Битвы без чести и человечности
Битвы без чести и человечности | |
---|---|
![]() Скриншот из первой части серии, в которой показано название «против атомной бомбардировки Хиросимы» . | |
Фильмы и телевидение | |
Фильм(ы) |
|
Аудио | |
Оригинальная музыка | « Битва без чести и человечности » |
«Битвы без чести и человечности» ( яп . 仁義なき戦い , Хепберн : Джинги Наки Татакай ) , также известный на Западе как «Записки якудза» , — японский сериал о якудза , созданный компанией Toei Company . вдохновленные серией журнальных статей журналиста Коити Иибоши , основанных на мемуарах реального якудза Фильмы, Кодзо Мино, подробно описывают конфликты якудза в префектуре Хиросима .
В период с 1973 по 1974 год было снято пять фильмов режиссера Киндзи Фукасаку с Бунтой Сугаварой в главной роли в роли Сёдзо Хироно (персонаж, основанный на Мино). Они имели критический и коммерческий успех и популяризировали поджанр фильмов о якудза под названием «Дзицуроку эйга », которые часто основаны на реальных событиях. истории. В период с 1974 по 1976 год Фукасаку снял еще три отдельных фильма под названием « Новые битвы без чести и человечности». Еще три фильма разных режиссеров были сняты в 1979, 2000 и 2003 годах.
Источники
[ редактировать ]Серия статей Jingi Naki Tatakai , написанная Коити Иибоши в Weekly журнале Sankei . , начавшаяся в 1972 году [ 1 ] представляют собой переписанную рукопись, первоначально написанную Кодзо Мино, он когда находился в тюрьме. [ 2 ] [ 3 ] Мино возглавлял свою собственную семью якудза, связанную с Ямамура-гуми, до того, как был арестован в 1963 году. Находясь в тюрьме Абасири, он написал свои мемуары и после освобождения в 1970 году ушел из жизни якудза. В его мемуарах рассказывается история того, что обычно называют Хиросимской борьбой ( ja:広島抗争 , Хиросима Косо ) , [ 4 ] Это произошло между 1950 и 1972 годами.
Было задействовано несколько групп якудза, наиболее известными из которых были Ямагути-гуми и Кёсей-кай . В фильмах Ямамура-гуми стала семьей Ямамори. [ 5 ] Мино-гуми стал семьей Хироно, Цучиока-гуми стал семьей Дои, Ямагути-гуми стал семьей Акаси, Хонда-кай стал Группой Шинва, а Кёсэй-кай стал Коалицией Тенсей.
Сценарии
[ редактировать ]Кадзуо Касахара , сценарист первых четырех фильмов, сказал Тоею, что он может работать с инцидентами в Куре , но не с событиями, которые последовали за этим в Хиросиме, потому что они были слишком сложными, и студия согласилась. Он разработал оригинальный фильм вокруг истории босса якудза Тетсухико Сасаки, который восстал против будущего лидера Кёсэй-кай Тацуо Ямамуры и был убит. Сасаки стал персонажем Тэцуя Сакаи. [ 1 ]
Поскольку он еще не знал всей истории, поскольку статьи Иибоши все еще публиковались, и не хотел создавать еще одну ансамблевую пьесу, подобную первой части, Касахара для второго фильма « Смертельная битва в Хиросиме» решил рассказать драматическую историю киллера Мицудзи Ямагами. Ямагами стал персонажем Сёдзи Яманака. [ 1 ]
После успешного выхода первого фильма Тоэй потребовал, чтобы Касахара наконец написал о войне в Хиросиме и разделил его на два фильма; Прокси-война и полицейская тактика . Писатель намеренно избегал этой части истории в первых двух частях не только потому, что его пугали все имена и взаимоотношения, представленные в сложной форме, но и потому, что ему пришлось бы писать о Ямагути-гуми и был обеспокоен соглашениями, которые он заключил с людьми, причастными к инцидентам. Во время визита в Куре Касахара встретил мать Масахиро Ониши, которая была моделью Хироши Вакасуги в первом фильме. Она сказала ему, что ее сын наконец-то сможет упокоиться с миром благодаря этому фильму. После этой встречи писатель создал персонажей «Войны прокси» Такеши Курамото и его мать. [ 1 ]
