Jump to content

Илоты

(Перенаправлено из Третьей Мессенской войны )

Илоты h ( / ˈh ɛ l ə t s / , ˈ населением , l ə t s ; властью греч . εἵλωτες , heílotes ) были порабощенным составлявшим большинство населения Лаконии и Мессении — территорий, находящихся под Спарты . времен ведутся споры С античных относительно их точных характеристик, например, составляют ли они древнегреческое племя , социальный класс или и то, и другое. Например, Критий описывал илотов как « рабов ». крайних [1] тогда как, согласно Поллуксу , они занимали статус «между свободными людьми и рабами». [2] Привязанные к земле, они в основном работали в сельском хозяйстве и экономически поддерживали спартанских граждан.

Доля илотов по отношению к спартанским гражданам менялась на протяжении всей истории спартанского государства; по данным Геродота , на каждого из 5000 спартанских воинов на момент битвы при Платеях в 479 г. до н.э. приходилось семь илотов. [3] Таким образом, необходимость держать население илотов под контролем и предотвращать восстания была главной заботой спартанцев. С илотами ритуально обращались плохо и унижали. Каждую осень спартанский полис объявлял войну илотам, позволяя членам Криптеи убивать и издеваться над ними, не опасаясь религиозных последствий. [4] [5] [6] Восстания и попытки улучшить участь илотов действительно имели место, например, заговор Цинадона 399 г. до н.э. Платон, с другой стороны, вообще не упоминает убийства Криптеи в «Законах» . [7] [8]

Этимология

[ редактировать ]

Существует несколько теорий относительно происхождения названия «илот». По мнению Гелланика , это слово относится к селу Гелос , на юге Спарты. [9] Таким образом, Павсаний утверждает: «Его жители стали первыми рабами Лакедемонского государства и первыми были названы илотами». [10] Однако это объяснение не очень правдоподобно с этимологической точки зрения. [11]

Лингвисты связали это слово с корнем ϝελ- , wel- , как в ἁλίσκομαι , halískomai , «быть захваченным, быть пленником». Фактически некоторые древние авторы считали термин не этническим, а, скорее, указанием на рабство: Антиох Сиракузский пишет: «те из лакедемонян, которые не принимали участия в экспедиции, были признаны рабами и названы илотами», [12] в то время как Феопомп (фрагмент 122), цитируемый Афинеем (VI, 416c), утверждает: «...и один народ называл своих рабов илотами, а другие называли их пенестами ...» [13] «Во всех этих текстах наименование группы илотами является центральным и символическим моментом их обращения в крепостное состояние . Таким образом, они институционально отличаются от анонимных доулоев (рабов)». [14]

Конечно, завоевание составляло один из аспектов илотизма; таким образом, мессенцы, завоеванные в Мессенских войнах 8 века до н. э., становятся у Геродота синонимом илотов.

Ситуация кажется менее ясной в случае с самыми ранними илотами, которые, по мнению Теопомпа, произошли от первых ахейцев , которых дорийцы завоевали . Но не все ахейцы были доведены до илотизма: город Амикла , место проведения гиацинфийского праздника, пользовался особым статусом, как и другие.

Современные авторы предлагают альтернативные теории: по мнению Антиоха Сиракузского, илотами были лакедемоняне , не участвовавшие в Мессенских войнах; для Эфора из Кимы это были периоеки («жители окрестных общин») с Гелоса, обращенные в рабство после неудавшегося восстания.

Характеристики

[ редактировать ]

Отношение к спартанцам

[ редактировать ]

По крайней мере, в классический период число спартанцев было очень небольшим по сравнению с илотами. В знаменитом отрывке Фукидид подчеркивает, что «большинство спартанских институтов всегда создавались с целью защиты от илотов». [15] Аристотель сравнивает их с «врагом, постоянно подстерегающим катастрофы спартанцев». [16] Следовательно, страх, по-видимому, является важным фактором, определяющим отношения между спартанцами и илотами. По преданию, спартиаты всегда носили с собой копья, расстегивали ремни баклеров только дома, чтобы их не схватили илоты, и запирались в своих домах. [17] Они также приняли активные меры, подвергнув их тому, что Теопомп описывает как «совершенно жестокие и горькие условия». [18]

По словам Мирона Приенского, антиспартанского историка [19] середины III века до нашей эры:

