман пишет:
I magliari (1959) также касается рэкетиров, а это конкурирующие мошенники ( Альберто Сорди , Ренато Сальватори ), охотящиеся на своих соотечественников, рабочих-иммигрантов в Германии. Сорди, как и главный герой «Сфиды» , умудряется вызвать недовольство своих коллег больше, чем соперников – и это должно было стать постоянной темой в фильмах Рози. На данный момент это означает, что оба фильма заканчиваются уныло, и они еще больше ослаблены неуверенным пониманием повествования – хотя это частично скрыто в энергичной обработке отдельных сцен и фотографиях Джанни Ди Венанцо . [8]
1960-е годы
[ редактировать ]Рози была одной из центральных фигур политизированного постнеореалистического 1960 -х и 1970-х годов итальянского кино наряду с Джилло Понтекорво , Пьером Паоло Пазолини , братьями Тавиани , Этторе Скола и Валерио Зурлини . Фильмы Рози, рассказывающие о коррумпированной послевоенной Италии, затрагивают противоречивые темы, как, например, фильм «Сальваторе Джулиано» , получивший « Серебряного медведя» за лучшую режиссуру на 12-м Берлинском международном кинофестивале в 1962 году. [9] Фильм исследовал жизнь сицилийского гангстера Джулиано , используя технику длинной серии флэшбеков. Шипман предполагает, что фильм с «превосходным единством пейзажа и жителей Сицилии»… «создал Рози международную репутацию». [8]
В 1963 году он снял Рода Стайгера в фильме « Руки над городом » («Le mani sulla città»), в котором осудил сговор между различными правительственными ведомствами и программами реконструкции города в Неаполе. Фильм был удостоен Золотого льва на Венецианском кинофестивале . Фильм совместно с Сальваторе Джулиано вообще считается [ кем? ] первый из его фильмов, посвященных политическим вопросам, который позже будет выражен в гибкой и спонтанной игре Джан Марии Волонте . [ нужна ссылка ] Сам Рози объяснил цель фильма: «Что меня страстно интересует, так это то, как персонаж ведет себя по отношению к коллективу общества. Я изучаю не характер, а общество. Понять, каков человек в его частной драме. вы должны начать понимать его в его общественной жизни». [8]
В «Моменте истины» («Il momento della verità», 1965) Рози изменила то, что планировалось как документальный фильм об Испании, на фильм о тореадоре Мигеле Марко Мигелине. Шипман комментирует: «Широкий экран и цветные кадры корриды несравнимо превосходили те, что до сих пор видели за пределами Испании». [8]
После этого Рози перешла в незнакомый мир кинобасни с фильмами « Больше, чем чудо» (также называемыми «Золушка в итальянском стиле» и « Долго и счастливо» , по-итальянски: «C'era una VOLTA» – «Однажды…»). В фильме снимались Софи Лорен и Омар Шариф , хотя изначально Рози просила роль Марчелло Мастроянни . [10]
1970-е годы
[ редактировать ]В его фильме 1970 года « Много войн назад » («Uomini contro») речь шла о тщетности войны, в центре внимания был Трентинский фронт 1916–1917 годов во время Первой мировой войны , где итальянские офицеры предъявляли нереалистичные требования людям, находившимся под их командованием. Он был основан на романе Un anno sull'altopiano» « Эмилио Луссу . [5] [11] [12] [13] Главную роль играет Марк Фрешетт , и стоимость фильма была такова, что Рози нужно было заручиться сотрудничеством с Югославией. Шипман пишет: «Поле битвы в Альпах было творчески и кроваво воссоздано и сфотографировано в стальных тонах Паскуалино Де Сантисом , но желание Рози сказать что-то важное – несомненно, сильное после двух последних фильмов – привело лишь к клише: что военные фанатики, а война — это ад». [8]
