Атинтанцы
Атинтанцы или Атинтанианцы ( греч . Ἀτιντᾶνες , Atintánes или Ἀτιντᾶνιοι, Atintánioi , латынь : Atintanii ) были древним племенем, которое жило на границе между Эпиром и Иллирией , во внутреннем регионе, который назывался Атинтанией. Их описывают либо как племя эпиротов, принадлежавшее к северо-западной греческой группе, [1] [2] [3] [4] или как иллирийское племя. Время от времени они подчинялись молоссам . [5]
Имя
[ редактировать ]Суффикс -анес весьма типичен для северо-западного дорического греческого языка и встречается в нескольких этнонимах Эпира (Арктаны, Афаманы, Талайаны и т. д.), но встречается и в других греческих регионах, помимо Эпира. [6] А. Дж. Тойнби утверждает, что суффикс -anes, возможно, предполагает, что имя Atintanes могло иметь греческое происхождение. [7] Он также утверждает, что они дали грекам название Титанов , расы гигантов в мифологии. [8] Тойнби связал их имя с племенным этнонимом Тинтенои, засвидетельствованным в чеканке и надписях, в то время как Н.Г.Л. Хаммонд утверждал, что оно связано с иллирийским Атинтани , поскольку, по его мнению, Тинтеной является ионической формой Атинтани. [9] [10] Окончание -anes в дорическом греческом языке (-enes в ионическом) является типичной чертой в названиях различных дорических племен, участвовавших в миграциях греческих средневековья (1100-800 гг. до н. э.), многие из которых происходили из Эпира. [11]
Язык
[ редактировать ]По словам Филоса (2017), в научных кругах существует общий консенсус в отношении того, что грекоязычное население Эпира, включая атинтанцев, говорило на северо-западном дорическом языке, похожем на тот, на котором говорят несколько соседних народов центральной и западной Греции. [3] Папамихаил (2020) утверждает, что в речи этих племен существовал ряд вариаций, однако их язык был основан на дорическом греческом языке. [12] Н.Г.Л. Хаммонд (1977), который предположил существование двух отдельных одноименных племен – эпиротских атинтанов и иллирийских атинтани, [13] заявил, что эпиротские атинтаны говорили по-гречески, по крайней мере, со времени дорийского вторжения, как и остальные дорические племена, которые имеют общий суффикс -anes в своих именах. [14] Марьета Шашель Кос (2005) утверждала, что атинтанцы говорили на языке, похожем на язык других южно-иллирийских племен, которые приобрели определенную степень эллинизации благодаря контактам со своими греческими соседями. [4] она также утверждала (2002), что они предположительно были тесно связаны по языку с этими племенами. [15]
Древние источники
[ редактировать ]Атинтаны упоминаются в классической античности Фукидидом (2.80.6), Псевдо-Скилаксом (26), Псевдо-Аристотелем ( Мир. 833а 9), Ликофроном ( Александра 1042–1046), Полибием (2.5; 11.11; 7.9.13). ; , Страбон (7.7.8 Балади), Ливий (27.30.13; 29.12.13; 45.30.7), Аппиан ( иллирийские 7–8), Полиен (4.11.4), Стефан Византийский ( sv Ἀτιντάνία) и на Надпись IV века до н.э. из Додоны ( SGDI 1336). О них сообщается в вышеупомянутых древних источниках в историческом контексте Пелопоннесской войны , Римско-Иллирийских войн , первой Римско-Македонской войны и римского поселения Македонии в 167 году до нашей эры. [16] [17]
Фукидид (V век до н. э.), описывая Акарнанскую кампанию 429 г. до н. э., перечисляет силы Эпирота; среди них атинтанты, а также хаоны, феспроты, молоссы, паравайи и оресты, как «варвары», живущие к северо-западу от греческих земель. [18] [19] [20] Они перечислены вместе с молоссами под одним и тем же командующим, неким Сабилинтом. [21] Фукидид проводит четкое различие между эллинскими отрядами и варварскими войсками, тогда как македонские войска упоминаются сразу после списка варварских войск. [22] Было высказано предположение, что атинтанцы упоминаются как «варвары» не в том смысле, что их культура, обычаи или поведение диаметрально противоположны греческим нормам, а скорее из-за того, что их, казалось бы, более примитивный образ жизни делал их «греками-неудачниками». [23] Перипл Псевдо-Скилака (4 век до н. э.) определяет местонахождение Атинтанов внутри страны, в контакте с Амантами и Хаонами на западе, а также область Идонии (некоторые авторы интерпретируют ее как Додонию ) на юге. [24] [25] В поэме Ликофрона «Александра» (3 век до н. э.) земля Атинтанов находится недалеко от города Амантия . [26] что соответствует внутренним районам Аполлонии . [27] Страбон (I век до н. э. – I век н. э.) на основании рассказа Гекатея (6 век до н. э.) включил их в число четырнадцати эпиротских племен, [28] проведение границы между ними и иллирийцами на севере. [20]
Согласно Ливию (I век до н. э. – I век нашей эры), Атинтания входила в состав Верхней Македонии под управлением Рима. Верхняя Македония располагалась рядом с Иллирией и Эпиром, однако часть Атинании наверняка находилась внутри Эпира. [29] Аппиан (2 век нашей эры) — единственный древний автор, который конкретно называет племя атинтанов (не атинтанов), используя этноним «иллирийцы». [30] Хацопулос утверждает, что это связано с их политической ситуацией из-за их аннексии иллирийскими правителями, как уже объяснил П. Кабанес (1986). [31] Шашель Кос (2005) утверждал, что Аппиан может быть согласен с Псевдо-Сцилаксом, который включил атинтанов в число иллирийских народов, варваров, проживающих к северу от Хаонии . [32] В лексиконе «Этника» Стефана Византийского (6 век нашей эры) Атинтания фигурирует как область Македонии, названная в честь Атинтана, сына Македноса в версии Ликаона. [33] Традиция об одноименном Атинтане как о сыне Македноса, вероятно, была создана во времена правления Филиппа V Македонского (238–179 до н.э.) с целью ужесточения связи между македонскими властями и атинтанцами. [34]
Личность и местоположение
[ редактировать ]В современных исследованиях нет единого мнения о происхождении и точном местонахождении Атинтанов. [35] [ нужна проверка ] [36] Современные ученые упоминают атинтанов либо как одно из различных эпиротских племен, либо в связи с иллирийцами. [37] Иногда они также появляются как эпироты, а иногда как македонцы, в зависимости от того, какое соседнее государство получило контроль над их территорией. [38]
