Яподы
Яподы и внутри страны от них (или Iapydes , Japodes ; греческий : Ἰάποδες ; сербско-хорватский : Japodi ) были древним народом, который жил к северу от либурнийцев , у Адриатического побережья и к востоку от полуострова Истрия . Они занимали внутреннюю часть страны между реками Колапис ( Купа ) и Оней ( Уна ), а также горный хребет Велебит ( Mons Baebius ), отделявший их от прибрежных либурнийцев. [ 1 ] Их территория охватывала центральные внутренние районы современной Хорватии и долину реки Уна на территории сегодняшней Боснии и Герцеговины . Археологические документы подтверждают их присутствие в этих странах как минимум с 9 века до нашей эры, и они сохранялись на своей территории более тысячелетия. Древние письменные свидетельства о внутренних иаподах скуднее, чем о прилегающих приморских народах (либурнах, дельматах и др.), имевших более частые морские контакты с древними греками и римлянами.
Максимальное развитие и территориальное расширение иаподы имели с VIII по IV века до нашей эры. Они поселились в основном во внутренних горных долинах между Паннонией и прибрежным бассейном Адриатического моря, но в споре с южными Либурни они периодически достигали также северного побережья Адриатического моря в долине Винодол (классический Вальдевинум ).
Знания о культуре яподов во многом туманны из-за отсутствия материальных свидетельств. Считается, что иаподы были иллирийцами , вероятно, подгруппой паннонцев или смешанной группой, имеющей связи с паннонийцами, кельтами , [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] и/или Венети . [ 5 ]
Крупнейшим ученым Яподи была археолог Бранка Рауниг . [ 6 ]
Происхождение и родство
[ редактировать ]Точное происхождение ранних яподов неясно; археологические документы предполагают смешанное сходство с ранними Паннониями и другими иллирийцами . Первое письменное упоминание об иллирийском племени принадлежит греческим писателям VI века до нашей эры. описывает их Предварительно Страбон как смешанную расу кельтов и иллирийцев, которые пользовались кельтским оружием, делали себе татуировки и питались главным образом полбой и просом ; [ 1 ] однако предположение Страбона о смешанной кельтско-иллирийской культуре иаподов не подтверждается археологией. Первоначально Иапод существовал, по крайней мере, с 9 века до нашей эры, а кельтское влияние достигло региона в 4 веке до нашей эры, когда Иапод пришел в упадок. Археологические свидетельства типичной кельтской культуры документированы только в краевой зоне контакта яподов и кельтских таврисков вдоль долины реки Купа (ныне словенско - хорватская граница). В других местах, и особенно в основной яподской области Ликского нагорья в Хорватии , определенные кельтские артефакты редки и могут быть объяснены только коммерческим обменом.
Римское завоевание
[ редактировать ]Римляне говорили о иаподах, что они были воинственной расой, склонной к грабительским экспедициям. [ 1 ] но другие археологические документы подтверждают, что их основной экономической деятельностью была горнодобывающая промышленность и металлургия. Это привлекло прагматичных римлян к завоеванию своей страны, чьи речные долины также были естественным путем для стратегических коммуникаций между Адриатикой и Паннонией. Таким образом, вызванные конфликты начались с 171 г. до н. э., когда консул Гай Кассий Лонгин впервые напал на Иапода. В 129 г. до н.э. Гай Семпроний Тудитан напал на Иаподов и был почти побежден, но прибыл Децим Юний Брут и спас его, и он отпраздновал триумф . [ 7 ] Луций Аврелий Котта и Гай Цецилий Метелл предприняли еще одну экспедицию против иаподов в 119 г., которая завершилась триумфом в 117 г. В 78–76 г. до н. э. они также подверглись нападению со стороны Гая Коскония в рамках войны против далматинцев. [ 8 ] Они имели федус с 56 г. до н. э. с Римом и платили дань , но затем в 52–47 г. до н. э. восстали. В 34 г. до н. э. они были окончательно завоеваны Августом Цезарем . Тогда они сохранили частичную автономию с внутренним препозитом Яподумом .
Культура и общество
[ редактировать ]Из-за богатых и обширных лесов их горной страны их дома представляли собой в основном деревянные хижины, а каменные конструкции они использовали редко, за исключением некоторых крупных укреплений. Их поселения располагались в основном на вершинах холмов, в них проживало от 400 до 3000 жителей, а основными иаподскими поселениями в римские времена были Метулум , Терпон , Арупиум и Авендо .
Они выращивали в основном зерновые и виноград, держали разнообразный скот. Их ранняя металлургия развилась за полтысячелетия до кельтского влияния, которое вызвало здесь незначительные изменения. Их общество было простым и включало воинов, сельских жителей, пастухов, шахтеров и мастеров по металлу. На этом раннем этапе ни лидеры, ни элита не были указаны, и эти независимые яподы не имели заметной коллективной политической организации. При римлянах возникла романизированная элита во главе с Иаподом назначенным римлянами препозитом .