Годы с 1972 по 1976 год укрепили репутацию Рози на международном уровне. [ нужна ссылка ] как режиссер, занимавшийся спорными темами, такими как загадочная смерть нефтяного магната Энрико Маттеи ( «Дело Маттеи» , 1972, получивший Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале ); [6] политические махинации вокруг гангстера Лаки Лучано ( Lucky Luciano , 1974), [14] и коррупция в судебной системе, « Прославленные трупы » («Cadaveri Eccellenti», 1976). [6] Во время подготовки «Дела Маттеи» Рози контактировала с Мауро Де Мауро , сицилийским журналистом, убитым при загадочных обстоятельствах по причинам, которые, как предполагается, включали расследование по поручению Рози смерти президента итальянского государства- принадлежал нефтегазовому конгломерату Eni . [6]
Счастливчик Лучано (1973) сыграл Джана Марию Волонте вместе со Штайгером в сюжете о другом итало-американце. Эдмонд О'Брайен фигурировал в роли представителя ООН. Норман Мейлер охарактеризовал фильм как «самый осторожный, самый вдумчивый, самый правдивый и самый чувствительный к парадоксам преступного общества». [8]
В 1976 году последовали «Прославленные трупы» («Cadaveri eccellenti») по роману «Равная опасность» Леонардо Шашиа с Лино Вентурой . Шипман высоко оценил фильм, который описывает его как: «Фильм настолько богатый, такой мощный и настолько захватывающий, что заставляет зрителя затаить дыхание… Это редкий в истории кино фильм, место действия которого – в отличие от декора – это самостоятельный персонаж, комментирующий действие». В статье для The Observer Рассел Дэвис сказал: «Немногие режиссеры отбирают свои кадры с таким ярким интеллектом, как этот». [8]
В 1979 году Рози поставила фильм «Христос остановился в Эболи » по одноименным мемуарам Карло Леви , снова с Волонте в роли главного героя. Картина получила Золотой приз на 11-м Московском международном кинофестивале. [15] и должен был получить премию BAFTA за лучший фильм на иностранном языке в 1983 году. [16] Государственная телекомпания RAI пригласила Рози выбрать тему для съемок, и четырехсерийная телевизионная программа была сокращена до 141-минутного художественного фильма, который он описал как «путешествие по моей собственной совести». Шипман пишет: «Фильм сохраняет всю тайну лучшей работы Рози – исследования, в котором скрыта по крайней мере половина ответов. В этом исследовании есть уважение к историческому процессу, но обычное авторитетное сочетание искусства и диалектики смягчается симпатия гораздо глубже, чем у Il Momento Della Verità . Случайные застенчивые выстрелы, которые мы ассоциируем с крестьянством, не могут его испортить». [8]
1980-е и 1990-е годы
[ редактировать ]После очередного успешного фильма «Три брата » («Tre fratelli», 1981) с Филиппом Нуаре , Микеле Плачидо и Витторио Меццоджорно Рози хотела экранизировать роман «Перемирие» Примо Леви , но самоубийство писателя в апреле 1987 года вынудило отменить фильм. проект. Наконец фильм был снят в 1997 году. Он снял экранизацию Кармен ( 1984) с Пласидо Доминго. [17] а впоследствии он работал над «Хрониками предсказанной смерти» (1987), адаптированными по роману Габриэля Гарсиа Маркеса , в которых снимались Джан Мария Волонте, Орнелла Мути , Руперт Эверетт , Энтони Делон и Люсия Бозе . Фильм снимался в Момпоксе , Колумбия . [2]
