Чонг
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2021 г. ) |
![]() | |
Классификация | |
---|---|
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 322.12 ( Угловая открытая арфа ) |
Связанные инструменты | |
|

Ченг . турецкая арфа — Это был популярный османский инструмент до последней четверти 17 века.
Считается, что предком османской арфы является инструмент, изображенный на древних ассирийских табличках. Хотя аналогичный инструмент встречается и на египетских рисунках.
Чэн принадлежит к семейству инструментов, известных в органологии как «открытые арфы», которые далее делятся на «смычковые арфы» и «квадратные арфы». Чэн относится к последним группам.
История
[ редактировать ]Ранние сведения о квадратных арфах датируются 6000 лет назад на Ближнем Востоке.
Османский чэн произошел от иранского чэна. Но в Стамбуле инструмент приобрел определенные особенности. Персидский манускрипт Кензут-Тухаф, написанный в 14 веке, дает много информации о ченге. Но поэтическое произведение поэта XV века Ахмед-и Даи под названием «Ченгнаме» поставило чэн на очень привилегированное место среди других османских инструментов. Это произошло потому, что ни одно подобное произведение никогда не было написано ни в поэтическом, ни в прозаическом смысле о каком-либо другом османском инструменте. Помимо «рыночных картин», которые народные художники создавали возле дворца для европейских путешественников, большинство из которых сегодня находятся в европейских музеях, в таких альбомах, как «Сехинсахнаме», «Сехинсахнаме», есть множество миниатюр, изображающих чэн вместе с другими инструментами. Сулейманнаме , Альбом Ахмеда I и Сурнаме-и Хумаюн. Тщательное их изучение показывает следующее:
1. На чэн играли как мужчины, так и женщины. 2. Миниатюры, изображающие чэн, показывают его сопровождающим выступления поэтов и ученых людей, а не на сцене. 3. Хотя трудно говорить о стандартном размере чэна, становится ясно, что существовало два размера инструмента. Первый, «кучак ченги» (lap çeng), был маленьким, и в него играли сидя в помещении. Вторым был «ачик хава ченги», который был довольно большим и играл стоя. В кучак ченги играли с колышковой доской на левом колене игрока; ачик хава ченги опирался на длинную ногу, которая проходила между ног игрока и обвязывалась вокруг талии ремнем, прикрепленным к нижней части его тела (то есть резонатору). 4. Резонатор Чэна был построен двумя способами: изогнутым или прямым. Если изогнутый резонатор встречается в иранских, арабских, уйгурских, китайских и даже японских миниатюрах, то прямой резонатор встречается только в османских миниатюрах.
Возможно, когда османы переняли чэн, пришедший из Ирана, в византийский период использовалась еще одна закрытая арфа, произошедшая от финикийской арфы. После того, как османский чэн иранского происхождения был заброшен, вышеупомянутая треугольная арфа стала использоваться в Стамбуле, особенно в некоторых домах в районе Пера. Тот факт, что на миниатюрах этот инструмент, на котором, как мы можем утверждать, никогда не играли во дворце, изображен в руках женщин в дворцовых нарядах, нетрудно объяснить. Рыночные художники не были похожи на дворцовых художников, близко знакомых с дворцовой жизнью. По этой причине элементы дворцовой жизни смешивались с элементами внешней жизни.
