Jump to content

Женщины в древней Спарте

«Почему вы, спартанские женщины, единственные, кто может управлять мужчинами?»
«Потому что мы еще и единственные, кто рожает мужчин».

Горго, царица Спарты и жена Леонида , по цитате Плутарха. [ 1 ]

Спартанские женщины были известны в Древней Греции тем, что, по-видимому, имели больше свободы, чем женщины в других частях греческого мира. Для современников за пределами Спарты спартанские женщины имели репутацию распущенных и контролирующих своих мужей. Спартанские женщины могли по закону владеть и наследовать собственность, и они обычно были более образованными, чем их афинские коллеги. Сохранившиеся письменные источники ограничены и в основном отражают неспартанскую точку зрения. Антон Пауэлл написал, что сказать, что письменные источники «не без проблем»… было бы трудно преуменьшить». [ 2 ]

Как и в других местах Древней Греции, в Спарте об элитах известно гораздо больше, чем о низших классах, и древние источники не обсуждают гендер по отношению к негражданам (например, илотам ), составлявшим большинство населения Спарты. Спартанское государство. [ 3 ]

Источники

[ редактировать ]

Спарта — одно из трех государств Древней Греции, наряду с Афинами и Гортиной , о котором сохранились какие-либо подробные сведения о роли женщин. [ 4 ] Эти свидетельства в основном относятся к классическому периоду и более поздним периодам, но многие из известных нам законов и обычаев, вероятно, относятся к архаическому периоду . [ 4 ] Литературные источники, дающие нам больше всего сведений о жизни женщин в Спарте, написаны исключительно неспартанцами; [ 5 ] их также пишут исключительно мужчины. [ 6 ] Нелитературные источники, включая археологию и древнее искусство, ограничены. [ 7 ]

Самые ранние свидетельства о жизни спартанских женщин взяты из архаической греческой поэзии, например, партении («девичьи песни») Алкмана , лидийского поэта, жившего и творившего в Спарте в седьмом веке до нашей эры. [ 8 ] Другими важными источниками являются Геродот , афинская драма пятого века и афинские политические трактаты четвертого века, в том числе Ксенофонта » «Конституция спартанцев и Аристотеля » «Политика . [ 9 ] В римский период источники включают биографии Плутарха и сборники изречений и обычаев спартанцев, а также Павсания по Лаконии». «Путеводитель [ 9 ]

По словам Плутарха, спартанских детей оценивали при рождении, а тех, кого считали нездоровыми, оставляли умирать . На этой картине Джузеппе Диотти изображен суд над ребенком. Неясно, подвергались ли этому обращению и дети женского пола.

По словам Плутарха , спартанцы практиковали детоубийство как нечто само собой разумеющееся, если дети считались нездоровыми. [ 10 ] Неясно, относилось ли это как к девочкам, так и к мальчикам, хотя данные из других источников Плутарха и Ксенофонта предполагают, что это не так. [ 11 ] Вполне вероятно, что девочек просто отдавали на попечение матери сразу после рождения. [ 12 ] хотя нет достаточных доказательств, чтобы сказать, было ли это так на протяжении всей спартанской истории. [ 13 ] Спартанских младенцев женского пола кормили так же хорошо, как и их сверстников мужского пола – в отличие от Афин, где мальчиков кормили лучше, чем девочек – чтобы иметь физически подготовленных женщин, способных вынашивать детей и рожать детей. [ 12 ]

Образование

[ редактировать ]