В 1990 году он снял «Связь с Палермо » («Забывая о Палермо») вместе с Джимом Белуши , Мими Роджерс , Витторио Гассманом , Филиппом Нуаре и Джанкарло Джаннини . Затем он вернулся к театральной режиссуре с комедиями Эдуардо Де Филиппо : Милионария Неаполя! , Le voci diinterno и Filumena Marturano в исполнении Луки Де Филиппо. [18]
Его последним фильмом в качестве режиссера стал фильм 1997 года «Перемирие» , основанный на Холокост мемуарах Леви, пережившего , с Джоном Туртурро в главной роли . В интервью Variety в 2008 году Рози описала этот фильм как «возвращение к жизни». [19]
Признание, дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]В 2008 году его фильм 1963 года «Руки над городом » был включен Министерством культурного наследия Италии в список 100 итальянских фильмов, подлежащих сохранению , список из 100 фильмов, которые «изменили коллективную память о стране в период с 1942 по 1978 год». [20]
58-й Берлинский международный кинофестиваль в 2008 году отдал дань уважения Рози, показав 13 фильмов в разделе «Посвящение» , предназначенном для кинематографистов выдающегося качества и достижений. Он получил Почетного Золотого медведя за заслуги перед жизнью 14 февраля 2008 года, в сопровождении показа фильма Сальваторе Джулиано . [21]
В 2009 году он был награжден Кавалером делла Легиона Славы , в 2010 году — «Золотой Алебардой» на кинофестивале в Триесте , а в мае 2012 года правление Венецианской биеннале единогласно одобрило предложение ее директора Альберто Барбера присудить Рози Золотую награду. Лев за заслуги перед жизнью на 69-й выставке. Барбер похвалил Рози за его «абсолютную строгость в исторической реконструкции, никогда не идущую на какие-либо компромиссы на политическом или этическом уровне, в сочетании с увлекательным повествованием и великолепными визуальными эффектами». [19] [22]
27 октября 2010 года он стал почётным гражданином Мателики , места рождения Энрико Маттеи , а в 2013 году в присутствии итальянского министра культурного наследия Массимо Бра ему было присвоено почётное гражданство Матеры , где он застрелил троих его фильмы. В 2014 году принял участие в фильме « Рождённый в ЕГЭ » сопродюсером Ренцо Росселлини и режиссёром Микеле Диомой.
В последнюю часть своей жизни он жил на Виа Грегориана в Риме недалеко от Испанской лестницы . В апреле 2010 года умерла его жена Джанкарла Манделли.
Рози умерла 10 января 2015 года в возрасте 92 лет. [6] [23] находясь дома, в результате осложнений бронхита . [19]
10 января в Риме прошла поминальная служба, на которой осматривали тело в Casa del Cinema, на ней присутствовали многие коллеги-итальянские кинематографисты, в том числе коллега-режиссер Джузеппе Торнаторе . Президент Италии Джорджо Наполитано , друг Рози со школьных лет, прислал розы. Режиссер Джузеппе Пиччиони сказал, что работы Рози придали Италии «самобытность и достоинство», продолжая: «Рози был одним из тех художников, которые жили своей работой как миссией». [24]
Режиссер Паоло Соррентино посвящает свой фильм « Молодость » 2015 года простой финальной фразой «Для Франческо Рози».
