Происхождение азербайджанцев
![]() | Эта статья содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( сентябрь 2014 г. ) |
Азербайджанский народ — тюркская этническая группа смешанного этнического происхождения, в первую очередь коренные народы восточного Закавказья , мидяне , древний иранский народ и тюркские племена огузов , которые начали мигрировать в Азербайджан в 11 веке нашей эры. [Н 1] Современные азербайджанцы — вторая по численности этническая группа среди тюркских народов после анатолийских тюрков. [2] и говорить на северном азербайджанском языке (говорят в основном в Азербайджанской Республике и России) и/или южноазербайджанском языке (на котором говорят в Иране, Ираке и Сирии). Оба языка также имеют диалекты: 21 североазербайджанский диалект. [3] и 11 южноазербайджанских диалектов. [4]
Азербайджанцы имеют смешанное этническое происхождение, древнейший элемент которого происходит от коренного населения восточного Закавказья и, возможно, от мидийцев северной Персии. [5] Между III и VII веками нашей эры произошла персидизация населения , в период династии Сасанидов . [5] Последующая тюркизация населения произошла после завоевания региона турками- сельджуками в 11 веке и продолжающегося притока тюркских народов на протяжении последующих столетий, включая группы, мигрировавшие во время монгольских завоеваний 13 века (большинство племен, составлявших Монгольские войска, или же они руководили миграцией, были тюркскими народами.) [5]
Кавказский субстрат
Кавказское кавказским происхождение азербайджанцев определяет связь между азербайджанцами и их дотюркификационным прошлым и в основном относится к азербайджанцам Кавказа, большинство из которых сейчас являются жителями территории нынешней Азербайджанской Республики . Есть свидетельства того, что из-за неоднократных вторжений и миграций аборигены европеоидной расы были культурно ассимилированы сначала иранцами , такими как аланы , а позднее тюрками -огузами . Был получен значительный объем информации о кавказских албанцах, включая их язык, историю, раннее обращение в христианство и тесные связи с армянами . Многие учёные считают, что удинский язык , на котором до сих пор говорят в Азербайджане, является остатком языка албанцев. [6]
Это кавказское влияние распространилось дальше на юг, в Иранский Азербайджан . В I тысячелетии до нашей эры другой кавказский народ, маннейцы ( маннаи большую часть этой территории населял ). Эта древняя страна находилась на северо-западе Ирана, к югу от озера Урмия . В период своего существования в начале I тысячелетия до н.э. Маннай был окружен тремя крупными державами: Ассирией, Урарту и Мидией. С вторжением скифов и возвышением мидян в VII веке маннеи утратили свою идентичность и были отнесены к термину мидяне. [7]
Генетическое тестирование
Хотя генетическое тестирование показывает, что генетическое наследие азербайджанских тюрков происходит в основном от коренного населения Ближнего Востока и Кавказа, а не является прямым потомком мигрантов из Центральной Азии, оно, тем не менее, показывает, что этот регион представляет собой генетически смешанный регион. один. Несмотря на то, что население Азербайджана культурно разнообразно, генетическое тестирование выявило общие генетические маркеры, которые подтверждают автохтонное (коренное) происхождение большинства азербайджанских тюрков. Анализ мтДНК показывает, что основные отношения с иранцами осуществляются через более крупную западно-евразийскую группу, которая является вторичной по отношению к группе кавказцев, согласно исследованию, которое включало не азербайджанских тюрков, а грузин, которые в других исследованиях объединились с азербайджанскими тюрками. [8] Выводы тестирования показывают, что азербайджанские тюрки республики представляют собой смешанное население, имеющее отношения, в порядке наибольшего сходства, с кавказцами, иранцами и жителями Ближнего Востока, европейцами и туркменами. Другой генетический анализ мтДНК (материнской) и Y-хромосом (отцовской) показывает, что европеоидные популяции генетически занимают промежуточное положение между европейцами и жителями Ближнего Востока, но в целом они более тесно связаны с жителями Ближнего Востока. Другое исследование, проведенное в 2003 году Российским журналом генетики , сравнило ираноязычных жителей Азербайджанской Республики (талышей и татов ) с тюркскими азербайджанцами и обнаружило, что генетическая структура этих популяций по сравнению с другими ираноязычными популяциями (персы из Ирана, осетины и таджики) был ближе к тюркским азербайджанцам, чем к ираноязычному населению в других местах. [9] [10]