Информацию об образовании спартанских женщин найти трудно, поскольку сохранившихся источников об образовании спартанских мальчиков больше. [ 14 ] В Спарте мальчиков обучали в агоге с семи лет, по крайней мере, в некоторые периоды спартанской истории. Вполне вероятно, что всякий раз, когда государство организовывало образование мальчиков, оно также институционализировало образование девочек. [ 15 ] В отличие от своих сверстников-мужчин, спартанские девочки воспитывались дома со своими матерями, пока получали образование. [ 16 ] Они узнают об обязанностях и ответственности по уходу за домом, главным образом потому, что мужчины в доме часто отсутствовали. [ 17 ] Есть свидетельства существования той или иной официальной образовательной программы для девочек еще в архаический период , и эта система, похоже, прекратила свое существование в эллинистический период . [ 16 ] Степень, в которой образование девочек было восстановлено в ходе реформ Клеомена III, неясно, но, возможно, оно стало добровольным, а не обязательным. [ 16 ] Государственное образование для девочек было снова отменено в 188 г. до н. э. и восстановлено в римский период. [ 16 ]

Молодые спартанцы на тренировке , Эдгар Дега , ок. 1860 .

Грамотность в Спарте была навыком, доступным только элите. [ 18 ] Однако из классического периода есть свидетельства того, что некоторые женщины умели читать. Например, о Спарте сохранились анекдоты, в которых матери пишут письма отсутствующим сыновьям. [ 19 ] Ссылки Аристофана на спартанскую поэтессу Клитагору и спартанских пифагорейцев, перечисленных Ямвлихом , позволяют предположить, что некоторые спартанские женщины могли быть высокограмотными. [ 14 ]

Помимо чтения и письма, женщины изучали музыку , которая состояла не только из музыки, но также из танцев и поэзии. [ 20 ] Судя по сохранившимся статуэткам, женщины, похоже, научились играть на музыкальных инструментах. [ 21 ] Мусике был важной частью спартанской религиозной деятельности, особенно как часть культов Елены и Артемиды . [ 14 ] Спартанские девушки танцевали в хорах, состоящих из девочек одного возраста, под руководством старшей девочки ( чорегос ) и обученных профессиональным поэтом. Наряду с обучением пению и танцу эти хоры обучали девочек ритуальной и культовой деятельности. [ 14 ] Танец также приносил физическую пользу: в « Лисистрате » Аристофана спартанский персонаж Лампито приписывает свою физическую форму лаконскому танцу, известному как бибасис , который включал в себя удары ногами по ягодицам и прыжки. Бибасис это соревнование, в котором спартанские мужчины и женщины соревновались за призы. [ 14 ] Наконец, песни, под которые танцевали девушки, давали возможность привить им спартанские ценности и гендерные роли. [ 14 ]

Легкая атлетика

[ редактировать ]
Спартанская бронзовая фигура бегущей девушки в одноплечом хитоне ( Британский музей )

В отличие от других регионов Греции, в Спарте незамужние девушки регулярно занимались спортом. [ 22 ] Спартанский режим тренировок для девочек был разработан для того, чтобы сделать их «в такой же физической форме, как и их братья». [ 23 ] хотя, в отличие от своих братьев, они фактически не тренировались для боя. [ 24 ] В своей «Конституции спартанцев » Ксенофонт сообщает, что Ликург требовал, чтобы женщины тренировались так же, как и мужчины, и с этой целью учредил спортивные соревнования для женщин. [ 22 ]

Ранние источники сообщают, что спартанские девушки занимались бегом и борьбой; в более поздних текстах упоминаются также метание копья и диска, бокс и панкратион . [ 25 ] Еще они научились ездить верхом, [ 26 ] были обнаружены вотивные подношения с изображением спартанских женщин верхом на лошадях. [ 27 ] Вполне возможно, что спартанские девушки тренировались обнаженными, поскольку в архаичном спартанском искусстве девушки изображаются обнаженными, в отличие от искусства других областей Греции. [ 12 ] Девушки могли соревноваться в гимнопедии , спартанском фестивале обнаженных юношей. [ 28 ] Они также соревновались в беговых забегах на различных фестивалях, из которых самым престижным были Герейские игры . [ 29 ] Выйдя замуж, спартанские женщины, вероятно, перестали заниматься легкой атлетикой. [ 30 ]