В начале 20 века М. Холло зарисовал Атинтанию в средней долине Аооса . [39] П. Левек расположил Атинтаны в средней долине Аооса, как и Холло, но он также включил долину Дрино . [39] А. Дж. Тойнби обнаружил атинтанов в Эпире, между хаонцами и паравайями ; [40] по его словам, это были настоящие эпироты. [8] Х. Крейссиг (1984) подчеркивал, что они принадлежали к эпиротским племенам в отличие от иллирийских парфинов. [41] Мартин Нильссон (1986) считает их эпиротским племенем [древней] северо-западной Греции. [42]
Ф. Папазоглу и Пьер Кабанес заявили, что существовало только одно племя с названием атинтанцы и что территория, которую они населяли, располагалась в горных хребтах между реками Аус ( Вьосэ ) и Апсус ( Осум ). [43] [44] Кабанес (1988) поместил Атинтанию в районе между Биллисом и Дассаретисом, без долины Дрино, и считал их самым южным иллирийским народом, на границе с Эпиром. [45] [39]
По мнению М.Б. Хацопулоса, атинтанцы вместе с хаонцами составляют самую северную эпиротскую общину. Хацопулос считает, что к северу от них и между ними и парфинами , тавлантами и (иллирийскими) дассаретиями существовала смешанная зона; хотя он и был частью Иллирии, по его словам, это было культурное продолжение грекоязычного Эпира. [46] К. Хабихт (1995) считал Атинтанию иллирийским регионом. [47] С. Тири (2001) причислил атинтанов к эпиротам. [48] Т. Дж. Виннифрит (2002) связал различные положения атинтанов, о которых говорится в древних источниках, с мирной деятельностью транслюдей, но он также заявил, что могли существовать два племени с похожим названием. Он также относит атитанцев к эпиротским племенам. [49] Сасел Кос (2002) включил атинтанцев в число наиболее выдающихся иллирийских народов, которые предположительно были тесно связаны друг с другом с точки зрения культуры, институтов и языка. [15] Она поместила их где-то во внутренних районах Эпидамна и к югу от него, хотя и утверждала, что местонахождение атинтанцев неизвестно. [50] Депутат Кастильони (2003) считала, что территория, предложенная Кабанесом, соответствует данным Ликофрона , и для более глубокого анализа местоположения она отсылала читателя к Хацопулосу (1993). [51] Коллективная работа «Указатель эпиграфического бюллетеня, 1987–2001» (2005), опубликованная Ассоциацией греческих исследований и Университетом Парижа IV, Сорбонна, классифицирует атинтантов как племя эпиротов, хотя их точное местонахождение является предметом споров. [52] Киргин (2006) расположил Атинтанию на территории к востоку от Аполлонии и упомянул атинтанов как иллирийское племя. [53] М. Дитерле (2007) считал, что Атинтания была частью Эпира и вместе с Хаонией и Парауэей составляла северный племенной регион Эпирот. [54] Стокер (2009) отмечает, чтоПсевдо-Сцилакс записал атинтанов как племя, жившее во внутренних районах и к югу от Аполлонии, вдали от побережья, и что он не упомянул ни одного племени в непосредственной близости от апойкии . По ее словам, нет никаких доказательств мнения Кабанеса о том, что Атинтанес контролировал равнину Мизеке и Аполлонию. [55] Стокер также подвергает сомнению утверждение об их включении в южно-иллирийский койнон; Комментируя предположение относительно койнона , который включал три предложенных иллирийских племени (атинтаны, биллионы и аманты ), Стокер утверждает, что предложенный иллирийский койнон, скорее всего, был ограничен по размеру южной, не грекоязычной областью Иллирии, которая не включать Эпир, поскольку последний говорил по-гречески. [56]
По словам Бертона (2011), Атинтани располагались во внутренних районах Иллирии. [57] Хайнц Варнеке (2014) считает атинтанцев племенем, проживающим внутри страны, на северо-западе Эпира. [58] В. Паркер (2014) рассматривал Атинтанию как внутренний регион Иллирии. [59] Р. Уотерфилд (2014) рассматривал Атинтанию как округ на границе между Иллирией и Эпиром и располагал Атинтани вокруг Антигонеи и Биллиса . [60] Э. Шехи (2015) относит атинтанов к югу от Иллирии и допускает возможность включения трех основных койна в число атинтанов : биллионов , амантов и собственно атинтанов. [61] Тимоти Эдвард Шефер (2015) считает Афины частью Эпира. [62]
Картография Л. Мартинеса-Сева показывает большую территорию между Иллирией, Эпиром и Македонией, состоящую из Атинтании, Паравеи и Тимфеи , которую, по мнению М. П. Даусса (2015), можно считать границей или «промежуточной территорией», как также утверждает П. Кабанес. Даусс утверждал, что граница между иллирийцами и эпиротами зависит от местонахождения атинтанцев, однако установить четкие границы в этих регионах кажется очень трудным, особенно потому, что о некоторых народах мало что известно, чтобы точно определить их местонахождение. [63] Л. Мартинес-Сев (2017) изобразил Атинтанию в нижней долине Аооса, между Аполлонией и Орикосом . [64] CJ King (2017) считал атинтани иллирийским племенем и располагал Атинтанию либо в Иллирии, Эпире, либо в Верхней Македонии ( Македонии самый западный мерис вокруг озера Ликнидос ). [65] П. Филос (2017) перечислил атинтанов среди грекоязычных малых племен Эпира. [3] A. V. Vasilyev (2018) locates Atintania in Illyria. [66] Яупай (2019) относит атинтанцев к южно-иллирийским племенам, населявшим большую территорию, дошедшую в какой-то момент до района Додоны. По его мнению, атинтанцы, вероятно, образовали более крупный койнон , который, возможно, включал как иллирийские, так и эпиротские племена, и его территория со временем сократилась, поскольку его общины сформировали свои собственные государства. [2] Хацопулос (2020) охарактеризовал место, предложенное М. Холло и П. Левеком, как «очевидное и, в конце концов, примерно правильное решение», однако он заявил, что в своем предложении «Левек добавил долину Дринос без уважительной причины». [16]
Виннифрит (2021) заключает, что местонахождение атинтанов или атинтани неясно, и заявляет, что странно располагать иллирийских атинтанов слишком далеко на юге, на территории Эпирота, поскольку их предполагаемое местожительство на юге Албании или в хребте Пинд дало бы довольно странное представление. сформировали римский протекторат, включавший их. Также атинтанская особая форма предательства, являющаяся ненадежным компонентом римского протектората, не подходит для южного местоположения, поскольку атинтанцы были отделены от римского протектората как Иллирийским царством Ардиаев, так и Македонским царством . [67]
Возможное существование двух племен: Атинтане и Атинтани.
