Женщины в древней Спарте
«Почему вы, спартанские женщины, единственные, кто может управлять мужчинами?»
«Потому что мы еще и единственные, кто рожает мужчин».
Горго, царица Спарты и жена Леонида , по цитате Плутарха. [ 1 ]
Спартанские женщины были известны в Древней Греции тем, что, по-видимому, имели больше свободы, чем женщины в других частях греческого мира. Для современников за пределами Спарты спартанские женщины имели репутацию распущенных и контролирующих своих мужей. Спартанские женщины могли по закону владеть и наследовать собственность, и они обычно были более образованными, чем их афинские коллеги. Сохранившиеся письменные источники ограничены и в основном отражают неспартанскую точку зрения. Антон Пауэлл написал, что сказать, что письменные источники «не без проблем»… было бы трудно преуменьшить». [ 2 ]
Как и в других местах Древней Греции, в Спарте об элитах известно гораздо больше, чем о низших классах, и древние источники не обсуждают гендер по отношению к негражданам (например, илотам ), составлявшим большинство населения Спарты. Спартанское государство. [ 3 ]
Источники
[ редактировать ]Спарта — одно из трех государств Древней Греции, наряду с Афинами и Гортиной , о котором сохранились какие-либо подробные сведения о роли женщин. [ 4 ] Эти свидетельства в основном относятся к классическому периоду и более поздним периодам, но многие из известных нам законов и обычаев, вероятно, относятся к архаическому периоду . [ 4 ] Литературные источники, дающие нам больше всего сведений о жизни женщин в Спарте, написаны исключительно неспартанцами; [ 5 ] их также пишут исключительно мужчины. [ 6 ] Нелитературные источники, включая археологию и древнее искусство, ограничены. [ 7 ]
Самые ранние свидетельства о жизни спартанских женщин взяты из архаической греческой поэзии, например, партении («девичьи песни») Алкмана , лидийского поэта, жившего и творившего в Спарте в седьмом веке до нашей эры. [ 8 ] Другими важными источниками являются Геродот , афинская драма пятого века и афинские политические трактаты четвертого века, в том числе Ксенофонта » «Конституция спартанцев и Аристотеля » «Политика . [ 9 ] В римский период источники включают биографии Плутарха и сборники изречений и обычаев спартанцев, а также Павсания по Лаконии». «Путеводитель [ 9 ]
Детство
[ редактировать ]
По словам Плутарха , спартанцы практиковали детоубийство как нечто само собой разумеющееся, если дети считались нездоровыми. [ 10 ] Неясно, относилось ли это как к девочкам, так и к мальчикам, хотя данные из других источников Плутарха и Ксенофонта предполагают, что это не так. [ 11 ] Вполне вероятно, что девочек просто отдавали на попечение матери сразу после рождения. [ 12 ] хотя нет достаточных доказательств, чтобы сказать, было ли это так на протяжении всей спартанской истории. [ 13 ] Спартанских младенцев женского пола кормили так же хорошо, как и их сверстников мужского пола – в отличие от Афин, где мальчиков кормили лучше, чем девочек – чтобы иметь физически подготовленных женщин, способных вынашивать детей и рожать детей. [ 12 ]
Образование
[ редактировать ]Информацию об образовании спартанских женщин найти трудно, поскольку сохранившихся источников об образовании спартанских мальчиков больше. [ 14 ] В Спарте мальчиков обучали в агоге с семи лет, по крайней мере, в некоторые периоды спартанской истории. Вполне вероятно, что всякий раз, когда государство организовывало образование мальчиков, оно также институционализировало образование девочек. [ 15 ] В отличие от своих сверстников-мужчин, спартанские девочки воспитывались дома со своими матерями, пока получали образование. [ 16 ] Они узнают об обязанностях и ответственности по уходу за домом, главным образом потому, что мужчины в доме часто отсутствовали. [ 17 ] Есть свидетельства существования той или иной официальной образовательной программы для девочек еще в архаический период , и эта система, похоже, прекратила свое существование в эллинистический период . [ 16 ] Степень, в которой образование девочек было восстановлено в ходе реформ Клеомена III, неясно, но, возможно, оно стало добровольным, а не обязательным. [ 16 ] Государственное образование для девочек было снова отменено в 188 г. до н. э. и восстановлено в римский период. [ 16 ]