Спартанские женщины, похоже, выходили замуж относительно поздно по сравнению со своими сверстницами в других частях Греции. В то время как афинские женщины могли рассчитывать впервые выйти замуж примерно в четырнадцатилетнем возрасте за мужчину, намного старше их, спартанские женщины обычно выходили замуж в возрасте от восемнадцати до двадцати лет за мужчин, близких им по возрасту. [ 31 ] Спартанским мужчинам в возрасте до тридцати лет не разрешалось жить со своими женами, вместо этого они должны были жить совместно с другими членами своей сисситии . Из-за отсутствия мужа женщины должны были вести домашнее хозяйство в основном в одиночку. [ 32 ] В отличие от Афин, где государственная идеология считала, что за домашнее хозяйство отвечают мужчины, Сью Бланделл утверждает, что в Спарте, скорее всего, контроль женщин над домашней сферой был принят и, возможно, даже поощрялся государством. [ 33 ]

Согласно спартанской идеологии, основная роль взрослых женщин заключалась в вынашивании и воспитании здоровых детей. Это внимание к деторождению, вероятно, было причиной акцента на физической подготовке спартанских женщин, поскольку считалось, что физически более сильные женщины будут иметь более здоровых детей. [ 34 ] Перед браком у потенциальной пары был испытательный срок, чтобы убедиться, что они смогут иметь детей; если они не могли этого сделать, развод и повторный брак были обычным решением. Для спартанцев все действия, связанные с браком, вращались вокруг единственной цели — произвести на свет сильных детей и тем самым улучшить свою армию. [ 35 ]

Спартанские браки также могли заключаться в зависимости от богатства и статуса. [ 36 ] Доказательства роли куриоев (мужчин-опекунов) в организации браков спартанских женщин не являются решающими, хотя Пол Картледж считает, что, как и их афинские (и в отличие от их гортинских были ответственны ) коллег, куриосы за организацию брака спартанской женщины. . [ 37 ]

В древних источниках есть свидетельства того, что спартанцы практиковали многоженство . Геродот говорит, что двоеженство Анаксандрида II , который женился на второй жене, потому что его первая не смогла произвести на свет наследника, было неспартанским. [ 38 ] но Полибий писал, что в его время это было обычным явлением и проверенной временем практикой. [ 39 ] Эндрю Скотт предполагает, что многоженство было более распространено в древней Спарте в начале IV века до нашей эры, когда количество спартанских мужчин-граждан резко сократилось. [ 40 ] Ксенофонт утверждает, что наряду с полигамным браком пожилые мужчины с более молодыми женами поощрялись позволять молодым, более здоровым мужчинам оплодотворять своих жен, чтобы произвести на свет более сильных детей. [ 41 ] Далее Полибий утверждает, что, когда у мужчины было достаточно детей, у него был спартанский обычай отдавать жену другому мужчине, чтобы и у него были дети. [ 42 ]

Брачный ритуал

[ редактировать ]

В ночь свадьбы невеста коротко подстригалась и носила мужской плащ и сандалии. Невеста выглядела одетой как мужчина или мальчик, чтобы ее муж воспринимал ее как меньшую угрозу.

В Спарте [...] стрижка волос невесты и трансвестизм, вероятно, были направлены на то, чтобы временно превратить ее в спартанского мальчика-подростка – менее угрожающую фигуру для жениха, который, вероятно, совершил свой собственный переход во взрослую жизнь через близкий эмоциональный и сексуальный контакт. отношения со старшим мужчиной и теперь был в состоянии сексуально инициировать других мальчиков в спартанское общество. [ 43 ]

Затем невесту оставляли одну в затемненной комнате, где ее навещал и ритуально захватывал ( древнегреческий : ἁρπάζω , латинизированный : harpagō , букв. «похитить») ее новый муж. [ 44 ] Мужчины должны были посещать своих новых жен ночью и тайно. [ 45 ]