[ редактировать ]Из-за спорной и противоречивой информации, предоставленной древними авторами, Н.Г.Л. Хаммонд предложил два отдельных одноименных племени: Эпироты «Атинтаны», расположенные им где-то вокруг верхней долины Дрино ; и иллирийский «Атинтани», расположенный им в районе Черменике в Центральной Албании. Согласно Хаммонду, эпироты «Атинтаны» — это племя, которое фигурирует в отчетах о западно-греческих кампаниях спартанского адмирала Кнемоса в 429 году, как сообщает Тикидид, и которые также названы Псевдо-Скилаком, Ликофроном и Страбоном, в то время как Иллирийские «атинтаны» - это племя, которое фигурирует в отчетах об операциях Кассандра против Эпидамна в 314 г. до н. э., как сообщает Полиен, а также о более поздних римско-иллирийских и римско-македонских войнах, как сообщает Полибий, Аппиан и Ливий. [68] [69] Хаммонд поместил границу между Эпиротом Атинтаном и молоссами в верховьях реки Каламас до Калпаки . [70]
По мнению Даузе Хаммонда, существование двух разных племен атинтанов/атинтани и их местонахождение кажутся заброшенными. Хацопулос заявляет, что, хотя эта конкретная точка зрения «понятна», она «неприемлема и ненужна». [13] [71] С. Кос посчитал предложение Кабанеса более вероятным, чем предложение Хаммонда. [50] М.Б. Хацопулос (1993) не принял предложение Хаммонда о двух отдельных племенах и расположил атинтанцев в верхней и средней долине Аооса, простирающейся до слияния этой реки с Дрино. [72] [46] Джордж Маллиос (2011) согласен с Хаммондом в том, что атинтанцы были эпиротами и не были связаны с иллирийцами. [73] П. Дж. Бертон (2011) считал атинтани иллирийским народом, [74] уточнив, что для идентификации племени, связанного с Римом, как иллирийских атинтанов, в отличие от эпиротских атинтанов, он отсылает читателя к Хаммонду (1989). [75]
История
[ редактировать ]В контексте миграции после микенской эпохи Н.Г.Л. Хаммонд заявил, что атинтанцы были среди тех дорических племен, которые не последовали за дорийскими захватчиками в южную Грецию, а остались в Эпире. [14] А. Дж. Тойнби предположил, что атинтаны были связаны с пеонскими тинтеной, которые были вытеснены из региона Северной Македонии к береговой линии. [10]
В начале Пелопоннесской войны (429 г. до н. э.) атинтаны и молоссы выступают под предводительством Сабилинта , регента царя Фаррипа , как союзники Спарты против Акарнании . [76] В то время они подчинялись молоссам, [5] в то время как они были более слабо связаны с парауами и орестай . [77] Они были одними из эпиротских племен, у которых были цари. [78] В 344 г. до н.э. во время правления Филиппа II Македонского их регион перешел от Эпирота под контроль Македонии . [79] [80] В 330 г. до н.э. атинтанцы составили ядро государства Эпирот вместе с молоссами, феспротами и кассопеями. [81] В эпиграфике Клеомах Атинтанец получил ателею в Эпире от симмахов (союзников) Эпирота , когда царем был Неоптолем, сын Александра и Деркаса, простата ( архонта ) молоссов ( ок. 300 г. до н. э.). [82] что указывает на то, что к концу IV века Атинтаны не входили в состав конфедерации Эпиротов. [83] В 295 г. до н.э. Пирр Эпирский отделил Атинтанис и снова сделал его частью Эпиротского королевства. [38] [84]
В 231 г. до н. э. хаонская столица Финики подверглась набегу иллирийцев Теуты . Те жители города, которые пережили нападение и рабство, сумели бежать на территорию Атинтанов в поисках доступного подкрепления. [85] Атинтания, возможно, была передана Тевте Лигой Эпиротов в 230 г. до н.э., вероятно, в рамках соглашения с ней. [86] [87] Когда в 229 г. до н.э. между Римом и иллирийской царицей Тевтой, а также парфинянами разразилась Первая Иллирийская война , атинтанцы воспользовались этой ситуацией и поставили себя под защиту Рима. [88] После этого конфликта в 229-228 годах до нашей эры Рим установил протекторат над завоеванными иллирийскими землями, греческими городами Аполлонией и Эпидамном , Корфу , а также Атинтанисом. [89] [90] [91] [92] В последующие годы они поддержали кампанию Деметрия Фаросского, но после его поражения Атинтания вернулась под контроль Рима. Этот регион стал спорной зоной между римлянами и Македонией. [93] По Финикскому договору 205 г. до н.э. Атинтания была передана Македонскому королевству . [38] Таким образом, похоже, что в последующие годы он оставался частью 4-го македонского мериса. [94] Атинтанцы приняли священных греческих посланников в рамках Эпиротской лиги в ок. 220–189 гг. до н.э. [95]
В 167 г. до н.э. после того, как римляне разгромили македонцев при Пидне , они захватили в общей сложности семьдесят поселений молоссов и атинтанцев и продали в рабство 150 000 человек. [96] В рамках вторжения римлян в Эпир последнее продолжилось с разрушением Атинтании, Молоссиса, а также восточной Хаонии даже после 157 г. до н.э. [97]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хаммонд 1994a , с. 430: «Северо-западные греки занимали большую территорию, простиравшуюся на западе от Амбракийского залива до залива Орикум и на востоке до воображаемой линии от верхней долины Ахелоя до верхней долины Эригона... Основная группы с юга на север назывались Теспроти, Афаманы, Молоссы, Атинтаны, Хаоны, Парауэи, Оресты, Элимеоты, Линцесты и Пелагоны.
- ^ Jump up to: а б Джаупай 2019 , с. 17: «Сложнее географически определить местонахождение иллирийского племени Атинтанов». п. 85: «В заключение, нет никаких сомнений в том, что атинтанцы занимают большую территорию, которая доходит до Додоны и граничит с Аполлонией, Биллисом и Орикосом. Вполне вероятно, что они образовали койнон, объединивший несколько разных племен, оба Иллирийца и Эпирота, и что этот Койнон смог сократить со временем и дезертирством части своих членов. Что же касается проблемы их южной границы, видимой из Диррахиона, то она не может быть решена однозначно». п. 90: «Хаоны (Χάονες) простираются на побережье Ионического моря, между Акроцераунскими горами на севере и рекой Тиамис на юге. Северную и восточную границы довольно сложно определить, и они, должно быть, менялись в зависимости от времени и их отношения с Атинтанами, которые были их крупными иллирийскими соседями, с несомненной Койноном де Амантес». границей с
- ^ Jump up to: а б с Филос 2017 , с. 224 «В настоящее время существует общее мнение, что грекоязычное население Эпира, несмотря на его раздробленность на крупные (молоссы, феспроты, хаоны) и второстепенные (атаманы (атаманцы), атинтаны, парораии, тимфаии и т. д.), говорило на Северо-западная дорическая разновидность, родственная разновидности многочисленных соседних популяций центральной и западной Греции».
- ^ Jump up to: а б Шашель Кос 2005 , с. 226: «История Иллирика разделена на несколько резко различающихся фаз, из которых первая, продолжавшаяся до распада Иллирийского царства, может быть объяснена с точки зрения (различных) союзов племен и народов общего или сходного этнического происхождения, Несомненно, различные южные иллирийские народы, такие как атинтаны, биллионы, таулантии, парфини, бригы и другие, приобрели определенную степень эллинизации как из-за общей границы с Эпиром, так и из-за близости греческих колоний вдоль побережья. .."
- ^ Jump up to: а б Кинзл 2010 , с. 125 .
- ^ Филос 2017 , с. 240
- ^ Тойнби 1969 , с. 113: «Если монеты из региона нижнего Стримона, носящие название «Тинтеной' 2, подлинны, они дают нам второе соответствие между этниконом в бассейне нижнего Стримона и этноконом в Эпире, где мы находим атинтанцев между паравайями. и хаоны. Если и одомантои-атаманы, и тинтенои-атинтанцы на самом деле были раздробленным пеонийским народом, первоначальное единство которого в любом случае подтверждается сохранением идентичного имени, мы можем объяснить это, предположив, что, в ходе пост-микенского Völkerwanderung оба этих пеонских народа были расколоты ударами с тыла где-то в бассейне реки Моравы, в результате чего их восточные осколки были отброшены в долину Стримона, а их западные осколки были отброшены на Адриатическую сторону континентального водораздела (..) Однако, прежде чем принять интерпретацию Кичерсом названия «Атинтан» в терминах греческого, нам следует убедиться, что это было не иллирийское имя, а был греческим (поскольку его окончание -anes, возможно, предполагает, что это могло быть)
- ^ Jump up to: а б Тойнби 1969 , с. 112: «Аутентичные эпиротские реки Ахерон и Кокитос были переведены на греческий Аид; подлинный эпиротский народ, Атинтаны, дал грекам название мифической расы гигантов, Титанов (титанов)»
- ^ Хаммонд 1989 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Тойнби 1969 , с. 113: «Если бы и Одомантои-Афаманы, и Тинтенои-Атинтаны были, по правде говоря, разрозненным пеонийским народом, первоначальное единство которого в любом случае засвидетельствовано сохранением идентичного имени, мы можем объяснить это, предположив, что, в ходе пост-микенского Völkerwanderung оба этих пеонских народа были расколоты ударами с тыла где-то в бассейне реки Моравы, в результате чего их восточные осколки были отброшены в долину Стримона, а их западные осколки были отброшены на Адриатическую сторону континентального водораздела (..) Однако, прежде чем принять интерпретацию Кичерсом названия «Атинтан» в терминах греческого, нам следует убедиться, что это было не иллирийское имя, а был греческим (поскольку его окончание -anes, возможно, предполагает, что это могло быть)
- ^ Эдвардс, Йорверт Эйддон Стивен (1977). Кембриджская древняя история . Издательство Кембриджского университета. п. 701. ИСБН 978-0-521-08691-2 .
