Хемницкая концертина
![]() | |
Классификация | Бесплатный язычковый аэрофон |
---|---|
Связанные инструменты | |
Музыканты | |
Строители | |
Концертина Хемнитцера — это музыкальный инструмент из категории ручных сильфонных инструментов со свободной тростью , иногда называемый сжимающими коробками . Концертина Хемнитцера наиболее тесно связана с бандонеоном ( немецкое написание: Bandonion ) и более отдаленно — с другими типами гармоник и аккордеонов . По сути, это увеличенная версия Anglo Concertina , которая по звучанию больше похожа на аккордеон из-за наличия нескольких рядов язычков.
Физическое описание
[ редактировать ]Он имеет примерно квадратное поперечное сечение, а клавиатуры состоят из цилиндрических кнопок на каждом конце, расположенных изогнутыми рядами. Как и у других гармошек , кнопки расположены по бокам инструмента, тогда как клавиши и кнопки аккордеона находятся спереди. На каждом конце прикреплен ремешок, обычно кожаный , который удерживает ладонь музыканта напротив инструмента во время игры. Сравните с английской гармоникой, где большой палец держит ремешок, мизинец держится на подставке, а остальные три пальца нажимают на клавиши. Инструмент бизонорный, то есть каждая кнопка соответствует двум нотам: одной при сжатии меха, другой при его расширении. На большинстве инструментов для каждой ноты звучат две или более (а целых пять) тростей. Звуки воспроизводятся либо в октавах , либо в унисон , либо в некоторой их комбинации.
Внутренняя конструкция отличается от других гармошек тем, что механизм больше напоминает аккордеон, а трости изготовлены из стали (а не из латуни) и часто крепятся группами по двадцать или более к длинным цинковым или алюминиевым пластинам, а не к на отдельные кадры. Эта аранжировка напоминает аранжировку русского аккордеона, баяна .
-
Модель с 39 кнопками «Жемчужная королева» (серийный номер: 3762, год выпуска: 1926)
-
«Жемчужная королева», англоязычная концертина, бандонеон
История
[ редактировать ]Источники расходятся во мнениях, создал ли немецкий изобретатель Карл Фридрих Улиг свою первую концертину после того, как увидел Чарльза Уитстона одноименный инструмент , или эти два человека изобрели свои инструменты одновременно и независимо. Патент Улига датирован 1834 годом, и хотя Уитстон запатентовал родственный инструмент, симфоний , в 1829 году, он не патентовал инструмент под названием «Концертина» до 1844 года.
Типы
[ редактировать ]
Первый инструмент Улига имел по пять кнопок с каждой стороны, но клавиатура была быстро расширена и по мере этого разошлась по разным линиям. Heinrich Band's продавался под названием Bandonion . Несколько других немецких инструментов продавались под названием «концертина» (или «концертина» ), а их клавишным системам были присвоены имена в зависимости от их создателей, как в случае с Бандом и Шеффлером , или города их происхождения, как в случае с системами Carlsfelder и Chemnitzer .
Строго говоря, раскладка Chemnitzer — это одна из 38, 39, 51 или 52-кнопочной системы или одна из американских расширенных версий 52-кнопочной системы. Термин «хемницер», особенно в англоязычных странах, часто применяется к любой квадратной немецкой гармонике, не являющейся бандонионом.
В Соединенных Штатах , особенно на Среднем Западе , где другие типы гармошки не так хорошо известны, ее можно назвать просто «концертиной». [ нужна ссылка ]
Существуют также хемницеровские концертины с 65 кнопками (всего 130 нот), созданные Альбертом Неханицким, которые называются «130 клавишных концертин». Высокочастотная клавиатура имеет 3-октавный диапазон от A3 до A6, а басовая клавиатура имеет полную систему басов и аккордов со всеми 12 хроматическими басовыми нотами и 96 аккордами, каждый из которых можно воспроизводить как по нажатию, так и по вытягиванию. Эти типы инструментов возрождаются и становятся все более популярными во всех музыкальных жанрах благодаря своей универсальности.
Chemnitzer со 152 клавишами имеет 76 кнопок и использует расширенную раскладку по сравнению с 130, что увеличивает его диапазон и универсальность, а также восстанавливается.
Концертины Chemnitzer имеют до 4 рангов тростей, хотя существуют версии с 5 (или более) наборами тростей, которые восстанавливаются.
Инновации
[ редактировать ]
Наиболее заметные инновации во внутренней конструкции концертины Хемнитцера были внесены немецко-американскими производителями инструментов в Чикаго : Эрнест Гласс запатентовал алюминиевый механизм в 1912 году ( патент США 1 024 771 ), который был быстрее и тише, чем более ранние деревянные механизмы; его сын Отто усовершенствовал это действие в 1928 году ( патент США 1737839 ). В 1932 году Отто Шлихт запатентовал затвор ( патент США 1 890 830 ), который улучшил способ поворота рычагов действия и позволил изготавливать рычаги действия путем гибки металлической заготовки, а не штамповки. В 1910 году, до этих усовершенствований, Роберту Лепперту был выдан патент ( патент США 978460 ), спецификация которого подробно описывает действие, содержащее шарнирные рычаги между ключами и поддонами, однако претензии патента касаются только средства выражения. также описано управление; неясно, действительно ли Лепперт изобрел такое расположение действий.
Альберт Г. Нечаницкий (1909–1986) изобрел 130-клавишную концертину Хемнитцера, которая является полностью хроматической, что позволяет ей играть в каждой тональности. Эта инновационная гармошка избавляет от необходимости носить с собой несколько 104-клавишных гармоник, расположенных в разных тональностях, иногда без маркировки, обозначающей их соответствующие тональности. Он также опубликовал метод для своего инструмента, который объясняет, чем его конструкция отличается от других.
Многие американские и итальянские строители (например, Eagle Concertinas) 20-го века начали использовать трости и тростниковые блоки, подобные тем, что используются в аккордеонах, в качестве меры экономии, для облегчения ремонта и улучшения звука.
Репертуар
[ редактировать ]Хемницерская концертина преимущественно использовалась в народной музыке , особенно в польке , которую играли жители Центральной и Восточной Европы. [ ВОЗ? ] и иммигрантами девятнадцатого и двадцатого веков в Соединенные Штаты из этих регионов. «Вупи Джон» Уилфарт и Уолтер «Маленький Уолли» Ягайло были двумя яркими примерами музыкантов польки, играющих на хемницерских концертинах. [ 1 ] Однако инструмент, особенно в его версиях с 52 кнопками и более крупными, способен работать и в других музыкальных контекстах, например, в классической музыке.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Триггс, Брюс (2019). Аккордеонная революция: народная история аккордеона в Северной Америке от промышленной революции до рок-н-ролла . Канада. ISBN 978-1-9990677-0-0 . OCLC 1117470211 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
- Дарк, Мария (1996). Бандонион и концертина: вклад в представление типа инструмента (2-е изд.). Мюнхен-Зальцбург: музыкальное издательство Эмиля Кацбихлера. ISBN 3-87397-070-8
- Риппли, ЛаВерн Дж. (2006) «Хемницеровская концертина»
Издательство колледжа Святого Олафа ЛаВерн Дж. Риппли Нортфилд, Миннесота 55057-1098 (507) 606-3233 Факс 646-3732