Их классическая культура представляла собой разнообразную смесь паннонских, иллирийских, греческих и римских влияний, по большей части без особых особенностей. Их изобразительное искусство включало частые металлические украшения в виде треугольников и спиралей, крупные янтарные жемчужины и янтарные статуэтки . Яподский язык до римлян по большей части неизвестен: единственными доступными сведениями являются их топонимы и надписи на некрополях римских времен. Эти скудные ономастические признаки позволяют предположить, что иаподский язык может быть соотнесен с другими иллирийскими и паннонскими племенами. Во время своей независимости иаподы, похоже, были совершенно неграмотны и не оставили никаких надписей до римского завоевания.
Религия
[ редактировать ]Первоначальная религия Иаподов почти неизвестна, и, похоже, она похожа на религию других восточных иллирийцев. Они знали божественную пару водных божеств Видасса (как римлянин Сильванус ) и Тана (как римлянка Диана ), чьи скалистые рельефы сохранились и сегодня на некоторых источниках в их районе. Они поклонялись святому коню как своему племенному тотему , а также священным змеям как символу своих предков. Их ранние гробницы обычно находились в пещерах, а затем, в римские времена, часто в деревянных саркофагах, а также сжигались в керамических урнах.
Яподийские погребальные урны представляли собой уникальную форму искусства, на которую в определенной степени повлияло искусство Ситула северной Иллирии и Италии, а также греческое искусство. [ 9 ]
Археогенетика
[ редактировать ]В ходе археогенетических исследований, опубликованных в журнале Nature (2022), было изучено 8 образцов из трех стоянок иапод раннего железного века. Все пять протестированных мужчин принадлежали к гаплогруппе Y-ДНК отцовской линии J2b2a1-L283 (> J-Y86930 [ 10 ] ). Гаплогруппы мтДНК подпадали под H, H1, 2x H3b, H5, T2a1a, T2b и U5a1g. [ 11 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Яподская керамика и металлообработка
-
Доримская бронзовая спиральная брошь
-
Рифленая урна и крышка с украшениями, VIII век до н.э.
-
Ожерелья, ранний железный век, VI-V вв. до н. э.).
-
Пектораль из янтарных бус.
-
Артефакты из могилы Госпич-Липе, поздний бронзовый век, восьмой век до нашей эры.
-
Керамика и фибула из могилы Госпич-Липе, поздний бронзовый век, восьмой век до нашей эры.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Чисхолм 1911 года .
- ^ Классический словарь: содержащие основные имена собственные, упомянутые у древних авторов, часть первая, Чарльз Антон, 2005, стр. 539: «... Тор, «возвышенная», «гора». «(Страбон, 293); иаподы (Страбон, 313), галло-иллирийская раса, населявшая долины...»
- ^ Уилкс, Дж. Дж. Иллирийцы, 1992, ISBN 0-631-19807-5 , стр. 79, «наряду со свидетельствами формул имен, венетического элемента среди яподов. Группа имен, идентифицированных Альфёлди как кельтского происхождения: Аммида, Анды, Иарит, Матера, Макса, "
- ^ Происхождение европейцев: классические наблюдения о культуре и личности Уильяма Скотта Шелли, 1997, ISBN 1573092207 , стр. 222, Трансальпийские япиды, паннонское племя, было одновременно сильным и диким.
- ^ Уилкс, Дж. Дж. Иллирийцы . Блэквелл, 1992 г., ISBN 0-631-19807-5 , с. 79. «...наряду с доказательствами формул имен, венетический элемент среди яподов. Группа имен, идентифицированных Альфёлди как кельтского происхождения: Аммида, Анды, Иарит, Матера, Макса,...»
- ^ «Памяти Бранки Рауниг (1935-2008)» . Национальный музей Боснии и Герцеговины (на боснийском языке). 13 июня 2018 г. Проверено 17 мая 2020 г.
- ^ ЦИЛ I 2 48176
- ^ Джей Джей Уилкс, Далмация (1969), 30-34, 46.
- ^ Стипчевич, Александр (1977). Иллирийцы: история и культура . Нойес Пресс. п. 203. ISBN 978-0-8155-5052-5 .
- ^ «J-Y86930 YTree v10.04.00 (ID: I23911, I23995, I24638, I24639, I24882)» . YFull.com. 4 июля 2022 г. Проверено 28 августа 2022 г.
- ^ Паттерсон, Ник; и др. (2022). «Массовая миграция в Британию в период от среднего до позднего бронзового века» (PDF) . Природа . 601 (7894): 588–594. Бибкод : 2022Natur.601..588P . дои : 10.1038/s41586-021-04287-4 . ПМЦ 8889665 . ПМИД 34937049 . S2CID 245509501 .
Источники
[ редактировать ]- Митя Густин и др.: Кельтои в Югославии (Кельты и их современники на территории Югославии). Народный музей, Любляна, 1984.
- Радослав Катичич: К вопросу о кельтских и паннонских названных областях в Римской Далмации. Годисняк (Annuaire) 3, 55 стр., Центр балканских исследований, Сараево, 1965.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Япид ». Британская энциклопедия . Том. 14 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 215. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в