В 2006 году М. Регейро и А. М. Каденас из Стэнфордского университета показали, что население центрального Ирана ( Исфахан ) было ближе к кавказским азербайджанцам, чем к населению Турции с точки зрения распределения гаплогрупп и генетической однородности. [11]
Последнее сравнительное исследование (2013 г.) полного разнообразия митохондриальной ДНК у иранцев показало, что иранские азербайджанцы больше связаны с народом Грузии , чем с другими иранцами и армянами . Однако тот же график многомерного масштабирования показывает, что азербайджанцы с Кавказа, несмотря на их предполагаемое общее происхождение с иранскими азербайджанцами, группируются ближе к другим иранцам (например, персам и т. д.), чем к иранским азербайджанцам. [12]
Однако азербайджанские тюрки по-прежнему обладают значительным генетическим влиянием из Восточной Азии по сравнению со своими нетюркскими соседями. [13]
Иранский субстрат
![]() | Эта статья содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( март 2008 г. ) |
Иранское происхождение азербайджанцев определяет связь между нынешними азербайджанцами и их дотюркификационным иранским прошлым и в большей степени относится к иранским азербайджанцам . Хотя известно, что азербайджанский народ является тюркским, его предковые корни восходят к индоиранским племенам и этническим группам. Это подтверждается историческими свидетельствами, существованием древнеазаринского языка , современными топонимами, культурным сходством между иранскими народами и азербайджанцами, а также археологическими и этническими свидетельствами. Ему также отдают предпочтение известные ученые и источники, такие как Владимир Минорский , Ричард Фрай , Ксавье Де Планхол , Энциклопедия ислама , Энциклопедия Ираника , Британская энциклопедия , Большая энциклопедия словаря Ларусса и Энциклопедия World Book .
Исторические сведения и древний азари язык
По мнению Владимира Минорского , примерно в IX и X веках:
«Первоначальное оседлое население Азарбайджана состояло из массы крестьян и во время арабского завоевания было скомпрометировано полупрезрительным термином Улудж («неараб»), несколько похожим на райя (*ri'aya). Единственным оружием этого мирного деревенского населения были пращи, см. Табари, II, 1379-89. Они говорили на нескольких диалектах (адхари (азари), талиши), на которых даже сейчас сохранились некоторые островки. Тюркоязычное население Именно на это основное население опирался Бабак в своем восстании против халифата. [14]
Профессор Играр Алиев также отмечает, что арабские историки Баладхури, Масуди, Ибн Хаукал и Якут упоминали этот язык по имени. [15] Средневековые историки и ученые также отмечают жителей региона Азербайджана как иранцев, говоривших на иранских языках. Среди них — Аль-Истахри, Аль-Масуди, Ибн ан-Надим, Хамзе Исфахани, Ибн Хавкал, Аль-Баладхури, Мокаддаси, Ягуби, Хамдаллах Мостоуфи и Аль-Хорезми. [16]
» цитирует Эбн аль-Мокаффу (ум. 142/759), Ибн Аль-Надим в своем знаменитом «Аль-Фихристе который утверждает, что Азербайджан, Нахаванд, Райй, Хамадан и Исфахан говорят на пехлеви (фахлеви) и в совокупности составляют регион Фахлах. [17]
Очень похожее заявление делает средневековый историк Хамзе Исфахани, говоря о Сасанидском Иране. Хамзе Исфахани пишет в книге «Ат-Танбих ала Ходут ат-Ташиф», что в Сасанидском Иране были распространены пять «языков» или диалектов: пехлеви (фахлеви), дари , парси (фарси), хузи и сориани. Хамзе (893–961 гг. н.э.) объясняет эти диалекты следующим образом:
Пехлеви (Фахлеви) — диалект, на котором короли говорили на своих собраниях, и он родственен фахле. Это название используется для обозначения пяти городов Ирана: Исфахана, Рей, Хамадана, Ман-Нахаванда и Азербайджана. Парси (фарси) — диалект, на котором говорили духовенство (зороастрийцы) и те, кто с ними связан, и является языком городов Парс (Фарс). Дари — это диалект городов Ктесифона, на нем говорили при дворах королей /дабариян/. Корень его названия связан с его использованием; /darbar/ 'суд* подразумевается в /dar/. В этом языке, включающем в себя диалекты восточных народов, преобладала лексика аборигенов Балха. Хузи ассоциируется с городами Хузистана, где цари и сановники использовали его в частной беседе и во время досуга, например, в банях. [18]