После гарпаги невесты служанка отрезала невесте волосы близко к ее голове, одела ее в мужской плащ и сандалии и уложила на тюфяк на полу, где она осталась одна в темноте, пока ее жених обедал со своими однокурсниками. (пояс) невесты Позже жених проскользнул в эту комнату, где ослабил зонэ и отнес ее к свадебному ложу. Проведя немного времени со своей невестой, новый жених вернулся в свою обычную квартиру, которую делил с другими молодыми людьми. [ 43 ]

Целью этого было затруднить для новых пар заключение брака, что, как считалось, увеличивало желание между мужем и женой и приводило к рождению более сильных детей. [ 42 ]

Матриархальные обязанности

[ редактировать ]
Картина, изображающая спартанскую женщину, дающую сыну щит.
Спартанские женщины насаждали государственную идеологию милитаризма и храбрости. Плутарх рассказывает, что одна женщина, вручив сыну щит, велела ему прийти домой «либо с этим, либо на нем». [ 46 ]

Поскольку спартанские мужчины проводили большую часть своего времени, живя в казармах или на войне, спартанские женщины должны были сами вести домашнее хозяйство. [ 47 ] [ 32 ] В отличие от Афин, где государственная идеология считала, что домашнее хозяйство ведут мужчины, Сью Бланделл утверждает, что в Спарте, скорее всего, контроль женщин над домашней сферой был принят государством. [ 33 ] Из-за этого Аристотель критиковал Спарту и утверждал, что мужчинами управляют сильные и независимые женщины. в отличие от остальной Греции. [ 48 ] Аристотель также критиковал спартанских женщин за их богатство. Он объяснил резкое падение государства из властителя Греции во второразрядную державу менее чем за 50 лет тем фактом, что Спарта превратилась в гинократию, чьи женщины были невоздержанными и любили роскошь. [ 49 ]

Все спартанские женщины, а не только самые богатые, воспользовались бы трудом илотов для выполнения домашних работ, которые в других местах Греции выпали бы на долю свободных женщин. [ 50 ] Такие виды деятельности, как ткачество, которые считались женской работой в других местах Греции, не считались подходящими для свободных женщин в Спарте. [ 51 ] Поэтому женщины были больше заняты управлением, сельским хозяйством, логистикой и другими задачами по обеспечению существования.

Спартанский закон, кодифицированный Ликургом, подчеркивал важность деторождения для Спарты. Рождение и воспитание детей считалось важнейшей ролью женщины в спартанском обществе; равны воинам-мужчинам в спартанской армии. [ 52 ] Спартанским женщинам было предложено рожать много детей, предпочтительно мужского пола, чтобы увеличить военное население Спарты. Они гордились тем, что родили и воспитали храбрых воинов. [ 53 ] Однако наличие сыновей-трусов было поводом для печали, и древний автор Элиан утверждает, что женщины, чьи сыновья умерли как трусы, оплакивали это. [ 54 ] Напротив, родственницы спартанцев, героически погибших в битве при Левктре, как говорят, ходили на публике и выглядели счастливыми. [ 54 ]

Спартанские женщины не просто прославляли своих сыновей, проявивших храбрость, и скорбели, когда они этого не сделали, но они сыграли решающую роль в обеспечении социальных последствий для трусливых мужчин. Когда Павсаний , предатель Спарты, укрылся в святилище Афины , его мать Феано, как говорят, взяла кирпич и положила его в дверной проем. Следуя этому примеру, спартанцы замуровали дверь храма, в которой находился Павсаний. [ 54 ] Плутарха Точно так же три из «Высказываний о спартанских женщинах» рассказывают о том, как спартанские матери сами убивали своих трусливых сыновей. [ 55 ]

Женский гомоэротизм

[ редактировать ]

желанием ослабить конечности.
Она смотрит на меня более трогательно
Чем сон или смерть;
Она мила ни в коем случае.
Но Астимелозия мне вообще не отвечает,
Когда у нее будет корона,
Как яркая звезда, падающая с неба
Или золотая ветвь, или мягкое перо...
Она шла вперед быстрыми шагами...
Влажное очарование Cinyras
Сидит на ее девичьих волосах...
Ах! Если бы она подошла ближе и взяла бы
Моя нежная рука, я бы стал ее.