Грамотность в Спарте была навыком, доступным только элите. [ 18 ] Однако из классического периода есть свидетельства того, что некоторые женщины умели читать. Например, о Спарте сохранились анекдоты, в которых матери пишут письма отсутствующим сыновьям. [ 19 ] Ссылки Аристофана на спартанскую поэтессу Клитагору и спартанских пифагорейцев, перечисленных Ямвлихом , позволяют предположить, что некоторые спартанские женщины могли быть высокограмотными. [ 14 ]
Помимо чтения и письма, женщины изучали музыку , которая состояла не только из музыки, но также из танцев и поэзии. [ 20 ] Судя по сохранившимся статуэткам, женщины, похоже, научились играть на музыкальных инструментах. [ 21 ] Мусике был важной частью спартанской религиозной деятельности, особенно как часть культов Елены и Артемиды . [ 14 ] Спартанские девушки танцевали в хорах, состоящих из девочек одного возраста, под руководством старшей девочки ( чорегос ) и обученных профессиональным поэтом. Наряду с обучением пению и танцу эти хоры обучали девочек ритуальной и культовой деятельности. [ 14 ] Танец также приносил физическую пользу: в « Лисистрате » Аристофана спартанский персонаж Лампито приписывает свою физическую форму лаконскому танцу, известному как бибасис , который включал в себя удары ногами по ягодицам и прыжки. Бибасис — это соревнование, в котором спартанские мужчины и женщины соревновались за призы. [ 14 ] Наконец, песни, под которые танцевали девушки, давали возможность привить им спартанские ценности и гендерные роли. [ 14 ]
Легкая атлетика
[ редактировать ]
В отличие от других регионов Греции, в Спарте незамужние девушки регулярно занимались спортом. [ 22 ] Спартанский режим тренировок для девочек был разработан для того, чтобы сделать их «в такой же физической форме, как и их братья». [ 23 ] хотя, в отличие от своих братьев, они фактически не тренировались для боя. [ 24 ] В своей «Конституции спартанцев » Ксенофонт сообщает, что Ликург требовал, чтобы женщины тренировались так же, как и мужчины, и с этой целью учредил спортивные соревнования для женщин. [ 22 ]
Ранние источники сообщают, что спартанские девушки занимались бегом и борьбой; в более поздних текстах упоминаются также метание копья и диска, бокс и панкратион . [ 25 ] Еще они научились ездить верхом, [ 26 ] были обнаружены вотивные подношения с изображением спартанских женщин верхом на лошадях. [ 27 ] Вполне возможно, что спартанские девушки тренировались обнаженными, поскольку в архаичном спартанском искусстве девушки изображаются обнаженными, в отличие от искусства других областей Греции. [ 12 ] Девушки могли соревноваться в гимнопедии , спартанском фестивале обнаженных юношей. [ 28 ] Они также соревновались в беговых забегах на различных фестивалях, из которых самым престижным были Герейские игры . [ 29 ] Выйдя замуж, спартанские женщины, вероятно, перестали заниматься легкой атлетикой. [ 30 ]
Свадьба
[ редактировать ]Спартанские женщины, похоже, выходили замуж относительно поздно по сравнению со своими сверстницами в других частях Греции. В то время как афинские женщины могли рассчитывать впервые выйти замуж примерно в четырнадцатилетнем возрасте за мужчину, намного старше их, спартанские женщины обычно выходили замуж в возрасте от восемнадцати до двадцати лет за мужчин, близких им по возрасту. [ 31 ] Спартанским мужчинам в возрасте до тридцати лет не разрешалось жить со своими женами, вместо этого они должны были жить совместно с другими членами своей сисситии . Из-за отсутствия мужа женщины должны были вести домашнее хозяйство в основном в одиночку. [ 32 ] В отличие от Афин, где государственная идеология считала, что за домашнее хозяйство отвечают мужчины, Сью Бланделл утверждает, что в Спарте, скорее всего, контроль женщин над домашней сферой был принят и, возможно, даже поощрялся государством. [ 33 ]
Согласно спартанской идеологии, основная роль взрослых женщин заключалась в вынашивании и воспитании здоровых детей. Это внимание к деторождению, вероятно, было причиной акцента на физической подготовке спартанских женщин, поскольку считалось, что физически более сильные женщины будут иметь более здоровых детей. [ 34 ] Перед браком у потенциальной пары был испытательный срок, чтобы убедиться, что они смогут иметь детей; если они не могли этого сделать, развод и повторный брак были обычным решением. Для спартанцев все действия, связанные с браком, вращались вокруг единственной цели — произвести на свет сильных детей и тем самым улучшить свою армию. [ 35 ]