Ибн Хавкал упоминает, что некоторые районы Армении контролируются мусульманами, а другие - христианами. [19]
Аль-Мокаддаси (умер в конце 4 века хиджры/10 века нашей эры) считает Азербайджан частью 8-го раздела земель. Он утверждает: «Языками 8-го отдела являются иранские (аль-'аджамия). Частично это дари, частично запутанный (монкалек), и все они называются персидскими». [20]
Аль-Мокаддаси также пишет об Армении, Арране и Азербайджане. Ахмад ибн Ягуби упоминает, что «Азербайджанский народ представляет собой смесь Аджам-и Азари (Аджам - это термин, который стал означать иранцев) азари и старых джаведани (последователей Джавидана, сына Шахрака, который был лидером хуррамитов и сменил Бабак Хоррамдин)». [21]
Закарря б. Из сообщения Мохаммада Казвини в «Атар аль-Билад», составленном в 674/1275 году, что «ни один город не избежал захвата турками, кроме Тебриза» (изд. Бейрута, 1960, стр. 339), можно сделать вывод, что, по крайней мере, Тебриз остался в стороне от влияния турецкого до поры. [22]
Со времени монгольского нашествия, большая часть армий которого состояла из тюркских племен, в регионе возросло влияние тюрков. С другой стороны, в крупных городах по-прежнему преобладали старые иранские диалекты. Хамдаллах Моставафи, писавший в 1340-х годах, называет язык мараки «модифицированным пехлеви» (Пехлеви-йе Мугайяр). Мостовафи называет язык Зенджан (Пехлеви-йе Рааст). Язык Гуштаспи, охватывающий прикаспийский приграничный регион между Гиляном и Ширваном, называется пехлеви-языком, близким к языку Гиляна. [23]
Даже после тюркских вторжений и последующей тюркизации этой территории, которая длилась несколько столетий, путешественники и ученые отмечали, что персидский язык использовался в Тебризе до 17 века . Даже османский турецкий исследователь Эвлия Челеби (1611–1682) упоминает об этом в своем «Сеяхатнаме». Он также сообщает, что во время его поездок по региону элита и образованные люди Нахичевани и Мараге говорили на пехлеви. Кроме того, старый азербайджанский язык, основанный на пехлеви, сейчас вымер.
Также в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, изданном в 1890 году, пишется, что азербайджанцы являются только лингвистически тюрками и иранцами по расе. [24] К такому же выводу приходит книга «Человек» , вышедшая в 1901 году. [25]
Современные мнения
Профессор Ричард Фрай также утверждает:
Тюркоязычные жители Азербайджана (см.) в основном происходят от более ранних ираноговорящих людей, несколько групп которых все еще существуют в регионе. Массовая миграция тюрков-огузов в XI и XII веках постепенно тюркировала Азербайджан, а также Анатолию. Азербайджанские тюрки являются шиитами и были основателями династии Сефевидов. Они осели, хотя в степи Мохана, называемой Ильсеван (бывший Шахсеван), есть скотоводы, насчитывающие около 100 000 человек; они, как и другие племена Ирана, были вынуждены вести оседлую жизнь при Реза-шахе. [26]
По словам профессора Ксавье Де Планхоля :
Материальная культура Азербайджана, являющаяся результатом этого многовекового симбиоза, представляет собой тонкое сочетание местных элементов и вклада кочевников, но соотношение между ними еще предстоит определить. Немногочисленные проведенные исследования (Планхол, 1960) демонстрируют неоспоримое преобладание иранской традиции в земледельческой технике (орошение, севооборот, террасное земледелие) и в некоторых особенностях расселения (зимний троглодитизм людей и скота, проявляющийся в широко распространенных подземных конюшнях). Крупные деревни иранских крестьян в орошаемых долинах служили точками кристаллизации пришельцев даже в ходе языковой трансформации; эти места сохранили свои памятники и передали свои знания. Топонимика, в которой более половины топонимов иранского происхождения в некоторых районах, таких как Саханд, огромный вулканический массив к югу от Тебриза, или Кара-Даг, недалеко от границы (Планхол, 1966, с. 305; Базен, 1982, стр. 28) свидетельствует об этой преемственности. Сам язык является красноречивым доказательством. Азербайджанский язык, как и узбекский (см. выше), утратил типичную для тюркских языков вокальную гармонию. Это турецкий язык, который изучают иранские крестьяне, на котором говорят. [27]
Профессор Гернот Виндфюр утверждает, что «большинство тех, кто сейчас говорит по-курдски, скорее всего, раньше говорили на мидийском диалекте». [28]
