Балаиты
Балаиты Иллирии ( древнегреческий : Βαλαιειταί, Βαλαιιταί ) были древним племенем в южной , современной Албании . Племя известно из ряда греческих надписей , которые не упоминаются в древних письменных источниках. [1]
Расположение
[ редактировать ]Было высказано предположение, что балаиты, вероятно, были подразделением или местным районом Аполлонии , расположенным на окраине ее территории, и что они не были одной из ее гражданских общин. [2] Неритан Чека предположил, что древние укрепления возле современных Гурезеза или Клос могли принадлежать балаитам. [3] М.Б. Хацопулос, основываясь на наблюдениях Н.Г.Л. Хаммонда, предлагает местоположение в Трепорте в заливе Влёры . [4]
Организация и ономастика
[ редактировать ]Политическая организация и институты балаитов были вдохновлены либо Аполлонией , либо Корфу . [5]
Важнейшей археологической находкой, связанной с ними, является высеченный из мела общественный мемориал (так называемая халкома ), передающий благодарственное послание некоему полиперархону Аристену Парменонскому от имени койнона балаитов. [6] В тексте приводится список эллинистических политических институтов балаитов, экклесии и пресвитеров , тогда как пританеи и тамии (сборщики налогов) даже упоминаются поименно. [3] Социальная организация балаитов предполагает наличие развитой эллинистической общности, которая, по мнению ученых, могла располагаться в радиусе культурного влияния Аполлонии , скорее всего, вблизи территорий амантов или территории биллионов . [7] [3] Неритан Чека и Ольгита Чека (2017) пришли к выводу, что этнические особенности балаитов были похожи на близлежащие иллирийские биллионы , а некоторые личные имена были похожи на близлежащую коринфскую колонию Аполлония, что позволяет предположить принадлежность балаитов к политическому сообществу в город Гурезеза . [8] Почетный указ балаитов отображает их ономастику, политические учреждения и особенности календаря, которые написаны на греческом языке с использованием греческих технических терминов (эпирот и коринфский), возможно, под влиянием близлежащей коринфской колонии Аполлонии. [9] Балаиты образовали койнон (лигу). Должности балатов имели смешанный характер и имели коринфские , эпиротские и македонские черты. [10] На основании конкретных надписей Хацопулос (1997) пришел к выводу, что койнон балаитов имел греческую идентичность. [11]
В текст указа включены две формы этнонимов: Βαλαιειταί ( Балайтай ) и Βαλαιιταί ( Балайтай ). Последние указаны как получатели филантропических действий Аристена, а затем и благодарений периполярархов , тогда как первые указаны как политический субъект, издающий указы, и как политическое сообщество, которое было официальным получателем короны, взаимно пожалованной Аристеном. Разница между этими двумя терминами, этносом с его территорией, с одной стороны, и племенным полисом, бывшим столицей этноса, с другой, видимо, наблюдается и в другом эпиграфическом и нумизматическом материале ареала, в том числе в случаях эллинизированных иллирийских городов-государств Димале ( Дималлитан/Дималла ) и Биллис ( Биллионон/Биллис ). [12]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Лазанья 2019 , с. 68.
- ^ Уис 2008 , с. 134: «Возможно, что они были не гражданским сообществом, а подразделением, местным округом Аполлонии, на окраине ее территории».
- ^ Jump up to: а б с Чека 2013 , стр. 229.
- ^ Хацопулос 1997 , с. 145: «Кабанес предлагает разместить его на внутреннем археологическом объекте Гюрцет, но предложение Хаммонда54 кажется более вероятным: он предпочитает другое важное место, в Трепорти, на берегу Олонского залива, поскольку проход в Страбоне происходит от древнего опасно, что перечислены прибрежные города».
- ^ Кабанес, П. (1997). «Развитие городов». В М.В. Сакеллариу (ред.). Эпир: 4000 лет греческой истории и культуры . Экдотике Афинон. п. 89. ИСБН 9789602133712 .