«Последний эпизод» — единственный фильм пенталогии, написанный не Касахарой. Вместо этого сценарий написал Кодзи Такада. Касахара поддержал Такаду, предоставив ему все исследовательские материалы, которые он создал для первых четырех фильмов. Однако он сказал, что для пятого фильма недостаточно материала, и Такада признал, что исследование оказалось не очень полезным для его истории. Такада сказал, что это произошло потому, что к концу персонажи должны были стать «респектабельной» организацией по всей Западной Японии. Касахара предложил не использовать персонажа, которого сыграл Кинья Китаодзи , поскольку он был основан на реальном боссе якудза, которого Такада встретил в Хиросиме (лидер Кёсэй-кай Хисаси Ямада). [ 5 ] но Такада проигнорировал совет. Такада сказал, что настоящие якудза позже посмотрели фильм и вызвали проблемы со студией. [ 6 ]
Актеры
[ редактировать ]Биограф Фукасаку и киноэксперт Садао Ямане и Кента Фукасаку согласились, что сериал не фокусируется на конкретных главных актерах, а представляет собой ансамблевую пьесу, в которой актеры второго плана придают ей энергию. Звезды — повествовательные персонажи, а якудза низкого ранга, которых бесконечно уничтожают, отвлекают от реального внимания в фильмах. [ 7 ]
Кадзуо Касахара утверждал, что во время написания сценария он представлял себе, как Бунта Сугавара изображает персонажа Тецуя Сакаи, а позже узнал, что Сугавара уже был выбран на эту роль. Однако он сказал, что за день до съемок Сугавара был выбран на роль Сёдзо Хироно (по мотивам Мино), а Хироки Мацуката взял на себя роль Сакаи. [ 1 ] Нобуо Канеко - единственный актер, сыгравший одного и того же персонажа во всех пяти фильмах; игра Ёсио Ямамори по мотивам Тацуо Ямамуры, который стал первым лидером Кёсей-кай.
Группа эпизодических актеров и собутыльников, получившая название «Армия пираний» ( ja:ピラニア軍団 , Piranha Gundan ), исполнила множество различных небольших и физических ролей на протяжении всего сериала. Такудзо Каватани и Хидео Мурота являются наиболее известными участниками. не являющийся членом Армии Пираньев, Каватани, Масару Сига и Сэйдзо Фукумото, соревновались, кто сможет сыграть больше всех в сценах смерти. В групповых сценах во время репетиций они прятались сзади, а во время самого дубля выходили вперед. Сига сказал, что Фукасаку был единственным режиссером, к которому они относились как к равным. [ 8 ]
Во время съемок в Куре на съемочной площадке собралось множество якудза, в том числе те, которые использовались в качестве моделей для персонажей фильма. Они давали советы и режиссеру, и актерам; десятилетия спустя Тацуо Умемия заявил, что ему жаль актеров, играющих сегодня якудза, потому что у них «нет возможности узнать настоящих якудза так, как это сделали мы». [ 9 ] Сам продюсер Кодзи Шундо раньше был якудза, прежде чем устроился на работу в Toei. [ 10 ]
Съемки
[ редактировать ]Действие происходит в послевоенной Японии. Фукасаку использовал свой детский опыт во время Второй мировой войны в «Битвах без чести и человечности» . В пятнадцать лет он работал с другими детьми на военном заводе, который регулярно подвергался бомбардировкам. Режиссер вспоминал, что «несмотря на то, что мы были друзьями, работавшими вместе, единственное, о чем мы думали, это самосохранение. Мы старались встать друг за другом или под трупами, чтобы избежать бомб… Мне также приходилось убираться». поднять все трупы.... Я уверен, что этот опыт повлиял на то, как я смотрю на насилие». [ 11 ] Используя ручную камеру , зум-объективы и естественное освещение, чтобы создать «грубый, хаотичный вид», режиссер показал борьбу своего поколения за выживание в послевоенном хаосе. [ 12 ] Дрожащая техника камеры с тех пор стала визитной карточкой режиссера.