Наследие
[ редактировать ]В «Путеводителе по фильмам эстрады» о Рози говорится: «Большинство фильмов Франческо Росси глубоко исследуют людей и события, чтобы установить постоянную связь между законным и незаконным осуществлением власти». [14]
Написав некролог Рози в The Guardian , Дэвид Робинсон и Джон Фрэнсис Лейн сказали:
В своих лучших фильмах режиссер Франческо Рози... был, по сути, журналистом-расследователем, озабоченным коррупцией и неравенством на экономически депрессивном юге Италии. Он считал, что «зрители не должны быть просто пассивными зрителями»: он хотел заставить людей думать и задавать вопросы. [6]
Британский институт кино , признав, что Рози за свою режиссерскую карьеру, длившуюся почти четыре десятилетия, снимал исторические фильмы, военные картины и семейные драмы, заявил, что «его будут помнить, прежде всего, как мастера «кинорасследований» и оказавшего влияние о нескольких поколениях художников, включая таких, как Мартин Скорсезе , Фрэнсис Форд Коппола , Роберто Савиано и Паоло Соррентино . [1]
В интервью The New York Times после смерти Рози актер Джон Туртурро, сыгравший Примо Леви в последнем фильме Рози «Перемирие », назвал Рози «чем-то вроде наставника». Он сказал: «Я бы никогда не прочитал все работы Примо Леви, если бы не он. Есть много фильмов, которые я иначе никогда бы не посмотрел… Он был замечательным актером. Он помог тебе как актеру физически. Если бы он ему было трудно что-то объяснить, он мог это разыграть, и все актеры поняли». [3]
Награды
[ редактировать ]БАФТА
[ редактировать ]Награжден Британской академией кино и телевизионных искусств :
- 1983: Премия BAFTA за лучший фильм на иностранном языке - Христос остановился в Эболи [16]
- 1986: номинация на лучший фильм на иностранном языке - Кармен. [17]
Каннский кинофестиваль
[ редактировать ]Награды Каннского кинофестиваля :
- 1972: Золотая пальмовая ветвь - Дело Маттеи [6]
Венецианская биеннале
[ редактировать ]- 1963: Золотой лев - Руки над городом [19]
- 2012: Золотой лев за заслуги перед жизнью [19]
Премия Давида ди Донателло
[ редактировать ]- 1965: Лучший режиссер – «Момент истины»
- 1976: Лучший режиссер — «Прославленные трупы»
- 1976: Лучший фильм – «Прославленные трупы»
- 1979: Лучший режиссер — «Христос остановился в Эболи»
- 1979: Лучший фильм — Христос остановился в Эболи
- 1981: Лучший режиссер - Три брата
- 1981: Лучший сценарий — «Три брата»
- 1985: Лучший режиссер - Кармен
- 1981: Лучший фильм – Кармен
- 1985: Лучшая операторская работа - Кармен
- 1997: Лучший фильм – «Перемирие»
- 1997: Лучший режиссер — «Перемирие»
Московский международный кинофестиваль
[ редактировать ]Серебряная лента
[ редактировать ]Серебряная лента , врученная Национальным союзом итальянских киножурналистов:
- 1959: Лучший оригинальный фильм – «Вызов»
- 1963: Лучший режиссер – Сальваторе Джулиано
- 1981: Лучший режиссер — «Три брата»
- 2014: Премия за выслугу лет
Премия Американской киноакадемии за лучший фильм на иностранном языке
[ редактировать ]- 1981: номинация на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке — «Три брата».
Берлинский кинофестиваль
[ редактировать ]Награды Берлинского международного кинофестиваля :
- 1962: Серебряный медведь за лучшую режиссуру — Сальваторе Джулиано. [9]
- 2008: Почетный Золотой Медведь. [9]
BIF (Международный кинофестиваль в Бари)
[ редактировать ]- 2010: Премия Федерико Феллини за художественное мастерство. [25]
Почести
[ редактировать ]Италия * 1995: Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».
Италия * 1987: Кавалер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».
Франция * 2009: Офицер Почетного легиона.
Фильмография
[ редактировать ]Директор
[ редактировать ]Рози сняла 20 фильмов, начиная с некоторых сцен в Гоффредо Алессандрини » «Красных рубашках . Его последним фильмом было «Перемирие» 1997 года. [26]
- 1952 – Красные рубашки (Camicie Rosse)
- 1956 — Кин (Кин — Гений и безрассудство), совместно с Витторио Гассманом .
- 1958 – « Вызов»
- 1959 – Мальяри (The Magliari)
- 1962 – Сальваторе Джулиано
- 1963 – над городом Руки
- 1965 – «Момент истины»
- 1967 – Больше, чем чудо (Однажды...)