Чанги
[ редактировать ]
( Грузинский : ჩანგი ) (чанги) Традиционный грузинский инструмент, называемый чанги, сохранился только в одном регионе Грузии: Сванетии (горная часть западной Сванетии Чанги). Чанги состоит из двух основных частей: корпуса и дополнительных элементов, которые представлены клавишами и колками. Корпус состоит из горизонтальной и вертикальной частей. Горизонтальная часть резонатора выполнена из длинного полого дерева и имеет форму полуцилиндра. На него прибивается пластина около 4 мм с небольшой кривизной посередине. Пластина имеет шесть выемок для кнопок крепления струн, они крепятся на одинаковом расстоянии от боковин резонатора. Вертикальная часть прямая и плоская. Имеются отверстия для тюнеров. Кончик вертикальной части вставляется в горизонтальную часть, образуя прямой угол. К обеим частям параллельно струнам прибиваются небольшие деревянные палочки. Чанги ; в основном изготавливают из хвойных пород дерева самый популярный материал – ель, но иногда используется сосна. Чанги имеет 6 или 7 струн. Настройка шестиструнного чанги — «фа», «соль», «ля», «си», «до», «ре». Семиструнный чанги имеет такую же настройку, но его лад начинается с «ми». Особые пропорции соблюдаются производителями инструментов чанги «Олень» при разработке чанги . На нем в основном играют женщины, и он обычно используется для аккомпанемента. Ему часто сопутствуют сольные песни. Но мелодии, исполняемые на этом инструменте, представляют собой транскрипцию сванских национальных мелодий " Саперхуло " (танца), а не оригинальную инструментальную музыку. только один чанги При сопровождении сольных мелодий используется . Тем не менее, объединение чунири и чанги в ансамбли было довольно частым явлением. Чанги . довольно популярны в Сванетии Его считали орудием «печали». Согласно поговоркам, в нее часто играли, чтобы утешить человека в его горе. С Чанги связана легенда, повествующая о старике, чей сын погиб на войне и который нашел выражение своего горя в печальной мелодии своего чанги . Чанги . на сванском языке также называется « Шимеквше », что означает сломанная рука Сванский чанги признан одним из древнейших струнных инструментов. Он существовал с IV века до нашей эры. Примечательно, что один из древнейших народов — шумеры , обитавшие в Западной Азии и, как полагают, были тесно связаны с предками грузин узами родства, [ нужна ссылка ] был похожий инструмент, похожий на сванскую арфу. Существует предположение о происхождении чанги , согласно которому оно должно было произойти из лука. Это оружие не является изобретением какой-то конкретной нации. Таким образом, чанги могли быть изобретены независимо у разных народов. Инструменты, подобные чанги, были широко распространены во многих древневосточных странах: в Египте, Шумерети, Вавилоне, Иране, Китае, Греции и др.
- Настройка шестиструнного чанги: f – g – a – h – c1 – d1.
- Настройка семиструнного чанги: е – f – g – a – h – c1 – d1.
Традиционная техника изготовления сванских чанги была внесена в список нематериального культурного наследия Грузии в 2015 году. [ 1 ] [ 2 ]
Аюмаа
[ редактировать ]Треугольная арфа Абхазии , похожая на грузинскую чанги, с 14 струнами из конского волоса. Раньше он был широко распространен как инструмент, на котором певцы играли под свой аккомпанемент.
Дуадастанон
[ редактировать ]Треугольная арфа Осетии с полым корпусом и дугообразной шейкой, обычно оканчивающейся изогнутой головой лошади (или головой тура ). Инструмент имеет 12 диатонически настроенных струн из конского волоса, из которых восемь (высокие) белые и четыре (басовые) черные. Дуадастанон считался инструментом героев, и играть на нем разрешалось только мужчинам, сопровождая декламацию нартских эпических сказаний, а также лирических, любовных и детских песен.
Tor-sapl-yukh
[ редактировать ]Горизонтальная угловая арфа, принадлежащая народу манси . Тулово выдолблено из куска дерева, один конец его загнут вверх, образуя шею, иногда украшенную резной птичьей головой. Он имеет от пяти до девяти (обычно восемь) струн, образующих диатоническую гамму, играемую щипковым способом.
Новое время
[ редактировать ]В конце 20-го века производители инструментов и исполнители начали возрождать чэн , предлагая новые конструкции, включающие усовершенствованные механизмы настройки, подобные тем, которые можно найти на кануне . Изменение тона также возможно путем нажатия на струну за подставкой. В то время как на старых чэнах звуковая коробка располагалась в верхней части инструмента, у современных инструментов звуковая коробка находится в нижней части.
В 1995 году Фикрет Каракая, игрок на кеменсе из Турции, сделал чэн, используя описания маснави « Ченгнаме» турецкого поэта Ахмед-и Дая, а также иранских и османских миниатюр XV и XVI веков. В настоящее время он играет и записывает на этом инструменте.
Второй чэн в Турции недавно изготовил Мехмет Сойлемез, мастер-инструменталист и аспирант Стамбульского технического университета , для Ширин Панчароглу , ведущей арфистки Турции . Она начала изучать этот древний инструмент и вскоре начнет на нем записывать.
В Соединенных Штатах Консерватории Новой Англии профессор этномузыкологии Роберт Лабари играет и записывает на этом инструменте.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Нематериальное культурное наследие» ( PDF) (на грузинском языке). Национальное агентство по сохранению культурного наследия Грузии . Проверено 25 октября 2017 г.
- ^ «Индикаторы культуры ЮНЕСКО для развития Грузии (Аналитический и технический отчет)» (PDF) . Программа ЕС-Восточного партнерства «Культура и творчество». Октябрь 2017. С. 82–88 . Проверено 25 октября 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музыкальные инструменты народов, населяющих СССР . Государственное издательство Музыка. Москва, 1975.