- ^ Папамихаил, Пантелис (2020). Географическое разнообразие в образовании: Отношение филологов префектуры Арта к использованию местного языкового разнообразия в школьной среде (PDF) (Диссертация) . Проверено 23 декабря 2020 г.
Дорический диалект можно охарактеризовать как «стандартный язык» региона, демонстрируя лингвистические различия, которые были следствием разделения жителей Эпира на полы.
[ постоянная мертвая ссылка ] - ^ Jump up to: а б Хацопулос 2020 , с. 46: «В статье 1993 года я пытался показать, а) что теория Хаммонда о двух одноименных странах и этносах в одном и том же регионе, хотя и понятна, одновременно неприемлема и ненужна»
- ^ Jump up to: а б Эдвардс, Йорверт Эйддон Стивен (1977). Кембриджская древняя история . Издательство Кембриджского университета. стр. 701–703. ISBN 978-0-521-08691-2 .
Одной из особенностей, которая была общей для дорийцев и западного крыла вторжения, является этническое окончание -anes (-enes на ионическом диалекте). Мы отметили, что в Ахейском Каталоге единственными племенами с таким окончанием были эниены, позднее энианцы, кефалины и эллины, и что все они имели тогда или, вероятно, имели в прошлом связи с Эпиром... Кроме того, оно встречается и в классических времена в Эпире, где существовали племена, называемые афаманами, атинтанами, арктанами и талеанами, и к таким этническим формам относятся самые ранние названия округов в Эпире - Адания и Каммания. Отсюда следует, что группа народов, от которых произошли захватчики, не была полностью истощена и что племена классических времен с окончанием -anes имели либо греческую кровь, либо, по крайней мере, греческий диалект в то время, когда началось вторжение.
- ^ Jump up to: а б Шашель Кос 2002 , с. 117: «Иллирийские народы, упомянутые в источниках, в которых повествуются события, касающиеся Иллирийского царства, – если назвать наиболее выдающиеся, – это тауланты, атинтаны, парфины, энхелеи, пенесты, дассаретии, ардиаи, лабеаты и даорсы. Все эти народы предположительно были более или менее тесно связаны по культуре, институтам и языку. Многие из них могли иметь своих королей, некоторые из которых достигли большой власти и активно принимали участие в борьбе за власть в эллинистическом мире. Название «Иллирийское», должно быть, имело достаточный престиж во время возникновения династии Ардиев в Иллирийском королевстве, поэтому оно было введено позднее, когда римляне завоевали Иллирию и остальную часть Балкан, в качестве официального названия будущие провинции Далмация и Паннония».
- ^ Jump up to: а б Хацопулос 2020 , с. 45.
- ^ Оракулярные ламели 161
- ^ Хацопулос 2020 , с. 43.
- ^ Кабанес 1988 , стр. 27–28.
- ^ Jump up to: а б Парцингер, Герман (1992). «Археология по вопросу об иллирийцах» . Отчет Римско-германской комиссии (на немецком языке). Филипп фон Заберн: 241.
Первое упоминание об атинцах также относится к V веку до нашей эры. До н.э.: Они появляются как союзники эпиротских молоссов в их кампании против Акарнании (429 г. до н. э.). Более поздние источники идентифицируют их как северных соседей молоссов; Они населяют Атинтанию, область на северо-западе Эпира... но во внутренних районах побережья (рис. 14) 103 . Страбон уже не причисляет их к иллирийцам, а причисляет к эпиротским племенам. ...считаются северными соседями эпиротов-хаонов, молоссов и атинтов (рис. 16)"
- ^ Jaupaj 2019 , с. 83
- ^ Холл 2001 , с. 160: «Фукидид (2.99.3), по-видимому, признает эллинское происхождение македонских правителей, но не их подданных. Описывая акарнанскую кампанию 429 г. до н.э., он проводит четкое различие между эллинскими отрядами из Амбракии, Левки, Анактория и Пелопоннес и варварские силы Хаонов, Теспротов, Молоссов, Атинтанов, Паравайев и македонских войск Ореста упоминаются сразу после перечисления варварских войск (2.80.56)».
- ^ Холл 2001 , с. 172: «Когда мы добавим к этому свидетельству описание этолийцев, «расселенных в разбросанных, неукрепленных деревнях» Фукидидом (3.94.4) или его псевдоэтнографическое изображение этолийцев-эвританов, которые «по-видимому, непонятны в своей речи и «едоки сырого мяса» вскоре становится очевидным, что в его описании Акарнанской кампании (см. выше) Хаоны, Теспроты, Атинтаны, Параваии и Оресты являются «варварами» не в том смысле, что их культура, обычаи или поведение являются «варварами». прямая, диаметральная противоположность греческим нормам, а скорее в том смысле, что их, казалось бы, более примитивный образ жизни делает их эллинами manqués».
- ^ Шипли, Грэм (14 декабря 2019 г.). Периплус Псевдо-Скилакса: Кругосветное плавание по обитаемому миру: текст, перевод и комментарии . Издательство Оксфордского университета. стр. 62, 114. ISBN. 978-1-78962-091-7 .
- ^ Jaupaj 2019 , с. 85: Важным свидетельством, поскольку оно хорошо задокументировано и достоверно, является свидетельство Псевдо-Скилакса, которое также помещает Атинтанов вглубь страны, в контакт с Амантами и Хаонами на западе, и до Додоны с «другой стороны».
- ^ Кастильони 2003 , с. 876: «Ликофрон, вероятно, имея в виду вариант легенды, распространенной в его родной Халкиде, рассказывает о нем в своей «Александре» в строках 1034–1046. Довольно неясным языком он повествует о побеге Элефенора с острова Отронос, небольшой остров к северу от Коркиры, где он вместе с абантами укрылся после Троянского конфликта, и его поселение в стране Атинтани, по направлению к городу Амантия по берегам реки Полианто, нынешней Шушицы. "
- ^ Jaupaj 2019 , стр. 84–85: «Во всяком случае, мы видим, что Атинтания традиционно расположена между Хаонией на юге, Дассаретами на востоке и северо-востоке и территорией Аполлонии на западе. Указание на народ, граничащий с Аполлониатами на протяжении всего IV в. века до нашей эры подкрепляется свидетельствами Псевдо Аристотеля и Ликрофрона о внутренних районах Аполлонии: «
- ^ Кабанес 1988 , с. 230.
- ^ Фокс, Робин Дж.; Фокс, Робин Лейн (22 июня 2011 г.). Спутник Брилла по древней Македонии: исследования по археологии и истории Македонии, 650 г. до н.э. — 300 г. н.э. БРИЛЛ. п. 95. ИСБН 978-90-04-20650-2 .
Имея в виду римское управление Македонией... ограниченной Иллирией и Эпиром. Конечно, часть Атинтании и территория, называемая Дассаретис, принадлежали Эпиру.
- ^ Шашель Кос 2005 , с. 276 «Атинтаны: Аппиан также единственный, кто упоминает иллирийских Атинтанов (так в оригинале, а не Атинтанов), которые...