- 1970 – Много войн назад (Мужчины против)
- 1972 — The Mattei Affair (Дело Маттеи)
- 1973 – Счастливчик Лучано
- – «Прославленные трупы» 1976
- 1979 – в Эболи Христос остановился
- 1981 – Три брата (Tre fratelli)
- 1984 – Кармен
- 1987 – «Хроника предсказанной смерти»
- 1989 — 12 записей на 12 фильмов , совместная работа с 11 другими режиссёрами.
- 1989 – Связь с Палермо (Забывая о Палермо)
- 1992 — Неаполитанский дневник (Неаполитанский дневник)
- 1997 – » «Перемирие
Писатель
[ редактировать ]- Великолепный (1951)
- Город предстает перед судом (1952)
- Римские сказки (1955)
- Двоеженец (1956)
Режиссер и сценарист
[ редактировать ]- Оригинальные предметы
- Вызов (1958)
- Мальяри (1959)
- Сальваторе Джулиано (1962)
- Руки над городом (1963)
- Момент истины (1964)
- Больше, чем чудо (1967)
- Дело Маттеи (1971)
- Счастливчик Лучано (1973)
- Неаполитанский дневник (1992)
- Неоригинальные предметы
- Кин – Гений и безрассудство (1956, сюжет Дюма и Сартра )
- Много войн назад (1970, сюжет Эмилио Луссу )
- Прославленные трупы (1976, по роману Леонардо Шашиа )
- Христос остановился в Эболи (1979, взято из одноименного романа Карло Леви )
- Три брата (1981, по повести « Третий сын Андрея Платонова »)
- Кармен (1984, из оперы Бизе )
- Хроника предсказанной смерти (1987, по роману Габриэля Гарсиа Маркеса )
- Связь с Палермо (1990, взято из одноименного романа Эдмонда Шарля-Ру )
- «Перемирие» (1997, взято из одноименного романа Примо Леви )
Театр
[ редактировать ]Директор
[ редактировать ]- Памяти подруги ( Джузеппе Патрони Гриффи , 1963) [27]
- Неаполитанский миллионер ( Эдуардо Де Филиппо , 2003)
- Голоса внутри (Эдуардо Де Филиппо, 2006)
- Филумена Мартурано (Эдуардо Де Филиппо, 2008)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Франческо Рози, 1922–2015» . Британский институт кино . 12 января 2015 года . Проверено 12 января 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Франческо Рози умер, прощай, великий режиссер Mani sulla città. Ему было 92 года» (на итальянском языке). ilmattino.it. 10 января 2015 года . Проверено 12 января 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Андерсон, Джон (13 января 2015 г.). «Франческо Рози, итальянский кинорежиссер с политическими взглядами, умер в возрасте 92 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ «Профиль Франческо Рози. Биография и фильмография – Trovacinema» . Тровакинема (на итальянском языке) . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Франческо Больцони. Фильмы Франческо Рози (на итальянском языке). Гремезский редактор, 1986.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джон Паттерсон «Сделано в Италии» , The Guardian , 14 февраля 2009 г.
- ^ «Женщина, Каморра и Неаполь. Рассказано кино и прессой» . диссертация, июль 2007 г. (на итальянском языке) . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Шипман, Дэвид (1991). История кино: Том второй – от гражданина Кейна до наших дней . Ходдер и Стоутон . стр. 1088–1092. ISBN 0-340-28259-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Берлинале: Лауреаты премии» . berlinale.de . Архивировано из оригинала 24 ноября 2015 г. Проверено 12 февраля 2010 г.
- ^ «Франческо Рози умер, прощай, великий режиссер Mani sulla città. Ему было 92 года» (на итальянском языке). 10 января 2015 года . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Роберто Чити; Роберто Поппи; Энрико Лансия. Словарь итальянского кино – Фильмы (на итальянском языке). Издательство Гремезе.
- ^ Паскуале Яччо. История на экране: ХХ век (на итальянском языке). Пеллегрини Редактор, 2004.