Профессор. Тадеуш Свентоховский утверждает: «Согласно наиболее широко распространенной этимологии, название «Азербайджан» происходит от Атропата, имени персидского сатрапа конца четвертого века до нашей эры. Другая теория прослеживает происхождение названия от персидского слова «азар» («Азар» («Азар»). огонь"') - отсюда Азербайджан, "Страна Огня", из-за зороастрийских храмов, чьи костры разжигаются обильными запасами нефти.Азербайджан сохранил свой национальный характер после его завоевания арабами в середине седьмого века нашей эры и последующего обращения в ислам. В это время он стал провинцией ранней мусульманской империи. Лишь в XI веке, когда в страну вошли огузские тюркские племена под управлением династии Сельджуков, Азербайджан приобрел значительное количество тюркского населения. Первоначальное персидское население слилось с тюрками, и постепенно персидский язык был вытеснен тюркским диалектом, который превратился в отдельный азербайджанский язык . Процесс тюркизации был долгим и сложным и поддерживался последовательными волнами притока кочевников из Центральной Азии. [29]
Названия мест, культура и археологические свидетельства
Термины «азербайджанец» и «азербайджанец» родились только в 20 веке, после образования недолговечной Азербайджанской Республики в 1918 году, до которого азербайджанцев называли татарами. [30]
Многие топонимы в современной Азербайджанской Республике и Иранском Азербайджане имеют персидские корни. Тебриз , Баку , Апшерон , Гянджа и страна (как и народ), называющая себя Азербайджаном , — это лишь несколько примеров. Кроме того, многие города в этих регионах были основаны до того, как сюда пришли тюркские племена. Первое упоминание о Баку относится к 885 году, до тюркских нашествий X-XI веков.
Археологические данные из этих регионов показывают большое влияние зороастризма , монотеистической иранской религии, а также иранское присутствие на протяжении более 3000 лет, начиная с поселения мидян в этом районе, оба из которых сформировали иранскую идентичность региона, который продолжалось до тюркских нашествий. [31] Однако не обнаружено никаких доказательств того, что гунны когда-либо создавали постоянные поселения в этом районе, как утверждают некоторые турецкие историки. [32]
Ученые рассматривают культурное сходство между современными персами и азербайджанцами как свидетельство древнего иранского влияния. [33] Азербайджанцы отмечают ряд иранских праздников, в первую очередь Норуз . Исследователи также описывают, что жизнь азербайджанских и персидских жителей очень схожа с точки зрения традиций и культуры. Литература региона также была написана на персидском языке, причем такие писатели, как Катран Тебризи , Шамс Тебризи , Незами и Хагани , писали на персидском языке до и во время вторжений огузов.
Также об иранском характере азербайджанцев свидетельствуют остатки бывших иранских племен, пережившие тюркизацию. Талыши . и таты — иранский народ, говорящий на иранских языках, причем таты говорят на диалекте персидского языка [34] [35]
Генетика
Некоторые новые генетические исследования предполагают, что недавняя эрозия структуры человеческой популяции может быть не такой важной, как считалось ранее, и общая генетическая структура человеческой популяции может не измениться в результате иммиграционных событий, и, следовательно, в случае азербайджанцев; азербайджанцы Азербайджанской Республики больше всего генетически похожи на другие кавказские народы, такие как армяне, [36] и жители иранского азербайджанского региона другим иранцам. [37]
Исследование 2007 года [38] продемонстрировали «сильную генетическую связь между курдами и азербайджанцами Ирана», при этом результаты анализа молекулярной дисперсии (AMOVA) того же исследования «не выявили существенной разницы между этими двумя популяциями и другими основными этническими группами Ирана».
В другом исследовании 2017 г. [39] Иранские азербайджанцы из Тебриза были изучены на наличие аллелей человеческого лейкоцитарного антигена (HLA) , которые использовались для сравнения их родства с другими популяциями Ближнего Востока, Кавказа, Средиземноморья и Центральной Азии. Согласно исследованию, «генетические расстояния, анализ объединения соседей и соответствия показали, что азербайджанцы были близки к курдам , которые показали более близкий средиземноморский/кавказский профиль HLA, и к горганам ( туркменам ), которые показали более близкий профиль к Центральной Азии».