Спартанские браки также могли заключаться в зависимости от богатства и статуса. [ 36 ] Доказательства роли куриоев (мужчин-опекунов) в организации браков спартанских женщин не являются решающими, хотя Пол Картледж считает, что, как и их афинские (и в отличие от их гортинских были ответственны ) коллег, куриосы за организацию брака спартанской женщины. . [ 37 ]
В древних источниках есть свидетельства того, что спартанцы практиковали многоженство . Геродот говорит, что двоеженство Анаксандрида II , который женился на второй жене, потому что его первая не смогла произвести на свет наследника, было неспартанским. [ 38 ] но Полибий писал, что в его время это было обычным явлением и проверенной временем практикой. [ 39 ] Эндрю Скотт предполагает, что многоженство было более распространено в древней Спарте в начале IV века до нашей эры, когда количество спартанских мужчин-граждан резко сократилось. [ 40 ] Ксенофонт утверждает, что наряду с полигамным браком пожилые мужчины с более молодыми женами поощрялись позволять молодым, более здоровым мужчинам оплодотворять своих жен, чтобы произвести на свет более сильных детей. [ 41 ] Далее Полибий утверждает, что, когда у мужчины было достаточно детей, у него был спартанский обычай отдавать жену другому мужчине, чтобы и у него были дети. [ 42 ]
Брачный ритуал
[ редактировать ]В ночь свадьбы невеста коротко подстригалась и носила мужской плащ и сандалии. Невеста выглядела одетой как мужчина или мальчик, чтобы ее муж воспринимал ее как меньшую угрозу.
В Спарте [...] стрижка волос невесты и трансвестизм, вероятно, были направлены на то, чтобы временно превратить ее в спартанского мальчика-подростка – менее угрожающую фигуру для жениха, который, вероятно, совершил свой собственный переход во взрослую жизнь через близкий эмоциональный и сексуальный контакт. отношения со старшим мужчиной и теперь был в состоянии сексуально инициировать других мальчиков в спартанское общество. [ 43 ]
Затем невесту оставляли одну в затемненной комнате, где ее навещал и ритуально захватывал ( древнегреческий : ἁρπάζω , латинизированный : harpagō , букв. «похитить») ее новый муж. [ 44 ] Мужчины должны были посещать своих новых жен ночью и тайно. [ 45 ]
После гарпаги невесты служанка отрезала невесте волосы близко к ее голове, одела ее в мужской плащ и сандалии и уложила на тюфяк на полу, где она осталась одна в темноте, пока ее жених обедал со своими однокурсниками. (пояс) невесты Позже жених проскользнул в эту комнату, где ослабил зонэ и отнес ее к свадебному ложу. Проведя немного времени со своей невестой, новый жених вернулся в свою обычную квартиру, которую делил с другими молодыми людьми. [ 43 ]
Целью этого было затруднить для новых пар заключение брака, что, как считалось, увеличивало желание между мужем и женой и приводило к рождению более сильных детей. [ 42 ]
Матриархальные обязанности
[ редактировать ]
Поскольку спартанские мужчины проводили большую часть своего времени, живя в казармах или на войне, спартанские женщины должны были сами вести домашнее хозяйство. [ 47 ] [ 32 ] В отличие от Афин, где государственная идеология считала, что домашнее хозяйство ведут мужчины, Сью Бланделл утверждает, что в Спарте, скорее всего, контроль женщин над домашней сферой был принят государством. [ 33 ] Из-за этого Аристотель критиковал Спарту и утверждал, что мужчинами управляют сильные и независимые женщины. в отличие от остальной Греции. [ 48 ] Аристотель также критиковал спартанских женщин за их богатство. Он объяснил резкое падение государства из властителя Греции во второразрядную державу менее чем за 50 лет тем фактом, что Спарта превратилась в гинократию, чьи женщины были невоздержанными и любили роскошь. [ 49 ]
Все спартанские женщины, а не только самые богатые, воспользовались бы трудом илотов для выполнения домашних работ, которые в других местах Греции выпали бы на долю свободных женщин. [ 50 ] Такие виды деятельности, как ткачество, которые считались женской работой в других местах Греции, не считались подходящими для свободных женщин в Спарте. [ 51 ] Поэтому женщины были больше заняты управлением, сельским хозяйством, логистикой и другими задачами по обеспечению существования.