Продюсер Toei Масао Сато отметил, что Фукасаку необычно снимал фильмы в студии Toei в Киото , несмотря на то, что у него был контракт с Toei Tokyo . Он также заявил, что весь процесс съемок первого фильма был коротким, беспокойным и хаотичным и занял всего 35–40 дней. [ 13 ] Актер Такаси Ногути сказал, что, хотя Фукасаку давали срок в один месяц, он всегда превышал его, занимая 50 или 60 дней. Также было много ночных съемок: любая работа после 22:00 приносила команде Toei значительную оплату за сверхурочную работу. Помощник режиссера «Прокси-войны и полицейской тактики » Тору Добаси заявил, что Фукасаку не был таким сообразительным по утрам, дремал, пока съемочная группа готовилась, обычно снимая только первый дубль во второй половине дня. Он сказал, что пиковое время работы режиссера приходится на период с 2 до 3 часов ночи. [ 8 ] Добаси отметил, что Фукасаку был очень практичен, принимая участие в поиске локаций и выборе костюмов. Хотя он позволял актерам выбирать костюмы, ему нужно было знать причину, и он провел с ними длительные дискуссии о том, как это помогло развитию их персонажей. [ 14 ]
Режиссер боевиков сериала Рюдзо Уэно сказал, что для съемок на натуре он предложил Фукасаку заранее порепетировать в студии. Таким образом, граждане, показанные в фильме, реалистично реагируют на уличные драки. [ 15 ] После второго фильма отдел по борьбе с преступностью полиции Хиросимы заявил, что не будет поддерживать съемку на месте. Производственной группе третьего фильма пришлось нелегко во время съемок в Этадзиме, поскольку официальные лица заявили, что они «создали неправильное впечатление о Хиросиме, изображая жестокие инциденты, которых никогда не было». Касахара в ответ заявил, что он не писал никаких вымышленных актов насилия, все они были реальными. [ 1 ]
Уэно вспоминает, что Каватани чуть не погиб на съемках сцены второго фильма, где его тянут за лодку со связанными руками. Актер пошел против совета Уэно и настоял на том, чтобы ему действительно связали руки. Чуть не утонув, он сделал это по пути Уэно. Сига утверждал, что Сугавара не был так опытен в постановочных боях, как Армия Пираньев, и случайно ударил их по-настоящему. [ 8 ] Добаси описал инцидент во время съемок ночной сцены в «Войне прокси» , где Цунехико Ватасэ сам выполнил опасный трюк за один дубль, который был снят на 16-миллиметровую пленку «Эймо» , а позже разобран на 35-миллиметровую пленку . Однако позже выяснилось, что в Eyemo не было пленки, и сцену пришлось переснять после уговоров жителей этого места. [ 14 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]«Битвы без чести и человечности» имели кассовый успех и сделали Сугавару звездой, а Фукасаку — режиссером высшего класса. [ 16 ] Первая часть принесла дистрибьютору 4,5 миллиона долларов в прокате. [ а ] что сделало его одиннадцатым по прибылям фильмом года. Второй и третий фильмы заняли двенадцатое и тринадцатое места за тот же год соответственно, а два последних вошли в десятку лучших фильмов 1974 года. [ 17 ]
В Kinema Junpo по ежегодном списке лучших фильмов 1973 года, составленном мнению критиков, первый фильм занял второе место, «Прокси-война» — восьмое, а «Смертельная битва в Хиросиме» — тринадцатое. [ 17 ] На церемонии вручения наград Kinema Junpo Awards 1974 года; первая часть получила награду «Выбор читателей» за лучший фильм ( «Смертельная битва в Хиросиме» заняла четвертое место), Бунта Сугавара получил награду за лучшую мужскую роль, а Кадзуо Касахара получил лучший сценарий. [ 18 ] В 2009 году журнал назвал его пятым в совокупном списке 10 лучших японских фильмов всех времен по мнению более ста кинокритиков и писателей. [ 19 ] В предыдущих выпусках списка этот сериал занимал двадцать второе место в 1995 году и восьмое в 1999 году вместе с Twenty Four Eyes . [ 20 ] [ 21 ] В 2011 году Complex назвал его номером один в своем списке 25 лучших фильмов о якудза. [ 22 ]