- ^ Хацопулос 2020 , с. 46 «Использование Аппианом (III. 7-8) этнического слова «иллирийский» для обозначения атинтанцев было объяснено ссылкой на их политическую ситуацию после их аннексии иллирийскими правителями (Cabanes 1986), 82»
- ^ Шашель Кос 2005 , с. 276: "Аппиан специально называл атинтанов иллирийским народом, что может находиться в соответствии с данными в "Псевдо-Скилаке" (...). Автор "Перипла" различал иллирийские народы, варваров, к северу от Хаонии , то есть булини, ..., атинтаны и амантини, в то время как другие, то есть хаоны, ... и молоссы, которых он не идентифицировал с точки зрения их этнической принадлежности, населяли регионы к югу от Хаонии, жили в деревнях, в то время как Греция началась с греческого полиса Амбракии (ок. 33 г.). В Периплое атинтаны располагались в областях, простирающихся над Орикумом и доходивших до Додоны (ок. 26 г.).
- ^ Маллиос 2011 , с. 134.
- ^ Маллиос 2011 , с. 134
- ^ Месихович и Шачич 2015 , с. 44: «Как самый южный иллирийский народ, Псевдо-Скилакс упоминает атинтанов. Происхождение этого народа до сих пор не решено в науке, потому что Фукидид связывает их с молоссами, то есть эпиранцами».
- ^ Хацопулос 2020 , с. 45: «Несмотря на относительно многочисленные цитаты, не было единого мнения о местонахождении Атинтании».
- ^ Маллиос 2011 , с. 133 «Другие относят их к разнообразным континентальным расам, третьи связывают их с иллирийцами».
- ^ Jump up to: а б с Дауссе 2015 , с. 27: «В одно время они могут выступать как эпироты, а в другое — как македонцы. Это случай атинтанцев, уступивших Пирру в 295 году, но вернувшихся к македонянам во время Финикийского мира в 205 году».
- ^ Jump up to: а б с Хацопулос 2020 , с. 46.
- ^ Тойнби 1969 , с. 101: «Если монеты из региона нижнего Стримона, носящие название «Тинтеной», являются подлинными, они дают нам второе соответствие между этноконом в бассейне нижнего Стримона и этноконом в Эпире, где мы находим атинтанов между паравайями и Хаоны.
- ^ Крейсиг, Хайнц (1984). История эллинизма (на немецком языке). Издательство Академии. п. 118. ИСБН 978-3-88436-140-5 .
Территория парфинов, судиллирийского племени (на территории современной Албании), и атинтанцев, племени, мигрировавшего вместе с эпиротами.
- ^ Нильссон, Мартин (16 сентября 1983 г.). Микенское происхождение греческой мифологии . Университет Калифорнии Пресс. п. 98. ИСБН 978-0-520-05073-0 .
- ^ Каюты 1988 , стр. 62: «Начиная с юга, первыми популяциями, соседствующими с эпиротами, являются атинтанцы, и их не так-то легко обнаружить на земле; достаточно увидеть проблемы, которые они вызвали у Н.Г.Л. Хаммонда, которому удалось размножить Атинтанов, отличив Эпирот Атинтанию от Атинтаниса, который он поместил сначала к северу от Эльбасана в регионе под названием Черменике […]. Я рассмотрел все существующие свидетельства об Атинтанах и не буду здесь повторять их демонстрацию, ограничившись изложением выводов и радуясь тому, что в параллельных исследованиях Ф. Папазоглу пришел к идентичным результатам. Атинтания расположена в холмистой местности, которая простирается на правом берегу Аооса в Маллакастре, к северу от Тепелена и, возможно, до региона Скрапар».
- ^ Уилкс 1995 , с. 97 : «Другой взгляд показывает Атинтанеса среди холмов на правом берегу Ауса в Маллакастре к северу от Тепелена и, возможно, до области Скрапара.
- ^ Кастильони 2003 , с. 876: «П. Кабанес (...) считает, что они являются первым иллирийским населением, начинающимся с юга, на границе с Эпиром. Атинтания должна была располагаться в холмистой местности, простирающейся на правом берегу Аооса в Маллакастре. , к северу от Тепелены и, возможно, до региона Скрапар, текст Ликофрона, похоже, относится к этой области».
- ^ Jump up to: а б Уилкс 1995 , с. 217: «Неспособный принять двойственность Хаммонда, Хацопулос предполагает ошибку со стороны Полиэна (на основе Иеронима Кардийского), который не знал местной географии. Наряду с Хаонами, Атинтаны были самыми северными из Эпирота. На севере, между ними и парфинами, тавлантами и настоящими иллирийскими дассаратиями, существовала смешанная зона как часть Иллирии, но в культурном отношении являвшаяся продолжением грекоязычного Эпира».
- ^ Habicht 1997 , стр. 198–199: «Покинутый своими этолийскими союзниками, Рим был вынужден пойти на серьезные уступки в договоре, такие как уступка Филиппу иллирийского региона Атинтании. Римляне рассматривали это не как компромисс, а как унижение». п. 198: «Атинтания (Иллирия), 198».
- ^ Тридцать 2001 г. , с. 73: «Эпиротов (Хаонов, Феспротов, Молоссов и Атинтанов)»
- ^ Winnifrith 2002 , стр. 46, 213: «Мирное отгонное животноводство, а не военные набеги, возможно, заставило некоторые племена переселиться. Мы говорили о проблеме атинтанцев и парауаев. Атинтанцы, марширующие с молоссами, похоже, живут по-гречески. Эпир, но мы также находим Атинтани на албанской прибрежной равнине. Влахские пастухи до Первой мировой войны путешествовали из одного района в другой, но могут быть два племени с похожими названиями... Атинтаны, племя Эпиротов».
- ^ Jump up to: а б Шашель Кос 2002 , с. 107: "...и столица их должна была располагаться где-нибудь в юго-западной Иллирии, возможно, это были таулантии, но, возможно, и атинтаны где-нибудь во внутренних районах Эпидамна и к югу от него или парфины в долине Шкумби, в зависимости от на более или менее продвинутой стадии военных действий между двумя королевствами ... Однако местонахождение атинтани не установлено, и существуют две основные гипотезы относительно их идентификации как одного народа или двух разных народов: одного атинтани и другого. the Atintanes: Cabanes, L' Épire (n. 4), 78–81 и passim, приводит доводы в пользу первой гипотезы (кажется, более вероятной), тогда как вторую отстаивает Н. Г. Хаммонд, » The Illyrian Atintani. , Эпиротические Атинтаны и римский протекторат», JRS 79, 1989, 11–25.
- ^ Кастильони 2003 , с. 876: «П. Кабанес (...) считает, что они являются первым иллирийским населением, начинающимся с юга, на границе с Эпиром. Атинтания должна была располагаться в холмистой местности, простирающейся на правом берегу Аооса в Маллакастре. , к северу от Тепелены и, возможно, до региона Скрапар. Более того, текст Ликофрона, похоже, относится к этой области...».
- ^ Анезири, София; Яннакопулос, Н.; Пасхидис, Пасхалис (2005). Индекс эпиграфического бюллетеня, 1987–2001 годы: II. Греческие слова . Исследовательский центр греческой и римской древности, Национальный фонд греческих исследований. стр. 81, 460. ISBN 9789607905246 . Проверено 26 января 2021 г.
Атинтаны, эпиротский этнос, ; Атинтания в Иллирии или Эпире?
- ^ Киригин 2006 , с. 142: После битвы при Медоне Атинтания, часть к востоку от Аполлонии, стала частью государства Агрона, а Эпир и Акарнания вышли из Этолийского союза и присоединились к Агрону». стр. 144: «Похоже, что Полибий сделал это не давать полного обзора событий после военных действий, поскольку Аппиан заметил (илл. 7-8), что малому Пинну (вообще не упоминаемому Полибием) было разрешено сохранить свое царство, за исключением Коркиры, Фароса, Иссы и Эпидамна. , и иллирийское племя атинтанов, и что, если он присоединится к соглашению, сенат « считает его своим другом », тогда как Деметрий...»
