Jump to content

Кеменче Черного моря

(Перенаправлено с Понтийской лиры )
Струнный инструмент
Классификация струнный
Классификация Хорнбостеля – Сакса 321.322
(Шейная коробчатая лютня)

Кеменче Черного моря ( турецкий : Karadeniz kemençesi , греческий : Ποντιακή λύρα Pontiakí lýra или Понтийская лира , лаз : Çilili (ჭილილი ), армянский : քամանի Камани , Понтийский : лира ) — греческий и турецкий традиционный музыкальный инструмент. Относится к категории струнно-смычковых музыкальных инструментов. У него три струны, обычно настроенные на идеальные четверти, обычно настроенные по BEA. Это выдающийся музыкальный народный инструмент понтийских греков. Судя по всему, он был изобретен в византийские времена, между 11 и 12 веками . Инструмент изготовлен из разных пород дерева.

Происхождение и история

[ редактировать ]

Самые ранние струнные инструменты были преимущественно щипковыми (например, греческая лира ). Двухструнные смычковые инструменты, на которых играли вертикально, на струнах и смычке из конского волоса, возможно, возникли в кочевых конных культурах Центральной Азии и по форме очень напоминают современные монгольские морин хуур и казахский кобыз . Возможно, это инструмент скифов. Также у черкесов Кавказского региона есть такой же инструмент под названием Шикепшине , что в основном означает скрипку из конского хвоста. Подобные и варианты типов, вероятно, были распространены по торговым путям Восток-Запад из Азии на Ближний Восток. [1] [2] и Византийская империя . [3] [4]

Прямым предком всех европейских смычковых инструментов (возможно, включая и кеменче) является арабский ребаб превратился в византийскую лиру (ربابة), который к 9 веку , а затем в европейский ребек . [5] [6] [7]

Понтийская лира, судя по всему, была создана между 11 и 12 веками, когда Понт входил в состав Византийской империи, а название «Кеменче» впервые появилось в 10 веке. По мнению Павлоса Хайропулоса, его создали сами понтийские греки. [8] [9]

Строительство и механика

[ редактировать ]
Понтийская Лира
# Название детали Значение Функция
1 Тепе, Кифал Верх, Голова Держатель для колышек (такой же, как и корпус)
2 Кулак, Отя Кулак, Уши Колышки
3 Шея, Гула Шея Место для руки (такое же, как и на корпусе)
4 Галстук, Спалер Кровать, Нагрудник Накладка на гриф
5 Крышка Крышка дека
6 Звуковые отверстия, Ротония Звуковые отверстия, Ностралы Звуковые отверстия
7 Осел, Гайдарон Осел, Наездник Мост (сосна)
8 Паликар Стойкий молодой человек хвостовая часть
9 Тело, Сома Тело Тело ( слива , шелковица , орех , можжевельник )
10 спасательный столб Жизненный пост Звуковой пост (внутри)
11 Теллер, Орды Струны Струны

Наиболее распространенным материалом для изготовления корпуса, колковой коробки и грифа инструмента является цельная древесина сливы, а также шелковицы, ореха, кедра, акации и т. д., а дека изготавливается из сосны или ели. древесина. Традиционно лучшей считается древесина сливы. По традиции годичные кольца древесины деки, если они плотные, лучше воспроизводят тонкие частоты, а если разбавленные – низкие. Обычно самые плотные кольца ставят на самую высокую струну. [10]

Кеменче отличается уникальной бутылкообразной формой с длинной шеей и продолговатым телом. называется «кифал» (Голова) Ящик для колышков имеет каплевидную форму и на понтийском диалекте . Это верхняя часть инструмента. В «кифале» настроечные клавиши расклиниваются, «отии» (ушки), имеющие Т-образную форму (обычно) и к ним привязаны струны, которые, пересекая весь инструмент, попадают в струнодержатель ( «паликар»), деревянная деталь в форме вытянутого перевернутого треугольника, расположенная внизу, к которой прикреплены нижние концы струн. Три струны прикреплены к мосту («оселку»), компоненту с тремя насечками-выемками, обеспечивающими устойчивость струн. Внутри лиры вклинивается кусок дерева – звуковой столб. Бока инструмента плоские и называются «магла» (щеки). Шея («гула») — это точка, в которой лирист держит инструмент. Звук исходит из двух изогнутых или прямых резонаторов, «ротоний» (ноздрей), а также через отверстия на их концах, на крышке и сбоку. Типичная лира имеет: два отверстия с каждой стороны, четыре отверстия в деке (два вверху и два внизу) и по одному на каждом конце звуковых отверстий. [10]

Три одиночные струны понтийской лиры до 1920 года были сделаны из шелка и издавали приятный мелодичный, но низкий звук. Альтернативно, два самых высоких были сделаны из шелка, а третий - из кишки. Две самые высокие струны были тоньше третьей. Сегодня струны металлические: либо две струны одинаковой толщины и одна тоньше, либо две струны одинаковой толщины и одна, покрытая проволокой. [10]

Понтийская лира настроена на идеальные четверти. Есть три разных способа игры:

  1. Мелодия исполняется на самой высокой струне, а следующая используется как дрон.
  2. Первые две струны играют мелодию.
  3. Мелодия исполняется на самой нижней струне, а следующая используется как дрон.