Они поручают илотам все постыдные дела, ведущие к позору. Ибо они постановили, что каждый из них должен носить шапку из собачьей шкуры ( κυνῆ / kunễ ), закутываться в шкуры ( διφθέρα / diphthéra ) и получать определенное количество побоев каждый год, независимо от каких-либо проступков, чтобы они никогда не забывали, что они были рабы. Более того, если кто-либо превышал силу, присущую состоянию раба, наказанием считалась смерть; и они назначили наказание тем, кто их контролировал, если они потерпят неудачу. [20]

Плутарх также утверждает, что спартанцы обращались с илотами «жестоко и жестоко»: они заставляли их пить чистое вино (которое считалось опасным — вино обычно разбавляли водой) «... и вели их в таком состоянии в их общественные залы, чтобы дети видели, какое зрелище представляет собой пьяный человек, их заставляли плясать низкие танцы и петь смешные песни...» во время сисситий (обязательных банкетов). [21] Однако он отмечает, что такое грубое обращение было применено лишь сравнительно поздно, после землетрясения 464 г. до н.э.

Некоторые современные ученые выступают за переоценку древних свидетельств об илотах. Утверждалось, что куне на самом деле было сделано не из собачьей шкуры. [22] и что дифтера (буквально «кожа») была обычным нарядом бедноты-крестьянина. [23] Обязанность господ предотвращать ожирение среди своих илотов фактически считается неправдоподобной: поскольку спартиаты жили отдельно, рацион питания не мог строго контролироваться; [24] поскольку ручной труд был важной функцией илотов (например, их использовали для переноски оружия и доспехов своего хозяина в походе), имело смысл обеспечивать их сытостью. [24] Кроме того, рационы, упомянутые Фукидидом, [25] ибо илоты на Сфактерии близки к нормальным. [26] Показания Мирона интерпретируются как экстраполяция действий, совершенных над символическими представителями. [27] Короче говоря, Гроте пишет, что «различные анекдоты, рассказываемые об обращении с [илотами] в Спарте, свидетельствуют не столько о жестокости, сколько о показном презрении». [28] Недавно за ним последовал Ж. Дукат (1974 и 1990 годы), [29] который описывает спартанское обращение с илотами как своего рода идеологическую войну, призванную заставить илотов думать о себе как о неполноценных. Эта стратегия, похоже, оказалась успешной, по крайней мере, для лаконских илотов: [30] когда фиванцы приказали группе лаконских пленных илотов читать стихи Алкмана и Терпандера (национальных поэтов Фив), они отказались на том основании, что это не понравится их хозяевам. [31]

Другие современные ученые считают, что «хотя детали могут быть причудливыми, [свидетельства Мирона] действительно точно отражают общее спартиатское отношение к илотам». [19] Было также высказано предположение, что само по себе презрение вряд ли может объяснить организованное убийство илотов, упомянутое в нескольких древних источниках. [32] По мнению Аристотеля, эфоры ежегодно объявляли войну илотам, тем самым позволяя спартанцам убивать их, не опасаясь религиозного осквернения. [33] Эта задача, видимо, была поручена криптам , выпускникам трудной агоге , принимавшим участие в криптее . [34] Отсутствие судебной защиты подтверждает Мирон Приенский, который упоминает убийство как стандартный способ регулирования населения илотов. Согласно отрывку из Фукидида, 2000 илотов были убиты в ходе тщательно спланированного события в 425 г. до н. э. или ранее:

«Илотам было предложено выбрать из своего числа тех, кто утверждал, что они наиболее отличились в борьбе с врагом, чтобы они могли получить свободу; цель заключалась в том, чтобы испытать их, поскольку считалось, что первыми будут Спартанцы, однако, вскоре покончили с этой свободой. их, и никто никогда не знал, как погиб каждый из них». [35]

Так, Пол Картледж утверждает, что «история Спарты (...) по сути является историей классовой борьбы между спартанцами и илотами». [36]

Илоты и клерои

[ редактировать ]