Ямане считает, что «Битвы без чести и человечности» были популярны благодаря времени их выпуска; Экономический рост Японии был на пике, и в конце 1960-х годов студенческие восстания произошли . Молодые люди испытывали те же чувства, что и чувства послевоенного общества, изображенного в фильмах. [ 23 ] Биограф и эксперт по кино Фукасаку также заявил, что на протяжении всей его карьеры продюсеры много раз обращались к Фукасаку с просьбой создать фильмы, похожие на «Битвы» , но он всегда отказывался от них, желая перейти к фильмам, которые он находил интересными. [ 24 ] Марк Шиллинг писал, что многие японские комментаторы называют широкое использование в фильмах диалекта Хиросимы новым, поскольку в то время его не было слышно во многих популярных фильмах. [ 17 ]
Успех сериалов «Битвы без чести» и «Человечность» популяризировал поджанр фильмов о якудза под названием «Дзицуроку эйга» , или «настоящие рекордные фильмы», часто изображающий события, основанные на реальных событиях. [ 25 ] Раньше фильмы о якудза были известны как «Нинкё эйга», или « рыцарские фильмы», действие которых происходило в довоенной Японии. Ноэль Мюррей из AV Club заявляет, что якудза Фукасаку вместо этого «придерживаются кодекса чести только тогда, когда это в их интересах, но в противном случае запугивают и убивают без разбора». [ 26 ] Деннис Лим из The Village Voice пишет: «Фильмы Фукасаку о якудза истощают преступные романтические миры, разрушают кодексы чести и сводят на нет различия между добром и злом». [ 27 ]
DVD Talk из Гленн Эриксон назвал «Битвы без чести и человечности» «жестокой сагой, залитой кровью, предательством, предательством и агрессией». Описывая первые два фильма как следы Хироно, когда он налаживает связи с обреченными друзьями, которые пытаются соответствовать кодексу якудза, давая зрителям что-то, о чем стоит заботиться в «то, что в противном случае было бы совершенно нигилистической серией гнилых сделок и предательств», Эриксон писал что в третьем фильме Фукасаку и его авторы вступают на политическую территорию; он интерпретировал использование капитанами якудза своих подчиненных в качестве доверенных лиц в своих боях как аллегорию того, что делали Америка и Советский Союз во время холодной войны . [ 28 ] Кайл Андерсон из Nerdist назвал этот сериал «самыми быстрыми, самыми неистовыми и наименее извиняющимися гангстерскими фотографиями, когда-либо созданными». Он отметил, что текст на экране, в котором указаны имя жертвы и дата смерти после каждого убийства, в сочетании с фотографией с рук придают фильмам «стиль кинохроники, который привлекает зрителя». [ 29 ]
Сиквелы
[ редактировать ]Тоэй убедил Фукасаку создать еще три фильма в период с 1974 по 1976 год под названиями «Новые битвы без чести и человечности» , «Новые битвы без чести и человечности: Голова босса» и «Новые битвы без чести и человечности: Последние дни босса» . В этих отдельных фильмах участвуют одни и те же актеры, но все они играют новых персонажей. За этим сериалом в 1979 году последовал фильм «Последствия битв без чести и человечности » режиссера Эйити Кудо , в котором, помимо Мацукаты, участвуют все новые актеры. [ 25 ]
фильм режиссёра Дзюндзи Сакамото В 2000 году вышел под названием «Новые битвы без чести и человечности» , также известный как «Другая битва» , но не имеющий прямого сходства с сериалом Фукасаку. Продолжение этого фильма под названием « Новые битвы без чести и человечности/Убийство» ( 新・仁義なき戦い/謀殺 , Shin Jingi Naki Tatakai/Bōsatsu ) или «Другая битва/Заговор » режиссера Хадзиме Хашимото, вышедшее в 2003 году со саундтреком Токийский оркестр Ska Paradise и Сембелло . [ 30 ]
Сценические адаптации