Учреждения соседних государств. В непосредственной близости от Эпира было много городов и государств федерального типа со своими собственными учреждениями: Виллис, Амантия, Кассопи, а община валаитов имела организацию, вдохновленную организацией Корфу или Аполлонии.
- ^ Чека 2013 , стр. 229, 422.
- ^ Кабанес 1988 , с. 301.
- ^ Ceka & Ceka 2017 : «Из-за сходства этнических особенностей балаитов с этническими особенностями биллинов, а также сходства некоторых личных имен с именами Аполлонии, предполагалась его принадлежность к политическому сообществу в городе Гурзеза. , который до сих пор не подвергался интенсивным раскопкам».
- ^ Хацопулос 1997 , с. 145: «...Личные имена, календарь и политические учреждения, упомянутые в надписях, написанных на греческом языке и использующих греческие технические термины, представляют собой смесь эпиротских и коринфских элементов, возможно, под влиянием близлежащей коринфской колонии Аполлония».
- ^ Хацопулос 1997 , с. 144: «Его политические институты, наконец, имеют смешанный характер. Пританис - это одноименный чиновник коринфских колоний, хотя он рано распространился за их пределы на Аманцию, Биллис, Никею, Кассопу и, возможно, на Орикос. «Старейшины», который заменил совет, вспомните скорее Epirote peleioi и македонский пелиганизм, чем bouleutai коринфских колоний. Что касается термина койнон, то он может в равной степени относиться к политической форме полиса или этноса».
- ^ Хацопулос 1997b , с. 145. «Надпись, выгравированная на греческом языке и с использованием греческих технических терминов, показывает смесь континентальных и коринфских колониальных элементов в номенклатуре, календаре и политических учреждениях и является неоспоримым свидетельством гречности «общественности» валаитов. ."
- ^ Лазанья 2019 , стр. 73–74.
Общая библиография
[ редактировать ]- Кабанес, Пьер (1988). Иллирийцы от Бардилиса до Генция (IV–II вв. до н.э.) на ( французском языке). Париж: СЕДЕС. ISBN 2718138416 .
- Чека, Неритан (2013). Иллирийцы албанцам . Тирана: Спи. ISBN 9789928407467 .
- Чека, Неритан ; Чека, Ольгита (2017). «Надпись Периполярха из замка Матохасанай». В Луане Пержита; Илир Гджипали; Гезим Ходжа; Белиса Мука (ред.). Новые археологические открытия в регионах Албании: материалы международной конференции 30–31 января, Тирана 2017 . Том. 1. Ботимет Албанологджике. Академия албанских исследований, Институт археологии. стр. 488–508. ISBN 978-9928-141-71-2 .
- Хацопулос, МБ (1997). «Границы эллинизма». Эпир, Четыре тысячи лет греческой истории и цивилизации . Экдотике Афинон. ISBN 960-213-377-5 .
- Хацопулос, М.В. (1997b). «Границы эллинизма». В М.В. Сакеллариу (ред.). Эпир: 4000 лет греческой истории и культуры . Экдотике Афинон. ISBN 9789602133712 .
- Жаупай, Лавдош (2019). Исследования культурных взаимодействий в районе Иллиро-Эпирота с VII по III век до нашей эры. Ж.-К (Диссертация). Лионский университет; Институт и археологии (Албания).
- Лазаньи, Кьяра (2019). Вырасти Браун, Джованелла; Кулассо Гастальди, Энрика (ред.). Локальные реалии в греческом мире: исследование полисов и этны Западной Греции . Эпиграфические исследования и тексты. Медвежьи издания. ISBN 978-88-6274-962-6 .
- Вис, Ханс ван (2008). Коллективная безопасность и общественный порядок в древних обществах: семь презентаций с последующими дискуссиями Ханса Ван Виса ... [и др.]: Вандовр, Женева, 20-24 августа 2007 г. Книжный магазин Дроз. п. 134. ИСБН 978-2-600-00754-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Иллирией и иллирийцами, на Викискладе?