Было отмечено, что исследования генетических расстояний, основанные как на частоте аллелей HLA, так и на частотах гаплотипов класса II, «помещают азербайджанскую выборку в средиземноморский кластер рядом с курдами, горганами, чувашами (юг России, в сторону Северного Кавказа), иранцами и кавказскими популяциями ( сванами и грузинами) . )». Исследование также показало, что азербайджанцы «близки к иранским популяциям, таким как белуджи и иранцы из Йезда , Горганы, туркмены и курды (самая близкая популяция по простым генетическим дистанциям), но находятся в промежуточном положении между средиземноморцами и жителями Западной и Центральной Сибири». такие как манси или тоджа , вместе с горганами, курдами и чувашами (южнорусскими по направлению к Северному Кавказу)». Исследование объяснило близкое родство азербайджанских образцов с курдскими географическими причинами, «поскольку образцы курдов из Ирана были взяты из иранской провинции Курдистан , которая находится значительно ниже иранской провинции Западный Азербайджан ».
Дендрограмма родства соседей (Нью-Джерси) , основанная на частотах аллелей HLA-DRB1 из того же исследования, разделила различные популяции, рассмотренные в исследовании, на два хорошо дифференцированных кластера: первый кластер, объединяющий жителей Северного и Южного Средиземноморья (европейцы и африканцы), жителей Ближнего Востока. , европеоиды и западносибирцы, а второй кластер группирует остальные анализируемые популяции (центрально- и восточносибирцы и ориенталы). Азербайджанцы были интегрированы в первый кластер вместе с горганами (иранское туркменское население) и курдами и заняли промежуточное положение между иранским населением и западносибирцами, а именно чувашами , манси , бурятами и тоджи (тожу тувинцами) . Анализ соответствия, основанный на частотах аллелей HLA-DRB1, показал аналогичные результаты.
Генетические дистанции HLA, наблюдаемые в исследовании, «представляли низкие значения у алтайских популяций и манси занимают промежуточное положение между Средиземноморьем и Центральной Азией, но очень близки к тоджам , тувинцам по сравнению с азербайджанцами, которые в анализе корреспонденции и манси». (Рис. 3) позволяют предположить, что процесс « тюркизации », вызванный огузскими тюркскими племенами, также может способствовать генетическому происхождению азербайджанского народа, о чем свидетельствуют другие генетические и исторические данные (Яршатер, 1988; Шонберг и др., 2011)».
Субклад мтДНК U7a4 достигает максимума среди современных жителей Азербайджана (26%) и азербайджанских жителей северо-западного Ирана (16-22%), а в остальной части Ирана встречается с частотой 2-16%. [ нужна ссылка ]
По обобщенным данным различных лабораторий, более половины азербайджанцев являются носителями Y-гаплогрупп ближневосточного происхождения (E-M35, G-P15, J-P209 и T-CTS6507), что подтверждает гипотезу неолитических миграций из Плодородный полумесяц. Восточноевропейские субклады Y-гаплогруппы R (R-Z2109, R-PF7562, R-Y4364) и гаплогруппы среднеазиатского происхождения ( C-M217 , N-P43 , O-F238 , Q-M242 , R-Z93, R -М478) суммарно охватывают более трети изученных и указывают на миграции из восточных и северо-восточных географических областей. Гаплогруппы южноазиатского и западноевропейского происхождения также были выявлены, но с довольно низкой частотой. [40]
Оппозиция
Кавказский регион является смешанным. Хотя население Азербайджана отличается культурным разнообразием, генетическое тестирование выявило общие генетические маркеры, подтверждающие автохтонное происхождение большинства азербайджанцев. Исследование 2002 года показало, что: « Гаплогруппы Y-хромосомы указывают на то, что индоевропейскоязычные армяне и тюркоязычные азербайджанцы из республики генетически более тесно связаны со своими географическими соседями на Кавказе, чем со своими языковыми соседями в других местах». [41] Авторы исследования предполагают, что это свидетельствует о языковой замене коренных кавказских народов. Есть свидетельства ограниченной генетической примеси, происходящей от жителей Центральной Азии (в частности, гаплогруппы H12 ), особенно у туркмен , которая выше, чем у их соседей, грузин и армян . [41] Анализ мтДНК показывает, что основные отношения