Turkish ney

Турецкий ней — это выдувным концом тростниковая флейта с , османская вариация древнего ней . Вместе с турецкой лютней танбур и турецкой скрипкой кеменче считаются наиболее типичными инструментами классической турецкой музыки . Ней также играет первостепенную роль в музыке суфийских обрядов Мевлеви ( сэма ).
Описание
[ редактировать ]Косая флейта с выдутым краем , сделанная из гигантского тростника ( Arundo donax ), турецкий ней имеет шесть отверстий для пальцев спереди и высоко расположенное отверстие для большого пальца сзади. Отверстие для большого пальца не по центру, а наклонено влево или вправо в зависимости от того, предназначен ли инструмент для игры левой или правой рукой сверху.
Особенностью, которая отличает его от аналогичных инструментов других культур, является расширяющийся мундштук или подставка для губ, называемая башпаре , традиционно изготавливаемая из рога водяного буйвола, слоновой кости или черного дерева, но в наше время многие из них представляют собой пластик или аналогичный прочный материал.
На турецком нэй играют, прижимая башпаре к почти сомкнутым губам и наклоняя флейту так, чтобы узкая струя воздуха могла дуть от центра губ к внутреннему краю влево или вправо, в зависимости от того, слева ли находится флейта. - или правша в строительстве. [ 1 ] Эта техника дает меньшую громкость, но лучше контролируемый звук по сравнению с техникой, используемой с персидским ней или монгольским цуур , при игре на которых мундштук засовывается под верхнюю губу и соприкасается с зубами. [ 2 ]
Помимо отверстий для пальцев, высота звука изменяется путем регулировки амбушюра , угла и силы дыхания, при этом более мощные звуки создают более высокие звуки.
По сравнению с большинством флейт и язычковых инструментов , на ней поначалу очень сложно играть, часто требуется несколько недель тренировок, чтобы вообще получить правильный звук, и даже больше, чтобы воспроизвести полный диапазон высоты звука. Опытный игрок на ней может произнести около 100 различных тонов в диапазоне двух с половиной октав и более.
Размеры
[ редактировать ]До того, как в Турции было принято соглашение о присвоении тонов до-ре-ми-и т. д., ноты имели полные длинные названия, которые до сих пор частично используются в музыкальных кругах, например, как названия аппликатур для данного перде (набора нот). использовано в спектакле).
Потерять имя | аппликатура | Примечание (самый низкий регистр Мансур Ней) |
---|---|---|
я так не думаю | ● ○ ● ○ ○ ● ○ | Д |
Ним Хиджаз | ● ● ○ ○ ○ ● ○ | С# |
Чарга | ● ● ● ○ ○ ● ○ | С |
Сега | ● ● ● ● ○ ● ○ | Б |
курдский | ● ● ● ● ● ○ ○ | B♭ |
Дуга | ● ● ● ● ● ● ○ | А |
случай | ● ● ● ● ● ● ● | Г |
Нии бывают разной длины, каждый из которых дает свой ключ. Профессиональные музыканты обычно обладают диапазоном нот в разных тональностях, поэтому они подходят к другим инструментам в ансамбле.
- В некоторых турецких музыкальных кругах высота звука ( акорд ) ней определяется тоном, издаваемым его раст-перде. Например, некоторые ссылаются на ноту, сгенерированную со всеми закрытыми отверстиями, что означает, что будет в E , Bolahenk nısfiye будет в D , а Ṣah будет в F. Давуд
- В других высота определяется нотой ( перде ), соответствующей A=440 Гц ( дияпазон ). Эта высота на одну ноту выше, например, Мансур — это A/La, а не G/Sol. Приведенная ниже длина является приблизительной, поскольку она может несколько варьироваться в зависимости от естественных характеристик отдельной трости.