Илоты назначались гражданам для выполнения домашней работы или работы на их клероях, или частях. Клерои были первоначальными подразделениями Мессении после ее завоевания Спартой. [37] В различных источниках упоминаются такие слуги, сопровождавшие того или иного спартанца. У Плутарха Тимайя, жена царя Агиса II , «сама была достаточно настойчива, чтобы шептать своим служанкам-илотам», что ребенок, которого она ждала, был отцом Алкивиада , а не ее мужа, что указывает на определенный уровень доверия. [38] По мнению некоторых авторов, в IV веке до нашей эры горожане использовали и движимое имущество -рабов в бытовых целях. Однако это оспаривается другими. Некоторые илоты также были слугами молодых спартанцев во время их агоге , спартанского образования; это были μόθωνες/ móthōnes (см. ниже). Наконец, илоты, как и рабы, могли быть ремесленниками или торговцами. [39]

Они должны были передать заранее определенную часть своего урожая ( ἀποφορά / apophorá ), а излишки оставляли илотам. По мнению Плутарха, эта порция составляла 70 медимноев ячменя для мужчины, 12 для женщины, а также количество масла и вина, соответствующее количеству, разумному для нужд воина и его семьи или вдовы соответственно. [40] Существование апофоры оспаривается Тиртеем : «Во-вторых, хотя на них не налагалась фиксированная дань, они обычно привозили половину всего урожая своих полей в Спарту... их хозяевам крайне необходима половина всех плодов, которые приносит кукуруза». [41] Павсаний описывает период сразу после первой Мессенской войны, когда условия, вероятно, были более суровыми. [42] Кроме того, поскольку взимание процента от продукции требовало постоянного наблюдения за илотами, маловероятно, что такой налог можно было бы ввести в относительно отдаленной Мессении. Поскольку Тиртей был поэтом, эта сумма вполне могла быть поэтической фигурой речи, похожей на современное «полцарства». Фактически, обсуждается, относится ли эта цитата в первую очередь к илотам, поскольку описание Тиртеем Второй Мессенской войны относится к вражеским фалангам, указывая на то, что первая война могла закончиться тем, что мессенский народ стал вассальным государством Спарты, а не илоты. [43]

Заплатив дань, илоты часто могли жить неплохо; земли Лаконии и Мессении были очень плодородными и часто позволяли собирать два урожая в год. [44] Кажется, они могли бы насладиться частной собственностью: [45] в 425 г. до н.э. у некоторых илотов были свои лодки. [46] Определенное богатство было достижимо: в 223 г. до н.э. 6000 илотов купили свободу за 500 драхм каждый, что по тем временам было значительной суммой. [47]

Демография

[ редактировать ]

Илоты жили семьями и могли, по крайней мере де-факто , заключать между собой союзы. [48] Поскольку илоты были гораздо менее подвержены рассредоточению своих семейных единиц, чем другие рабы в греческой древности, они могли воспроизводить себя или, по крайней мере, поддерживать свою численность. [45] Вероятно, начнем с того, что их население увеличилось, несмотря на криптею , другие убийства илотов (см. Ниже) и потери на войне. Одновременно численность спартиатских граждан сокращалась.

Отсутствие официальной переписи населения не позволяет точно оценить численность илотов, но оценки возможны. илотов было в семь раз больше, чем спартанцев . По словам Геродота, во время битвы при Платеях в 479 г. до н.э. [49] Длительная Пелопоннесская война истощила Спарту настолько многих ее граждан, что ко времени заговора Цинадона , начало IV века до нашей эры, в толпе в 4000 человек на агоре можно было насчитать только сорок пэров, или граждан (Ксенофонт , Элленика , III, 3, 5). Общая численность илотов того времени, включая женщин, оценивается в 170 000–224 000 человек. [50]

Поскольку население илотов технически не было движимым имуществом, их население зависело от рождаемости местных жителей, а не от военнопленных или купленных рабов. Спартанцы поощряли илотов навязать евгеническую доктрину, подобную той, которую они сами практиковали. Согласно греческим верованиям того периода, это гарантировало бы передачу не только генетических, но и приобретенных благоприятных характеристик последующим поколениям. Смягчением этих факторов отбора была криптея, во время которой наиболее сильные и приспособленные илоты были основными целями криптов ; выбор мягких целей будет истолкован как признак слабости. Теоретически это устраняло самых сильных и наиболее способных потенциальных повстанцев, сохраняя при этом общее население здоровым и эффективным. [ нужна ссылка ]