- ^ Дитерле, Мартина (2007). Додона: религиозно-исторические исследования создания и развития святилища Зевса (на немецком языке). Г. Олмс. стр. 8–9. ISBN 978-3-487-13510-6 .
Эпир разделен на три региона: Северный, Центральный и Южный Эпир. Племенные территории северного Эпира (Хаония, Атинтания и Парауайя) расположены на территории современной Албании, тогда как центральный и южный Эпир разделены на племенные территории Молоссис (вокруг озера Янина), Теспротия (на побережье к югу от Фиамида и вокруг Ахерона) и Касспея (юго-западная часть Эпира).
- ^ Стокер 2009 , с. 212: «Он не упомянул ни одного племени в непосредственной близости от апойкии, информацию, которую он записал для Эпидамна, которую он специально поместил в землю таулантий. Псевдо-Сцилакс, однако, записал, что атинтаны жили в глубине страны, от побережья. , во внутренних районах и к югу от Аполлонии [...] Кабанес 1976 утверждает, что сама Аполлония и равнина Мизек контролировались Атинтанией, но доказательств этому нет».
- ↑ Stocker 2009 , стр. 213–214: «В надписи конца III века до н.э. в Додоне упоминается «Койнон из миллиардонов». Он утверждает, что конфедерация состояла из трех иллирийских племен: биллионов, амантов и атинтанов.760 Согласно Чеке, федерация была основана до прихода греков, и территория, контролируемая входящим в нее племенами, включала все южной Иллирии, которая простиралась за пределы современной албанско-греческой границы до Эпира.761 ... Кроме того, маловероятно, что иллирийский койнон когда-либо охватывал такую большую территорию, как предполагает Чека. Скорее всего, ее протяженность ограничивалась югом. , негрекоязычная часть Иллирии, не включающая Эпир. 764 г. Эпир был грекоязычным.
- ^ Бертон 2011 , с. 236: «Однако того же нельзя сказать о продолжении: когда Филипп напал на сдавшихся друзей Рима Парфини. Атинтани и Дималлум во внутренних районах Иллирии в 213 и 212 годах, римляне не ответили».
- ^ Варнеке, Хайнц (2014). «Ликофрон и западногреческий остров Мелита» (PDF) . Богословие (на немецком языке). 85 . Проверено 4 декабря 2020 г.
Город Амантия считается штаб-квартирой народа Эпирот Аманте.
- ^ Паркер 2014 , с. 393: «Тем не менее, в 213 и 212 годах Филипп V вернулся в атаку на Иллирию, хотя на этот раз он ограничился внутренними регионами (например, Атинтанией), где добился хороших успехов...»
- ^ Уотерфилд 2014 , с. 9: «Взамен они уступили Атинтанис, район вокруг критического перевала в Антигоне (см. рис. 1.2), на границе между Иллирисом и Эпиром». п. 23: «Наиболее важными элементами были греческие города Эпидамн, Аполлония и Орикум; острова (Коркира, Фарос, Исса); и два племени, парфины (в долине Рода) и атинтаны (вокруг Антигонеи и Биллиса). ...Большие части Иллириса теперь могли свободно управлять собой по-своему, как и раньше, но теперь под надзором Деметрия Фаросского и обещанием защиты со стороны Рима».
- ^ Шехи 2015 , с. 28: «Первая война была проиграна иллирийцами, которым пришлось отдать большую часть южной Иллирии (Пол., II 11, 18). Города Диррахий и Аполлония, а также территории Парфина и Атинтана , вступивший под защиту римлян». п. 45: «Предположительно под именем атинтанов, упомянутых античными авторами, объединялись три главных койнона: биллионы, аманты и собственно атинтаны».
- ^ Шефер, Тимоти Эдвард (2015). Вторая Пуническая война: переломный момент империи (тезис). Университет Дейтона. п. 35 . Проверено 23 декабря 2020 г.
- ^ Дауссе 2015 , с. 27: «Недавняя картография Лорианы Мартинес-Сев41 показывает обширную территорию между Иллирией, Эпиром и Македонией, состоящую с севера на юг из Атинтании, Параве и Тимфеи. Мы можем считать, что это пограничная зона, «промежуточная зона». Если использовать термины Пьера Кабанеса, то, по-видимому, очень трудно установить четкие границы, тем более, что некоторые народы слишком плохо известны, чтобы их можно было точно локализовать. Мы не будем вновь открывать здесь дело об атинтанах, давших начало. от многочисленных споров среди историков и весьма разнообразных предложений по локализации зависит граница между иллирийцами и эпиротами.
- ^ Мартинес-Сев, 2017 , стр. 71, 78, 85.
- ^ Король 2017 , с. 243: «В этой Первой Иллирийской войне (229–228) римляне освободили Коркиру, Фарос, Аполлонию и Эпидамн от вдовы Агрона Теуты, а также остров Исса; и когда они двинулись вглубь страны, они привели иллирийское племя Атинтани в союз с Рим." п. 249: «Договор, текст которого сохранил Полибий, указывает на то, что Филипп рассчитывал помешать Риму получить контроль над Иллирией — что мирное соглашение, заключенное после победы Карфагена в войне, должно предусматривать, что: «римляне больше не будут хозяева Коркиры, Аполлонии, Эпидамна, Фароса, Димале [Дималиона], Парфини или Атинтании и что они вернут Деметрию Фаросскому всех его друзей, находящихся во владениях Рима». 251: «Финикийский мир 205 года, в котором участвовали союзники с обеих сторон, предоставил римлянам ряд небольших иллирийских городов на Адриатике и Филиппу Атинтании в Эпире.», с. 262: «Самый западный мерис включал «Верхнюю Македонию, включая... и Атинтанию вокруг озера Ликнидос».
- ^ Васильев 2018 , с. 238: «Для скорейшего подписания мирного договора они даже уступили царю Атинтанию из сферы римских интересов Иллирию» (...)».
- ^ Виннифрит, 2021 , с. 52.
- ^ Канчик, Юбер; Шнайдер, Хельмут; Салазар, Кристин Ф.; Ортон, Дэвид Э. (2002). Новый Поли Брилла: Энциклопедия древнего мира. Античность . Брилл. ISBN 978-90-04-12265-9 .
Локализация является спорной из-за противоречивых подробностей, сообщаемых древними авторами согласно приложению. III, иллирийец по стр. 7.71, Сцил. 26, Эпиротское племя. [1] (Хаммонд) поэтому выделяет два племени атинтанов к востоку от Эпидамна (Полиен, Strat. 4.11), в 229 г. до н.э. в союзе с Римом (Пол. 7,9), после 205 г. принадлежавших Македонии (Liv. 27,301 45, 30 Steph. Byz., атинтаны, напротив, находились к северо-западу от эпиротских молоссов (Thuc. 2,80).