Спартанский закон, кодифицированный Ликургом, подчеркивал важность деторождения для Спарты. Рождение и воспитание детей считалось важнейшей ролью женщины в спартанском обществе; равны воинам-мужчинам в спартанской армии. [ 52 ] Спартанским женщинам было предложено рожать много детей, предпочтительно мужского пола, чтобы увеличить военное население Спарты. Они гордились тем, что родили и воспитали храбрых воинов. [ 53 ] Однако наличие сыновей-трусов было поводом для печали, и древний автор Элиан утверждает, что женщины, чьи сыновья умерли как трусы, оплакивали это. [ 54 ] Напротив, родственницы спартанцев, героически погибших в битве при Левктре, как говорят, ходили на публике и выглядели счастливыми. [ 54 ]
Спартанские женщины не просто прославляли своих сыновей, проявивших храбрость, и скорбели, когда они этого не сделали, но они сыграли решающую роль в обеспечении социальных последствий для трусливых мужчин. Когда Павсаний , предатель Спарты, укрылся в святилище Афины , его мать Феано, как говорят, взяла кирпич и положила его в дверной проем. Следуя этому примеру, спартанцы замуровали дверь храма, в которой находился Павсаний. [ 54 ] Плутарха Точно так же три из «Высказываний о спартанских женщинах» рассказывают о том, как спартанские матери сами убивали своих трусливых сыновей. [ 55 ]
Женский гомоэротизм
[ редактировать ]желанием ослабить конечности.
Она смотрит на меня более трогательно
Чем сон или смерть;
Она мила ни в коем случае.
Но Астимелозия мне вообще не отвечает,
Когда у нее будет корона,
Как яркая звезда, падающая с неба
Или золотая ветвь, или мягкое перо...
Она шла вперед быстрыми шагами...
Влажное очарование Cinyras
Сидит на ее девичьих волосах...
Ах! Если бы она подошла ближе и взяла бы
Моя нежная рука, я бы стал ее.
, или «девичья песня», Алькмана » «Партенея была одним из первых документов, выражающих гомоэротические чувства между женщинами. Это произведение исполнялось как хоровой гимн молодыми женщинами Спарты, и, вероятно, это произведение было заказано государством для публичного исполнения.
В стихотворении Алкмана есть стих, в котором младшие хористки восхищаются своими старшими хоровыми руководителями, которые вызывают восхищение, а также вдохновляют эти эротические чувства. Женщины описывают, как эрос (сексуальное влечение) к лидерам хора овладел их телами. [ 56 ]
Религия
[ редактировать ]В древней Спарте культы женщин отражали акцент спартанского общества на роли женщин как воспитателей и воспитателей детей. Следовательно, культы были сосредоточены на плодородии, женском здоровье и красоте. [ 57 ] Культ Эйлейфии , богини деторождения, был важным культом для спартанских женщин. [ 57 ] Также важным был культ Елены , [ 58 ] многие предметы, используемые женщинами - например, зеркала, подводки для глаз, расчески и флаконы для духов - посвящены ее культовым местам. [ 59 ] Помимо двух основных культовых объектов, в центре Спарты располагался храм Елены, и по всему городу было вырезано множество стел с ее изображением. [ 59 ] Циниска , первая женщина, одержавшая олимпийскую победу, также имела культ в Спарте. [ 57 ] «единственная зарегистрированная женщина» [ 60 ] чтобы это было отмечено таким образом.