Более того, спартанцы использовали женщин-илотов для удовлетворения человеческих кадровых потребностей государства: « бастарды » ( нотои ), рожденные от спартанских отцов и женщин-илотов, занимали в лакедемонском обществе промежуточный ранг (см. мотаки и мотоны ниже) и пополняли ряды гражданской армии. Трудно определить, были ли эти рождения результатом добровольных связей (по крайней мере, со стороны отца) или частью формальной государственной программы. Неизвестно, что случилось с девочками, рожденными от таких союзов, поскольку они не служили никакой военной цели. Возможно, их бросили при рождении и оставили умирать, или они выжили и остались илотами. [51]

Эмансипация

[ редактировать ]

Согласно Мирону Приенскому , цитируемому Афинеем, [52] освобождение илотов было «общим» ( πολλάκις / pollakis ). Из текста следует, что обычно это связано с завершением военной службы. Первое явное упоминание об этой практике в отношении илотов встречается у Фукидида (IV, 26, 5). Это по случаю событий в Сфактерии , когда Спарте пришлось освободить своих гоплитов, осажденных на острове афинянами :

Дело в том, что лакедемоняне предложили добровольцам привезти на остров молотое зерно, вино, сыр и любую другую пищу, пригодную во время осады; предлагались высокие цены и обещалась свобода любому из илотов, который добьется успеха в этом. [35]

Фукидид сообщает, что эта просьба была встречена с некоторым успехом, и илоты доставили припасы на осажденный остров. Он не упоминает, сдержали ли спартанцы свое слово; возможно, что некоторые из казненных позже илотов были среди сфактерийских добровольцев, но позже заявили, что сдержали свое слово. [ нужна ссылка ]

Другой подобный призыв прозвучал во время вторжения фиванцев в Лаконию в одном из решающих сражений Пелопоннесских войн. Ксенофонт в «Эллинике» (VI, 5, 28) сообщает, что власти согласились освободить всех илотов, вызвавшихся добровольно. Затем он сообщает, что к призыву прислушались более 6000 человек, что привело в некоторое замешательство спартанцев, которые поначалу были ошеломлены таким количеством. Ксенофонт утверждает, что опасения спартанцев утихли, когда они получили помощь от своих союзников и беотийских наемников.

Тем не менее в 424 г. до н.э. 700 илотов, служивших Брасиду в Халкидиках , были освобождены, и их отныне называли «брасидианцами». Свободу также можно было купить или достичь, пройдя традиционное спартанское образование. , эмансипированные илоты назывались « неодамодесами » ( νεοδαμώδεις / неодамодеис ): теми, кто воссоединился с δῆμος / dễmos ( демосом ) периэков Как правило .

Мозес Финли подчеркивает, что тот факт, что илоты могли выступать в качестве гоплитов, представляет собой серьезный недостаток системы. По сути, система гоплитов представляла собой строгий метод обучения, обеспечивающий поддержание дисциплины в фаланге . Спартанцы приобрели значительную репутацию гоплитов благодаря тактическим способностям, развитым в результате постоянных тренировок. Помимо этого военного аспекта, быть гоплитом было ключевой характеристикой греческого гражданства.Таким образом, введение илотов в эту систему привело к неизбежному социальному конфликту. [ нужна ссылка ]

Особый случай: мотаке и мотоны

[ редактировать ]

Филарх упоминает класс людей, которые были одновременно свободными и негражданами: μόθακες / mothakes , которые прошли « агоге» , спартанскую образовательную систему. [53] Классическая историография признает, что илоты составляли значительную часть этих мотаке . Тем не менее, эта категория порождает ряд проблем, в первую очередь словарного запаса.

Классические авторы использовали ряд терминов, которые, по-видимому, вызывают схожие понятия:

  • μόθακες / mothakes : значение свободы, Филарх утверждал, что они свободны ( eleutheroi ), Клавдий Элиан ( Varia Historia , 12, 43), что они могут быть гражданами;
  • μόθωνες / mothōnes : оттенок раболепия, слово обозначает рабов, рожденных в доме;
  • τρόφιμοι / трофимои : ученики, усыновленные дети, которых Плутарх относил к ксеноям (чужакам);
  • σύντροφοι / синтрофосы : буквально «те, кто был воспитан», то есть молочные братья и сестры, данные Филархом как эквивалент мотаков ;
  • παρατρέφονοι / paratrephonoi : буквально «те, кого кормили рядом с вами», значение, весьма отличное от предыдущего (это слово относилось и к домашним животным).