- ^ Уилкс 1995 , с. 217: «М.Б. Хацопулос рассматривает главную проблему исторической топографии, а именно вопрос об Атинтанах и их положении, после радикального решения Н.Г.Л. Хаммонда (JRS 79 [1989] 11-25), который выделяет две группы с этим именем - иллирийский Атинтани в районе Черменике в Центральной Албании и Эпирот Атинтан где-то в верховьях Дрино. По словам Хаммонда, первый фигурировал в операциях Кассандра против Эпидамна в 314 г. до н. э. (Полиен 4.11.4) и. впоследствии в Иллирийской и Македонской войнах Рим сообщил Полибий (2.11.10-11; 7.9.13), Аппиан (///. 7-8) и Ливий (27.30.13; 29.12.13; 45.30.7). Последний фигурирует в западно-греческих кампаниях спартанского адмирала Кнемоса в 429 г. до н.э. (Фук. 2.80.6), а также назван Псевдо-Сцилаксом (ок. 26), Ликофроном (Алекс. 1042-6) и Страбоном (7.7.8). )"
- ^ Дузугли, Анжелика; Пападопулос, Джон (2010). «Лиатовуни: молоссское кладбище и поселение в Эпире» . Ежегодник Немецкого археологического института . 125 :5.
- ^ Дауссе 2015 , с. 27: Николас Хаммонд даже рассматривал две Атинтании: одну в непосредственной близости от Хаона, а другую гораздо севернее. От этой гипотезы, по-видимому, следует отказаться.
- ^ Маллиос 2011 , стр. 134–135: «В своей статье Хацопулос согласился с Хаммондом в отделении атитанцев от иллирийцев, однако после детального изучения письменных источников отверг возможность существования двух наций (континентальной и македонской) с одинаковым названием. Для греческого историка существует только одна Атинтания, та, которая простирается от бассейна Верхнего и Среднего Аоса до впадения этой реки в Дрино, имея на востоке Хаонию, а на севере Молоссию».
- ^ Маллиос 2011 , с. 134-135: Хаммонд убедительно доказывал их включение в континентальные расы и доказывал их отделение от иллирийцев.
- ^ Бертон 2011 , с. 383: «Атинтани (иллирийский народ)»
- ^ Бертон 2011 , с. 136: «Относительно идентификации этого племени как иллирийских атинтанов (ср. Приложение Ill. 7), в отличие от эпиротских атинтанов (ср. Страбон 7.7.8 [326 C]), см. Hammond 1989».
- ^ Кабанес 1988 , стр. 47, 73.
- ^ Хацопулос 2020 , с. 44: Принимая во внимание, что в отрывке из Фукидида паравайи непосредственно связаны с орестами и более свободно связаны с молоссами и атинтанами...
- ^ Функе, Питер (1997). Полигенезис и урбанизация в Этолии в V и IV вв. до нашей эры Датское королевское научное общество, Историко-философские заметки 75. doi : 10.11588/пропилаумдок.00000222 . Проверено 6 декабря 2020 г.
- ^ Пляков 2007 , стр. 290.
- ^ Пилар, ФЕРНАНДЕС УРИЭЛЬ (17 января 2014 г.). Всеобщая древняя история II. Греческий мир (на испанском языке). Издательство ЮНЕД. ISBN 978-84-362-6837-9 .
Дала новые границы... Акарнания
- ^ Хаммонд 1994a , с. 442.
- ^ Хижины, Эпир 545.12
- ^ Шашель Кос 2005 , с. 277: С другой стороны, в конце четвертого века до н. э., во время правления Неоптолема (313 – 295 до н. э.), надпись из Додоны указывает на то, что Атинтаны не принадлежали Эпиру; в нем конфедерация Эпирот предоставила ателею, освобождение от пошлин, атинтанцу, члену соседнего племени, который, очевидно, не принадлежал в то время к государству Эпирот (SGDI 1336).
- ^ Кабанес 1988 , стр. 111, 143, 145, 147.
- ^ Хаммонд 1994 , с. 252: «Ключ к положению атинтанцев содержится в отчете Полибия о захвате Финики иллирийскими пиратами в 230 г. до н.э. (2.5). Когда силы Эпирота расположились лагерем за пределами Финики, иллирийцы совершили ночную вылазку. из Финики и на следующий день разбили эпиротов. Оставшиеся в живых эпироты бежали «в направлении Атинтанов… на восток, к горе Мургана и истокам Дрина, где могло быть доступно подкрепление».
- ^ Хаммонд 1967 , с. 598: «»что Атинтания была передана Эпиротским союзом Теуте в 230 году»
- ^ Левек 1997 , с. 80: «Койноны Эпиротов отказались от союза с этолийцами и встали на сторону Тевты, что, вероятно, стоило им потери Атинтании».
- ^ Хацопулос 2020 , с. 46: «Политическая история Атинтании была сложной. Независимое княжество, союзное молоссам, оно было ненадолго аннексировано иллирийцами (230 г.), но атинтанцы воспользовались римским вмешательством в следующем году, чтобы поставить себя под римскую власть. защита».
- ^ Мортон, Джейкоб Натан (2017). Изменение ландшафта, политики и морали: топографически обоснованный анализ римских войн в Греции от 200 до 168 г. до н.э. (PDF) . Публично доступные Пенсильванские диссертации. п. 15 . Проверено 28 ноября 2020 г.
В 229 г. до н. э. Рим впервые основал в этом регионе группу городов и народов, находящихся под их прямой защитой: Коркиру, Аполлонию, Диррахий, Ардиеев, Парфинов, Атинтанов и Иссу.
- ^ Кабанес 1988 , стр. 277, 288.
- ^ Уилкс 1992 , с. 162
- ^ Виннифрит 2002 , с. 63: «Рим был занят, особенно после битвы при Каннах, в которой Л. Эмилий Павел, победитель второй Иллирийской войны, потерпел поражение и был убит в 217 году. В 216 году Филипп проплыл мимо Коркиры в Аполлонию, но поспешно отступил. по прибытии римского флота. В 215 г. он заключил официальный договор с Ганнибалом, а в 214 г. снова безуспешно атаковал Аполлонию с моря. Он отделил парфинов и атинтанцев от римского союза, но основные силы иллирийцев к северу от Шкума- бин оставался верным Скердилайдасу».
- ^ Хацопулос 2020 , стр. 46–47.
- ^ Хацопулос 2020 , с. 47
- ^ Стокер, с. 213: «Атинтаны указаны как часть Эпиротского союза во втором Дельфийском списке теородоков, датированном примерно 220–189 гг. До н.э.»
- ^ Томпсон 2003 , с. 23: «после поражения македонцев от римлян при Пидне последние захватили в общей сложности семьдесят поселений молоссов и атинтанцев и продали в рабство 150 000 человек».
- ^ Исагер, Джейкоб (2001). Основание и разрушение, Никополис и Северо-Западная Греция: археологические свидетельства разрушений городов, основания Никополя и синеецизма . Датский институт в Афинах. ISBN 978-87-7288-734-0 .
... после распада Эпиротского Койнона в 170 г. до н.э., или точнее после 157 года, которым датируется самая ранняя надпись этой группы. Это было время, когда римляне завоевали Эпир, уничтожив Молозию и Атинтанию, целые территории восточной Хаонии.
Библиография
[ редактировать ]- Бертон, Пол Дж. (2011). Дружба и империя: римская дипломатия и империализм в Средней республике (353–146 до н.э.) . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139501866 .
- Кабанес, Пьер (1976). Эпир: От смерти Пирра до римского завоевания, 272–167 гг. до н.э. Ж.-К (на французском языке). Париж: Литературные анналы Университета Безансона.
- Кабанес, Пьер (1988). Les illyriens de Bardulis à Genthios (IVe – IIe siècles avant J.-C.) [ Иллирийцы от Бардилиса до Гентия (4-2 века до н.э.) ] (на французском языке). Париж: СЕДЕС. ISBN 2718138416 .
- Кастильони, Мария Паула (2003). «Памятник аполлонианцам в Олимпии» Меланжи французской римской школы: античность . 115 (2): 867–880. дои : 10.3406/mefr.2003.9796 .