Плутарх пишет в своей «Жизни Ликурга» , что только мужчины, погибшие в бою, и женщины, погибшие при исполнении религиозных обязанностей, должны иметь свое имя на надгробии. [ 61 ] Это соответствовало бы спартанской репутации благочестивых людей. [ 62 ] хотя в одном переводе (Латте) рукопись была исправлена, указав вместо этого, что женщины, умершие при родах, называли бы мемориалы, - прочтение, которое стало популярным среди многих ученых. [ 63 ] Мэтью Диллон утверждал, что надгробные надписи, на которых Латте основал эту поправку, недостаточны для ее подтверждения. [ 64 ]
Одежда
[ редактировать ]
Спартанская женская одежда была простой и заведомо короткой. Они носили дорийские пеплос с юбками с разрезами, обнажавшими бедра. [ 12 ] Дорийский пеплос был сделан из более тяжелого шерстяного материала, чем был распространен в Ионии, и крепился на плече булавками, называемыми фибулами . [ 65 ] На скачках спартанские девушки носили характерный одноплечий хитон длиной до колен . [ 66 ]
Поскольку женщины не ткали себе одежду, а оставляли создание товаров периойкам ; покупка сложных тканевых и металлических браслетов была признаком богатства. Неизвестно, носили ли женщины эти серебряные и золотые браслеты всегда или только во время религиозных церемоний и праздников. Говорят, что Ликург запретил женщинам пользоваться косметикой. [ 67 ]
Молодые женщины отращивали длинные волосы и не покрывали их, [ 68 ] но замужним женщинам не разрешалось носить длинные волосы [ 69 ] и покрыли головы свои покрывалами. [ 68 ]
Непартийные женщины
[ редактировать ]Как и в других местах Древней Греции, в Спарте об элите известно гораздо больше, чем о низших классах, и древние источники не обсуждают пол по отношению к негражданам, жившим в Спарте. [ 3 ] В Спарте жили различные группы свободных неспартиатов, а также илоты и, по крайней мере, в более поздней спартанской истории, личные рабы.
Согласно Ксенофонту, спартанские женщины не обязаны были выполнять работу по дому, за которую отвечали женщины в других частях греческого мира. Он сообщает, что в Спарте ткачеством занимались доулай (рабыни). [ 70 ] В архаической Спарте эту роль выполняли женщины-илоты, но позже в спартанской истории, особенно после освобождения мессенских илотов, многие из этих женщин, вероятно, были личными рабынями. [ а ] [ 72 ] Женщины в периойных общинах, по-видимому, отвечали за домашний труд в своем собственном хозяйстве, как и в других частях греческого мира. [ 73 ]
Плутарх говорит в своем «Жизнеописании Ликурга», что из-за отсутствия денег в древней Спарте и из-за строгого морального режима, установленного Ликургом, в Спарте не было проституции. [ 74 ] Позже, когда золото и серебро стали более доступны, проституция, похоже, начала проявляться. [ 74 ] В эллинистический период афинский географ Полемон сообщил, что видел в Спарте бронзовые статуи, посвященные проститутке Коттине. [ 74 ] и недалеко от храма Диониса был публичный дом, названный в ее честь. [ 75 ]
Спартанские медсестры были известны по всей Греции, и спартанцы кормили своих детей в богатых семьях со всей Греции. Плутарх сообщает, что Алкивиада кормила спартанская женщина по имени Амикла. [ 76 ] Статус этих медсестер не ясен – вероятно, это были не илоты, которых бы не продали иностранцам, а могли быть какой-то другой формой женщин-неграждан из Лаконии. [ 77 ]
В отличие от других рабов в Древней Греции, популяция илотов поддерживалась за счет воспроизводства, а не за счет покупки новых рабов. Благодаря этому илоты могли свободно выбирать партнеров и жить семейными группами, тогда как других греческих рабов содержали в однополых общежитиях. [ 78 ] Помимо отношений с мужчинами-илотами, у некоторых женщин-илотов, похоже, были дети от спартанских мужчин. [ 79 ] Этих детей называли мотаксами , и они, очевидно, были свободны и могли получить гражданство — по словам Элиана , адмирал Лисандр был мотаксом . [ 80 ] Основная цель мотаков со спартанской точки зрения заключалась в том, чтобы они могли сражаться в спартанской армии, и Сара Помрой предполагает, что дочери спартанских мужчин и женщин-илотов поэтому были убиты при рождении. [ 79 ]
См. также
[ редактировать ]- Взгляды Аристотеля на женщин
- Архидамия : спартанская царица, которая, как известно, организовала женщин Спарты для защиты города от Пирра Эпирского.
- Хилонис (дочь Леотихида)
- Хилонида (жена Клеомброта II)
- Эврилеонис : вторая женщина, выигравшая олимпийскую корону в гонках на колесницах на двух лошадях.
- Женщины в классических Афинах
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Плутарх , Моралия 225A и 240E.