Ситуацию несколько усложняет глосс Исихия Александрийского , который свидетельствует, что мотаки были детьми-рабами ( δοῦλοι / doũloi ), воспитывавшимися в то же время, что и дети горожан. Филологи решают эту проблему двумя способами:

  • они настаивают на чтении μoθᾶνες / mothãnes , как гапакса для μόθωνες (Арнольд Дж. Тойнби);
  • Гипотеза о том, что доулои, была вставлена ​​переписчиком, который путал мотаке и мотонес .

В любом случае к выводу нужно отнестись внимательно:

  • мотоны были молодыми слугами , выполнявшими домашние дела для молодых спартанцев во время их обучения ( Аристотель , I, 633c); они оставались рабами, достигнув совершеннолетия;
  • Мотаки были независимой свободнорожденной группой илотов.

Илоты как войска в конфликте

[ редактировать ]

Геродот приводит многочисленные рассказы об илотах, сопровождавших спартанцев в качестве слуг и солдат в таких битвах, как Фермопилы и Платеи . [54] часто легко экипированы по сравнению со своими собратьями-гоплитами. В своих отчетах о Платеях он неоднократно упоминает илотов, которые сопровождали спартанцев на поле боя и составляли основную часть армии. В греческой военной практике стандартная глубина армейской фаланги составляла восемь человек. Зная это, Геродот пришел к выводу, что соотношение солдат в Платеях составляло семь илотов на одного спартанца.

Историки подтвердили, что рассказы Геродота как об илотах, так и о спартанских солдатах преувеличены, однако подтверждено, что илоты присутствовали на поле битвы из-за того, что Геродот ссылался на могилу, построенную для илотов. У илотов, возможно, были и другие функции в Платеях, помимо формирования боевых рядов. Некоторые историки полагают, что илоты также занимались охраной линий снабжения армий. [55]

Илоты восстают

[ редактировать ]

Заговор Павсания

[ редактировать ]

Исторически сообщается, что первая попытка восстания илотов была спровоцирована полководцем Павсанием в V веке до нашей эры. Фукидид сообщает: [56]

Кроме того, им сообщили, что он даже интриговал с илотами; и это действительно было фактом, ибо он обещал им свободу и гражданство, если они присоединятся к нему в восстании и помогут ему осуществить его планы до конца. [35]

Однако эти интриги не привели к восстанию илотов; Фукидид действительно подразумевает, что Павсаний был выдан илотами (I, 132, 5 - ...свидетельства даже самих илотов. ) Возможно, обещания, данные Павсанием, были слишком великодушны, чтобы илоты поверили им; даже Брасид, когда он освободил своих илотов-добровольцев, не предложил полного гражданства. [57]

Резня в Тенаре

[ редактировать ]

О резне на мысе Тенар , мысе, образованном самой южной оконечностью Тайгета , также сообщает Фукидид: [58]

Лакедемоняне однажды подняли нескольких просителей-илотов из храма Посейдона в Тенаре, увели их и убили; возмездием за это они считают великое землетрясение в Спарте. [35]

Это дело, о котором афиняне вспомнили в ответ на просьбу Спарты изгнать Перикла , который был Алкмеонидом по материнской линии, не датировано. Историкам известно лишь то, что произошло это перед катастрофическим землетрясением 464 года до нашей эры. Фукидид здесь единственный, кто намекает на илотов: Павсаний говорит скорее о лакедемонянах, приговоренных к смерти. [59] Текст также не позволяет нам сделать вывод о том, что это было неудавшееся восстание илотов, а лишь о том, что была попытка бегства. Кроме того, восстание илотов в Лаконии маловероятно, и мессенцы вряд ли нашли бы убежище на мысе Тенар. [60]

Третья Мессенская война

[ редактировать ]

Восстание, совпавшее с землетрясением 464 г. до н. э., имеет убедительные свидетельства, хотя греческие историки не согласны с интерпретацией этого события.

