Я Куба
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
Я Куба | |
---|---|
![]() | |
Режиссер | Михаил Калатозов |
Написал |
|
Продюсер: |
|
В главных ролях |
|
Кинематография | Сергей Урусевский |
Под редакцией | Nina Glagoleva |
Музыка | Карлос Фаринас |
Распространено | |
Даты выхода |
|
Время работы | 135 минут / 141 минута |
Страны | |
Языки |
|
Я Куба ( испанский : Soy Cuba ; русский : Я-Куба , Я-Куба ) — фильм 1964 года режиссёра Михаила Калатозова на Мосфильме . Это международный фильм совместного производства Советского Союза и Кубы. Это фильм-антология, сочетающий в себе политическую драму и пропаганду .
Фильм был почти полностью забыт, пока тридцать лет спустя его вновь не открыли кинематографисты в США. [ 1 ] Акробатические кадры и своеобразная мизансцена побудили голливудских режиссеров, таких как Мартин Скорсезе, начать кампанию по восстановлению фильма в начале 1990-х годов.
«Я - Куба» снят в черно-белом режиме, иногда с использованием инфракрасной пленки, полученной от советских военных. [ 2 ] чтобы преувеличить контраст (делая деревья и сахарный тростник почти белыми, а небо очень темным, но все же явно солнечным). Большинство снимков сделаны в очень широкоугольном режиме, и камера проходит очень близко к объектам съемки, при этом избегая при этом того, чтобы эти объекты смотрели прямо в камеру.
Сюжет
[ редактировать ]Фильм состоит из четырех отдельных рассказов о страданиях кубинского народа и его реакции, варьирующейся от пассивного изумления в первом до партизанского марша в последнем. Между рассказами женщина- рассказчик (в титрах «Голос Кубы») говорит такие вещи, как: «Я Куба, Куба казино , но также и людей».
Первая история (сосредоточенная на персонаже Марии) показывает нищету кубинских масс в отличие от великолепия игорных казино, управляемых американцами. Мария живет в трущобах на окраине Гаваны и надеется выйти замуж за своего парня-продавца фруктов Рене. Он не знает, что она ведет несчастливую двойную жизнь под именем «Бетти», проститутки в баре одного из казино Гаваны, обслуживающего богатых американцев. Однажды ночью ее клиент спрашивает ее, может ли он посмотреть, где она живет, вместо того, чтобы отвести ее в свою комнату. Она ведет его в свою маленькую хижину, где неохотно раздевается перед ним. На следующее утро он бросает ей несколько долларов и забирает ее самое ценное имущество — ожерелье с распятием . Когда он собирается уйти, Рене входит и видит свою пристыженную невесту. Американец бессердечно говорит: «Прощай, Бетти!» когда он уходит. Он дезориентирован убожеством, с которым сталкивается, пытаясь найти выход из этого места.
Следующая история о фермере Педро, который только что вырастил свой лучший урожай сахара. Однако его домовладелец подъезжает к ферме, пока он собирает урожай, и говорит ему, что он продал землю, на которой живет Педро, компании United Fruit , и Педро и его семья должны немедленно уйти. Педро спрашивает, что насчет урожая? Помещик говорит: «Вы вырастили их на моей земле. Я оставлю вам пот, который вы вложили в их выращивание, но это все», и уезжает. Педро лжет своим детям и говорит, что все в порядке. Он дает им все деньги, которые у него есть, и предлагает весело провести день в городе. После того, как они уходят, он поджигает весь свой урожай и дом. Затем он умирает от отравления дымом.
Третья история описывает подавление восставших студентов во главе с персонажем по имени Энрике в Гаванском университете (с одним из самых длинных кадров камеры). Энрике разочарован небольшими усилиями группы и хочет сделать что-то радикальное. Он начинает планировать убийство начальника полиции. Однако, когда он попадает в поле его зрения, он видит, что начальник полиции окружен его маленькими детьми, а Энрике не может заставить себя нажать на курок. Пока его нет, его коллеги-революционеры печатают листовки. В них проникают полицейские, которые их арестовывают. Один из революционеров начинает разбрасывать листовки толпе внизу, но его застреливает один из полицейских. Позже Энрике возглавляет акцию протеста в университете. Прибыло больше полиции, чтобы разогнать толпу пожарными шлангами. Энрике застрелен после того, как демонстрация переросла в беспорядки. В конце его тело проносят по улицам; он стал мучеником своего дела.
В заключительной части показан Мариано, типичный фермер, который отвергает просьбы солдата-революционера присоединиться к продолжающейся войне. Солдат взывает к желанию Мариано лучшей жизни для своих детей, но Мариано хочет только жить в мире и настаивает на том, чтобы солдат ушел. Однако сразу после этого правительственные самолеты начали без разбора бомбить этот район. Дом Мариано разрушен, а его сын убит. Затем он присоединяется к повстанцам в горах Сьерра-Маэстра , что в конечном итоге приводит к триумфальному маршу в Гавану, чтобы провозгласить революцию.