[ редактировать ]Театральная пьесы адаптация «Битвы без чести и человечности» проходила в зале «Кинокуния» Синдзюку с 24 октября по 2 ноября 1974 года. [ 31 ] [ 32 ] Нобуо Канеко Друг Ёсиюки Фукуда был поклонником фильма и спросил актера, будет ли он выступать в сценической адаптации, на что Канеко согласилась. [ 33 ] Основываясь на первых двух частях оригинального фильма, Канеко поставил пьесу вместе с театральной труппой Маруи, которой он руководил, а Фукуда и Кинджи Фукасаку были сорежиссерами. Это ознаменовало дебют Фукасаку в театре. [ 31 ] Канеко повторил свою роль Ёсио Ямамори, Хидео Мурота взял на себя роль Сёдзо Хироно, Тору Минэгиси сыграл Тецую Сакаи, а Харуми Соне сыграл Уичи Синкая. Среди других актеров из серий фильмов «Битвы без чести» и «Человечность», которые также появились в пьесе, — Синго Ямасиро , Рэйко Ике , Микио Нарита и Санаэ Накахара . [ 31 ] [ 34 ] Спектакль потерпел неудачу с коммерческой точки зрения, а его дефицит составил 2 миллиона йен. [ 35 ]
В 2019 году женская поп-айдол-группа AKB48 исполнила : On'na-tachi no Shitō-hen» and Humanity «Battles Without Honor в Хаката -за в Фукуоке с 9 по 24 ноября. [ 36 ] [ 37 ] Его написал Дайсуке Камидзё, а режиссировал Сютаро Оку . [ 37 ] Было два разных состава актеров; первый исполнял спектакль со дня открытия до 14 ноября, а второй вступил во владение 16 ноября и продолжался до дня закрытия. [ 37 ] Ямамори сыграли Меру Ташима и Макико Сайто, Хироно - Юи Ёкояма и Нана Окада , Сакаи - Тому Муто и Миру Широма , а Синкая сыграли Юи Огури и Тихиро Каваками. [ 36 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Марк Шиллинг отмечает, что это доля дистрибьютора в выручке от проката фильма, примерно половина его общего дохода.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Касахара, Кадзуо (2015) [1974]. «Дзицуроку: Мой личный отчет о сценарии - 300 дней битв без чести и человечности». Битвы без чести и человечности, двойной формат Blu-ray и DVD . Перевод Акиты, Шо. Фильм «Стрела» .
- ^ Д., Крис (2005). Преступные мастера японского кино . ИБ Таурис. стр. 9–10, 23. ISBN. 1-84511-086-2 . Архивировано из оригинала 19 января 2008 года.
- ^ «Битвы без чести и человечности» . Тайм-аут . Проверено 22 августа 2014 г.
- ^ «Господин Ямамори, пуля еще не выпущена…» оригинала Ёмиури Симбун (на японском языке, 11 августа 2014). Архивировано из 15 февраля 2017 года . Проверено 30 марта 2016 года .
- ^ Jump up to: а б by Big Boss» (на японском языке , августа 2015 г. . 31 ) «Yamaichi Conflict Gaiden: Called
- ^ «Последние дни босса». Битвы без чести и человечности: последний эпизод (Blu-ray). Токио: Arrow Films. Апрель 2015.
- ^ «Дзицуроку: новое изобретение жанра». «Документы якудза: Битвы без чести и человечности», полный коробочный набор — особые характеристики (DVD). Домашнее видение развлечений . 2004. 5:14 минута.
- ^ Jump up to: а б с «Тайны армии пираний». Битвы без чести и человечности: Война прокси (Blu-ray). Фильм «Стрела». Апрель 2015.
- ^ Шиллинг, Марк (2003). Книга фильмов о якудза: Путеводитель по японским фильмам о гангстерах . Пресс «Каменный мост» . стр. 33–35. ISBN 1-880656-76-0 . Архивировано из оригинала 17 октября 2007 года.
- ^ Шредер, Пол (январь – февраль 1974 г.). «Якудза-Эйга: Первые » Киносообщество Линкольн-центра . Архивировано из оригинала 6 октября . Получено 1 , января
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Кинджи Фукасаку, 72 года; японский режиссер острых, жестоких фильмов» . Лос-Анджелес Таймс . 27 января 2003 года . Проверено 22 августа 2014 г.
- ^ Шиллинг, Марк (2003). Книга фильмов о якудза: Путеводитель по японским фильмам о гангстерах . Каменный мост Пресс. стр. 214 . ISBN 1-880656-76-0 .
- ^ «Дзицуроку: новое изобретение жанра». «Документы якудза: Битвы без чести и человечности», полный коробочный набор — особые характеристики (DVD). Домашнее видение развлечений. 2004. 15:05 минута.
- ^ Jump up to: а б «Семья Фукасаку». Битвы без чести и человечности: Тактика полиции (Blu-ray). Киото: Arrow Films. Апрель 2015.