Имя Ней | Длина (средняя) | Дуга тон (старое название) | Тон Дуга (турецкий) | Тон Дуга (фортепиано) |
---|---|---|---|---|
Болахенк Нысфие | 520 мм | Хусейни | La | Э/Ми |
Болахенк-Супюрде Мабейни | 550 мм | Хисар | левый острый | Ми ♭ /ми-бемоль |
Свип Нэй | 580 мм | я так не думаю | Солнце | Д/Ре |
наводящий на размышления | 620 мм | Ним Хиджаз | Пожалуйста | C ♯ / До диез |
Стар Нэй | 665 мм | Чарга | Но | С / Делать |
Девушка Нэй | 710 мм | Вот и все | Мне | Ч/Си |
Девушка-Мансур Мабейни | 745 мм | Дик Курди | Ми-бемоль | B ♭ /B-бемоль |
Mansur Ney | 780 мм | Дуга | Ре | К |
Дом Мансур-Шаха | 820 мм | Зиргуле | До диез | G ♯ / соль диез |
Шах Ней | 860 мм | случай | Делать | G / Sol |
Davud Ney | 910 мм | Ирак | И | F ♯ / Фа диес |
Мабейни Давида-Болахенка | 970 мм | Асем Аширан | си-квартира | Ж/Фа |
Bolahenk Ney | 1 м 40 мм | Хосейн Аширан | La | Э/Ми |
Игроки
[ редактировать ]Турецкого игрока на ней называют нейзеном . Любопытное различие в турецком языке состоит в том, что игра на ней описывается с помощью глагола üflemek («дуть»), тогда как для всех остальных инструменталистов используется глагол çalmak («играть/кисть»). Предполагается, что Мевлеви источником этого употребления может быть тесное отождествление ней с суфиями ( Бог создал Адама из грязи, а затем «вдул» в него жизнь ).
Среди известных современных игроков Ниязи Сайин , Акагюндюз Кутбай , Садреддин Озчими, Кудси Эргунер , Сулейман Эргунер ( Торун ) и Мюнип Утанди.
аппликатура
[ редактировать ]Ниже приводится описание того, как аппликатура , угол удара и интенсивность удара (примерно представленные символами скорости и направления ветра, заимствованными из USNWS) объединяются для создания тонов в популярной гамме («Хюсейни») на обычном турецком типе ней ( Болахенк). [ 3 ] Обратите внимание, что некоторые высоты звука можно получить двумя разными способами.
Дуть | аппликатура | Герц | Примечание |
---|---|---|---|
![]() |
● ● ● ● ● ● ● | 587 | А |
![]() |
● ● ● ● ● ● ○ | 660 | Б |
![]() |
● ● ● ● ○ ● ○ | 739 | С |
![]() |
● ● ● ○ ○ ● ○ | 783 | Д |
![]() |
● ○ ● ○ ○ ● ○ | 880 | И |
![]() |
○ ● ○ ● ○ ● ○ | 927 | Ф |
![]() |
○ ○ ○ ● ○ ● ○ | 1043 | Г |
![]() |
● ● ● ● ● ● ● | 1174 | А |
![]() |
● ● ● ● ● ● ○ | 1321 | Б |
![]() |
● ● ● ● ○ ● ○ | - | С |
![]() |
● ● ● ○ ○ ● ○ | 1566 | Д |
![]() |
● ● ● ● ● ● ● | 1761 | И |
![]() |
● ○ ● ○ ○ ● ○ | 1761 | И |
![]() |
● ● ● ● ● ● ○ | - | Ф |
![]() |
● ● ● ● ○ ● ○ | - | Г |
![]() |
● ● ● ○ ○ ● ○ | 2348 | А |
![]() |
● ● ● ● ● ● ● | 2348 | А |
![]() |
● ● ● ● ● ● ○ | - | Б |
![]() |
● ○ ● ○ ○ ● ○ | - | Б |
![]() |
● ● ● ● ○ ● ○ | - | С |
![]() |
● ● ● ○ ○ ● ○ | 3132 | Д |
![]() |
● ○ ● ○ ○ ● ○ | 3522 | И |
![]() |
● ● ● ● ○ ● ○ | - | Ф |
![]() |
● ● ● ○ ○ ● ○ | - | Г |
![]() |
● ○ ● ○ ○ ● ○ | 4696 | А |
![]() |
● ● ● ○ ○ ● ○ | - | Б |
В классической турецкой музыке используются сотни подобных гамм. Хусейни, вероятно, используется чаще всего. Дюжина наиболее распространенных гамм составляет значительную часть всей турецкой классической музыки, хотя многие из них используются редко.