с иранцами осуществляются через более крупную западноевразийскую группу, которая является вторичной по отношению к группе Кавказа, согласно исследованию, в котором не участвовали азербайджанцы, а были грузины, которые в других исследованиях объединились с азербайджанцами. [8] Выводы тестирования показывают, что азербайджанцы представляют собой смешанное население, имеющее отношения (в порядке наибольшего сходства) с кавказцами, иранцами и жителями Ближнего Востока, европейцами и туркменами. Другой генетический анализ мтДНК и Y-хромосом показывает, что европеоидные популяции генетически занимают промежуточное положение между европейцами и жителями Ближнего Востока, но в целом они более тесно связаны с жителями Ближнего Востока. Другое исследование, проведенное в 2003 году « Российским журналом генетики» , сравнило говорящих на иранском языке в Азербайджане ( талышов и татов ) с тюркоязычными азербайджанцами и обнаружило, что «... генетическая структура изученных популяций с другими иранскими народами -говорящее население (персы и курды из Ирана, осетины и таджики) и азербайджанцы показали, что ираноязычное население из Азербайджана было более близко к азербайджанцам, чем к ираноязычному населению, населяющему другие регионы мира». [9]
Древние историки, в том числе Геродот , Полибий и Страбон , упоминают этот регион как смешанный, с иранскими и неиранскими группами, такими как утаны , кавказская группа, которая до сих пор существует в Азербайджане. [42]
Прибытие огузов
Ибн аль-Асир , арабский историк, заявил, что тюрки-огузы пришли в Трансоксиану во времена халифа Аль -Махди , между 775 и 785 годами. В период аббасидского халифа Аль-Мамуна (813 – 813 гг.) 833 г.) имя Огуза начинает появляться в произведениях исламских писателей. К 780 году восточные части Сырдарьи находились под властью тюрков-карлуков , а западный регион (огузская степь) - тюрков-огузов.
Господство огузов в Юго-Западной Азии начинается в 11 веке, с империи Сельджуков . Юго -западные тюркские диалекты постепенно вытеснили татский , азари и среднеперсидский диалекты в северном Иране, а также различные кавказские языки на Кавказе, особенно удины , и стали доминирующими в период от высокого до позднего средневековья, под властью Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу (14-15 века), процесс тюркизации в основном завершился к периоду Сефевидов (16 век).
См. также
- История Азербайджана
- азербайджанцы
- Тюркификация
- Генетическая история турецкого народа
- Генетическая история Европы
- Генетическая история Ближнего Востока
Примечания
- ^ A) «...и мидяне (иранцы, проживающие на территории нынешнего северо-западного Ирана)». EIEC (1997:30). Б) «Археологические свидетельства религии ираноязычных мидян…» ( Дьяконов 1985 , стр. 140) . В) «... удалось объединить в царство многие мидийские племена» (из Британской энциклопедии [1] ). Г) "Протоиранский раскол на западный (мидийский и др.) и восточный (скифский, осетинский, сакский, памирский и др.)..." ( Кузьмина, Елена Е. (2007), Происхождение индоиранцев , Дж. П. Мэллори (ред.), BRILL, с. 303, ISBN 978-90-04-16054-5 )
Ссылки
- ^ Британская энциклопедия Online Media (древний регион, Иран)
- ^ «Азербайджанский | народ» . Британская энциклопедия . Проверено 3 ноября 2016 г.
- ^ «Азербайджан, Север» . Этнолог . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ «Азербайджан, Юг» . Этнолог . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Азербайджанский» - Британская энциклопедия
- ^ «Язык уди». Архивировано 4 июня 2008 года в Wayback Machine , Мюнхенский университет , Вольфганг Шульце, 2001/2 (получено 19 июня 2006 года).
- ^ «Маннаи» , Британская энциклопедия (получено 7 сентября 2011 г.).
- ^ Перейти обратно: а б Там, где Запад встречается с Востоком: сложный ландшафт мтДНК коридора Юго-Западной и Центральной Азии - Американский журнал генетики человека, 74: 827-845, 2004 (получено 9 июня 2006 г.)
- ^ Перейти обратно: а б Генетическая структура ираноязычного населения Азербайджана, выведенная на основе частот иммунологических и биохимических генных маркеров. Архивировано 1 октября 2007 г. в Wayback Machine - Русский журнал генетики, том 39, номер 11, ноябрь 2003 г., стр. 1334-1342 (9). (получено 9 июня 2006 г.)
