Грузинский аккордеон
Кнопка | |
---|---|
Классификация | Бесплатный язычковый аэрофон |
Связанные инструменты | |

Грузинский аккордеон или грузинская гармони ( грузинский : ქართული გარმონი ) является традиционным музыкальным инструментом Грузии . Особенно популярен он в Тушети и в Раче . Гармони могут быть диатоническими и хроматическими. Этот инструмент видоизменялся в музыке разных народов. Результатом такой адаптации является его разновидность, распространенная на Кавказе – кавказские гармони, азиатские гармони. На Кавказе гармония была завезена в 19 веке. Понятие кавказская гармони является общим, так как подразумевает ее национальные разновидности, такие как: грузинский и азербайджанский гармони, осетинский ирон-кандзал-пандир, адыгейский и кабардино-балкарский пшине, дагестанский комуз. Формирование грузинской гармонии должно было начаться во второй половине XIX века. Изготавливалась индивидуально в мастерских.
Существует три вида грузинских гармони:
- ранние – так называемые тушетские гармонии;
- миниатюра (бузика, цико-цико) в
- поздние – так называемые бас-гармони.
Гармони могут быть разных размеров в зависимости от типа и индивидуального запроса клиента.
История
[ редактировать ]Грузинский аккордеон был создан в 19 веке предположительно немецкими колонистами , жившими в Грузии с 1818 года.
Структура
[ редактировать ]Тушетинские гармони имеют высоту 35 см, ширину 17 см; размеры цико-цико 10 см/4 см, бас-гармони 40 см/20 см.
Типы
[ редактировать ]Тушетская гармони особенно популярна в горных районах Восточной Грузии, точнее в Тушети. Этот тип грузинской гармони сформировался сравнительно рано. Тушетинские гармони могут быть как диатоническими, так и хроматическими, имеют разные басовые системы. Эти гармони в основном имеют 19 басов, но встречаются и 12, 11 и 8 басов. Как правило, тушетинские гармонии имеют 18 диатонических тональностей. Соответственно хроматический инструмент имеет 12 дополнительных полутоновых клавиш. Басовая система может быть также диатонической или хроматической, тушетские гармони имеют характерный внешний вид, но существуют и тушетские гармони с другим оформлением. Большинство грузинских гармони имеют интересный механизм затвора – крючок и петля внутри корпуса. Он открывается при перемещении инструмента вперед и закрывается при перемещении назад. Миниатюрные диатонические карманные гармони (цико-цико и бузика/музика), визуально похожие на традиционные грузинские гармони, распространены в Картли-Кахетии, горных районах Восточной Грузии и Раче. Бузика немного крупнее Цико-цико, как правило, у них обоих одна диатоническая октава и 2-3 баса; в некоторых случаях у них вообще нет баса. Более поздний вид грузинских гармоний – это так называемые Басовые гармони. Можно сказать, что он возник в результате развития тушетинских гармоний. В отличие от тушетинских гармоний, басовая гармония имеет 80 басов, поэтому ее название предполагает множественность басов. Этот тип гармони больше по размеру и имеет 21 диатоническую и 14 полутоновых клавиш. Его клавиши шире по сравнению с кавказскими гармонями. Тушерианские и миниатюрные гармони имеют разную технику игры. Техника тушетинских гармони аналогична в Тушети и Раче. Однако тушетский стиль музыкального мышления более орнаментирован и мелизматичен.
Репертуар
[ редактировать ]На традиционных гармонях исполняются танцевальные мелодии, лирико-любовные, эпические и юмористические, редко путевые песни и панихиды. Есть кадр, где гармонист играет мелодию обрядовой песни, стоя в центре двухэтажного хоровода "Корбегела". Гармония не следует мелодии, а выполняет функцию баса. Следует отметить, что в музыке некоторых этнографических регионов гармония заменила традиционные инструменты (такие как пандури, чианури, чибони). В городе он стал ансамблевым инструментом. В отличие от инструментов, завезенных из-за границы ( мандолина , гитара , дудудки , зурна ), в Грузии гармони претерпели серьезные изменения – приобрели первоначальную форму и внешний вид. Этот факт и почти двести лет гармонии в Грузии позволяют смело заявить.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Николоз Джохадзе , Грузинская гармоника, Журнал Музыка, 2016 N4 / Николоз Джохадзе, Грузинская гармоника (виды, мастера, техника игры) Юр. Музыка 2016 N4;