По мнению Фукидида, [61] илоты и периоеки Турии и Айфаи воспользовались землетрясением, чтобы восстать и утвердиться на горе Итоме . Он добавляет, что большинство повстанцев имели мессенское происхождение, что подтверждает привлекательность Итома как исторического места мессенского сопротивления, и обращает внимание на периоэки Турии, города на мессианском побережье. И наоборот, историки могли сделать вывод, что меньшинство илотов были лаконцами, что сделало это восстание единственным в их истории. Комментаторы, такие как Стефан Византийский , писавшие примерно тысячу лет спустя, предполагают, что эта Айфая находилась в Лаконии, что указывает на крупномасштабное восстание в регионе. Версия событий, изложенная Павсанием, аналогична.

Диодор Сицилийский (XI, 63,4 – 64,1), вероятно, под влиянием Эфора Кимского, приписывал восстание в равной степени мессенцам и илотам. [62] Эту версию событий поддерживает Плутарх. [63]

Наконец, некоторые авторы берут на себя ответственность за восстание илотов Лаконии. Об этом говорит Плутарх в своей «Жизни Кимона» : [64] Илоты долины реки Еврот хотят использовать землетрясение, чтобы напасть на спартанцев, которые, по их мнению, обезоружены. Вмешательство Архидама II , призывающего лакедемонян к оружию, одновременно спасает их от землетрясения и нападения илотов. Илоты сдаются, но возвращаются к открытой войне, к которой присоединяются мессенцы.

Эти версии трудно согласовать. Тем не менее ясно, что в любом случае восстание 464 г. до н.э. стало для спартанцев серьезным травмирующим событием. Плутарх указывает, что после этого восстания были введены Криптеи и другие виды плохого обращения с илотами. Если в этих утверждениях и есть какие-то сомнения, то они, по крайней мере, подчеркивают непосредственную спартанскую реакцию: собирать союзников и вести войну с теми же Афинами, с которыми позже придется столкнуться в Пелопоннесской войне . В конце концов, восстание стало ранним признаком ухудшения отношений между афинянами и спартанцами. [65] Спартанцы ложно изгнали афинскую армию, посланную для оказания помощи в подавлении восстания. [66] а афиняне содействовали переселению илотов в город Навпакт на побережье Коринфского залива со стороны Пелопоннеса. [67]

Афинские аванпосты

[ редактировать ]

Во время той же войны и после капитуляции спартанцев, осажденных в Сфактерии, афиняне разместили в Пилосе гарнизон , составленный из мессенцев из Навпакта . Фукидид подчеркивает, что они надеялись использовать патриотизм последних, чтобы умиротворить регион. [68] Хотя мессенцы, возможно, и не развязали полномасштабную партизанскую войну , они, тем не менее, разграбили эту территорию и поощряли дезертирство илотов. Спарта была вынуждена выделить гарнизон для контроля этой деятельности; это был первый из ἐπιτειχισμοί / epiteikhismoí («валы»), аванпостов, установленных афинянами на вражеской территории.

Второй такой форпост находился на Кифере . На этот раз афиняне нацелились на илотов Лаконии. Опять же, грабежи и дезертирство действительно имели место, но не в тех масштабах, на которые надеялись афиняне или которых опасались спартанцы: не было восстания, подобного тому, которое сопровождало землетрясение.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