- ^ Пауэлл 2004 г.
- ^ Jump up to: а б Помрой 2002 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б Бланделл 1995 , с. 150.
- ^ Картледж 1981 , с. 90.
- ^ Миллендер 2017 , с. 501.
- ^ Фантэм и др. 1994 , с. 57.
- ^ Фантэм и др. 1994 , с. 56–57.
- ^ Jump up to: а б Миллендер 2017 , с. 502.
- ^ Помрой 2002 , стр. 34–35.
- ^ Помрой 2002 , с. 35
- ^ Jump up to: а б с д Помрой 1994 , с. 36
- ^ Помрой 2002 , с. 47
- ^ Jump up to: а б с д и ж Миллендер 2017 , с. 504
- ^ Помрой 2002 , стр. 27–28.
- ^ Jump up to: а б с д Помрой 2002 , с. 4
- ^ Картледж 1981 , стр. 84–105.
- ^ Помрой 2002 , стр. 4–5.
- ^ Помрой 2002 , с. 8
- ^ Помрой 2002 , с. 5
- ^ Помрой 2002 , с. 12
- ^ Jump up to: а б Кристенсен 2012 , стр. 204.
- ^ Хьюз 2005 , стр. 58–59.
- ^ Помрой 2002 , с. 16.
- ^ Кристенсен 2012 , стр. 205.
- ^ Хьюз 2005 , с. 59
- ^ Хьюз 2005 , рисунок 4.
- ^ Помрой 2002 , с. 34
- ^ Помрой 2002 , с. 24
- ^ Кристенсен 2012 , стр. 205–6.
- ^ Картледж 1981 , стр. 94–95.
- ^ Jump up to: а б Помрой 2002 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Бланделл 1995 , с. 151.
- ^ Бланделл 1995 , с. 157.
- ^ Визнер-Хэнкс 2011 , с. 31
- ^ Редфилд 1978 , стр. 159–160.
- ^ Картледж 1981 , с. 100
- ^ Геродот, Истории , V.40.2.
- ^ Полибий XII.6b.8
- ^ Скотт 2011 , с. 420
- ^ Пауэлл 2001 , с. 248
- ^ Jump up to: а б Скотт 2011 , с. 417
- ^ Jump up to: а б Миллендер 2017 , с. 509
- ^ Плутарх, Жизнь Ликурга 15.3-4.
- ^ Картледж 1981 , с. 101.
- ^ Плутарх, Моралия , 241.
- ^ Хьюз 2005 , с. 52
- ^ Аристотель, Политика 1269b.
- ^ Аристотель, Политика 1269b–1270a.
- ^ Картледж 2013 , с. 156
- ^ Бланделл 1995 , с. 151
- ^ Узнайте, 1986 г.
- ^ Помрой 2002 , с. 57
- ^ Jump up to: а б с Помрой 2002 , с. 58
- ^ Помрой 2002 , с. 59
- ^ Jump up to: а б Берингер 2013 , с. 155.
- ^ Jump up to: а б с Помрой 2002 , с. 105
- ^ Редфилд 1978 , с. 148
- ^ Jump up to: а б Хьюз 2005 , с. 53
- ^ Картледж 2013 , с. 200
- ^ Плутарх, Жизнь Ликурга , 27.3.
- ^ Диллон 2007 , с. 151
- ^ Диллон 2007 , стр. 151–152.
- ^ Диллон 2007 , с. 153
- ^ Помрой 2002 , с. 134
- ^ Помрой 2002 , с. 31
- ^ Помрой 2002 , с. 132
- ^ Jump up to: а б Помрой 2002 , с. 42
- ^ Картледж 1981 , с. 101
- ^ Помрой 2002 , с. 96.
- ^ Пауэлл 2001 , с. 253.
- ^ Помрой 2002 , с. 100.
- ^ Помрой 2002 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б с Помрой 2002 , с. 98.
- ^ Помрой 2002 , с. 119.
- ^ Плутарх, Алкивиад 1.2
- ^ Помрой 2002 , с. 98–99.
- ^ Помрой 2002 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б Помрой 2002 , с. 102.
- ^ Огден 2003 , стр. 228–229.