Бросать
[ редактировать ]- Серджио Коррьери, как Альберто
- Сальвадор Вуд
- Хосе Галлардо, как Педро
- Рауль Гарсия, как Энрике
- Луз Мария Кольясо в роли Марии / Бетти
- Жан Буиз в роли Джима (в кубинской версии) (в роли Жана Буиса)
- Альберто Морган, как Ангел
- Селия Родригес в роли Глории (в кубинской версии) (в роли Зилии Родригес)
- Фаусто Мирабаль
Производство
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2021 г. ) |
Вскоре после того, как Кубинская революция 1959 года свергла поддерживаемую Соединенными Штатами диктатуру Фульхенсио Батисты , социалистическое правительство Кастро , изолированное Соединенными Штатами после того, как последние разорвали дипломатические и торговые отношения в 1961 году, обратилось к СССР во многих областях, в том числе для партнерства в области кино. . Советское правительство, заинтересованное в развитии международного социализма и, возможно, нуждающееся в дальнейшем знакомстве со своим новым союзником [ нужна ссылка ] согласился сотрудничать с Кубинским институтом искусства и кинематографической индустрии (ICAIC) и профинансировать фильм о кубинской революции. Съемки начались 26 февраля 1963 года. [ 3 ]
Режиссеру была предоставлена значительная свобода действий для завершения работы. [ 4 ] и получил большую помощь как от советского, так и от кубинского правительств. Среди источников вдохновения для этого проекта была незаконченная работа Сергея Эйзенштейна «Que viva México!» , еще один советский проект о послереволюционной латиноамериканской стране. [ 3 ] Среди кубинских сотрудников Калатозова над проектом были сценарист Энрике Пинеда Барнет и композитор Карлос Фариньяс . [ 3 ]
В фильме было использовано множество инновационных технологий, таких как покрытие водонепроницаемой линзы камеры специальным очистителем для перископа подводной лодки, чтобы камеру можно было погружать и поднимать из воды без каких-либо капель на объективе или пленке. В какой-то момент более 1000 кубинских солдат были перевезены в отдаленное место для съемок одной сцены.
В другой сцене камера следует за флагом над телом, высоко поднятым на носилках, идущим по людной улице. [ 5 ] Затем он останавливается и медленно движется вверх как минимум на четыре этажа, пока не снимает помеченное тело сверху здания. Не останавливаясь, он затем начинает двигаться в сторону и проникает через окно на сигарную фабрику, а затем направляется прямо к заднему окну, где работники по производству сигар наблюдают за процессией. Наконец камера проходит через окно и, кажется, плывет по середине улицы между зданиями. Эти кадры были сделаны оператором, который прикрепил камеру к своему жилету (как ранняя, грубая версия стедикама ) и при этом носил жилет с крючками на спине. различные шкивы и тросы, протянувшиеся по этажам и крышам зданий. [ нужна ссылка ]
Прием
[ редактировать ]Несмотря на блестящие технические и формальные достижения, он получил прекрасную поддержку и участие прославленной команды советских кинематографистов Михаила Калатозова и Сергея Урусевского (лауреатов Каннского кинофестиваля 1958 года Золотой пальмовой ветви за еще один виртуозный художественный фильм «Летят журавли» ) также в разгар Холодной войны ), фильм вызвал довольно холодную реакцию зрителей. В Гаване его критиковали за стереотипный взгляд на кубинцев, а в Москве его считали наивным, недостаточно революционным и даже слишком сочувствующим жизни буржуазных докастровских классов. [ нужна ссылка ]
Фильм был снят в период относительно непростых отношений между Кубой и Советским Союзом. Недавно завершившийся ракетный кризис на Кубе закончился тем, что советский лидер Никита Хрущев вывел свои ракеты с острова, не посоветовавшись с кубинским лидером Фиделем Кастро , что положило начало периоду разногласий между странами по поводу революционной стратегии. [ 3 ]
Оператор Александр Кальзатти заявил, что съемочная группа «была настолько полна энтузиазма, что мы заразились этим и очень усердно работали»; в результате «очень скоро после того, как мы вернулись в Россию, более половины нашей команды погибло. Я выжил, потому что был очень молод». [ 6 ]
Че Гевара был поклонником и написал испанскому режиссеру Рикардо Муньосу Суаю : «Это лучший из наших совместных проектов и художественно важный фильм. Фотография и музыка исключительны, а общий тон фильма имеет большое достоинство. . Это поэтический фильм, часто трогательный, со множеством вдохновляющих моментов и небольшим количеством отрицательных моментов. В его образах мы можем узнать себя как народ». [ 3 ]
Во время своего первоначального выпуска фильм так и не добрался до западных стран, поскольку был создан коммунистами в разгар эпохи холодной войны , во время эмбарго Соединенных Штатов против Кубы .