Алкман , цитата Сандры Берингер [ 56 ]

, или «девичья песня», Алькмана » «Партенея была одним из первых документов, выражающих гомоэротические чувства между женщинами. Это произведение исполнялось как хоровой гимн молодыми женщинами Спарты, и, вероятно, это произведение было заказано государством для публичного исполнения.

В стихотворении Алкмана есть стих, в котором младшие хористки восхищаются своими старшими хоровыми руководителями, которые вызывают восхищение, а также вдохновляют эти эротические чувства. Женщины описывают, как эрос (сексуальное влечение) к лидерам хора овладел их телами. [ 56 ]

В древней Спарте культы женщин отражали акцент спартанского общества на роли женщин как воспитателей и воспитателей детей. Следовательно, культы были сосредоточены на плодородии, женском здоровье и красоте. [ 57 ] Культ Эйлейфии , богини деторождения, был важным культом для спартанских женщин. [ 57 ] Также важным был культ Елены , [ 58 ] многие предметы, используемые женщинами - например, зеркала, подводки для глаз, расчески и флаконы для духов - посвящены ее культовым местам. [ 59 ] Помимо двух основных культовых объектов, в центре Спарты располагался храм Елены, и по всему городу было вырезано множество стел с ее изображением. [ 59 ] Циниска , первая женщина, одержавшая олимпийскую победу, также имела культ в Спарте. [ 57 ] «единственная зарегистрированная женщина» [ 60 ] чтобы это было отмечено таким образом.

Плутарх пишет в своей «Жизни Ликурга» , что только мужчины, погибшие в бою, и женщины, погибшие при исполнении религиозных обязанностей, должны иметь свое имя на надгробии. [ 61 ] Это соответствовало бы спартанской репутации благочестивых людей. [ 62 ] хотя в одном переводе (Латте) рукопись была исправлена, указав вместо этого, что женщины, умершие при родах, называли бы мемориалы, - прочтение, которое стало популярным среди многих ученых. [ 63 ] Мэтью Диллон утверждал, что надгробные надписи, на которых Латте основал эту поправку, недостаточны для ее подтверждения. [ 64 ]

Дорийский пеплос, который носили спартанские женщины, закреплялся на плече булавками, называемыми фибулами. Эти образцы относятся к архаическому периоду и были обнаружены в святилище Артемиды Орфии, одном из самых важных религиозных объектов Спарты.

Спартанская женская одежда была простой и заведомо короткой. Они носили дорийские пеплос с юбками с разрезами, обнажавшими бедра. [ 12 ] Дорийский пеплос был сделан из более тяжелого шерстяного материала, чем был распространен в Ионии, и крепился на плече булавками, называемыми фибулами . [ 65 ] На скачках спартанские девушки носили характерный одноплечий хитон длиной до колен . [ 66 ]

Поскольку женщины не ткали себе одежду, а оставляли создание товаров периойкам ; покупка сложных тканевых и металлических браслетов была признаком богатства. Неизвестно, носили ли женщины эти серебряные и золотые браслеты всегда или только во время религиозных церемоний и праздников. Говорят, что Ликург запретил женщинам пользоваться косметикой. [ 67 ]

Молодые женщины отращивали длинные волосы и не покрывали их, [ 68 ] но замужним женщинам не разрешалось носить длинные волосы [ 69 ] и покрыли головы свои покрывалами. [ 68 ]

Непартийные женщины

[ редактировать ]

Как и в других местах Древней Греции, в Спарте об элите известно гораздо больше, чем о низших классах, и древние источники не обсуждают пол по отношению к негражданам, жившим в Спарте. [ 3 ] В Спарте жили различные группы свободных неспартиатов, а также илоты и, по крайней мере, в более поздней спартанской истории, личные рабы.