Библиография
[ редактировать ]- Бланделл, Сью (1995), Женщины в Древней Греции , Кембридж: Издательство Гарвардского университета , ISBN 978-0-674-95473-1
- Берингер, Сандра (2013), «Женский гомоэротизм» , «Спутник греческой и римской сексуальности » , John Wiley & Sons Ltd., стр. 155–156, doi : 10.1002/9781118610657.ch9 , ISBN 9781118610657
- Картледж, Пол (1981), «Спартанские жены: освобождение или лицензия?», The Classical Quarterly , 31 (1): 84–105, doi : 10.1017/S0009838800021091 , S2CID 170486308
- Картледж, Пол (2013), Спартанцы: эпическая история (новое издание), Лондон: Pan Books, ISBN 978-1-447-23720-4
- Кристенсен, П. (2012), «Атлетика и социальный порядок в Спарте в классический период», Classical Antiquity , 31 (2): 193–255, doi : 10.1525/ca.2012.31.2.193 , JSTOR 10.1525/ca.2012.31 .2.193
- Диллон, Мэтью (2007), «Были ли спартанские женщины, умершие при родах, удостоены надгробных надписей?», Hermes , 135 (2): 149–165, doi : 10.25162/hermes-2007-0016 , JSTOR 40379113 , S2CID 170274193
- Дукат, Жан; Стаффорд, Эмма; Шоу, Памела-Джейн (2006), Спартанское образование: молодежь и общество в классический период , Суонси: Классическая пресса Уэльса, ISBN 978-1-905125-07-4
- Фэнтем, Элейн; Фоли, Хелен Пит; Кампен, Натали Боймел; Помрой, Сара Б.; Шапиро, Х. Алан (1994), Женщины в классическом мире: изображение и текст , Нью-Йорк: Oxford University Press, ISBN 9780195067279
- Ходкинсон, Стивен (2000), Собственность и богатство в классической Спарте , Лондон: David Brown Book Co., ISBN 9780715630402
- Хьюз, Беттани (2005), Елена Троянская: богиня, принцесса, шлюха , Лондон: Пимлико, ISBN 978-1-844-13329-1
- Лерн, Герда (1986), Создание патриархата , Нью-Йорк: Oxford University Press [ ISBN отсутствует ]
- Миллендер, Эллен (2017), «Спартанские женщины», Товарищ Спарты , John Wiley & Sons Ltd., стр. 504, номер домена : 10.1002/9781119072379.ch19 , ISBN 9781119072379
- Огден, Дэниел (2003), «Женщины и бастарды в греческом мире», в Пауэлле, Антоне (редактор), Греческий мир , Лондон: Routledge, ISBN 0203042166
- Плутарх ; Талберт, Ричард (2005), Плутарх о Спарте , Лондон: Penguin Books , ISBN 978-0140449433
- Помрой, Сара Б. (1994), Богини, шлюхи, жены и рабыни: женщины в классической древности , Лондон: Пимлико, ISBN 978-0-712-66054-9
- Помрой, Сара (2002), Спартанские женщины , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 978-0-195-13067-6
- Пауэлл, Антон (2004), «Спарта: воображение современной женщины», The Classical Review , 54 (2): 465–467, doi : 10.1093/cr/54.2.465
- Пауэлл, Антон (2001), Афины и Спарта: построение греческой политической и социальной истории с 478 г. до н.э. , Лондон: Routledge , ISBN 978-0-415-26280-4
- Редфилд, Джеймс (1978), «Женщины Спарты», The Classical Journal , 73 (2): 146–161, JSTOR 3296868
- Скотт, Эндрю Г. (2011), «Множественный брак и спартанское государство», Historia: Journal of Ancient History , 60 (4): 413–424, doi : 10.25162/historia-2011-0017 , ISSN 0018-2311 , JSTOR 41342859 , S2CID 252457703
- Сили, Рафаэль (1976), История греческих городов-государств, ок. 700–338 до н. э. , Беркли: Калифорнийский университет Press , ISBN 978-0-520-03177-7
- Виснер-Хэнкс, Мерри Э. (2011), Гендеры в истории: глобальная перспектива (второе изд.), Уайли-Блэквелл, с. 31, ISBN 978-1-4051-8995-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Высказывания спартанских женщин (Lacaenarum Apophthegmata) Плутарха из «Моралии» , пер. Фрэнк Коул Бэббит
- Алкмана Парфенион , пер. Грегори Надь
СМИ, связанные с женщинами Древней Греции, на Викискладе?