Реставрация
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2024 г. ) |
До распада СССР в начале 1990-х годов фильм « Я – Куба» был практически неизвестен. В 1992 году репродукция фильма была показана на кинофестивале в Теллуриде . В 1993 году фильм был показан на Международном кинофестивале в Сан-Франциско . Вскоре после фестиваля трое кинопрофессионалов, показавших «Я — Куба» на показе в Сан-Франциско, связались с друзьями из Milestone Films , небольшого нью-йоркского кинодистрибьютора, специализирующегося на выпуске когда-то- потерянные и забытые старые фильмы. Майлстоун показал слегка размытую видеокассету без субтитров с фильмом, а затем приступил к приобретению прав на распространение у «Мосфильма» в России. [ нужна ссылка ] Релиз Milestone открылся на Кинофоруме в Нью-Йорке в марте 1995 года. К десятой годовщине выхода фильма Milestone представила в сентябре 2005 года новую 35-миллиметровую реставрацию фильма « Я - Куба» без русского наложения. DVD В то время Milestone выпустила бокс-сет Ultimate Edition. а также видео с благодарностью от Скорсезе.
19 марта 2018 года Milestone опубликовала трейлер своей новой в разрешении 4K . реставрации фильма [ 7 ] Позже в том же году он стал доступен на потоковом сервисе Vimeo компании Milestone Films с оригинальным испанским звуком, но с разрешением 1080p HD.
канале весь фильм в разрешении 4К с жестко запрограммированным 9 марта 2020 года «Мосфильм» публично опубликовал на своем YouTube- русским дубляжом . [ 8 ]
Где-то после апреля 2021 года фильм был удален из каталога потокового вещания Milestone Films на Vimeo, поскольку они продали лицензию на распространение фильма в США, предположительно обратно «Мосфильму». Milestone так и не выпустила фильм в формате 4K, но вернула деньги расстроенным клиентам. [ нужна ссылка ]
29 октября 2021 года «Мосфильм» выпустил фильм на своем англоязычном канале YouTube. С архивной точки зрения он хуже. [ факт или мнение? ] к предыдущему выпуску «Мосфильма» в разрешении 4K из-за жестко закодированных английских субтитров, водяных знаков, наложения на русский язык и формата 16:9 . [ нужна ссылка ]
В апреле 2024 года компания Criterion Collection выпустила реставрацию фильма « Я - Куба» в формате 4K на Blu-ray и Blu-ray 4K Ultra HD с оригинальным испанским звуком из фильма. [ 9 ] [ 10 ]
Документальный фильм
[ редактировать ]В 2005 году о создании фильма « Я — Куба» вышел документальный фильм « Соевая Куба: О Мамуте Сибиряно» или «Я — Куба: сибирский мамонт» , снятый бразильцем Висенте Феррасом. В документальном фильме рассматривается история создания фильма, объясняются некоторые технические особенности фильма и приводятся интервью со многими людьми, которые над ним работали.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Новый культовый канон: Я Куба. Архивировано 10 октября 2016 года в Wayback Machine . АВ-клуб , 1 мая 2008 г.
- ↑ Бразильский документальный фильм 2005 года «Сибирский мамонт».
- ^ Jump up to: а б с д и Гарсиа Борреро, Хуан Антонио. «Я — Куба: Кинематографисты, пришедшие с холода» . Коллекция критериев . Проверено 8 июля 2024 г.
- ^ «Удивительные образы «Я - Куба» - Американское общество кинематографистов» . ascmag.com . Архивировано из оригинала 22 октября 2021 года . Проверено 22 октября 2021 г.
- ^ «BBC - Stoke and Staffordshire Films - обзор I Am Cuba (Soy Cuba)» . www.bbc.co.uk. Архивировано из оригинала 9 марта 2005 года . Проверено 22 октября 2021 г.
- ^ «Удивительные образы я - Куба » , Джордж Э. Тернер, 17 мая 2019 г., американский оператор.
- ^ «Я Куба» . Веховые фильмы . Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ I AM CUBA (4K, drama, directed by Mikhail Kalatozov, 1964) . Mosfilm on YouTube . 9 March 2020 . Retrieved 19 January 2024 .
- ^ «Я Куба» . Критерий.com . Коллекция критериев . Проверено 19 января 2024 г.
- ^ Мартин, Питер (16 января 2024 г.). «Критерий в апреле 2024 года: Ла-Хэн, Я — Куба, Пикник у Висячей скалы в 4К» . Экранная анархия . Проверено 19 января 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Я Куба на IMDb
- Я Куба в Rotten Tomatoes
- Я Куба в AllMovie
- Соевая Куба, Сибирский мамонт на IMDb
- Из России с любовью , статья Ричарда Готта из The Guardian, ноябрь 2005 г.
- «34 лучших политических фильма, когда-либо созданных» , Энн Хорнадей , The Washington Post, 23 января 2020 г.), занял 28-е место.
- фильмы 1964 года
- 1964 год в Советском Союзе.
- Авангардные и экспериментальные фильмы 1960-х годов
- Отношения Кубы и Советского Союза
- Кубинский авангард и экспериментальные фильмы
- Фильмы Михаила Калатозова
- Фильмы, действие которых происходит на Кубе
- Фильмы, снятые на Кубе.
- Советские авангардные и экспериментальные фильмы
- Советские революционные пропагандистские фильмы
- Испаноязычные фильмы 1960-х годов
- фильмы Мосфильма
- Фильмы о кубинской революции
- Фильмы, действие которых происходит в Гаване
- Фильмы, снятые в Гаване
- Англоязычные фильмы 1960-х годов