  1. ^ Апуд Либаниос , Orationes 25, 63 = Фраг. 37 ДК; см. также Плутарх, Li hi Lycurgus 28, 11.
  2. ^ Поллукс 3, 83. Выражение, вероятно, происходит от Аристофана Византийского ; Картледж, с.139.
  3. ^ Геродот. Истории 9.10.
  4. ^ Плутарх, Жизнь Ликурга , 28, 3–7.
  5. ^ Гераклидес Лембос о. Хист. гр. 2, 210.
  6. ^ Афиней, 657 г.
  7. ^ Додд, Дэвид (2013). «Подростковое посвящение в мифы и трагедии: переосмысление Черного охотника». Посвящение в древнегреческих ритуалах и повествованиях: новые критические перспективы . Рутледж. стр. 71–84. ISBN  978-1-135-14365-7 . Видаль-Наке признает, что основной функцией криптои было терроризировать илотов [...].
  8. ^ Видаль-Наке, Пьер (1981). Черный охотник: формы мышления и формы общества в греческом мире . Париж: Ф. Масперо. ISBN  2-7071-1195-3 . OCLC   7658419 .
  9. ^ Элланикос, Фраг. 188 Дж.
  10. ^ Пер. WHS Jones и HA Ormerod (1918), доступ: 11 июня 2006 г. Павсаний. Описание Греции , 3, 20, 6.
  11. ^ П. Чантрен, Этимологический словарь греческого языка , sv Εἵλωτες .
  12. ^ География Пер. Х. Л. Джонс (1924), доступ: 11 июня 2006 г. Апуд Страбон 6, 3, 2.
  13. ^ Афиней Навкратийский. Йонге, CD, редактор. Деипнософисты , или Пир ученых , Афинея . Доступ: 11 июня 2006 г.
  14. ^ Дукат (1990), стр.7.
  15. ^ Пер. Картледжа, Приложение 4, с. 299; Это предложение можно перевести и совсем иначе: «что касается илотов, то большинство спартанских учреждений всегда создавались с учетом безопасности» ( там же ). Тикидид 4, 80, 3.
  16. ^ Политика 1269 а 37–39.
  17. ^ Критий, Фраг. Б 37; см. также Ксенофонт, Rep. Молоко 12, 4
  18. ^ ФГХ 115 Ф 13.
  19. ^ Jump up to: а б Талберт, с. 26.
  20. ^ В Афинее, 14, 647d = FGH 106 F 2. Пер. Картледж, стр. 305
  21. ^ Жизнь Ликурга 28, 8–10. См. также: Житие Димитрия , 1, 5; Конституция Лакедемонян 30; Де Коибенда Ира 6; Об общих уведомлениях 19.
  22. ^ Слово κυνῆ / kunễ используется в греческой литературе, особенно Гомером в «Илиаде» , для обозначения шлема; в Афинах, и в «Одиссее» (XXIV, 231) оно означает также кожаную или кожаную шляпу.
  23. ^ Поллукс (7, 70) определяет его как «толстый хитон с капюшоном». Дукат (1990), с. 114; Леви, с. 122.
  24. ^ Jump up to: а б Дукат (1990), с. 120
  25. ^ Фукидид. История Пелопоннесской войны , 4, 6, 1.
  26. ^ Дукат (1990), с. 120. Осаждённые спартанские гоплиты на Сфактерии получили две хойники муки ячменной , две котылои вина и неисчислимую порцию мяса. Илоты получали половину рациона. Аттический койникс весит 698 гр. который, согласно расчетам (Л. Фоксхолл и Х.А. Форбс, « Ситометрия : роль зерна как основного продукта питания в классической древности» в Chiron Number 12 (1982), стр. 41–90), был далеко не жалким: он соответствует до 81% ежедневных потребностей в питании для умеренно активного мужчины, согласно стандартам ФАО . В сочетании с вином и мясом его можно считать почти нормальным, учитывая, что боевые действия утихли и указанные илоты занимались только своими домашними обязанностями.
  27. ^ Дукат, стр. 119–121.
  28. ^ Цитируется Картледжем, с. 151.
  29. ^ Частично сопровождается Леви, стр. 124–126.
  30. ^ Леви, с. 12, с предупреждением, что с этими доказательствами не следует работать слишком усердно.
  31. ^ Плутарх. Житие Ликурга , 28, 5.
  32. ^ П. Картледж, обзор Дуката (1990), Классическая филология , Том. 87, № 3 (июль 1992 г.), стр. 260–263.
  33. ^ Аристотель, фраг. 538 Роза = Плутарх, Житие Ликурга 28, 7 = фраг. 538 Р.
  34. ^ Гераклидес Лембос, Фраг. 370,10 Дилтов = Фраг. 538 Роза.
  35. ^ Jump up to: а б с д Фукидид. Пелопоннесская война . Лондон, Дж. М. Дент; Нью-Йорк, EP Даттон. 1910. Онлайн в проекте «Персей» . Доступ: 11 июня 2006 г.
  36. ^ Картледж. Агесилай и кризис Спарты , с. 13.
  37. ^ Сара Б. Помрой и др. Древняя Греция. Издательство Оксфордского университета, 1998: стр. 68 и 148.
  38. ^ Плутарх. Житие Агесилая , 3, 1.
  39. ^ Леви, с. 119.
  40. ^ Плутарх. Житие Ликурга , 8, 7 и 24, 2.
  41. ^ У Павсания 4, 14, 4–5.
  42. ^ Леви, стр. 120–121.
  43. ^ Л.Г. Печатнова, История Спарты (архаический и классический периоды)
  44. ^ Леви, с. 121.
  45. ^ Jump up to: а б Картледж, с. 141.
  46. ^ Фукидид. История Пелопоннесской войны , 4, 26, 6.
  47. ^ Плутарх. Жизнь Клеомелеса , 23.
  48. ^ Тиртей, Фраг. 7.
  49. ^ Геродот. Истории , 9, 28–29.
  50. ^ Пол Картледж , Агесилай и кризис Спарты . Лондон: Университет Джонса Хопкинса, 1994, с. 174.
  51. ^ (на французском языке) Дж. Трегаро, «Les bâtards spartiates» («Спартанские ублюдки»), в Mixtures Pierre Lévêque , 1993.
  52. ^ Афиней. Деипнософисты , VI, 271F.
  53. ^ В Афинее, 6, 271e.
  54. ^ Геродот. (2007). Знаменитый Геродот: истории . Книги Пантеона. ISBN  978-0-307-53654-9 . OCLC   464268448 .
  55. ^ Хант, Питер (1997). «Илоты в битве при Платеях» . Historia: Журнал древней истории . 46 (2): 129–144. ISSN   0018-2311 . JSTOR   4436459 .
  56. ^ Фукидид, 1.132, 4.
  57. ^ Дукат (1990), с. 130
  58. ^ Фукидид, 1.128, 1.
  59. ^ Павсаний, 4, 24, 5.
  60. ^ Дукат (1990), с. 131
  61. ^ Фукидид, 1.101, 2.
  62. ^ Диодор Сицилийский, 11.63, 4-64,1.
  63. ^ Плутарх. Житие Ликурга , 28, 12.
  64. ^ Плутарх. Житие Кимона , 17, 8.
  65. ^ Каган, Дональд (2005). Пелопоннесская война: жестокий конфликт Афин и Спарты, 431–404 гг. до н.э. Лондон. п. 14. ISBN  0-00-711506-7 . ОСЛК   60370044 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  66. ^ Фукидид. Пелопоннесская война , 1.102.3
  67. ^ Фукидид. Пелопоннесская война , 1.103.3
  68. ^ Фукидид, 4.41, 2-3.

