Соль для Сванетии
Соль для Сванетии | |
---|---|
![]() | |
Режиссер | Михаил Калатозов |
Автор: | |
Кинематография |
|
Под редакцией | Виктор Шкловский [ 1 ] |
Распространено | Gruziya-film [ 2 ] |
Дата выпуска | Производство 1930 г., премьера – ноябрь 1931 г. [ 2 ] |
Время работы | 55 мин. |
Страны | Грузинская ССР , Советский Союз |
Язык | Немой фильм |
Соль для Сванетии ( грузинский : მარილი სვანეთს марили сванец ; русский : Сль Сванетии , латинизированный : Соль Сванетии ) — советско- грузинский немой документальный фильм 1930 года. Режиссер Михаил Калатозов . Являясь одним из первых этнографических фильмов , он документирует жизнь сванского народа в изолированном горном селе Ушгули в Сванетии , в северо-западной части Грузинской Советской Республики .
Краткое содержание
[ редактировать ]
Большая часть книги «Соль для Сванетии» описывает и исследует повседневную жизнь сванского народа , живущего изолированно от цивилизации в суровых природных условиях горного региона Сванетии . Фильм начинается с цитаты Ленина : «Даже сейчас есть отдаленные уголки Советского Союза, где сохраняется патриархальный уклад жизни наряду с остатками кланового строя». Сванетия и горное село Ушгули тогда расположены на двух медленно растворяющихся картах региона и описываются как «отрезанные от цивилизации горами и ледниками». Местоположение села дополнительно представлено несколькими экспозиционными кадрами, показывающими сванский пейзаж. На этих кадрах акцент сделан на высоких башнях (которые все еще видны на фотографии 2006 года ниже). В нем объясняется, что они были построены жителями деревни для защиты от феодальных надзирателей, и показано, как жители деревни использовали их, чтобы отбиваться от сборщиков налогов, сбрасывая камни с вершин башен. Этот вводный акцент на классовом конфликте исчезает по мере того, как фильм сосредотачивается на повседневной жизни жителей деревни. В одной сцене показано, как выращивают овец, в другой — как производят шерсть и пряжу, а в третьей — как обмолачивают ячмень. Эти эпизоды ярко передают технологическую отсталость региона. Техника прядения шерсти возникла раньше прялки; ячмень обмолачивается скотом, который тащит по ячменю платформу с каменными шипами, которую отягощает мать, ухаживающая за своим ребенком. Другая сцена показывает подвесной мост и человека, пытающегося пересечь стремительную воду, хотя его вьючные животные сопротивляются. Показан отчаянный урожай во время снежной бури в начале июля. Другие сцены показывают, как сваны шьют себе одежду, шьют головные уборы, стригут волосы и хоронят умерших.
Затем фильм концентрируется на нехватке запасов соли. Отрезанная от внешнего мира большую часть года, деревня страдает от нехватки соли. Показано, как это заставляет животных слизывать человеческий пот и мочу. Показано, как группа рабочих, возвращающихся с кочевых работ дальше по долине, приносит соль в деревню. Большинство из них погибает, когда их раздавливает лавина. Решение проблемы нехватки соли представлено в кульминации фильма, где молодая советская власть строит дорогу, соединяющую изолированный регион с внешним миром. В фильме показано, как приезжают бригады строителей на катках, вырубая лес, который является последним препятствием на пути, который соединит сванский народ с советской цивилизацией.