- ^ «Человек действия». Битвы без чести и человечности: Смертельная битва в Хиросиме (Blu-ray). Токио: Arrow Films. Апрель 2015 г., 9:27 минута.
- ^ Масиас, Патрик (2015). «Бунта Сугавара: Современная якудза». Битвы без чести и человечности, двойной формат Blu-ray и DVD . Фильм «Стрела».
- ^ Jump up to: а б с Шиллинг, Марк (2015). «Последствия битв без чести и человечности». Битвы без чести и человечности, двойной формат Blu-ray и DVD . Фильм «Стрела».
- ^ «Награды за бои без чести и человечности (1973)» . IMDB . Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ «Первое место — Tokyo Story и Godfather Kine Shun — 10 лучших» ( на японском , 20 ноября 2009 . г. ) языке
- ^ Кинема Дзюнпо "100 лучших японских фильмов за все время", издание 1995 г. (на японском языке). tcp-ip.or.jp . Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ Кинема Дзюнпо "100 лучших японских фильмов за все время", издание 1999 г. (на японском языке). tcp-ip.or.jp . Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ «25 лучших фильмов о якудза» . Сложный . 2 декабря 2011 года . Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ «Дзицуроку: новое изобретение жанра». «Документы якудза: Битвы без чести и человечности», полный коробочный набор — особые характеристики (DVD). Домашнее видение развлечений. 2004. 3:35 минута.
- ^ «Кантоку: Вспоминая режиссёра». «Документы якудза: Битвы без чести и человечности», полный коробочный набор — особые характеристики (DVD). Домашнее видение развлечений. 2004. 2:03 минута.
- ^ Jump up to: а б Д, Крис (2015). «Правдивая история Дзицуроку-Эйга». Битвы без чести и человечности, двойной формат Blu-ray и DVD . Фильм «Стрела».
- ^ «Документы якудза: битвы без чести и человечности» . АВ-клуб . 13 декабря 2004 года . Проверено 31 декабря 2016 г.
- ^ «Зажигательные бомбы японского жанра сжигают кодексы чести» . Деревенский голос . 4 января 2005 года . Проверено 31 декабря 2016 г.
- ^ «Обзор DVD Savant: Документы якудза: Битвы без чести и человечности (полный бокс-сет)» . Разговор о DVD . 28 ноября 2004 года . Проверено 24 сентября 2022 г.
- ^ «Шлок и трепет: БИТВЫ БЕЗ ЧЕСТИ И ЧЕЛОВЕЧНОСТИ» . Нердист Индастриз . 7 января 2016. Архивировано из оригинала 1 января 2017 года . Проверено 31 декабря 2016 г.
- ^ чести / Убийству" . битве без "Tokyo Ska Paradise Orchestra & Sembello - Новый оригинальный саундтрек к
- ^ Jump up to: а б с Накахара, Санаэ (2009) Джою Тамаши Накахара Санаэ . Актриса соул Санаэ Накахара . Издательство Уайдз. стр. 192–193.
- ^ Исида, Шинья (2012). Возрожденная правда спустя 40 лет после выхода Battle Without Honor! . Токума Сётэн с.
- ^ Эйга Хёрон Attack Talent Theory - Интервью с Нобуо Канеко, редакцией этого журнала Неуклюжий босс, бросающий вызов арт-фестивалю своей пьесой «Битва без чести и чести» . Ноябрь 1974 г., стр. 118–119.
- ^ Такахира, Тецуо (1 мая 1980 г.). Интервью Нобуо Канеко . Том. 22. Компания «Киножурнал». стр. 15–17.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Яно, Сейичи (ноябрь 2001 г.). Жизнь комика . Бунгейшунджу . стр. 157–158.
- ^ Jump up to: а б Группа АКБ48 «Битва без человечности» поставила! В ноябре также появятся Хакатаза Юка Огино и другие участники NGT» (на японском). Sponichi . 12 августа 2019. Проверено 2 ноября 2022 .
- ^ Jump up to: а б с «Группа AKB48 берет на себя шедевр эпохи Сёва. Выпущены визуальные эффекты к спектаклю «Битва без чести ~Girls' Death Battle Edition~»» (на японском языке, Spice). Проверено 2 ноября . , 2022 .