Лавта
![]() спереди Вид на лавту | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Другие имена | Politiko Laouto, политическая лютня |
Классификация | |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 321.321 (Композитный хордофон звучит с помощью плектра ) |
Связанные инструменты | |
Барбат (лютня) , Багламадаки , Баглама , Бива , Бузуки , Домбра , Домра , Дутар , Лавта, Лютня , Мандочелло , Мандола , Мандолина , Мандола , Уд , Пипа , Канбус |
Лавта — щипковый струнный музыкальный инструмент из Стамбула .
Описание
[ редактировать ]Лавта имеет небольшой корпус из множества ребер, выполненных в технике резной гибки. Его внешний вид чем-то напоминает маленький (турецкий) уд — струны сделаны из кишки, как у уда , но он имеет только 7 струн в 4 курсах и настроен E AA dd gg (как уд ), а иногда и A dd aa d' d' (с интервалом в 5 долей, как laouto , а также в 4 секунды); его также иногда настраивают на турецкую настройку CGDA Болахенка, которая по концертной высоте аналогична GDAE. Регулируемые лады сделаны из кусочков кишки, прикрепленных к накладке грифа, в микротональных интервалах системы макам . Это более тесно связано с такими инструментами, как танбур , чем с безладовым удом и 12-ладовым октавным лауто .Концы моста обычно имеют форму усов. Накладка грифа находится на одном уровне с декой, часто не покрыта лаком и имеет резную и инкрустированную розетку. У некоторых лавт есть колышек, похожий на уд (наклоненный вниз), у других больше похожий на гитару (или на бузуки или греческое лауто ). Колки имеют форму, аналогичную колкам скрипка , с 3 на правой стороне и 4 на левой стороне открытой настраиваемой головки.
История
[ редактировать ]Известная как лавута ( լավութա ) на армянском языке, также иногда называемая Politiko Laouto (Лютня из Константинополя ) на греческом языке , это инструмент, который был популярен в начале 20-го века, особенно среди греческой и армянской общин Стамбула, а также среди турецкой общины. Это был один из многих инструментов, на которых играл известный турок Танбури Джемил-бей . Постепенно он был заменен удом и сохранился до наших дней. С 1980-х годов наблюдается возрождение интереса к этому инструменту, и теперь лавту снова можно найти как в Турции, так и в Греции.
Техника игры правой рукой аналогична игре на уде с длинным тонким медиатором.