Библиография

  • Картледж, Пол. Спарта и Лакония. Региональная история с 1300 по 362 год до нашей эры . Рутледж, Нью-Йорк, 2002 г. (2-е изд.). ISBN   0-415-26276-3
  • Дукат, Жан:
    • (на французском языке) «Le Mépris des Hilotes», в Annales ESC , номер 29 (1974), стр. 1451–1564.
    • (на французском языке) «Аспекты илотизма», в журнале Ancient Society , номер 9 (1978), стр. 5–46.
    • (на французском языке) Илоты . Афины: Афинская французская школа, Бюллетень греческой корреспонденции, доп. ХХ, 1990. ISBN   2-86958-034-7
  • (на французском языке) Финли, Моисей . «Спарта и спартанское общество», Экономика и общество в Древней Греции , Сеуиль, сборник «Точки истории», 1984. ISBN   2-02-014644-4
  • Гарлан, Ивон:
    • (на французском языке) «Греческие рабы во время войны», в Actes du Colloque d'histoire , Безансон, 1970 г.
    • (на французском языке) Рабы в Древней Греции , La Découverte, сб. Сборник «Поддерживающие тексты», Париж, 1995. ISBN   2-7071-2475-3
  • (на французском языке) Леви, Эдмон. Спарта: политическая и социальная история до римского завоевания. Сёй, коллекция «Точки истории», Париж, 2003. ISBN   2-02-032453-9
  • Олива, Павел. Спарта и ее социальные проблемы , Академия, Прага, 1971 г.
  • Помрой, Сара Б. Спартанские женщины , Oxford University Press, Оксфорд, 2002. ISBN   0-19-513067-7
  • Талберт, RJA «Роль илотов в классовой борьбе в Спарте», Historia: Journal of Ancient History , Vol. 38, No. 1 (1-й квартал 1989 г.), стр. 22–40.
  • Плутарх, Ликург 28
  • Урбайнезик, Тереза ​​​​восстания рабов в древности , Калифорнийский университет Press, Беркли, 2008. ISBN   978-0-520-25701-6
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 58bcedb8fdf78ff78df0d993915007f8__1714680480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/f8/58bcedb8fdf78ff78df0d993915007f8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Helots - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)