Связанные инструменты
[ редактировать ]Ближайшие родственники классической турецкой ней в других странах, арабская ней и персидская ней , не используют мундштук, а дуют на заостренный край трубки. В турецкой народной музыке один из видов ней ( дилли кавал ) имеет фипель; другой тип ( дилсиз ) представляет собой косую флейту с выдутым ободом, как и турецкий классический ней. Болгарский кавал , народный инструмент, напоминает турецкий народный дилсиз ней. Румынский най представляет собой скорее свирель, чем флейту, но может быть связан этимологически и морфологически.
популярные СМИ
[ редактировать ]Ney Taksimi/Aziz İstanbul, композиция Мюнипа Утанди, является самой популярной турецкой песней в Интернете, которую сэмплируют несколько СМИ. Нэй Таксими означает импровизацию на инструменте нэй. Ниже приводится таблица, показывающая песни, в которых использовался исходный сэмпл (первые 2 минуты записи связаны в верхнем ряду).
Художник | Отслеживать | Год | Жанр | Альбом | Связь |
---|---|---|---|---|---|
Мюнип было стыдно | Ney Taksimi Санкт-Стамбул |
1998 | Традиционный турецкий народный | Н/Д | Ютуб |
мусульманская марля | Турецкий шпагоглотатель | 2000 | Племенной, Экспериментальный | Суфик EP | ютуб |
Серхио Маркес | Морнингсайд | 2007 | Транс | Специальное коллекционное издание 2 | битпорт |
Король Мокко | Лейли | 2007 | Электро Хаус | Лейли | ютуб |
ЁДЗИ | Сэндвич (Нхато Ремикс) | 2011 | Хаус, Техно, Хард Транс | Сэндвич EP | ютуб |
BluSky и KeyPlayer | человек | 2014 | Прогрессивный транс | Н/Д | ютуб |
Александр Берго и Герт Хьюнинк | Крылья пустыни (Оригинальный микс) | 2015 | Транс | Крылья пустыни | ютуб |
Келли Бэйли | Непальский монастырь | 1998 | Экспериментальный | Н/Д | ютуб |
Ссылки
[ редактировать ]- Эргунер, Соломон. Ней метод Кварто, 351 страница, ч/б, цветные иллюстрации, 2 компакт-диска. ISBN 975-97801-0-0
- Сигнелл, Карл. «Встречи с замечательным человеком: Нейзен Акагюндюз Кутбай», Фестиваль Роберта Гарфиаса (в печати)
- Таммер, Энтони. «Строительство турецкого Нея», Turkish Music Quarterly V / 4-VI / 1 (1993)
- ^ «Ней Урок 3 (английский дубляж)» . 19 февраля 2014 года . Проверено 8 сентября 2015 г. - через YouTube.
- ^ Кес ван ден Доэл. «Техника игры на персидском нэй» . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Сатилмис Яйла. «Аппликатура двух популярных гамм на двух распространённых турецких типах ней» . fromnorway.net . Архивировано из оригинала 12 апреля 2016 года . Проверено 8 сентября 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Строительство турецкого Нея», Энтони Тамер, TMQ
- «Строительство турецкого и арабского Нея + образцы музыки в Греции», '
- Импровизация Сулеймана Эргунера на Ṣah ney (отрывок) 00:01:58, 4.7 МБ, mp3
- НЕЙДЕРГИСИ, Первый журнал только о НЕЙ (турецкий)
- NEYZEN, полезный ресурс (на английском языке). Архивировано 27 сентября 2007 г. на Wayback Machine.
- Турецкая музыка Ежеквартальное содержание