- ^ «МУЖЧИНЫ ПРОТИВ ФРАНЧЕСКО РОЗИ» (на итальянском языке). digilander.libero.it. Архивировано из оригинала 12 февраля 2009 года . Проверено 11 января 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Элли, Дерек , изд. (1991). Путеводитель по эстрадным фильмам . Издательская группа Хэмлин . п. 365. ИСБН 0-600-56813-Х .
- ^ Перейти обратно: а б «11-й Московский международный кинофестиваль (1979)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 3 апреля 2014 г. Проверено 19 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аристон Андерсон (10 января 2015 г.). «Франческо Рози, обладатель Золотой пальмовой ветви, умер в возрасте 92 лет» . Голливудский репортер . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «BBC News – Итальянский режиссер Франческо Рози умирает в возрасте 92 лет» . Новости Би-би-си . 12 января 2015 года . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ «Театр: Филумена Мартурано» (на итальянском языке) . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Франческо Рози мертв: итальянскому режиссеру было 92 года - варьете» . Разнообразие . 10 января 2015 года . Проверено 11 января 2015 г.
- ^ «Вот сто итальянских фильмов, которые спасут Corriere della Sera» . www.corriere.it . Проверено 11 марта 2021 г.
- ^ «Диалог: Франческо Рози» . Голливудский репортер . 14 февраля 2008 г.
- ^ «Фотографии Франческо Рози – мировая реставрационная премьера фильма «Дело Маттеи» на 69-м Венецианском международном кинофестивале – Зимбио» . Зимбио . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Франческо Рози умер (на итальянском языке)
- ^ «Итальянские режиссеры отдают дань уважения на поминальной службе Рози» . ANSA.it. 12 января 2015 года . Проверено 18 января 2015 г.
- ^ «Берлин и Бари помнят Франческо Рози – Новости кино – ПРИМИССИМА» (на итальянском языке) . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ «Умер режиссер Франческо Рози, вот его фильмография» . Посланник . 10 января 2015 года. Архивировано из оригинала 12 января 2015 года . Проверено 12 января 2015 г. (на итальянском языке)
- ^ бывшийадминистратор. «Биобиблиографическая заметка Джузеппе Патрони Гриффи» (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 31 июля 2020 года . Проверено 13 января 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Теста, К. (редактор) (1996), Поэт гражданского мужества: фильмы Франческо Рози , Greenwood Press, ISBN 0275958000
- Гиери, М. (1996), «Руки над городом: кино как политическое обвинение и социальные обязательства» (в Тесте, 1996)
- « 58-й Берлинале - Дань уважения Франческо Рози, 2008 г. Архивировано 18 июля 2007 г. в Wayback Machine » на 58-м Берлинале.
- « Балет без цензуры: возвращение к фильму Франческо Рози «Момент истины » Тематическая статья 2015 г. на ArtsEditor.com
- Аннарита Курчо, Сальваторе Джулиано: историческая притча, [1]
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Вопросы и ответы с Рози из The Hollywood Reporter
- Биография Франческо Рози из Senses of Cinema
- Франческо Рози на IMDb
- Литература о Франческо Рози
- Франческо Рози, 1922–2015 - некролог в BFI
- РОСИ, Франческо в Энциклопедии фильмов treccani.it (2004) (с библиографией) (на итальянском языке)
- 1922 рождения
- смертей в 2015 г.
- итальянские кинорежиссеры
- Лауреаты премии «Карьера Давида ди Донателло»
- Победители Давида ди Донателло
- Директора-победители «Золотой пальмовой ветви»
- Директора победителей «Золотого льва»
- Режиссеры, получившие премию BAFTA за лучший фильм на иностранном языке
- Почетные лауреаты «Золотого медведя»
- Обладатели серебряной ленты
- «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру
- Снимайте людей из Неаполя
- Люди калабрийского происхождения
- Обладатели премии «Золотой лев за выслугу лет»