- Хацопулос, МБ (1997). «Границы эллинизма в Эпире в древности». В М. В. Сакеллариу (ред.). Эпир: 4000 лет греческой истории и культуры . Экдотике Афинон. ISBN 9789602133712 .
- Хацопулос, МБ (2020). Древняя Македония . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3-11-071868-3 .
- Жека, Ольгита (2012). «Койнон и город. Пример Биллиса». У Г. де Мариниса; ГМ Фабрини Дж. Мир; Р. Перна; М. Сильвестрини (ред.). Формирующие и эволюционные процессы города Адриатики . Международная серия БАР. Полет. 2419. Археопресс. стр. 59–64. ISBN 978-1-4073-1018-3 .
- Даусс, Мари-Пьер (2015). Сушон, Сесиль (ред.). «Северная Греция в IV и III веках до нашей эры: могущественные государства с неясными границами?» . Труды национальных конгрессов исторических и научных обществ : 24–31. doi : 10.4000/books.cths.2013 . ISBN 9782735508679 .
- Филос, Панайотис (2017). «Диалектное разнообразие Эпира». В Яннакисе, Георгиос; Креспо, Эмилио; Филос, Панайотис (ред.). Исследования древнегреческих диалектов: от Центральной Греции до Черного моря . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. стр. 215–248. ISBN 9783110532135 .
- Хабихт, Кристиан (1997) [1995]. Афины от Александра до Антония . Перевод Деборы Лукас Шнайдер. Издательство Гарвардского университета. ISBN 0674051114 .
- Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1966). «Королевства в Иллирии около 400–167 гг. До н.э.». Ежегодник Британской школы в Афинах . 61 . Британская школа в Афинах: 239–253. дои : 10.1017/S0068245400019043 . JSTOR 30103175 . S2CID 164155370 .
- Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1967). Эпир: география, древние руины, история и топография Эпира и прилегающих территорий . Кларендон П.
- Хаммонд, ШФЛУ (1989). «Иллирийские Атинтани, Эпиротические Атинтаны и римский протекторат». Журнал римских исследований . 79 : 11–25. дои : 10.2307/301177 . JSTOR 301177 . S2CID 162831458 .
- Хаммонд, ШФЛУ (1994a). «Иллирийцы и северо-западные греки». В Льюисе, DM; Бордман, Джон; Хорнблауэр, Саймон; Оствальд, М. (ред.). Древняя история Кембриджа: Четвертый век до н.э. Издательство Кембриджского университета. стр. 422–443.
- Хаммонд, ШФЛУ (1994). Сборник исследований . Нарезанный.
- Жаупай, Лавдош (2019). Этюды культурного взаимодействия в воздухе Иллиро-эпирота VII или III века, av. Ж.-К (Диссертация). Лионский университет; Институты и археология (Албания).
Кацикудис, Никос (2000). «Театр в древнем Эпире» (PDF) . Додона (18) . Проверено 3 декабря 2020 г.
- Кинг, Кэрол Дж. (2017). Древняя Македония . Рутледж. ISBN 9780415827287 .
- Кинзл, Конрад Х. (2010). Спутник классического греческого мира . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781444334128 .
- Киригин, Бранко (2006). Фарос Паросское поселение в Далмации: исследование греческой колонии в Адриатике . Археопресс . ISBN 1841719919 .
- Лазаньи, Кьяра (2019). Вырасти Браун, Джованелла; Кулассо Гастальди, Энрика (ред.). Локальные реалии в греческом мире: исследование полисов и этны Западной Греции . Эпиграфические исследования и тексты. Медвежьи издания. ISBN 978-88-6274-962-6 .
- Левек, П. (1997). «Койнон Эпиротов» В М. В. Сакеллариу (ред.). Эпир, 4000 лет греческой истории и цивилизации. Экдотика Афин. ISBN 9789602133712 .
- Холл, Джонатан М. (2001). «Спорные этнические группы: восприятие Македонии в рамках развивающихся определений греческой идентичности». Малкин, Ирад (ред.). Древние представления о греческой этнической принадлежности . Коллоквиумы Центра эллинистических исследований. Том. 5. Центр эллинистических исследований, попечитель Гарвардского университета. стр. 187–212. ISBN 978-0-674-00662-1 .
- Маллиос, Георгиос (2011). Миф и история: случай Древней Македонии (на греческом языке) . Проверено 27 ноября 2020 г.
- Мартинес-Сев, Лорианна (2017). Атлас эллинистического мира. Власть и территории после Александра Македонского . В противном случае. ISBN 978-2746746411 .
- Месихович, Салмедин ; Сачич, Амра (2015). История ( иллирийцев на боснийском языке). Сараево: Сараевский университет [Университет Сараево]. ISBN 978-9958-600-65-4 .
- Паркер, Виктор (2014). История Греции, 1300–30 гг . до н.э. Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1405190336 .
- Плиаков, Грузия (2007). Бассейн Янины и более обширная территория Молоссии в Центральном Эпире: археологические находки, модели расселения и экономика [ Бассейн Янины и более обширная территория Молоссии в Центральном Эпире: археологические находки, модели расселения и экономика ] (доктор философии) (на греческом языке). Университет Салоник . Проверено 28 ноября 2020 г.
- Шашель Кос, Марьета (2005). Аппиан и Иллирик . Национальный музей Словении. ISBN 961616936X .
- Шашель Кос, Марьета (2002). «Пирр и Иллирийское царство(а?)» . Греческое влияние на восточном побережье Адриатического моря . Книга Средиземноморья. 26 : 101–119. ISBN 9531631549 .
- Шехи, Эдуард (2015). Terra sigillata в южной Иллирии и Хаонии: импорт и местное производство (IIe S. AV. J.-C. -IIe S. AP. J.-C.) . Col·lecció Instrumenta (на французском языке). Полет. 48. Барселона: Университет Барселоны, Публикации и издания. ISBN 978-84-475-4238-3 .
- Шпуза, Саймир (2009). «Южная Иллирия в римские времена». Смеси французской Римской школы: Античность . 121 (2): 481–502. дои : 10.3406/mefr.2009.10907 .
- Стокер, Шэрон Р. (2009). Иллирийская Аполлония: к новому Ктисису и истории развития колонии .
- Тири, Себастьян (2001). Ионические острова с 480 по 167 г. до н. э.: исследование геополитики (на французском языке). Издательство Северного университета. ISBN 978-2-284-02181-0 .
- Томпсон, Ф.Х. (2003). Археология греческого и римского рабства . Академик Блумсбери. ISBN 978-0-7156-3195-9 .
- Тойнби, Арнольд Джозеф (1969). Некоторые проблемы греческой истории . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192152497 .
- Васильев, Андрей В. (2018). «Первые шаги римской дипломатии в Восточном Средиземноморье: разработка общей политической стратегии». Studia Antiqua et Archaeologica . 24 (2). ISSN 1224-2284 .
- Уотерфилд, Робин (2014). Снято во время Потопа: римское завоевание Греции . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199916894 .
- Уилкс, Джон (1992). Иллирийцы . Уайли-Блэквелл. ISBN 0-631-19807-5 .
- Уилкс, Джон (1995). Пьер Кабанес (ред.). «Южная Иллирия и Эпир в древности. II» . Журнал эллинистических исследований . ISBN 9780691033105 . Проверено 27 ноября 2020 г.
- Виннифрит, Том Дж. (2002). Бесплодные земли-пограничье: история Северного Эпира/Южной Албании . Лондон: Дакворт. ISBN 0-7156-3201-9 .
- Виннифрит, Том (2021). Ничьё королевство: История Северной Албании . Эндрюс ЮК Лимитед. ISBN 9781909930957 .