- ^ Асадова П.Ш.; Шнейдер, Ю. В.; Шильникова И.Н.; Жукова, ОВ (2003). «Генетическая структура ираноязычного населения Азербайджана, выведенная на основе частот иммунологических и биохимических генных маркеров». Российский генетический журнал . 39 (11): 1334–1342. дои : 10.1023/B:RUGE.0000004149.62114.92 . S2CID 40679768 .
- ^ Иран: Трехконтинентальная связь для миграции, вызванной Y-хромосомой. Архивировано 23 сентября 2010 г. в Wayback Machine - Hum Hered 2006; 61: 132–143 (получено 13 апреля 2011 г.).
- ^ Деренко, М.; Малярчук Б.; Бахманимер, А.; Денисова Г.; Перкова, М.; Фарджадиан, С.; Епископосян, Л. (2013). «Полное разнообразие митохондриальной ДНК у иранцев» . ПЛОС ОДИН . 8 (11): е80673. Бибкод : 2013PLoSO...880673D . дои : 10.1371/journal.pone.0080673 . ПМЦ 3828245 . ПМИД 24244704 .
- ^ Хинеди, Аиша Ясмин (сентябрь 2018 г.). Влияние торговли Шелкового пути на черепно-лицевую морфологию популяций Центральной Азии . Нью-Йорк: Центр аспирантуры Городского университета Нью-Йорка. п. 30 . Проверено 6 марта 2022 г.
- ^ В. Минорский, Исследования по истории Кавказа , издательство Кембриджского университета, 1957, с. 112
- ^ Профессор Играр Алиев. История Атурпатакана. Персидский перевод доктора Шаадмана Юсуфа. Издательство Балх. Тегеран. 1999.
- ^ «Азари: иранский язык Азербайджана» в Энциклопедии Ираника Э. Яршатера. Архивировано 21 июня 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Ибн Надим, «Фихрист», перевод Резы Таджаддода, издатели Ибн Сины, 1967.Ибн Надим пишет в «Аль-Фахрсте»:(= Но Фахлави родственен Фахле, которая названа в честь пяти городов: Исфахана, Ри, Хамадана, Мах-Нахаванда и Азарбайджана. И в слове это города Мадаина, и придворные царя говорили на этом языке, и это отношение к придворным людям и языку народа. Язык Хорасана и народа Балха является доминирующим, но персидский — это язык, на котором говорят религиозные люди и подобные им, а хози — это язык царей и знати в одиночество и удовольствие Поговорите с Надиманом и его окружением.Ибн Надим, Мухаммад Ибн Исхак: «Указатель», перевод Резы Таджда, Публикации Ибн Сины, 1346 г.Что касается Аль-Пехлеви, а его приписывают Фахле, то его название падает на пять стран, а именно: Исфахан, Ар-Ри, Хамдан, Мах-Нахаванд, Азербайджан, и Ама-ад-Дарья, язык Мадана аль-Мадаина, и на котором он разговаривал с Бабом Царя и их аналогами, это язык народа Персии, но жители Аль-Хузии говорили на языке царей и знати в уединении и местах игр. и удовольствие, и с аль-Хашией, но народ Ас-Сирийского раньше говорил на языке народа грамотного и переписочного. Ибн Надим, Аль-Фихрист. Доступ к сайту www.alwaraq.com осуществлен в сентябре 2007 г.
- ^ (Мехди Мараши, Мохаммад Али Джазайери, Персидские исследования в Северной Америке: Исследования в честь Мохаммеда Али Джазайери , Ibex Publishers, Inc, 1994. стр. 255)
- ^ Ибн Хаукал, Сурат аль-Ард. Перевод и комментарии: Дж. Шоар, издательство Amir Kabir Publishers, Иран. 1981.«Армения состоит из двух частей: внутренней и внешней. Во внешней Армении города принадлежат мусульманам и находятся в их руках, а правителями там являются сами мусульмане, и рука армян отрезана от нее, и это полностью под властью исламских царей: в их число входят города Арджиш, Маназжард и Халат, а границы внешней Армении определены, т. е. ограничены с востока Бардеей, с запада островом, с. на юг в Азербайджан, а от вас в области Рума на стороне Галикалы.