Согласно Ксенофонту, спартанские женщины не обязаны были выполнять работу по дому, за которую отвечали женщины в других частях греческого мира. Он сообщает, что в Спарте ткачеством занимались доулай (рабыни). [ 70 ] В архаической Спарте эту роль выполняли женщины-илоты, но позже в спартанской истории, особенно после освобождения мессенских илотов, многие из этих женщин, вероятно, были личными рабынями. [ а ] [ 72 ] Женщины в периойных общинах, по-видимому, отвечали за домашний труд в своем собственном хозяйстве, как и в других частях греческого мира. [ 73 ]

Плутарх говорит в своем «Жизнеописании Ликурга», что из-за отсутствия денег в древней Спарте и из-за строгого морального режима, установленного Ликургом, в Спарте не было проституции. [ 74 ] Позже, когда золото и серебро стали более доступны, проституция, похоже, начала проявляться. [ 74 ] В эллинистический период афинский географ Полемон сообщил, что видел в Спарте бронзовые статуи, посвященные проститутке Коттине. [ 74 ] и недалеко от храма Диониса был публичный дом, названный в ее честь. [ 75 ]

Спартанские медсестры были известны по всей Греции, и спартанцы кормили своих детей в богатых семьях со всей Греции. Плутарх сообщает, что Алкивиада кормила спартанская женщина по имени Амикла. [ 76 ] Статус этих медсестер не ясен – вероятно, это были не илоты, которых бы не продали иностранцам, а могли быть какой-то другой формой женщин-неграждан из Лаконии. [ 77 ]