Производство
[ редактировать ]Сванетия была слаборазвитым регионом, и поэтому советские планировщики пытались сделать ее витриной советской модернизации в течение первой пятилетки с 1928 по 1932 год. были разработаны. Именно на этом фоне Сванетии как витрины советской модернизации и «Соль для Сванетии» . производилась [ 3 ]
Вдохновленный турне по Кавказу, писатель и журналист Сергей Третьяков написал газетную статью, которая подала Калатозову идею фильма. Тогда Третьяков написал сценарий для Калатозова, и съемки начались в горном селе Ушгули в Верхней Сванетии. [ 4 ] Первоначально фильм планировался как игровой художественный, но в конечном итоге Виктор Шкловский смонтировал кадры, снятые Калатозовым в Сванетии, в документальный фильм. [ 1 ] Подлинность некоторых сцен оспаривается сванами, которые отрицают существование некоторых из показанных обычаев. [ 5 ] Кинематографию Михаила Калатозова и оператора Шалвы Гегелашвили называют экспрессионистской из-за использования драматических теней, силуэтов на фоне драматического горизонта и голландских ракурсов . [ 6 ]
Ответы
[ редактировать ]После того, как фильм был закончен, сталинские власти раскритиковали его как несбалансированный и несправедливый по отношению к Сванетии. Утверждалось, что режиссер был слишком очарован отсталостью и суевериями Сванетии и лишь поверхностно интересовался социалистической модернизацией. Калатозов попал в немилость, кульминацией чего стал запрет его следующего фильма « Гвоздь в сапоге» и осуждение его сценария об Имаме Шамиле . [ 7 ] [ 8 ]
Несмотря на немедленную негативную реакцию, «Соль для Сванетии» получила высокую оценку историков кино и других режиссеров. Российский кинорежиссер Андрей Тарковский назвал его «потрясающим фильмом». [ 9 ] Американский историк кино Джей Лейда назвал его «шедевром» и «самым сильным документальным фильмом, который я когда-либо видел». [ 10 ]
Связанный
[ редактировать ]В 2015 году шотландская клезмерская группа Moishe's Bagel выпустила одноименный компакт-диск с саундтреком к фильму. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Лари, Никита (февраль 1998 г.). Николай Ржевский (ред.). Кембриджский спутник современной русской культуры . Издательство Кембриджского университета. стр. 314 . ISBN 978-0-521-47799-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Роллберг, Питер (ноябрь 2008 г.). Исторический словарь российского и советского кино . Пугало Пресс. п. 598. ИСБН 978-0-8108-6072-8 .
- ^ Олсон, Джеймс Стюарт; Ли Бриганс Паппас; Николас Чарльз Паппас (март 1994 г.). Этноисторический словарь Российской и Советской империй . Издательская группа Гринвуд. п. 606. ИСБН 978-0-313-27497-8 .
- ^ Сарджант, Эми (май 2008 г.). Буря над Азией: Кинофайл-спутник кинематографистов 11 . ИБ Таурис. п. 13. ISBN 978-1-84511-374-2 .
- ^ Хокингс, Пол (сентябрь 1995 г.). Принципы визуальной антропологии . Вальтер де Грюйтер. п. 24. ISBN 978-3-11-012627-3 .
- ^ Робертс, Грэм (апрель 1999 г.). Вперед, Советское!: История и неигровое кино в СССР . ИБ Таурис. стр. 114–115. ISBN 978-1-86064-282-1 .
- ^ Барноу, Эрик (январь 1993 г.). Документальный фильм: история неигрового кино . Издательство Оксфордского университета. стр. 69 . ISBN 978-0-19-507898-5 .
- ^ Уолл, Жозефина (сентябрь 2003 г.). Летят журавли: Кинокомпаньон (КИНОфайл) . ИБ Таурис. стр. 22–23. ISBN 978-1-86064-504-4 .
- ^ Ишимов, В.; Р. Шейко (сентябрь 2006 г.). «Двадцатый век и художник». В Джоне Джанвито (ред.). Андрей Тарковский: интервью . Университетское издательство Миссисипи. п. 136. ИСБН 978-1-57806-220-1 .
- ^ Кристи, Ян; Ричард Тейлор (июнь 1993 г.). Эйзенштейн заново открыт: советское кино 20-х и 30-х годов . Рутледж. п. 120. ИСБН 978-0-415-04950-4 .
- ^ "Бублик Мойше - Соль для Сванетии на сайте propremusic.com" . Propermusic.com . Проверено 18 декабря 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соль для Сванетии на IMDb
- Соль для Сванетии на YouTube (английские субтитры)
- фильмы 1930 года
- Документальные фильмы 1930 года
- Черно-белые документальные фильмы
- Антропологические документальные фильмы
- Советские немые художественные фильмы
- Советские документальные фильмы
- Фильмы советской эпохи из Грузии (страны)
- Фильмы Михаила Калатозова
- Советские черно-белые фильмы
- Документальные фильмы из Грузии (страна)
- Сванетия