- ^ Аль-Мокаддаси, Шамс ад-Дин Абу Абдаллах Мухаммад ибн Ахмад, Ахсан аль-Такаси фи Ма'рифа аль-Акалим, перевод Али Наки Вазири, том первый, первое издание, Mu'alifan and Mutarjiman Publishers, Иран, 1981, стр.377Аль-Макдиси, Шамс ад-Дин Абу Абдаллах Мухаммад ибн Ахмад, Ахсан аль-Такасим фи Марифа аль-Агалим, перевод доктора Алинки Вазири, том 1, первое издание, Публикации авторов и переводчиков Ирана, 1361, стр. 377. .
- ^ (Тарих-и Якуби / Талиф-и Ахмад ибн Аби Якуби; тарджамах-и Мухаммад Ибрагим Аяти, Интиришарат Бунгах-и Тарджама и Нашр-и Китаб, 1969.
- ^ «Азари: иранский язык Азербайджана». Архивировано 21 июня 2009 года в Wayback Machine (Encyclopædia Iranica Э. Яршатера).
- ^ «Мустафи, Хамдаллах: «Нужат аль-Кулоб, усилиями Мохаммеда Дабирсиаги, Tahuri Publications, 1336 г.Моставафи, Хамдаллах. Ножат аль-Колуб. Под редакцией Мухаммада Дабира Сайяки. Издательство Тахури, 1957 год.
- ^ (на русском языке) Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. «Тюрко-татары». [ постоянная мертвая ссылка ] Санкт-Петербург, Россия, 1890-1907 гг.
- ^ Человек Автор: Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии, JSTOR (Организация)
- ^ Фрай Р.Н., Энциклопедия Ираника, «ИРАН против НАРОДОВ ИРАНА (1) Общий обзор»
- ^ [1] (Иранская энциклопедия)
- ^ Виндфур, Гернот. «Изоглоссы: очерк персов и парфян, курдов и мидийцев» в Hommages et Opera Minora, Monumentum HS Nyberg, Vol. 2., Acta Ираника 5. Тегеран-Льеж: Библиотека Пехлеви, 457-472. стр 468.
- ^ Азербайджан: Историческая справка, Том. 3, Компакт-диск с энциклопедией Colliers, 28 февраля 1996 г.
- ^ Майкл П. Круассан. Армяно-азербайджанский конфликт: причины и последствия . стр. 7–8.
- ^ «Различные храмы огня». Архивировано 30 апреля 2006 г. в Wayback Machine - Университет Калгари (получено 8 июня 2006 г.).
- ^ стр. 385-386.
- ^ «Азербайджан». Архивировано 17 мая 2006 г. в Wayback Machine - Колумбийская энциклопедия (получено 8 июня 2006 г.).
- ^ «Отчет для Талыша» - Этнолог (получено 8 июня 2006 г.).
- ^ «Отчет для татов» - Этнолог (получено 8 июня 2006 г.).
- ^ Проверка гипотез о замене языка на Кавказе.
- ^ Ашрафиан-Бонаб, М; Лоусон Хэндли, LJ; Баллу, Ф (2007). «Урбанизация меняет генетическую структуру человеческой популяции? Тематическое исследование» . Наследственность (Эдинб) . 98 (3): 151–6. дои : 10.1038/sj.hdy.6800918 . ПМК 1808191 . ПМИД 17106453 .
- ^ Фарджадиан, С.; Гадери, А. (декабрь 2007 г.). «Сходство HLA класса II у иранских курдов и азербайджанцев». Международный журнал иммуногенетики . 34 (6): 457–463. дои : 10.1111/j.1744-313x.2007.00723.x . ISSN 1744-3121 . ПМИД 18001303 . S2CID 22709345 .
Дерево соединения соседей, основанное на генетических расстояниях Нея и анализе соответствия согласно частотам аллелей DRB1, DQA1 и DQB1, показало сильную генетическую связь между курдами и азербайджанцами Ирана. Результаты AMOVA не выявили существенных различий между этими популяциями и другими основными этническими группами Ирана.
- ^ «Происхождение азербайджанцев (Иран) по генам HLA» . Международный журнал современной антропологии : 131. 2017.
- ^ Алиев А.А., Ибрагимов А.Ш., Халилова И.С. Оценка разнообразия Y-ДНК азербайджанцев. Вестник МГУ. Серия XXIII. Антропология. № 4, 2018, с. 49-55.
- ^ Перейти обратно: а б Генетический ландшафт, измененный недавними событиями: взгляд на Y-хромосому в Центральной Азии - Американский журнал генетики человека, 71: 466-482, 2002 (получено 9 июня 2006 г.)
- ^ необходима ссылка)