В отличие от других рабов в Древней Греции, популяция илотов поддерживалась за счет воспроизводства, а не за счет покупки новых рабов. Благодаря этому илоты могли свободно выбирать партнеров и жить семейными группами, тогда как других греческих рабов содержали в однополых общежитиях. [ 78 ] Помимо отношений с мужчинами-илотами, у некоторых женщин-илотов, похоже, были дети от спартанских мужчин. [ 79 ] Этих детей называли мотаксами , и они, очевидно, были свободны и могли получить гражданство — по словам Элиана , адмирал Лисандр был мотаксом . [ 80 ] Основная цель мотаков со спартанской точки зрения заключалась в том, чтобы они могли сражаться в спартанской армии, и Сара Помрой предполагает, что дочери спартанских мужчин и женщин-илотов поэтому были убиты при рождении. [ 79 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В ранних источниках дулос используется как для спартанских илотов, так и для рабов, содержащихся в других частях греческого мира; в более поздних источниках различают илотов, которые были собственностью спартанского государства, и доулоев , принадлежавших частным лицам. [ 71 ]
  1. ^ Плутарх , Моралия 225A и 240E.
  2. ^ Пауэлл 2004 г.
  3. ^ Jump up to: а б Помрой 2002 , с. 95.
  4. ^ Jump up to: а б Бланделл 1995 , с. 150.
  5. ^ Картледж 1981 , с. 90.
  6. ^ Миллендер 2017 , с. 501.
  7. ^ Фантэм и др. 1994 , с. 57.
  8. ^ Фантэм и др. 1994 , с. 56–57.
  9. ^ Jump up to: а б Миллендер 2017 , с. 502.
  10. ^ Помрой 2002 , стр. 34–35.
  11. ^ Помрой 2002 , с. 35
  12. ^ Jump up to: а б с д Помрой 1994 , с. 36
  13. ^ Помрой 2002 , с. 47
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж Миллендер 2017 , с. 504
  15. ^ Помрой 2002 , стр. 27–28.
  16. ^ Jump up to: а б с д Помрой 2002 , с. 4
  17. ^ Картледж 1981 , стр. 84–105.
  18. ^ Помрой 2002 , стр. 4–5.
  19. ^ Помрой 2002 , с. 8
  20. ^ Помрой 2002 , с. 5
  21. ^ Помрой 2002 , с. 12
  22. ^ Jump up to: а б Кристенсен 2012 , стр. 204.
  23. ^ Хьюз 2005 , стр. 58–59.
  24. ^ Помрой 2002 , с. 16.
  25. ^ Кристенсен 2012 , стр. 205.
  26. ^ Хьюз 2005 , с. 59
  27. ^ Хьюз 2005 , рисунок 4.
  28. ^ Помрой 2002 , с. 34
  29. ^ Помрой 2002 , с. 24
  30. ^ Кристенсен 2012 , стр. 205–6.
  31. ^ Картледж 1981 , стр. 94–95.
  32. ^ Jump up to: а б Помрой 2002 , с. 44.
  33. ^ Jump up to: а б Бланделл 1995 , с. 151.
  34. ^ Бланделл 1995 , с. 157.
  35. ^ Визнер-Хэнкс 2011 , с. 31
  36. ^ Редфилд 1978 , стр. 159–160.
  37. ^ Картледж 1981 , с. 100
  38. ^ Геродот, Истории , V.40.2.
  39. ^ Полибий XII.6b.8
  40. ^ Скотт 2011 , с. 420
  41. ^ Пауэлл 2001 , с. 248
  42. ^ Jump up to: а б Скотт 2011 , с. 417
  43. ^ Jump up to: а б Миллендер 2017 , с. 509
  44. ^ Плутарх, Жизнь Ликурга 15.3-4.
  45. ^ Картледж 1981 , с. 101.
  46. ^ Плутарх, Моралия , 241.
  47. ^ Хьюз 2005 , с. 52
  48. ^ Аристотель, Политика 1269b.
  49. ^ Аристотель, Политика 1269b–1270a.
  50. ^ Картледж 2013 , с. 156
  51. ^ Бланделл 1995 , с. 151
  52. ^ Узнайте, 1986 г.
  53. ^ Помрой 2002 , с. 57
  54. ^ Jump up to: а б с Помрой 2002 , с. 58
  55. ^ Помрой 2002 , с. 59
  56. ^ Jump up to: а б Берингер 2013 , с. 155.
  57. ^ Jump up to: а б с Помрой 2002 , с. 105
  58. ^ Редфилд 1978 , с. 148
  59. ^ Jump up to: а б Хьюз 2005 , с. 53
  60. ^ Картледж 2013 , с. 200
  61. ^ Плутарх, Жизнь Ликурга , 27.3.
  62. ^ Диллон 2007 , с. 151
  63. ^ Диллон 2007 , стр. 151–152.
  64. ^ Диллон 2007 , с. 153
  65. ^ Помрой 2002 , с. 134
  66. ^ Помрой 2002 , с. 31
  67. ^ Помрой 2002 , с. 132
  68. ^ Jump up to: а б Помрой 2002 , с. 42
  69. ^ Картледж 1981 , с. 101
  70. ^ Помрой 2002 , с. 96.
  71. ^ Пауэлл 2001 , с. 253.
  72. ^ Помрой 2002 , с. 100.
  73. ^ Помрой 2002 , с. 97.
  74. ^ Jump up to: а б с Помрой 2002 , с. 98.
  75. ^ Помрой 2002 , с. 119.
  76. ^ Плутарх, Алкивиад 1.2
  77. ^ Помрой 2002 , с. 98–99.
  78. ^ Помрой 2002 , с. 101.
  79. ^ Jump up to: а б Помрой 2002 , с. 102.
  80. ^ Огден 2003 , стр. 228–229.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

СМИ, связанные с женщинами Древней Греции, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 50189587af1da4e96ca4816546034776__1719573300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/76/50189587af1da4e96ca4816546034776.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Women in ancient Sparta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)