Самая нижняя струна называется «капан», а самая высокая — «зил», как и соответствующие типы инструментов.

Смычок — это отдельный инструмент, необходимый для использования инструмента. Его название происходит от дуги, созданной его волокнами. Это длинный деревянный инструмент длиной около 50–60 см, имеющий две стороны, на передней стороне которых имеется пучок волокон, заканчивающихся на концах. Волокна, проходящие с одного конца, заканчиваются на другом, где они связываются кожей. Эту точку, имеющую цилиндрическую форму, удерживается доминирующей рукой игрока и нажимается средним пальцем. [11]

Волокна лука представляют собой волосы из конского хвоста самцов (волосы кобылы, как правило, изнашиваются ее мочой ). [11]

Молодой понтийский кеменчеист в Трабзоне, открытка 1910 года.

Используя инструмент, понтийский лирист «играет» на лире либо стоя, либо сидя. На ней играют в вертикальном положении: либо положив ее на колено, когда сидя, либо держа перед игроком, когда он стоит. Лира всегда имеет небольшой наклон влево. Хотя в грушевидной лире Крита, Додеканеса и Фракии струны прижимаются ногтем, в бутылкообразной понтийской лире они прижимаются сердцевиной пальцев, как и в скрипке . [11]

  1. ^ Шелковый путь: соединение культур, создание доверия , История Шелкового пути 2: Смычковые инструменты, Смитсоновский центр народной жизни и культурного наследия [1]. Архивировано 13 октября 2008 г. в Wayback Machine (по состоянию на 26 сентября 2008 г.).
  2. ^ Хоффман, Майлз (1997). The NPR Classical Music Companion: Термины и понятия от А до Я. Хоутон Миффлин Харкорт . ISBN  978-0618619450 .
  3. ^ Жареный 1901 , стр. 29.
  4. ^ Маргарет Дж. Картоми: О концепциях и классификациях музыкальных инструментов. Чикагские исследования в области этномузыкологии, University of Chicago Press, 1990.
  5. ^ «Рабаб» . Британская энциклопедия . Проверено 6 апреля 2019 г.
  6. ^ «Лира | музыкальный инструмент» . Британская энциклопедия . Проверено 6 апреля 2019 г.
  7. ^ Панум, Гортензия (1939). Струнные инструменты Средневековья, их эволюция и развитие . Лондон: Уильям Ривз. п. 434. ИСБН  9780837143071 .
  8. ^ Во время Джина, Аяна Роберта, Спектора Джоанны, Кассима Хасана Шахерезады, Морриса Р. Конвея, «Каманче», Grove Music Online - Oxford Music Online
  9. ^ Хайропулос, Павлос (1994). Лира. Эволюция с древних времен до наших дней во всем мире . Салоники: Издательство братьев Кириакидис. п. 30.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Аногианакис, Феб (1991). Греческие народные музыкальные инструменты . Афины: Мелисса. стр. 271–276.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Цахурид, Матиос. Понтийская лира в современной Греции . Дисс. Голдсмитс, Лондонский университет, 2007 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Грилье, Лоран (1901). Шмид, Чарльз (ред.). Предки скрипки и виолончели . Полет. 1. Париж: Общая библиотека декоративного искусства.
  • Ожан Озтюрк (2005). Черное море: Энциклопедический словарь Черноморский энциклопедический словарь . 2 тома. Издательство Хейамола. Стамбул. ISBN   975-6121-00-9
  • Маргарет Дж. Картоми: О понятиях и классификациях музыкальных инструментов. Чикагские исследования в области этномузыкологии, University of Chicago Press , 1 990
  • Петридес, Т. « Традиционные понтийские танцы под аккомпанемент понтийской лиры.
  • "Pontian Music". Архивировано 3 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
  • Словарь музыкальных инструментов New Grove: Лондон, 1984.
  • Асуман Онаран: Гармонический анализ звуков Кеменче, Стамбул, 1959.
  • Лоуренс Пикен: Народные музыкальные инструменты Турции, Лондон, 1975.
  • Рауф Йекта: Турецкая музыка (перевод Орхана Насухиоглу), Стамбул, 1986.
  • Курт Сакс: История музыкальных инструментов, Нью-Йорк, 1940.
  • Хедвиг Усбек: «Музыкальные инструменты в турках», Musıki Mecmuası, вып. 235 – 243, 1968 – 1969 гг.
  • Заметки из выступления В. Архитектонидиса, основателя и директора Афинской консерватории Палладия, на тему: «Важность понтийской лиры в нашем культурном наследии» Аргируполи, 2005 г.
  • Фольклорный музей муниципалитета Эллинико.
  • Архив Союза понтийцев Аргируполя.
  • Павлу Д. Хайропулос «Лира».
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 02d96005aa915eb6f628693fefab666b__1714480920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/6b/02d96005aa915eb6f628693fefab666b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kemençe of the Black Sea - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)